Токийская декларация 1993 года кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основная причина территориального спора — проблема Охотского моря. Принадлежность России южнокурильских островов позволяет сохранить за ним статус внутреннего моря. Передача спорных островов Японии приведет к утрате этого статуса. Однако США и Япония не признают за Охотским мо­рем статуса внутреннего моря Российской Федерации. В Москве опасаются, что США, сославшись на американо-японский договор 1960 г., введут свой военный флот в Охотское море.

После распада СССР российское руководство попыталось возоб­новить переговоры с Японией. В сентябре 1992 г. планировался визит президента Б. Н. Ельцина в Токио, где должны были состояться пе­реговоры о заключении мирного договора и возможности разрешения территориального спора. Однако 2 сентября 1992 г. МИД Японии под­твердил, что заключение мирного договора с Россией возможно толь­ко после возвращения всех четырех спорных островов. Это заявление привело к отмене визита президента РФ в Японию.

Визит президента Б. Н. Ельцина в Токио состоялся только 13 ок­тября 1993 г. Стороны подписали Токийскую декларацию о российс­ко-японских отношениях. В документе указывалось, что Россия как правопреемница СССР признает весь комплекс советско-японских соглашений. Это можно было трактовать как согласие российской стороны разрешить территориальный спор на основе Декларации 1956 г. Но не было дезавуировано и заявление СССР 1960 г. о приос­тановке реализации Декларации 1956 г. из-за подписания американо-японского договора о безопасности. Для демонстрации готовнос­ти к взаимодействию стороны заключили Договор о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях. Позднее из-за территориальных споров его реализа­ция оказалась замороженной.

· начало 1990-х- кредиты от Японии в условиях экономического кризиса в стране переходный период

· 2005 г. - визит Путина в Японию. Программа по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, упрощение визового режима, энергетическое сотрудничество.

· 2010 г. - президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Ни Ельцин, ни Путин на четыре острова никогда не ездили.

· 2014 г. - Япония присоединяется к странам Запада, обвиняя Россию в дестабилизации ситуации на Украине. Япония накладывает санкции.

· 2016 г. – визит Синдзо Абэ в Сочи, встреча с Путиным. Обсудили Курильские острова, плюс японский премьер предложил некую программу экономического сотрудничества в развитии Дальнего Востока. Есть мнение, что Япония стремится не допустить создания российско-китайского альянса, так как китайская риторика в отношении ремилитаризации и конституционной реформы в Японии становится всё жёстче, в будущем возможен конфликт.

Экономика:

· С 1994 года действует Российско-японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам

· В 2003 г. начала работу Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям (обмен информацией, консультации, поддержка инвесторов)

· В 2013 г. торговый оборот превысил 30 млрд. долл. В 2015 г. он опустился на 40% (+-18 млрд долл.), это связано с падением цен на нефть.

Совместные проекты. Японцы после аварии на Фуксиме отходят от атомной энергетики и нуждаются в углеводородах. => Сахалин -1: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря (участвуют Роснефть, американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) + Сахалин-2: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря + завод СПГ (участвуют Газпром, голландско-британская Royal Dutch Shell, и две японские компании Mitsui & Co и Mitsubishi Corporation)

Итог: с 1990-х бывает, что в год проходит по несколько двухсторонних встреч на высшем уровне, министры встречаются еще более регулярно, Япония не очень сильно поддерживает антироссийские санкции, но прорывных решений в главной двухсторонней проблеме не было и не предвидится. Все почему? Потому что слишком прочно стоим на своих позициях, не готовы идти на уступки и, в целом, наличие территориального спора и отсутствие мирного договора не мешает развитию отношений в других плоскостях.

Основная причина территориального спора — проблема Охотского моря. Принадлежность России южнокурильских островов позволяет сохранить за ним статус внутреннего моря. Передача спорных островов Японии приведет к утрате этого статуса. Однако США и Япония не признают за Охотским мо­рем статуса внутреннего моря Российской Федерации. В Москве опасаются, что США, сославшись на американо-японский договор 1960 г., введут свой военный флот в Охотское море.

После распада СССР российское руководство попыталось возоб­новить переговоры с Японией. В сентябре 1992 г. планировался визит президента Б. Н. Ельцина в Токио, где должны были состояться пе­реговоры о заключении мирного договора и возможности разрешения территориального спора. Однако 2 сентября 1992 г. МИД Японии под­твердил, что заключение мирного договора с Россией возможно толь­ко после возвращения всех четырех спорных островов. Это заявление привело к отмене визита президента РФ в Японию.

Визит президента Б. Н. Ельцина в Токио состоялся только 13 ок­тября 1993 г. Стороны подписали Токийскую декларацию о российс­ко-японских отношениях. В документе указывалось, что Россия как правопреемница СССР признает весь комплекс советско-японских соглашений. Это можно было трактовать как согласие российской стороны разрешить территориальный спор на основе Декларации 1956 г. Но не было дезавуировано и заявление СССР 1960 г. о приос­тановке реализации Декларации 1956 г. из-за подписания американо-японского договора о безопасности. Для демонстрации готовнос­ти к взаимодействию стороны заключили Договор о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях. Позднее из-за территориальных споров его реализа­ция оказалась замороженной.

· начало 1990-х- кредиты от Японии в условиях экономического кризиса в стране переходный период

· 2005 г. - визит Путина в Японию. Программа по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, упрощение визового режима, энергетическое сотрудничество.

· 2010 г. - президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Ни Ельцин, ни Путин на четыре острова никогда не ездили.

· 2014 г. - Япония присоединяется к странам Запада, обвиняя Россию в дестабилизации ситуации на Украине. Япония накладывает санкции.

· 2016 г. – визит Синдзо Абэ в Сочи, встреча с Путиным. Обсудили Курильские острова, плюс японский премьер предложил некую программу экономического сотрудничества в развитии Дальнего Востока. Есть мнение, что Япония стремится не допустить создания российско-китайского альянса, так как китайская риторика в отношении ремилитаризации и конституционной реформы в Японии становится всё жёстче, в будущем возможен конфликт.

Экономика:

· С 1994 года действует Российско-японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам

· В 2003 г. начала работу Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям (обмен информацией, консультации, поддержка инвесторов)

· В 2013 г. торговый оборот превысил 30 млрд. долл. В 2015 г. он опустился на 40% (+-18 млрд долл.), это связано с падением цен на нефть.

Совместные проекты. Японцы после аварии на Фуксиме отходят от атомной энергетики и нуждаются в углеводородах. => Сахалин -1: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря (участвуют Роснефть, американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) + Сахалин-2: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря + завод СПГ (участвуют Газпром, голландско-британская Royal Dutch Shell, и две японские компании Mitsui & Co и Mitsubishi Corporation)

Итог: с 1990-х бывает, что в год проходит по несколько двухсторонних встреч на высшем уровне, министры встречаются еще более регулярно, Япония не очень сильно поддерживает антироссийские санкции, но прорывных решений в главной двухсторонней проблеме не было и не предвидится. Все почему? Потому что слишком прочно стоим на своих позициях, не готовы идти на уступки и, в целом, наличие территориального спора и отсутствие мирного договора не мешает развитию отношений в других плоскостях.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

ТОКИЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
о российско-японских отношениях

Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии,

руководствуясь пониманием того, что в результате окончания холодной войны мир движется от структуры конфронтации к сотрудничеству, открывающему новые перспективы развития международного взаимодействия, на глобальном и региональном уровнях и в двусторонних отношениях между государствами, что создает благоприятные предпосылки для полной нормализации российско-японских двусторонних отношений;

провозглашая, что Российская Федерация и Япония разделяют универсальные ценности свободы, демократии, верховенства права и уважения основных прав человека;

памятуя о том, что поддержка рыночной экономики и свободной торговли способствует процветанию экономик обеих стран и здоровому развитию мировой экономики в целом;

будучи уверенными в том, что успех реформ, осуществляемых в Российской Федерации, имеет решающе важное значение для строительства нового мирового политического и экономического порядка;

подтверждая важность строительства двусторонних отношений на основе уважения целей и принципов Устава ООН;

будучи убежденными в том, что Российская Федерация и Япония должны преодолеть наследие тоталитаризма и взаимодействовать друг с другом в духе международного сотрудничества в целях строительства нового международного порядка и полной нормализации двусторонних отношений,

заявляют о нижеследующем.

1. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии едины в понимании того, что демократические преобразования и экономическая реформа, проводимые в России, имеют чрезвычайно важное значение не только для народов этой страны, но и для всего мира в целом, причем успех перехода России к подлинно рыночной экономике и плавная интеграция Российской Федерации в мировое демократическое сообщество, по мнению Сторон, являются неотъемлемым фактором укрепления международной стабильности, необратимости процесса формирования нового мирового порядка.

В этой связи Премьер-министр Японии передал Президенту Российской Федерации следующее послание лидеров стран "семерки".

"Мы сожалеем, что в результате спровоцированных в Москве сторонниками бывшего парламента вооруженных столкновений имели место многочисленные человеческие жертвы, но вместе с тем приветствуем, что обстановка нормализуется, восстанавливаются законность и порядок, включая уважение прав человека.

Мы вновь подтверждаем, что наша поддержка проводимому Президентом Б.Н.Ельциным курсу демократических и экономических реформ остается неизменной, и выражаем большую надежду на то, что в результате проведения свободных и справедливых, с широким народным участием выборов в новый парламент, родится подлинно демократическое общество, которое будет отражать волю народа, и реформы получат дальнейшее продолжение."

2. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются о том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи Правительство Российской Федерации и Правительство Японии подтверждают, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР и что все договоры и другие международные договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между Российской Федерацией и Японией.

Правительство Российской Федерации и Правительство Японии отмечают также, что в рамках рабочей группы по мирному договору между двумя странами до настоящего времени осуществлялся конструктивный диалог и одним из его результатов явилось совместное опубликование Российской и Японской Сторонами в сентябре 1992 года "Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией".

Правительство Российской Федерации и Правительство Японии соглашаются предпринять ряд шагов в целях углубления взаимопонимания, прежде всего в плане дальнейшего совершенствования проведения взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше островов и жителей Японии, которые осуществляются в рамках установленной на основе договоренности между двумя Сторонами процедуры.

3. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, будучи уверены, что расширение политического диалога является полезным и эффективным средством развития российско-японских отношений, соглашаются продолжать, углублять и развивать политический диалог путем осуществления регулярных взаимных визитов на уровне высших руководителей, министров иностранных дел, а также заместителей министров иностранных дел.

4. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, приветствуя результаты, достигнутые до настоящего времени в области контроля над вооружениями и разоружения, и подтверждая необходимость их добросовестного воплощения, едины в понимании важности дальнейшего продвижения этого процесса и придания ему необратимого характера.

Стороны, придерживаясь общего понимания важности для обеспечения безопасности во всем мире вопроса о демонтаже ядерного оружия и возникающей в этой связи проблемы хранения ядерных материалов, контроля над ними и их обработки, подтверждают стремление сотрудничать в указанных сферах. Стороны, подтверждая также, что сброс радиоактивных отходов в море вызывает серьезную озабоченность в глобальном масштабе, особенно с точки зрения своего влияния на окружающую среду в прилегающих государствах, соглашаются в целях дальнейшего рассмотрения этой проблемы осуществлять тесные консультации по линии совместной российско-японской рабочей группы.

Стороны приветствуют подписание в январе 1993 года в Париже Конвенции о запрещении химического оружия и выражают надежду на то, что к данной Конвенции присоединится как можно большее число государств и она будет способствовать миру и стабильности во всем мире. Стороны соглашаются также тесно сотрудничать друг с другом в целях эффективного обеспечения режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также связанных с ним материалов, оборудования, технологий и знаний и в целях повышения транспарентности поставок обычных вооружений.

5. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии придерживаются общего мнения о наличии возможностей для динамичного развития, которое может продемонстрировать Азиатско-Тихоокеанский регион в мире XXI века на основе общих принципов свободы и открытости. Стороны подтверждают значение того, что Российская Федерация путем претворения в жизнь принципов законности и справедливости станет активным и конструктивным партнером в этом регионе и будет вносить дальнейший вклад в развитие политических и экономических связей между расположенными в нем государствами, а также едины в том, что существенную важность для реализации этой задачи имеет полная нормализация отношений между играющими важную роль в этом регионе Российской Федерацией и Японией, в той связи, что она позволит сделать этот регион зоной мира и стабильности, а также районом развития экономического сотрудничества на основе системы свободной торговли, открытой для всех стран и регионов, включая Российскую Федерацию.

Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, исходя из общего понимания необходимости укрепления мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подтверждают важность диалога между правительственными органами двух стран по широкому кругу вопросов, включая аспекты обеспечения безопасности, и соглашаются и далее активизировать подобные обмены мнениями.

6. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, принимая во внимание ведущиеся в ООН дискуссии, в том числе по вопросу о том, каковы должны быть функции и структура Организации с тем, чтобы она, адаптируясь к изменяющейся международной обстановке, могла играть центральную роль в поддержании и созидании мира во всем мире, соглашаются активизировать вклад обеих стран в усилия ООН, направленные на урегулирование глобальных и региональных проблем, и предпринимать тем самым совместные усилия для дальнейшего повышения авторитета Организации.

Токио, 13 октября 1993 года

Президент
Российской Федерации Б.Ельцин

Премьер-министр Японии Морихиро Хосокава

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных
договоров" N 2, 1994 год

Как менялись отношения двух стран за последние 30 лет и как они влияют на формирование образа России в Японии.

Россия и Япония от распада СССР до нашего времени

Отношения Японии и России при Б.Н. Ельцине

25 декабря 1991 года президент СССР М.С. Горбачёв заявил о своей отставке — так завершилась “огромная глава” истории России под названием “СССР”. Как и во всём демократическом мире, Япония восприняла появление нового государства с воодушевлением, так как появлялась возможность для формирования кардинально нового характера двусторонних отношений, тем более что президентом России стал Б.Н. Ельцин, у которого, как упоминалось в предыдущей статье, был положительный опыт выстраивания диалога с соседом.

Однако, следуя своим интересам и учитывая непростую экономическую ситуацию в России, японское руководство вполне обосновано полагало, что нужно “брать быка за рога” и придерживаться курса увязывания помощи новому правительству с решением территориального вопроса, поскольку в такой ситуации оно будет вынуждено пойти на уступки. Такая постановка вопроса, конечно же, произвела неприятное впечатление на администрацию Б.Н. Ельцина, и его планировавшаяся поездка в Токио была перенесена с сентября 1992 г. на “более поздний срок”. И лишь вмешательство президента США Билла Клинтона, который активно поддерживал российские реформы и с которым у Ельцина были довольно хорошие отношения, повлиял на то, чтобы Япония смягчила свою позицию по предоставлению экономической помощи. А это, в свою очередь, способствовало достижению между японским и российским лидерами договорённости о конкретном сроке визита.

Как и предполагалось, официальная поездка Б.Н. Ельцина в Японию состоялась в октябре 1993 г. Её главным результатом стало подписание Токийской декларации, в которой оговаривались принципы, которые станут основой выстраивания дальнейших отношений России и Японии:

  1. Во-первых, было установлено, что Россия является правопреемницей СССР и все ранее заключённые документы будут применятся в российско-японских отношениях.
  2. Во-вторых, было зафиксировано, что “что Российская Федерация и Япония разделяют универсальные ценности свободы, демократии, верховенства права и уважения основных прав человека”.
  3. В-третьих, заявлялось о том, что, проведя обстоятельные переговоры по вопросу принадлежности Итурупа, Кунашира, Хабомаи и Шикотана, стороны обязуются продолжать такой диалог и впредь, “исходя из исторических и юридических фактов, и на основе документов, а также принципов законности и справедливости”. [1; 242-243]
  4. Однако признание Россией силы положения декларации 1956 г. о зависимости заключения мира от передачи Японии Шикотана и Хабомаи закреплено так и не было. [2; 322]

Несмотря, на такое довольно позитивное (в нашей ситуации) начало политического диалога, особого расширения торгово-экономических контактов между странами не произошло. Это обстоятельство навело российское руководство на мысль о том, что Япония, в первую очередь, заинтересована в решении территориального вопроса, а не к выстраиванию взаимовыгодных (!) отношений. И это действительно было так, однако постепенно, наблюдая за активными попытками России расширения связей со странами АТР и за успешным проведением демократических реформ, японское правительство убедилось, что оказание экономической помощи соответствует его интересам.

Во-первых, теперь нет сомнения в том, что Россия разделяет западные демократические ценности, развитию институтов которых нужно способствовать;

А во-вторых, Россия, расширив своё присутствие в АТР, теперь может стать партнёром по обеспечению его стабильности и безопасности. [1; 244-246]

Для налаживания диалога новый премьер-министр Японии Рютаро Хасимото предложил Ельцину провести двустороннюю неформальную встречу. Впоследствии встреч “без галстуков” было целых две — в Красноярске и Кавана. Первая из них состоялась 1-2 ноября 1997 года. На ней:

  1. был сформулирован т.н. “План Ельцина-Хасимото”, касавшийся вопросов экономического сотрудничества и предоставления кредита на проведение российских реформ размером 1,5 млрд долл.;
  2. была высказана готовность Японии поддержать вступление России в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество);
  3. прозвучало предложение Ельцина о заключении мирного договора до 2000 года.

“Поразмыслив”, на следующей встрече в Москве, проходившей в ноябре 1998 г., Ельцин в первую очередь обратил внимание на территориальную проблему, но изложил своё видение её решения. Он предложил подписать до 2000 года Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, зафиксировав там намерение сторон решить проблему островов, конкретную линию границ и готовность установить на Южных Курилах особый правовой режим. Однако новый премьер-министр Японии Кэйдзо Обути отказался, посчитав, что это приведёт лишь к оттягиванию передачи Итурупа, Кунашира, Хабомаи и Шикотана. Тем не менее встреча в Москве не оказалась полностью безрезультатной, так как была принята Московская декларация, где высказывалась готовность стран:

  1. способствовать поддержанию мира и стабильности в АТР и в мире в целом;
  2. сотрудничать в решении глобальных проблем;
  3. развивать двусторонние отношения;
  4. “активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых во время встреч на высшем уровне в Красноярске и Каване” [1; 247-249]

Отношения Японии и современной России

В последнюю ночь 1999 года Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке, и пост президента перешёл к В.В. Путину. В марте 2000 сменился и премьер-министр Японии, им стал Мори Ёсиро. И его первой заграничной поездкой стал визит в Москву, где он встретился с новым президентом РФ. Выбор направления, очевидно, был неслучайным — Мори стремился подчеркнуть важность выстраивания диалога с Россией.

Встреча с Путиным состоялась в апреле 2000 года в Санкт-Петербурге и носила неформальный характер. В целом её результаты показали, что новые главы государств придерживаются курса Ельцина и Хасимото, и подобно им, уделяют особое значение выстраиванию личных доверительных контактов.

В скором времени по приглашению Мори Путин совершил ответный визит в Японию, который состоялся в сентябре этого же года. Его результатом стало подписание “Заявления президента Российской Федерации и премьер-министра Японии”, где:

  1. подтверждалась необходимость продолжения переговоров для заключения мира “путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи”;
  2. указывалось на необходимость ускорение работы Совместной комиссии по вопросам мирного договора;
  3. заявлялось о готовности обеих сторон составить сборник документов, касающихся решения территориального вопроса до 1993 года;
  4. фиксировалось обязательство “активизировать усилия по разъяснению общественному мнению своих стран важности заключения мирного договора”.

Первый визит Путина в Японию в 2000 (репортаж ОРТ)

Кроме этого, в ходе переговоров Путин заявил, что российская сторона готова признать действие положения декларации 1956 г. о передаче Хабомаи и Шикотана в случае заключения мира. Япония была воодушевлена таким заявлением, поскольку посчитала, что если Россия согласилась на возможность передачи Хабомаи и Шикотана, то в дальнейшем она готова передать и Итуруп с Кунаширом. Но Путин вкладывал в свои слова совсем другой смысл: признание положения декларации 1956 г. означало окончательное решение (!) территориального вопроса передачей Хабомаи и Шикотана. [1; 251-253] Япония, конечно же, не согласилась с такой трактовкой статьи, поэтому переговоры на высшем уровне продолжились.

25 марта 2001 года в Иркутске вновь состоялась неформальная встреча Мори и Путина. Её результатом стало подписание Иркутского заявления, в котором:

  1. Россия официально признавала действие Совместной декларации 1956 г. в полном объеме (!), при этом заявлялось, что это основной (!) документ, на который следует опираться в дальнейшем;
  2. обе стороны вновь договаривались об активизации договоров о мире. [1; 254]

После смены Мори Дзюнъитиро Коидзуми на посту премьер-министра в апреле 2001 процесс маломальского движения к разрешению проблемы сменился застоем. Япония вернулась к традиционному подходу, предполагавшему одновременную (!) передачу всех островов. Этот застой продолжался вплоть до января 2003 г., когда состоялся официальный визит Коидзуми в Россию. Результатом встреч глав государств стало подписание Совместного заявления о принятии Российско-Японского плана действий, где содержались следующие пункты:

  1. продолжение диалога о заключении мира и активизация переговоров;
  2. расширение сотрудничества на международной арене;
  3. расширение сотрудничества в экономической сфере;
  4. расширение сотрудничества на уровне оборонных и правоохранительных ведомств;
  5. увеличение масштабов культурных и личных обменов. [1; 255-257]

В этом же году Коидзуми направил к Путину в качестве специального посланника бывшего премьер-министра Мори, с которым тот был хорошо знаком, и поручил передать российскому главе приглашение посетить Японию второй раз. Поездка Путина состоялась лишь через два года, в ноябре 2005 г. Главным вопросом, обсуждавшимся на встрече, было расширение экономического сотрудничества, а итогом стало подписание целых 12 документов (из 18), касающихся взаимодействия в этой сфере. [1; 258]

Следующей важной вехой в развитии российско-японских отношениях стала встреча глав на Сахалине, которая пришлась уже на время президентства Д.А. Медведева и состоялась 18 февраля 2009 года. Официальной целью визита нового премьера Таро Асо, к слову, первого визита главы Японии на Сахалин после II Мировой, было участие в церемонии открытия завода по производству сжиженного газа. Однако именно здесь он официально заявил, что Япония вновь готова отойти от традиционного подхода одновременного возвращения всех четырёх островов.

Реакция России не заставила себя долго ждать - Государственная Дума РФ заявила, что усилия по заключении мира путём урегулирования территориального вопроса “в сложившихся условиях, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу” и что они “будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок”. Практической демонстрацией позиции руководства РФ стало посещение Медведевым Кунашира 1 ноября 2010 года, что было крайне (!) негативно воспринято в Японии. Кроме этого, 24 декабря того же года Медведев в эфире Первого канала заявил, что “ничто так не сближает, как совместные экономические проекты” и что “все (!) острова Южно-Курильской гряды - это территория Российской Федерации”. [1; 260-262]

Поездка Медвелева на Кунашир, 2010 год (репортаж Первого канала)

В целом, в период третьего и нынешнего срока президентства Путина позиция России осталось такой же, как она была сформулирована в период президентства Медведева:

Вместо заключения. Исторический опыт взаимоотношений и отношение японцев к России сегодня

Но чем объясняются такие низкие показатели? Главным образом, историей российско-японских отношений и негативным историческим прошлым. Так сложилось, что начиная с установления дипломатических отношений в 1855 году, Россия и Япония чаще становились конкурирующими, а иногда даже враждующими странами. Периоды же нормализации отношений были большой редкостью, а когда случались, то длились недолго. Если вспомнить все те вехи истории российско-японских отношений, которые были обозначены в предыдущих статьях, то это становится очевидным.

Симодский договор 1855 года, который установил дипломатические отношения, в Японии считают неравноправным. Помнят и о русско-японской войне 1904-1905 годов. Октябрьскую революцию 1917 г. традиционно считают негативным событием, поскольку она вынудила Японию осуществить интервенцию, защищая своих граждан, проживающих на Дальнем Востоке. Говоря о т.н. Сибирской экспедиции, японские историки часто уделяют особое внимание освещению событий 1920 г. в Николаевске-на-Амуре, где погибло более чем пять сотен японцев.

Главной составляющей негативного исторического опыта, конечно, является “проблема северных территорий”, иначе проблема принадлежности Южных Курил, сформировавшаяся после II Мировой и нерешённая до сих пор. Надежды в отношении решения территориальной проблемы, появившиеся у японцев с развалом СССР, “разбились в пух и прах”, и на данном этапе позиция России жёстче, чем при Ельцине и первых президентских сроках Путина.

Но если ещё раз посмотреть на результаты опроса, то можно проследить тенденцию повышения эмпатии к России в зависимости от уменьшения возраста. В первую очередь это связано с тем, что молодые японцы гораздо меньше интересуются “проблемой северных территорий” и уже очень “далеки” от тех событий, которые вызывали у их родителей, бабушек и дедушек чувство несправедливости и неприязни к соседу. [8; 93] Может, в этом и кроется путь к решению проблемы принадлежности Южных Курил? Ведь в будущем политиков “старой школы” сменит именно это поколение, которое не будет так категорично.

Глава внешнеполитического ведомства, в сущности, лишь повторил заявление президента Путина в Иркутске о том, что Россия как правопреемница СССР признает действенность Совместной советско-японской декларации 1956 года. В ней наши два государства договорились о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений. Декларация была ратифицирована парламентами обеих стран и, стало быть, обрела силу международно-правового документа.

В 9-й статье Декларации говорится о готовности Советского Союза после заключения мирного договора с Японией передать ей необитаемую гряду Хабомаи и небольшой остров Шикотан. Этим жестом доброй воли Москва намеревалась закрыть спор по поводу так называемых северных территорий.

Однако в последующие годы позиция Токио ужесточилась. Как условие заключения мирного договора, японцы стали требовать передачи им всех четырех Южно-Курильских островов, в том числе более крупных и населенных островов Кунашир и Итуруп.

В последние годы стороны, однако, согласились о "многополосном движении". Это значит, что территориальный спор не должен блокировать прогресс по другим направлениям развития двусторонних отношений. В частности, он не должен мешать расширению торговли, взаимодействию в международных делах. Договорились, что этот территориальный спор может быть решен лишь на основе взаимоприемлемого компромисса.

В Москве и Токио как бы негласно согласились считать территориальный спор чем-то вроде занозы в мягком месте. Нужно, мол, найти наименее болезненную позу, чтобы все-таки сесть за руль и продолжать движение вперед.

Словом, в заявлении министра иностранных дел Лаврова о том, что Россия признает действенность Совместной декларации 1956 года, в сущности, нет ничего нового.

Когда верстался номер

В субботу президент РФ Владимир Путин, характеризуя политику России на Дальнем Востоке, в том числе отношения с Японией, заявил, что Россия "всегда выполняла и будет выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы".

При этом на встрече с членами правительства В.Путин подчеркнул, что Россия будет выполнять эти обязательства "только в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры". "Пока, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы их видим и как мы их видели в 1956 году", - заметил он.

Заявления президента и главы МИДа последовали в связи с недавним выступлением Лаврова в программе НТВ "Апельсиновый сок", в ходе которой министр высказался по вопросам пограничного размежевания с Китаем и Японией.

Владимир Путин поблагодарил Лаврова за это интервью.

"Я смотрел ваше интервью. Очень хорошее. Хочу вас поблагодарить за развернутую картину наших внешнеполитических приоритетов", - сказал Владимир Путин.

Камиль Бекяшев,
профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии

Вопрос о передаче Россией Японии двух островов Хабомаи и Шикотан имеет длительную историю.

В соответствии с Каирской декларацией от 27 ноября 1943 года цель союзных держав США, Великобритании и Китая заключалась в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны 1914 года. В этом заявлении также говорится, что Япония должна быть изгнана со всех других территорий, захваченных ею благодаря насилию.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее мелкими островами, которые укажут союзники. То есть в этом заявлении уже не упоминаются острова Курильской гряды.

Третий важный документ - это Крымское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока, принятое

11 февраля 1945 года. В нем прямо указывается, что Япония должна возвратить СССР южную часть острова Сахалин и все прилегающие к нему острова. А также передать Советскому Союзу Курильские острова. Вот на основании этого соглашения и произошла передача Советскому Союзу Курил.

Однако в мирном договоре, подписанном в Сан-Франциско в 1951 году, говорится, что Япония отказывается от всех прав и претензий на Курильские острова, а также на часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов. С этого момента по 1956 год все было мирно и тихо до тех пор, пока Японское правительство не обратилось к советским властям с вопросом о необходимости передачи этих четырех островов. Тогда Никита Хрущев связал территориальный вопрос с мирным договором. В совместной декларации от 19 октября 1956 года между СССР и Японией говорится, что, учитывая интересы Японского государства, СССР соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией. С точки зрения международного права для выполнения Декларации 1956 года должны быть выполнены определенные условия.

Первое, полный вывод иностранных войск с территории Японии и ликвидация иностранных военных баз на территории Японии. Второе, подписание мирного договора. Третье, с передачей двух островов мы призываем Японию раз и навсегда снять все территориальные претензии по отношению к России. Ни одного из этих условий не выполнено.

Передача территорий одного государства другому - это нередкий случай в международной практике. СССР сам неоднократно передавал территории. Мы передали Порккала-Удд Финляндии, Китаю Порт-Артур с прилегающими территориями. Но все должно быть сделано логично и в рамках международного права и национального законодательства.

Читайте также: