Традиционализм это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

История традиционализма распадается на три этапа. На первом, до 1930-х годов, Генон развивал философию традиционализма, писал статьи и книги, и ему удалось собрать вокруг себя небольшую группу последователей. На втором этапе делались попытки применить философию традиционализма на практике: наиболее значительные из них были предприняты в двух совершенно разных контекстах: суфийский ислам, который был примером восточной метафизики, и европейский фашизм, который стал примером бунта. В ходе третьего этапа, после 1960-х годов, идеи традиционализма начали растворяться в общем фоне культуры Запада и проникать с Запада в мир ислама и в Россию.

Труды Генона

Свои первые статьи Генон опубликовал еще до 1910 года, первую книгу -- в 1921-м. Генон продолжал публиковать новые книги до 1946 года и написал множество статей, которые были посмертно изданы в десятке сборников. Тем не менее, основы традиционалистской философии изложены в четырех книгах, опубликованных в период с 1921-го по 1924 год[4].

Там, где современный западный человек мог бы оправдывать религию, придавая ей некую философскую окраску, Фичино действовал в обратном направлении, придавая философии религиозный колорит. Для Фичино Бог -- источник как учения Христа, так и учения Платона, а Вечная философия предшествовала обоим этим учениям и тем самым объединяет их. Все религии имеют единое происхождение, которое является единой изначальной религией, принявшей впоследствии разнообразные формы, среди которых зороастризм, религия Древнего Египта, учение Платона, христианство[15].

В терминологии традиционалистов контринициация противопоставлена не инициации как таковой, а инициации в истинную, ортодоксальную традицию, например в ту, которую представляет Веданта. Контринициация есть инициация в лжетрадицию, например, в теософию. Вместо того чтобы вести к Вечной философии, контринициация от нее уводит. […]

По словам одного из современных традиционалистов -- молодого и талантливого европейского исламоведа, -- как только современный мир понимается в терминах упадка, а не прогресса, все остальное меняется и остается лишь немного людей, с которыми можно с пользой поговорить[19]. Конечно, человек, не разделяющий традиционалистских взглядов, обратит внимание на сходные примеры инверсии, которые можно найти и в XV веке, так же, как и в начале XXI, однако речь не об этом.

Генон и католики

Контакты с католиками укрепились в 1915 году, когда Генон стал посещать лекции в Католическом институте, частном высшем учебном заведении, организованном в 1905 году, после издания закона об отделении церкви от государства, когда стало невозможно преподавать теологию в государственной Сорбонне. Бóльшая часть преподавателей факультета теологии Сорбонны вошли в состав Католического института, в котором Пейоб стал деканом философского факультета, а Маритен был преподавателем философии.

Помимо того, что католические друзья Генона помогали ему публиковаться, они, похоже, содействовали ему и в карьерном продвижении. Формальное образование Генона было прервано в 1906 году, но в 1914-м он его продолжил, а в 1915-м, в возрасте почти тридцати лет, получил степень бакалавра философии в Сорбонне. Затем он получил и первую работу, став внештатным преподавателем в школе Сен-Жермен-ан-Лэ под Парижем. Когда преподаватель, которого Генон временно заменял, вернулся в школу, Генон получил еще одно назначение, став в 1917--1918 учебном году учителем философии в лицее Сетифа в Алжире[32].

В 1919 году Генон пытался получить агрегацию по философии в Сорбонне, что предполагало сдачу комплексного экзамена, необходимого для получения разрешения на преподавание большинства предметов во французских лицеях и университетах. В то время экзамен состоял из двух частей, и, сдав письменную, Генон провалился на устной. Из-за изменений в законодательстве ему не удалось сдать экзамен повторно, поскольку он уже не подходил для этого по возрасту, -- тогда Генон задумался о докторской диссертации. Однако из-за отзыва Леви на его работу у Генона было мало надежды на обычную академическую карьеру[33]. Теперь у него оставалась лишь одна серьезная возможность -- Католический институт. В 1922 году друзья помогли Генону получить работу преподавателя философии в школе Фран-Буржуа (это было католическое учебное заведение, для которого не требовалась агрегация)[34].

Парадоксальный факт, что Маритен рекомендовал к публикации книгу, с выводами которой он явно не соглашался, частично объясняется его дружескими отношениями с Геноном, частично -- тем, что, как академический философ, он мог считать интересными взгляды, которые отвергал, будучи правоверным католиком.

В 1921 году Генона уже отстранили от работы преподавателя в школе Фран-Буржуа за неортодоксальные взгляды. Об этом жалели его ученики, многим из которых нравились уроки философии, которые он вел без каких-либо учебных пособий (сам Генон говорил, что хороших учебников не было). В своих уроках Генон в основном сосредотачивался на средневековой эзотерике[39]. В последующие несколько лет он, похоже, зарабатывал себе более или менее достаточные средства к существованию частными уроками философии.

Традиционалисты в 1920-х годах

Традиционалисты в Париже

«Однажды утром -- 10 января 1922 года -- в наш магазин на набережной Сен-Мишель пришел очень высокий худой брюнет около 30 лет, одетый в черное, выглядевший как классический французский ученый. Его вытянутое лицо с маленькими усиками освещалось удивительно светлыми и проницательными глазами, которые, казалось, проникают в глубь вещей.

С безупречной вежливостью он попросил нас прийти к нему в дом и взять несколько книг по неоспиритуализму и несколько памфлетов, которые были ему не нужны…

Решение братьев Шакорнак передать журнал традиционалистам, принятое из чисто коммерческих побуждений, способствовало распространению традиционализма так же, как ранее ему способствовала поддержка Католического института. К 1920 году братья прочно заняли свое место среди четырех парижских издательств, работавших с оккультистской и альтернативной религиозной литературой, и публиковали около 300 книг в год из 1100 наименований литературы в этой области[49]. Доминирующее положение братьев на этом рынке сделало знакомство Генона с Полем Шакорнаком особенно полезным.

Кумарасвами

Основным сотрудником Генона в ранний период был Ананда Кентиш Кумарасвами, хранитель отдела индийского искусства Бостонского музея изящных искусств и уже в то время видный историк искусства, ознакомившийся с творчеством Генона в конце 1920 годов. Кумарасвами быстро пришел к следующему выводу:

В 1933 году, в результате внутренней реорганизации Музея изящных искусств, Кумарасвами стал старшим исследователем, что дало ему больше времени для написания собственных работ[67]. Он сохранял свой пост до выхода на пенсию в 1947 году в возрасте 70 лет. На обеде по случаю этого события он объявил, что собирается посвятить себя следованию индуистской традиции и созерцательной жизни в Индии. Однако еще до отъезда из Америки Кумарасвами умер. Его четвертая и последняя жена Луиза договорилась об отпевании с православным священником, а после службы тело было сожжено и прах развеян над Гангом[68], что и стало воплощением перенниализма на практике.

Основная аудитория Кумарасвами в конце его жизни была той же, что аудитория Генона, хотя и несколько шире. Его творчество стало неотъемлемой частью традиционалистского канона, и на многие годы он остался вторым после Генона среди важнейших традиционалистских авторов.

Перевод с английского Михаила Маршака

[2] Shorter Oxford English Dictionary: 3rd edition. Oxford: Clarendon Press, 1973.

[5] Guénon R. L’introduction générale à l’étude des doctrines hindoues. Paris: M. Rivière, 1921.

[6] Отчет Леви декану Фердинану Брюно, цит. по: James M.-F. Esotérisme et Christianisme: autour de René Guénon. Paris: Nouvelles éditions latines, 1981. Р. 194.

[8] Cousin V. Cours de philosophie. Paris: Pichon et Didier, 1828.

[17] Le Théosophisme, histoire d’une pseudo-religion. Paris: Nouvelle librairie nationale, 1921; L’erreur spirite. Paris: M. Rivière, 1923.

[19] Из беседы с анонимным традиционалистом, 1994.

[20] Guénon R. Orient et Occident. Paris: Payot, 1924; Paris: Guy Trédaniel, 1993. Р. 19.

[23] Spengler O. Der Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte: 2 vols. München: Beck, 1919--1922.

[24] Guénon R. Orient et Occident. P. 169--187.

[26] Ibid. P. 174, 177, 184--185, 188.

[28] Guénon R. L’homme et son devenir selon la Védânta. Paris: Bissard, 1925; idem. La crise du monde moderne.

[29] Цит. по: Idem. La crise du monde moderne. Paris: Folio, 1999. P. 187.

[30] Цит. по: Chacornac P. La vie simple de René Guénon. Paris: Editions traditionnelles, 1986.

[31] Boulet N.M.-D. L’ésotériste René Guénon: souvenirs et jugements // La pensée catholique. Cahiers de synthèse. 1962. № 77. Р. 24--25.

[32] Ibid. P. 18, 26--27; Borella J. Rene Guenon and the Traditionalist School // Faivre A., Needleman J. (Eds.). Modern Esoteric Spirituality. New York: Crossroads, 1992. Р. 373.

[33] Boulet N.M.-D. Op. cit. Р. 77, 35--36.

[34] То, что Маритен и другие рекомендовали Генона Братьям христианских школ, конгрегации, под чьим ведением находилась школа Фран-Буржуа, остается лишь предположением, но, учитывая обстоятельства, вполне вероятным.

[35] Цит. по: James M.-F. Op. cit. Р. 198.

[38] Ibid. P. 389 (в 1946--1947 годах).

[39] Ibid. P. 233--234; James M.-F. Esotérisme, Occultisme, Franc-Maçonnerie et Christianisme au XIXème et XXème siècles. Explorations bio-bibliographiques. Paris: Nouvelles éditions latines, 1981. Р. 145.

[40] Оливье де Фремон.

[41] James M.-F. Esotérisme et Christianisme. P. 233--234, 255--256, 262--263.

[42] О других см. в: Zocatelli P.-L. Le lièvre qui rumine: Autour de René Guénon, Louis Charbonneau-Lassay et la Fraternité du Paraclet. Milan: Archè, 1999. Р. 16.

[43] Guénon R. La crise du monde moderne. Р. 195--201.

[44] Реконструировано по фрагменту письма Шарбонно-Лассэ Генону, написанному в апреле 1928 года и опубликованному в: Zocatelli P.-L. Op. cit. Р. 61--62.

[45] Из неопубликованного конфиденциального документа Марселя Клавеля (Жана Рейора), машинописный текст.

[46] После смерти Генона в его библиотеке осталось несколько книг по мартинизму и т.д., см.: Volkoff I. Voyage à travers la bibliothèque de René Guénon // Egypte nouvelle. 1953. 9 Octobre (перепечатано в: Accart X. (Ed.). L’Ermite de Duqqi: René Guénon en marge des molieux francophones égyptiens. Milan: Archè, 2001).

[47] Chacornac P. Op. cit. Р. 63. О личности женщины, изображенной на портрете, были и некоторые спекуляции. Иногда ее ошибочно считали женой Генона, иногда -- женой неизвестного гуру Генона. Вполне вероятно, что портрет был просто декоративным.

[48] Ibid. Р. 84; Reyor J. De quelques énigmes dans l’oeuvre de René Guénon // Laurant J.-P., Barbanegra P. (Еds.). René Guénon. Les Cahiers De L'herne. Paris: Herne, 1985. Р. 137--138.

[49] Из интервью с Андре Брэром (André Braire).

[50] James M.-F. Esotérisme et Christianisme P. 298.

[51] Ibid. Журдей была в Риме десятью годами ранее того времени, к которому приписывают попытку Маритена включить книги Генона в Индекс, но, тем не менее, она вполне могла найти поклонников творчества Генона в Ватикане. Другой причиной того, что книги Генона не были помещены в Индекс, может быть влияние кардинала Даниелу.

[52] Chacornac P. Op. cit. Р. 84.

[55] Coomaraswamy A.K. Catalogue of the Indian collections in the Museum of Fine Arts. Boston: Museum of Fine Arts, 1923--1930; idem. History of Indian and Indonesian Art. New York: E. Weyhe, 1927.

[56] Его энциклопедические знания сформировались в результате десяти лет работы по каталогизации обширных коллекций Бостонского музея (Lipsey R. Op. cit. Р. 135).

[57] Более подробно см.: Ibid. P. 145--148. Спекулятивная часть высказывания -- моя.

[58] Идея о том, что Генон формулировал общие идеи, а Кумарасвами вел исследования, принадлежит Липси (Ibid. P. 172), и я с ней полностью согласен. Более важно то, что Кумарасвами разубедил Генона в том, что буддизм является одной из малоинтересных индуистских ересей (cм.: Pallis M. A Fateful Meeting of Minds: A.K. Coomaraswamy and R. Guenon // Studies in Comparative Religion. 1972. Vol. 12. P. 180--181).

[59] Coomaraswamy A.K. A New Approach to the Vedas: An Essay in Translation and Exegesis. London: Luzac, 1933.

[60] Цит по: Lipsey R. Op. cit. P. 177; cм. также: P. 163--164.

[61] Schroeder E. Memories of the Person // Lipsey R. Op. cit. P. 285.

Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Попули́зм (от лат. populus — народ) — политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

Новые правые — термин, который употребляется для обозначения ряда политических течений и партий правого толка.

Упоминания в литературе

Преодоление исторических стереотипов. Попытка сформулировать принципы развития, преодолевающие культурно-политический традиционализм , содержится в философско-богословской дискуссии, развернутой русскими мыслителями в первой половине ХX века. В их текстах если и возникала оппозиция консерватизма и либерализма, то на фоне событий трагической эпохи русская мысль иногда вынужденно, силою самих обстоятельств, должна была превозмогать собственный дуализм западничества и почвенничества, традиционализма и модернизма, консерватизма и либерализма. Тем самым она брала на себя ответственность трезвого понимания и оценки происходящего, ибо катастрофы в общеевропейском доме следовали одна за другой. Подобные усилия заметны в работах Н. Бердяева, В. Вейдле, И. Ильина, Ф. Степуна, П. Струве, Г. Федотова, Г. Флоровского. Особенно интересны взгляды русских философов, казалось бы, остававшихся на консервативных позициях, но формулировавших совершенно иные задачи – пересмотра политических и ментальных стереотипов культурной традиции.

Связанные понятия (продолжение)

В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые придерживаются принципов капитализма.

Солидари́зм (фр. solidarisme, от solidaire — действующий заодно) — политическая теория о необходимости солидарности и стремления к компромиссу, социальному сотрудничеству и духовному доверию среди различных слоёв общества, в том числе, классов, партий и групп интересов. Солидаристские отношения строятся либо на системе взаимовыгодных договоров, ориентированных на общие интересы, либо на совокупности добровольных сообществ.

Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.

Интегрализм — это идеология, считающая общество единым целым. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку.

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Антикапитализм — широкий спектр движений, идей и подходов, которые выступают против капитализма. Антикапиталисты, в строгом смысле этого слова, это те, кто хотят полностью заменить капитализм другой системой.

Корпоративи́зм (от лат. corpus — тело; иногда встречается корпорати́зм — калька с англ. corporatism) — политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица. В настоящее время теория корпоративизма стала частью идеологии христианской демократии.

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти.

Экономический либерализм — идеология, являющаяся составной частью классического либерализма. В экономической философии экономический либерализм поддерживает и пропагандирует экономику laissez-faire. Последователи экономического либерализма верят, что политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и используют философские аргументы в поддержку экономического либерализма и свободного рынка. Идеология отвергает вмешательство правительства в свободный рынок и поддерживает.

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые — термины, используемые для обозначения позиции группы или лица, находящихся в правом спектре политического поля. Крайне правые политики обычно поддерживают принцип супремасизма — убеждения, что превосходство одних индивидов и групп и неполноценность других являются врождённой и объективной реальностью, что ведёт за собой полный отказ от концепции социального равенства как нормы. Крайне правые политики часто поддерживают принцип сегрегации: разделения.

Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах.

Ультралевые, революционные левые, радикальные левые, крайне левые, леворадикалы — термины для обозначения людей и групп, которые придерживаются крайних позиций в левом политическом спектре. К ним относят: маоистов, троцкистов, левых коммунистов, а также течения, близкие к ним, но не поддающиеся однозначной оценке.

Левые в политике (наиболее крайние формы называют ультралевыми или радикально левыми) — традиционное название многих политических направлений и идеологий, целью которых, в частности, являются социальное равноправие (равенство) и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества либо полная отмена классового деления общества. Левые выступают за ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Они, как правило, стремятся к социальному равенству.

Реформизм — система взглядов и политическое течение, отрицающее необходимость революции и отстаивающая возможность создания общества социальной справедливости средствами постепенного эволюционного приближения к социализму или же улучшения существующей капиталистической системы в процессе накопления реформ через компромиссы.

Национал-демократия — политическое течение, совмещающее национализм с демократической идеологией. Демократические принципы государственного устройства совмещаются с национализмом в политике и общественной жизни. Большое развитие национал-демократия получила в Европе в конце XX века на волне евроскептицизма и антиммигрантских настроений.

Христиа́нская демокра́тия (христианские демократы) — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Неофашизм — праворадикальные организации и движения, которые в идейно-политическом отношении наследуют фашистским организациям 1920—1940-х годов, распущенным после Второй мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

Национальный консерватизм — политический термин, используемый для описания разновидности консерватизма, концентрирующегося в большей степени на национальных интересах и, как правило, имеющего традиционные социальные и этические взгляды. В европейском контексте более склонен к евроскептицизму, чем стандартный консерватизм, не поддерживающий открыто националистический или ультраправый подход. Многие национал-консерваторы являются социал-консерваторами и выступают за ограничение иммиграции в Европу.

Либертарный социализм — совокупность социалистических политических философий, посвящённых сопротивлению авторитарному принуждению и социальной иерархии, в частности институтам капитализма и государства.

Социальное учение католической церкви представляет собой корпус доктринальных текстов католической церкви, в которых обсуждаются вопросы социальной справедливости, включая бедность и богатство, экономики, социальной организации и роль государства. Считается, что его основания были заложены папой Львом XIII в энциклике Rerum Novarum (1891), в которой отстаивался экономический дистрибутизм, осуждались капитализм и социализм, хотя своими корнями это учение уходит в работы таких католических авторов.

Антикоммуни́зм — совокупность идей, идеологий и политических доктрин, направленных против коммунистических идей, идеологии, политических течений, а также методов правления, характерных для стран социалистического лагеря. Хотя термин коммунизм имеет давнюю историю, современный антикоммунизм направлен в первую очередь против политики последователей марксизма-ленинизма.

Третий путь — общий термин, которым обозначают различные политические позиции, пытающиеся избежать крайностей левой и правой. В основном взгляды политиков третьего пути пытаются совместить экономику правых с социальными программами левых. Поиски третьего пути характерны для части социал-демократов и социал-либералов. С другой стороны, они попадают под критику как сторонников принципа laissez-faire как непоследовательные, так и со стороны коммунистов как предательские относительно левых ценностей.

Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована.

Прогрессивизм (лат. progressio) — это поддержка или пропаганда социального прогресса в обществе путем реформ, нередко противопоставляется консерватизму, традиционализму и мракобесию. Как философия, она основана на идее прогресса, которая утверждает, что достижения в области науки, техники, экономического развития и социальной организации имеют жизненно важное значение для улучшения условий жизни человека.

Консервативный либерализм — вариант либерализма, который совмещает либеральные ценности с консервативными позициями по ряду вопросов политики, то есть представляющий правое крыло либерального движения. Иногда его путают с либеральным консерватизмом, но это не так - консервативный либерализм менее консервативен.

Коммунитари́зм (от англ. communitarian традиционализм (преувеличенная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). Акцент делался на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены, прежде всего, на человека и его душу, на разработку этической проблематики. Из всего разнообразия древневосточной мудрости остановимся на характеристике древнеиндийской и древнекитайской философской мысли.

Методологические стратегии постижения современности учитывают эволюцию и трансформацию парадигм, возрастающее влияние в научном анализе роли факторов культуры и так называемого антропологического поворота (Культура имеет значение, 2002; Современные методологические стратегии, 2014). Схематически многообразие этих тенденций мы можем обозначить, выделив в общенаучном плане анализа следующие генеалогические линии: классика → не(о)классика → постне(о)классика; междисциплинарность → мультидисциплинарность → трансдисциплинарность; в общекультурном плане анализа: модернизм → постмодернизм → метамодернизм; традиционализм → индустриализм → постиндустриализм[4]. Подчеркнем также тот факт, что выделенные генеалогические линии образуют в фокусе анализа современности сложную сеть смешиваний и взаимодействий.

Здесь сказывается присущее мифологическому и эзотерическому мышлению убеждение в сакральности изначального события, того события, которое породило данное явление. Ведь только в самом начале вновь созданное существо или общество обладает, по мифу, неисчерпаемой энергией и могуществом, которые затем с течением времени лишь растрачиваются, и тем самым ведет к гибели и упадку. Только в самом начале такому существу задается импульс, определяющий весь ход его дальнейшей жизни. Как повелось изначально, так и пойдет в дальнейшем, – полагали древние. Поэтому во многих архаических культурах важнейшим способом излечения или преодоления неудач считалось возвращение к истокам. Радикальная мера виделась в полном разрушении действительности, полном отказе от себя ради как бы нового рождения, вновь обеспечивающего могучую силу и великие потенции (Элиаде 1995: 21–22, 31–61). Сделавший много для анализа таких мифов М. Элиаде полагал, что современный человек полностью расстался с такими представлениями, приняв идею линейного времени и согласившись с необратимостью событий (Элиаде 1995: 23). Между тем, модные эзотерические представления и мифы современного неоязычества показывают, что архаические воззрения древних до сих пор имеют высокий спрос и лежат в основе эзотерического традиционализма .

В ценностно-нормативной модели политической культуры очевидно доминирование традиционализма в российском обществе, которому на протяжении всей его истории были свойственны правовой нигилизм в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость гражданского общества, вследствие чего социальная жизнь сводится к проявлениям государственной власти и культурной идентичности. И для восстановления нормативно-ценностного баланса российского общества, для придания ему импульсов модернизации (в случае их реальной востребованности!) необходима достаточно тонкая и трудоемкая социальная инженерия.

Перспективной стратегией можно считать изучение модернизации современных постколониальных и постсоветских обществ как симбиоза элементов традиционализма и современного государства (неопатримониализм), как устойчивой модификации и изменения смысла функционирования формальных политических институтов современного типа – парламента, партий, бюрократической и судебно-юридической сферы под влиянием неформальных. Экономические и властные ресурсы патрона обмениваются на (политическую и электоральную) лояльность граждан (клиентов); парламенты превращаются в сцену символического представительства политического процесса, в институт соперничества между различными группировками, но не в форум автономных представителей различных групп и слоев.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ – ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему.

Традиционализм может превратиться в идеологию, приближающуюся к консерватизму. В отличие от последнего традиционализм – панхроническое явление. Он подготовил оформление консерватизма во влиятельную политическую силу. Оба направления нередко смешивают, а некоторых мыслителей (напр., Э.Бёрка) относят то к одному, то к другому, хотя вернее говорить об их двойной принадлежности. Тем не менее традиционализм и консерватизм – не одно и то же. Консерватизм явился развитием традиционализма и приобрел черты, более адекватные историческому и общественному процессу Нового времени, воспринял идею индивидуального и общественного развития, ориентация на прошлое стала избирательной.

Политический традиционализм, напротив, отличают несомненно ретроградные установки – власти и политике дается традиционное трансцендентное обоснование, безусловно поддерживается абсолютизм, безоговорочно отвергаются просвещение, равенство, идеи социального действия (Л.Г.А.Бональд, Ж.M. де Местр), всеобщего избирательного права, народного суверенитета, в противовес всякому прогрессу утверждаются идеалы государственности, буржуазности, милитаризма (А.Розмини-Сербати).

Расцвет и политико-философское обоснование традиционализма начались в 17 в. и продолжались до середины 19 в. В числе его теоретиков немало крупных мыслителей: Ж.Б.Боссюэ, Р.Фильмер, Э. Бёрк, Л.Г.А.Бональд, К.Л. фон Геллер, К.С. делла Маргарита, Л.Тапарелли, А.Розмини-Сербати и др.

Розмини завершил философскую историю традиционализма, но сам традиционализм как влиятельное умонастроение сохранился в той или иной форме и имеет тенденцию оживать в периоды общественных кризисов.

Консерватизм – более широкое понятие: это название одного из идеологических течений, для которого характерно стремление к стабилизации социальных процессов, предпочтение традиционных общественных институтов, неверие в прогресс как в единственно возможную форму развития человеческого общества. Другое значение этого слова – приверженность ко всему старому, отжившему; идеализация прошлого. То есть традиционализм – приверженность к старым традициям – является лишь частью консерватизма.

В то же время, например, художник-традиционалист, придерживающийся в своём творчестве каких-то определённых старых традиций, далеко не всегда является консерватором по своим взглядам.

Читайте также: