Транснационализм в международных отношениях кратко

Обновлено: 30.06.2024

Нам представляется, что проект в определенном смысле был уникальным, и уникален он прежде всего своей теоретической рамкой – концепцией транснационализма. Транснационализм – уже далеко не новая концепция, ее появление принято связывать с коллективной публикацией Нины Глик Шиллер, Линды Баш и Кристины Бланк-Зантон, вышедшей в начале 1990‐х годов2. Несмотря на тот факт, что концепция вызвала столь значительный отклик во всех миграционных исследованиях, что речь шла даже о так называемом транснациональном повороте, в российском дебате она почти никак не прозвучала. В рамках нашего проекта концепция была фактически впервые глубоко проработана на материалах исследования российских и среднеазиатских реалий.

Вообще, следует заметить, что понятие транснационализма довольно многозначное. Прежде всего им обозначают теоретический подход в миграционных исследованиях, предлагающий рассматривать миграцию не как одностороннее движение с пунктом конечного назначения, но как процесс, который не заканчивается. Даже переехав, люди продолжают жить одновременно в двух и более местах, поддерживая экономические, социальные, символические, политические, культурные и прочие связи с теми местами, из которых они уехали. Они расширяют свое жизненное пространство поверх государственных границ и выстраивают свои жизненные стратегии, ориентируясь и на место исхода, и на новое место жительства. Кроме того, под транснационализмом зачастую понимают сам феномен расширения социального пространства.

Исследование собрало команду специалистов, давно и глубоко занимающихся миграционной тематикой. Эти исследователи представляют разные российские институции Санкт-Петербурга и Москвы, а также научные и экспертные сообщества стран Средней Азии. Они являются представителями разных дисциплин – этнографии, антропологии и социологии, что сделало наш проект еще и трансдисциплинарным. Включение в команду представителей российского академического пространства и исследователей из Средней Азии, их совместная работа, на наш взгляд, не только помогает преодолеть своего рода академический колониализм, но и включает транснациональную перспективу анализа. Двухсторонний взгляд на один и тот же феномен, связывающий две и более страны, совместные дискуссии и фактически двойная работа по интерпретации материала позволили глубже понять его, преодолеть субъективность и предвзятость.

Выбор теоретической рамки предопределил и выбор оригинальной для миграционного исследования методологии. Так, признание того факта, что миграция – это процесс, который имеет глубокие двусторонние эффекты как в принимающем, так и в отправляющем сообществе, обусловил и двусторонний характер исследования. Логика работы была следующая. В странах исходной миграции (Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане) местные исследователи вели рекрутинг среди семей, в которых родственники уехали на заработки в Россию. Поскольку в России были два основных кейса – Москва и Санкт-Петербург, для исследования выбирались семьи, чьи представители уехали именно в эти российские мегаполисы. При этом в фокусе исследования были как сами мигранты, так и члены их семей, оставшиеся дома. Как правило, это были либо супруги (абсолютное большинство – жены), либо родители мигранта. В России с мигрантами работали российские исследователи, с членами их семей – исследователи из соответствующих стран Средней Азии. При этом логика проекта была такова, что исследователи имели возможность сами приезжать в место исхода или место миграции и дополнительно разговаривать с информантами. Всего в фокусе внимания оказалось на начальном этапе 45, а потом 30 двусторонних кейсов, поровну разделенных между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. В качестве основного метода сбора информации были выбраны интервью, однако, безусловно, этим методом никто не ограничивался. Параллельно с интервью велись неформальные беседы с другими родственниками или мигрантами, оказавшимися поблизости и входящими в ближний круг. Собирались этнографические данные, говорящие об организации повседневности или о миграции вещей, велись наблюдения за взаимодействиями, сопровождающими жизнь информантов и прочее.

В качестве развития теоретических оснований концепции транснационализма можно рассматривать специфику российского контекста. Быстрые и зачастую кардинальные трансформации экономических, социальных и политических условий, безусловно, значительно влияют на изменение исследуемого феномена. Так, экономический кризис и падение курса рубля, изменение миграционной политики, в частности массовые депортации мигрантов и запреты на въезд, введение новой патентной системы, рост бытовой ксенофобии значительно перекраивают описываемый феномен буквально на наших глазах: сокращаются масштабы миграции, часть мигрантов опять уходят в теневую экономику и вынуждены нарушать правила пребывания в РФ в связи с высокой стоимостью патента. Нестабильность феномена в нестабильном обществе специфицирует его, что в итоге должно вызывать больший академический интерес. Адаптация мигрантов к новым условиям и массовое возвращение домой, которое мы наблюдали пару лет назад, на наш взгляд, могут способствовать развитию концепции транснационализма, наполнять ее новыми смыслами и открывать в ней новый интерпретационный потенциал.


Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. С. 147–151.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания


Эта книга сразу же привлекла внимание научной общественности; ее содержание подводит к выводу о кризисе государственно-центричной картины международных отношений и ослаблении роли государства в мировой политике. Авторы уподобляют мировую политику разветвленной и многослойной паутине связей, соединяющих многочисленных и многообразных участников международных взаимодействий, таких, как многонациональные корпорации, транснациональные общественные движения и международные организации, финансовые группы и другие частные акторы, которые вытесняют государство из центра на периферию международной системы, делают его одним из рядовых игроков развертывающейся на мировой арене игры по новым правилам. Главное внимание уделяется анализу тех связей, коалиций и взаимодействий, которые происходят вне зависимости от территориальных границ государства [c.147] и находятся за пределами контроля со стороны центральных органов его внешней политики.

Значение рассматриваемой книги для развития международно-политической науки очень велико. Отметим лишь несколько моментов. Во-первых, ее публикация не только укрепила позиции сторонников транснационализма (Р. Купер в США, М. Мерль во Франции) и тем самым придала транснационализму парадигмальный характер, не только побудила многих из этих сторонников (например, Б. Бади, М.К. Смутс и др.) пойти гораздо дальше в своих выводах, чем ее авторы, но и оказала большое воздействие на развитие социологического направления в исследовании международных отношений, в частности на конструктивистский подход (Ф. Краточвил, Дж. Рагги, А. Вендт и др.), приобретающий сегодня заметное влияние.

В заключение следует подчеркнуть, что имена Джозефа С. Ная-мл. и Роберта О. Кохэна широко известны в американской и мировой науке о международных отношениях.

Исследования транснационализма задают новую перспективу и предлагают новые подходы к осмыслению и эмпирическому анализу современных миграционных процессов.

Можно утверждать, что новые социальные феномены, характеризующие миграцию, требуют нового концептуального аппарата – и именно здесь на первый план выступает транснациональный подход. При этом миграция и транснационализм представляют собой две области исследований хотя и тесно связанных, но относительно автономных: можно исследовать миграцию вне транснационализма (а транснационализм – вне миграции).

Условно можно выделить три подхода к исследованиям феноменов миграции.

Первый, традиционный, предполагает фиксацию и анализ миграционных потоков как передвижения населения; этот подход доминировал во второй половине 20 века.

Второй подход – это post-migration studies / dynamics / situation – относительно новое направление, предполагающее анализ того, что происходит с людьми после миграции.

Третий подход, транснациональный, предполагает синтез исследовательских перспектив первого и второго подходов, при этом в фокусе внимания находятся специфические феномены: одновременное включение мигрантов в социальные сети стран исхода и принимающего сообщества, постоянное перемещение мигрантов между различными национальными пространствами и повседневными мирами, финансовое участие мигрантов в стране исхода и экономическая деятельность в принимающей стране. На эмпирическом уровне к этим новым феноменам относится, например, появление экспатов, транзитных мигрантов и транзитных принимающих сообществ, а также маятниковые мигранты, мигранты-репатрианты.

Транснациональная миграция захватывает сегодня не только и не столько традиционные принимающие общества (страны Нового света на американских и австралийском континентах), сколько страны Старого света (Евразия), для которых значительный приток мигрантов в последние десятилетия – это действительно новое явление. Особенно актуальными вопросы миграции в Евразии стали после распада СССР, когда разнонаправленные миграционные потоки пронизывают и связывают весь континент.



В этой статье подведу промежуточные итоги, чтобы они стали точкой отсчета нашей Победы, которая


Это не вопрос выживания, удержания власти и сохранения капиталов. Будь, как все и США обеспечили бы


"Санкции из зада" звучит, конечно, забавно, но Запад наносит очень жесткий удар и будет добавлять


На наших глазах творится История или смена мироустройства входит в заключительную фазу "Россия –


Второй фронт — внутренний. Россию ждут огромные изменения, назревшие и перезревшие в экономике,

Добавить новость в:

Национализм, транснационализм и интернационализм

Часто люди используют те или иные слова, даже не понимая того, что они означают. Не обошла данная тенденция и такие понятия, как национализм, транснационализм и интернационализм. Что же обозначают данные термины на самом деле?

Как проявляется на практике русский национализм? Да всё так же, только с некоторыми ремарками.

В идеале по размеру оно должно быть до Урала, желательно без Кавказа и Крыма. Понятно, что такое государство будет слабым во всех отношениях и не сможет ничего противопоставить сильным мира сего на международной арене, из-за чего станет зависимым.

Его будет легко подчинить в политическом, экономическом, духовном, информационном и технологическом планах. Но это и есть конечная цель любого национализма. Представители данной идеологии кормятся с руки буржуазии, причём чаще всего иностранной, ибо ей это больше всех и выгодно.

Существует 2 разновидности транснационализма:

1) Агрессия одного националистического государства, приводящая к экспансии. В данном случае национализм перерастает в экспансионистский национализм, который проявляется в политическом, экономическом, информационном, культурном и в крайнем случае военном вмешательстве во внутренние дела других стран. В результате происходит ликвидация соседних суверенных государств и их попадание в экономическую зависимость от / включение в состав воинствующего националистического государства, ликвидация национальных культур, особенностей и идентичностей, а также замена психоисторических смыслов («совокупность

взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение отдельного человека / этнической системы к миру и выступающих как ориентир и результат поведения, а также дающих человеку и этнической

Таким образом, национализм в рамках одной страны, превращаясь в экспансионистский, становится национализмом наднационального масштаба. В данном значении, как видим, транснационализм является высшей стадией развития национализма.

2) Транснационализм, который продвигается в интересах глобалистов в лице транснационального финансового капитала (ТНФК), который, как грибница, окутал практически всю планету. Принципы транснационализма содержатся в книгах К. Шваба.

Капитализм - это система, при которой существует не только капитал, но и его ограничители: государство (основной), политика, неэкономические институты гражданского общества, массовая образованность и осознанность происходящего. Соответственно, главным интересом капитала и обслуживающих его наднациональных структур на современной стадии развития капиталистической общественно-экономической формации является снятие этих ограничителей в целях получения неограниченной власти, усиления контроля и эксплуатации, максимизации прибыли. Транснационализм – доктрина, являющаяся всего лишь одним из инструментов достижения данных целей. Далеко не в интересах обычных людей он продвигается.

В этом значении синонимами данного термина являются космополитизм, наднационализм, безнационализм и глобализм с поправкой на то, что последнее – это название целого этапа развития капиталистической общественно-экономической формации (финансовый капитализм = глобализм) со всеми вытекающими, а транснационализм – это лишь один из его принципов и инструментов достижения целей.

Таким образом, национализм и транснационализм – это две стороны одной медали, находящейся в руках капиталистов всех уровней (от глобалистов до местечковой буржуазии). Обе доктрины являются опасными и неспособны привести хоть к чему-то положительному.

Иное дело - интернационализм. Это принцип, согласно которому все народы, страны, национальности, культуры, цивилизации и т.д. являются равными. Никто никого не подавляет. Доктрина направлена на мирное сосуществование, дружбу и сотрудничество.

В отличие от национализма, интернационализм выступает против сепаратизма, ненависти к определённым народам и национальностям, дискриминации, выселения или уничтожения их представителей и создания маленьких националистических государств. В отличие от транснационализма, интернационализм не стремится к ликвидации государств, границ и суверенитетов в целях передачи всей власти в руки капитала (банки, фонды, корпорации, платформы); подавлению национальных культур, особенностей, идентичностей, психоисторических смыслов, стандартизации всех и вся и подведению к единому знаменателю. Наоборот, данный принцип направляет всё вышеперечисленное в правильное (конструктивное, созидательное) русло: соседство, взаимообогащение, взаимное уважение и существование в целях учёта интересов всех, всестороннего развития людей и мира во всём мире.

Считаю, что к осуществлению именно этого принципа человечество должно стремиться.

Читайте также: