Трафаретная печать это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первая цифра в размере обозначает ширину стикера и соответствует ширине конечного ролика.

Вторая – обозначает его размер вдоль ленты ролика.

Трафаретной печатью называется технология перенесения рисунка или изображения или текста на материал с помощью шаблона-трафарета. В печатной форме проделывают отверстия, соответствующие контурам будущего штампа; через эти отверстия краска попадает на желаемую поверхность, оставляется оттиск.

Такой способ печати считается очень древним: по одной из версий, впервые его начали применять древние финикийцы, которые добывали пурпур из железистого секрета моллюсков и вручную переносили его через шаблон на ткани; другие исследователи считают первооткрывателями трафаретной печати китайцев и японцев.

Действительно, до наших дней дошло древнее японское искусство катагами (вырезание трафаретов из бумаги), зародившееся ещё в VIII веке.

Трафаретная печать - фото процесса

Сегодня трафаретная печать используется в промышленной полиграфии, сувенирном деле, уличной живописи, автомобильном тюнинге и многих других сферах.

Достоинства и недостатки

Шаблонное нанесение печатного материала имеет несколько преимуществ перед другими полиграфическими методами:

  • Материальная доступность и низкая стоимость.
  • Возможность создания работы не только с помощью современной техники, но и вручную.
  • Толщина готового изображения получается минимум в 10 раз больше, чем у печатного материала, созданного офсетным или глубоким способом. В итоге оттиск выглядит более объёмно и красочно.
  • Можно добиться различных спецэффектов: фактурной имитации, лакирования, дополнительного объёма, блестящих элементов (используемые блёстки называются глиттерами).
  • Широкий ассортимент материалов для нанесения графики: бумага, плёнка, картон, ткань, металл, керамика, дерево и другие.
  • Возможность работать как с плоскими, так и с объёмными поверхностями.
  • Техника применяется практически для любых форматов, от миниатюрных до крупных.

Создание массового тиража

Производственная механика

Первоочередная разница между любительской и типографской печатью заключается в технологии создания трафарета. Непрофессионалы обычно изготавливают шаблон вручную, тогда как в промышленности используется метод ризографии. В данном случае фрагменты будущего изображения выжигаются на трафаретной мастер-плёнке горячей термоголовкой ризографа.

Технология шелкографии

Суть метода заключается в том, что в качестве печатной формы в шелкографии применяется моноволоконная сетка толщиной не более 500 микрометров и плотностью не более 400 нитей на сантиметр. Первые сетки действительно были изготовлены из шёлка, однако в современном печатном деле используют металлические, нейлоновые и полиэфирные материи.

Процесс шелкографии

Существует 2 вида шелкографии: контактный и бесконтактный.

Контактный способ
Методика предполагает непосредственный контакт сетки с поверхностью для набивки. Изображение наносится ракелем — элементом станка, напоминающим тонкий и упругий стальной шпатель.

  • В первую очередь сетку нужно почистить и обезжирить. Обычно это делается поверхностноактивным моющим средством или раствором каустической соды с водой в соотношении 1:4.
  • Готовится шаблон. На сегодняшний день применяются разные трафареты: от бумажной или плёночной вырезки до металлического листа с лазерным выжиганием контуров изображения.
  • Соприкасающуюся с поверхностью нанесения рисунка сторону сетки покрывают желатиновым фотораствором в несколько приёмов (для улучшения чёткости будущего оттиска).
  • Обратную (ракельную) сетчатую поверхность также покрывают раствором в 2-3 приёма.
  • Сушку осуществляют при температуре приблизительно 20-30 градусов в тёмном месте, поверхностной стороной вниз.
  • Повторное нанесение фотораствора.
  • Повторная сушка при тех же условиях, но уже внешней стороной формы вверх.
  • Копирование диапозитива с помощью засвечивания (необходимо максимальное соприкосновение диапозитива и сетки).
  • Промывка и проявление.
  • Печать
  • засохший фотораствор категорически запрещено подвергать воздействию солнечных лучей, поэтому повторное нанесение раствора должно происходить при красном освещении;
  • при сушке фоторастворы уменьшаются в объёме;
  • время засветки определить можно только опытным путём;
  • необходимо соблюдать влажность воздуха не более 65%

Бесконтактный способ

При бесконтактном способе переноса картинки на поверхность используются те же этапы и условия подготовки печатной формы. Единственное отличие заключается непосредственно в печатном процессе: сетка не соприкасается с поверхностью, а краска наносится не ракелем, а с помощью электростатических сил.

Что такое шелкография

Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – специальной печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам.

Что такое шелкография?

Понятие шелкографии

Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.

Трафаретный способ печати

Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности. Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.

Схема трафаретного печатного процесса


Схема трафаретного печатного процесса:

  • 1 - ситовая ткань
  • 2 - краска
  • 3 - ракель
  • 4 - пробельный элемент
  • 5 - печатающий элемент
  • 6 - красочное изображение
  • 7 - запечатываемый материал
  • 8 - опорный стол

Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.

Естественно, трафаретная печать не может конкурировать с классической печатью в издательском деле. Да и зачем? Печать шелкографией нужно применять там, где без нее невозможно обойтись. В настоящее время широко развивается малый бизнес. И большинству из небольших фирм и частных предприятий необходимы только некоторые виды печатной продукции: конверт, наклейка, фирменный бланк, рекламный буклет, визитные карточки и т.п. Тираж заказа может составлять всего несколько десятков или сотен экземпляров. А простота технологии изготовления трафаретных печатных форм делает применение печати методом шелкографии даже на ручных станках вполне рентабельным.

В настоящее время интерес к трафаретному способу печати значительно вырос и в России. Дело в том, что возможности классических способов печати достаточно ограничены в смысле формата, запечатываемых материалов и толщины слоя краски. Трафаретная же печать обладает практически неограниченными возможностями. Кроме того, шелкография – это печатная технология, являющаяся относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. Сейчас уже полуавтоматическим способом можно печатать форматами 3х5м, а при автоматическом – 1,5х2,5м. Да и толщина красочного слоя может регулироваться в большом диапазоне. Существенным недостатком трафаретной печати, пожалуй, является пока еще низкая производительность.

Трафаретная печать на ткани

Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы и красочным резервуаром. Еще одним отличием является также возможность легкого перемещения формы и небольшим давлением в процессе печати. Качество оттисков зависит скорей не от капиталовложений, а от мастерства исполнителя.

Сегодня на мировом рынке представлен широкий спектр оборудования для трафаретной печати самой различной степени автоматизации и специфики, что является несомненным достоинством трафаретной печати, ведь предприятия могут выбрать то, что подходит именно им по технологии и имеющимся средствам. Например, большим предприятиям потребуется использование автоматизированного оборудования, а маленьким подойдут ручные или полуавтоматические машины.

Печать на кружках

Трафаретную печать можно использовать не только в издательском деле, но и при выпуске специальной продукции, например, продукции промышленной шелкографии. Метод шелкографии применим для печатания на стекле, пластмассе, фарфоре, различных видах упаковки, компакт-дисках, объемных предметах различной конфигурации, а также при лакировании любого типа продукции.

Трафаретная печать соответствующими красками может осуществляться практически по любым материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, по стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, дереву – печать на любой поверхности. Сами краски для трафаретной печати и шелкографии различаются по типу связующего: водные краски, сольвентные краски на основе растворителей, краски ультрафиолетового отверждения, пластизоли, краски с температурной фиксацией.

Благодаря технологическим особенностям шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях, поэтому современная трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Возможна как прямая трафаретная печать, печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная, трансферная трафаретная печать, печать на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.

Реклама на витринах, изображения и надписи на одежде, фирменные пакеты с логотипом, деления на измерительных шкалах приборов, обозначения на лицевых панелях приборов, рисунки клавиш на пленочных клавиатурах, объемные наклейки на заказ, изготовление стикеров, эмблемы, шильдики – все перечисленное объединяет одна технология полиграфической печати – это шелкография.

Что же общего во всех перечисленных предметах? Сходство состоит в том, что на эти изделия и материалы очень сложно, а порой, и невозможно, нанести надпись или логотип, напечатать изображение общими полиграфическими способами. Для оттиска краски с формы на запечатываемую поверхность требуется определенное давление, что практически неприменимо, например, при печати на тонком, хрупком материале. Шелкографии же доступна не только печать на любой поверхности, но и нанесение толстого красочного слоя высокой кроющей способности, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также наносить шелкографию, заполнять шероховатую и текстурную поверхность изделия.

Некоторые сложности в трафаретной печати вызывают полутона и многокрасочные изображения. Это вызвано самой природой трафаретной печати, которая не дает возможность получать репродукции с линиатурой растра высокой или офсетной печати. Предел воспроизведения растрового изображения в технологии трафаретной печати определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях. Но в последнее время наметился значительный прогресс. Трафаретная растровая печать получает все большее распространение, благодаря использованию современной цветоделительной техники, новым методам обработки копировальных слоев и применению современных сетчатых основ для изготовления печатных форм.

Будущее трафаретного способа печати

Будущее трафаретного способа печати

У трафаретной печати большое будущее. И хотя она в некоторых отношениях уступает другим способам печати, это с лихвой компенсируется значительным преимуществом процесса и огромным разнообразием областей применения шелкографии. Что такое шелкография? Будущее технологии шелкографии – это, прежде всего, значительное повышение качества печатной продукции, расширение ассортимента и увеличение производительности, что может быть достигнуто при:

  • совершенствовании печатных форм и технологии печатных процессов
  • разработке новых видов красок, в том числе и ускоренных методов их закрепления (внедрение красок УФ-отверждения, токопроводящих и водоразбавляемых красок
  • усовершенствовании печатного оборудования, не требующего длительного времени для подготовительных операций, создании машин нового поколения, объединяющих трафаретную печать, например, с флексопечатью и т.п.

На сегодняшний день тенденция развития трафаретного способа печати ведет к революционному повороту, и в ближайшем будущем метод печати шелкографией не только расширит области применения, но и значительно увеличит свою производительность.

Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.


Трафаретная печать — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

Содержание

Шелкография




Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам — по бумаге, пластику, ПВХ, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже и т. д. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию — термоудар).

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от 8 — 10 мкм до 1000 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты — глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины. Возможна как прямая печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная (трансферная) на промежуточный носитель (напр. трансферная бумага) с последующим переносом на изделие.

Шелкография в искусстве

Если на ранней стадии своего развития, приблизительно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест в ряду других методов создания визуального искусства.

В прошедшем столетии шелкотрафаретная печать получила значительное распространение и использование не только как способ изготовления копий в прикладном искусстве, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций или в сфере большой полиграфии, но и как один из самодостаточных видов авторской печатной графики - эстампе, обладающей ярко выраженными качествами и возможностями собственного пластического языка. Сегодня шелкография входит в лексикон художников всех направлений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства.

В ХХ веке к шелкографии обращались такие непохожие друг на друга мастера, как Вилли Баумейстер и Такесада Матсутани, Косуке Кимура и Тимур Новиков, Гарри Готлиб и Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан и Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Фернан Леже, Джексон Поллок и Джаспер Джонс, Бен Шан и Рой Лихтенштейн, Вилл Барнет и Адольф Готлиб, Джим Дайн и Роберт Индиана, Клас Ольденбург и Том Вессельман, Роберт Мадеруэл и Джимми Эрнст, Стюарт Дэвис, Виктор Вазарели и многие другие.

Область применения шелкографии



Трафаретная печать является одним из наиболее технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших, измеряющихся десятками тысяч, тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы, приборные панели, латексные воздушные шары.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная (полноцветная) печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

Для шелкографии практически нет ограничений по габаритам запечатки, этим объясняется востребованность широкоформатной шелкографии, где размеры изображения измеряются метрами. Способ трафаретной печати применяется для печати на крупногабаритных изделиях, например, на фюзеляжах самолетов и других транспортных средств. В области печати малых размеров отпечаток может иметь элементы изображения до 0,2 мм и менее, например, рисунок печатной платы для микроэлектронных устройств.

Трафаретная печать имеет и другие специфические области применения. Например, нанесение клея через специальный трафарет, изготовленный с помощью лазера, на контактные площадки печатных плат с целью последующего крепления радиоэлементов, печать электропроводящими и люминофорными пастами с целью получения светящихся панелей для технического применения и рекламы, нанесение изображения на плитки шоколада и многие-многие другие области применения.

Трафаретная печать — это процесс воспроизведения изображений и надписей , при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет — области , непроницаемые для печатной краски. Краска , которая проходит через сетку , формирует печатное изображение.

Трафаретная печать

Описание техники шёлкографии. Форму делают из тонкой сетчатой ткани , плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. Традиционно для этого использовался шёлк , но сегодня художники чаще прибегают к синтетическим материалам , таким как терилен ( лавсан , майлар).

Трафареты можно сделать из самых разных материалов — ткани , жирной краски или рисунка на прозрачной плёнке. Они наносятся на сетку различными способами — размещаются непосредственно на поверхности , рисуются на ней , либо переносятся с помощью светочувствительной эмульсии.

Перенос рисунка с прозрачной или майларовой плёнки на фоточувствительную эмульсию — наиболее распространённый современный метод подготовки формы. Дизайн может быть выполнен любым способом или их комбинацией: нарисован от руки непрозрачными чернилами , или напечатан на прозрачной пленке , или вырезан из плёнки , нечувствительной к ультрафиолетовому излучению.

Чтобы перенести дизайн с прозрачной плёнки , сетку сначала покрывают тонким слоем светочувствительной эмульсии с помощью ракеля — упругой стальной ленты с ровным , прилегающим к поверхности краем. Рисунок наносится на форму , которая помещается в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки , а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой.

Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати , а вдоль верхней части рисунка наносят толстый слой краски , которую затем растягивают ракелем по всей поверхности изображения. Краска равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах , где нет фотоэмульсии.

, описанный выше процесс повторяется с использованием отдельного трафарета для каждого цвета. Чтобы цвета ложились ровно , необходимо тщательно следить за положением печатной поверхности под экраном.

Печатать таким способом можно практически на любом материале — на бумаге , пластике , ткани , металле , коже , стекле , керамике , резине и так далее. Благодаря этому , а также тому , что шёлкография позволяет получать изображения в несколько метров и тиражом от одного до десятков тысяч экземпляров , объясняется её популярность в промышленном дизайне.

Рой Лихтенштейн. Мазки кисти

Интересные факты о шёлкографии. Трафаретная печать в узнаваемой форме появилась в Китае в эпоху империи Сун ( конец X — начало XIII века). После она распространилась в другие азиатские страны , в том числе — в Японию. В Западной Европе этот способ был известен примерно с конца XVIII века , но не получил широкого признания до тех пор , пока шёлк не стал доступным материалом.

Читайте также: