Тосканский ордер в архитектуре кратко
Обновлено: 05.07.2024
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции
Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.
Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.
Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.
Истоки – в зодчестве этрусков (тусков; отсюда его название), где тосканский ордер применялся для оформления гробниц и храмов (гробница в Виньянелло, ок. 500 до н. э.). Был заимствован римлянами, однако их трактовка тосканского ордера часто позволяет считать его разновидностью дорического ордера в его поздней версии со сравнительно стройной колонной и компактной капителью.
Ствол колонны тосканского ордера - без каннелюр, база и капитель - упрощённых форм, антаблемент может быть дорическим (но лишённым триглифов) или близким ионическому ордеру. Связанные колонны тосканского ордера могут быть покрыты рустом (Арена-ди-Верона и др.).
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Модификация дорического ордера, для которой характерно наличие баз под колоннами, а каннелюр на стволе нет.
Основной объем (ротонда на четверике) Казанской церкви в Беле-Кушальском Калининского района Тверской области.
Богородицерождественская церковь в Шестаково Волоколамского района Московской области. Фрагмент фасада.
Ярус звона колокольни Преображенской церкви в поселке Славный (бывшее село Новоспасское) близ Торжка.
Верхняя часть основного объема храма Рождества Иоанна Предтечи в Яропольце Волоколамского района Московской области.
Село Пирогово 1-е Щекинского района Тульской области. Вид на нижнюю часть колокольни Богородице-Рождественского храма.
Богородицерождественская церковь в д. Лаврентьевское Чухломского района Костромской области. Основной объём храма.
Словарь храмового зодчества . . 2012 .
Полезное
Смотреть что такое "тосканский ордер" в других словарях:
Тосканский ордер — Тосканский ордер, иллюстрация из Четырёх книг об архитектуре Андреа Палладио. Тосканский ордер архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже … Википедия
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР — ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже новой эры. Имеет колонну с базой, но без желобков каннелюр, и гладкий фриз … Современная энциклопедия
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР — разновидность дорического ордера: колонны имеют базу и гладкий ствол … Большой Энциклопедический словарь
Тосканский ордер — ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже новой эры. Имеет колонну с базой, но без желобков каннелюр, и гладкий фриз. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тосканский ордер — возникшая в архитектуре Древнего Рима разновидность дорического ордера: колонны имеют базу и гладкий ствол. * * * ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, разновидность дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР): колонны имеют базу и гладкий ствол … Энциклопедический словарь
Тосканский ордер — один из архитектурных ордеров. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н. э. и 1 в. н. э. См. также ст. Ордер архитектурный … Большая советская энциклопедия
тосканский ордер — (по назв. области Тосканы в Италии) архит. этрусский и древнеримский вариант дорического ордера, один из пяти ордеров в классической архитектуре (см. ордер2); отличается от дорического ордера гладким стволом колонны (без каннелюр) в наличием базы … Словарь иностранных слов русского языка
Тосканский ордер — один из архитектурных ордеров. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н. э. и 1 в. н. э. * * * архитектурный ордер, производный от дорического. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Модификация дорического… … Архитектурный словарь
Тосканский ордер — один из архитектурных ордеров. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н. э. и 1 в. н. э. Источник: Архитектурный словарь … Строительный словарь
тосканский ордер — (в архитектуре) … Орфографический словарь русского языка
В римском зодчестве помимо трех греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского) получил широкое употребление италийский вариант дорического ордера — тосканский.
Тосканский ордер отличается большей лёгкостью пропорций. Колонны этого ордера обычно имеют базы, ствол лишен каннелюр. Антаблемент приближается к ионическому: архитрав имеет горизонтальные членения, фриз совершенно гладкий, венчающий его карниз представляет собой простой выступ.
Еще о тосканском ордере:
Ордера гражданской архитектуры
Пять колонн или описание и применение пяти ордеров
Правило пяти ордеров архитектуры
Теория классических архитектурных форм
В книге подробно описаны все архитектурные ордера, а также, что гораздо важнее, дана система их применения в практическом проектировании.
Всеобщая история архитектуры
Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.
Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
- капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
- антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
- крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.
Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.
Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.
Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.
По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.
Сложный или Композитный ордер.
Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один – композитный. Как видно из названия, композиция – это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.
В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.
Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.
Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.
В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.
Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.
Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.
Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.
Читайте также: