Толгский монастырь история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.

В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.

И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.
За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей.
С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство.

В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.
Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.

После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни.

В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом.

Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана.
Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней.

К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера.

К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря.
В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене.

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.

В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.

Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья.

Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония.

И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.
7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры – пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща.

Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра.


32

Покои патриарха. Здесь он останавливается когда бывает в монастыре.

Простое и очень эффективное средство для очистки обуви от снега.

Кстати, икона Толгской Божей матери вернулась в монастырь не так давно. После революции она находилась в музее. Церковь долго и напрасно просила о возвращении реликвии. И только вмешательство президента изменило ситуацию. Икона была передана в монастырь на ответственное хранение. Со всеми вытекающими из этого условиями. Контроль влажности, видеонаблюдение, пост охраны, пуленепробиваемое стекло.

Со стороны Волги вход в монастырь осуществлялся через ворота.

Здесь находилась пристань.

Говорят что раньше ни один пароход не проходил мимо монастыря. Обязательно останавливался и служился молебен.

Толгский Свято–Введенский женский монастырь называют жемчужиной Ярославской земли. В его стены стекаются не только паломники, но и обычные туристы, которые приезжают в Ярославль с экскурсионной целью. Православные христиане едут сюда помолиться перед чудотворной иконой Толгской Божией Матери, поклониться мощам святых и полюбоваться кедровой рощей.

Из истории основания монастыря

Начало основания монастыря относится к 1314 году, когда в Ярославле правил благоверный князь Давид. Он был сыном Федора Черного, который в годы татаро-монгольского ига и междоусобных войн князей сохранил мир и процветание Ярославской земли.

Однажды архиепископ Ростовский и Ярославский Прохор возвращался домой после посещения подведомственных ему территорий. Он остановился на ночлег на правом берегу Волги там, где в нее впадает река Толга. Его свита, состоящая из священников и других служителей церкви, разбила палатки.

В полночь Прохор внезапно проснулся и увидел яркий свет, который освещал окрестность. Он пошел на этот свет и оказался на другом берегу Волги. Высоко в воздухе он увидел икону Божией Матери, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Он стал молиться перед иконой со слезами на глазах от увиденного им чуда.

Затем епископ возвратился к палатке, где спали его спутники. Утром они собрались в дальнейший путь. Прохор ничего не рассказал им о том, что случилось с ним ночью. Архиерей стал искать свой посох, но его нигде не было. Вдруг его осенило: он забыл посох там, где был ночью – на другой стороне Волги. Ему пришлось рассказать об этой тайне своим сопровождающим. Священники отправились все вместе искать посох. На том месте, где архиепископу Прохору явилось чудо, они нашли икону Божией Матери, которая стояла между деревьев. Рядом с ней был архиерейский посох.

Прохор понял, что это – знак свыше. Он заложил на месте явления иконы храм. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Епископ Прохор дал свое благословление на создание при этом храме монастыря.

Чудотворная икона Толгской Божией Матери

8 августа 1314 года состоялось чудесное обретение иконы. Верующие отмечают празднование Толгской иконы Божией Матери 21 августа (по новому стилю).

По свидетельствам летописцев в 1392 году во время службы в храме икона стала мироточить. Миро принесло исцеление многим больным, которые помазались им.

В 1953 году царь Иван Грозный посетил Толгский монастырь с надеждой на исцеление больных ног. Царь не мог ходить и сидел в кресле, в котором его носили на руках. Многочасовые моления перед иконой со слезами принесли ему исцеление. Иван Грозный встал с кресла на окрепших ногах. В знак благодарности царь повелел построить в монастыре каменный храм, на который выделил средства из казны. Храм был построен в 16 веке.

В 1612 году в Ярославле наступил мор. Люди умирали от неизвестной болезни. С иконой Толгской Богородицы вместе с другими святынями монастыря был совершен крестный ход, после которого болезнь прекратилась.

Уникальная кедровая роща

История возникновения кедровой рощи уходит своими корнями далеко в прошлое. По преданию царь всея Руси Иван Грозный подарил обители две кедровые шишки, из зерен которых выросли кедры. Эти шишки царь получил в дар от Ермака – покорителя Сибири.

Роща была посажена в 16 веке. Место для посадки кедров было выбрано не случайно. Рощу основали там, где была найдена икона Толгской Божией Матери после пожара в обители. В 14 веке во время пожара загорелся Введенский собор и находившиеся в нем иконы. Только одна икона чудесным образом уцелела. Она оказалась на ветвях дерева недалеко от монастыря. На этом месте и была основана кедровая роща. Верующие молятся у часовни Толгской иконы Божией Матери, построенной на месте второго обретения иконы.

При посадке кедров монахами были выкопаны пруды для орошения деревьев. Кедровый массив стал первым искусственно созданным насаждением сибирского кедра.

В 1879 году по Ярославской земле прошел страшный смерч. Почти все деревья были повалены, а некоторые вырваны с корнем. Служителям монастыря пришлось восстанавливать кедровую рощу заново.

В годы советской власти, когда большевики разрушали храмы и церкви, в Толгском монастыре находилась колония для малолетних преступников. В это время кедровая роща очень сильно пострадала от засухи, так как пруды, сооруженные монахами, пришли в негодность.

В 1987 году, когда монастырь был возвращен русской православной церкви, в роще сохранилось 27 кедров, посаженных более двухсот лет назад. Насельниками монастыря были высажены более молодые деревья.

В настоящее время роща насчитывает 193 дерева, благодаря труду монашек, которые ухаживают за кедрами. Высота деревьев достигает 18 метров, диаметр ствола 60 – 70 сантиметров. Почти на всех кедрах есть плоды – шишки. Каждое дерево почитают как святыню.

Монастырь привлекает к себе красотой церквей, ухоженной территорией, а также положительной энергетикой, которая царит повсюду.

Толгский монастырь

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.

В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.

И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.

За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена..

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.

В конце XIV века в Толгском монастыре произошел большой пожар, в котором сгорели кельи и ограда. Думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но после пожара святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени, совершенно невредимую и сияющую светом. Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей.

С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как

административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство.

В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.

Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.

Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века при наместнике монастыря игумене Феодосии (управлял обителью с 1578 по 1602 гг.)

В дни польского нашествия – Смутное время – икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря.

Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, в трудные времена к ее помощи прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники.

В 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как рассказывают местные предания, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.

После поразительной благодатной помощи, полученной в постигших Ярославль в 1654-1657 годах бедах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода чудотворной Толгской иконы в Ярославль.

После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня

В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня

Воздвиженскую церковь в 1892 году расписали полностью масляными красками.

Бурный расцвет Толгского монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг. В это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря.

Никольская церковь

Это строительство велось на средства торговцев Ярославской гостинной сотни Семена и Ивана Матвеевичей Сверчковых.

Никольская церковь

Введенский собор

Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана.

Введенский собор

Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней.

Введенский собор с колокольней

Всю Введенскую церковь, наподобие церкви Иоанна Предтечи, обнесли папертями, которые давали возможность помещаться людям, издалека приходившим на поклонение Чудотворной иконе.

Здание было увенчано пятиглавием, как и соборы Ростовский и Ярославский. С южной стороны церкви устроен придел во имя Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Собор расположен посреди монастыря, напротив Святых ворот. Стены и своды храма расписаны в 1690–1691 стенным письмом греческого стиля мастерами Ярославля и Костромы: Федором Федоровым, Димитрием Семеновым-Сибиряком, Василием Осиповым и другими, чьи имена записаны на откосе южного нижнего окна западной паперти.

Придел Федора, Давида и Константина Введенского собора расписывала та же артель на средства окольничего (это один из высших придворных боярских чинов на Руси) Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора.

Введенский собор с колокольней

После окончания возведения Введенского собора Толгского монастыря немедленно начата была постройка трехъярусной величественной колокольни, которая была окончена около 1688 года. Устремленная ввысь колокольня всегда привносила особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль.

Введенский собор с колокольней

На новопостроенную колокольню вместе с прежними колоколами был поднят и новый большой колокол весом в 200 пудов, приложенный в дар обители усердием окольничего князя Никиты Яковлевича Львова, давшего на слитие колокола тысячу рублей.

Кроме своей крупной жертвы на колокол, князь Никита Яковлевич Львов приносит в дар обители богатейшие, осыпанные жемчугом и каменьями священно-служебные ризы, в разное время в монастырь дает 900 четвертей ржа и овса на монастырские потребности, кроме того, устраивает на свой счет каменные братские кельи на 1500 рублей и, наконец, постригается в монастырь под именем Нила.

Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось собирать новый ансамбль по сельским храмам. Сейчас он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, постного, полиелейного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Благовестник (вес более 300 пудов) был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес других колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный в 1830 году был отлит на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Из малых колоколов четыре ярославских – с завода Оловянишникова.

В начале 1690-х годов игуменом Гордианом были возведены настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря.

Ко времени настоятельства в Толгском монастыря игумена Гордиана относится знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращавшийся по Волге из своего долгого заточения, 16 августа 1681 года, чувствуя приближение смерти, повелел пристать возле монастыря, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Как известно, в этот же день вечером, блаженный Патриарх Никон скончался в Ярославле на своем струге, на реке Которосли, возле Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.

Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен под придельным алтарем сооруженного им Введенского собора, при северо-западной стене алтаря.

Под соборным храмом находится усыпальница почетных граждан Ярославля, которые вносили при жизни своей пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Вяземские, Троекуровы, Голицыны, Мельгуновы и другие.

Спасская церковь

К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь

Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера.

Спасская церковь

В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный уже во имя святителя Димитрия Ростовского на средства графа Александра Ивановича Остермана. Стены храма были украшены живописью. К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря.

В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене.

Толгский монастырь

Толгский монастырь Старое фото

В 1914 году Толгский монастырь отмечал свой 600-летний юбилей. Готовясь к этому событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович, новомученик, † 1937г.) произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий.

Толгский монастырь Старое фото

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.

В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.

Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья. Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония. И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.

7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры – пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта

26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века - святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день.

29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).

Спервых же дней игумения Варвара энергично занялась хозяйством, которое приходилось поднимать почти с нуля. За короткий срок оборудовано отопление, подведены канализация, водопровод, организованы слесарная и столярная мастерские, гараж, газовая котельная, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет, устроены овощехранилища.

Были отреставрированы и освящены четыре монастырских храма.

В настоящее время Богослужение совершается в теплом Крестовоздвиженском храме.

Насельницами обители расписаны Спасский и Никольский храмы. Богослужение в них совершается редко по причине маловместимости.

Обитель свято чтит старую добрую традицию странноприимства. Паломники могут остановиться, как и в прежние времена, в старинной монастырской гостинице, а также пользоваться монастырской трапезой.

Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща.

Кедровая роща

Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра.

Сейчас Толгский монастырь может быть отнесен к числу благоустроеннейших Российских обителей.

Фото: Андрей ТИХОМИРОВ

История Свято-Введенского Толгского монастыря в высшей степени загадочна и чудесна. И уж точно не уступит по этому критерию знаменитым на весь мир Стоунхенджу, Мачу Пикчу или пустыне Наска. Может быть, именно поэтому на каждое событие канонической версии здесь можно найти по нескольку альтернативных толкований. Что однако не мешает Толгской Богоматери пользоваться огромной популярностью и любовью не только в пределах нашей области, но и во всем православном мире.

Икона парила в воздухе

По официальной версии, Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в 1314 году на месте явления святителю иконы Толгской Божией Матери.

Фото: архив

В честь чудесного спасения иконы возле древнего кедра была поставлена часовня

Чудотворный образ не горел в огне и излечивал недуги

В деревянных, а затем и каменных стенах обители часто бушевали пожары. Один из них, случившийся в обители через несколько десятилетий после ее основания, уничтожил до тла все его грамоты и документы, даже самые важные, подтверждающие право монастыря владеть прилегающими землями.

Таким был Толгский монастырь в самом начале ХХ века Фото: архив

С этого момента образ стал популярен - до нас дошло около 80 списков, рассказывающих о чудесах, творимых иконой Толгской Богоматери. Среди них - спасение от мора и засухи, излечение простых людей и княжеских отпрысков, спасение утопающих.

История монастыря как история всей страны

Вся история Свято-Введенского Толгского монастыря тесно связана с историей страны. В 1612 году в Ярославле, в который со всех сторон стекались добровольцы в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города был совершен первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.

В дальнейшем выезды школьников проводились каждое лето - вплоть до 1932 года.

В это время выезды школьников в Толгу прекратились. Монастырь был полностью выселен, а здания передали Волгострою. Во Введенском соборе и стоящей рядом звоннице построили действующую модель будущего рукотворного моря площадью почти в 1000 квадратных метров, с водопроводом, имитировавшим Волгу. А когда на место предполагаемой стройки стали прибывать специалисты гидротехнических работ со своими семьями, свободные помещения монастыря были приспособлены под общежития.

К счастью для Толгской обители, которую и в этот раз храни высшие силы, стройка была перенесена - в 1935 году Совнарком принял окончательное решение о строительстве Рыбинской ГЭС с затоплением Молого-Шекснинского междуречья.

После отъезда Волгостроя в монастырь приехали новые хозяева – воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, впоследствии переименованной в детскую колонию НКВД. Сначала ее просто разместили в здании монастырской гостиницы, а на рубеже 60-х годов рядом с монастырем развернули масштабное строительство: бывший хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так была создана исправительная колония для малолетних преступников, которая просуществовала здесь до 1987 года, когда в канун 1000-летия Крещения Руси Свято-Введенский Толгский монастырь первым в СССР был передан церкви.

Чудо воскрешения

В 1988 году решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия (и на тот момент единственная в России) женская обитель.

Стоит ли говорить, что в это время обитель находилась в крайне плачевном состоянии. Большая часть построек, представляющих собой замечательные памятники русской архитектуры, пребывала в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, иконостасы. Не было водоснабжения и отопления. На грани исчезновения была кедровая аллея 16-го века.

За четверть века стараниями насельниц обитель восстала из руин. Монастырь был отстроен практически заново, в него вернулся чудотворный образ Толгской Богоматери.

Теперь Толга - один из красивейших монастырей на берегу Волги. И его возрождение - ничуть не меньшее чудо, чем все те, о которых мы рассказали в начале этой статьи.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

- Чудотворная икона Толгской Божией Матери была возвращена Церкви 20 августа 2003 года. Вопрос передачи иконы был решен губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным и архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

- В 2003 году в России была выпущена почтовая марка с изображением Свято-Введенского Толгского женского монастыря. На фоне общего вида обители на марке расположено изображение иконы Толгской Божией Матери.

- Основные торжества празднования 700-летия явления Толгской иконы Божией Матери и основания Свято-Введенского Толгского женского монастыря пройдут с 19 по 21 августа. Ожидается, что в эти дни Ярославль посетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который примет участие в освящении часовни в честь святителя Трифона на территории Спасо-Преображенского монастыря, а также до 10 тысяч паломников.

Толга отмечает 700-летие

КП-ТВ

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ТОЛГИ

1314 - святителю Трифону была явлена икона Толгской Божией Матери. Эту дату принято считать датой основания монастыря

1392 - Толгская икона Божией Матери начала мироточить

1553 - царь Иоанн Грозный исцелился от Толгской Иконы Божией Матери

1609 - в Толгском монастыре польские захватчики убили иноков

1612 - прошел крестный ход с иконой Толгской Божией Матери о спасении Ярославля от моровой язвы, город спасен

1625 - закончено строительство Крестовоздвиженского храма

1654 - благодаря крестному ходу прошло второе спасение Ярославля от моровой язвы

1657 - благодаря крестному ходу Ярославская земля спасена от засухи

1652 - закончено строительство Никольского храма

1681 - 1683 - построен Введенский собор

1763 - Толгскую обитель посетила императрица Екатерина Великая

1862 - Толгский монастырь посетил святитель Игнатий Брянчанинов

1863 - состоялся приезд в обитель цесаревича Николая Александровича

1893 - в память об убиенных иноках построена часовня

1913 - Толгский монастырь посетил император Николай Второй с супругой и детьми

1928 - Толгская обитель закрыта

1929 - сад Толгского монастыря используется как опытный участок географического факультета пединститута

1920-1935 - летом на территории монастыря работает пионерский лагерь, а на территории живут кроме монахов Толгского монастыря монахи из Казанского монастыря Ярославля.

1936 - образована воспитательно-трудовая колония

1972 - на базе воспитательно-трудовой колонии открыто профессионально-техническое училище №36

1987 - ликвидирована воспитательно-трудовая колония

1987 - Толгский монастырь снова открыт - это первый женский монастырь в СССР

1988 - мощи святителя Игнатия Брянчанинова из Николо-Бабаевского монастыря перенесены в Толгскую обитель

29 июля 1988 года отслужена первая Божественная литургия в освященной владыкой Платоном Спасской церкви

25 сентября 1988 года святейший патриарх Пимен назначил игуменью Варвару (Третьяк) настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря

2000 - Толгская икона Божией Матери вновь начала мироточить

2003 - из художественного музея в монастырь передана икона Толгской Божией Матери.

Возрастная категория сайта 18 +

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, п. Толга
Дата основания: 1314 год
Основные достопримечательности: собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного Образа, церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной палатой, колокольня, часовня на могиле убиенных иноков, Кедровая роща
Святыни: частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа, мощи святителя Игнатия Брянчанинова, частица Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частица Туринской плащаницы, частица Хитона Крестителя Господня Иоанна, явленная икона Толгской Богоматери
Координаты: 57°41'47.8"N 39°49'38.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В 6 км от центра Ярославля, возле устья реки Толги стоит древняя обитель – одна из самых старых в России. Когда-то она находилась в стороне от шумного города, а сейчас входит в городскую черту разросшегося Ярославля. Благодаря древней чудодейственной иконе, монастырь пользуется большой популярностью у паломников. Многие также приезжают сюда полюбоваться старинными храмами и кедровой рощей, заложенной еще во времена Иоанна Грозного.

История Толгского Свято-Введенского монастыря

К сожалению, документальные сведения об истории монастыря отрывочны и скудны. О событиях, происходивших в его стенах, можно узнать по большей части в текстах, которые описывают чудесные явления знаменитой Толгской иконы.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Толгский Свято-Введенский монастырь со стороны пристани

С основанием обители связано старинное предание. В августе 1314 года епископ Ростова Трифон вместе с несколькими православными священниками путешествовали в Белозерье. Уже на пути к Ярославлю, они расположились на ночлег на правобережье Волги. Ночью епископ увидел чудесный сон о явлении иконы Божией Матери. По утру на другом берегу реки, в лесу слуги нашли чудесную икону.

Трифон не стал возвращаться в Ярославль. Он добился, чтобы в память о чуде построили деревянную церковь, которую освятили в честь Ведения Богоматери во Храм. Сюда и перенесли найденную икону. Постепенно вокруг нового храма образовалась обитель. Ее стали называть Тогской - по реке, впадающей в Волгу.

Известно, что в конце XIV века в монастыре произошел сильный пожар. Обгорели многие здания и ограда обители. Дотла сгорел и первый деревянный храм. Пламенем были уничтожены старинные книги и вся богослужебная утварь, но главную монастырскую икону удалось спасти. После пожара благотворители помогли отстроить обитель заново, и монастырская жизнь продолжилась. Сюда всегда приходило много паломников, а ярославские князья оказывали обители свое покровительство. Так, князь Федор Федорович пожаловал монастырю деревню Кукольцыно, а живших в ней крестьян освободили от всех княжеских повинностей и податей.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор) с колокольней

1553 год отмечен в летописи монастыря особо. В обитель приехал царь Иоанн Грозный и долгими молитвами излечился от мучившей его болезни. После этого монастырь находился под постоянным царским покровительством. Иоанн Грозный сделал ему щедрые денежные подношения, а также подарил иконописный образ Спаса Нерукотворного. Кроме того, на средства царя в обители появился первый каменный храм.

Смутные времена, с которых начался XVII век, прокатились по всей Ярославской земле пожарами и грабежами. Монастырь у устья реки Толги не избежал печальной участи. 46 монахов, прятавшихся в одном из храмов, были захвачены отрядом неприятеля и убиты. Позже над их братской могилой установили памятную часовню.

К счастью, бесценную Толгскую икону удалось спрятать от захватчиков. И когда в 1612 году по Ярославщине пошла ужасная эпидемия моровой язвы, с иконой прошли крестным ходом вокруг города. И болезнь отступила.

Непростые обязанности по восстановлению разрушенной обители выпали на долю ее настоятеля – игумена Серапиона. В эти годы на деньги, выделенные государем Михаилом Федоровичем, была возведена теплая Кресто-Воздвиженская церковь. Сегодня она – самое старое из сохранившихся монастырских строений.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Обитель никогда не была обделена вниманием благотворителей. Ей жертвовали бояре из рода Вяземских и Троекуровых, Голицыных и Мельгуновых. Во многом монастырю помогли отстроиться состоятельные ярославские купцы братья Семен Матвеевич и Иван Матвеевич Сверчковы. Они пожертвовали обители не только очень крупные денежные суммы, но и одну тысячу пудов соли, стоящей в те времена очень дорого.

Кроме них, благотворителем обители был окольничий князь Никита Яковлевич Львов. На его средства для вновь построенной колокольни отлили огромный 200 пудовый колокол, а для богослужений приобрели расшитые жемчугом и драгоценными камнями одежды. Львов также построил для монахов каменные кельи.

Как выглядел монастырь в начале XX века, можно увидеть на сохранившихся фотографиях, автором которых является известный русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В 1910 году им были отсняты общий вид на монастырь и его храмы, в том числе и с противоположной стороны Волги, монастырская пристань, старинная кедровая роща, а также фрески, которыми расписана галерея, окружающая Введенскую церковь.

В 1914 году обитель к празднованию 600-летнего юбилея тщательно отремонтировали. Однако, спустя три года, когда власть в государстве поменялась, монастырь упразднили. Церковные богослужения в нем перестали проводить с 1928 года, а через год обитель полностью закрыли.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Монастырский пруд, на заднем плане церковь Николая Чудотворца

В 30-е годы прошлого века на ее территории поселились специалисты и рабочие проектируемой правительством волжской гидроэлектростанции. Но спустя время стройку решили перенести в Рыбинск. А в монастыре остались жить те жители Ярославля, кто по разным причинам не имел собственных квартир. Кроме того, на несколько десятилетий здесь разместили детскую воспитательную колонию.

И хотя в 1947 году монастырь признали историко-архитектурным памятником, ситуация почти не изменилась. Реставраторы пришли в его стены только в 70-е годы прошлого века. А последних жителей выселили из монастыря перед самым его открытием, которое состоялось в 1987 году.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Часовня на могиле убиенных иноков

Архитектурные памятники на монастырской территории

Величественный архитектурный ансамбль монастыря, который в основном сложился к концу XVII – началу XVIII века, сегодня считается одним из самых красивых на Волге. Самая старая из его построек – Кресто-Воздвиженская церковь с трапезной, была возведена в 1625 году. Церковные службы в ней совершаются в осенне-зимний период.

Центральное место обители занимает Введенский собор, построенный в начале 80-х годов XVII века. Он примечателен богатыми фресками, написанными в 1690 году. Богослужения в этом храме проходят только в летнее время.

Спасская церковь появилась в монастыре в самом начале XVIII века на месте обветшавшего деревянного храма. Ее строительство послужило напоминанием о даре царя Иоанна Грозного – старинной иконе Спаса Нерукотворного.

Кроме этого, из старых построек в обители сохранились очень красивый надвратный Никольский храм (1672 г.) и часовня, возведенная в конце XIX века в честь убитых в Смутные времена монахов.

Кедровая роща Толгского Свято-Введенского монастыря

В юго-восточной части монастырской территории расположена роща сибирского кедра. Большую часть из сохранившихся старых деревьев высадили в ней в 1810 году. Но согласно монастырским летописям первые кедровые саженцы были подарены монастырю царем Иоанном Грозным, и обустройство рощи началось еще в XVI веке. Однако, старые деревья не удалось сохранить из-за произошедших за последние четыре века пожаров, войн и междоусобиц.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

В кедровнике стоит небольшая изящная часовенка, возведенная в память о чуде явления иконы Божией Матери епископу Трифону в начале XIV века. Территория рощи огорожена с севера от ветров высокой монастырской стеной. Попасть сюда можно только с экскурсией. Для всех желающих доступ в рощу открыт только один раз в год – 21 августа, в день празднования обретения иконы Божией Матери Толгской.

Современное состояние и режим посещения Толгского Свято-Введенского монастыря

Современный монастырь – действующая женская православная обитель, где проживает 120 монашек и игуменья. Попасть на территорию могут все желающие. Фотографирование внутри монастырских стен платное и стоит 200 руб., а видеосъемка – 500 руб.

Богослужения в храмах проходят ежедневно в 7.00 и 16.00 (летом – в 17.00). По воскресным и праздничным дням - в 8.00 и 16.00. Особо чтимыми монастырскими святынями считаются икона Божией Матери, частица Ризы Господней, а также мощи, принадлежащие святителю Игнатию Брянчанинову.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Северная воротная башня

Монастырская территория очень ухоженная, на ней высажено много цветов. В небольшом пруду живут черные лебеди, а в вольере содержат павлинов. Монахини усердно работают на собственном большом огороде. Для паломников и туристов проводятся экскурсии по территории и небольшому музею церковных ценностей. Кроме того, в монастыре можно пообедать в трапезной и при желании купить вкусный хлеб и пряники, которые выпекают в местной пекарне, и также березовый сок. Желающие, при предварительном бронировании, могут переночевать в комнатах паломнического корпуса.

Как доехать до Толгского Свято-Введенского монастыря

Обитель расположена в поселке Толга, на пологом левобережье Волги.

На автомобиле. Из столицы к Ярославлю ведет федеральная трасса М8. При подъезде к городу, нужно свернуть с нее на объездную дорогу и при движении ориентироваться на дорожные указатели к Вологде. Немного не доезжая до Вологодской трассы, сразу за автомобильным мостом, необходимо повернуть по указателю в сторону обители.

Толгский Свято-Введенский монастырь в Ярославле

Оттуда к монастырю добираются пешком – около получаса. Летом от городской пристани до поселка Толга за 40-45 мин. можно подъехать на теплоходе. Кроме того, до обители удобно приехать на такси.

Читайте также: