Турция в первой половине 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

* 1901.11.09 В ответ на французский ультиматум турецкий султан соглашается не ущемлять французские интересы в Турции.
* 1903.08.02 Начало восстания в Македонии. В конце сентября Турции удается его подавить, что вызывает волну протестов в Западной Европе и других местах против действий Турции.
* 1904. Антитурецкое восстание в Йемене

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "История Турции в XX веке" в других словарях:

История Турции — История Турции … Википедия

История Стамбула — Содержание 1 Доисторический период 2 Византий 3 Константинополь … Википедия

История РФ — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

История почты и почтовых марок Турции — Турецкая Республика тур … Википедия

История Анатолии — Содержание 1 Доисторическая Анатолия 1.1 Палеолит и мезолит 1.2 Неолит … Википедия

Турции — Координаты: 39°10′00″ с. ш. 35°40′00″ в. д. / 39.166667° с. ш. 35.666667° в. д. … Википедия

История Османской империи — История Османской империи … Википедия

История Албании — История Албании … Википедия

История Нагорного Карабаха — Доисторический период Азыхская пещера … Википедия

История и проблема нормализации отношений между Арменией и Турцией — История армяно турецких отношений начинается с IX века, когда тюркские племена огузов начали проникать из Средней Азии в Закавказье. В X XI веках этот процесс усилился. В XI веке Армения была завоевана сельджуками, в XIII веке – монголо… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В XX век Османская империя вступила в состоянии кризиса. Оно выражалось в следующем:

До начала первой мировой войны Турция приняла участие в нескольких локальных войнах. В 1911-1912 года страна потерпела поражение в итало-турецкой войне, у Турции в Европе оставался только Стамбул. В 1912-1913 годах произошли две Балканские войны, которые на время приостановили распад империи.

Турция в первой мировой войне

Начавшаяся первая мировая война породила надежду, что удастся восстановить Османскую империю в максимальных границах. Турция поддержала Тройственный союз и выступила против Великобритании, Франции и России. Турецкие войска принимали участие в военных операциях в Закавказье, Месопотамии, Сирии, Египте и Палестине.

30 октября 1918 года Турция выходит из войны, подписав Мудросское перемирие.

Мудросское перемирие – договор, подписанный Великобританией и Турцией. Он закреплял уничтожение государственности и фактическому разделу Турции.

Готовые работы на аналогичную тему

Сразу после подписания договора Великобритания, а затем Италия и Франция приступили к оккупации территории Османской империи. Турецкий султан утратил контроль над всеми завоёванными народами. Его владения ограничивались Малой Азией и небольшой территорией вокруг Стамбула.

Началась так называемая греко-турецкая война (греки в армии Антанты преобладали). Вновь избранный турецкий парламент (меджлис) отказался утвердить Сервский договор (1920 год) и добился пересмотра условий для страны. В 1923 году был подписан Лозаннский договор, который определил окончательные границы Турецкой республики (провозглашена 23 октября 1923 года). Президентом стал Мустафа Кемаль. Он занимал этот пост до 1938 года (до самой смерти).

Турция в 1930-1940-е годы

С 1923 по 1945 годы у власти находилась единственная партия Турецкой республики – Народно-республиканская. Её бессменным лидером оставался Мустафа Кемаль.

С началом второй мировой войны Турция стала придерживаться политики нейтралитета. Хотя нейтралитет был несколько односторонним, так как страна оказывала некоторое содействие фашистской Германии, в военных действиях турецкие войска участия не принимали. Это избавило Турецкую республику от санкций со стороны мирового сообщества поле окончания войны.

Мудросское перемирие, подписанное представителями султанского правительства 30 октября 1918 г., означало конец Османской империи, по империалистов Антанты не удовлетворял захват арабских областей, они открыто готовились разделить также собственно Турцию. Турецкая территория привлекала их и как объект колониальной эксплуатации и как плацдарм для развертывания антисоветской интервенции.

Через несколько дней после подписания Мудросского перемирия державы Антанты ввели свои военные эскадры в Дарданеллы и Босфор, назначили верховных комиссаров в Стамбул и полностью подчинили своему контролю султанское правительство. Вслед за тем союзники приступили к оккупации Анатолии. Английские, французские, итальянские, а позднее и греческие войска заняли ряд важнейших турецких областей: зону проливов, западное побережье Анатолии, включая Измир, южные порты, Киликию. Империалисты строили свои расчеты, исходя из ошибочного предположения, что разоренная и побежденная страна не сможет оказать им никакого сопротивления.

В Турции развернулось широкое национально-освободительное движение. На первых порах оно носило стихийный характер. Его основной движущей силой были трудящиеся массы, доведенные бедствиями мировой войны, хозяйничаньем германских империалистов и реакционным султанско-Младотурецким режимом до последней степени нищеты и отчаяния. Во время войны турецкие солдаты, не желая сражаться за чуждые им интересы, возвращались с оружием в руках в свои села и города и создавали партизанские отряды. Когда Турция подверглась иностранной оккупации и оказалась перед угрозой полной потери государственной самостоятельности, эти партизанские отряды первыми поднялись на борьбу за независимость. В январе 1919 г. партизаны выступили против французских оккупантов в Киликии. В мае, после оккупации Измира греками, партизанская борьба охватила Западную Анатолию.

Большое влияние на развитие турецкого национально-освободительного движения оказали события в России - Великая Октябрьская социалистическая революция и победоносная борьба Советского народа с контрреволюцией и империалистической интервенцией Турецкий народ увидел, что он не одинок в своей борьбе и может рассчитывать на дружбу и помощь социалистической державы.

Рабочий класс Турции участвовал в народной борьбе, но он был слишком малочислен и слаб, чтобы руководить ею. Во всей Турции тогда насчитывалось не более 60-70 тыс. рабочих. Не существовало ни профессиональных союзов, ни политической партии пролетариата. К тому же иностранная оккупация сразу отрезала все более или менее крупные пролетарские центры от внутренних областей Анатолии- средоточия турецкой нации и основного очага стихийной партизанской борьбы. Вследствие этого гегемония в антиимпериалистическом движении оказалась в руках анатолийской национальной буржуазии (главным образом торговой).

Анатолийская национальная буржуазия в то время еще могла выступать в качестве революционной силы. Она восприняла иностранную оккупацию и империалистические планы расчленения Турции как непосредственную угрозу своим жизненным интересам.




Встревоженные ростом национального движения, английские империалисты решили применить репрессии. 16 марта 1920 г. войска держав Антанты, главным образом Англии, оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан.

Репрессии лишь обострили положение. В ответ на оккупацию Стамбула и разгон палаты депутатов кемалисты созвали 23 апреля 1920 г. в Анкаре новый парламент - Великое национальное собрание Турции. Из числа его депутатов образовалось правительство во главе с Кемалем. Великое национальное собрание объявило себя единственной властью в стране и постановило, что все распоряжения султана и султанского правительства, изданные с момента оккупации Стамбула, не подлежат исполнению. Отныне Анатолия уже и формально перестала подчиняться Стамбулу.

Но турецкий народ отверг условия Севрского договора. Англо-греческие интервенты встретили в Анатолии решительное сопротивление.

Огромное значение для новой Турции имело установление тесной дружбы с Советской Россией. Анкарское правительство хорошо понимало, что только от Советской России борющаяся Турция может получить бескорыстную поддержку.

Уже 26 апреля 1920 г., через три дня после открытия Великого национального собрания, Мустафа Кемаль отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо с предложением установить дипломатические отношения и с просьбой оказать революционной Турции помощь в ее борьбе против империализма. Советское правительство, стремясь помочь турецкому народу в его справедливой борьбе, дало положительный ответ.

Особенно напряженное положение в советско-турецких отношениях создалось в конце 1920 и начале 1921 г., когда турецкие войска под командованием генерала Кязыма Карабекира, разгромив дашнакские части, вторглись в Армению, захватили ряд ее областей, а затем при попустительстве и содействии грузинских меньшевиков заняли некоторые районы Грузии.

Последовательная миролюбивая политика Советского правительства, победа Советской власти в Армении и Грузии разрушили провокационный план империалистов. В свою очередь руководящее ядро кемалистов, возглавляемое Кемалем, полностью осознало необходимость сближения с Советской Россией. 16 марта 1921 г. в Москве был подписан договор между РСФСР и Турцией о дружбе и братстве; 13 октября того же года Турция заключила аналогичный договор с Закавказскими советскими республиками - Азербайджаном, Арменией, Грузией - и 2 января 1922 г., во время пребывания в Анкаре чрезвычайной миссии во главе с М. В. Фрунзе,- с Украинской ССР.

Еще до подписания Московского договора Советское правительство начало оказывать помощь турецкому народу. В дальнейшем эта помощь возросла и расширилась, хотя Советская страна сама испытывала огромные лишения. Советское правительство безвозмездно передало турецкому народу более 10 млн. руб. золотом, значительное количество вооружения, боеприпасов и т. д.

Благодаря Советская поддержке, народам востока т противоречия в лагере Антанты Турки сумели в 1921 г. разбить интервентов в сражениях у Инёню и на р. Сакарья, а через год, в сентябре 1922 г., окончательно разгромить их, освободить Измир, всю Анатолию и сбросить греческую армию в море.

Победа над иностранными интервентами была вместе с тем победой турецкой национально-буржуазной революции над старым, феодально-клерикальным режимом. 1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание Турции уничтожило султанат, т. е. светскую власть османского монарха, 29 октября 1923 г. была провозглашена республика, а через полгода, 3 марта 1924 г., ликвидирован последний атрибут старого строя - халифат. На развалинах Османской империи создалось новое, буржуазно-национальное турецкое государство.

Крестьянство, вынесшее на себе основные тяготы освободительной войны, не получило ожидаемого им облегчения. Турецкий пролетариат остался в тяжелом положении. Как и раньше, отсутствовало рабочее законодательство, ничем не регулировались рабочий день, заработная плата, труд женщин и детей, не существовало профессиональных союзов.

Осенью 1922 г., тотчас после победы над греками, правительство запретило созванный с его же разрешения в Анкаре съезд Коммунистической партии. Многие коммунисты были арестованы, и вскоре Коммунистической партии пришлось окончательно уйти в подполье.

Тем не менее кемализм как течение, имевшее целью укрепление независимости Турции, еще сохранял свое прогрессивное значение.

28. Буржуазные преобразования в Турции (1920-1930-е гг.).

Турция при Кемале Ататюрке: секуляризация государства и частной жизни, преобразования в сфере экономики (этатизм), независимая внешняя политика).

Реформы первого президента Турецкой республики превратили ее из теократического государства в светское и она стала первой страной Востока, где ислам был официально отделен от государства. Революционные преобразования 20-30-е гг. позволили Турции превратиться в относительно благополучную в экономическом и политическом отношении страну. Ho, в целом, преобразования носили поверхностный характер и не затронули многомиллионной массы простых турок в сельской местности.

Тесное сплетение функций религии и государства затрудняло секуляризацию - отделение церкви от государства и школы от церкви, к чему приступили кемалисты, придя к власти.

В исламе секуляризация связана, прежде всего, с постепенным отрицанием религиозного права (шариата), с десакрализацией политического строя, в целом юридической системы. В Турции секуляризм можно рассматривать как предпосылку скорее вестернизации, чем демократизации. Турецкая модель секуляризма предусматривает радикальные изменения в исполнительной и законодательной власти страны, такие как упразднение султаната и халифата, запрет религиозных орденов и шариатских судов, принятие светского гражданского кодекса в 1926 г. по швейцарской модели и объявление Турецкой Республики светским государством, закрепленное соответствующей поправкой к Конституции страны в 1937 г.

В марте 1924 г. в Турции был принят закон о единой светской системе народного образования. Духовное обучение ликвидировалось - и как система и как отдельные уроки в светских школах.

Следующим важным шагом на пути преобразований стало принятие новой Конституции Турции 1924 г. Она закрепила буржуазный строй, провозгласила права и свободы, типичные для буржуазных стран. Законодательная власть находилась в руках ВНСТ, исполнительная - у парламента и президента Президент Турции, избиравшийся на четыре года, обладал значительными полномочиями.

Положение конституции Турции, закрепившее национализм в качестве одной из основ нового строя, вызывало осложнения в политической жизни и межнациональных отношениях. Абсолютное большинство антикемалистских выступлений в Турции проходило под религиозными лозунгами, за которыми скрывались и недовольство национальных меньшинств, ущемленных в своих правах, и крестьянские антифеодальные выступления.

В то же время, часть бывших сподвижников Ататюрка, являвшихся сторонниками реформ, стала возражать против неоправданного, по их мнению, разрушения традиций. Этот протест стал толчком к созданию в 1924 г. оппозиционной Прогрессивно-республиканской партии - РП) во главе с Кязымомпашой.

Правительство Ататюрка обрушилось на оппозицию, деятельность Прогрессивно-республиканской партии была запрещена, ее лидеров предали суду. Были закрыты оппозиционные газеты, репрессированы журналисты, при этом пострадало немало лиц, активно участвовавших в национально-освободительном движении. Кемалисты не сделали конструктивных выводов из уже обозначившегося в турецком обществе негативного отношения к наступлению на традиции. Наоборот, противодействие правящему режиму побудило Ататюрка и его сподвижников ускорить лаицистские реформы, проведение которых было завершено в рекордно короткие сроки.

В это же время, с 1925 г. в Турции стала вводиться международная система времени, календаря и мер измерения. Ушла в прошлое мусульманская система летоисчисления по году хиджры. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу.

В ноябре 1928 г. в Турции был осуществлен переход на новый турецкий алфавит налатинизированной графической основе. Арабский алфавит действительно мало подходил для передачи турецкой речи. Одновременно началась борьба с заимствованиями из арабского и персидского языков. Эту задачу должно было решить основанное Ататюрком Турецкое лингвистическое общество. Естественно, и здесь не обошлось без перехлестов. Арабские и персидские языки были классическими языками для турок и внесли в турецкий такие же словарные элементы, как греческий и латинский в европейские языки. Радикалы из лингвистического общества были настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть повседневного языка. Термины европейского происхождения импортировались, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся после отказа от арабских и персидских слов

В 20-х гг. XX в. в Турции были разработаны и приняты уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, в сфере частного права - гражданский процессуальный, торговый и другие кодексы

Западный опыт неоднократно копировался султанским военным ведомством с целью реформирования армии - столпа османского государства, а также для совершенствования экономических механизмов.

Поистине революционные преобразования в 20-30-х гг. превратили Турцию в относительно благополучное в политическом и экономическом отношении государство, пользующееся международным авторитетом и входящее в различные военные и экономические альянсы.

!КРАТКО о вышеперечисленных реформах

Политические преобразования

-Упразднение султаната (1 ноября 1922 года).

-Создание Народной партии и установление однопартийной политической системы (9 сентября 1923 года).

-Провозглашение Республики (29 октября 1923 года).

-Упразднение халифата (3 марта 1924 года).

-Преобразования в общественной жизни

-Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926—34 годы).

-Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года).

-Запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года).

-Закон о фамилиях (21 июня 1934 года).

-Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934 года).

-Введение международной системы времени, календаря и мер измерения (1925—31 годы).

Преобразования в правовой сфере

-Отмена меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) (1924—1937 годы).

-Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, в результате чего стал возможным переход на светскую систему государственного правления.

-Преобразования в сфере образования

-Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924 года).

-Принятие нового турецкого алфавита (1 ноября 1928 года).

-Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического обществ.

-Упорядочение университетского образования (31 мая 1933 года).

-Нововведения в сфере изящных искусств.

Преобразования в сфере экономики

-Отмена системы ашара (устаревшего налогообложения сельского хозяйства).

-Поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве.

С-оздание образцовых сельскохозяйственных предприятий.

-Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий.

-Принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933—37 годы), строительство дорог на территории всей страны.

Внешняя политика

Особенность раннего послереспубликанского периода заключалась в том, что Турция проводила основанную на положениях Национального пакта миролюбивую внешнюю политику. Благодаря успехам дипломатии, проливы Босфор и Дарданеллы по Конвенции Монтрё от 1936 г. были включены в систему национальной обороны Турции. Политика дружбы в отношениях со всеми соседними странами была в основе Балканского пакта, подписанного в 1934 г. и Садабадского - в 1937 г.

Проблема провинции Хатай была последним внешнеполитическим вопросом, которым успел заняться Ататюрк. Известный своим динамизмом, проницательностью, способностью точно определять расстановку сил и верными оценками внутренних и внешних условий, Ататюрк, скончавшийся 10 ноября 1938 г., решил проблему Хатая, совершил значительные шаги на пути развития государства по западной модели, создал современные институты власти и оставил в наследство страну, которая всем сердцем приняла его реформы.

29. Внутренняя и внешняя политика турецкого правительства в 1950 – 1970-е гг.

Кемализм и модернизационные процессы в Турции в 20–30-е годы ХХ века

Р. И. Измайлов

Турция в 20–30-е годы XX века вступила на путь обновления. В стране были проведены важнейшие буржуазные реформы: установление республиканского строя, ликвидация халифата, упразднение шариатских судов, отмена ашара, реформа алфавита. В 1924 г. принята конституция Турецкой республики. Эти реформы во многом предопределили дальнейшее развитие Турецкого государства. Но возникает вопрос: можно ли называть перемены в Турции в 20–30-е годы модернизацией страны? Если да, то как эта модернизация соотносилась с идеологией кемализма и в чем эта связь проявлялась? Именно такие цели и ставит перед собой автор данной работы.

Такой постановке вопроса внимания в отечественной историографии уделено не было, что обуславливает актуальность выбранной темы. Однако довольно часто рассматривались различные аспекты модернизационных процессов в Турции. Такие работы отличаются тем, что их авторы рассматривали определенную проблему, но в отрыве от модернизации в других сферах жизни турецкого общества и государства. В качестве примера можно выделить работу Н. Г. Киреева [1] . В этой работе автор анализирует формирование основ политики этатизма и ее влияние на ход и характер турецкой модернизации в сфере экономики. Но, как говорилось выше, автор в своем анализе затрагивает только экономическую политику государства, оставляя за пределами работы вопросы национально-культурных и политических реформ. Эти вопросы были в какой-то мере затронуты другими исследователями. Так, Полат Салих [2] подробно рассматривает процессы модернизации в культурной сфере, процесс создания и развития светского государства в Турции. В советской историографии выделяется также работа Э. Ю. Гасановой [3] , в которой проводится изучение идеологии национализма и его влияния на развитие Турции.

Целый ряд других исследований, как правило, в сжатом и научно-популярном виде излагает биографию Мустафы Кемаля и влияние его личности на характер турецких реформ [4] .

Для Турции, которая еще в начале века была средневековой Османской империей с властью султана и сословным строем, идеалом современного общества, несомненно, являлась Европа и европейское общество. Если рассматривать реформы в Турции, в частности в сферах культуры и быта, религии, то можно говорить об их проевропейской направленности. А так как модернизация – это усовершенствование, отвечающее современным требованиям, то процессы европеизации, проходившие в Турецкой республике, и можно назвать модернизацией.

Несмотря на некоторую самобытность преобразований в Турции, все же видится некая корреляция идей Ататюрка с Великой Французской революцией. Несомненно, Ататюрк понимал, что процессы модернизации в Европе развернулись в полной мере лишь после провозглашения Декларации 1789 г. Признание общественных прав и свобод и послужило отправной точкой развития Европы, поэтому первым серьезным шагом на пути к модернизации страны, предпринятым Кемалем, было принятие конституции 1924 г. Этот документ включал 105 статей. В статье 70 устанавливались такие публичные права и свободы, характерные для буржуазного права, как право и свобода договора, передвижения, трудовой деятельности, приобретения и владения.

Далее необходимо перейти к рассмотрению собственно кемализма и роли в нем модернизации.

Исходя из этих положений, можно сказать, что идеи модернизации и обновления страны лежали в основе идеологии кемализма.

Рассмотрим основные принципы кемализма, а также процессы модернизации, проводившейся посредством этих принципов. Такими, по моему мнению, являются лаицизм (принцип светскости), народность, этатизм, национализм. Что касается принципов республиканизма и революционности, то они, с моей точки зрения, не играли важной роли как в системе кемализма, так и в развитии государства. Они, скорее, были некой оболочкой для облегчения понимания народными массами всей системы принципов.

Лаицизм использовался для практических мероприятий по сокращению сферы действия ислама. Также он воспринимался как главное средство обеспечения модернизации страны, потому как сложившийся в странах мусульманского Востока тип культуры, в котором доминировало религиозное осознание мира, сильно отличался от более открытой культурной концепции Запада, что в конечном итоге привело к культурной изоляции и застою мусульманских народов. Мусульмане не имели другой классической культуры, кроме той, которая была сформирована исламом, у них не было культурных образцов, которые могли бы послужить основой для гуманистического воспитания личности.

В новых условиях существования национального государства, используя национализм как главное средство политической мобилизации всех социальных страт на осуществление модернизации, кемалисты должны были освободить национализм от всякого влияния религии, ислама, который, безусловно, становился препятствием на пути интеграции по всем линиям с Западом. При этом за теоретическую основу начатой модернизации они избрали работы Гек Алпа.

М. Кемаль выдвинул и проводил с 1924 г. радикальную политику лаицизма. Эта политика свела к нулю влияние религии на государство и в значительной степени сократила ее общественную роль.

В 1925 г. совет министров постановил закрыть текке (дервишские обители) и тюрбе (усыпальницы), а также запретить ношение фески и других средневековых головных уборов и одежды и ввести европейские головные уборы и одежду. В 1926 г. Великое национальное собрание Турции приняло гражданский кодекс (№ 743). В марте того же года он принял закон об упразднении шариатских (религиозных) судов и ввел светское судопроизводство, а также утвердил уголовный кодекс (разработанный на основе итальянского).

В 1928 г. ВНСТ исключило из конституции некоторые статьи, противоречащие требованиям лаицизма, в том числе и фразу, что государственной религией Турции является ислам.

Переход на метрическую систему мер по закону № 1782 от 26 марта 1931 г. также явился некоторым отходом от исламских традиций и может рассматриваться как мероприятие на пути к лаицизму [11] .

В начале декабря 1934 г. меджлис принял закон о предоставлении женщинам права избирать и быть избранными в меджлис. Тем самым турецкие женщины формально были уравнены в правах с мужчинами. В результате этих изменений на выборах в ВНСТ в феврале 1935 года было избрано 17 женщин (из 399 депутатов).

Во всех этих постановлениях и законах четко прослеживается идея европеизации страны. В результате политики лаицизма в 20–30-е годы были созданы предпосылки образования светского государства.

Следующим этапом должна была стать консолидация турецкой нации, так как современное государство должно создаваться на национальной основе.

Реализация принципа национализма вылилась в политической практике в создание национального турецкого государства и языка.

Именно на этом этапе видно влияние идей Зии Гек Алпа. По Гек Алпу, нацию (millet) объединяли не только этнические признаки, географические условия проживания, политические факторы, но и культурная общность (язык, искусство, религия, мораль и др.). Зия Гек Алп полагал, что необходимо изменение законов, проведение ряда реформ в целях придания турецкой культуре общенационального характера, создания национального государства.

Итак, основным консолидирующим фактором в Турецкой республике должно было стать введение турецкого языка на основе латинской графики.

Был издан декрет, что на территории Турецкой республики арабский алфавит будет заменен турецким на латинской основе; будет разработана новая грамматика турецкого языка, основанная на этом алфавите; организована комиссия по составлению алфавита и грамматики и дан пятнадцатилетний срок для окончательного перехода на турецкий шрифт.

Государственные учреждения должны были перейти на новый алфавит с 1 октября 1928 г., что заставляло чиновников усиленно заниматься; это многим из них не нравилось. Такое же постановление входило в силу с 1 ноября 1928 г. и для прессы.

Еще одна проблема была связана с засильем иностранных школ в светском образовании Турции. Для самостоятельного национального государства такое положение дел было крайне недопустимым, и в середине 20-х годов начинают создаваться турецкие школы, появляются свои учебники, внедряется национальное воспитание учащихся.

Далее кемалисты и лично Мустафа Кемаль самое серьезное внимание уделили принципу народности. Характеризуя ВНСТ, при создании партии Мустафа Кемаль постоянно делал упор на принципе народности, больше говоря уже не о суверенитете нации, а о суверенитете народа и его единственном представителе – ВНСТ.

На примере этих принципов видно, что в Турции в 20–30-е гг. активно проходили процессы модернизации. Однако перестройка системы ценностей, идеалов не сводилась лишь к усвоению западных идей. Это было намного более сложное явление, при котором происходило переосмысление этих идеалов с учетом особенностей и духовных потребностей турецкого общества того времени. В результате рождаются некоторые несоответствия с европейской моделью государства. Основными бросающимися в глаза несоответствиями были политика этатизма и некоторые статьи конституции.

Собственно, из-за попытки увязать воедино и европеизацию, и этатизм возникают эти несоответствия. Так, каких-либо положений, особо оговаривающих право государственной собственности, государственного предпринимательства, в конституции 1924 г. не было. Единственным признанием института государственной собственности было все то же положение о возможности отчуждения частного имущества в общественных интересах.

Также еще одним из таких несоответствий было насаждение буржуазного института частной собственности при относительной распространенности государственной и вакуфной собственности на землю и одновременно очевидной беспомощности частного национального предпринимательства. И наоборот, наличие значительного госсектора, заметный размах государственного регулирования в 20-е годы мало отражен в конституционном праве [17] .

Тем не менее проведение политики этатизма, создание новых и расширение старых отраслей промышленности в значительной степени уменьшили зависимость Турции от внешних рынков и привели к существенным социальным сдвигам, к изменению структуры турецкого общества.

Мысли Гек Алпа о необходимости модернизации турецкого общества были весьма смелыми для его времени, однако Мустафа Кемаль в реализации этих идей пошел значительно дальше. Ему приходилось реализовывать планы обновления всех сторон жизни общества в условиях жесточайшего сопротивления, в первых рядах которого стояли клерикалы. Политика кемалистов вызывала противодействие лидеров оппозиции.

Таким образом, можно сказать, что идеология кемализма была знаменем и теоретическим обоснованием обновления страны и указанием пути ее модернизации. Однако путь Турции к современному европейскому обществу оказался длительным и тернистым, по сути дела, не завершенным и сегодня.

[1] Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. – М.: Наука, 1991. – 340 с.

[2] Полат Салих. Процесс развития светского государства в Турции // Религия и право. – 2001, № 2. – С. 122–167.

[3] Гасанова Э. Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции. – Баку, 1966.

[4] Розалиев Ю. Н. Мустафа Кемаль Ататюрк: Очерк жизни и деятельности. – М.: Восточная литература, 1995.

[6] Советский энциклопедический словарь. – М.: Русская речь, 1982. – С. 828.

[7] Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. М.: Наука, 1991. – С. 79

[8] Gьlmez M. Tьrkiye’de зalэюma ilişkileri (1936 цncesi). – Ankara, 1983. – С. 177–178.

[10] Berkes N. The Development of Secularism in Turkey. Montreal. – 1964. – С. 486. Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. – С. 160.

[11] Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. – М.: Наука, 1983. – С. 182.

[13] Karpat K. Turk demokrasi tarihi, c. 48.

[14] G ц kalp Ziya. Turkish Nationalism and Western Civilization. – N.Y., 1959. – С . 137. Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. – С. 124

[15] Atat ь rk’un soylev ve demecleri. C. I -III. – Ankara, 1989. C. III. – С . 91.

[16] G ц kalp Ziya. Turkish Nationalism and Western Civilization. – N.Y., 1959. – С . 266. Цит. по: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. – М.: Восточная литература, 2001. – С. 121–122.

[17] Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. – М.: Наука, 1991. – С. 85

[18] Георгиян Э. А. Турецкая республика. Основные институты государственного строя. – М., 1975. – С. 38–42.

[19] Киреев Н. Г. История этатизма в Турции. – М.: Наука, 1991. – С. 85–86.

[20] Tanyol C. Atat ь rk ve halk зэ l э k. – Ankara, 1984. – С . 143–144.

Читайте также: