Творчество роберта рафаиловича фалька кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роберт Рафаилович Фальк (1886—1958) — русский живописец-авангардист.

Содержание

Биография

Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском доме по адресу: ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36.

После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.

Фальк скончался в Москве 1 октября 1958. Похоронен на столичном Семья

Фальк был женат четыре раза.

    Наиболее известные работы

Галерея

Церковь в Обыденском (в лиловом) 1912. Холст, масло. 88,5х104. Государственная Третьяковская галерея.

Роберт Фальк был любимым художником русских нонконформистов. Он считается предтечей неофициального искусства — в своем творчестве он сумел гармонично соединить русский модерн и авангард. При этом, его авангард не предполагал оппозиции, деклараций, идеологии и манифестов: он глубоко интимен и приватен.

Роберт Фальк появился на свет осенним днем 15 октября 1886 в московской еврейской семье. Его отец был юристом и известным шахматистом, редактором спортивных газет, посвященных этой игре. Состоятельная и интеллигентная семья дала будущему живописцу многое — в доме говорили на немецком, детей воспитывали в строгой лютеранской традиции, их образованию уделялось самое пристальное внимание.

Живопись рано заинтересовала Роберта Рафаиловича. В семье к этому увлечению не относились серьезно, но и не препятствовали ему. С 1902 года Фальк стал студентом в школе-студии Константина Федоровича Юона, а далее, до 1905 года, учился у Ильи Ивановича Машкова.

В 1910-ом году Роберт Фальк отправляется путешествовать и за год посещает несколько городов Италии. Приход большевиков к власти становится началом возвышения художника — до 1917-го его живопись не вызывала особого интереса у публики. Революция изменила это: Фальк признан и обласкан Советской властью, занимает высокие должности, его работы экспонируются на зарубежных и международных выставках. С 1925 года мэтр находит себя в амплуа театрального художника.

1928 год — переломный для Фалька. Он уезжает в Париж изучать французскую живопись и максимально ограничивает связь с бывшими соотечественниками. Мастер полностью посвящает себя искусству, при этом лишь иногда выставляется в Салонах (Независимых, Осеннем, Тюильри), чаще — в галереях частных лиц.

Власти были недовольны работой Фалька. Мастера обвиняли в формализме, его творческой деятельности препятствовали. В 1943 году на фронте гибнет сын художника, и это событие совершенно подкашивает живописца. С этого момента он начинает угасать. Положение усугубляет травля, развернутая Союзом художников — ни мэтр, ни его работы, по их мнению, не вписываются в счастливую советскую реальность. Всеми забытый, заброшенный, живописец продолжает рисовать в своей мастерской, в Москве. 1 октября 1958 года Роберт Рафаилович Фальк уходит из жизни.

Самые известные картины Роберта Фалька

Мастер написал множество работ, которые сегодня являются украшением галерей и частных коллекций. Среди них произведения разных жанров — пейзажи, натюрморты, портреты и даже театральные декорации. Самые известные картины Роберта Фалька:

Признание после смерти

При жизни Роберт Фальк не был признан. Да и после смерти, на печально известной выставке 1962-го Хрущев унизил его творчество. Тем не менее, время расставило всё по местам. Сегодня картины мастера известны и любимы. В годы забвения мэтру приходилось подрабатывать театральным оформителем, пытаясь свести концы с концами. Сегодня же его шедевры бьют рекорды на мировых аукционах. Справедливость восторжествовала.

Главная иллюстрация к статье о Фальке

Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Он пробовал разные стили и направления, изобретенные его современниками. Но спокойно мог и к Рембрандту пойти за вдохновением. Стили он воспринимал лишь как возможность сделать образ выразительным, уникальным.

Цвет для него тоже был инструментом, который работал на образ. У него есть и очень яркие работы, и почти монохромные. Но его цвет всегда откликается в душе. Он удивительным образом преобразуется в нашем воображении в тепло, жару, ощущение ветра и ночной прохлады.

В 2021 году в Новой Третьяковке — выставка работ Фалька. Привезли много работ, показали все периоды.

Пусть мои впечатления останутся тут. Не буду вдаваться в детали его жизни или делать глубокий анализ картин. Но я надеюсь, что смогу вам дать то, чего не даст ни один подробный рассказ о биографии художника или увесистый путеводитель с описаниями картин.

Я хочу разбудить в вас сильный интерес к художнику и желание посмотреть его картины вживую. Тем более, что благодаря стараниям его жены его работы есть во многих музеях России.

Автопортреты Роберта Фалька

Фальк много писал себя, как Рембрандт и Ван Гог. В основном в молодые годы, до 40 лет.

Но самый знаменитый свой портрет он создал в самом конце жизни. В красной феске. Сначала изобразил себя без неё…

Фальк. Автопортрет в красной феске

Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива

Но его супруга удивилась, почему автопортрет такой мрачный. Неужели ничего не радует в жизни? И тогда Фальк натянул купленную в Париже феску и добавил её на полотно.

Но вернёмся к молодости.

Наследие постимпрессионистов

Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.

Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Сравнение Фалька и Ван Гога

Слева: Роберт Фальк. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911. Собрание Валентина Шустера. Фото из личного архива. Справа: Винсент Ван Гог. Портрет Доктора Рея. 1889. Пушкинский музей, Москва. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.

Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Сравнение Сезанна и Фалька

Слева: Роберт Фальк. Натюрморт на белой скатерти. 1914. Собрание Светланы и Бориса Молчановых, Москва. Фото из личного архива. Справа: Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной яблок. 1896. Чикагский художественный музей. Wikimedia Commons.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.

А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.

Фрагмент натюрморта Фалька

Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Фальк. Пейзаж со свиньями

Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Сравнение Фалька и Гогена

Слева: Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива. Справа: Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Русский экспрессионизм Фалька

В результате получился русский экспрессионизм. Упрощённые формы. Почти плоское пространство. Большие пятна сплошного цвета. Так художник передавал атмосферу и своё настроение. И такого с помощью натурализма, конечно, не сделать.

Вот тишина и прохлада вечернего города. Столбы забора фиолетовые. Реалист бы изобразил их серыми. А схематичность деревьев как раз уместна в вечернее время, когда детали малоразличимы.

Фальк. Церковь в лиловом

Роберт Фальк. Церковь в лиловом. 1912. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

А вот рядом с кроной тополя мы видим розовое пятно. Оно передаёт ощущение жаркого воздуха и звенящей тишины пригорода.

Фальк. Пирамидальный тополь

Роберт Фальк. Пирамидальный тополь. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

А здесь столь яркая желтая стена дома, что так и чувствуется невероятно палящее солнце и отсутствие ветра.

Фальк. Турецкие бани

Роберт Фальк. Турецкие бани. 1915. Радищевский музей в Саратове. Фото из личного архива.

Лирический кубизм Фалька

Кубизм Пикассо и Брака повлиял на всех авангардных художников. В том числе и на Роберта Фалька.

Но его кубизм мягкий и довольно яркий. В отличие от радикализма и монохромности французских художников.

Фальк. Солнце, Крым, Козы.

Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Вот пейзаж соткан из очень больших мазков. И тополя словно слеплены из зелёных прямоугольников и трапеций. Необычное белое солнце. Да, оно настолько яркое, зенитное, что белое! Поглощает все цвета. Вокруг него свет уже рассеивается и как бы превращается в мазки сиреневого, розового, зеленого.

Фальк говорил, что чуть не ослеп, когда писал этот пейзаж. Все время приходилось смотреть на солнце.

А вот здесь Фальк похож на Джорджа Брака. Но тоже не так радикален. Его пейзаж не такой монохромный. Да и окна во всех домах он оставляет. У Брака же почти все дома без окон, что усиливает схематичность изображения.

Есть у Фалька и портреты в стиле лирического кубизма. Изображение фрагментарно , но это скорее выполняет декоративную функцию.

Острый треугольный нос дамы вторит ее туфельке. Вокруг гирлянды разноцветных мазков. Пышность платья хорошо передаётся как раз сетчатой структурой. В результате стиль подчеркивает живой, игривый характер модели.

Фальк и Рембрандт

Затем был период увлечения Рембрандтом. Густой слой краски, из которого словно выступает еле различимый образ. Канули в лету четкие контуры и клуазонизм (большие пятна сплошного цвета). Хотя цель та же — выразить самое важное в объекте или человеке.

Работы Фалька

Работы Роберта Фалька. Слева: Женщина в белой повязке. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Справа: Нищий. 1924. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Белая кофточка и повязка скрывают ее волосы, шею, грудь. Она становится чем-то похожей на монашку. Возможно, так художник передавал склонность Раисы Идельсон (третьей жены) к жертвенности. А одежда нищего (сильно похожего на Ленина) почти сливается с фоном. Ведь его стараются не замечать…

Пасмурный импрессионизм Фалька

В 1928 году Фальк поехал в командировку. И так получилось, что остался там на 10 лет. Как раз в это время в СССР запретили авангард и приказали всем работать только в стиле соцреализма. Эксперименты были неуместны.

На тот момент в Париже дышалось свободнее. Но удивительно, что к экспериментам художник уже особо не стремился. А вернулся к… импрессионизму.

Не забывал он во Франции и Рембрандта.

Фальк. Бретонка

Роберт Фальк. Бретонка (Жена рыбака). 1935. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но тоска по родине тянула назад. Поэтому картины становились все мрачнее. Хотя, казалось бы, импрессионизм – это разноцветье.

К тому же в Париж прибывало все больше фашистов. Еврейское происхождение Фалька уже начало привлекать их внимание.

И он вернулся в СССР. В 1937 году!

Поздний период Фалька

Его не арестовали. Но работать можно было только в стол. Пока не переключится на соцреализм. Но он работал по-своему. И оставался почти невостребованным до конца жизни.

Фальк. Красная скатерть

Роберт Фальк. Натюрморт на красной скатерти. 1946. Пушкинский музей, Москва. Фото из личного архива.

Писал центр Москвы – серый город с вкраплениями красного.

Конечно, много писал Подмосковье. Покошенные заборы и красную рябину.

Работы Фалька

Работы Роберта Фалька. Слева: Забор. Хотьково. 1946. Собрание Игоря Сановича. Справа: Рябина осенью. 1947. Музей-заповедник Абрамцево. Фото из личного архива.

Как видите, в этот период он уже не возвращается к кубизму или экспрессионизму. Его увлекает цвет.

Ссылка на бесплатный курс

Вот несколько оттенков коричневого создают почти монохромный аскетичный натюрморт. Но в этом простом цвете и очень простом объекте столько благородства и вечности! Вот как?!

Фальк. Картошка

Роберт Фальк. Картошка. 1955. Собрание Игоря Сановича. Фото из личного архива.

Чёрная статуэтка на очень темном фоне и красный цвет вазочек. Казалось бы, очень тревожное сочетание цветов. Но передается скорее внутренняя сдержанность.

Личная жизнь художника

Роберт Фальк был человеком влюбчивым. Для вдохновения ему было необходимо ощущение влюбленности. Так что официально он был женат 4 раза. Всех жён много писал.

Портреты жен Фалька

Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Лиза в розовом (Портрет первой жены Е. Потехиной). 1909. Частная коллекция. Вверху справа: Портрет Киры Алексеевой (второй жены). 1919. Третьяковская галерея. Внизу слева: Женщина в красном лифе (портрет третьей жены Раисы Идельсон). 1923. Третьяковская галерея. Внизу справа: В белой шали (портрет четвёртой жены Ангелины Щекин-Кротовой). 1947. Русский музей, Санкт-Петербург.

Со второй и третьей женами поддерживал тёплые отношения всю жизнь. Общался со своими детьми (от первого и второго браков). И очень переживал, если кто-то из-за него страдал.

Когда разводился с первой женой, на нервной почве даже попал в больницу. Именно там и создал свой знаменитый натюрморт с красной мебелью. На самом деле это не натюрморт, а портрет художника в тот жизненный период.

Фальк. Красная мебель

Роберт Фальк. Красная мебель. 1920. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Тревога и боль заполняют все пространство души. Это вызывает пустоту и растерянность, которые символизирует белая скатерть.

Он написал портрет, на котором представил, как все его три жены (с дочерью и матерью одной из них) стоят вместе. И всем хорошо, и все спокойны.

Но на самом деле первая жена так и не вышла замуж, всю жизнь ждала возвращения Фалька.

А их сын Валерий погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Это была трагедия, конечно. Тем более, что сын с отцом были близки.

Еще пара заметок о картинах Фалька

Видите несколько теней от кувшина на стене? При каждом сеансе художник наносил тень. Так передал время, его движение.

А вот на этом пейзаже обратите внимание на отражения в воде. Дома отражаются. А люди – нет. Возможно, в один из сеансов они стояли на фоне домов. А в другой раз их уже не было. Тоже интересный приём передачи времени в статичном пространстве.

Фальк. Пейзаж с водоемом

Роберт Фальк. Пейзаж с водоемом. 1935. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Ещё у Фалька есть натюрморт с чесноком. Есть легенда, что он смазывал этой пряностью картины в местах соединения просохших слоёв краски со свежими. И поэтому его картины имеют еле уловимый запах чеснока.

А ещё выставка начинается вот с этой работы Фалька.

Фальк. Обнаженная в кресле

Роберт Фальк. Обнаженная в кресле. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Когда-то Фальк вдохновлял немало художников сохранять верность себе и работать вне навязанной стилистики соцреализма. Под влиянием его работ в том числе возникла оттепель в середине 50-х – начале 60-х годов.

И именно эта работа Фалька разозлила Хрущева и запустила процесс подавления свободомыслия среди художников. Генсек был уверен, что это неприлично, это мазня и надо такое запретить. И запретили.

Но… люди из-за того, что об этом переполохе в Манеже рассказали по телевизору, узнали о Роберте Фальке. Многие услышали о нем впервые. Прониклись его творчеством и полюбили его.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.



Фальк Р.Р. Обнаженная в кресле. 1922–1923

Все мы знаем, что Никита Сергеевич не славился безупречным художественным вкусом. Его реакция на авангардистов заставила их понервничать, ожидая ареста. Однако крики остались криками, а художники – на свободе. Роберту Фальку не угрожало ни то ни другое. Он умер за 4 года до описываемого события.

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в семье юриста, где увлечение изобразительном искусством не расценивалось как серьезное занятие. Ему прочили карьеру музыканта, и в 16 лет он даже готовился к поступлению в консерваторию. Однако решимость стать художником была сильнее. В 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у знаменитостей – В.А.Серова, К.А.Коровина, А.Е.Архипова, Ап.М.Васнецова, Л.О. Пастернака. Там же Роберт познакомился с сокурсницей Елизаветой Сергеевной Потехиной. Девушка была родом из старинной дворянской семьи, и родители не одобряли неравного брака дочери с Фальком. Несмотря на запрет и разные вероисповедания, молодые поженились в 1909 году. Перед венчанием Фальк крестился, приняв имя Роман, но после революции вернулся к прежнему имени. В историю он вошел под именем Роберт.

Молодой Фальк испытывал на себе воздействие многих веяний. Период 1905-1909 годов он находился под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма.


Фальк Р.Р. Лиза в розовом. 1909

В 1910 году в МУЖВЗ Фальк оказался в числе студентов, которых исключили за бунт против авторитарных методов преподавания.

Он поехал в путешествие по Италии, где изучал работы известных мастеров.


Фальк Р.Р. Пристань. Серый день. 1911


Фальк Р.Р. Обнаженная. Крым. 1916

В 1916 году у Фалька и Потехиной родился сын Валерий, и это делает отношения супругов теплее. За 10 лет семейной жизни с Елизаветой Сергеевной художник написал более 15 её портретов.


Фальк Р.Р. Солнце. Крым. Козы. 1916

После революции 1917 года Роберт Фальк получил признание и известность. Он вел активную преподавательскую деятельность в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи. Желающих учиться у мастера было так много, что студенты устраивали конкурс между собой.


Фальк Р.Р. Дама в красном. 1918

В 20-е годы Фальк постепенно отходит от идей кубизма и демонстративности, придает всё большее значение цвету. Его живопись становится тоньше, сосредоточенней, в его работах читается погружение в себя.


Фальк Р.Р. Красная мебель. 1920

В 1920 году Фальк познакомился на этюдах в Бахчисарае с художницей Кирой Алексеевой, дочерью знаменитого режиссера Константина Станиславского. Они поженились, и у них родилась дочь Кирилла, ставшая впоследствии известным переводчиком на французский язык русских стихов и прозы.

Спустя два года брак с Кирой Алексеевой также распался. Фальк увлекся своей ученицей на курсе ВХУТЕМАС Раисой Идельсон и вскоре женился на ней.


Фальк Р.Р. Женщина в белой повязке. 1922–1923

В 1928 году он с супругой отправился в командировку в Париж для изучения французской классической живописи. Художник много работал, но также увлекался женщинами и встретил там Любовь Попеску. Через год Раиса Идельсон вернулась в СССР – по официальной версии – ухаживать за больным отцом. С Фальком она сохраняла теплые отношения и переписывалась много лет.


Фальк Р.Р. Место под застройку. 1934

Прожив в Париже 10 лет, Роберт Фальк вместе с сыном в 1937 году вернулся в СССР в самый разгар сталинских репрессий. Фальки избежали ареста или даже расстрела благодаря заступничеству бывшего тестя Константина Станиславского, а также дружбе с известным советским летчиком, героем Советского Союза, Андреем Юмашевым.

А в 1937 году художник познакомился на своей персональной выставке с искусствоведом, переводчиком Ангелиной Васильевной Щекиной-Кротовой. Фальку было 53 года, а ей – 29, девушка была из семьи потомственных дворян. Вскоре они поженились и поселились в мастерской Фалька, в мансарде в Доме Перцова на Пречистенской набережной, которую ему помогли получить его друзья.


Фальк Р.Р. В белой шали (А.В.Щекин-Кротова). 1946-1947

В 1938 году Фальк с женой уехал в эвакуацию сначала в Башкирию, а затем в Самарканд.


Фальк Р.Р. Золотой пустырь. Самарканд. 1943

В 1943 году на войне погиб сын Фалька Валерий. Это известие художник получил уже по возвращении в Москву.

В 1949 году Фальк встретил Майю Левидову, дочь своего знакомого писателя Михаила Левидова, погибшего в Гулаге. Художник не просто проводил много времени с новой музой, они путешествовали, принимали гостей. Однако развод у жены Ангелины Щекин-Кротовой он не просил.

С заработками у художника стало совсем туго: спасали частные уроки живописи. У него обучался живописи пианист Святослав Рихтер. Иногда покупал картины друг Фалька Илья Эренбург, а также коллекционер Георгий Костаки.

Весной 1958 года состоялась его последняя прижизненная небольшая персональная выставка в Московском союзе художников. Роберту Фальку был 71 год, и он тяжело болел после перенесенного инфаркта. Осенью он скончался в больнице на руках Майи Левидовой.


Фальк Р.Р. Автопортрет в красной феске. 1957

В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны и оставались вне поля зрения широкой публики. Его официальная жена Ангелина Васильевна Щекин-Кротова после смерти художника посвятила себя сохранению и популяризации творческого наследия Фалька. Помогала организовывать персональные выставки, опубликовала ряд статей о творчестве Роберта Рафаиловича, подарила многие работы Фалька музеям.

22 декабря 2020 – 11 апреля 2021

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39-42

Читайте также: