Участие политических партий в выборах и референдумах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятия политических партий и избирательного процесса

Партия представляют собой группу лиц, которые объединены определенными целями и выражают интересы определенных общностей.

Политическая партия в юридической науке определяется как политическое объединение группы лиц, которое имеет определенную структуру организации, цели, задачи представляет интересы определенных социальных групп.

Исторически процесс и становления партий и избирательного процесса тесно взаимосвязаны.

Под избирательным процессом принято понимать регулируемую законодательно деятельность политических субъектов ля организации и проведения выборов в органы государственной власти.

Как отмечают правоведы российское избирательное законодательство является одним из наиболее детально проработанных и открывающих широкие возможности для гражданских инициатив, которые применимы в избирательном процессе.

Условия участия партии в выборах

Исследователи в области юриспруденции выделяют ряд требований к политической партии для ее участия в политическом процессе. Среди материально-правовых предпосылок участия партий в выборах выделяют следующие:

  • Наличие у партии права на избирательное объединение;
  • Сам процесс участия в выборах;
  • Выдвижение партией кандидатов в период предвыборных избирательных компаний;
  • Наличие у партии опубликованной предвыборной программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо отметить, что кандидаты, выдвинутые от партии, должны быть определены путем тайного голосования представительными органами данной партии, то есть этот процесс регламентируется сверху. При этом, вопрос об отзыве кандидата остается полностью на усмотрение партии его выдвинувшей.

Участие политических партий в избирательной компании

Избирательной компанией в юридической литературе принято понимать определенный период во времени, когда происходит подготовка выборов, пропаганда партий, их программ и кандидатов в соответствии с нормами законодательства.

С целью проведения избирательной компании в партиях создается предвыборный штаб, который составляют люди, имеющую надлежащую для совершения своей деятельности квалификацию.

Через своих уполномоченных представителей политические партии могут осуществлять контроль за ходом проведения перевыборной компании, самих выборов, процедурой подсчета голосов. Эти представители имеют право знакомится со всей документацией, связанной с выборами. Для осуществления уполномоченными представителями своих функций Центральная комиссия и ее региональные отделения создают Информационные центры.

Поскольку политические партии являются частью избирательного процесса, то их представителей привлекают с целью разработки и совершенствования избирательного законодательства.

Типы избирательной системы

Результаты выборов, которые определяют победителей предвыборной компании, во многом зависят от типа избирательной системы. Исследователи выделяют два основных типа избирательной системы:

– не менее 20 человек – для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации;

– не менее 10 человек – для выдвижения инициативы проведения местного референдума[42].

Политическая партия вправе участвовать в агитации по вопросам референдума, действуя в качестве инициативной либо иной группы участников референдума. Политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления, предоставляется бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания для проведения агитации по вопросам референдума.

Указанные политические партии вправе также назначить по одному члену с правом совещательного голоса в соответствующую уровню проведения референдума и нижестоящие комиссии референдума. Каждая политическая партия вправе назначать наблюдателей в комиссии референдума.

При проведении агитации по вопросам референдума политическая партия на своем съезде вправе принять решение о создании инициативной агитационной группы, определив ее персональный состав. Инициативной агитационной группе, созданной политической партией, федеральный список кандидатов которой получил не менее 3% голосов избирателей на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предоставляется бесплатное эфирное время для агитации по вопросам референдума[43], а также помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для проведения массовых мероприятий[44].

Кроме того, политическая партия вправе обжаловать решения и действия (бездействие) комиссий референдума, нарушающие права политической партии.

Освобождены ли какие-либо политические партии от сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума

УЧИТЫВАЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ принципы конституционного строя в Российской Федерации, законодатель установил отдельные допустимые преференции политическим партиям в ходе реализации инициативы референдума.

Так, политическая партия[45] вправе выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации[46] либо способствовать выдвижению инициативы проведения референдума Российской Федерации.

В качестве условия назначения референдума любого уровня законодательством предусматривается сбор и представление в соответствующую комиссию определенного количества подписей участников референдума в поддержку инициативы его проведения (за исключением выдвижения Конституционным Собранием инициативы референдума Российской Федерации по проекту Конституции Российской Федерации, выдвижения инициативы федеральным органом государственной власти в случае, предусмотренном международным договором Российской Федерации, совместного выдвижения инициативы представительным органом и главой местной администрации муниципального образования).

При выдвижении инициативы проведения референдума политической партией референдум может быть назначен только в случае представления необходимого количества подписей. В отличие от процедуры участия партии в выборах различного уровня, политические партии, независимо от числа полученных ими голосов на предшествующих выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, не освобождаются от сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

Может ли политическая партия принимать участие в агитации по вопросам референдума Российской Федерации

В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ законодательством агитацией по вопросам референдума признается деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос[48].

Исходя из основных принципов проведения референдумов, прежде всего – равного права на участие в электоральных процедурах, политическая партия вправе участвовать в агитации по вопросам референдума исключительно через группы участников референдума (инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, иные группы участников референдума).

Инициативная агитационная группа создает собственный фонд референдума, за счет средств которого вправе изготавливать агитационные материалы, оплачивать эфирное время и печатную площадь и финансировать иные расходы, связанные с агитацией по вопросам референдума.

Только в одном случае законодатель предоставил определенные преференции для групп участников референдума, созданных политической партией, – при проведении агитации на телевидении и радио.

При проведении референдума Российской Федерации агитационной инициативной группе, созданной политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, получивший не менее 3% голосов избирателей на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предоставляется бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания для агитации по вопросам референдума. Иные инициативные агитационные группы вправе получать эфирное время только на платной основе.

При проведении референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы политических партий (их структурных подразделений), если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) соответственно уровню референдума в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования[49].

Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах

1. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 85-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 106-ФЗ)

4. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.

В современном демократическом государстве одним из самых важных показателей влиятельности политической партии является реальная поддержка избирателей - количество проголосовавших за ту или иную партию во время избирательных кампаний. Данное обстоятельство вытекает из, пожалуй, основной функции политической партии, которой является организация и проведение избирательных кампаний. Именно участие в выборах является не только основной функцией, но и обязанностью политической партии.

В Российской Федерации политические партии имеют право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном действующим избирательным законодательством. Для более подробного рассмотрения форм участия политических партий в избирательном процессе сформулируем все возможные права политических партий в рамках избирательного процесса: право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на должности органов государственной власти и органов местного самоуправления; право вести агитацию, направленную на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых партией; право формировать избирательные фонды; право назначать доверенных лиц, способствующих избранию выдвинутых кандидатов (списков кандидатов); право назначать наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней для наблюдения за про­цессом голосования, подсчетом голосов избирателей и установлением результатов выборов; право представлять кандидатуры для назначения членов избирательных комиссий всех уровней (за исключением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации); право назначать членов избирательных комиссий с совещательным голосом; право обращения в уполномоченные органы с жалобами на нарушения избирательных прав; право на отзыв выдвинутых кандидатов.

Указанные правомочия корреспондируют формам участия политических партий в избирательном процессе, некоторые из которых мы постараемся рассмотреть в рамках данной статьи.

Политическая партия, а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут участвовать в выборах только после предоставления в Центральную избирательную комиссию Рф документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Рф, и только в тех выборах, которые будут назначены, и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской федерации о выборах.

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Таким образом, первостепенной формой участия политических партий в избирательном процессе является выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Следующей формой участия политических партий в избирательном процессе является предвыборная агитация.

Политическая партия имеет право вести агитацию, направленную на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых партией. Отсюда следует, что формой участия политич­ской партии в избирательном процессе является проведение агитации, направленной на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых данной партией.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

- призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, федеральный список, списки кандидатов либо против него (них);

выражение предпочтения какому-либо кандидату, политической партии, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), политической партии, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

Доверенные лица получают от избирательной комиссии соответствующие удостоверения и осуществляют на всех последующих стадиях избирательного процесса агитационную и иную деятельность, способствующую избранию данного кандидата. Кандидат вправе назначить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Кандидат имеет также право назначить своего представителя по финансовым вопросам, который регистрируется избирательной комиссией в установленном порядке. Еще одно важное право кандидата, связанное с обеспечением контроля за организацией голосования и подсчетом голосов избирателей, заключается в возможности назначить своих наблюдателей на каждый избирательный участок.

Помимо рассмотренных форм, политические партии имеют право на выдвижение кандидатур в состав избирательных комиссий различного уровня. Составы избирательных комиссий в связи с действующим законодательством о выборах формируются на основе предложений политических партий, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления.

В современном демократическом государстве одним из самых важных показателей влиятельности политической партии является реальная поддержка избирателей - количество проголосовавших за ту или иную партию во время избирательных кампаний. Данное обстоятельство вытекает из, пожалуй, основной функции политической партии, которой является организация и проведение избирательных кампаний. Именно участие в выборах является не только основной функцией, но и обязанностью политической партии.

В Российской Федерации политические партии имеют право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном действующим избирательным законодательством. Для более подробного рассмотрения форм участия политических партий в избирательном процессе сформулируем все возможные права политических партий в рамках избирательного процесса: право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на должности органов государственной власти и органов местного самоуправления; право вести агитацию, направленную на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых партией; право формировать избирательные фонды; право назначать доверенных лиц, способствующих избранию выдвинутых кандидатов (списков кандидатов); право назначать наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней для наблюдения за про­цессом голосования, подсчетом голосов избирателей и установлением результатов выборов; право представлять кандидатуры для назначения членов избирательных комиссий всех уровней (за исключением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации); право назначать членов избирательных комиссий с совещательным голосом; право обращения в уполномоченные органы с жалобами на нарушения избирательных прав; право на отзыв выдвинутых кандидатов.

Указанные правомочия корреспондируют формам участия политических партий в избирательном процессе, некоторые из которых мы постараемся рассмотреть в рамках данной статьи.

Политическая партия, а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут участвовать в выборах только после предоставления в Центральную избирательную комиссию Рф документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Рф, и только в тех выборах, которые будут назначены, и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской федерации о выборах.

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Таким образом, первостепенной формой участия политических партий в избирательном процессе является выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Следующей формой участия политических партий в избирательном процессе является предвыборная агитация.

Политическая партия имеет право вести агитацию, направленную на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых партией. Отсюда следует, что формой участия политич­ской партии в избирательном процессе является проведение агитации, направленной на избрание кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых данной партией.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

- призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, федеральный список, списки кандидатов либо против него (них);

выражение предпочтения какому-либо кандидату, политической партии, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), политической партии, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

Доверенные лица получают от избирательной комиссии соответствующие удостоверения и осуществляют на всех последующих стадиях избирательного процесса агитационную и иную деятельность, способствующую избранию данного кандидата. Кандидат вправе назначить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Кандидат имеет также право назначить своего представителя по финансовым вопросам, который регистрируется избирательной комиссией в установленном порядке. Еще одно важное право кандидата, связанное с обеспечением контроля за организацией голосования и подсчетом голосов избирателей, заключается в возможности назначить своих наблюдателей на каждый избирательный участок.

Помимо рассмотренных форм, политические партии имеют право на выдвижение кандидатур в состав избирательных комиссий различного уровня. Составы избирательных комиссий в связи с действующим законодательством о выборах формируются на основе предложений политических партий, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: