Тракторный завод чебоксары история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этот завод задумывался как единственный в стране гигант тяжелого промышленного машиностроения. В то время активно осваивались природные ресурсы Сибири, Казахстана , Дальнего Востока, Крайнего Севера. Требовалась мощная землеройная техника для горнодобывающей, нефтегазовой, строительной отраслей. Такая в стране не выпускалась, ее закупали за рубежом. В одном из источников приведены любопытные цифры: за один американский трактор мощностью 385 лошадиных сил приходилось платить 120 тысяч инвалютных рублей или 120 кг золота.

Под строительство предлагались разные площадки. Но выбор пал на Чувашию — удобное географическое расположение, высокая плотность населения. К тому же в Чебоксарах уже были энергетическая база (рядом развернулась Чебоксарская ГЭС ), транспортная инфраструктура (железная дорога, автотрасса М-7, водная артерия — Волга и грузовой порт). А еще выпускал необходимую продукцию Чебоксарский агрегатный, называвшийся в то время заводом тракторных запчастей.

Возведение Чебоксарского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ) было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. С января 1972 года на завод начался прием специалистов — ИТР, рабочих. Квалифицированные кадры приезжали со всей страны — из Челябинска , Волгограда , Павлодара , Петрозаводска , Липецка , Владимира, Минска . В Чувашию распределялись выпускники ссузов и вузов. В проектировании, строительстве, оснащении ЧЗПТ было задействовано 120 заводов и институтов страны. В строительстве участвовали и студенческие стройотряды, в том числе интернациональные (в частности, венгерские студенты).

Первым директором ЧЗПТ был назначен Виктор Тимофеевич Десятов , возглавлявший ранее Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей, участник строительства Волго-Донского канала и Асуанской плотины в Египте .

11 января 1972 года в Чебоксары позвонил из Москвы первый секретарь Чувашского обкома партии Николай Вороновский — окончательное решение о строительстве тракторного завода принято! В тот же день Роберт Ильяной , возглавлявший в то время отдел строительства Чувашского обкома партии, начал обзванивать подрядные организации, чтобы уже утром техника выдвинулась в район деревни Кочаково.

Уже в декабре 1972 года стройтресту № 5 присвоили звание — имени 50-летия СССР. А за три года здесь создали с нуля коллектив в несколько тысяч человек, мощную производственную базу, на предприятии открылся учебный комбинат. Как рассказал Александр Гурин , при строительстве использовались современные материалы — так впервые в Чувашии был применен профнастил. Внедрялись и новые технологические решения. К примеру, конвейерная сборка и крупноблочный монтаж покрытий промышленных зданий. Блоки весом до 60 тонн собирались на земле, а затем краном поднимались на установленные колонны.

На значимые объекты приходилось добиваться разрешения на самом высоком уровне. Тогда в целях экономии их строительство было строго регламентировано. Чтобы построить Дворец культуры тракторостроителей, собрали тысячу подписей и направили в Совмин СССР. И получили резолюцию: в качестве исключения разрешить Чебоксарскому тракторному заводу построить Дворец культуры, плавательный бассейн и лыжную базу.

Для подготовки квалифицированных кадров в республике открыли заочный факультет Волжского филиала Московского энергетического института — на его базе вырос Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова . В Чебоксарах появились машиностроительный техникум и три профтехучилища. В 1979 году запущено троллейбусное движение до тракторного завода. В конце маршрута, на транспортном кольце, стоит на постаменте тот самый первый трактор Т-330, который вышел из производственных цехов 25 октября 1975 года. Эта дата считается днем рождения ЧЗПТ.

Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) — крупное производственное предприятие СССР и современной России по производству промышленных тракторов, один из крупнейших тракторных заводов мира второй половины XX века. ЧЗПТ — производитель тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники для топливно-энергетического комплекса, золотодобывающей, нефтегазовой, угольной, горнорудной отраслей, строительной индустрии и дорожного хозяйства. Располагается в г. Чебоксары.

Содержание

История

Строительство завода началось по решению Правительства СССР 12 января 1972 года. 21 октября 1971 года была организована Дирекция строящегося завода. Директором завода был назначен В. Т. Десятов.

30 декабря 1974 года вступил в строй первый производственный корпус завода — сдаточный корпус, на производственных площадях которого и началось изготовление узлов и деталей будущего серийного трактора Т-330 мощностью 330 л.с.



На базе трактора Т-330 в 1974 году был спроектирован трактор-трубоукладчик, предназначенный для укладки труб большого диаметра в траншею, сопровождения очистных изоляционных машин и выполнения подъемно-транспортных работ на магистральных газо- и нефтепроводах. Первый опытный образец был собран 7 мая 1977 года. 1 сентября 1982 года с главного конвейера сошел 1000-й трактор.

Деятельность

За 2008 год было продано 885 ед. тракторной техники на сумму 5 538,1 млн. руб. без НДС.

Они создавали Чебоксарский тракторный

Среди тех, кого чествовали на предприятии, - ветераны завода и строительных организаций, представители бывшего Чувашского обкома КПСС, курировавшие всесоюзную стройку. Почетным гостям показали документальный фильм о строительстве ЧЗПТ и о том, какое развитие получили Чебоксары благодаря заводу-гиганту. Они посетили единственный в России Музей истории трактора. Показали заслуженным людям и современные цеха предприятия.




Как всё начиналось - http://chebnovosti.ru/

В конце 60-х годов наша страна приступила к масштабному освоению своих богатых природных ресурсов — нефти, газа, золота, руды и угля. Для их добычи требовались трактора, бульдозеры, трубоукладчики, которые до этого поставлялись лишь американскими и японскими монополистами. Руководством страны было принято решение производить такую технику у себя, но для этого нужно было найти подходящую площадку. Выбор пал на Чебоксары. Республика была густонаселённой и находилась в выгодном географическом положении: уже была железная дорога, мимо проходила автомобильная трасса М-7, но самое главное — огромной транспортной артерией являлась Волга. А ещё говорят, что очень помог в индустриализации своей малой родины наш всемирно известный земляк — космонавт № 3 Андриян Николаев.

Но время энтузиастов шло быстро. 30 декабря 1974 года в строй вступил первый производственный корпус — сдаточный (его начальником и был назначен Иван Долгушин). А менее чем через год, 25 октября 1975 года, с конвейера сошёл первый трактор Т-330. Эта дата навсегда вписана в историю как день рождения Чебоксарского тракторного завода. Колесо закрутилось, масштабы становились всё значительнее, на пике славы заводские проходные каждый день пропускали почти 30 тысяч человек.

Недавно совет ветеранов тракторного завода проявил инициативу и обратился к Главе республики Михаилу Игнатьеву с предложением присвоить ДК тракторостроителей имя Георгия Пилярского. А в память о первом директоре завода на территории предприятия вскоре появится бюст Виктора Тимофеевича Десятова.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!


В конце 60-х годов наша страна приступила к масштабному освоению своих богатых природных ресурсов — нефти, газа, золота, руды и угля. Для их добычи требовались трактора, бульдозеры, трубоукладчики, которые до этого поставлялись лишь американскими и японскими монополистами. Руководством страны было принято решение производить такую технику у себя, но для этого нужно было найти подходящую площадку. Выбор пал на Чебоксары. Республика была густонаселённой и находилась в выгодном географическом положении: уже была железная дорога, мимо проходила автомобильная трасса М-7, но самое главное — огромной транспортной артерией являлась Волга. А ещё говорят, что очень помог в индустриализации своей малой родины наш всемирно известный земляк — космонавт № 3 Андриян Николаев.

Н о время энтузиастов шло быстро. 30 декабря 1974 года в строй вступил первый производственный корпус — сдаточный (его начальником и был назначен Иван Долгушин). А менее чем через год, 25 октября 1975 года, с конвейера сошёл первый трактор Т-330. Эта дата навсегда вписана в историю как день рождения Чебоксарского тракторного завода. Колесо закрутилось, масштабы становились всё значительнее, на пике славы заводские проходные каждый день пропускали почти 30 тысяч человек.

Н едавно совет ветеранов тракторного завода проявил инициативу и обратился к Главе республики Михаилу Игнатьеву с предложением присвоить ДК тракторостроителей имя Георгия Пилярского. А в память о первом директоре завода на территории предприятия вскоре появится бюст Виктора Тимофеевича Десятова.

Читайте также: