Традиционное мировоззрение казахов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Раскрыть особенности традиционного мировосприятия казахов и их преломление в казахской философии. Выявить суфийские идеи в творчестве казахских мыслителей.

План лекции

1. Глубинное общение как основа традиционного мировосприятия казахов.

2. Феномен жырау как посредников.

3. Истоки казахской философии. Суфийские идеи в творчестве Абая.

4. Подлинное бытие человека в философии Шакарима Кудайбердиева.

Основные понятия по теме:шаманизм, глубинное общение, жырау, суфизм, совесть, вера.

Центральная для философии система отношений Я – Мир разворачивалась у казахов на фоне традиционных верований, воплощенных в шаманизме. Сам шаманизм был обусловлен кочевым образом жизни, необходимостью жить в гармонии с природой, сообразовываться с ее законами.

Многие исследователи истории культуры казахского народа А.И.Левшин, А.Чулошников, В.В.Радлов, Ч. Валиханов приходят к выводу, что традиционное мировосприятие казахского народа обусловлено шаманскими представлениями. Вся семейная обрядовость казахов, взаимодействие человека с природой, обществом было пронизано верой в духов: добрых (аруахи, пиры, гильтаны, богиня Умай), злых (албасты, пери, шайтаны и т.д.).

Обозначим основные черты шаманизма, позволяющие нам сделать этот вывод.

Во-первых, для шаманских представлений характерен образ мирового дерева (ветви – верхний мир, крона – средний мир, корни – нижний мир), обожествление гор, образ реки, которая воплощает течение жизни. То есть шаманизм главный акцент делает на сопричастности человека и природы, на то, чтобы человеческая жизнь протекала в унисон с природными ритмами.

Во-вторых, когда человек заболевал, его природный ритм нарушался, на помощь приходили шаманы, которые, обращаясь к матери-природе, восстанавливали целостность бытия – человека-в-природе. Необходимо отметить, что у шаманов присутствовало представление о человеке как единстве духа – души – тела, то есть целостное понимание человеческого существа.

Синкретизм, целостность, природосообразность, гармоничность – основные черты этого мировоззрения.

Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау - Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Асан-кайгы (печальный) с одной стороны стремится к Жер уюк – земле обетованной, с другой – к людям, обращая их внимание на несовершенство их существования. Те же мотивы мы встречаем у Доспамбет жырау, Шал-акына, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Несмотря на свой высокий социальный статус, а, в частности, жырау были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, поражает их особое отношение и близость ко Вселенной, ценность которой превыше всех социальных статусов.

Например, строки Шал-акына:

Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,

На свете есть потяжелее вещи.

Не хвастай, что достиг большого чина,

Ведь выше – белоснежная вершина.

А за вершиной этою в покое

Превыше солнца – небо голубое.

Поэзия жырау есть со-общение, то есть глубинное общение. Это глубинное общение разворачивается не только в отношении Вселенной, но и человека.

На следующем уровне посредничества жырау выполняют социокультурные функции: они являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, связывают людей с культурной традицией. Благодаря им сохраняется преемственность поколений, а значит, обеспечивается единство общества

Жырау призывают людей к миру, единству, гармонии в межличностных отношениях. Следующий вид посредничества – социально-политический, так как жырау осуществляли связь народа с властью – ханом, преодолевая этим социальный разрыв. Например, Бухар-жырау пишет:

«Согласие – достаток означает

Иначе быть посмешищем, беда,

Когда раздоры разлучают

Абая также привлекала идея суфиев о том, что истина постигается путем символов, знаков, притч, что находит отражение в поэзии философа.

Вершина его философии – это сверхрациональный синтез научной рациональности и нравственных ценностей, осуществляемый в процессе образования и воспитания. Он

предлагает ввести науку совести, которая служила бы воспитанию внутреннего человека, подлинного Я.

Душа, Совесть, Вера – формула полноты и совершенства человеческого существования, источник подлинного бытия человека, наполненного смыслом.

Выводы

Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом.

В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.

План лекции

1. Глубинное общение как основа традиционного мировосприятия казахов.
2. Феномен жырау как посредников.
3. Истоки казахской философии. Суфийские идеи в творчестве Абая.
4. Подлинное бытие человека в философии Шакарима Кудайбердиева.

Центральная для философии система отношений Я – Мир разворачивалась у казахов на фоне традиционных верований, воплощенных в шаманизме. Сам шаманизм был обусловлен кочевым образом жизни, необходимостью жить в гармонии с природой, сообразовываться с ее законами.

Многие исследователи истории культуры казахского народа А.И.Левшин, А.Чулошников, В.В.Радлов, Ч. Валиханов приходят к выводу, что традиционное мировосприятие казахского народа обусловлено шаманскими представлениями. Вся семейная обрядовость казахов, взаимодействие человека с природой, обществом было пронизано верой в духов: добрых (аруахи, пиры, гильтаны, богиня Умай), злых (албасты, пери, шайтаны и т.д.).

Обозначим основные черты шаманизма, позволяющие нам сделать этот вывод.

Во-первых, для шаманских представлений характерен образ мирового дерева (ветви – верхний мир, крона – средний мир, корни – нижний мир), обожествление гор, образ реки, которая воплощает течение жизни. То есть шаманизм главный акцент делает на сопричастности человека и природы, на то, чтобы человеческая жизнь протекала в унисон с природными ритмами.

Во-вторых, когда человек заболевал, его природный ритм нарушался, на помощь приходили шаманы, которые, обращаясь к матери-природе, восстанавливали целостность бытия – человека-в-природе. Необходимо отметить, что у шаманов присутствовало представление о человеке как единстве духа – души – тела, то есть целостное понимание человеческого существа.

Синкретизм, целостность, природосообразность, гармоничность – основные черты этого мировоззрения.

Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау - Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Асан-кайгы (печальный) с одной стороны стремится к Жер уюк – земле обетованной, с другой – к людям, обращая их внимание на несовершенство их существования. Те же мотивы мы встречаем у Доспамбет жырау, Шал-акына, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Несмотря на свой высокий социальный статус, а, в частности, жырау были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, поражает их особое отношение и близость ко Вселенной, ценность которой превыше всех социальных статусов. Например, строки Шал-акына:

Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,
На свете есть потяжелее вещи.
Не хвастай, что достиг большого чина,
Ведь выше – белоснежная вершина.
А за вершиной этою в покое
Превыше солнца – небо голубое.

Поэзия жырау есть со-общение, то есть глубинное общение. Это глубинное общение разворачивается не только в отношении Вселенной, но и человека.

На следующем уровне посредничества жырау выполняют социокультурные функции: они являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, связывают людей с культурной традицией. Благодаря им сохраняется преемственность поколений, а значит, обеспечивается единство общества
Жырау призывают людей к миру, единству, гармонии в межличностных отношениях. Следующий вид посредничества – социально-политический, так как жырау осуществляли связь народа с властью – ханом, преодолевая этим социальный разрыв. Например, Бухар-жырау пишет:

Абая также привлекала идея суфиев о том, что истина постигается путем символов, знаков, притч, что находит отражение в поэзии философа.

Вершина его философии – это сверхрациональный синтез научной рациональности и нравственных ценностей, осуществляемый в процессе образования и воспитания. Он предлагает ввести науку совести, которая служила бы воспитанию внутреннего человека, подлинного Я.

Душа, Совесть, Вера – формула полноты и совершенства человеческого существования, источник подлинного бытия человека, наполненного смыслом.

Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом.

В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.

Методические рекомендации к лекции

1. Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65.
2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350.
3. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25.
4. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33.
5. Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25.
6. Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335.
7. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа.
2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау?
3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?

Репродуктивно-практический уровень:
1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры.
2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием.
3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима.

Творческий уровень:
1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом?
2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима.
3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?

Оргмомент. Отметка присутствующих.Настрой на урок.

Первоначальный стимулирующий материал. Диалог.

— Как изменилось традиционное мировоззрение казахского народа на сегодняшний день?

(выслушивание мнений, прогнозов учащихся, краткая беседа)

— Ознакомление с темой урока и целями обучения, запись в тетради.

Каково традиционное мировоззрение казахского народа?

По каким обычаям и традициям можно определить духовно-нравственные ценности казахского народа?

Почему в наше время духовное возрождение казахского народа является актуальным вопросом?

Мозговой штурм: ­Как вы думаете, зачем люди придумали обычаи и традиции? (ответы учащихся)

— Какие вы знаете традиции и обычаи?

Работа с новыми понятиями. Запись в тетради.

Обычаи — исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

Ритуал – разовое действие, отдельная деталь обряда, церемония

демонстративного характера, совершаемая в торжественной обстановке.

Задание 1.

Обычай Описание Смысловое значение

Сделайте выводы

Задание 2.Прочитайте учебник с.207-209. В чем сходства и различия тенгрианства и ислама?

Задание 3. Самостоятельная работа с источниками. Используя источники и собственные знания объясните особенности мировоззрения казахского народа и значимость сохранения национального менталитета на современном этапе.

Задание 4.Какой обычай казахов изображен на картине? Что вы знаете об этих обычаях? (см.иллюстрации)

Обобщение темы урока, ответы на вопросы.

По сути в Казахстане 3 разных народа. Они отличаются не только по месту проживания, но и по манере поведения и по внешности. Эти 3 субэтноса называются Жузами.

И вот что говорят сами казахи об этих трех народностях-жузах:

"Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага".

Старший Жуз. Розовый цвет на карте

Ближе к узбекам по внешности. Старший жуз — это древняя история, жаркий климат. Отсюда родом Назарбаев и большая часть казахстанской элиты. В аулах многие не владеют русским языком, но здесь же находится Алматы.

Средний Жуз. Бежевый цвет на карте

Больше иранской генетики, внешность ближе к курдам, ассирийцам и европеоидам. Здесь больше, чем в других районах, этнических русских. Здесь больше порядка, спокойное развитие, В центр среднего жуза в специально отстроенный Нурсултан (Астану) перенесли столицу из Алматы.

Младший Жуз. Зеленый цвет на карте

Внешность ближе к монголоидам. Здесь дикая и агрессивная вольница. Все активные действия в Казахстане начались с Актау, который находится на западном краю зеленой зоны: " дай Младшему Жузу копье и отправь на врага".

В казахстане есть термин "бабайство" — под ним подразумевают отсталость от жизни, глупость. И это характерно для глубинки Казахстана. По одежде и по поведению основное население Младшего Жуза ближе к тому, что у нас называется гопота.

Надежда Казахстана — шала-казахи

В переводе значит "полукахази", "как бы казахи". Еще их называют "асфальтовые казахи". Для них земля — не родная степь, а асфальт городов, которые построили русские.

Если увидеть этих новых казахов в Москве, то их вполне можно принять за японцев или корейцев. Они одеты по последним модным трендам.

Шала-казахи русскоязычны, часто даже не владеют родным казахским языком, они лучше владеют английским. Это образованные люди с европейским образом жизни и мышления. Больше всего их, конечно, в Алма-Ате и Астане.

Рядовые казахи считают, что это как бы и не совсем казахи. Но даже самый отъявленный традиционалист, не отрицает и не спорит с тем, что именно шала-казахам Казахстан обязан своим благополучием.

Благодаря шала-казахам страна отличается от других бывших союзных республик, откуда нищими аулами приезжают на заработки в Москву и другие крупные города.

Сейчас идет борьба кланов за власть и ресурсы, передел страны. И от поведения шала-казахов зависит то, куда Казахстан будет двигаться дальше.

Пишите в комментариях, что вы думаете об этом. Ставьте лайк, если информация была вам полезной.

Читайте также: