Три критики канта кратко

Обновлено: 05.07.2024

В философском творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:

Обозревая образцы человеческого духа, И.Кант видит лишь несколько способных претендовать на всеобщность и достоверность своего знания, то есть претендовать на статус научности: это математика и теоретическое естествознание. Следовательно, мыслит И.Кант, нужно вскрыть ту основу, которая делает математическое знание всеобщим и достоверным, а затем применить полученное знание в качестве критерия научности метафизики, то есть философии.

В связи с этим И.Кант формулирует основные вопросы своего исследования:

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика вообще?

4. Как возможна метафизика как наука?

Прежде, чем приступить к изложению аргументации И.Канта, следует охарактеризовать ту систему понятий, которой пользуется И.Кант в своем анализе и которые благодаря И.Канту вошли в философский инструментарий как необходимые и используемые как базисные современной философской мыслью.

1. Априорный от apriori - доопытный, существующий до всякого опыта. Знание, предшествующее опыту и независящее от него.

2. Апостериорный от aposteriori - черпаемый из опыта, получаемый вследствие опыта. Знание, получаемое в результате опыта.

3. Трансцендентальный - относящийся к сфере априорного, доопытного. Относящийся к априорным условиям опыта.

4. Трансцендентный - находящийся вне сферы трансцендентального, то, что находится за границей возможного опыта.

И.Кант вслед за Г.Лейбницем, выделяет два типа суждений, в которых и существует знание:

Суждения могут быть охарактеризованы и по источнику их происхождения:

Основатель немецкого идеализма Иммануил Кант пытался преодолеть противостояние между эмпиризмом и рационализмом, и своими работами внёс большой вклад в философию познания.

Философия Канта – диалектическая (диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, развития самого познания).

Иммануил Кант родился в 1724 году, в Восточной Пруссии, в городе Кёнигсберге[1]. Почти весь свой век он не покидал пределов Восточной Пруссии, не был женат, его биография – это история его учений. Он был сыном шорника, окончил гимназию, затем местный университет, в котором потом в качестве приват-доцента читал лекции по метафизике и многим естественнонаучным предметам. В возрасте 46 лет получил в этом же университете профессорскую кафедру логики и метафизики, впоследствии был деканом факультета и дважды ректором университета.

«На долю человеческого разума – пишет Кант – выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т.к. они навязаны ему его собственной природой, но в тоже время он не может ответить на них, т.к. они превосходят его возможности. Разум начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, видит, что перед ним возникают всё новые и новые вопросы, которые вынуждают прибегнуть к новым основоположениям, которые выходят за пределы опыта.

Кант намерен изучить инструмент познания – разум. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний носит априорный (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно, априорное – всеобще и необходимо.




По Канту, доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания, в конечном счёте, всеми накопленным человечеством знаниями.

Кант делит знание на совершенное (научное) знание и несовершенное. Характерные черты научного знания – это безусловная достоверность, всеобщность и необходимость и, тщетна надежда, обрести такое знание из опыта. Кант считает, что научное знание носит внеэмпирический, априорный характер, Он противопоставляет ему несовершенное знание, вынесенное из опыта, носящее эмпирический характер.

У Канта различие между синтетическим и аналитическим протекает, в конечном счете, из различия между соответствующими методами: рассуждение аналитично, если оно не вводит новых индивидуальных объектов и не утверждает их бытия или небытия, но синтетично, если вводит их и утверждает нечто об их существовании. Именно последнее происходит в математике, где, по сути, объединяются противоположности чувственного и рационального.

Возникают у Канта вопросы и о том, как развиваются естественные науки, философия (метафизика), можно ли вообще, считать метафизику наукой. Соответственно этим вопросам Кант расчленяет познавательную способность сознания в целом на три различные способности. Это – чувственность, рассудок, и собственно разум. Каждой из этих способностей соответствует свой вопрос, а именно: как возможна чистая математика, как возможно чистое естествознание, как возможна метафизика. Соответственно трем вопросам, обращенным на три способности познания, гносеология Канта делится на трансцендентальную эстетику, аналитику, диалектику. Две последних образуют трансцендентальную логику.

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остаётся за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

Содержание

4. Пространство и время. 10

5. Синтез созерцания и интеллекта. Категории. 11

6. Активная роль сознания. 12

7. Роль разума в познании. 13

Список литературы.. 16

Введение

Основатель немецкого идеализма Иммануил Кант пытался преодолеть противостояние между эмпиризмом и рационализмом, и своими работами внёс большой вклад в философию познания.

Философия Канта – диалектическая (диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, развития самого познания).

Иммануил Кант родился в 1724 году, в Восточной Пруссии, в городе Кёнигсберге[1]. Почти весь свой век он не покидал пределов Восточной Пруссии, не был женат, его биография – это история его учений. Он был сыном шорника, окончил гимназию, затем местный университет, в котором потом в качестве приват-доцента читал лекции по метафизике и многим естественнонаучным предметам. В возрасте 46 лет получил в этом же университете профессорскую кафедру логики и метафизики, впоследствии был деканом факультета и дважды ректором университета.

«На долю человеческого разума – пишет Кант – выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т.к. они навязаны ему его собственной природой, но в тоже время он не может ответить на них, т.к. они превосходят его возможности. Разум начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, видит, что перед ним возникают всё новые и новые вопросы, которые вынуждают прибегнуть к новым основоположениям, которые выходят за пределы опыта.

Кант намерен изучить инструмент познания – разум. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний носит априорный (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно, априорное – всеобще и необходимо.

По Канту, доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания, в конечном счёте, всеми накопленным человечеством знаниями.

Кант делит знание на совершенное (научное) знание и несовершенное. Характерные черты научного знания – это безусловная достоверность, всеобщность и необходимость и, тщетна надежда, обрести такое знание из опыта. Кант считает, что научное знание носит внеэмпирический, априорный характер, Он противопоставляет ему несовершенное знание, вынесенное из опыта, носящее эмпирический характер.

У Канта различие между синтетическим и аналитическим протекает, в конечном счете, из различия между соответствующими методами: рассуждение аналитично, если оно не вводит новых индивидуальных объектов и не утверждает их бытия или небытия, но синтетично, если вводит их и утверждает нечто об их существовании. Именно последнее происходит в математике, где, по сути, объединяются противоположности чувственного и рационального.

Возникают у Канта вопросы и о том, как развиваются естественные науки, философия (метафизика), можно ли вообще, считать метафизику наукой. Соответственно этим вопросам Кант расчленяет познавательную способность сознания в целом на три различные способности. Это – чувственность, рассудок, и собственно разум. Каждой из этих способностей соответствует свой вопрос, а именно: как возможна чистая математика, как возможно чистое естествознание, как возможна метафизика. Соответственно трем вопросам, обращенным на три способности познания, гносеология Канта делится на трансцендентальную эстетику, аналитику, диалектику. Две последних образуют трансцендентальную логику.

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остаётся за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

Мыслить – значит говорить с самим собой,
слышать себя самого.
И. Кант.

Рассудок ничего не может созерцать,
а чувства не могут мыслить.
Только из соединения их может возникнуть знание.
И. Кант.

Разум начинается с обобщения.
Книга УФС.

И. Кант по праву считается основоположником немецкого классического идеализма, поскольку своими трудами он задал направление всей последующей немецкой философии, вплоть до марксизма. Величие подлинного ученого проявляется по прошествии времени, которое показывает истинную цену его открытий и заблуждений, когда высказанные им идеи и, порой, смутные предположения получают развитие и научное обоснование. Так было с его поисками единой картины мира основанной на некоем всеобщем механическом законе. Они привели к идеям о гравитационной конденсации звездных и планетарных систем, о существовании эволюционного естественноисторического процесса, об относительности всех процессов и явлений природы, находящихся в непрерывном изменении и развитии. Тогда, в его время, это было новым, а сейчас является очевидным, хотя единой картины мира до сих пор нет.

Подобное разрешение антиномий приводит Канта к выводу о трансцендентном качестве разума, которое позволяет ему выходить за рамки причинно-следственных суждений, создавая обобщения в форме понятий, а на их основе создавать высшие абстракции в виде трансцендентальных идей. Они не основываются ни на чувстве, ни на опыте, а являются наивысшими регулятивными принципами познания, дальнейшим развитием идей Платона. На основании этого он выводит принцип априорных (доопытных) понятий, к которым он относит пространство, время и высшие идеи. Мышление в их рамках является чистым разумом свободным от обусловленностей чем-либо.

По УФС трансцендентность разума есть, опосредованное интуицией, влияние вселенского информационного поля (ВИП), существование которого находит частичное подтверждение в трансперсональных опытах, являющихся проявлением коллективного в индивидуальном, а возможно и объективного в субъективном. Однако с введением трансцендентности вопрос разрешения антиномий остается открытым. Сейчас первая антиномия получила гипотетическое разрешение в рамках гипотезы многомерного мира, состоящего к тому же из множества метагалактик – вселенных. Вторую антиномию следует рассматривать в свете современных представлений о масштабной структуре Универсума, в которых простота и сложность есть чередующиеся уровни структурирования мира. При этом простота одного масштабного уровня есть сложность другого и наоборот. Это позволяет свести проблему к относительности этих понятий.

Четвертая антиномия основывается не только на способности разума к обобщению, а прежде всего, на древнейшей способности персонифицировать (очеловечивать) свои абстракции. Поэтому первым обобщением стал анимизм природных явлений. По современным представлениям Бог есть персонифицированная идея, безусловно необходимого организационного принципа Вселенной или постижимая непостижимость Самоорганизации Мира. Кроме того это условное и относительное понятие, находящееся за горизонтом научных представлений, близкое к сфере эмоционально-художественных образов или метафор реальности. В сфере науки Бога, как персонифицированного субъекта, нет, но Он есть, как условная образная метафора, в рамках научной гипотезы о существовании вселенского информационного поля (ВИП), которое путем всеобщих взаимодействий определяет статику и динамику Мира. Подобный подход позволяет разрешить антиномию путем одновременного существования противоречий, но в разных формах, согласно логике УФС.

С другой стороны бог – это эволюционирующее понятие человеческого сознания, которое исторически развивалось от неопределенного бесплотного духа, мировой души, дао до современного представления о Космическом Разуме. Его можно представить как Информацию, воплощенную посредством универсального разумного космического существа будущего, способного управлять эволюцией Вселенной на уровне Метагалактики.

По УФС разум или самосознание есть единый эмоционально-ментально-интуитивный (ЭМИ) комплекс осознаваемых и неосознаваемых реакций, который фиксируется посредством языка. Из этого следует, что существует только одна относительная вербальная граница познания. Чисто условно в ЭМИ комплексе можно выделить ощущения – первичные физиологические сигналы от органов чувств, эмоции или чувства – внелогические оценки окружающего, возникающие путем интегрирования ощущений и разум – система логических оценок и целеполаганий об окружающей реальности. Большая часть восприятия и оценочных реакций человека происходит на подсознательном уровне и проявляется в виде привычек и интуиции. В системе разума выделяется обыденный ум или душа, образующая вселенную смыслов личности (ВСЛ) и высший разум или дух. Дух человека (сверхсознание, высший разум и т.п.) есть высший надорганизменный самоосознающий ЭМИ уровень Разума. По-другому это полирезонансная структура и процесс движения состояний и смыслов, образующий высший центр ВСЛ или ядро личности. Надорганизменность означает труднопередаваемое чувство высшей целостности ЭМИ процессов, как бы обособляющихся от низших телесных и психофизиологических функций, создающий одновременно, отделенность от себя и мира и всеединство с природой в ее бесконечном движении. Таким образом, по УФС выделяются те же самые уровни сознания, хотя с большей детальностью.

Вместе с этим имеются и существенные отличия. Прежде всего, сам разум человека является процессом, эволюционно формирующимся в структурах мозга, и потому имеет начало и конец. Это означает, что никакого априорного знания в принципе не существует. В изначальном сознании, возникающем при рождении, существуют только инстинктивные физиологически обусловленные реакции. Формирование сознания – разума есть процесс освоения реальности на основе ощущений и синтеза их в представления об окружающем с единственной целью выживания.
Поэтому пространство и время конечно нельзя считать чувствами, а ЭМИ синтезом чувственных образов окружающего. По сути это первичные обобщения чувственной реальности, которые можно назвать протокатегориями. Разум начинается с обобщения, с фундаментальных категорий, которые не осознаются как понятия, а ощущаются как данность и являются основой всех представлений об окружающем. Подобных первичных обобщений достаточно много, но по принципу триадности самых главных должно быть три: Пространство, Время и Движение, которые для сознания есть первичные неосознаваемые абстракции, приобретаемые в самый начальный период внеутробной жизни. Поэтому они и кажутся априорными. К тому же априорность знания отвергается принципом относительности, но, по УФС, возможно интуитивное знание, приобретаемое путем резонансного контакта с определенными уровнями ВИП. Это имеет множество подтверждений в истории науки и культуры.

На самом деле никто до сих пор не знает, что такое пространство и время, а известны только их самые общие свойства. Пространство – это протяженность и расположение объектов. Время – это длительность и последовательность событий. Неразрывность их проявляется как взаимодействие, которое есть структура и процесс. Они являются всеобщими и необходимыми формами представлений о материальности. По поводу их природы существует ряд концепций. Субстанциональная, идущая от Демокрита и доработанная И. Ньютоном, по которой пространство есть пустота или чистая протяженность, заполненная вещественными объектами, а время чистая длительность. Реляционная, идущая от Аристотеля и развитая Г. Лейбницем, по которой пространство и время есть отношения во взаиморасположении объектов и последовательности событий. По теории относительности они не однородны и зависят от распределения масс искривляющих геометрию пространства и изменяющих ход времени. Само же пространство считается физическим вакуумом.

К этой же идее эфира в качестве некоей неподвижной тепловой (энергетической) среды, вернулся и Кант, когда рассматривал проблему перехода от метафизики к физике. Он уже тогда обратил внимание на то, что эта область знания является незаполненной и остается таковой до сих пор. Существующие к настоящему времени фундаментальные концепции мироздания не позволяют закрыть этот пробел из-за недостаточной обоснованности и отсутствия универсальности и потому , возможно, являются признаком сущностной ограниченности разума, то есть подтверждением идей Канта, поскольку любой обобщенной концепции миропонимания можно противопоставить другую, часто противоположную, с равной степенью обоснованности.

Из всего множества гипотез по этой проблеме, наиболее интересной представляется предположение С. И. Сухоноса, высказанное в рамках открытого им фундаментального принципа масштабной гармонии Вселенной. По этой гипотезе свойства гипотетического эфира, представляющего собой плотнейшую упаковку наименьших структурных элементов среды взаимодействий, зависят от масштаба размеров таких элементов. Поэтому на микромасштабе (меньше планковской длины) эта среда является сверхплотной и сверхтекучей системой, для любых элементов своего масштаба и полностью проницаемой для крупных элементов макроуровня. Поэтому она становится способной к распространению любых волн и может менять свои свойства возле массивных тел.

Пытаясь создать необходимый и достаточный минимум категорий для исчерпывающего синтеза представлений обо всем, Кант отобрал 12 категорий и сгруппировал их в 4 класса по три в каждом: 1. Количества – единство, множество, цельность; 2. Качества – реальность, отрицание, ограничение; 3. Отношения – субстанциональность и акцидентность, причина и следствие, взаимодействие; 4. Модальность – возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. При этом в каждом классе две первые категории противоположны, а третья их синтез, что послужило основанием логики Гегеля и тот же принцип используется в триадах УФС.

Гегель поставил себе задачу, на основе существующей философии, создать единую саморазвивающуюся философскую систему, которая превратила бы философию в подлинную науку, позволяющую осмысливать любое знание и направлять процесс познания. Для этого он вводит понятие абсолютного духа, под которым сейчас можно понимать абсолютное знание (знание всего). Причем его следует понимать не только как субстанциональное, но и как субъектное начало. По УФС ему соответствует универсальный космический человек будущего.

Подобный абсолютный дух, являясь активным началом всех изменений, осознает себя в истории процесса познания от имплицитного (неосознаваемого) состояния к эксплицитному, а далее вновь к имплицитному, но уже во всеобъемлющем мировом качестве. Сейчас это надо понимать как возникновение и развитие самосознания от человека к Космическому Разуму. При этом по Гегелю сознание проходит ступени: сознание, самосознание, разум, дух, религия и абсолютное знание. Гегель понимал, что нельзя построить подлинную философскую систему на одних логических понятиях, поскольку в нее с необходимостью должны быть включены естественнонаучные, социальные и этические понятия как единый комплекс без разделения на части. Все это с одной стороны условности единой действительности, а с другой стороны нераздельные составляющие разума. Поэтому его философская система включала философскую логику, философию природы и философию духа.

По Гегелю главной ошибкой Канта при формировании категорий было то, что он рассматривал их вне их собственного понятийного содержания, то есть только как термины – условные знаки понимания. Поэтому требовалось сформировать научно обоснованную систему понятий, которая в простой доступной форме позволяла бы, от непосредственного чувственного опыта, через ряд ступеней, перейти к подлинному философскому мышлению. Для этого им был разработан метод диалектической логики и путем его применения показан процесс возникновения понятия и формирования фундаментальных философских категорий. При этом противоречия становились не иллюзией восприятия, а средством обоснования и развития понятий.

Упрощенно, диалектика Гегеля состоит в столкновении противоположных дефиниций (определений), а их разрешение заключается в их объединении. Главная идея гегелевской диалектики есть утверждение через отрицание, при котором сохраняется логическая целостность (завершенность) понятия, как объединенной двойственности. Это соединение подтверждения и опровержения в единстве придающее подобной логике высокую убедительность, хотя сложно для понимания.

Таким образом, по Гегелю, антиномии Канта становятся единством субъективного, идеального и объективного, основанном на тождестве бытия и мышления, субъекта и объекта, понятия и сущности. Это стало новым шагом к познанию всеединства мира, позволяющим рассматривать эволюцию духа как систему эволюции центральных философских понятий (принципов). Проблема создания системы заключалась в выборе понятий, которые достаточно полно и кратко отражают динамику духа.

В целом все три части философской системы образуют единую триаду, где логика – всеобщее, философия природы – особенное и философия духа - единичное. Для своего времени система обладала достаточной полнотой и законченностью и потому заслуженно считалась высшим совершенством. Однако без работ Канта, Гегелю было бы значительно сложнее создавать свою философию, поскольку они явились предварительным опытом создания философской системы.

Отказавшись от дальнейшего развития всеобъемлющей философской системы, философия утратила ведущую роль в гносеологии и аксиологии и превратилась, в основном, в философоведение, служащее средством для роста эрудиции, а не знания. Гегелевские противоречия вместо стимулирования научного поиска, стали просто замалчиваться, что означает ликвидацию диалектического метода. Научные концепции становятся неосознаваемым сговором авторитетов с целью сохранения своего научного статуса. Сложилась катастрофическая ситуация когда широко популяризируются абсурдные необоснованные гипотезы типа тектоники плит, происхождения человека от обезьяны, социобиологической концепции, сводящей человека к животному уровню, пересматривается история, при утаивании или уничтожении артефактов противоречащих официальной версии и многое другое. Одновременно с этим полностью игнорируются и замалчиваются достоверно обоснованные теория происхождения планет солнечной системы, теория расширяющейся Земли и гидридный механизм геологических процессов, инверсионная теория происхождения человека, его разума и языка и другие принципиальные открытия.

Происходящая в мире глобализация является неизбежным процессом, который ведет к технологической однородности материального обеспечения жизни. В подобной ситуации важнейшими становятся национально-культурные ценности, то есть духовные принципы и традиции, позволяющие сохранить этническое многообразие землян. Это возможно только в системе единого знания и единых всечеловеческих ценностей, основывающейся на научном подходе. Поэтому цель новой философской системы, создать научно обоснованный образ мира (ОМ) или ноосферное представление о действительности.

Мы видим мир, так как его видит философ, и такое видение должно непрерывно обновляться. По Аристотелю мир таков, как мы его видим; по Канту мир таков, какова наша способность его увидеть; по Гегелю мир таков, каким его описывает система Гегеля; по УФС мир таков, каким сформировалось наше сознание. Отсюда видно, что представления Канта и УФС в чем-то близкие, а система Гегеля предвосхищает и предопределяет дальнейшую перспективу развития философии.

В философском творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:

Обозревая образцы человеческого духа, И.Кант видит лишь несколько способных претендовать на всеобщность и достоверность своего знания, то есть претендовать на статус научности: это математика и теоретическое естествознание. Следовательно, мыслит И.Кант, нужно вскрыть ту основу, которая делает математическое знание всеобщим и достоверным, а затем применить полученное знание в качестве критерия научности метафизики, то есть философии.

В связи с этим И.Кант формулирует основные вопросы своего исследования:

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика вообще?

4. Как возможна метафизика как наука?

Прежде, чем приступить к изложению аргументации И.Канта, следует охарактеризовать ту систему понятий, которой пользуется И.Кант в своем анализе и которые благодаря И.Канту вошли в философский инструментарий как необходимые и используемые как базисные современной философской мыслью.

1. Априорный от apriori - доопытный, существующий до всякого опыта. Знание, предшествующее опыту и независящее от него.

2. Апостериорный от aposteriori - черпаемый из опыта, получаемый вследствие опыта. Знание, получаемое в результате опыта.

3. Трансцендентальный - относящийся к сфере априорного, доопытного. Относящийся к априорным условиям опыта.

4. Трансцендентный - находящийся вне сферы трансцендентального, то, что находится за границей возможного опыта.

И.Кант вслед за Г.Лейбницем, выделяет два типа суждений, в которых и существует знание:

Суждения могут быть охарактеризованы и по источнику их происхождения:

Таким образом геометрия как наука опирается на такую априорную форму чувственности как пространство, а арифметика - на время.

Основанием естественной науки И.Кант считает положения, носящие всеобщий характер и не возникающие непосредственно из опыта.

Чтобы наше чувственное восприятие приобрело статус опытного оно должно включать еще и такую компоненту как понятия причинности, причиненной связи, то есть чистые рассудочные понятия.

По И.Канту, если мы не будем иметь понятий причины и следствия в самом нашем рассудке. до всякого возможного опыта, то мы никогда не выявим, не заметим этой связи между чувственными восприятиями нашего опыта.

И.Кант дает следующую таблицу категорий, рассудочных понятий, под которые подводятся все данные опыта:

Трансцендентальная таблица рассудочных понятий

По качеству По отношению

Как же обстоит дело с чистыми понятиями разума, такими как душа, Бог, свобода, субстанция и т.д., которыми, собственно говоря, и оперирует метафизика, философия?

1. психологическую идею,

2. космологическую идею,

3. теологическую идею.

Во втором случае И.Кант рассматривает четыре варианта космологической идеи:

1. Мир имеет начало во времени и пространстве. Мир во времени и пространстве бесконечен.

2. Все в мире состоит из простого. Нет ничего простого, а все сложно.

3. В мире существуют свободные причины. Нет никакой свободы, а все есть природа.

4. В ряду мировых причин есть некое необходимое существо. В этом ряду нет ничего необходимого, а все случайно.

Подобным же способом И.Кант доказывает и внеопытный характер других антиномий и тем самым снимает сам вопрос, в них сформулированный.

Вывод, который делает И.Кант из вышесказанного, однозначен: поскольку идеи чистого разума есть только идеи и не более того, так как эти идеи не имеют аналога в опыте, не могут быть исследованы средствами опыта и поэтому их истинность или ложность не может быть доказана теоретическим путем.

Необходимым компонентом кантовского учения о доброй воле был тезис о ее автономии, понимаемой как полная независимость этой воли от какого-либо внешнего по отношению к ней обусловливания.

Надо иметь при этом в виду, что И.Кант не ставил под сомнение факт влияния на человека, принимающего решение совершить нравственно значимый поступок, соображений о личном и общественном интересе, субъективных склонностей и предпочтений, религиозный верований и т.д. Но И.Кант считал, что все эти соображения, интересы, склонности, верования искажают, деформируют нравственную волю и потому не должны к ней примешиваться.

Читайте также: