Традиции коми пермяков пермского края кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Расскажем вам про Коми край

Описание презентации по отдельным слайдам:

Расскажем вам про Коми край

Расскажем вам про Коми край

Для одних он самородок, Для иных семей-"урод", Только я люблю с пеленок Этот.

Для одних он самородок, Для иных семей-"урод", Только я люблю с пеленок Этот северный народ! Я родился,где березы Красивей,чем тополя, Край алмазный,Край морозный, Коми-Пермская земля! И болот тягучий клейстер И олении стада, Марья-Моль—цветок невестин, Ой Дид Ладо,ой Лада!

ПЕРВЫЙ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ округов В 2017 году Коми-Пермяцкому округу исполнил.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ округов В 2017 году Коми-Пермяцкому округу исполнилось 92 года. Он стал первым среди национальных округов РСФСР. Образован был Коми округ 26 февраля 1925 года. 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий автономный округ перестал быть отдельным субъектом Федерации и вошел в состав Пермского края.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ округов Коми-пермяки (коми морт, коми отир) — народ.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ округов Коми-пермяки (коми морт, коми отир) — народность финно-угорской группы уральской семьи языков. Их численность на территории России в 2017 году — 90 тысяч человек. Вне основной этнической территории исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинцы и зюзьдинцы, получившие свои названия по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут на севере Пермского края в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). В настоящее время их численность составляет около 2 тыс. человек. Зюздинские коми-пермяки проживают в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащим с Коми-Пермяцким АО.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народ.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

В состав округа входят 6 муниципальных районов и один город Кудымкар - столиц.

В состав округа входят 6 муниципальных районов и один город Кудымкар - столица Коми-Пермяцкого округа. Площадь Коми округа - 32,9 тыс. кв. км, плотность - 4 человека на 1 кв. км. Территориально округ превосходит такие государства, как Бельгия, Албания, Люксембург и занимает пятую часть всей территории Пермского края.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичам.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки имеют свой язык. В алфавите 35 букв: Аа Б.

О народе коми-пермяков Коми-пермяки имеют свой язык. В алфавите 35 букв: Аа Бб Вв Гг Дд дж дз Её Ёё Жж Зз Ии Іі Йй Кк Лл Мм Нн Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Тт (тш) Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя.

О народе коми-пермяков Народный промысел

О народе коми-пермяков Народный промысел

О народе коми-пермяков Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледел.

О народе коми-пермяков Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах — пшеницу и просо.

О народе коми-пермяков Животноводство представлено разведением лошадей, коров.

О народе коми-пермяков Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками.

О народе коми-пермяков В быту используется различная деревянная посуда и утва.

О народе коми-пермяков В быту используется различная деревянная посуда и утварь: резные и долбленые из дерева, плетеные из лозы и лыка. Особое место занимают утки-солонки, считающиеся символом семейного счастья. Широко применяются изделия из бересты: пестери, люльки, корзины для ягод и грибов, туеса. Распространены также изделия из глины и металла. Среди предметов домашнего обихода еще несколько десятилетий назад преобладали изделия собственного производства.

О народе коми-пермяков На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч ле.

О народе коми-пермяков В коми-пермяцком крае получила распространение храмова.

О народе коми-пермяков В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва, Коса, Юксеево.

КОМИ-ПЕРМЯКИ Традиционная одежда

КОМИ-ПЕРМЯКИ Традиционная одежда




О народе коми-пермяков Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая и.

О народе коми-пермяков Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку;

О народе коми-пермяков Поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки и.

О народе коми-пермяков Поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом.

Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужчины носили рубаху с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротни.

Мужчины носили рубаху с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротником. Праздничные рубахи украшали Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными полосками с вышивкой. Вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки.


 Традиционная кухня

Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: бл.

Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Распространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель.

У других народов - манты, равиоли, вареники, хинкали, чучвара… А здесь пельме.

Пистик - молодой полевой хвощ, он богат витаминами. Собирают пистик по весне.

Пистик - молодой полевой хвощ, он богат витаминами. Собирают пистик по весне. Его солят на зиму и круглый год готовят из него национальные блюда. Ах, какие же из него вкусные получаются пироги! А каша - пальчики оближешь. КАША ИЗ ПИСТИКА

Культура коми-пермяков

Фольклор и литература Длительное проживание на одной территории и тесные кул.

Фольклор и литература Длительное проживание на одной территории и тесные культурные связи между коми-пермяками и русскими сказались на фольклоре коми-пермяцкого Народа, у которого наряду с самобытными широко распространены и Произведения русской народной поэзии. Однако у коми-пермяков имеются и самобытные эпические сказания о богатырях. К интересным образцам фольклора советского времени принадлежат сказы. Они отображают нашу действительность, в них говорится о народных чаяниях и трудной борьбе в прошлом. Разнообразно песенное творчество коми-пермяков. Игровые, круговые, свадебные и любовные песни исполняются преимущественно на русском языке.

Изобразительное искусство Народное прикладное искусство коми-пермяков предста.

Изобразительное искусство Народное прикладное искусство коми-пермяков представлено узорным ткачеством, вязанием, вышивкой, набойкой, резьбой и росписью по дереву, художественными изделиями из бересты и рога. Тканые узоры на полотенцах, рубахах и скатертях выполнялись преимущественно браной техникой. Узоры располагались по белому холсту в виде поперечных полос красного цвета с геометрическим орнаментом, который состоял из повторяющихся фигур: ромбов, косых крестов, зубцов и т. д.

Изобразительное искусство Зарань – дочь солнца, заря, супруга Перы. Пера реш.

Изобразительное искусство Зарань – дочь солнца, заря, супруга Перы. Пера решил подняться на небо и забрать кусочек солнца, но Зарань уберегла его. Солнце противилось их браку и ушло. Вернулась Зарань к солнцу, но оставила на земле сыновей И решил Пера отколоть кусочек солнца. В небо взмыли луки, стрелы откололи кусок. Зарань осталась на небе, беречь землю от огня солнца.

Театр и музыка Округ имеет свой национальный драматический театр, носящий имя.

Театр и музыка Округ имеет свой национальный драматический театр, носящий имя М. Горького. Ежегодно в округе проводится Праздник песни, который одновременно является смотром художественной самодеятельности. Каждый район округа выступает со своей программой: песнями, музыкой, плясками, стихотворениями и частушками. К Празднику песни подготавливается всегда и выставка произведений прикладного изобразительного искусства, картин и книг. Из старинных народных музыкальных инструментов у коми-пермяков большим распространением пользуется известная и коми так называемая флейта Пана.

ТАНЦЫ вставить

Традиционной игрушкой в быту коми – пермяцкой деревни даже в самых бедных кре.

Традиционной игрушкой в быту коми – пермяцкой деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки кукол наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи, платочек на голову наденут.


СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

СПАСИБО за внимание Как - нибудь эффектно В это время будет стих

Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку.

Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край — Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край!

Краткое описание документа:

Презентация "Коми-пермяки - история, быт, традиции ", была создана для участия в мероприятии "Фестиваль Дружбы народов". Представлена информация и из интернет-источников и собственные фотографии воспитанников школы и родителей. В презентацию включена музыка для исполнения танца "коми-плясовая" и стихотворения для защиты презентации.


ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНОЕЩЕ ОТ АВТОРА

2-дневный маршрут по Среднему Уралу на зимние праздники

5-дневный маршрут по Уралу на новогодние каникулы

3-дневный маршрут в Сатку

Урал: 4-дневный маршрут на новогодние каникулы

Катки Перми 2021-2022: где покататься на коньках?

10 идей для зимнего отдыха на Урале

С каких это пор город Березники стал Коми-пермяцким?ужас,кто пишет всю эту лабуду…30 лет там прожила и думала,что Коми. это где то в другом месте. это всё равно,что одЕссу назвать одЭссой.и,кстати,чтоб Вы знали в этом Березняковское районе находятся 4 калийных комбината,по-моему и 5 уже достроили(УРАЛКАЛИЙ),титано-магниевый,азотно-туковый,содовый,химзавод,раз и так далее,а ещё много ЗОН.

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

народы пермского края

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

 какие народы населяют пермский край

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

народы пермского края и их традиции

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

 название народов пермского края

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

языки народов пермского края

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

коренные народы пермского края

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

народы пермского края культура и этнография

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого – русский.


Мое знакомство с Кудымкаром состоялось не так давно, весной 2008 года, когда коми-пермяцкий автономный округ уже вошел в состав Пермского края. От визита осталось впечатление, что дворец культуры Кудымкара, это не просто место, где проводятся разные ярмарки и дискотеки для молодежи, а настоящий островок культуры. Где по-прежнему, как и в советские годы, активно действуют клубы по интересам, занимаются детские музыкальные и танцевальные студии, проходят выставки известных художников и фотографов и многочисленные праздники. Причем не те праздники, как у нас, где народ идет в основном, чтобы выпить и закусить, а праздники в истинном понимании этого слова. Куда люди идут как на особое торжество нарядно одетыми, всеми семьями – бабушки, дедушки, мамы, папы и дети. И где всем весело, для каждого находится занятие по душе, каждый может выразить себя и получает от этого колоссальное удовлетворение. За три моих визита в Кудымкар, которые длились 1-2 дня, я побывала не менее чем на четырех праздниках, на двух выставках и трех концертах в ДК. Такого количества мероприятий в одном ДК в Перми я не посетила бы и за год. Здесь же тот факт, что в организации этих мероприятий обязательно был задействован кто-либо из моих знакомых, а в некоторых участвовала и я сама, не оставлял возможности их игнорировать. И я не жалею, все праздники прошли настолько красочно, что оставили яркий след в моей памяти. Ведь они проводились не ради галочки и отчета, а от души, и люди, выступавшие на этих праздниках, также все делали от чистого сердца. Осталась память и от коми-пермяцкого колорита. Запомнилась радостная, звонкая песня “Иньва” в исполнении ансамбля “Бичир” (искра). Когда позже мы гуляли по крутым берегам Иньвы, покрытым высокими соснами, ходили на Красную Горку, древнее городище, откуда пошел Кудымкар, эта мелодия сама собой пришла мне на ум, и звучала внутри как гордо летящая птица. А ведь древние горты (селения) и кары (городища) строились всегда на возвышенных местах, как говорили коми-пермяки “на груди Солнца” рядом с рекой или родником. Так расположены Кудымкар, Дойкар, Пешнигорт, Чинагорт и многие другие. Древние говорили “посадить горт на теплое, светлое место – это означает дать его на присмотр Солнцу”. И большинство песен коми-пермяков, такие же солнечные, радостные и свободные, что невольно поднимают настроение.

Первый мой визит совпал с праздником Пасхи. И в пасхальную ночь мы пошли в крестный ход вокруг храма. Это очень красивое шествие с зажженными свечами вокруг свято Николаевского храма, которое проходит по главным улицам Кудымкара протяженностью не менее километра. Причем дети тоже обожают ходить в этот крестный ход, у них особый азарт в том, чтобы зажженная свеча ни разу не потухла во время крестного хода, а это, ой как трудно сделать. Пытаешься прикрыть свою свечу одеждой, делаешь специальную защиту из пустой пластиковой бутылки, но и эти ухищрения не всегда помогают. Кто донес свою свечу не погасшей – молодец, ему особо повезет в ближайшее лето, считает местное поверье. Колонна крестного хода весьма многочисленна, такое впечатление, что большинство жителей Кудымкара не спит в эту пасхальную ночь, и если потом не идет в храм на службу, то поучаствовать в крестном ходе считает своим долгом. Причем подкупает то, что почти каждый встречный оказывается знаком с моими сопровождающими, у них находятся какие-то общие темы для беседы, и к храму мы подходим довольно большой произвольно сформировавшейся по ходу группой. Я подумала, что даже если целый день я буду ходить по Перми, такого количества знакомых я на улице вряд ли встречу. Вот в чем преимущество малого города, здесь все друг друга знают, наверное, поэтому и праздники проходят интересней, что все воспринимают друг друга по-соседски, нет такой отчужденности и обособленности между людьми как в больших мегаполисах.

РОДОВЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ

Вообще понятие рода – “увтыра” (по коми-пермяцки) наиболее сильно в этих землях. Ведь в городах и селах коми даже избы возводились не отдельной семьей, а всем увтыром. Работой руководил опытный, знающий дело человек. При этом он придерживался родовых обычаев и поверий, многие из которых живы и по сей день. Землю также возделывали увтыром, как и собирали урожай. Возможно, эти общинные корни до сих пор сохранились в подсознании людей, живущих здесь, поэтому так дружно и слаженно кипит работа, так радостно проходят праздники. Очень порадовало, что коми-пермяки сохраняют свой язык и письменность. В школе изучают язык коми. В книжных магазинах немало книг коми-пермяцкого книжного издательства на родном языке. На стенах продуктовых магазинов можно встретить названия продуктов – мясо, хлеб, яйцо, молоко на коми языке. Я, к сожалению, запомнила только то, что хлеб по коми-пермяцки звучит как “нянь”. И то в связи со следующей легендой. Всем известные пельмени у коми-пермяков служили культовой, божественной едой. Пельмень (“пель нянь” по коми-пермяцки) - божественный хлебец, с которым нужно обращаться чрезвычайно бережно, не выкидывать, не давать злым людям.

Такого количества легенд, сказаний, заговоров и житейских рекомендаций, сколько дошло до нас из культурного и духовного наследия коми-пермяков не сохранилось ни у одного другого этноса Пермского края. Особую благодарность за сохранение этого великого культурного пласта и донесения его до потомков следует объявить Василию Климову. Это он по крупицам собирал древнюю мудрость, кропотливо записывал легенды на коми языке в глухих деревнях и селах у местных бабушек, а затем перевел на русский язык и сделал доступным более широкому кругу читателей. Как оказалось, все книги по краеведению, что я купила в Кудымкаре, были написаны и составлены этим удивительным человеком. В этих книгах “Корни бытия”, “Заветный клад” и других, я нашла массу интересного, что в чем-то пересекалось с историей и верованиями древних зырян и вогулов, обитавших некогда на земле Прикамья, а в чем-то давало новые, сенсационные открытия. Конечно, в небольшой обзорной статье невозможно рассмотреть все вопросы быта древних коми-пермяков, остановлюсь лишь на том, что показалось мне особенно интересным.

Коми-пермяки, как считают ученые, самые древние жители Прикамья. Они поселились здесь несколько тысячелетий назад. В доисторическое время предки коми-пермяков занимали большую часть территории Прикамья. И то, что было освоено на ней человеком в первобытную эпоху и позже, включая и духовную сферу, - это результат деятельности предков. Так считают этнографы, археологи, фольклористы, так утверждает исто¬рия. Но если это так, то почему на земле коми-пермяков столько непонят¬ных нынешним жителям названий местностей, хотя реки, горы, селения именовались теми людьми, которые здесь обитали. Выходит, на земле нынешней Пармы проживали не только коми-пермяки.

ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Коми-пермяки поклонялись также водным источникам, рекам. Вода, как и огонь, по их мнению, является живым существом, так как движется, и обладает такой жизненной энергией, что даже верховный бог не может убить ее, когда насылает жестокие холода. Вода дает всякие блага людям, но может и наказать, если чем-то навредить ей. Коми-пермяки задабривали воду, молились на нее, ожидая милости. Обряды задабривания и благодарения воды устраивались жителями деревни Урья Кочевского района. В Макарьев день (7 августа) они вначале молились в часовне, а потом шли к реке Онолва и клали на ее берег еду и подарки, затем заходили в воду для исцеления или укрепления здоровья. Кто был не в силах стоять, сидел на лошади и погружал в воду ноги и руки. Некоторые обряды в честь воды кочевцы до сих пор устраивают у родника Таркэв (Тарковмыс). Пешнигортцы в прошлом почитали мощный родник, который называется Дёма-ключ. Его водой пользовались и сельская церковь, и монастырь. Гово¬рят, из родника воду увозили в Кудымкар и даже в Обвинский монастырь. Там находили бронзовые и серебряные культовые предметы, которыми, вероятно, язычники пользовались во время жертвоприношений Духу воды.

Существовали у коми-пермяков и священные рощи (такие рощи и по сей день можно встретить у марийцев, удмуртов и других народов). В Пешнигорте на заречной стороне есть старинное поле, посереди него когда-то шумела священная роща. Из этой рощи запрещалось даже ветку ивы под копну сена брать. Но в годы Великой Отечественной войны рощу срубили. Эта роща, еще в чудские времена была местом для культовых обрядов. Рядом с ней, как повествует предание, жили первопоселенцы Пешнигорта – братья Леш и Ена. Их с этого места вынудил убраться позже злой дух – чуд. Они переселились, но все нажитое оставили на старом месте, золотую лодку утопили в самом глубоком омуте реки. С тех пор роща стала священной и негласное табу – не пускать в роще в ход топоры, лежало на ней вплоть до середины XX века.

Всякое важное дело крестьянин начинал в “легкие” дни. У коми-пермяков таковыми считались среда, пятница, воскресенье. Это тоже перекликается с божествами небесных светил и знанием астрологии, ведь и у индусов, рекомендуются эти же дни для начала любых важных дел. Согласно астрологии среде покровительствует Меркурий – бог торговли, поэтому любые финансовые операции и договоры, заключенные в этот день должны быть успешны. Пятнице покровительствует Венера – богиня гармонии, красоты и любви, этот день тоже хорош для любых начинаний, особенно для празднования свадеб. Воскресенью покровительствует Солнце – высшее божество, дарующее нам жизнь и свет, все дела, начатые в воскресенье, обязательно будут иметь счастливое завершение.

Древние коми-пермяки придавали силе и остроте слова такое же значение, как своей меткой стреле. Они считали, что словом можно задобрить не только земных божеств, но и верховного бога Ена. Словами можно оградить себя от влияния нечистой силы, отвести болезни, легче добыть еду. Считалось, что словом можно поразить врага, напустить порчу на недруга. По утверждениям мифов, слово предков, безусловно, обладало огромной энергией. Она, вложенная в легенды и заговоры, способствовала сохранению национального духа увтыра.

ПРИМЕТЫ И ЗАГОВОРЫ

Особо интересны разные приметы и заговоры, связанные с сельским хозяйством. Ведь жизнь древнего коми-пермяка напрямую зависела от того, какой урожай он вырастит на своем поле, сколько грибов и ягод соберет. Грибники об урожае грибов начинали заботиться еще тогда, когда на земле лежал глубокий снег. Со временем эта языческая забота переплелась с обрядами православной религии. Так,утром в Великий четверг идут в лес “по грибы”. Ходят между деревьями, собирают шишки, ломают сосновые лапки, а про себя шеп чут заговор: “Здесь есть, там есть, и везде есть. Здесь – масленок да рыжик, там – груздь. Сегодня есть и до осени будет. Столько и престолько!” А какая-нибудь древняя старушка, которой уже не суждено по рощам бродить, выходит за ограду, говоря: “Пойду-ка, ужо грибы пособираю”, - и набирает в передник щепки. А потом летом, глядишь, у нее у самого дома грибы пошли. В этот день “собирают” ягоды, пестики, “веники ломают” – кому что нужнее. Коми-пермяки верили, что обряды и заклинания Великого четверга имеют самое большое воздействие на то, о чем хлопочешь. Придет лето, наступит грибная пора, и любитель “тихой охоты” пойдет в лес. Найдет первый гриб, срежет его в лукошко и приговаривает: “Тырдоз, тырдоз!” (наберу полное лукошко). Не случайно, что именно в Кудымкаре проводится в сентябре каждого года день грибника, когда команды грибников на специальном автобусе вывозят в особо грибные места и устраивают соревнования, кто больше соберет. Все собранные грибы достаются участникам. На этот праздник едут в Кудымкар гости из Перми, Удмуртии и Башкирии. Все в один голос заявляют, что столько грибов не найти нигде в других краях. Может, организаторы конкурса до сих пор стимулируют рост грибов этим древним дедовским способом? Как знать. Я была в прошлом году на празднике урожая с тем же названием “Тырдоз” в кудымкарском дворце культуры. Такой гигантской тыквы (весом не менее 20 кг), и луковиц размером с человеческую голову, я прежде никогда не видела, значит, сохранили жители коми-края свои древние секреты.

И я не ошиблась в своих предположениях. У коми-пермяков много таких рецептов, о которых мы и не ведаем. Вот некоторые из них. Стали одолевать сорняки – крестьянин устраивает обряд, чтобы вывести их. Выдергивает с корнями осот или жабрей-пикульник, прижмет к груди, словно ребенка и, ласково разговаривая с ним, выносит с пашни, садит на середине голой дороги, повторяя: “Не сердись, сердешный, мы тебе нашли лучший дом и переселили тебя туда. Ты теперь позови к себе весь свой род, всех друзей-знакомых, пусть на нашем поле никто не останется. Как ты будешь жить-красоваться здесь, так и все твои родные и знакомые пусть покрасуются”. Поступали и по-другому: собирали с краев поля корни сорняков, сушили их и сжигали на середине поля, сопровождая свои действия нужным заговором. Говорят, после этого сорняки на поле долго не появлялись. Семена, оставленные на зиму, хранили рядом с белемнитовыми камушками, которые во множестве лежат по берегам уральских рек. Гальки кладут прямо в семена, что повышает их всхожесть.

При посеве льна хозяева заставляли ребят бегать по участку и прыгать как можно выше, что соответствовало ожидаемой высоте льна. А еще, что все стебельки будут стоять ровно и будут здоровыми, как ребята, волокно станет длинным и прочным, а семена жирными и живучими. При посадке капусты, какая-нибудь старая бабуля “обозначит” попой место на грядке, приговаривая: “Вырасти кочан, вот такой ширины!” По завершении сева ржи крестьянин клал лукошко на землю и просил: “Матушка-рожь, вырасти мне по грудь. Колос – с четверть, зерно – толщиной с палец. Горсть бросил, пуд соберу” (Последняя фраза повторялась трижды). В последние годы многие садоводы увлеклись книгами Владимира Мегре об Анастасии, там тоже рекомендуется разговаривать с семенами до посадки, просить их дать большой урожай. Но насколько более разнообразными были заговоры коми-крестьян, их мудрость, отработанная веками. Жаль, что все это со временем уходит в небытие.

Хотя, пока кое-что еще сохраняется. И жители разных стран и географических широт могут сами узнать родство в мастерстве друг друга. Интересный случай произошел у меня на выставке этнической одежды в гостинице Урал. К моему столику, где была выставлена восточная одежда из Индии, Непала, Тибета по очереди потянулись девушки-мастерицы из Кудымкара, все с большим любопытством вертели в руках единственную вещицу – тибетскую суконную шапочку с вытканным козырьком. Их интересовал именно орнамент козырька, а не что-то иное. Ведь мастерица, которая сама вышивает этот орнамент, отличит его среди сотни других. Все они в один голос удивленно твердили: “Как наш исконно коми орнамент – восьмиконечный крест “утшыс” попал на эту шапку?” Я присмотрелась к орнаменту и только тогда увидела тот же знак, что красуется на груди у мишки в кудымкарском дворце культуры! А ведь раньше, сколько раз я ни держала в руках эту шапку, я ничего подобного не замечала. В самом деле, интересно, значит главный оберег коми является главным оберегом и в Тибете. Когда и где, зародилась у разных народов общность символов. Почему изображение свастики мы встречаем в орнаментах и вышивках повсеместно – в древней Греции, Иране, Индии, Месопотамии, Мексике и на просторах России. А сколько других общих символов, имеющих одинаковое значение во всем мире, о которых мы просто не знаем. Еще интересная деталь, экспедиция Козлова нашла предметы пермского звериного стиля, как предполагают именно из района коми-края, в курганах Северного Тибета и в обиходе живущих там кочевников. Значит, не только сассанидское серебро попадало на Северный Урал, но и предметы, изготовленные здесь, нашли свое применение в далекой земле Тибета. Как объяснить столь странную общность таких географически и этнически далеких культур? История по сей день хранит немало тайн и загадок. Важно не утратить память о своих древних корнях, знать обычаи предков, чтобы сейчас, в век повсеместной компьютеризации мы смогли сравнить и сопоставить столь интересные совпадения.

С. Каменева, преподаватель

Каменева Светлана Владимировна - старший преподаватель Пермского государственного университета:

Читайте также: