Традиции русской литературы в творчестве булгакова мастер и маргарита кратко

Обновлено: 06.07.2024

Современное литературоведение проявляет интерес к проблеме диалога культур, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная особенность его поэтики – тесная связь с русской литературой разных эпох.

ВложениеРазмер
drl_problemy_literaturnyh_traditsiy.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема литературных традиций: повести древней русской литературы и

Современное литературоведение проявляет интерес к проблеме диалога культур, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная особенность его поэтики – тесная связь с русской литературой разных эпох.

Можно предположить, что интерес к истокам русской литературы также нашёл своё отражение в последнем романе Булгакова.

Полетел молодец ясным соколом, -

А Горе за ним белым кречетом… [6, с.393]

Горе – Злочастие подловило молодца, когда он отступился от Бога, и подсказало ему свою путь – дорожку, на которой героя ждёт погибель:

Молодец пошёл пеш дорогою

А горе под руку под правую

Научает молотца богато жить -

Убити и грабити

Чтобы молотца за то повесили

Или с камнем в воду посадили [6, с.393].

В романе Булгакова свита Воланда наделяет злой долей тех, кто в делах или словах отступил от истины, справедливости.

Тема дороги у Булгакова оказывается важной для последующего мотивного развития, она неразрывно связана с мотивами жизни и смерти, забвения, одиночества, любви, страха.

Своеобразие трактовки образа дьявола Булгаковым состоит в том, что Воланд злом карает зло, совершаемое людьми. А в древнерусских повестях дьявол есть первый и единственный зачинщик всякого зла, человек же рассматривается как результат наложения на него посторонних сил, благих или злых.

Работы в данном направлении не теряют своей актуальности, поскольку сравнительное исследование художественных текстов, представляющих разные эпохи русской литературы, позволяет раскрыть не только преемственность в области художественных форм, но и общефилософский смысл рецепции русской литературы, её опосредованное развитие в произведениях последователей.

1. Булгаков М. Мастер и Маргарита // Булгаков М. Романы. – М.: Современник, 1987. – с. 383-748.

2.А. Вулис. В системе зеркал. //Звезда Востока. – 1984. - №11. – с.187.

3.С. Ермолинский. Воспоминания о Булгакове. // Театр. 1966. - №9. – с.91. 4.В.Лакшин. Мир М.Булгакова. // Литературное обозрение. – 1991. - №10. – с.12.

5. М. Новикова. Маргиналы. //Новый мир. - 1994. - №1. – с.229.

6. Хрестоматия по древней русской литературе. – М., 1973. – с.393.

Васильева М.Г. Н.В. Гоголь в творческом сознании М.А.Булгакова. Автореферат дис… канд. филол.наук. -Томск., 2005. –с.14.

Болкунова Н.С. Мотивы дома и дороги в художественной прозе Н.В.Гоголя. Автореферат дис… канд. филол. наук. – Саратов, 1999. - С.9

1.Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера.

2.Традиции русской литературы в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Содержание занятия.

1.Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера.
М.А. Булгаков назвал “Мастера и Маргариту” романом, но жанровая уникальность этого произведения до сих пор вызывает у литературоведов споры.
Его определяют как роман-миф, философский роман, , в “Мастере и Маргарите” соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.
Столь же оригинальна, как и жанр, композиция “Мастера и Маргариты”- роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Маргариты и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство.
Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. 20 в. и 1 в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.
Три сюжетные линии Мастера и Маргариты (философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная- Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.
Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке - в вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают прощенье и вечный приют.
Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского замысла романа.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

3. Любовь и судьба Мастера. Образ Маргариты.
Одним из центральных в романе является образ Маргариты.

3.Образ Мастера
- Мастер - появляется только в 13-й главе.

. Мастер - персонаж автобиографический, ” Булгакову пришлось пережить практически все то, что узнал в своей “подвальной” жизни Мастер. Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работали историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, оба родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он создает без какого-либо контакта с литературным миром. В литературной среде Булгаков тоже ощущал себя одиноким, хотя в отличие от своего героя в разное время поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями литературы и искусства: В.В. Вересаевым, Е.И. Замятиным, А.А. Ахматовой, и др. “С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38”. Б.С. Мягков предполагает, что это описание внешности героя - “практически автопортрет создателя романа, а уж в возрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться эти главы, в 1929 году, Булгакову было именно 38 лет”. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения против “Белой гвардии” и “Дней Турбиных”. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что “Мастер на равных разговаривает с Князем тьмы”, так высоко, что вообще “возникает речь о вечной награде (. для Берлиоза, Латунского и прочих вечности нет и ни ада, ни рая не будет).” Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.. “Именно здесь и Мастер, и Маргарита обретают временное и внепространственное качество вечности.” ”. Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Лишь в потустороннем мире Мастер находит условия творческого покоя, которых был лишен на земле. Внешний покой скрывает за собой внутреннее творческое горение. Лишь такой покой признавал Булгаков. Иной покой, покой сытости, покой, достигаемый за счет других, был ему чужд. Мастер избавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения, остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством и в окружении своих героев: “Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я”, - говорила Маргарита Мастеру, “и песок шуршал под ее босыми ногами”.


Дополнение. Образ Понтия Пилата.

Традиции русской литературы в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

У каждого крупного художника — свое литературное сознание, свое осознание предшествующей и современной ему литературы. Оно может быть очень избирательным, и вместе с тем его трудно представить во всем многообразии проявлений.

Канон жизнеподобия нарушался только на плоскости малых форм прозы, в зоне контакта романтических и реалистических тенденций или в явлениях второго литературного ряда (достаточно назвать произведения А.Ф. Вельтмана, О.М. Сомова, А. Погорельского). Все формы условности приживались в жанрах новеллы и повести. Структура последних была более разомкнута. Это давало больше возможности автору вводить фантастические затеи, загадки бытия, тем не менее при непременном сохране нии двойного мотивировочного ряда. И Н.В. Гоголь, и А.С. Пушкин, и В.Ф. Одоевский, и А.А. Бестужев-Марлинский стремились к обязательным последовательным мотивировкам на почве обыкновенного. Объяснениями сверхъестественного, необычного служили болезненное состояние героя, сны, зрительные иллюзии, иные житейские обстоятельства.

Вслед за Гоголем и Достоевским Булгаков, оторвавшись от чистого бытовизма, сохранил очень прочную опору на жизнь с помощью условно-фантастических форм.

Жанровые явления такого масштаба редки.

► Другие статьи, посвященные анализу романа "Мастер и Маргарита":

► О творчестве М.А. Булгакова и романе "Мастер и Маргарита" читайте также в книге "Еретики" в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков


Еще у Булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. Герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. Иванушка бросил писать стихи, мастер, глянув на луну, приходил в беспокойство. Она присутствует в романе, точно языческая богиня. И вместе с тем луна — круг, а круг у Гоголя — символ вечности, неизменности, замкнутости происходящего. Возможно, Булгаков с помощью этой детали хотел показать, что в Москве сосредоточено «все то же самое, что уже было в древние времена? Те же люди, характеры, поступки, добродетели и пороки?

Читайте также: