Трагический гуманизм 17 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тем не менее, за шекспироведами советской поры, настойчиво возвращавшимися к теме шекспировского гуманизма, стояла давняя традиция, требующая и по сей день уважительного к себе отношения. Эта традиция подчеркивала связь Шекспира с Ренессансом и рассматривала Возрождение как эпоху величайшего расцвета европейского искусства — расцвета, преодолевшего рамки одной национальной культуры, пусть даже наиболее классической и образцовой.

Вместе с тем, большинство исследователей Ренессанса в наше время, как и в середине прошлого столетия, сходятся в одном — в вопросе о тесной связи Возрождения и гуманизма. Можно даже говорить о тенденции к отождествлению Ренессанса с гуманизмом, причем тенденция эта проявляется независимо от того, насколько узко или, наоборот, широко трактуются оба понятия. В той или иной мере названная тенденция свойственна таким авторитетным историкам литературы и культуры, как Р.И. Хлодовский, Л.М. Баткин и Г.К. Косиков.

Желание исследователей ограничить значение общепринятых терминов, лишить их смысловой текучести и многозначности вполне понятно. Но эта научная точность имеет и свою оборотную сторону. Каждый анализируемый тип культуры или значимый историко-культурный период предстает как реализация внутренне неподвижного принципа. Его постоянное изменение в процессе самореализации исключается из внутреннего содержания соответствующего понятия, выносится за скобки анализа, материализуясь в противопоставлении разных цивилизаций, эпох и культур.

Литература

2. Шекспир В. Трагедия о Гамлете, принце Датском / Пер. М. Лозинского // В. Шекспир. Полн. собр. соч.: В 8 т. — М.: Academia, 1936—1949. — Т. 5. — С. 1—175.

3. Шекспир В. Трагедия о короле Лире / Пер. М. Кузмина // В. Шекспир. Полн. собр. соч.: В 8 т. — М.: Academia, 1936—1949. — Т. 5. — С. 451—610.

4. Шекспир У. Отелло // У. Шекспир. Комедии и трагедии / Пер. с англ. О. Сороки. — М.: Аграф, 2001. — С. 348—436.

5. Аверинцев С.С. Внешнее и внутренне в поэзии Вергилия // Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль. — М.: Наука, 1989. — С. 22—52.

6. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. — М.: РГГУ, 2000.

7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. — М.: РГГУ, 1995.

9. Бубер М. Я и Ты / Пер. Н. Файнгольда. — М., 1992.

10. Виппер Ю.Б. Когда завершается эпоха Возрождения во французской литературе? // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI — первой половины XIX века). — М.: Худож. лит., 1990. — С. 59—78.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.

12. Горбунов А.Н. Шекспир и литературные стили его эпохи // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. — 1984. — № 2. — С. 45—52.

13. История литературы Италии Т. 1: Средние века. — М., 2000.

14. История французской литературы / Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. — М.: Высш. школа, 1987.

15. Кольридж С.Т. Гамлет // Кольридж С.Т. Избранные труды. — М.: Искусство, 1987. — С. 288—293.

16. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000—2000. — М.: Высш. школа, 2001. — С. 8—39.

17. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М.: Худ. лит., 1971.

21. Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс, барокко (К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма) // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. — М.; Л., 1965. — С. 181—206.

22. Флоренский П.А. Гамлет // Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т Т. 1. — М.: Мысль, 1994. — С. 250—280.

23. Хлодовский Р.И. О ренессансе, маньеризме и конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы // Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978. — С. 120—139.

24. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2 т. — М., 2001. — Т. 2.

Примечания

Презентация на тему: " Трагический гуманизм, кризис идеалов итальянского Возрождения открыл путь новым стилям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и барокко." — Транскрипт:

2 Трагический гуманизм, кризис идеалов итальянского Возрождения открыл путь новым стилям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и барокко. Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта.

4 характерные черты маньеризма: Изысканная, виртуозная техника, напряженность и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил, отказ от изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусторонний, полный тревоги, сомнений и беспокойства. характерные черты барокко: Как и в маньеризме передача напряженности конфликта, дух противоречий. Главные темы: мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них.

6 Определите произведения маньеризма и барокко

7 Эль Греко. Лаокоон П.П.Рубенс Вакханалия

8 Пармиджанино Дж. Мадонна с длинной шеей Автопортрет с Саскией на коленях

9 Эль Греко Апостолы Петр и Павел Возвращение блудного сына

10 Троица Жертвоприношение Авраама

11 Караваджо. Юноша с корзиной фруктов Старик в кресле

12 Голова Медузы. Деталь Флора (портрет Саскии в виде Флоры)

13 Св. Франциск и фра Лео, размышляющие о смерти Прощание Давида с Ионафаном

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении и изменении. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь их мировоззрение все более окрашивалось в трагические тона.


Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по реальной Испании, совершенно не похожей на мир рыцарских романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему, ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всем мире.


Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?


Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остается для нас Отелло, мучительных сомнений – Гамлет, всепобеждающей любви – Ромео и Джульетта.


Экстаз св. Терезы. Скульптор Л. Бернини

В XVII–XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


Автопортрет с Изабеллой Брандт Художник П. Рубенс

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса


Ночной дозор. Художник Рембрандт

Жизнь Рембрандта изменилась. Он пережил смерть горячо любимой жены и единственного сына. Оставаясь верен своему пути в искусстве, он почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни оставался верен себе и своим поискам истины в искусстве. Он умер в нужде и был похоронен на общественные деньги.

Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В их лицах, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовную красоту и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим все новые открытия – из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он выступает то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.


Портрет инфанты Маргариты. Художник Д. Веласкес


Как вы думаете, почему художник XVII в. Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевское семейство. Он различал за их жалкой внешностью тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью их поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.

Литература и искусство классицизма


Танкред и Эрминия. Художник И. Пуссен


С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре эпохи Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес или Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.

1. В чем состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?

2. Чем стиль барокко отличается от стиля Ренессанса?

3. Можно ли выделить какие-то черты, объединяющие великих мастеров искусства XVII в.?

4. Какие основные черты характеризуют стиль классицизма?

1. Прочитайте сонет 66 Уильяма Шекспира:

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк.

И как шутя живется богачу.

И доверять, и попадать впросак.

И наблюдать, как наглость лезет в свет.

И честь девичья катится ко дну.

И знать, что ходу совершенствам нет.

И видеть мощь у немощи в плену.

И вспомнить, что у мысли заткнут рот.

И разум сносит глупости хулу.

И прямодушье простотой слывет.

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня.

Да другу трудно будет без меня.

Какие черты современного Шекспиру общества вызывают его негодование? Можно ли сказать, что и в этом сонете проявляется трагический гуманизм Шекспира? Обоснуйте свое мнение.

2. На основании текста параграфа (а при желании и с использованием дополнительных материалов) составьте рассказ о взаимоотношениях художников и заказчиков в XVII в.

3. Сопоставьте искусство Возрождения и искусство XVII в. на примере творчества двух художников той и другой эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Французское искусство XVII столетия

Французское искусство XVII столетия Предварительные замечания. Французское зодчество XVII столетия 1. Общий обзор развития искусства Облик искусства Франции в XVII веке был образован взамиодействием двух течений — романского (южного) и готического (северного), которые и

Искусство XVII столетия в Скандинавии

Искусство XVII столетия в Скандинавии Искусство этого периода в Дании 1. Обзор развития датского искусства Развитие искусства Дании серьезно отставало от западноевропейского, поэтому в рассмтариваемый период в стране наблюдается подавляющее преобладание немецкихЮ

Искусство XVII столетия в Швеции

Искусство XVII столетия в Швеции 1. Обзор развития шведского искусства Искусство Швеции в начале XVII века равзивалось преимущественно под патронажем правящего дома и в основном было представлено иностранными мастерами: нидерландцами, французами, немцами. В целом во всех

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА Обратим внимание еще на одно любопытное обстоятельство. В странствиях библейского ковчега Господня громко

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь 1. Позднее происхождение книги Есфирь Книга Есфирь занимает особое положение в Библии. Как мы сейчас покажем, она относится к группе шести библейских книг от 1-й книги Ездры до Есфири, которые

§ 15. Литература и искусство XVII века

§ 15. Литература и искусство XVII века Трагический гуманизм Сервантеса и ШекспираК концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Развитие литературно — художественного процесса в Украинской ССР определялось требованиями партии, выдвинутыми в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. В них говорилось о необходимости создать

3.5. “Трагический гуманизм” барокко
Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое восприятие мира.

Перед читателем раскрывается природа “трагического гуманизма” барочной

философии, что познало Новое время. Слова героя “Я знаю, я смертен” – своего рода окончательный аргумент в споре о том, что такое, кто такое человек. Это даже не атом и уж тем более не венец творения, и не царь природы, а действительно “тень, промелькнувшая на мгновение и исчезнувшая навсегда из мира” (Паскаль).
В то же время здесь перед нами раскрывается та внутренняя напряженность, что владеет душой и разумом человека данной эпохи. Подтверждением тому могут служить слова героя: “То не отчаянье, не думай. Меня не отвращает жизнь…”. Человек жаждет жить полнотой самой жизни, но разум, но

Человек каждую секунду обязан и должен помнить о смерти как о чистоте своих помыслов и поступков. Образ предстает в своей контрастности, соединяя в одном понимании понятия “жизнь” и “смерть”. Образ метафоричен и риторичен прежде всего.

Выражение “колыбель как гроб” – это одновременно понятие “жизни” и понятие “смерти”, которые выступают как единое целое – две стороны одной линии – линии жизни.
Кроме того, слова “вверх”, “вниз”, “поднимаются”, “опускаются” – символ строгой определенной вертикальной направленности мира и разума человека (как готический стиль в искусстве). В готике нет сомнений в призвании человека, в барокко это же признание приходит через преодоление человеческой сущности в мучительном отказе от чувственной природы, собственной плоти (как быть с ними – ведь в этом и сам человек), отсюда образное нагромождение барокко, невозможность или ненужность сфокусировать четкость и точность изображения.
Жизнь сложна, поэтому и отображение его должно быть сложным. В строках: “Так близко мы живем от смерти, // Так тесно при рожденьи нашем. // Сливаются черта с чертой, // И колыбель, и ложе мглы…” проявляется не отчаяние человека, а волевое признание скоротечности человеческой жизни, которая дается от бога как линия судьбы. Не случайно герой несколько раз повторяет, варьируя слова, высказывание: “Рождаясь, человек всегда есть раб судьбы своей и смерти”.

Читайте также: