Трагедия народа или трагедия матери и сына реквием кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поэма Ахматовой действительно стала реквиемом по всем погибшим во время террора Сталина. Анна Ахматова задумала написать это произведение стоя в бесконечных очередях у ворот тюрьмы. Одна из женщин спросила тогда Ахматову сможет ли она все это описать, и та утвердительно кивнула. И она выполнила обещание. В поэме она описала горе всех жен и матерей, подруг и целых семей, горе всего народа. Только человек переживший подобное мог так реалистично и правдоподобно описать происходящее. Ахматова чувствовала родственные души тех, кто пережил эти страшные события. А таких были сотни, тысячи, миллионы.

Повествует об этом отчаявшаяся женщина, которая не в силах чем – либо помочь своему ребенку, не в силах его спасти. Ей остается только мучительно ждать смерти, ведь только она способна избавить от боли. Для тех, чья жизнь превратилась в ад смерть становится единственным спасением, ее призывают на помощь.

Совершенно справедливо то, что Ахматова считала свою поэму народной, говорящей голосом всего народа. Она считала своим долгом описать это страшное время таким каким оно было на самом деле, без прикрас.

Вариант 2

Анна Ахматова – известнейшая русская поэтесса, чьим творчеством можно упиваться и по сей день. Она творила в начале 20-го века, потому ее можно отнести к поэтам Серебряного века русской литературы и поэзии. Стихи этой поэтессы поражают своей глубиной и формой.

Саму Анну Ахматову не репрессировали, но многократно под арест брались ее сын и муж – самые близкие люди. Кстати, муж Анны там и погиб.

Много русских людей пострадали от репрессий. Ахматова пытается донести эту мысль, помещая вначале своего стихотворения небольшое прозаическое вступление. Анна стоит в очереди в Ленинградскую тюрьму. Тут она замечает обыкновенную женщину, с которой они пересекаются взглядами. Женщина знала Ахматову как поэтессу и спросила, может ли она это описать? Ахматова сказала, что сможет. И описала.

Поэтесса сама считала свою поэму голосом народа. Этот бедный народ был искалечен деспотом в лице Сталина. Поэтесса выразила своим реквиемом боль всего народа, который стал страдальцем в эти времена. Ахматова считала свои долгом донести до будущего поколения эту трагедию и показать, как жестокий контроль ломает жизни миллионов люде. Как же это ужасно – бивать свой же народ!

Репрессируют одного человека – и это задевает его судьбу и калечит всю оставшуюся жизнь! Как это страшно! Ужас репрессий, трагизм всего народа отражается и на семью репрессированных, каковой и являлась Анна Ахматова.

Ни в коем разе нельзя повторить эту трагедию народа. Всего русского народа. Творчество поэтов того времени, людей, которые столкнулись с этим, помогает донести до людей мысль, что это не может повториться и не имеет права ни человеческого, ни морального.

Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой

Несколько интересных сочинений

Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека — хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того

Адольф Карлович Берг — один из ярких второстепенных персонажей произведения русской классики, исторического романа Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".

Всемирная паутина окутала уже миллионы людей по всей планеты, все они уже просто не представляют свою жизнь без интернета. Сейчас почти каждый дом может позволить себе услугу интернета, я в том числе являюсь активным пользователем

Поэма "Реквием” — одно из наиболее значительных произведений в творчестве Анны Ахматовой. Посвящена она теме сталинских репрессий, но в первую очередь не их жертвам, а тем, кто стоял “триста часов” в тюремных очередях, питая иллюзорную надежду увидеть дорогого сердцу человека живым и на свободе, и для кого “не открыли засов”, — женщинам: матерям, женам, сестрам, дочерям…

Да, в произведении действительно проблема сталинских репрессий рассматривается с позиции матери. Но действительно ли Ахматова, убитая собственным горем, не обращает внимания на трагедию народа?

О том, что Ахматова воспринимает Большой террор как трагедию народа, говорят уже строки эпиграфа:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Ахматова вспоминает, что, в отличие от многих литераторов (и не только их), не принявших революцию, не покинула Россию. Она понимает, что за границей ее сын не попал бы в тюрьму беспричинно, что она не испытала бы кошмаров сталинизма, но не сожалеет, что осталась с народом, ведь она все еще его часть и должна разделять с ним как радость, так и горе. И поэтому ставит условие: памятник ей воздвигнуть не у моря и не в “царском саду”, где поэт жила относительно беззаботно, а там, где она действительно была вместе с народом, где, как тысячи других женщин, безрезультатно стояла в очереди увидеть сына или хотя бы узнать, что с ним, — в тюрьме.

Отсылка к “каторжным норам” из стихотворения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” говорит о том, что Ахматова и “невольные подруги двух ее осатанелых лет” не первые женщины, последовавшие за своими мужьями, сыновьями и братьями. В 1-й главе Ахматова также упоминает стрелецких жен, снова обращаясь к истории своего народа и воспевая подвиг преданных, смелых и самоотверженных женщин.

И все же поэма о 1930-х, когда “улыбался только мертвый” и “ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград”. Именно тогда арестовали сына Ахматовой, именно тогда ей было проще почувствовать себя сумасшедшей, чем смириться с реальностью происходящего. “Царскосельская веселая грешница” не поверила бы, что в будущем ее ждет такой кошмар. Ахматова описывает собственные переживания, но то же самое, наверное, испытывали и другие женщины в тюремной очереди. Мысли о смерти, думаю, посещали каждую из них: “Ты все равно придешь - зачем же не теперь?” И Ахматова молится не только за себя, но и за своих “подруг невольных”.

Да, доля правды, на мой взгляд, в высказывании Солженицына есть. Ахматова действительно в первую очередь поднимает тему матери и сына в “Реквиеме”. Но и трагедия народа здесь тоже раскрыта.

То, что Ахматова — женщина, чей муж умер накануне трагических событий, чей сын полжизни пробыл под арестом, — решилась написать такое произведение, свидетельствует о ее потрясающей смелости. Недаром автор в 10 главе пишет:

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, которая не знает, что с ее ребенком и жив ли он вообще, не описать словами. Тех, кто “плачет”, “каменеет”, еще можно попытаться утешить, а горе матери заглушить нельзя. Наверняка женщины, которые стояли в одной очереди с Ахматовой (они ведь тоже часть народа), благодарны ей за поэму “Реквием”. Если о массовых репрессиях ещё заговорили после смерти Сталина, то горя матерей многие из тех, кому повезло остаться в стороне от Большого террора, не замечали.

Поэма неспроста называется “Реквием”. Несмотря на то что она посвящена не самим репрессированным, а их женам, кому повезло — или, наоборот, не повезло — остаться в живых, Ахматова скорбит о погибших:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река…

В чем ценность данной поэмы? Это памятник эпохи, страшной эпохи, созданный ее свидетелем. Ахматова застала Большой террор как мать беспричинно арестованного сына, как часть народа в тяжелейшее время и, наконец, как поэт, который “смог описать” то, что было опасно описывать, и послать “прощальный привет” тем, кто его заслуживал. Кто, как не Ахматова, сама прошедшая через тюремные очереди, мог лучше всего рассказать одновременно и о горе матери, и о трагедии 30-х годов? “Реквием”, на мой взгляд, одно из величайших произведений русской литературы, а Анна Ахматова — голос “стомильонного” народа, поэт, не предавший свою миссию “глаголом жечь сердца людей” даже в чудовищных условиях.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Ахматова стала писать "реквием" после ареста сына в 1938 г. , но его содержание нельзя сводить только к семейной трагедии. ЭТА ПОЭМА - ВОПЛОЩЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ, КРИК "СТОМИЛЛИОННОГО НАРОДА"
Ах. -ва чувствовала себя в неоплатном долгу перед теми. с кем стояла в тюремных очередях и "вместе бедовала".В прологе "Вместо предисловия" Ах. говорит о жизненной основе "реквиема", о том, что она, стоя в тюремной очереди, пишет не только о себе, но и о "свойственном всем оцепенении". В поэме отражена великая трагедия народа, вся глубина и боль его страдающей души.
В 1-ом стих-ии нач. звучать плач по сыну. Героиня поэмы испытывает горе всех матерей и скорбит об их погибших сыновьях.
2-ое стих-ие - как колыбельная сыну - ласковая, добрая по звучанию. но с трагической развязкой:
тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.. .

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьмье,
Помолитесь обо мне.

МАТЬ МОЛИТ О ТОМ, ЧТОБЫ В ЕЕ ДУШЕ СОХРАНИЛИСЬ ДАЖЕ САМЫЕ ГОРЬКИЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ, Т. К. СТРАДАТЬ - ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ. Тем не менее наступает "СМЕРТЬ ДУШИ". Об этом в стих-ии "Распятие" свидетельствует то, что МАТЬ УЖЕ НЕ ГОВОРИТ, А "МОЛЧА" СТОИТ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСТОРИЯ ГЕРОИНИ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ ОТ ЖИЗНИ К ДУХОВНОЙ СМЕРТИ, ОТ СТРАДАНИЯ К БЕСЧУВСТВИЮ, К ОКАМЕНЕНИЮ.
Поэма посвящена не только погибшим влагерях и тюрьмах, но и оставшимся жить ПО ТУ СТОРОНУ "СТЕНЫ", у кот. умерло нечто большее, более важное, чем тело - ДУША.

Память человечества хранить самые страшные и непредсказуемые истории, Анна Ахматова рассказывает голую правду о своей эпохе, о том, как тогда погибали люди. Погибали физически и духовно, а вместе с ним их родственники и близкие.

Когда читаешь произведение, поражаешься яркостью и глубиной переживаний. Порой забываешь, что читаешь художественное произведение. В центре – надломленная женщина, у которой была семья, любимый муж, радость творчества. Но счастье сменилось большим огорчением и безрадостными днями. Это не индивидуализированный образ, в нем есть личные черты, но преобладает все-таки обобщенные.

Несмотря на всю боль и горечь, героиня сумела побороть в себе страх и негодование и смело отстаивать свои интересы. Образ страдалицы-матери вобрал в себя основные черты матерей, которые погибали под стенами тюрьмы ради своих детей. Они были очень сильными и мужественными, именно поэтому смогли преодолеть все трудности.

Есть в произведении размышления о любимой Родине и об исторической памяти. По мнению Ахматовой, ей должны поставить памятник, но не там, где она родилась, а там, где она простояла триста часов. Ее страдания и страдания тысяч матерей должны быть увековечены.

Читайте также: