Типы речевых культур в деловом общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деловое общение – это разновидность общения, коммуникативно-профессиональная деятельность, все участники которой в значительной степени заинтересованы в решении конкретной (производственной, коммерческой, научной и т.п.) задачи.

Деловое общение реализует следующие основные функции:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Организация делового общения может быть представлена в виде деловых переговоров, делового совещания, деловой беседы, публичного выступления, дискуссии, спора, полемики, деловой переписки и других форм.

Наиболее распространённой формой делового общения является служебное общение, то есть взаимодействие людей, которое имеет место быть в организации в её рабочее время.

Деловое общение может быть представлено переговорами представителей независимых друг от друга организаций и общением руководителя и подчинённых ему работников.

Деловое общение подразумевает взаимодействие, как минимум, двух людей. Это означает, что они своей речевой деятельностью, сопровождаемой невербальными элементами, воздействуют друг на друга. Это воздействие может выражаться поощрением, критикой и наказанием.

Особое место в деловом общении отводится его управлению, которое заключается в целенаправленном воздействии и ориентации участников делового общения в желаемом направлении. Это управление реализуется в речи через следующие социально-психологические методы:

  • заражение — это воздействие, которое заключается в принятии личностью на подсознательном уровне определенного психологического состояния;
  • внушение — это воздействие авторитетного субъекта, которому безоговорочно доверяют;
  • подражание — это воздействие, которое осуществляется воспроизводством одним человеком определенных манер и черт поведения другого человека (самыми яркими примерами подражания являются следование современной моде и копирование в значительной степени поведения кумира);
  • убеждение — это целенаправленное воздействие, которое оказывается через внедрение взглядов и мыслей одного человека в систему мышления другого.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль культуры речи в деловом общении

Успешной организации взаимодействия людей в деловой сфере способствует высокий уровень их коммуникативной культуры. Под последней обычно понимают знания, умения, навыки, которые позволят:

  • установить психологический контакт с деловыми партнерами;
  • добиться точного восприятия и понимания в процессе общения;
  • спрогнозировать поведение деловых партнеров;
  • направлять поведение деловых партнеров к желаемому результату.

Важной составляющей коммуникативной культуры является культура речи, под которой понимают соблюдение языковых норм и употребление выразительных средств языка в соответствующей ситуационной обстановке.

В зависимости от уровня речевой культуры выступающего меняется степень восприятия деловыми партнёрами его речи и их убеждённости в правоте слов оратора. Это напрямую влияет на результат деловых переговоров.

Речь выражает всё многообразие эмоций, из-за чего может измениться настроение и работоспособность участников делового общения.

Из-за многообразия форм делового общения необходимо в каждом случае речь выстраивать с учетом всех новых входящих (подобрать соответствующую форму общения, интонацию, тональность, аргументы и т.п.).

Практические советы по повышению речевой культуры

Культура речи руководителя имеет свои особенности, обусловленные необходимостью установления нужного психологического контакта с подчинёнными. В таких ситуациях лучше отказаться от агрессивного поведения, оказания давления на подчинённых, поскольку это обязательно вызовет у них защитную реакцию, что не способствует продуктивному сотрудничеству.

Одним из показателей высокой речевой культуры является умение слушать. Оно является важным средством, с помощью которого можно эффективно провести деловую беседу. Неумение слушать выражает не только отсутствие у собеседника элементарной вежливости, но и пренебрежительное отношение к партнёрам. А проявление к ним внимания в виде полного выслушивания их позиции в дальнейшем облегчит процесс делового общения. Умение слушать – это черта руководителя, которая отражает его профессионализм и привлекает деловых партнёров.

Чаще всего деловое общение происходит в форме дискуссии, то есть обсуждения спорного вопроса, на который каждая из сторон имеет собственную точку зрения. В связи с этим высокий уровень речевой культуры предполагает соблюдение в процессе дискуссии следующих принципов:

Культура общения

Всем известны старые поговорки про то, что слово не воробей, да и из песни его не выкинешь. В корпоративной культуре эти поговорки действуют безотказно. Малейшая интонация или не вовремя сказанное слово руководителя может лишить сотрудника работоспособности на весь день. А незначительная похвала работы какого-нибудь одного отдела может в два раза увеличить прибыль компании. Форма делового общения имеет свои правила и нормы, которые обязан соблюдать каждый руководитель и подчиненный. Речь здесь даже не о субординации, хотя она тоже входит в культуру общения. В деловом общении смысл имеет каждая мелочь – начиная от интонации и заканчивая невербальной речью, т.е. жестами и расстоянием между партнерами.
Речь и язык делового общения

Любой руководитель признает, что основная часть рабочего времени уходит на всевозможные согласования, приказы, поручения и совещания. И в большинстве случаев от интонации и формы общения зависит исход сделки или решение рабочих моментов. А культура речи и деловое общение – это тот механизм, который позволяет установить психологический контакт между руководителями, подчиненными или определенной аудиторией.

общение

Речь в деловом общении принято делить на три составляющих – содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная речь характеризуется четкостью и логичностью мыслей. Выразительная сторона речи связана с эмоциональной окраской, которую в свои слова вкладывает говорящий. Побудительная речь способна оказывать влияние на чувства и мысли слушателей.
Культура речи в деловом общении проявляется в виде следующих показателей:

  • словарный запас. Чем большее количество слов в него входит, тем более яркой является речь и оказывает большее впечатление на окружающих;
  • словарный состав. Жаргонные и просторечные слова негативно воспринимаются обществом;
  • произношение. В современном русском языке самой приемлемой формой произношения является старомосковский диалект;
  • стилистика. Я стилистике деловой речи относятся такие характеристики как отсутствие лишних слов, правильный порядок слов в предложениях и отсутствие стандартных выражений;
  • грамматика. В деловой речи обязательно должны соблюдаться общие грамматические правила. Например, большее предпочтение в речи отдается именам существительным.

Культура речи и деловое общение нередко имеют второе название – корпоративная коммуникация. Главная цель такого общения – постановка определенных задач, а также их совместное решение. Еще одно важное отличие деловой речи – это невозможность прекратить коммуникацию без потери для одной из сторон. Роль речи в деловом общении в основном служебная, т.е. общение чаще всего происходит в рамках одной организации в определенные рабочие часы. Однако деловое общение в более широком смысле также подразумевает различные виды коммуникации партнеров, наемных работников и прочих участников рабочего процесса, как в организации, так и вне ее стен. Деловое или корпоративное общение может являться частью процесса переговоров и иметь несколько видов. К ним относятся – поучительный (менторский), одухотворяющий (вдохновляющий новые силы) конфронтационный (вызывающий возражения) и информационный (передача или восстановление в памяти определенных знаний).

деловое общение

Помимо видов, культура речи и деловое общение также имеют несколько форм:

  • деловое совещание – открытое обсуждение задач или проблем группой коллег или специалистов;
  • деловые переговоры – главное средство приятия решений в процессе коммуникации двух заинтересованных сторон, имеющее конкретные цели, задачи, и направленное на заключение контрактов и сделок;
  • деловая переписка – различные документы, связанные с особым способом передачи текста;
  • публичное выступление – передача одним человеком информации различной аудитории, с использованием ораторского искусства;
  • спор – столкновение мнений и разногласий, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Деловое общение позволяет людям организовать свою совместную деятельность, познать друг друга, а также сформировать и развить межличностные отношения. Соблюдение основных принципов и норм деловой речи - залог успешности любого делового человека.

Читайте также: