Тибетский тантрический буддизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Следует сразу же сказать, что в отношении аспекта мудрости (праджня) Ваджраяна не предлагает практически ничего нового по сравнению с классической Махаяной и базируется на ее философских учениях: мадхьямике, йогачаре и теории татхагатагарбхи. Все своеобразие Алмазной Колесницы связано с ее методами (упая), хотя цель этих методов все та же – обретение состояния будды для блага всех живых существ. Но зачем же, возникает вопрос, нужны эти новые методы, если уже в классической Махаяне существовала чрезвычайно разработанная система йогического совершенствования?

Поэтому тантрические тексты считались сокровенными, а начало практики в системе Ваджраяны предполагало получение специального посвящения[210] и сопутствующих ему наставлений от достигшего реализации Пути учителя. Вообще роль учителя в тантрическом буддизме особенно велика (здесь уместно вспомнить высказывание мусульманских подвижников-суфиев, говоривших, что у суфиев, у которых нет учителя, учитель – дьявол). В силу этой сокровенности практики Ваджраяны ее также называют Колесницей тайной тантры или просто тайным учением (кит. ми цзяо).

В чем же специфика тантрических методов достижения пробуждения сознания?

Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим, что все тантры (то есть доктринальные тексты Ваджраяны, представляющие собой наставления, вложенные авторами тантр в уста Будды, что делали, как мы помним, и авторы махаянских сутр) делились на четыре класса: крия-тантры (тантры очищения), чарья-тантры (тантры действия), йога-тантры и аннутара йога-тантры (тантры наивысшей йоги). Каждому типу тантр соответствовали свои специфические методы, хотя в них и было много общего. Различие, собственно, имеется между тремя первыми классами тантр и последним, считающимся (особенно в Тибете, буддизм которого строго воспроизводил позднеиндийскую традицию) наипревосходнейшим и совершенным.[211]

Основные методы, предлагаемые первыми тремя классами тантр, могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение ритуалов-литургий, предполагавших как бы созерцательное (психотехнически ориентированное) их прочтение совершающим йогином, и к практике мантр, технике визуализации божеств и созерцанию мандал.

Говоря о махасиддхах, нельзя хотя бы предельно кратко не упомянуть о шести йогах Наропы:

1. йога внутреннего тепла,

2. йога иллюзорного тела,

3. йога сновидений,

4. йога ясного света,

5. йога промежуточного состояния,

6. йога переноса сознания.

Все эти виды йоги чрезвычайно интересны в плане разработки психологического подхода в религиоведении, поскольку многие из описываемых (и достигаемых) в них состояний достаточно знакомы и трансперсональной психологии. Скажем несколько слов о йоге промежуточного состояния и йоге внутреннего тепла.

Первая из них предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (антара бхава, тиб. бардо, кит. чжун инь). Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным. В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он как бы привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть. Для чего нужно вхождение в промежуточное состояние? В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный момент переживает пробуждение и созерцает ясный свет пустотного Дхармового тела. Закрепление этого переживания (что, согласно традиции, почти никому не удается) означает обретение состояния будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти в состоянии самадхи, промежуточное состояние, и попытаться в нем обрести пробуждение.

Отметим, что С. Гроф описывает аналогичные переживания у своих пациентов на трансперсональных сеансах.[212]

Йога внутреннего тепла (чунда-йога, тиб. туммо) особенно популярна в тибетской школе кагью-па (каджуд-па). Типологически она соответствует кундалини-йоге шиваизма, хотя и не знает концепции кундалини-шакти и ее соединения с Шивой-атманом. Чунда-йога предполагает работу с чакрами и нади для сублимации внутренней энергии (что выражается внешне в сильном разогреве тела) и трансформации сознания.

И здесь адепты Ваджраяны оказываются в полном согласии с одним из основных постулатов философии Махаяны – доктриной о тождественности и недвойственности сансары и нирваны.

С одной стороны, отнюдь не удивительно, что работающие с подсознанием тантрические йогины специальное внимание уделили сексуальности (либидо) как основе самой энергетики психосоматической целостности человека. С другой стороны, адепты Алмазной Колесницы соотнесли сексуальные образы подсознания с основными положениями махаянской доктрины. Напомним, что, по учению Махаяны, пробужденное сознание рождается (не будучи рожденным) из соединения искусных методов спасающего живые существа бодхисаттвы, его великого сострадания (каруна; ритуальный символ – скипетр-ваджра) с премудростью, интуитивным постижением пустоты как природы всех феноменов (праджня; ритуальный символ – колокольчик). Эта интеграция сострадания и премудрости и порождала пробуждение (бодхи). Поэтому ничто не мешало тантрической традиции, а напротив, наилучшим образом гармонировало с ее установками соотнести сострадание и метод – с мужским, активным началом, а мудрость – с женским, пассивным и метафорически представить пробуждение, обретение состояния будды в виде находящихся в соитии мужской и женской фигур божеств-символов. Таким образом, тантрические изображения сочетающихся божеств есть не что иное, как метафорические образы единства сострадания-метода и премудрости, порождающих пробуждение как высшую целокупность, интегрированность психики (юга-наддха).

Тантрический буддизм вызвал к жизни новый пантеон божеств, неизвестных другим формам буддизма. Когда на буддийской иконе изображено многорукое и многоголовое, увешанное черепами божество, сжимающее зачастую в объятиях свою праджню, то это икона именно тантрического буддизма. Каков же религиозный смысл таких образов?

Подобно тому, как сексуальный символизм тантр имел свой прообраз в архаических культах плодородия (видимо, дравидийского происхождения) древнейшей Индии, которые были радикально переосмыслены буддизмом и стали, по существу, дериватами архаических культов и образов, будучи включенными в систему буддийской философии и психологии, тантрический пантеон также в значительной степени коренился в культах архаических божеств, почитание которых по большей части сохранилось в низших сословиях и кастах индийского общества и за их пределами y париев (домби, чандала). Кто такие все эти тантрические йогини (ведьмы, бесовки) и дакини, волшебные девы, обучающие адептов высшим тайнам на кладбищах среди скелетов и кремационного пепла? По своему происхождению это весьма малопривлекательные вампиры-кровососы (их клычки видны и на тибетских иконах-танка), упыри и демоны низшего пласта индийской мифологии. Но разве их гротескные и ужасные образы не соответствуют лучше всего сюрреалистическим порождениям раскрепостившегося и бушующего подсознания? Или не лучшим ли образом символизирует идею всеприсутствия и всеобщности природы будды, образующей суть даже порочных психических импульсов, превращение кровопийцы-оборотня в носителя тайн пути к освобождению? Буддийские йогины к тому же не упустили и возможность слегка эпатировать монашескую элиту почитанием подобных образов. Вообще же следует сказать, что Ваджраяна, использовав форму, внешность объектов древних культов и народных верований и суеверий, радикально переосмыслила их содержание, преобразив первобытных демонов и бесовок в символы тех или иных состояний психики, что превратило их в искусственно сконструированные архетипы или, точнее, в искусственно сконструированные образы архетипов бессознательного. Особый класс тантрических божеств составляют так называемые покровительствующие божества (ишта дэвата, тиб. йидам). Эти божества, многорукие и многоголовые, со множеством атрибутов, являются сложнейшими психологическими архетипическими символами, обозначающими высшие состояния сознания. По существу, учение любой тантры, ее наивысшая цель – пробуждение, и предлагаемые ею методы могут быть наглядно представлены в виде образа йидама. Поэтому их имена обычно совпадают с названиями тантр: Хеваджра (Ямантака), Калачакра, Гухьясамаджа и др. Таким образом, йидамы символизируют совершенное пробуждение и потому по своему статусу соответствуют буддам, тождественны им. Их же грозный вид, оскаленные клыки и прочие воинственные атрибуты помимо высокого психологического смысла демонстрируют готовность уничтожить все пороки и страсти, превратив их в кровь – пробуждение и вино – амриту (эликсир бессмертия), наполняющие каналы, чаши из черепов, на многих тантрических иконах. В процессе тантрического созерцания йогин, знающий наизусть соответствующий текст и владеющий кодирующими его дхарани, а также имеющий необходимые посвящения, визуализирует определенное божество (йидам), отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и в конечном итоге достигает состояния пробуждения, которое данное божество в данной тантрической системе символизирует.

Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела и сознания. Вообще сознание занимает центральное место в учении Ваджраяны: и сансара, и нирвана – не что иное, как два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение – постижение природы сознания как такового. И это сознание провозглашается недвойственным (адвая) с телом и единосущным последнему. Отсюда естественно следует стремление тантрического йогина работать не просто с сознанием, а с психофизическим целым своего организма, недвойственного по своей природе. Поэтому важную роль в методах Алмазной Колесницы занимает работа с различными психофизическими и энергетическими структурами тела. Согласно тантрической парафизиологии (мы говорили о ней уже ранее, в связи с шиваистской йогой), тело на своем тонком, энергетическом уровне наделено особыми каналами (нади), по которым циркулирует энергия (прана). Три канала считаются важнейшими. В буддийской тантре они называются: авадхути (он идет в центре вдоль позвоночного столба и аналогичен индуистской сушумне), лалана и расана, идущие справа и слева от авадхути и символизирующие метод – сострадание и премудрость (ида и питала индуистской тантры). Йогин стремится ввести энергетические потоки боковых каналов в бездействующий y профана центральный канал, сплавить их в единое целое и получить таким образом эликсир пробуждения, направляемый им в мозг.

Чакрам и их элементам соответствуют определенные семенные мантры (биджа мантра), буквенная запись которых может визуализироваться йогином в соответствующих центрах (размер, толщина и цвет букв строго регламентируются).

Раскрытие чакр (их активизация), как полагают, и вообще работа с энергетикой организма приводит к овладению йогином различными сверхспособностями (в буддизме называемыми риддхи): умение летать, становиться невидимым и т. п. О великом тибетском йогине и поэте Миларепе (XI–XII вв.) существует, например, легенда, что он укрылся от грозы в брошенном на дороге полом роге, причем рог не стал больше, а Миларепа – меньше. Считается, что йогин может даже сделать свое тело бессмертным, дабы, исполняя обет бодхисаттвы, в течение целого мирового периода оставаться с людьми и наставлять их. Так, среди пожилых лам Бурятии еще недавно существовало предание, что знаменитый йогин и махасиддха Сараха (VII в.?) в 20-е годы нашего века посетил один из бурятских монастырей. И хотя Ваджраяна учит йогина смотреть на все подобные силы и способности как на пустые и иллюзорные по своей природе, в народе за адептами Алмазной Колесницы прочно закрепилась репутация чудотворцев и волшебников.

Тантрический элемент фактически стал ведущим в позднем индийском буддизме VIII–XII вв. и был в таком же статусе унаследован формировавшейся синхронно тибетской традицией. Напротив, на Дальнем Востоке тантра получила очень незначительное распространение (хотя ее роль в китайской буддийской культуре и начинает переоцениваться);[216] даже в Японии (школа сингон), где благодаря просветительской деятельности Кукая (Кобо Дайси, 774–835 гг.) Ваджраяна (на уровне йога-тантр) получила более широкое распространение, ее влияние не может быть сопоставлено с влиянием таких направлений, как Чистая Земля, учение Нитирэн или дзэн. Это объясняется тем, что китайский буддизм уже практически закончил свое формирование ко времени начала расцвета Ваджраяны, а также занятостью в Китае культурной ниши тантризма даосизмом. Тем не менее Ваджраяна остается чрезвычайно актуальным для центрально-азиатского буддизма и весьма интересным для религиоведения религиозным феноменом.

Выше мы говорили о некоторых специфических чертах тантрической практики: использование образов преступного и ужасного (убийство, инцест и т. п.), ритуальное (неважно, действительное или воображаемое) использование крови и нечистот и т. п. На роли этих составляющих тантрической практики имеет смысл остановиться подробнее, сравнив с некоторыми моментами маргинальных религиозных верований средневекового Запада, а именно с представлениями о дьявольском шабаше. Такое сопоставление желательно и важно в силу двух причин: во-первых, шабаш обнаруживает на поверхностном уровне ряд параллелей с тантрическими образами и символами и при сопоставлении символов этих двух типов природа тантрической практики оказывается значительно понятнее; во-вторых, С. Гроф показывает, что видения сатанинского шабаша довольно распространены при переживаниях стадии БПМ III на трансперсональных сеансах, что также в режиме сопоставления шабаша с тантрой позволяет уяснить психологический смысл последней. Итак, вначале скажем несколько слов об образах шабаша в контексте психологических исследований трансперсональных психологов.[217]

Дьявольский пир на шабаше включает в себя такие вещества, вкушаемые участниками этого действа, как менструальная кровь, сперма, экскременты и разрезанные зародыши, приправленные специями. Характерным аспектом шабаша является богохульство, осмеяние и извращение христианского литургического символизма, прежде всего таинств крещения и причастия.

Все это имеет параллели и в тантрической практике. Мастер Леонард не выглядит более устрашающим, чем большинство тантрических йидамов. Что же касается инцестов или блюд, употребляемых на шабаше, то они имеют прямые аналоги в тантрических текстах. И наконец, кощунственное пародирование христианских святынь вполне соотносимо с подношением нечистот буддам в ваджраянском ритуале и осмеянием норм монашеского поведения.

Важной частью церемонии шабаша является отречение участников от Христа и всех христианских символов. В контексте переживаний БПМ III это означает отказ от перехода от БПМ IV с ее переживанием очистительной смерти-возрождения, а в религиозном контексте – отказ от вечного спасения и непрестанное повторение их ужасных действий (в перинатальном контексте – отказ от архетипического развертывания и зацикленность в родовых муках). Здесь торжествует искушение высвободить в адской оргии все запретные внутренние импульсы и из жертвы зла самому стать злом.

На этом мы завершаем наш обзор богатейшей буддийской психотехники и религий чистого опыта и переходим к обзору психологических оснований религий откровения (библейских религий).

Принципы и суть тантрического буддизма, Философия тантрического буддизма и настоящей Тантры,

Несомненно, что Тантрический Буддизм является одним из самых необычных и загадочных учений на планете. Мы поговорим о необычных принципах, сути, основных идеях и философии Тантрического Буддизма (Ваджраяны), то есть о том, на чем основывается данное учение.

Согласно буддизму и в частности танрическому, наше подлинное состояние запредельно уму, рождению и смерти, оно нерушимо и вечно. В буддизме Бог – это не конечное состояние, а промежуточное, которого может достичь человек.

А конечная цель Буддизма — это обретение нерушимого состояния, которое наполнено полной свободой, счастьем и радостью. И конечно такое состояние является непрерывным.

Что такое тантра?

И слово тантра переводится как непрерывность и поэтому становится понятно, что тантра это достижение конечной цели, которой является абсолютная, полная и непрерывная свобода или нирвана, где полностью прекращены перерождения и страдания.

История тантрического Буддизма

В целом можно сказать, что тантра возникла в Индии. Так существует история, что еще во времена Будды Шакьямуни индийский король Индрабодхи спросил у Будды, нет ли способа обретения просветления и освобождения, не отказываясь от своего царства и ведя обычную жизнь.

И считается, что Будда преобразился в тантрическое божество Гухьясамаджа яб-юм (мужской и женский аспекты просветления) и даровал учение тантры индийскому царю.

Как можно понять из этого, тантра работает с преображением и с уровнем энергии. Эта энергия связана с проявлением божества, которое выступает в роли символа непрерывности нашей глубочайшей сути. Конечно, умом нашу непрерывность не понять и необходимо практическое выполнение тантры под руководством настоящего мастера.

Так же существуют сведения, что тантра существовала и в соседних с Индией странах. Однако следует знать, что все тантры связаны с каким-то мастером, который после просветления получил наставления по тантре из высочайших сфер божественного существования и затем передавшего его в этот мир.

И наибольшего распространения тантрические учения получили в Тибете, после прихода туда Падмасабхавы. Также известный мастер и переводчик текстов Марпа три раза посещал Индию и учился у индийского махасидхи Наропы.

Суть тантрического буддизма

По сути тантрическое учение опирается на состояние изначальной просветленности, которая находится внутри каждого, а не вовне. И если большинство религий мира считает, что человек страдает по воле Бога, то буддизм считает, что все страдания возникают в результате кармы, то есть именно своих не благих поступков прошлого.

И конечно все тантрические учения основаны на том, что мир непостоянен и является источником страданий. Рождение, болезни и смерть – это спутники человека.

Только когда укореняется такой правильный взгляд на вещи и дают посвящение в тантрическую практику. И нужно знать, что практика сутры и тантры объединены в тибетском буддизме.

Потому что, в тантре есть прибежище в законе, да и сама практика посвящена всем живым существам, поэтому там и махаяна существует. А махаяна, как многие уже знают из предыдущей статьи, о сути и философии тибетского буддизма — это не столько личное просветление, а в большей части присутствует сознание желающего спасения от сансары всем живым существам.

И как мы можем понять из учения буддизма, суть тантрического учения такая, как и в обычном – это достижения состояния Будды, но особенным, присущим лишь тантризму методом.

Методы и принципы тантрического буддизма

Существуют различные виды тантр: Это Крийя, Чарья, Ануттара и Маха тантры. Чтобы понять, как они работают, мы можем обратиться к сутрам буддизма – там методом достижения просветления является отречение.

А уже в махаяне принцип просветления – это бодхичитта (желание чтобы все существа достигли просветления). Так вот в тантре существует бодхичитта из махаяны, прибежище из сутры и йога божеств присущая лишь ей.

И основной принцип тантрического буддизма в том, что желания или страсти не отвергаются (как в хинаяне), а преобразуются в духовный путь, в путь освобождения.

Даже можно сказать больше гениальный ход и путь тантрического Будизма в том – что сама страсть становится мудростью или непрерывностью изначального состояния.

Здесь следует отметить, что только Маха Ануттара тантра использует полный сексуальный контакт, для преображения сексуального возбуждения в путь реализации. И не только сексуальное желание трансформируется, но также и гнев, и привязанность. Поэтому тантру и тантризм не совсем правильно связывать с проявлением сексуальной энергии.

Принципы и суть настоящей Тантры

Дугой важный принцип настоящей тантры состоит в том, что тантра это союз – союз блаженства и пустоты, когда самый тонкий уровень сознания воспринимает Ясный Свет и происходит осознание, что ты и есть этот Ясный Свет, и с помощью него постигаешь великую Пустоту, и в этом состоянии возникает огромное блаженство.

Другим важным принципом тантризма является использование каналов для энергии в теле человека, которые невидимы, и которые можно лишь почувствовать, когда по ним течет энергия.

Тело Энергии или Иллюзорное Тело может отправляться куда угодно, например, в чистые земли или в Шамбалу. Иллюзорное Тело считается телом Будды и поэтому состояние Будды всегда находится именно в нас.

Основные идеи Тантрического Буддизма

Тантрический буддизм стремится к состоянию Будды и основная идея в том, что каждый обладает этим состоянием и его можно достичь с помощью определенных методов.

Особого развития тантрический буддизм или как его еще называют Ваджраяна (нерушимая колесница) получил в Тибете. Ведь там холодно и особая практика каналов тела очень даже помогает при занятиях практикой.

Существуют отдельные йоги на пути к состоянию Будды, и они называются Шесть Йог Наропы, которые в тантризме практикуются как отдельно, так и вместе.

Что такое шесть Йог Наропы?

Именно благодаря этой йоги Миларепа обходился без одежды в снежных горах. В этой практике йоги поднимают температуру своего тела до 45-47 градусов. В Тибете на крышах домов, в которых практиковали мастера этой йоги, даже в самую снежную зиму не было снега.

Йога сновидения

Йога Сна или Сновидений – это удивительная йога, когда даже во сне йогин знает, что он спит.

Знаете, во сне можно создавать все, о чем пожелаете. Например, подумаете о слоне – возникнет слон или вы сами можете лишь подумав о нем, сразу им стать. Вы можете создать себе сотни красивых девушек и делать с ними, что хотите, но когда этот опыт наскучит, вы просто растворяете все и остаетесь в свете, в свете мудрости.

Йога иллюзорного тела или астральная йога

Йога Иллюзорного Тела – с помощью этого тела можно отправляться куда захотите – к звездам, в Шамбалу или Чистые Земли Будды. Кстати оно свободно проходит через скалы, воду, землю и перемещается быстрее скорости света.

Другие виды тантрической йоги

Существуют и другие, менее известные виды тантрической йоги. Йога Пхова – сознание практика в момент смерти переносится в просветленные миры или Земли Будд.

Бардо Йога – когда полностью обретается контроль над будущим рождением и обретается опыт прошлых жизней и множества миров.

Йога Ясного Света – ведет к познанию трансцендентного опыта.

Философия тантрического буддизма

Философия тантрического буддизма говорит о том, что наше исконное состояние тождественно состоянию Будды и это то, что у нас есть, и было всегда, но из-за нашего опыта и различения, другими словами из-за нашей кармы, из-за накопленных поступков прошлого мы ее не узнаем.

И философия тантризма заключена в том, что только состояние Будды есть счастье, а все остальное преходяще, подвержено распаду и обречено на страдания.

И вообще, мотивация в буддизме – это избавление от реинкарнаций заставляющих нас страдать и тантрический буддизм – это один из путей обретения нерушимого счастья и свободы.

Вывод:

Все мы являемся Светом, Светом, не имеющим формы. Представьте себе любящую мать, и она держит любимого ребенка и у нее в глазах свет, который видно, а представьте свет, раскинутый в бесконечность, и вы одновременно и свет, и блаженство, и радость…

Жизнь бывает или кажется нам скучной, когда мы ограничены своими рамками и понятиями. Когда рамки убраны, мы теряем представления о страданиях, мы в них больше не верим, и они нам больше не нужны.

В наших следующих статьях мы постараемся еще больше рассказывать о необычных религиях и их воззрениях. И конечно же, ответим на самый часто задаваемый вопрос что же тогда такое настоящая тантра?

Тибетский Буддизм или Ваджраяна – это особое течение в буддизме, которое возникло на территории современной Индии, в 7-8 веках дошло до Тибета, а затем распространилось по всему Гималайскому региону. В настоящее время тибетский буддизм распространен в Тибете, Непале, Северной Индии, Бутане, Монголии, а также в Бурятии, Туве и Калмыкии. Также множество последователей тибетского буддизма уже есть и во многих странах Запада.

Буддизм никогда не был единой религией, так как уже сразу после паринирваны Будды он начал делиться на различные течения и направления. В начале нашей эры эти школы, секты и течения дали начало двум основным направлениям буддизма, которые существуют и по сей день: Хинаяна или Тхеравада (Малая Колесница) и Махаяна (Великая Колесница).

Будда Шакьямуни с рукой в Витарка Мудре

Тибетский Буддизм или Ваджраяна – это комплекс учений и тантрических медитативных техник, относящийся к Махаяне. Слово “тантра” произошло из санскрита и означает “непрерывность”. В данном контексте тантра главным образом указывает на неменяющуюся “ваджрную” природу ума или осознавание, которое непрерывно с безначальных времен и до окончательного просветления. Слово “ваджра” на санскрите означает алмаз и олицетворяет нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенной вспышке молнии. Поэтому слово “Ваджраяна” может быть буквально переведено как “Алмазная Колесница”.

Отличительной чертой Тибетского Буддизма является создание прямой связи с изначальной внутренней сущностью Будды, которая присуща всем живым существам. Это – путь трансформации ума, основанный на философии Великой Колесницы, но которому присущи особые методы практик и медитаций.

Древнее изображение Панча Ракша на стене внутри ступы Кумбум, монастырь Пелкор Чоде, Гьянце

Одним из основных методов в Ваджраяне является медитация с визуализацией образов просветленных божеств “йидамов”, которые представляют из себя качества просветленного ума. Они бывают в разных формах: мирные, гневные, с несколькими руками, головами и глазами. Медитирующий отождествляет себя с образом йидама, тем самым, открывая в себе чистую природу будды. Помимо этого метода в Тибетском Буддизме особенное значение уделяется непрерывности линии передачи от учителя к ученику, когда большинство практик требуют предварительной инициации или посвящения. Эти посвящения используются с целью пробуждения внутреннего потенциала будды, который присущ каждому из нас, а также для создания прочной связи между учителем и учеником.

Буддистом считается человек, который принимает Прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме (учение Будды) и Сангхе (сообщество практикующих). Эти три понятия одинаковы и в Хинаяне, и в Махаяне, но отношение к ним различны. Последователь Хинаяны принимает Прибежище ради своего собственного освобождения от круговорота бытия. В то время как последователь Махаяны принимает Прибежище ради спасения всех живых существ. Причем Прибежище принимается не только в одной этой жизни, но с учетом всех последующих жизней вплоть до достижения Просветления. А последователь Ваджраяны принимает Прибежище не только в Трех Драгоценностях, но еще и в Трех Корнях: в Ламе, Йидаме и Защитниках Дхармы. Здесь Лама или коренной учитель является “корнем благословения”, Йидамы – это дарованные ламой освобождающие методы, – считаются “корнем свершений”, а Защитники Дхармы и Дакини – это “корень активности” или оберегающая активность Ламы, удаляющего все внутренние и внешние препятствия на пути к Просветлению. Поэтому в тибетском буддизме значимость ламы или коренного учителя очень велика. Даже когда начитывается молитва Прибежища, лама стоит на первом месте:

Обращаюсь к Прибежищу в Ламе!
Обращаюсь к Прибежищу в Будде!
Обращаюсь к Прибежищу в Дхарме!
Обращаюсь к Прибежищу в Сангхе!

Колесо Дхармачакры и Два оленя на крыше монастыря Сенгещунг в Ребконге, Амдо, Восточный Тибет

Еще одной отличительной чертой тибетского буддизма является мотивация к практике. В Хинаяне человек практикует ради себя самого, в Махаяне – ради блага других. Ваджраяна разделяет подход Махаяны, но также полагает, что все живые существа уже просветлены, но в силу загрязненного состояния сознания не осознают своей природы будды (татхагатагарбха), поэтому мотивацией последователя ваджраяны является избавление всех живых существ от завесы неведения. Ведь ваджраяна считает, что все изначально чисто и что состояние обычного существа – это только отсутствие постижения этой чистоты. Если ум не осознает своей истинно чистой природы, то все явления воспринимаются как самсара. Когда истинная природа ума распознается, то все явления воспринимаются как нирвана. И целью методов Ваджраяны является преображение восприятия из нечистого в чистое.

Тантра в Тибете Махаяна, или Великая колесница, — это буддийская традиция, пришедшая в Тибет из Индии и Китая в VII веке и сильно отличавшаяся от местных шаманских духовных традиций.

Центральной фигурой, сыгравшей ключевую роль в установлении буддизма в Тибете, считается Падмасамбхава — харизматичный махасиддха, прибывший в Тибет в VIII веке и обративший местных божеств в защитников буддийского пути мудрости, сострадания и искусных методов.

Тантра в Тибете. Сверхъестественные События

Спешившийся царь нагов Неле Токан, изображённый на фреске в личной комнате для медитации Далай-ламы VI, даёт клятву Падмасамбхаве защищать путь мудрости и сострадания тантрического буддизма. Три зубца украшенного черепами тантрического жезла (кхатванга) Падмасамбхавы подчёркивают его власть над ядами неведения, жадности и агрессии — главных препятствий на пути к просветлению. На эзотерическом уровне три зубца символизируют три главных энергетических канала йогического тела.

Тантра в Тибете. Сверхъестественные События

Знаменитый тибетский йогин Миларепа, являющийся ключевой фигурой немонашеской передачи тантрического буддизма. Его длинные волосы, серьги из ракушек и пояс для медитации и снежные вершины гор на заднем плане, где он довёл свою практику до совершенства, подчёркивают его приверженность йогической традиции.

Традиционно считается, что Падмасамбхава принёс учения тантрического буддизма из Уддияны — легендарной страны, располагавшейся у подножья горной гряды Гиндукуш, где более тысячелетия соседствовали друг с другом азиатские, ближневосточные и эллинские духовные традиции.

Обычно сверхъестественные события встречаются в жизнеописаниях махасиддхов-тантриков довольно часто, но биография Падмасамбхавы останавливается на его магическом появлении на свет лишь мельком, основное внимание уделяя истории его духовного пробуждения.

Тантра в Тибете. Сверхъестественные События

Тибетская священная гора Кайлаш являлась для Миларепы одним из любимых мест медитации. Считается, что он поднялся на вершину горы, оседлав солнечный луч, одолев таким образом колдуна, практиковавшего добуддийскую тибетскую шаманскую традицию бон, который пытался подняться туда на своём шаманском барабане.

Эта история представлена как мифологическая поэма, повествующая о пути бесстрашия, преобразования и принятия, который окончился манифестацией восьми проявлений просветлённой активности — от учёного, аскета, любовника и царя до мага, оседлавшего тигра.

Падмасамбхава, которого почитают в гималайском регионе как второго Будду, на эзотерическом уровне воплощает идеал тантрической традиции — спонтанное реагирование на повседневные ситуации с позиции необусловленного альтруизма, объединённого с духовной свободой.

Пещерный монастырь Гуругьем

Пещерный монастырь Гуругьем в долине Кхьюнглунг в Западном Тибете расположен в самом сердце когда-то процветавшей добуддийской цивилизации Шанг Шунг, в которой повсеместно практиковали традицию бон.

https://biobadi.ru/product-category/tibetan-medicine/

Во время второй волны распространения буддизма ваджраяны в Тибете, которая началась в XI веке, наставления по практикам йоги тонкого тела впервые появились в Стране снегов в письменном виде.

махасидха

Махасиддха и монах, изображённые на фреске из Огьен Чолинг, Бутан. Эта фреска демонстрирует контраст между йогической и клерикальной традициями гималайского буддизма. Адептйогин, не держащий обета целибата, носит длинные волосы, завязанные на макушке головы в узел, а пояс для медитации, переброшенный через его колено и спину, указывает на то, что он овладел практикой тантрической йоги. Монах коротко стрижёт волосы, перенаправляя свою сексуальную энергию на изучение и развитие внутренней ясности.

Танцующие махасиддхи

Танцующие махасиддхи — фреска из монастыря Пелкхор Чоде, расположенного в Тибете, в Гьянце. Эта фреска демонстрирует силу, гибкость и радость, которые лежат в основе истинной практики йоги. Справа две женские фигуры выражают почтение монаху. Любые формы тибетской йоги предназначены для обретения освобождения от бремени непредсказуемости обычного существования путём раскрытия потенциальных способностей человека.

Махасиддха Лавапа

Точно так же, когда двумя столетиями позже в Тибет прибыл индийский мастер Атиша (982–1054), который помог основать традицию тибетского буддизма кадампа, при составлении образовательных программ монастырей намеренно избегали наставлений в форме песен за авторством махасиддхов, поскольку благотворители опасались, что они могут оказать негативное влияние на уклад монашеской жизни.

Танцующий махасиддха

Знаменитый учёный Дже Цонкапа (1357–1419), чья активность привела к образованию самой поздней школы тибетского буддизма — гелуг, составил комментарий к шести йогам, в котором систематизировал их как постепенный путь к просветлению, уделяющий особое внимание монашеской дисциплине и научному образованию — обусловленным аспектам учения, которые махасиддхи чаще всего ставили под сомнение.

Однако главное предназначение шести йог — приведение всех потоков энергии в центральный канал и их растворение в нём с помощью медитации — осталось центральным компонентом тибетского буддизма, хоть и стало теперь глубоко засекреченным и скрытым под внешней защитой монашеской дисциплины.

Тантра в Тибете видео

Роль буддизма, тантры и традиции бон в культуре Тибета

Две части фильма: "Буддизм" и "Тантризм" - были сняты в 1964 и 1965 годах. Режиссер пожелал, чтобы они были переведены безо всяких попыток их .

Открытие Буддизма. Введение в Тантру.

Алмазная колесница тантры (в Тибете Ваджраяна, в Японии Конгодзе). Путь быстрого Освобождения.

Алмазная колесница тантры (в Тибете Ваджраяна, в Японии Конгодзе). Путь быстрого Освобождения. Отрывок из романа Бориса Акунина «Алмазная .

Читайте также: