Творчество и е старова кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1769 г. стал академиком, спроектировав Кадетский корпус. В следующем году уже был профессором.

В 1771 г. женился на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери знаменитого мецената.

Зодчий скончался в 1808 г. в Петербурге. Похоронен при Александро-Невской лавре.

Творчество

Архитектор бы автором множества проектов в Петербурге, первопрестольной и ее окрестностей, на юге страны.

Один из первых касался усадьбы Никольское-Гагарино. Ее главное строение, соединявшееся оградами из камня с флигелями, окружал парадный двор. Над средним залом (одним из трех) нижнего этажа помещалась терраса. Стены залов были рустованы, на верхнем этаже они разделялись панно и лопатками.

В 1780-е гг. Старов возводит свои крупнейшие сооружения. Среди них Таврический дворец (1783-1789), городская усадьба Г.А. Потемкина, которая предназначалась для праздничных приемов. Двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком, увенчанным куполом на невысоком барабане, обрамлялся парадным двором, от него шли флигели. Композиционный центр корпуса составил зал-галерея, который разделил строение на две части. В творчестве зодчего дворец демонстрирует обращение к более строгому стилю. Стены в основном оставлены гладкими. Строгий дорический орден главенствует во всем сооружении. Внутреннее решение дворца было задумано грандиозно. Старов развил здесь мотив открытых колоннад и перспектив, видимых в просветах между колоннами. Само убранство поражало своим богатством. Во дворце располагались Картинный и Китайский залы, Гобеленовая гостиная, Диванная и др.

В 1785-1789 гг. Иван Егорович занимался возведением дворца в Пелле под Санкт-Петербургом. Он должен был составлять комплекс павильонов, галерей и колоннад, однако строительство было прекращено.

С 1783 по 1790 год Старов строил замок в Островках - усадьбе Григория Потемкина на невских берегах. Здесь он применил замковые формы с башнями, зубцами и ассиметричным планом, которые сочетались с классически лаконичными стенами.

Помимо дворцов и усадеб архитектор возводил и храмы. В Александро-Невской лавре он возвел Троицкий собор (1776-1790) и надвратную церковь (1783-1785), Свято-Преображенскую церковь в с. Спасское Бобрики (1778), Софийский собор недалеко от Царского села (1782-1788), Воскресенскую церковь на Волковом кладбище (1782-1785), Екатерининский собор в Херсоне (1786).

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И.Э. Грабарь называл Старова одним из одареннейших зодчих мира.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал и ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.

Портрет работы С. С. Щукина

Впоследствии у Кокоринова и Старова появились родственные связи. Кокоринов женился на старшей дочери богача-горнозаводчика Г.А. Демидова, Пульхерии Григорьевне. Она же была родной сестрой жены Старова, Натальи Григорьевны. Несмотря на значительную разницу в возрасте (восемнадцать лет), отношения зодчих были не только родственными, но и дружескими. После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.

Если даже ограничиться упоминанием только двух имен - Кокоринова и Деламота как архитектурных наставников Старова в Академии художеств, то серьезность его подготовки станет очевидной.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу (знак личного дворянства), а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В Париже Старов практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Вначале он знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать, руководствуясь программой Королевской Академии архитектуры, одного из лучших в Европе высших художественных заведений.

Таврический дворец и сад в 1914 году.

В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы. Эта усадьба своим композиционным строем и удивительной пластичностью форм во многом предопределила облик усадебных построек, созданных Старовым под Петербургом, внеся и в них мягкость и колорит Подмосковья.

Храм и колокольня в Никольском-Гагарине свидетельствуют и о глубоком творческом освоении Старовым мирового архитектурного наследия, и о дальнейшем развитии художественно-композиционных приемов допетровского зодчества. По поводу колокольни села Никольского И.Э. Грабарь писал, что, «не будь подписных чертежей Старова, нельзя было бы и мысли допустить, чтобы эта строгая эллинская дорика колонн, эта внушительная пустынность мощно разрустованного низа, несущего колоннаду второго яруса, могли родиться в голове русского художника 1770-х годов.

В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых, своих шуринов, в Тайцах и Сиворицах.

История жизни Ивана Егоровича Старова

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина. В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (с 1783 по 1790 год) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемно-пространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Место дворца в структуре города, его широкая обозримость предопределили его план, масштаб, сочетание объемов и архитектурный облик. Если мощные аккорды высотных композиций Смольного монастыря и Александро-Невской лавры контрастировали с низкими берегами широкой и полноводной Невы, то Таврический дворец как бы усмирял - уравновешивал - взлеты архитектурных масс плавными разворотами крыльев спокойного невысокого здания.

Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов, объемов и плана - качествами, которые присущи только действительно прекрасным произведениям искусства. В архитектоническом строе Таврического дворца заложена идея силы и мощи русского государства. Величавой торжественностью овеяны интерьеры главного корпуса - Купольный зал и Большая галерея. Единство ордера Купольного зала и Большой галереи делает переход из него в галерею органичным и эффектным.

В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. Годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

Усадебная церковь в Богородицке. Заложена в 1774.

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой. Авторские, хотя и не подписные, чертежи этого несколько помпезного строения хранятся в Государственном Русском музее.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве. Строительство сначала шло исключительно быстро. Здание возводилось из лучших материалов, с привлечением опытнейших мастеров. К 1789 году основные корпуса подвели под крышу. В том же году работы в Пелле приостановили. Екатерина II объясняла это начавшейся войной с Турцией.

Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы, находящейся от него в тридцати девяти километрах.

Галерея Таврического дворца в Ленинграде. 1783-89.

Главный фасад ансамбля обращен к Неве. Учитывая эффект восприятия с дальней перспективы, Старов разместил невдалеке от берега трехчастную композицию - центральный парадный трехэтажный корпус и два симметричных двухэтажных, выдвинутых вперед и перекрытых куполами на высоких барабанах. Корпуса связаны с центральной частью галереями.

Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением большой пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад.

Интерьеры Зимнего дворца, созданные Ф.Б. Растрелли, к 1780-м годам перестали отвечать изменившимся вкусам. Парадная половина дворца была перестроена в приемах классицизма. К работам привлекли Старова и Кваренги.

Старов работал в Зимнем дворце с 1788 по 1793 год. Он перестраивал северо-западный угловой корпус, обращенный к Неве и в сторону Адмиралтейства. По-видимому, Старову принадлежала новая отделка Портретного и Зеленого залов. Он также переделывал юго-западный угловой корпус, где был дворцовый театр.

Усадебный дом в Тайцах. 1774-80-е гг.

К Зимнему дворцу примыкал дом обер-гофмаршала Д.А. Шепелева. Он был соединен переходами с Малым и Старым Эрмитажами. В 1795 году Старов создал в Шепелевском доме декоративно-художественное убранство интерьеров бельэтажа. Отделывал он интерьеры и в Мраморном дворце.

Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых, одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н.П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789-1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).

Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

Но вскоре из-за большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с трениями с академическим руководством, он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в академии. В 1791 году Старов становится членом ее Совета. Спустя два года ему пожаловали орден Владимира III степени. В 1794-м его избрали адъюнкт-ректором архитектуры.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Заметим, что помощником Старова - преподавателя Академии художеств долгие годы был А.Д. Захаров, впоследствии великий зодчий.

Старов был связан с Петербургом не только учением, строительной деятельностью и преподаванием. Он жил во многих частях столицы. Молодой адъюнкт-профессор архитектуры Старов в течение нескольких лет, начиная с 1772 года, вместе с семьей занимал дом на Шестой линии Васильевского острова. Возведенный в 1720-1730 годах дом был двухэтажный, с деревянными службами и небольшим садом. Он принадлежал жене Старова, Наталье Григорьевне Демидовой. С Васильевского острова Старовы переехали на Симеоновскую улицу, в дом, который также входил в приданое Демидовой.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке в 1790 и 1791 годах у Старовых родились две дочери - Наталья и Анастасия. Судьба дочерей Старова обычна для девушек того времени. Они были выданы замуж. Четверо сыновей Старова в какой-то степени были причастны к архитектуре, но не унаследовали таланта отца.

В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда он, уже очень больной, продал его и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.


В 1762 году Старов в числе первых выпускников-золотых медалистов покидает стены альма-матер, затем живет в Париже, где работает в мастерской известного в Европе зодчего и автора выдающихся построек Шарля де Вайи. После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.

В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ – ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке, которые, к сожалению, постигла печальная участь: Богородицкий дворец был сожжен в 1941 году, а Бобринский оказался весьма странной затеей – он практически постоянно пустовал, требовал значительных капиталовложений, а затем и вовсе был разобран на кирпич графом Бобринским, побочным сыном императрицы Алексеем.

С середины 70-х архитектор систематически выполняет строительные заказы Григория Потемкина, работает над реконструкцией Александро-Невской лавры, принимает участие в строительстве Троицкого собора, перестраивает Аничков дворец и возводит в нем парковые сооружения.

Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец – архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.

В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, на престол вступает Павел Первый, который своим указом освобождает Старова от занимаемой должности. Так, Иван Егорович остается не у дел.

В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.


Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

    в Александро-Невской лавре (1776—1790 годы), там же надвратная церковь (1783—1785 годы); в Софии, близ Царского Села (1782—1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (1782—1785 годы) (1783—1788 годы); (1783—1789 годы, перестройка после пожара); (1785—1796);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и СиворицыСанкт-Петербургской губернии.

Тульская область:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе (1787—1789 годы)

Память

Литература

  • Кючарианц Д. А. Иван Старов. — Л. : Лениздат, 1982. — 191 с.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб. : Лениздат, 1997. — 1021 с. — ISBN 5-289-01585-X
  • Старов, Иван Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 февраля
  • Родившиеся в 1745 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 17 апреля
  • Умершие в 1808 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Российской империи
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Архитекторы Гатчины
  • Архитекторы классицизма
  • Персоналии:Днепропетровск
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Старов, Иван Егорович" в других словарях:

СТАРОВ Иван Егорович — [12 (23) февраля 1745, Петербург 5 (17) апреля 1808, там же], русский архитектор. Один их основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре. Образование Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском… … Энциклопедический словарь

Старов Иван Егорович — (1745 1808), русский архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен Деламота; преподавал там же (1769 72). Как пенсионер АХ в 1762 68 работал в Париже и… … Художественная энциклопедия

Старов Иван Егорович — [12(23).2.1745, Петербург, ‒ 5(17).4.1808, там же], русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758‒62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена Деламота. Как пенсионер АХ (1762‒68) жил в Париже… … Большая советская энциклопедия

СТАРОВ Иван Егорович — (1745 1808) российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783 89), Троицкий собор Александро Невской лавры (1776 90) в Санкт Петербурге … Большой Энциклопедический словарь

Старов Иван Егорович — Старов (Иван Егорович, 1743 1808) архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в… … Биографический словарь

Старов Иван Егорович — (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор). В 1762 68… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Старов, Иван Егорович — адъюнкт ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при… … Большая биографическая энциклопедия

Старов, Иван Егорович — И.Е. Старов. Троицкий собор (1776 90) Александро Невской лавры в Санкт Петербурге. СТАРОВ Иван Егорович (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Усадебные ансамбли близ Санкт–Петербурга (в Пелле, 1785 89),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Читайте также: