Тихая революция канада кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тихая революция (фр. Révolution tranquille , англ. Quiet Revolution ) — цепь политических и социально-экономических событий в Канаде 1960—1970-х гг., заставившая канадцев и мировую общественность по-новому взглянуть на этническую картину канадского государства и в первую очередь пересмотреть отношения между главными его составляющими: англоканадцами и франкоканадской общиной. Важные трансформации затронули все стороны жизни и быта преимущественно франкоязычной канадской провинции Квебек, вставшей на путь модернизации и сознательного поиска чёткой национальной самоидентификации.


Реформы Тихой революции происходят в рамках демократии и либеральной экономики . Вдохновленные кейнсианскими идеями , они усиливают влияние штата Квебек в его социальной и экономической сферах . Рекомендации Отчета для родителей инициируют деклерикализацию и полную трансформацию системы образования Квебека с созданием Министерства образования , средних школ , CEGEP и сети Квебекского университета . Национализация больниц, членство в федеральной программе страхования больниц и рекомендации Доклада Кастонгуай-Непвеу в конечном итоге привели к бесплатному доступу к медицинскому обслуживанию . Государственная компания Hydro-Québec становится основным поставщиком электроэнергии за счет включения крупных частных распределителей электроэнергии. Правительство основало несколько институтов экономического вмешательства, таких как Caisse de dépôt et Placement du Québec и Société générale de financialment . Квебек также принял культурную политику с созданием Министерства культуры и международной личности путем открытия дипломатических представительств . Признаны права замужних женщин , кодифицированы трудовые отношения и проведен обзор избирательной практики.

Резюме

Происхождение выражения

Политика Квебека после Великой депрессии

Консолидация оппозиции правительству Ташеро и выборы в Национальный союз

«Я узнаю в этом кольце символ союза между нами гражданской власти и религиозной власти. "

- Кардинал Вильнев , архиепископ Квебека , после получения кольца Дюплесси на евхаристическом конгрессе в Квебеке, 22 июня 1938 г.


Национальный евхаристический конгресс, проходивший в Квебеке с 22 по 26 июня 1938 года, на котором кардинал Вильнев и Морис Дюплесси объявили символический союз гражданской и религиозной власти в Квебеке.

Квебек сильно пострадал от Великой депрессии . Недовольство растет против правительства Taschereau и Квебек Либеральной партии , связанное с экономической элитой городов, которые доминировали политик Квебека с конца XIX - го века . Кризис демонстрирует церковной и националистической интеллигенции банкротство экономического и политического либерализма. Le Devoir и L'Action catholique , возглавляемые соответственно Анри Бурассой и каноником Лайонелом Грау , обвиняют в кризисе близость правительства Ташеро к крупному бизнесу.

Публикация энциклики Quadragesimo anno Папой Пием XI на 15 мая 1931 г. становится ссылкой для католического Квебека; мы должны бороться против коммунизма , но также и против социальных условий, способствующих его развитию. Пий XI призывает левых и профсоюзы дистанцироваться от коммунизма. Вдохновленная энцикликой, Народная социальная школа публикует в Март 1933 г. его Программа социального восстановления, которая вдохновила либерального диссидента Пола Гуэна в 1934 году на создание Национального либерального действия (ALN) .

Социально-либеральная перестройка Либеральной партии Квебека


Аделар Годбаут , премьер Квебека с 1939 по 1944 год. Годбаут провел несколько важных реформ, таких как право голоса для женщин , обязательное образование и создание Hydro-Quebec . Реформу медицинского страхования и бесплатного образования замедлил Дюплесси, переизбранный в 1944 году.

Партия переходит на новую платформу. Несколько новых обязательств идут вразрез с позициями правительства Ташеро. Конгресс 1938 года проголосовал за право голоса женщин, за поддержку федеральной программы страхования от безработицы и за создание программы медицинского страхования, программы страхования по инвалидности и помощи многодетным семьям. Либералы также хотят упразднить Законодательный совет Квебека . Конгресс не предлагает серьезных образовательных реформ или национализации. Либеральная партия также прислушивается к требованиям профсоюзов, с которыми жестоко обращался Морис Дюплесси. Либералы вдохновлены законом Вагнера и хотят введения трудового кодекса и усиления защиты права на объединение. Либералы также выступают против антипрофсоюзных законов 19 и 20 Мориса Дюплесси.

Godbout правительство, прелюдия к Тихой революции

Досрочные выборы 25 октября 1939 г. инициированы Морисом Дюплесси менее чем через четыре недели после объявления войны Канадой. Главный вопрос на выборах - участие Канады во Второй мировой войне . Поскольку Дюплесси намеревается выступить против военных действий и призыва Канады, все федеральные либеральные силы объединяются против Национального союза во время избирательной кампании, возглавляемой Эрнестом Лапойнтом , лейтенантом Маккензи Кинг в Квебеке.

Поражение Национального союза от рук либералов является резким, это реальное изменение результатов предыдущих выборов, во многом благодаря помощи федеральных либералов. Национальный союз упал с 76 до пятнадцати мест; Либералы, в свою очередь, получили от четырнадцати до семидесяти мест.

Правительство Крога, недавно избранное сильным большинством голосов, имеет полную свободу действий для проведения реформ. Одной из первых реформ было предоставление права голоса женщинам в Квебеке 25 апреля 1940 года . Квебек - последняя канадская провинция, получившая право голоса для женщин. Эта реформа воспринимается духовенством как оскорбление, Национальный союз выступает против нее во время голосования. Либералы выполняют свои предвыборные обещания перед профсоюзами, отменяют антипрофсоюзные законы 19 и 20 и принимают законы о минимальной заработной плате. Они также создали Высший трудовой совет.

Правительство Godbout подписывает Квебек на федеральную программу страхования от безработицы, меру, приветствуемую федеральным правительством и профсоюзами. В 1941 году правительство Квебека создало Комиссию по расследованию проблем больниц. В его отчете, опубликованном в 1943 году, рекомендовалось создать систему медицинского страхования. В 1943 году посещение школы стало обязательным для детей от 5 до 14 лет. В 1944 году компания Montreal Light Heat and Power Company , Beauharnois Power Company и их дочерние компании были национализированы; это создание Hydro-Québec.

Либералы начали предвыборную кампанию на всеобщих выборах в Квебеке 1944 года, высоко оценив свои достижения. 1942 плебисцит и противодействие повинности стали главной доли кампании; Аделар Годбоут не сдержал своего слова, и большинство жителей Квебека выступают против призыва. Даже если он выиграл всенародное голосование, Godbout был побежден Дюплесси, который получил больше мест на выборах 8 августа 1944 г. .

Возвращение Дюплесси: консерватизм и автономизм


Второе Дюплесси правительство будет приведено к присяге 30 августа 1944 г. и 22- е заседание Законодательного собрания начинается 17 февраля 1945 г. . Новое правительство быстро ликвидирует Комиссию по медицинскому обслуживанию, которая исчезает в Апрель 1945 г. , и отменить налог с продаж , отмененный в Декабрь 1945 г. . В Май 1945 г. , правительство также создало Управление по электрификации сельских районов , параллельную организацию, которая изымает досье по электрификации сельских районов из Hydro-Quebec и налагает санкции на Закон № 50, который дает двадцатилетнюю аренду частным компаниям, желающим развивать горнодобывающую промышленность в северном Квебеке .

Восстановление провинциального подоходного налога

В 24 февраля 1954 г. Законодательное собрание Квебека принимает Закон о введении провинциального подоходного налога.

Смерть Дюплесси и выборы 1960 г.

Жан Лесаж , избранный в 1960 году , имел политический проект по исправлению этого недостатка, сделав школу бесплатным и обязательной до шестнадцати лет, а также путем развития высшего образования.

Реформы тихой революции

Секуляризация системы образования и создание Министерства образования


Бывшая семинария Сент-Терез в 1967 году стала Колледжем Лионель-Грулькс . Тихая революция привела к преобразованию нескольких религиозных учреждений в государственные учебные заведения.

Правительство Лесажа составляет 25 января 1961 г. Закон о создании Королевской комиссии по расследованию по образованию , который будет санкционирован 24 марта 1961 г. . Эта комиссия по расследованию требовалась с 1950-х годов образовательным сообществом, Конфедерацией католических рабочих и гражданским обществом, которые осуждали неравенство, устаревание и недофинансирование системы. Некоторые политики, такие как Андре Лорандо или Франсуа-Альбер Анже , публично осуждают недостаточное образование франкоязычных стран как угрозу процветанию и самобытности квебекского общества.

Отчет Parent , опубликованный в 1963 и 1964 годах, является основой изменений, произошедших в сфере образования в Квебеке во время Тихой революции. До этого времени под управлением католического (в основном франкоговорящего) и протестантского (в основном англоязычного) духовенства Квебека образование было выведено из-под церковного контроля, оставаясь при этом конфессиональным, с католическими школьными советами и другими протестантами. Еврейские школы в Квебеке были полностью частными. По результатам отчета создается Министерство образования , а также средние школы, региональные школьные советы и ряд других изменений.

Правительство Квебека берет на себя полное управление через Министерство образования и Высший совет образования. Родители также могут свободно выбирать частные школы, которые на 40% финансируются государством - по сравнению со 100% для государственных школ - хотя их расходы ограничены теми же расходами, что и государственные школы.

Многоцелевые школы создаются для интеграции среднего образования в одно и то же учреждение , будь то общее обучение или профессиональное обучение. Аналогичным образом были созданы уровень колледжа и сеть CEGEP для обеспечения довузовской подготовки, а также технического образования.

В начале 1960-х годов в Квебеке «только треть молодых людей в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет имели диплом, и только 5% из этой же группы имели высшее образование. Отсталость Квебека и особенно франкоязычных.

Постепенное внедрение системы общественного здравоохранения

В 1961 году Квебек присоединился к федеральной программе медицинского страхования. В 1966 году правительство создало комиссию Castonguay-Nepveu для создания специальной программы медицинского страхования для Квебека.

Национализация электроэнергии в 1963 году

«Такой невероятный и дорогостоящий беспорядок не может продолжаться, если мы хотим серьезно действовать в направлении рационального развития нашей экономики, а не просто говорить об этом. [. ] Необходимы реформы. Они должны исходить из этой очевидной истины: электричество является фундаментальным в Квебеке, и для достижения оптимальных характеристик оно должно составлять единое целое. "

- Рене Левеск , перед Ассоциацией электротехнической промышленности Квебека, 12 февраля 1962 г.


Одним из основных игроков этого периода был Рене Левеск, который, будучи министром природных ресурсов после перестановок в правительстве Лесажа в 1962 году, национализировал все частные компании, производящие и распределяющие электроэнергию, что сделало компанию Hydro -Québec важным экономическим и промышленным игроком. Выборы 1962 года по существу основаны на этом вопросе и дают правительству мандат на завершение этой национализации. Правительство также создает госкорпорации в различных сферах экономики: леса, шахты, разведка нефти.

Доктрина Жерен-Лажуа и создание Министерства по межправительственным делам


В Законе о Конституции 1867 года по- прежнему нет четкого определения разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами провинций в вопросах международных отношений. Хотя переговоры о заключении международных соглашений и договоров ведет федеральный штат, именно штат Квебек ратифицирует эти договоры в областях своей юрисдикции. Заместитель премьер-министра Поль Жерен-Лажуа в 1965 году установил, что эти провинциальные полномочия дают Квебеку право иметь международную личность.

Установление культурной политики Квебека

Правительство Жана Лесажа создало в 1961 году Министерство культуры, первым руководителем которого является Жорж-Эмиль Лапальм . Искусство, литература, театр, песня, кино и вся культура Квебека интегрируют новые формы, в том числе в областях, описанных ниже.

Создание Caisse de dépôt et Placement du Québec и SGF


Правительство Либеральной во главе с Жан Лесаж создали общественные институты , такие как Режи де rentes дю Квебек (управление пенсий) и Кэсс де Depot и др размещение Квебекский (управление сумм , поступающих от финансирования различных пенсионных планов и других пенсионных программ. Страхование находится в ведении государства).

В Университете Лаваля с 1944 года есть Горная инженерная школа. Но, которых избегают иностранные горнодобывающие компании в Квебеке, горных инженеров нанимают по всему миру. Создание в 1965 году Квебекской горнодобывающей компании (SOQUEM) репатриирует многих из этих горных инженеров и геологов, которые эмигрировали в Южную Африку , Либерию и Таиланд .

Пересмотр Трудового кодекса

Трудовой кодекс будет внесен в Законодательное Собрание по 5 июня 1963 г. министр труда Рене Амель. Этот правительственный законопроект Лесажа отменяет ограничительные законы 19 и 20 и намеревается ввести добровольное и отзывное удержание профсоюзных взносов и тайное голосование для принятия решения о забастовках, среди других мер. В парламентском комитете по 18 июня , профсоюзные лидеры Жан Маршан и Роджер Прово выступают против положений, которые освобождают правительственных чиновников, юристов, инженеров и врачей Квебека от права на организацию. В рабочей прессе представители профсоюзов считают, что они добились определенных успехов, таких как удержание профсоюзных взносов работодателями, право на забастовки работников транспорта и связи и право на подлинные переговоры для работников, школьных советов и больниц. Принятие законопроекта откладывается до следующей сессии парламента; некоторые вопросы остаются без ответа, такие как тайное голосование и право присоединения провинциальных государственных служащих и представителей свободных профессий.

Трудовая реформа проводится в то время, когда в нескольких больницах происходят незаконные забастовки медсестер; 1962 год в отеле-Дьё и 1963 год в Сент-Жюстине . В Январь 1964 , вторая версия Кодекса, представленная Законодательному собранию, содержит несколько изменений. На съезде в Квебеке 11 и 12 апреля 1964 г. 2164 делегата FTQ принимают решение предоставить исполнительной власти право объявить всеобщую забастовку, если Трудовой кодекс не соответствует требованиям.

Правительство Лесажа принимает окончательный вариант Трудового кодекса. 22 июля 1964 г. . Положения о тайном голосовании и ссылки на Гражданский кодекс отменены. Юристы, инженеры и врачи могут организовать это. Сотрудники больниц, школьных советов и муниципалитетов имеют право на забастовку. Трудовой кодекс Квебека был в то время одним из самых прогрессивных законов о профсоюзах в Северной Америке.

В 1965 году принятие статьи 43 Трудового кодекса позволяет государственным служащим и учителям Квебека объединяться в профсоюзы при определенных условиях; эти ограничения будут уточнены в Законе о государственной службе, принятом в 1965 году.

Закон о правоспособности замужних женщин


До 1964 года в Квебеке действовал супружеский режим , основанный на сообществе мебели и приобретений (или сообществе собственности). В рамках этого режима женщины не признаются в качестве самостоятельных юридических лиц. В настоящее время замужняя женщина не может совершать простые правовые действия, такие как подписание контракта или исполнение завещания. Следовательно, она не имеет права подавать иск , то есть возможности подать иск в суд. Кроме того, замужняя женщина не может заниматься какой-либо профессией без согласия мужа.

Закон о правоспособности замужних женщин возглавляет министр Мари-Клер Киркланд-Касгрэн . Она была первой женщиной, избранной членом парламента ( 1961 г. ), и первой женщиной, вступившей в Совет министров ( 1962 г. ). При поддержке правительства Лесажа она добилась принятия Законодательным собранием закона о 14 февраля 1964 г. . Закон вступает в силу 1 - го Июля 1964 года .

1964-1965 избирательные изменения

В том же году в Квебеке был введен контроль над расходами на выборы. Избирательная карта 1965 года была впервые определена независимой комиссией. Число округов увеличилось с 95 до 108. Эта карта используется для всеобщих выборов 1966 и 1970 годов.

Экономические реформы

Культурное влияние Тихой революции

Во время "Тихой революции" писатели Квебека использовали преданный и воинственный стиль письма, который изображал квебекцев более реалистично . Затем мы говорим об антигероях . Фактически, мы говорим об индивидуальных проблемах либо коренных жителей Квебека, либо иммигрантов, которым трудно интегрироваться в общество. Все действие происходит в квесте, где персонажи пытаются представить себя [исх. необходимо] .

Журналы

Три журнала Квебека примечательны тем, что в них публиковались вопросы и надежды, питаемые разными поколениями интеллектуалов того времени:

Последствия для церковной среды в Квебеке

Стремление к современности в Квебеке также исходит извне с Советом, учрежденным новым Папой, избранным в 1958 году, Иоанном XXIII. Это поощряет открытость миру и отмечает растущую секуляризацию западных обществ. Квебек, с одной стороны, остается в стороне перед лицом изменений, о которых он объявляет: появилось мало статей из церковной прессы, несмотря на положительный прием населения.

Начать рассмотрение квебекской проблемы стоит с исторической справки.


Квебек — провинция Канады, самая большая в территориальном и вторая по демографическому показателю. Более 80% населения используют французский язык в качестве основного. Французский признан единственным официальным языком Квебека.

С самого 1867 года, когда Канада была оформлена как государство, существует две модели восприятия ее как государственного образования.

Франко-канадская:
Канада была создана как федеративное объединение равноправных наций.

Англо-канадская:
Канада была создана как федерация провинций с единым центром управления.

Это противоречие есть ядро конфликта, определяющее его нынешнее состояние.

Квебекцы воспринимают Канаду как союз, оставляющий гарантию на равноправное сосуществование двух культурных миров — англов и франков. Англо-канадцы же видят свою страну федеративным союзом, но с фиксированным центром-источником власти.

Геополитическое положение расставило приоритеты не в пользу квебекцев -все наиболее прибыльные отрасли хозяйства и промышленности находились на территориях англоязычных провинций, что привело к становлению Квебека как бедного региона.

Так, появились предпосылки к конфликту на почве этничности.

Тихая революция

Стороны конфликта:

Итак, стороны конфликта:

Третичные:
Куба, Англия, ООН.

Переодизация и эскалация:

Возникновение:
1960-е годы. Развитие Квебека как региона.
Кризис прав франко-канадцев.

3. 1965-7 — создание Фронта Освобождения Квебека.
Переход к агрессивной риторике суверенизма.
Угрозы в адрес правительства Канады.

Кризис:
1969 — взрыв Монреальской биржи террористами ФОК. Начало конфронтации.
1969 — 70 — около 95 взрывов, актов вандализма и прочих преступных актов.
1970 — Октябрьский кризис.
Члены группировки ФОК похищают представителя Британской торговой комиссии Джеймса Кросса и вице-премьера Пьера Лапорта. Последний был убит. В Квебеке вводится военное положение, федеральное правительство вводит канадские войска на территорию Квебека.

Деэскалация:
1. 1971 — группировка ФОК перемещается на Кубу.
1971 — договоренности между либеральным правительством Квебека и федеральным правительством Канады.
1977 — подписание Хартии Французского языка. Уступки федерационного правительства,
усиление политических позиций Квебека. Спад конфликтогенности.

2. 1980 — приближение к консенсусу. Первый референдум о предоставлении Квебеку независимости от Канадской федерации. 59,56 % граждан Канады — против.

Эскалация:
1. 1987-92 — неудачные процессуальные попытки ратификации взаимовыгодных документов. Незначительное повышение напряженности.

Деэскалация:
1. 1995 — второй референдум. 50,58 % против независимости Квебека.
Достижение независимости предстает вполне достижимой целью.

2. 1995 — наши дни — продолжение дебатов, процессуальных разработок и поиска консенсуса в умеренном, дипломатическом режиме.

Фаза эскалации возможна!

Стратегия сторон:

Франко-канадцы:
1. Апелляция к истокам создания Канадского государства как союза, но не федерации.
2. Использование этнической (франкофонской) составляющей в формировании мнения и необходимого электората.
3. Деятельность Фронта Освобождения Квебека.
4. Деятельность (в основном компромиссивного характера) направленная на достижение суверенитета переговорно-договорным путем.
5. Апелляция к собственной экономической самодостаточности.

Интересно, что позиции федерального канадского правительства и в целом англо-канадского населения сильны, не смотря на фактическое отсутствие постоянных актов подавления франкофонского суверенизма.

Англофонская сторона признает себя правой в этом споре, апеллируя к законам Канады.

Фактически, это твердая и правильна позиция, и эта сторона обладает всеми необходимыми ЛЕГИТИМНЫМИ инструментами для удержания Квебека в инфраструктуре Канады.

Квебекская же сторона базируется лишь на волеизъявлении народа, и не имеет каких-либо средств, которые законодательно закреплены. Так же, мировое сообщество не проявляет слишком уж сильной заинтересованности в отделении Квебека. За исключением, конечно, Франции, позиция которой в этом вопросе так же не слишком сильна.

Кроме того, интересно, что иммигранты, которые имеют право голосовать, НЕ поддерживают суверенизма квебекуа (ведь они ехали в Канаду, а не в Квебек, которому в случае отделения предстоит противостоять неопределенным вызовам, с которыми он может и не справится, в результате чего они окажутся в невыгодном положении). Эти самые этнические голоса и подавляют электоральную силу квебекуа на референдумах, определяющих положение Квебека.

Итоги:

2. Вместе с тем, главной особенностью рассматриваемого конфликта можно считать то, что движение за самоопределения провинции в основном носит мирный характер. Исключением является деятельность Фронта Освобождения Квебека, террористической организации, в период деятельности которой конфликт имел насильственную составляющую, и имел потенциал перерасти в военный конфликт федерального правительства с провинцией.

5. Стороны конфликта ведут себя неконструктивно, не могут поймать и удержать уровень равновесия в компромиссах. Едва только одна сторона идет на уступки, она начинает считать их слишком большими, вторая же – видит их ничтожно малыми.

6. Несмотря на то, что в целом суверенистские идеи в Квебеке сейчас базируются на идее о экономической самодостаточности, ключевым историческим фактором раскола признается этнический и лингвистический.

Как следствие, мы можем классифицировать конфликт следующим образом:

1. Мирный, ненасильственный конфликт(на данном этапе, когда он миновал этап наличия насильственной составляющей).

2. Открытый конфликт (стороны понимают наличие конфликта, осознают столкновение интересов и предпринимают открытые действия для достижения своих целей).

Тихая революция (фр. Révolution tranquille, англ. Quiet Revolution) — цепь политических и социально-экономических событий в Канаде 1960 гг., заставившая канадцев и мировую общественность по-новому взглянуть на этническую картину канадского государства и в первую очередь пересмотреть отношения между главными его составляющими: англо-канадцами и франко-канадской общиной. Важные трансформации затронули в первую очередь все стороны жизни и быта преимущественно франкоязычной канадской провинции Квебек, вставшей на путь модернизации и сознательного поиска чёткой национальной самоидентификации.

Однако половинчатость и недостаточность этих реформ, сохранение экономического неравноправия франко-канадцев привели к росту недовольства среди трудящихся и части франко-канадской буржуазии, стремящейся к укреплению своих позиций в борьбе с англо-канадскими конкурентами.

Окончательно терпение франко-канадцев было исчерпано к 1960 г., когда Жан Лесаж, победивший на выборах в Квебеке, инициировал серию либеральных реформ.

-создание в Квебеке Министерства образования и крупные инвестиции в образовательную систему провинции;
-создание мощной сети профсоюзов в Квебеке для защиты от частных эксплуататоров, особенно в контексте этнической стратификации рабочей силы в провинции;
-интенсивное национальное строительство в провинции, получившей широкие внутренние полномочия и, по словам националистов, фактически консолидировавшуюся в нацию, являющуюся частью Канады только в таможенно-экономическом смысле (но и в этом случае для провинции гораздо важней торговые отношения с США, куда направляются 85% экспортной продукции Квебека, а соседние канадские провинции скорее конкуренты в этой торговле);
-национализация энергетического сектора провинции (в том числе распределения);
-cмещением основы этнокультурного самоопределения квебекцев с религиозной сферы (католичество) в акцентированную языковую (французский язык) (в отличие от франко-канадских эмигрантов и их потомков в соседней Новой Англии;
-принуждение новоприбывших в провинцию Квебек эмигрантов к принятию главенства французского языка над английским, лишение эмигрантов англофонов прав и возможностей отдавать своих детей в обучение в государственные школы Квебека с английским языком преподавания (насильственная ассимиляция), постоянное сокращение финансирования образования на английском языке, другие виды скрытого выдавливания англоязычного населения Канады из провинции Квебек;
-бегство англо-канадского капитала в провинцию Онтарио, что явилось основой интенсивного строительства Области Большого Торонто.

Положение мало изменилось и в 1970-х гг. Уровень безработицы, инфляция, нищета стали проявляться в Квебеке в гораздо более острых и уродливых формах, отражая тем самым экономическое положение провинции в системе канадской федерации и положение франко-канадской нации. На протяжении последних десятилетий Квебек имеет один из самых высоких уровней безработицы по сравнению с остальной частью страны. В провинции, где сосредоточено 25% наемной рабочей силы страны, находилось 40% всех безработных Канады.

Приниженное положение франко-канадцев в социально-экономической сфере закреплялось и всей системой образования, сложившейся в провинции и за её пределами. Длительные общая отсталость и господство церкви привели к тому, что Квебек до 1970-х гг. имел самую отсталую систему школьного и университетского образования. Позже положение стало выправляться. В провинции была создана сеть средних профессионально-технических заведений, открылся ряд новых университетов, в программах которых теология и гуманитарные дисциплины стали уступать место естественным наукам и коммерческо-управленческим дисциплинам. Однако рост числа франко-канадцев с высшим и средним профессиональным образованием лишь ещё больше обострил и обнажил проблему доступа франко-канадцев к непосредственному управлению делами провинции.

Подлинным приговором федерализму либералов стала реакция на политику двуязычия в самом Квебеке и сложившаяся в провинции во второй половине 1970-х гг. необычайно острая ситуация, вновь поставившая квебекскую проблему в самый центр общественно-политической жизни страны.

Учитывая, что к середине 1970-х гг. в Квебеке наметился спад сепаратистского настроения среди франко-канадцев, на съезде в ноябре 1974 г. Квебекская партия отказалась от бескомпромиссного сепаратизма в своей программе. Было решено, что вопрос о независимости будет решаться всеобщим референдумом после победы партии на выборах. На провинциальных выборах 1976 г. Квебекская партия сделала упор в избирательной компании на жизненных проблемах – борьбе с инфляцией и безработицей, дорожном строительстве, пенсиях, субсидиях фермерам и т.п. Большая пропагандистская работа была проведена среди рабочих и сельских жителей. Это дало свой результат. Широкие слои населения Квебека, недовольные политикой правившей в течении 6 лет либеральной партии, проголосовали за Квебекскую партию. Рене Левек и его сторонники завоевали 40% голосов избирателей и получили подавляющее большинство мест в Национальной ассамблее.

Читайте также: