Традиции русской музыкальной классики кратко

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении длительного периода до петровской России русская музыкальная мысль сильно отставала от музыкального искусства европейских стран.
Только с появлением в России иностранных музыкантов, в результате реформ Петра I, в высших кругах русского общества стало считаться признаком хорошего воспитатия умение владеть музыкальными инструментами и склонность к сочинению музыки. Пройдя период копирования лучших традиций европейского академического искусства русская музыкальная мысль стремилась к созданию самостоятельных сочинений, в которых классические формы Западной музыки соединялись бы исконно русскими национальными образами и мелодиями.

История русской классической музыки началась в первой половине XIX века. Первым классиком отечественной композиторской школы суждено было стать Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857). Ему удалось гармонично объеденить черты национального фольклора с наследием заподноевропейских композиторов и поднять звучание русской музыки на уровень классической западной традиции.
Музыкальный талант Глинки современники сравнивали с поэтическим талантом Пушкина. "Оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке"- писал о Глинке музыкальный критик В. В. Стасов.
Определив формы классических жанров - оперы, симфонических произведений, романса и камерных сочинений, он обозначил основное направление развития русской классики.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) пришлось на период расцвета общественной мысли в России. Интелектуал фортепьянных произведений, мастер психологических музыкальных портретов, пытливый ум, жаждущий творческой реализации. Его музыкальный талант сравним с талантом Достоевского, Гоголя и Салтыковова-Щедрина в прозе. В произведениях Мусоргского нашли своё место размышления и эстетика прогрессивного настроения современников.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) вошел в историю русского музыкального творчества не только как замечательный композитор большого числа произведений, но и как талантливый организатор, автор ряда трудов по теории музыки и оркестровки.
Замечательный педагог, дирижер и пропагандист русской музыки воспитал в стенах консерватории новую плеяду русских музыкантов. При этом считал для себя важным учиться самому, жадно впитывая недостающие знания. Он единственный из "Могучей кучки" получил профессиональные навыки композиции.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) является горячо любимым и хорошо известным русским композитором не только в России, но и в мире. "Из века в век, из поколения в поколение передается любовь к Чайковскому,"- писал о нем Дмитрий Шостакович.
Доступность, простота доведенная до совершенства лежит в основе этой широкой известности и узнаваемости музыкальных произведений автора. Если до Чайковского процесс развития русской музыкальной мысли шел от западных образцов к национальной музыкальной традиции, то у Чайковского это движение было в обратном направлении. Специфические народные интонации, русское эмоциональное звучание и содержание передавалось в форме европейской художественной культуры. Возможно, это является причиной такой известности произведений Чайковского в мире.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975), композитор новой формации русского музыкального творчества. Его произведения, неразрывно связанные с новыми реалиями жизни Советской России, начинают новую веху в развитии музыкальной русской мысли. Созвучная с интелектуальными оборотами сочинений Мусорского, музыка Шостаковича переполнена огромным напряжением и драмматизмом звучания.

Музыкальные традиции русского народа в классической музыке .

Консультация для педагогов ДОУ.

Информационно – компьютерные (ИКТ).

Мультимедиа, авторская разработка.

Автор: музыкальный руководитель Покуль Н. Б.

Санкт – Петербург 2015 г.

Музыкальные традиции русского народа в классической музыке .

Выступление на педагогическом совете.

1. Познакомить с традициями русского народа в творчестве русских композиторов – классиков.

2. Расширение представлений о музыкальной культуре рус ского народа.

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира .

Технологии: Информационно – компьютерные (ИКТ).

Мультимедиа, авторская разработка.

Д. Б. Кабалевский

Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития ее в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, величальные, эпические, танцевальные, хороводные и лирические песни, плачи и причитания, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме).

Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Бережно собирали и изучали народную песню русские композиторы – классики. Некоторые из них – Балакирев, Римский – Корсаков, Лядов – составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты. Музыка Бородина и Мусоргского, Глинки и Чайковского понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она богата прекрасными мелодиями, песенна.

История русской классической музыки начинается с творчества Михаила Ивановича Глинки. (1804 – 185 7) Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Во многих его произведениях мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся музыка Глинки проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и придают неповторимый национальный колорит его произведениям.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) во многом продолжал традиции Глинки. В своей музыке композитор воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе – искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания всегда является мелодия - широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина.

Ария Игоря – одно из лучших мест оперы. В ней ярко обрисован главный герой – мужественный, доблестный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем. В ней звучат три темы: тема душевных страданий, героическая и лирическая.

Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями. В своем плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь подчеркиваются сравнением ее с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре.

Итак, всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.

Этот чудесный мир музыки стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя длительное испытание временем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Ход урока

Истинное новация в искусстве-

это, прежде всего, новация духа,

идеи. Форма лишь выражает

найденное художником новое

содержание, воплощает его в

I. Русская музыкальная классика

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа ; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклор , русскую академическую музыку , русскую духовную музыку , русский романс .

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси . Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности [5] . Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни и других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и других.

До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки , Волги , Дона . Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка

II. М.И.Глинка- основоположник русской классической музыки


- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что бы вы нарисовали, слушая ее??

III. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.

IY. Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы.


1.Биография Булата Окуджавы

Булат Окуджава- один из самых известных советских и российских поэтов и бардов — Булат Окуджава. Краткой биографией, творчеством и личной жизнью певца интересуются многие поклонники. И это не удивительно, авторские песни композитора остаются популярными даже после его смерти, они звучат с телевизионных экранов, их с удовольствием поют за праздничным столом.

Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь. Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь. И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она.

VI Итог урока.

Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные, чем законы физики и химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство - это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества.

Тема. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Истинное новация в искусстве-

это, прежде всего, новация духа,

идеи. Форма лишь выражает

найденное художником новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

I. Русская музыкальная классика

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклор, русскую академическую музыку, русскую духовную музыку, русский романс.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности [5] . Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни и других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и других.

До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка

II. М.И.Глинка- основоположник русской классической музыки


Просмотр презентации

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что бы вы нарисовали, слушая ее??

III. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.

IY. Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы.


1.Биография Булата Окуджавы

Булат Окуджава- один из самых известных советских и российских поэтов и бардов — Булат Окуджава. Краткой биографией, творчеством и личной жизнью певца интересуются многие поклонники. И это не удивительно, авторские песни композитора остаются популярными даже после его смерти, они звучат с телевизионных экранов, их с удовольствием поют за праздничным столом.

Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Разучивание.

VI Итог урока.

Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные, чем законы физики и химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство - это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества.

Русская музыка

История русской музыки

Зарождение музыки на Руси

Русская классическая музыка

На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 общеразвивающего вида Калининского района города

Музыкальные традиции русского народа в классической музыке .

Информационно – компьютерные (ИКТ).

Мультимедиа, авторская разработка.

Автор: музыкальный руководитель Покуль Н. Б.

Санкт – Петербург 2020 г.

Музыкальные традиции русского народа в классической музыке .

Выступление на педагогическом совете.

Цели и задачи:

1. Познакомить с традициями русского народа в творчестве русских композиторов – классиков.

2. Расширение представлений о музыкальной культуре рус ского народа.

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира .

Д. Б. Кабалевский

Слайд 3 . Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития ее в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни.

Слайд 4. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, величальные, эпические, танцевальные, хороводные и лирические песни, плачи и причитания, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме).

Слайд 5. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Бережно собирали и изучали народную песню русские композиторы – классики. Некоторые из них – Балакирев, Римский – Корсаков, Лядов – составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты. Музыка Бородина и Мусоргского, Глинки и Чайковского понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она богата прекрасными мелодиями, песенна.

Слайд 7. История русской классической музыки начинается с творчества Михаила Ивановича Глинки. (1804 – 185 7) Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Во многих его произведениях мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся музыка Глинки проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и придают неповторимый национальный колорит его произведениям.

Слайд 18. Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) во многом продолжал традиции Глинки. В своей музыке композитор воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе – искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания всегда является мелодия - широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина.

Слайд 21. Ария Игоря стр.79 – одно из лучших мест оперы. В ней ярко обрисован главный герой – мужественный, доблестный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем. В ней звучат три темы: тема душевных страданий, героическая и лирическая.

Слайд22. Плач Ярославны стр.81 возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями. В своем плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь подчеркиваются сравнением ее с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре.

Слайд 36. Итак, всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.

Этот чудесный мир музыки стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем.

Читайте также: