Тренинг это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Что такое тренинг

Фрилансер, стремящийся к дзэну. Любитель пофилософствовать о смысле жизни. Вдохновляюсь путешествиями и книгами. Занимаюсь йогой и работаю в удовольствие.

Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о популярности разнообразных тренингов, коучингов и семинаров. Многие даже воспринимают эти мероприятия как один из видов досуга наравне с туризмом или посещением театров. Мы разберем, что такое тренинг, чем он отличается от других форм обучения, какую пользу в себе несет и как выбрать программу, чтобы она потом не разочаровала.

Определение понятия

Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.

Тренинг (от англ. training или train – тренировка, обучение, воспитание) – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения.

Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.

Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.

История появления термина

Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.

Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.

Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.

Зачем он нужен

Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:

  1. Знания. Как я уже отметила, до 20 % общего времени отведено на теоретическую информацию. Вы получаете выжимку из общепринятых сведений и жизненного опыта самого тренера, который чаще всего является экспертом в своей области.
  2. Навыки. В первую очередь на тренинги люди идут именно за тем, чтобы получить какие-то практические умения. В игровой форме участники примеряют на себя различные роли, прорабатывают сценарии, которые могут случиться с ними в обычной жизни, и учатся благополучно преодолевать их.
  3. Решение внутренних задач. Как правило, каждый участник приходит на занятия со своими целями, вопросами и проблемами. Грамотный тренер обучает полезным техникам, помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и найти выход.
  4. Мотивация.В группе гораздо легче вдохновиться на активные действия и изменения в жизни. Когда человек видит перед собой единомышленников, открывается второе дыхание, появляются свежие идеи и решимость.
  5. Новые знакомства. Тренинги позволяют вырваться из привычного круга общения, состоящего из коллег, родственников и друзей. Появляется шанс увидеть много интересных, разных, непохожих людей со своим опытом, историями. Работа в группе сближает и помогает развивать навыки коммуникации.
  6. Взгляд со стороны. Тренер дает оценку действиям каждого участника, что бывает весьма полезно для определения новых зон роста и совершенствования.
  7. Расширение кругозора. Если ваша жизнь схожа со схемой “работа – диван – работа”, то тренинг будет отличным поводом вырваться из рутины серых будней и попробовать что-то новенькое.
  8. Выход из зоны комфорта. Здесь вас ставят в совершенно непривычные условия, а это способно дать мощный толчок для дальнейшего развития и роста.
  9. Подтверждение компетенции, самореализации. По завершении обучения все участники получают сертификаты. Их можно прикладывать к резюме или просто использовать как инструмент для повышения самооценки в те моменты, когда все валится из рук.

Как проходят тренинги

По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.

Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:

  1. Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
  2. Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
  3. Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
  4. Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Действия каждого участника оцениваются тренером и самим коллективом. Задаются дополнительные вопросы.

В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:

  • экономию средств как со стороны самого тренера, так и участников;
  • расширение потенциальной аудитории;
  • комфортные условия.

Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.

Виды тренингов

Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:

Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.

Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:

  1. Навыковые.
  2. Психотерапевтические.
  3. Коммуникативные.
  4. Бизнес-тренинги.

Навыковые

Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:

  • ораторское искусство;
  • выпечка тортов;
  • художественная роспись пряников;
  • навык скорочтения, запоминания;
  • макияж и т. п.

В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:

  • техника ведения переговоров;
  • искусство продаж;
  • проведение презентаций;
  • обслуживание персонала и т. п.

Психотерапевтические

К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:

  1. Развитие личности.Такие занятия направлены на повышение самооценки, работу с самоконтролем, управление эмоциями, выработку уверенности в себе, мотивацию и др.
  2. Психотерапия. На подобные тренинги ходят люди, попавшие в затруднительную ситуацию. Здесь учат, как грамотно реагировать на обстоятельства и проживать их с минимальными эмоциональными потрясениями.
  3. Работа с состояниями. Например, преодоление страхов, фобий, нерешительности и прочих внутренних барьеров, создающих проблемы для счастливой и гармоничной жизни.
  4. Исследовательские. Они направлены на познание и поиск себя.

Коммуникативные

Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:

  • чтобы чувствовать себя увереннее в диалогах;
  • навык знакомства с новыми людьми;
  • работа со стеснением в общении;
  • навыки деловых коммуникаций;
  • искусство флирта и обольщения;
  • занятия для учителей;
  • социальная адаптация школьников, подростков;
  • как сказать “нет” и т. п.

Бизнес-тренинги

Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:

  • личная эффективность;
  • менеджмент;
  • продажи;
  • ведение переговоров;
  • управление эмоциями;
  • тайм-менеджмент;
  • постановка и достижение целей;
  • маркетинг и т. п.

Методы

Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:

  1. Групповая дискуссия. Представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, ситуации или задачи.
  2. Игра. Может быть ролевой, дидактической, творческой, деловой, имитационной, организационной и т. д.
  3. Мозговой штурм. Сначала участникам предлагается высказать все имеющиеся идеи, включая самые фантастические, после чего выбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  4. Проективное рисование. В ходе него участники могут выплескивать на бумагу свои переживания или выполнять конкретные задания, рисовать индивидуальные картинки или работать на общем листе.
  5. Медитативные практики. Как правило, используются техники визуализации, направленные на замену внутренних негативных установок позитивными.

Отличия от других форм обучения

Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.

Особенности форм обучения:

  1. Лекции.Они на все 100 % состоят из теории. Вы сидите в аудитории за партой либо в зрительном зале и смотрите на монитор или экран для проектора, слушаете лектора и следите за визуальным сопровождением.
  2. Семинары. Здесь вы также получаете теоретическую информацию, которая потом подкрепляется оживленной дискуссией и обменом опыта между участниками встречи.
  3. Курсы. Очень схожая с тренингами форма обучения, но растянутая по времени. Если на тренинге вы можете овладеть ораторским искусством за 3 дня, проводя в аудитории по 7 часов в день, то курс может растянуться на 3 месяца, а занятия будут проходить пару раз в неделю. Объем информации и практики тот же, но на тренинге вы получаете все сразу, а на курсе постепенно.
  4. Коучинги. Это персональный тренинг для 1-2 участников, где каждый получает индивидуальные рекомендации и постоянную обратную связь от тренера. Если коучинг организуется для большего числа участников, он перестает быть коучингом и становится тренингом.
  5. Мастер-классы. Облегченная версия тренинга. Длятся всего 1–2 часа. На них участники тоже получают полезные практические навыки. Ведущий показывает, а участники повторяют.

Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.

На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.

Если вам нравится постоянно получать новые знания и умения, думаю, вам придется по душе набирающая популярность тенденция обучения длиною в жизнь. Более подробно о том, как создать систему постоянного обучения, вы можете узнать на нашем блоге.

Курс по личностному росту

Как выбрать подходящий тренинг

Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.

Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:

  1. Обратите внимание на личность тренера. Чаще всего аудитория идет именно на выдающееся имя организатора. Но громкое раскрученное имя – это еще не все. Тренер должен обладать реальными заслугами и опытом в своей области. Вместе с тем он должен импонировать вам энергетически. Бывает, что специалист хороший, но совершенно не подходит по темпераменту.
  2. Берите программу, оплату которой вы реально можете потянуть. Равный по стоимости вашей полугодовой зарплате тренинг вряд ли окупится, а использовать кредит – решение не самое разумное. Бесплатный тренинг тоже не принесет пользы. Во-первых, помним про сыр в мышеловке, а во-вторых, человек никогда не ценит то, что досталось ему даром. Знания и умения не являются исключением.
  3. Не стоит сильно полагаться на рекомендации знакомых и отзывы в интернете. Каждый тренинг, как и каждый его участник, – это уникальный опыт. Вы можете получить совсем другие результаты, нежели те, кто уже принимал участие в занятиях.

Тренеры и организаторы также заинтересованы в повышении качества своих обучающих программ. Если вам интересно, рекомендую прочесть о методах и моделях оценки эффективности тренингов.

Заключение

Мы с вами разобрали тему тренингов. Узнали, что это такое, каких видов они бывают и чем отличаются от схожих форм обучения.

Тренинги – это отличный способ в короткие сроки получить практические навыки, которые пригодятся в повседневной или деловой жизни и сделают ее лучше и комфортнее.

Напоследок советую еще одну полезную статью, в которой мы разобрали лучшие техники самообразования. Она пригодится всем тем, кто предпочитает учиться самостоятельно и хочет делать это быстрее и эффективнее.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм [1] :



Содержание

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина [2] [3] .

В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.



В 60-е гг возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга (Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig) был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.



Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) [4] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий [5] . Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.

Бизнес-мастерская [6] — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы тренинга

В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон > и добавьте соответствующую запись на странице ВП:КОБ.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Посттренинг

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного [7] . Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

Форма обучения, при которой преподаватель взаимодействует с каждым учеником.

Что такое тренинг простыми словами

Тренинги всегда проводятся в групповом формате. То есть учеников обязательно несколько. И ученики обычно взаимодействуют друг с другом, а не только с преподавателем.

Давайте разбираться с этим понятием подробнее.

Какие есть типы тренингов

Навыковый

Задача такого тренинга – сформировать у вас навык. Навык – это умение выполнять определенную работу, которое доведено до автоматизма.

Психотерапевтический

Тренинги этого типа проводятся для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не стоит путать с психологическими тренингами.

Психологический и социально-психологический

На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.

Например, люди с заниженной самооценкой, которые хотят ее повысить. Или замкнутые люди, которые хотят научиться общаться с окружающими. Или те, кто боится выступать на публике и хочет побороть свой страх.

По бизнесу

Это отдельная категория тренингов. Она может включать в себя очень много разных элементов.

Чаще всего в тренингах по бизнесу развиваются навыки двух категорий:

Бизнес-тренинги – наверное, самые распространенные, они есть в любом бизнесе. Компании намеренно отправляют своих сотрудников на тренинги, чтобы постоянно совершенствовать персонал и добиваться конкурентных преимуществ за счет внутреннего развития.

Вот несколько подтипов бизнес-тренингов, которые вам могут встретиться. Я считаю нужным кратко прокомментировать каждый из них.

Тайм-менеджмент

Тим-лидинг

Тренинги по корпоративной культуре

Профайлинг

Например, в аэропортах среди всей толпы людей есть специалисты по профайлингу. Они посматривают на толпу и пытаются заметить необычные жесты, нервозность и пр. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом охране аэропорта и охрана делает проверку.

Методы тренинга

Дебаты

Дебаты – это спор. В рамках спора каждая сторона высказывает свои аргументы и реагирует на аргументы другой стороны.

В тренинге дебаты обычно проводятся с другой целью. Они нужны для того, чтобы научить людей защищать свою точку зрения и быстро подбирать аргументы.

Мозговой штурм

Все участники подбирают решения для какой-то проблемы. Задача – предложить как можно больше решений, пусть даже совсем нереальных. Затем все эти решения анализируются и из них выбираются наиболее эффективные.

Игры очень увлекательны и помогают хорошо формировать soft skills – делают участников игрового процесса более открытыми, общительными, учат защищать свою точку зрения и пр.

Лекция

Как происходит большинство лекций? Преподаватель говорит, ученики пишут. Вот и все. Никакого тренинга.

Семинар

Это уже более активная форма работы с информацией. Между участниками тренинга распределяются вопросы, они готовят материал по этим вопросам, выступают с ним. Остальные участники слушают и задают вопросы. Семинары могут включать в себя дискуссии – активное обсуждение каких-либо проблем.

Как проходит тренинг

Тренинг обычно начинается с теории, которую ученики просто получают от преподавателя. Например, на тренинге по профайлингу преподаватель сначала скажет, что такое профайлинг, на тренинге по плаванию преподаватель объяснит и покажет, что делать, чтобы не утонуть.

Третий этап – обсуждение результатов. Здесь уже преподаватель обязательно присутствует и дает свои комментарии, рекомендации и оценки.

Четвертый этап – рефлексия, или самоанализ. На этапе рефлексии все участники тренинга обобщают полученный опыт.

Что можно получить на тренинге

Разберем, зачем люди ходят на тренинги и что эти тренинги им дают.

Хорошие теоретические знания

Практические навыки

Как правило, люди все-таки приходят на тренинги не за теорией, а за практическими навыками. Допустим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или использовать Яндекс-Метрику для анализа веб-сайтов.

Тренинги должны формировать именно навыки, а не умения. То есть помогать доводить какое-то умение до автоматизма, чтобы человек мог легко его применять на работе или в жизни.

Мотивация

Мне доводилось посещать несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевом бизнесе. Я всегда буду помнить тот заряд мотивации, который получаешь на этих тренингах.

Знакомства

На тренингах всегда можно найти единомышленников. Можно встретить там людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.

Для бизнесменов подобные знакомства особенно выгодны. Тренинги позволяют бизнесменам и предпринимателям находить себе партнеров по бизнесу, находить тех, с кем можно будет впоследствии обсудить какие-то проблемы, у кого можно будет спросить совета.

Критика

На тренинге вы выслушаете то, что скажет вам преподаватель или другие участники. Сможете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.

Критика на тренингах – конструктивная. Преподаватель не захочет унизить вас или как-то оскорбить. Ему платят за то, чтобы он обеспечивал личностный рост каждого из участников.

Поэтому для любого участника тренинга послушать критику в свой адрес в рамках обучения будет очень полезно.

Сертификаты

Как выбрать тренинг

Если вы сейчас думаете о том, на какой тренинг пойти, то вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать правильный выбор.

Определитесь с целями

Чем более сильная будет мотивация, тем лучше. Вокруг очень много всего интересного, но наше время в течение дня все-таки ограничено и поневоле приходится делать выбор.

В итоге тренинг вам не даст никакого результата, время будет потрачено впустую.

Узнайте, кто ведет тренинг

Сопоставьте цену и свои доходы

Не надо ходить на очень дорогие тренинги. Вы вряд ли сможете быстро их окупить. А если программа вас разочарует – вы будете корить себя за то, что выбросили деньги на ветер.

Так что тут все субъективно.

Какие тренинги посмотреть прямо сейчас

Есть интересные бесплатные тренинги от Нетологии. Они все почти проходят в групповом формате, ученики принимают в них участие.

А вот ссылка на бесплатные материалы от Скиллбокса. Там тоже есть тренинги, которые проводятся в групповом формате. Мне особенно интересными кажутся психологические тренинги.

Еще есть проект ВсеТренинги, где размещается информация о самых разных оффлайн-тренингах в любом городе России. Зайдите туда, введите свой город и выберите тот тренинг, который вам по душе.

Очень много digital-тренингов можно найти на сайте Training Space. Все тренинги там рассортированы на группы, есть материалы для руководителей, специалистов отдела продаж, HR и так далее.

Посмотрите еще мою подборку с курсами по психологии. Там есть много психологических курсов и тренингов, в том числе полностью бесплатных.

Заключение

Планируете ли вы в ближайшем будущем посетить какой-нибудь тренинг? Если да, то сколько денег вы готовы на него потратить?

В массовом понимании тренинг – это сочетание приятного общения с получением новых знаний. Некоторые даже воспринимают его как одну из форм досуга, и увлекаются тренингами, как туризмом или театральными пьесами. Но в образовательной индустрии под этим термином подразумевают, прежде всего, активное обучение, имеющее целью общее развитие в заданной области и значительно отличающееся от обычного приобретения знаний в школах, колледжах, университетах и т.д.

Определение тренинга

Участники тренинга обсуждают задание

По форме проведения тренинг - это групповое занятие для 10-15 человек, которое проводится в течение 3-5 дней, по 6-8 часов с перерывами, и включает:

  • мини-лекцию - участников знакомят с новой информацией;
  • демонстрацию того, что было озвучено в теоретическом блоке;
  • практику – участники разбиваются на небольшие группы и выполняют упражнения и задания тренера;
  • обратную связь – происходит обмен впечатлениями, обсуждается, что было легко, в чем возникали сложности, оценивается работа участников.

В дословном переводе английское train, training означает обучение, воспитание, тренировка, дрессировка, и, по сути, тренинг – это практическая тренировка навыков и умений. Объем подаваемой здесь информации ограничен - теории отводится лишь 10-20% времени, и она преподносится в виде инструкций и пояснений, - для того, чтобы осваиваемые навыки применялись правильно и осознанно. Практика занимает 80-90 % занятия и предполагает активное взаимодействие внутри тренинговой группы.

Ведущий тренинга – тренер – ставит перед участниками определенную задачу и задает импульс для ее решения: дает упражнения, предлагает деловые и ролевые игры, наблюдает, как получается, мотивирует, напрягает, требует, корректирует, хвалит… Выполняя необходимые действия и анализируя приобретенный опыт, участники обучаются определенным навыкам. В конце занятия каждый из них получает свою порцию адекватной критики от других учеников и тренера - это дает возможность взглянуть на себя со стороны, задуматься о самосовершенствовании.

Но если вместо командной работы группа все время проводит за столами, следя за слайдами и конспектируя все, что говорит тренер, это уже не тренинг, а лекция. Она гораздо более информативна, но исключает активное взаимодействие между оратором и участниками – те просто слушают его длинный, иногда сопровождающийся видеоэффектами, монолог. Бывает, за тренинг выдают семинар - групповое занятие, похожее на лекцию, но предполагающее частичное взаимодействие ведущего с аудиторией (вопросы с места, короткие диалоги, обсуждение основных вопросов). В том и другом случае способы практического применения полученной информации придется искать самостоятельно.

В отличие от тренинга, на лекциях и семинарах можно узнать много нового и интересного, но невозможно приобрести умения, как нельзя научиться плавать, наблюдая за плывущими по монитору слайдами. Исходя из этого, тренингу можно дать следующее определение – это занятие по передаче знаний, которые невозможно передать словами.

Мир тренингов богат и разнообразен, и единой общепризнанной классификации их нет, но, в зависимости от направленности воздействия и изменений их обычно разделяют на следующие виды.

Обучающий

Обучающие тренинги – это тренировки, направленные на формирование и выработку определенных навыков, жизненных или профессиональных. Они мало связаны с приобретением новых знаний и по характеру нередко напоминают натаскивание (делай, что говорит тренер, и научишься играть на гитаре, управлять автомобилем, плавать, быстро читать и т.д.). Их результат заранее очевиден – раньше не умел, теперь умеешь.

Тематическая направленность тренингов по наработке навыков, важных для повседневной жизни, весьма разнообразна. Сюда относят некоторые виды тренировок:

  • физические (силовые нагрузки, стрит воркаут);
  • умственные (уроки запоминания);
  • специальные (закаливание организма, выживание в экстренной ситуации и пр.);
  • психологические (навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях, например, при подготовке к ЕГЭ).

В сфере личностного роста к обучающим можно отнести тренинг знакомств, макияжа, скорочтения и т.д. Они не расширяют общую картину мировоззрения, но вызывают позитивные внутренние изменения. Так, парень, для которого знакомство с девушкой ранее было неразрешимой задачей, легко с ней справится после прохождения тренинга по технологии знакомств. С добавлением в свой арсенал знаний и умений какого-то прикладного, сугубо практического навыка происходит повышение самооценки – появляются личностные изменения.

В деловой среде обучающие тренинги настолько популярны, что их смело можно отнести к неформальным способам профессионального обучения работников. Зачастую их устраивают сугубо для сотрудников одной организации прямо на рабочем месте – ради усовершенствования профессиональных навыков. Что же такое тренинг на работе?

Личностного роста

В зависимости от объекта приложения усилий можно выделить следующие типы тренингов личностного роста:

  • развитие личности – обучение самоконтролю, преодолению сомнений и выработке уверенности в себе (сюда можно отнести приведенный выше пример с тренингом по технике знакомств);
  • психотерапия – направлена на формирование правильного поведения в сложившейся ситуации и управление своими эмоциями;
  • тренинги состояний – связаны с преодолением страхов и прочих внутренних барьеров;
  • исследовательские тренинги – помогают человеку разобраться со своими ограничениями и осознать свои особенности.

Личностно ориентированные тренинги обычно проходят в форме групповой встречи (сессии), во время которой люди общаются друг с другом, выражают себя и свои чувства различными способами. Среди участников встречаются студенты, бизнесмены, домохозяйки и супружеские пары.

Коммуникативный

На коммуникативных тренингах обучают владеть собой и говорить уверенно в любой ситуации, а также дают массу других полезных навыков. Перечень рассматриваемых тем здесь очень обширный, и охватывает все виды наших контактов с окружающими, поэтому прежде, чем записаться на занятие, стоит определиться, чему именно хочется научиться.

Обучение проходит в игровой форме, путем разыгрывания различных жизненных ситуаций, которые могут произойти в семье, на работе, в общественном заведении – везде, где есть люди.

Что дают

Разбирая виды тренингов, мы уже вскользь коснулись того, зачем они нужны. Попробуем обобщить, какие же ценности несет подобный формат обучения.

Среди его минусов зачастую можно выделить недостаточный профессионализм тренеров и непонимание участниками цели своего прихода на тренинг.

Стоимость

Стоимость участия зависит от нескольких факторов:

  • тематики тренинга;
  • продолжительности курса,
  • количества участников (если тренинг корпоративный);
  • места проведения;
  • имени ведущего.


ТРЕ́НИНГ, -а, м. Спец. Тренировка, а также специальный тренировочный режим. Тренинг лошадей. Тренинг боксера. Тренинг балерины.[Коонен] начинала свой тренинг. Он состоял в беге по круговой аллее садика. Гардин, Воспоминания.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

Читайте также: