Трагический пафос донских рассказов шолохова кратко

Обновлено: 05.07.2024

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
М.А.ШОЛОХОВ
родился 11 мая 1905 года на
хуторе Кружилин Донецкого
района Области Войска
Донского – ныне Шолоховский
район Ростовской области

РОДИТЕЛИ
Отец – Александр Михайлович ШОЛОХОВ –
разночинец,
выходец
из
Рязанской
губернии, был скупщиком скота, служил
приказчиком, управляющим;
Мать – Анастасия Даниловна ЧЕРНИКОВА –
полуказачкаполукрестьянка,
дочь
крепостного, пришедшего на Дон с
Черниговщины. Была насильно выдана
замуж помещицей Поповой за сына
казачьего атамана Кузнецова. Впоследствии
покинула супруга и ушла к Шолохову;
Их сын Михаил при рождении был записан
на фамилию Кузнецов, только после смерти
официального мужа в 1912 году родители
смогли обвенчаться и Михаил получил
фамилию Шолохов

ОБРАЗОВАНИЕ
Домашнее обучение на хуторе Каргинском, где
отец служил управляющим;
В 1914 году - учеба в Москве в подготовительном
классе мужской гимназии;
С 1915 по 1918 год – гимназия города Богучара
Воронежской губернии, окончил 4 класса, перед
приходом в город немецких войск бросил учебу;
В 1921 году окончил налоговые курсы и служил
продовольственным
инспектором,
затем
участвовал в продразверстке

1920 ГОД
В 1920 году продотряд во главе с
15-летним (17,5-летним)
Шолоховым попал в плен
к Махно. Тогда он думал, что его
расстреляют, но его отпустили.

СЕМЬЯ
В 1924 году обвенчался с Марией Петровной
Громославской, дочерью бывшего станичного
атамана, с которой прожили 60 лет, воспитали
четверых детей:
1926 – дочь Светлана;
1930 – сын Александр;
1935 – сын Михаил;
1938 – дочь Мария

В электронном каталоге Книжной палаты значится 1408
изданий произведений М.А. Шолохова общим тиражом
105349943 экземпляра на более чем 90 языках мира.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1966 году выступил в
поддержку ареста
писателей-дессидентов
Синявского и Даниэля;
В 1973 году подписал
письмо советских
писателей против
Солженицына и
Сахарова

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сталинскую премию
передал в Фонд обороны
(1941 г.);
Ленинскую премию
передал Каргинскому
сельсовету на
строительство школы
(1960 г.);
Нобелевскую премию
передал на постройку
школы в станице
Вёшенской (1965 г.)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
До конца жизни жил в
Вешенской, с 1960-х
фактически отошел от
литературы;
Увлекся охотой и
рыбной ловлей;
Умер писатель 21
февраля 1984 года,
похоронен на родине

РЕАЛИЗМ
(по его основной идейной направленности –
неприятию социальной действительности).
Реализм XX века в советской России (по социальной направленности
художественного идеала).
ИСКУССТВЕННЫЙ, СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ
ШОЛОХОВА -ХУДОЖНИКА
правда, суровая, подчас
жестокая, умение показать острые
жизненные конфликты;

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ
ШОЛОХОВА -ХУДОЖНИКА
Простой сюжет
Прямая композиция
Контрастность изображения
(наши – не наши)
Однозначность авторской позиции

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ
ШОЛОХОВА -ХУДОЖНИКА
Особый язык (разговорный, с
использованием элементов донского
диалекта, фольклорных мотивов),
индивидуализация речи героев, юмор

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ
ШОЛОХОВА -ХУДОЖНИКА
Внимание к простому человеку,
к образам живых людей (об этом
шёл спор в литературе 20-х годов)

- В ЧЕМ ДРАМАТИЗМ СИТУАЦИИ, ЛЕЖАЩЕЙ В
ОСНОВЕ СЮЖЕТА?
- КАК ИЗОБРАЖАЕТ ШОЛОХОВ ДУШЕВНОЕ
СОСТОЯНИЕ НИКОЛКИ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА?
- КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ, ЕГО
ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ, РАЗМЫШЛЕНИЯ
ПЕРЕД БОЕМ?
- КАК РАСКРЫВАЕТСЯ ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ
АТАМАНА? КАКУЮ РОЛЬ В ЕГО РАСКРЫТИИ
ИГРАЕТ ПЕЙЗАЖ (ГЛ. 3)?
- КАКОВ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ РАССКАЗА, В
ЧЕМ ТРАГИЗМ ЭТОГО КОНФЛИКТА?
- КАКОВА АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ? КАК ОНА
ВЫРАЖЕНА?
- В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА?

Шолохов являясь человеком сильным и прямолинейным, писал всегда правдиво. Он прекрасно знал о чем пишет, в "Донских рассказах" он выражает свое отношение к войне, которая собой - обличает трагедию народа, она рушит быт казаков, ломает понятие семейности, ставит тяжелый выбор. Война - это самоистребление и варварство, когда рушатся человеческие судьбы. Повествование и описание событий ведется очень реалистично, что усиливает динамику происходящего, погружая читателей в это время. Обусловлена реалия произведений и тем, что война показывается в образе зверя, который не жалеет никого, даже детей. Общий язык произведения достаточно прост и понятен для читателя.

Объяснение:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. В сочинении сформулируйте тему и основную мысль текста. Какую роль в вашей жизни игра

Составить один вопрос по тексту как я ловил человечков для своего одноклассника? Помагите пожалуста очень нужно

Определите размеры стиха у этих строк: Только мне не плачется-на душе светло Свирель запела на мосту Забыли,что они слова Осыпал

Кратко:

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Донские рассказы М.А. Шолохова методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться. Обозначьте местоположение автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь при этом тем, как разрешается конфликт.

Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.


Шолохов являясь человеком сильным и прямолинейным, писал всегда правдиво.

Он прекрасно знал о чем пишет, в "Донских рассказах" он выражает свое отношение к войне, которая собой - обличает трагедию народа, она рушит быт казаков, ломает понятие семейности, ставит тяжелый выбор.

Война - это самоистребление и варварство, когда рушатся человеческие судьбы.

Повествование и описание событий ведется очень реалистично, что усиливает динамику происходящего, погружая читателей в это время.

Обусловлена реалия произведений и тем, что война показывается в образе зверя, который не жалеет никого, даже детей.

Читайте также: