Традиционные верования это кратко

Обновлено: 05.07.2024

первобытные верования, ранние формы религии, родо-племенные культы. Например, шаманизм, тотемизм и др.

Найдено научных статей по теме — 15

Ребенок в системе традиционных верований хакасов

В основе традиционной культуры каждого народа лежат представления о жизни. Конкретным воплощением идеи жизни являлись дети. Рождению и воспитанию детей придавали первостепенное значение.

Жилище в традиционных верованиях и обрядности хакасов

Мифологические персонажи традиционных верований ахвахцев

Мифологические персонажи традиционных верований даргинцев

Статья посвящена описанию языческих мифологических персонажей, входивших в пантеон одного из дагестанских этносов даргинцев.

Мифологические универсалии традиционных чувашских верований

В статье автор рассматривает этнорелигию чувашей сквозь призму прамонотеистического подхода к мифологическому процессу, предполагающего наличие в религиозном сознании этноса памяти о едином творце-прародителе.

Особенности традиционных представлений и верований южных вепсов

В статье характеризуются некоторые традиционные представления и верования южных вепсов этнолокальной группы одного из прибалтийско-финских народов России.

Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев

Рассматриваются языческие мифологические персонажи, входившие в пантеон и демонологию одного из субэтносов аварцев-каратинцев, проживающих в Ахвахском районе Дагестана.

Традиционные верования в религиозной системе православных алтайцев

В статье рассматривается сохранение традиционных алтайских представлений и обрядов в православном миропонимании. С помощью разных механизмов традиционное мировоззрение включается в православное учение.

Традиционные верования народов Южной Нигерии в современных условиях

В статье рассматриваются основные черты традиционных верований народов Южной Нигерии. Нефтедобыча в этом регионе сделала Нигерию одной из главных экспортеров нефти в Африке Южнее Сахары.

Буддизм и традиционные верования как фактор сохранения окружающей среды

Южнорусские народные верования в контексте славянской традиционной культуры

Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций

В предлагаемой работе автор преследует цель дать историографический обзор этимологий наиболее важных терминов удмуртской этнографии, относящихся к области традиционных верований.

Мифологические персонажи годоберинцев: синкретизм традиционных верований и ислама

Статья посвящена описанию синкретических религиозных верований одной из народностей Дагестана - годоберинцев. Авторы дают описание мифологических персонажей их былого пантеона.

Мифологические персонажи аварцев-келебцев: синкритизм традиционных верований и ислама

В статье на основе календарных и аграрных праздников и обрядов, мифов, фольклора, лексики и фразеологии делается попытка реконструкции мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума келебцев – одной из субэтнических груп

Актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири

Статья посвящена изучению процесса актуализации музеями Западной Сибири такой части нематериального культурного наследия, как традиционные религиозные верования сибирских татар.

Легенда и вера

Мифы и традиционные религии – это не только истории так называемых мёртвых культур и религий, таких как древние греки, римляне, норвежцы или египтяне. Сверхъестественные священные повествования являются центральными для христиан, иудеев, мусульман, индуистов, буддистов и даосов, а также для коренных народов, придерживающихся анимистических традиций (вера в то, что все в природе обладает духом или душой).

Естественно, что история, которая в каком-то смысле правдива для одной культуры, для другой, в общепринятом понимании, является мифом. Представители авраамических религий (иудеи, христиане, мусульмане) без труда описывают невозможные действия африканского трикстера Ананси или коренной американской женщины-паука как мифы, но их собственные истории, по их словам, являются Божьей истиной, а не мифами.

Анимисты, индуисты, иудеи или буддисты, однако, могут назвать христианскую историю о воскресении Иисуса мифом: согласно здравому смыслу и опыту, люди не воскресают из мёртвых. Точно так же и ночное путешествие Мухаммеда из Мекки в Иерусалим на летающем коне можно с полным основанием считать мифом, как и еврейскую историю о Пасхе, индуистскую историю о сотворении Ганеши, слоноголового бога, или историю о зачатии Будды во сне от белого слона.

Разум и душа

Мифы и легенды той или иной культуры верны ей, потому что они заложены в её коллективном разуме и душе, являются такой же частью её реальности, как её люди и её физический ландшафт. Эта истина применима ко всем священным повествованиям, будь то повествования древних кельтов, норвежцев, греков и египтян, коренных народов Северной Америки, Африки и других стран, индусов, христиан, иудеев и мусульман или современных последователей викки.

В большинстве традиционных религий есть боги, и в большинстве из них есть герои, которые совершают определённые ритуальные действия. Важно помнить, что архетипы, такие как поиск героя, верховное божество, трикстер, Потоп или само творение, обретают жизнь и смысл только тогда, когда их принимает конкретная культура.

Происхождение

До распространения основных мировых религий тысячи традиционных религий развивались во всех частях света, от Западной Европы до Южной Америки и Восточной Африки. Каждая из этих систем верований отражает уникальный экологический и культурный ландшафт, в котором она развивалась, поэтому невозможно сгруппировать традиционные религии вместе так же, как можно сгруппировать ветви буддизма, христианства, иудаизма или ислама. Однако многие традиционные религии, также известные как религии коренных народов, имеют некоторые общие черты. Главными из них являются их тенденция связывать божественные силы с людьми и миром природы, а также рассматривать все живое как обладающее божественными качествами.

Корни традиционных религий

Традиционные религии восходят к доисторической эпохе. В отличие от доминирующих религий современности, эти местные верования не могут быть прослежены до одного основателя или даже до определённого периода времени. Скорее, традиционные религии органично развивались в отдельных обществах и средах, в различные периоды истории человечества.

Хотя во многих (хотя вряд ли во всех) коренных религиях развивались лидерские роли, традиционные религии в целом представляют собой слияние индивидуальных ценностей и верований в ткань более крупных обществ. Эти религии возникли вместе с обществами, из которых они вышли, а не как их продукт.

Человеческие тенденции и общие черты

Развитие традиционных религий дало выход естественным человеческим склонностям: удивляться, объяснять, придумывать и рассказывать истории. Короче говоря, традиционные религии возникали везде и всегда, когда люди впервые начинали задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и своём существовании в нем.

Антропологи и религиоведы обнаружили общие черты традиционных религий в отдельных регионах, показав, что идеи о вере, убеждениях и духовности часто разделялись между близлежащими общинами. Западноафриканские религиозные традиции имеют много общего друг с другом, как и традиционные религии коренных жителей Северной Америки и коренных европейских групп.

По мере роста путешествий и торговли в более современные времена большинство традиционных религий продолжали развиваться в тандеме с другими системами верований по мере столкновения, слияния и сосуществования различных обществ.

Основы веры

Общие черты традиционных религий

Попыткам описать традиционные религии мешают стереотипы, а также тот факт, что многие из этих верований сегодня переплелись с более доминирующими мировыми религиями. Однако в этом контексте традиционные религии всего мира имеют некоторые общие черты.

Мифы и разнообразие

На самом деле, многие (хотя и не все) традиционные религии имеют общие истории и архетипы с более распространёнными мировыми религиями. К ним относятся мифы о сотворении мира, вера во всемогущее высшее существо или в ряд божеств, а также связь между людьми, миром природы и божественными существами.

Традиции

Поскольку традиционные религии впервые возникли в дописьменных обществах, большинство из них являются продуктом устных традиций, в которых истории, устанавливающие божественные связи с физическим миром, запоминаются и передаются из уст в уста на протяжении многих поколений. Исключения из строго устного пересказа религиозных традиций все же существуют, в частности, среди древних месопотамцев и майя Центральной Америки, которые зафиксировали религиозные верования в письменном виде.

Однако даже в этих обществах подавляющее большинство населения оставалось неграмотным, что обусловливало необходимость распространения религиозных верований и ценностей посредством рассказов. По этой причине большинство традиционных религий не опираются на традиционные тексты, хотя многие из их практик и ценностей были записаны в современное время.

Распространение и развитие

Поскольку традиционные религии развивались в дограмотных обществах, их последователи первоначально распространяли свои верования, ценности и духовные практики исключительно из уст в уста. В целом, традиционные религии рассматривались не как отдельная система ценностей, которую можно экспортировать и навязать другим, а как часть повседневной жизни конкретных племенных или социальных групп. Эти местные верования были актуальны только в той мере, в какой они относились к собственной среде и культуре. В результате такие системы верований коренных народов распространялись не путём прозелитизма (убеждения людей присоединиться к религии), а через рост, столкновение и слияние отдельных культурных групп. По мере того, как одно общество росло и захватывало новые территории, или уменьшалось и поглощалось другими группами, менялись и его религиозные верования и практики.

Греки и римляне

С течением времени рост и доминирование определённых групп расширяли сферу действия их конкретных религий. Пожалуй, самой известной традиционной религией, распространившейся таким образом на большой территории, была политеистическая (многобожная) традиция древних греков, которую сначала переняли римляне, а затем распространили по всей растущей Римской империи.

Начиная с шестого века до нашей эры, римляне начали перенимать многие греческие боги и мифы, либо ассоциируя свои собственные божества с аналогичными богами из греческой традиции, либо включив греческих богов в римскую религию.

По мере роста Римской империи росли и греко-римские религиозные верования. Другие группы – в частности, майя в Центральной Америке, малийцы в Западной Африке и англосаксы в Западной Европе – также несли свои религиозные верования с собой, завоёвывая новые территории.

Адаптация традиционных религий

Традиционные религии, дожившие до наших дней, должны были адаптироваться к изменяющимся условиям, как экологическим, так и культурным. По мере расширения торговых путей расширялась и религиозная мысль. Ранее изолированные культурные группы начали влиять друг на друга во многих сферах, включая религию. Нигде это не было так заметно, как в Евразии, где вдоль Шёлкового пути столкнулись совершенно разные религиозные традиции Западной Европы, Центральной Азии и Восточной Азии.

Самые большие и быстрые изменения в традиционных верованиях произошли с распространением основных мировых религий, особенно христианства и ислама, изменения, которые впоследствии были приняты (по крайней мере, частично) последователями многих традиционных религий. Примечательно, что европейские исследования и колонизация Африки, Америки и южной части Тихого океана принесли христианские мифы миллионам людей, которые до этого следовали традициям коренных народов.

Сочетание верований

Хотя многие коренные народы приняли христианство, большинство из них не полностью изменили свои верования. Скорее, большинство приняло только те религиозные догматы, которые имели для них наибольший смысл, вписывая христианство в существующие рамки своих собственных традиционных божеств, мифов, практик и концепций духовности.

Так, самопровозглашённые католики по всей Латинской Америке продолжают поклоняться традиционным богам как святым в рамках католической системы, а африканские христиане различных конфессий включают традиционные барабанные церемонии в церковные богослужения. В то же время африканские рабы, которых европейцы привезли в Америку, несли с собой свои традиционные религии, которые они затем распространяли как среди коренных американцев, так и среди европейцев. В результате этой новой миграции в Бразилии, на Карибах и в других местах возникли уникальные религиозные практики, которые являются одновременно традиционными и современными.

Современные практики

Сегодня в мире существует широкий спектр традиционных религий. Хотя многие верования уже утрачены вместе с языками и культурами, породившими их, бесчисленное множество других выживает и процветает в новых формах.

Эволюция традиционных религий

Эти традиционные религии продолжают развиваться, как всегда, в соответствии с уникальными культурами, в рамках которых они сейчас существуют. Приверженцы некоторых традиционных религий цепляются за ценности, мифы и духовность своих предков, чтобы противостоять растущему глобальному сходству. В то же время многие ранее нерелигиозные люди, неудовлетворённые основными мировыми религиями, обращаются к различным коренным верованиям, что приводит к небольшому, но растущему почитанию традиционных религий среди тех, кто не связан с ними узами предков.

В целом, число последователей традиционных религий во всем мире сокращается. Все больше людей принимают основные мировые религии (такие как христианство, ислам и буддизм), лидеры которых, как правило, не одобряют объединение их верований с духовными традициями коренных народов.

Другие сочетают традиционные религиозные верования и практики с этими более крупными религиозными традициями, создавая новые формы поклонения, которые, например, не являются полностью христианскими, исламскими или буддийскими, а также не являются полностью коренными. Другие вообще отвергают религию, провозглашая себя секуляристами, агностиками или атеистами.

Традиционные религии против глобализации

Однако в условиях общего упадка некоторые группы начинают использовать свои традиционные религиозные верования против сил глобализации, что приводит к маловероятному возрождению некоторых традиций. Коренные жители Южной Америки, опираясь на давние религиозные и духовные связи с тропическим лесом Амазонки, борются против широкомасштабной вырубки лесов и добычи ископаемого топлива.

В Австралии традиционные религии подпитывают борьбу аборигенов за возвращение земель, отнятых у них во время британской колонизации. А в США религиозные убеждения коренных американцев побудили многих выступить против проектов по добыче полезных ископаемых в Аризоне, Монтане и Северной Дакоте.

Традиционные религии и окружающая среда

Основные связи между традиционными религиями и миром природы привели к растущему союзу между последователями традиционных религий и лидерами современного экологического движения, давая этим религиям право голоса в более широких политических и культурных дебатах. Экологи все чаще рассматривают проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, деградацией земель, обезлесением и изменением климата, через призму традиционных религиозных верований, а последователи традиционных религий рассматривают экологические проблемы как способ подтвердить свои убеждения.

Однако будущее традиционных религий остаётся неопределённым. Некоторые духовные верования коренных народов вполне могут сохраниться как отдельные религии, но многие другие будут продолжать поглощаться основными мировыми религиями или интегрироваться в другие системы верований.

Традиционными религиями называются религиозные представления, верования и культы, возникающие и соответствующие племенной стадии развития народа. Для всех традиционных религий характерно достаточно простая система вероучения, отсутствие единой организации типа церкви, обширная и красочная система обрядов и ритуалов, которая в глазах верующих является главной содержательной, смысловой частью любой веры или культа. Большая часть ритуалов имеет экзотическую, самобытную форму, непонятную и часто устрашающую религиозную символику: причудливые одеяния и головные уборы, ритуальные маски и изваяния, обряды жертвоприношений и пляски колдунов, впадающих в транс. Все это вызывает большой интерес и привлекает туристов из многих стран мира.

Фетишизм - культ обожествляемых материальных предметов: предметы традиционного африканского искусства (статуэтки людей и животных, маски, барабаны и украшения), всевозможные талисманы и амулеты (предметы, защищающие от несчастий и болезней и приносящие удачу), природные объекты и предметы (скалы, деревья, камни, раковины) и др. Все фетиши можно разделить на группы: общенародные или общегосударственные, племенные, родовые, семейные и личные.

Тотемизм - культ определенных видов растений или животных, являющихся символическими покровителями или прародителями племен, родов или семей. Тотемы олицетворяют связь человека с живой природой. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы получеловека-полудерева или получеловека-полуживотного, запреты на охоту и употребление в пищу тотемных животных, почитание определенных видов растений и животных и т.д. С тотемизмом связано особое отношение к домашним животным. Черты тотемизма обнаруживаются в наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т.п.), ритуальных обрядах.

Анимизм - одушевление природных объектов. Существование души приписывают небу, солнцу, грому, молнии, дождю, граду, морю, рекам, озерам, водопадам, ручьям, горам, скалам, пещерам, камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Существует иерархия духов: есть главные верховные духи и местные. Все духи имеют собственные имена.

Магия - представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления видимого мира сверхъестественным путем. К магическим средствам и приемам относятся колдовство, ведовство, пророчество, гадание и целительство. Людей, способных совершать подобные действия, называют магами.

Африканцы, верящие в магию, уверены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и отдельные предметы наделены сверхъестественными возможностями, свойствами. Эти особые, с магическими способностями люди могут воздействовать на других людей. Сила их воздействия на верующих огромна Описание приемов и методов магии составило бы целую книгу. В своей практике маги опираются на наблюдения за живой и неживой природой, а также используют огромный опыт своих предшественников. Культовыми сооружениями являются ритуальные хижины, храмы и святилища. Святилищами могут быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоемы или круги из камней. Наиболее распространенными обрядами и ритуалами являются: обрезание, инициация, почитание духа-предка, праздник в честь тотема-прародителя и пр.

Найдено научных статей по теме — 11

Мифологические персонажи традиционных верований даргинцев

Статья посвящена описанию языческих мифологических персонажей, входивших в пантеон одного из дагестанских этносов даргинцев.

Мифологические универсалии традиционных чувашских верований

В статье автор рассматривает этнорелигию чувашей сквозь призму прамонотеистического подхода к мифологическому процессу, предполагающего наличие в религиозном сознании этноса памяти о едином творце-прародителе.

Традиционные верования в религиозной системе православных алтайцев

В статье рассматривается сохранение традиционных алтайских представлений и обрядов в православном миропонимании. С помощью разных механизмов традиционное мировоззрение включается в православное учение.

Читайте также: