Тесная связь народного танца с музыкой песней бытом обычаями культурой народа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Отражение традиций и характера народа в русской пляске. Сущность и значение танца в жизни русского человека. Определение и описание знаний о пляске как жанре народного танца. Особенности перепляса и сухопляса, прабабушка - лучшая плясунья в деревне.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.01.2017
Размер файла 5,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальная бюджетная образовательная организация

Детская школа искусств г. Лузы Кировской области

Отражение традиций и характера народа в зеркале русской пляски

Работу выполнила обучающаяся

Руководитель Прокопьева Н. В.,

1. Основная часть. Отражение традиций и характера народа в русской пляске

1.1 Русская пляска

1.4 Прабабушка - лучшая плясунья в деревне

Список используемых источников

Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Что такое народный танец? Это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и неповторимость форм, глубина и свежесть чувств. Другими словами, это эмоциональная, поэтическая летопись душевных волнений. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. русская пляска народный танец

Ни одно игрище, ни один народный праздник не обходились и не обходятся без плясок, неотъемлемой частью которых они являются. Об этом свидетельствуют летописцы, путешественники, приезжавшие в Россию, исследователи музыкального театра, русские писатели, которые часто вводили в свои произведения описания русской пляски. Пляска - зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье - целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям.

Я безумно люблю свою Родину. Конечно, с помощью народного танца мы можем представить Россию, нашу многонациональную страну. В современной России особенную остроту приобретает необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, поэтому данная тема чрезвычайно актуальна.

Цель работы: отобразить традиции народа в русской пляске

- обогатить знания о пляске как жанре народного танца;

- узнать, какое значение имеет танец в жизни русского человека;

- систематизировать все полученные данные, сделать выводы.

Гипотеза: пляска - это не просто набор движений, в ней отражаются удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства русского народа.

Объект исследования:

хореографическая культура русского народа

Предмет исследования:

Методы исследования:

- сбор информации из книг, журналов и Интернета;

- общение с людьми, занимающимися народными танцами;

- посещение концертов, наблюдение за танцующими;

- анализ собранной информации.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ценность народных традиций велика, так как включает в себя самобытность, уникальность социального опыта русского народа.

Практическая значимость работы заключается в возможном ее использовании для повышения популярности народного танца у современного поколения, его массовости, а также для изучения учащимися понятия и природы народной пляски, её истоков и видов.

1. Основная часть. Отражение традиций и характера народа в русской пляске

1.1 Русская пляска

Пляска - наиболее распространенный и любимый жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией.

Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Очень интересен перепляс. Перепляс - это соревнование в ловкости, изобретения движений. В основе перепляса лежит индивидуальное творчество плясунов - постоянное сочинение новых движений. Плясуны соревновались в основном по количеству движений. Кто больше исполнит различных движений, тот и побеждал.

Принять участие в переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много разнообразных движений, много тренироваться.

Старинный русский перепляс имел свои правила. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг от друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс исполнял движения и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника. Второй плясун принимал вызов. Он обязан был повторить движение соперника, а затем выдавал свои движения и становился на место и вновь вызывал в круг соперника. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные движения, но и импровизировали в момент пляски.

Зрители строго следили за исполнителями и не давали повторять одни и те же движения.

Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие - при исполнении не улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранять серьезные лица, а зрители старались рассмешить их.

Со временем в переплясе появились новые правила, движения, показанные соперником, не повторялись и оба плясуна пляшут одновременно.

Эффективность формирования культуры межнационального общения у уча­щихся в значительной степени зависит от того, насколько они вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотно­шений, сплочению многонационального коллектива. Такая деятельность спо­собствует преодолению конкретных негативных проявлений в поведении уча­щихся; интересна детям и способствует их самореализации; естественно вписы­вается в учебно-воспитательный процесс; формирует у школьников желание взаимодействовать. В формировании культуры межнационального об­щения вы­деляют следующие этапы:
1. Освоение культуры своего народа, его ис­тории, традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование чувства гордо­сти за принадлежность к своему народу, а также уважения к культуре других народов.
3. Формирование у людей потребности в освоении культуры своего на­­рода и народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Пе­ревод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при органи­зации педагогом совместной социально-значимой деятельности, направленной на формирование культуры межнационального общения.

Танцевальное искусство имеет давние корни. Древние греки толковали та­нец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных празднеств и театральные, танцы в быту. У всех народов во все времена танец являлся выразителем внутренних чувств, в котором посредством различных поз и движений выражались радость, горе, любовь, злость и т.п.

Как свидетельствует анализ литературы, танец неотделим от человека, че­рез движения, возникающие в танце, возникают искренние чувства, позволяю­щие почувствовать и полюбить танец. Народный танец – результат коллектив­ного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в по­коление, из одной местности в другую он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня и виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластика, соотношение движений с музыкой. В мелодии каждого танца и его композиции воплощается мудрость и своеобразие народного искусства.

Исследователи отмечают, что народный танец по своей сути глубоко ин­тернационален. Он соединяет в себе пляску, музыку, игру, прикладное искусст­во, воплощенное в ярких национальных костюмах, дополняющих и подчерки­вающих своеобразие этнического характера. Доступный и понятный каждому человеку, близкий людям самых разных убеждений, взглядов, темпераментов, такой танец не только приносит эстетическое наслаждение, но и способен объ­единить всех. Велика роль танцев для всестороннего развития личности. Они положительно влияют на здоровье, дисциплинируют, воспитывают трудолю­бие, творческий подход, согласуют мысли и действия.

Современные условия развития Казахстана определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохра­нение и возрождение национальной культуры, составной частью которой явля­ется народный танец. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает различные периоды истории. По танцу можно судить о характере того или ино­го народа. Танец помогает понять духовные ценности народа. Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одно­го поколения к другому. Стремясь познать, возродить и донести до широких масс национальную культуру, деятели искусств, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать следующим поколениям бесценные творения народа.

Народный танец с каждым годом занимает все более значимое место в ре­пертуаре детских хореографических коллективов. Благодаря своей содержа­тельности, разнообразию движений, выразительности, яркости образов народ­ный танец является важным средством развития художественного вкуса детей, эстетического, нравственного и патриотического воспитания; развивает умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.

Наличие народных танцев в репертуаре детских хореографических коллек­тивов имеет огромное значение для художественного воспитания подрастающе­го поколения. Приобщение детей к искусству танца позволяет не только по­стичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проб­лем эстетического воспитания учащихся – приобщению их к богатству танце­вального и музыкального народного творчества. В процессе занятий дети приобщаются к сотворчеству и сотворчеству, у них развивается художествен­ное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа посредством танцевальных движений.

Занятия народным танцем способствует развитию чувства ритма, умению слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, способствует физическому развитию детей, тренируя мышечную силу и развивая пластику, грацию и выразительность. Занятия формируют правильную осанку, прививают навыки нравственного поведения в обществе.

Народный танец как развивающийся феномен сохраняет свое значение и в настоящее время: все его виды перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым со­держанием, сохраняя воспитательное значение. Представляет значительный интерес использование танцев в воспитательных целях, как в общеобразова­тельных школах так и в специальных танцевальных коллективах.

Использование народных танцев во внеклассной работе со школьниками имеет большое воспитательное значение, развивая не только перечисленные выше качества, но и культуру межнационального общения, которая формирует­ся в результате ознакомления с искусством танца различных народов. При этом формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: от отдельных мероприятий до кружковой работы со школьниками.

Таким образом, танец – это искусство выражения себя, существующее в процессе его воспроизведения. Воспитательное значение народного танца, проявляясь прежде всего в формировании ценностного отношения к народному искусству, способствует эстетическому, нравственному и физическому разви­тию личности, развитию ее волевых качеств, а также – через танцы различных народов – культуры межнационального общения.

к.п.н. Шумейко Т.С., с
туденты
Сатыбалдина Раушан,
Хоменко Анна
Костанайский государственный педагогический институт

3. Казахские народные танцы. Искусство танца //

4. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 367 с.

5. Рябко М.В., Каримов А.Р. – Эт­но­музыкальная организация физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

В далекой древности искусство было синкретичным: музыка, слово и танец еще не расчленялись как самостоятельные и независимые друг от друга виды искусства, а существовали только вместе и одновременно.

В совокупности они выражали чувства и настроения, объясняли смысл исполняемой сцены. Слова и музыка песен передавали различные состояния людей — воинственную отвагу, гнев, радость, печаль и т. д., и одновременно в плясовых движениях и жестах раскрывались эти же чувства.

Связь с песней, характерная для старинного русского танца, определила его своеобразие, наложила отпечаток на приемы его исполнения, на стиль и манеру самих исполнителей. Живая, плодотворная связь танца и песни дает о себе знать и в возникшем много позднее профессиональном балетном театре.

Связь с песней сообщила русскому танцу большую смысловую и эмоциональную содержательность, певучую и мягкую пластику движений. Плавность, слитность движений с самых давних времен присущи русскому танцу и русским танцовщикам. Песенная, мелодическая основа народной пляски сохранилась и в симфонической музыке современного русского балетного спектакля.

Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, художественная правда хореографического произведения находила своё специфическое воплощение, свой конкретно чувственный облик эмоционально воздействуя на ребёнка через музыку, ритм, сочетание красок, тени и света, пластику человеческого тела.

Танец связан с жизнью народа, отражает его мысли и чувства. В русских танцах нашли своё отражение глубоко укоренившиеся в народетрадиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного общественного характера. В танце каждый русский человек старался быть лучше, возвышеннее, чем в повседневной жизни. Он выражал в нём свои думы, и мысли о красоте человеческой, как внутренней, так и внешней.




При переносе рисунка с вышивки, кружева, ткачества и т. д. необходимо обратить внимание:

• название традиционных элементов рисунка: дерево счастья, медвежий коготь, вазон, павлин и т. д.;

• симметрия и асимметрия рисунка (иногда в одном рисунке сочетается одна с другой);

• рисунки, поддающиеся движениям и позам танца;

• чтобы рисунок кружев, вышивания, плетения и т. д. был узнаваем в танце, и наоборот;

• чтобы рисунок вышивки в будущем получил возможность развиваться хореографически, но без потери основного узора, взятого из первоисточника.

В формах и движениях рук, как и в любом другом движении, проявляется суть человеческой природы, его работа и профессия. Своеобразное движение тела, головы, рук дают танцу и его исполнителю определенный образ. Образу, в свою очередь, помогает обеспечить наиболее полную характеристику танцора, раскрыть содержание танца, добавляет оригинальность его выразительных средств и характерные национальные черты. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где движения ног создают ритм танца, а руки ведут его мелодию. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу или рождают жест [2, 20]. Мы говорим о том, что танцевальная культура народов России – сформировалась из жизненного уклада русского народа. Также географическое расположение, климат, экономика, культура – это составная часть, которая является народным художественным творчеством.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и форм организации занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания русского народного танца, манеры, культуры исполнения, овладевали навыками и умениями, исполнительским мастерством, приобретали лучшие черты характера русского народа и одновременно формировали бы свое мировоззрение и прогрессивные взгляды, активно познавая окружающую действительность. Занятия в танцевальном коллективе отвечают требованиям эстетического,патриотического и нравственного воспитания детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления образовательных и воспитательных задач.

Цель:раскрыть в полном объеме культуру русского народного танца

Объект: формирование культуры

Предмет: познание родной культуры, музыки посредством исполнения русских народных танцев детьми подросткового возраста в детском хореографическом коллективе

1. изучить историю возникновения и формирования русского танца

2. определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

3. рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического и духовно-нравственного воспитания детей;

4. изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии;

5. определить актуальность русского танца в наше время

Русский танец как историческое явление

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований.

Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно 9 - 10 века. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории - начало татаро-моногольского ига.

Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство - и, как следствие, разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.

На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах, праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д.). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства - обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и т.д.

Отдельно необходимо заметить, что на Руси до 1236 года было две религии - христианская и языческая. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно славянским было язычество. Вследствие этого большее влияние на истоки танца славян оказало именно древнерусское язычество.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, - их воззрений на космос, природу и человека формировалось из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов наших предков, дошедших до наших дней. И не последнее место в списке этих древних искусств занимает религиозно-обрядовая хореография.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие - в Рода и Рожаница, третьи - в души умерших предков и в духов; четвёртые - в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие - сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,- душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.

Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада - Крадица.

Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая - движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.

Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других

В 6 - 8 вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал. [7, 12]

Введение

Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, художественная правда хореографического произведения находила своё специфическое воплощение, свой конкретно чувственный облик эмоционально воздействуя на ребёнка через музыку, ритм, сочетание красок, тени и света, пластику человеческого тела.

Танец связан с жизнью народа, отражает его мысли и чувства. В русских танцах нашли своё отражение глубоко укоренившиеся в народетрадиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного общественного характера. В танце каждый русский человек старался быть лучше, возвышеннее, чем в повседневной жизни. Он выражал в нём свои думы, и мысли о красоте человеческой, как внутренней, так и внешней.

При переносе рисунка с вышивки, кружева, ткачества и т. д. необходимо обратить внимание:

• название традиционных элементов рисунка: дерево счастья, медвежий коготь, вазон, павлин и т. д.;

• симметрия и асимметрия рисунка (иногда в одном рисунке сочетается одна с другой);

• рисунки, поддающиеся движениям и позам танца;

• чтобы рисунок кружев, вышивания, плетения и т. д. был узнаваем в танце, и наоборот;

• чтобы рисунок вышивки в будущем получил возможность развиваться хореографически, но без потери основного узора, взятого из первоисточника.

В формах и движениях рук, как и в любом другом движении, проявляется суть человеческой природы, его работа и профессия. Своеобразное движение тела, головы, рук дают танцу и его исполнителю определенный образ. Образу, в свою очередь, помогает обеспечить наиболее полную характеристику танцора, раскрыть содержание танца, добавляет оригинальность его выразительных средств и характерные национальные черты. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где движения ног создают ритм танца, а руки ведут его мелодию. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу или рождают жест [2, 20]. Мы говорим о том, что танцевальная культура народов России – сформировалась из жизненного уклада русского народа. Также географическое расположение, климат, экономика, культура – это составная часть, которая является народным художественным творчеством.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и форм организации занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания русского народного танца, манеры, культуры исполнения, овладевали навыками и умениями, исполнительским мастерством, приобретали лучшие черты характера русского народа и одновременно формировали бы свое мировоззрение и прогрессивные взгляды, активно познавая окружающую действительность. Занятия в танцевальном коллективе отвечают требованиям эстетического,патриотического и нравственного воспитания детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления образовательных и воспитательных задач.

Цель:раскрыть в полном объеме культуру русского народного танца

Объект: формирование культуры

Предмет: познание родной культуры, музыки посредством исполнения русских народных танцев детьми подросткового возраста в детском хореографическом коллективе

1. изучить историю возникновения и формирования русского танца

2. определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

3. рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического и духовно-нравственного воспитания детей;

4. изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии;

5. определить актуальность русского танца в наше время

Русский танец как историческое явление

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований.

Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно 9 - 10 века. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории - начало татаро-моногольского ига.

Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство - и, как следствие, разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.

На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах, праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д.). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства - обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и т.д.

Отдельно необходимо заметить, что на Руси до 1236 года было две религии - христианская и языческая. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно славянским было язычество. Вследствие этого большее влияние на истоки танца славян оказало именно древнерусское язычество.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, - их воззрений на космос, природу и человека формировалось из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов наших предков, дошедших до наших дней. И не последнее место в списке этих древних искусств занимает религиозно-обрядовая хореография.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие - в Рода и Рожаница, третьи - в души умерших предков и в духов; четвёртые - в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие - сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,- душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.

Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада - Крадица.

Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая - движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.

Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других

В 6 - 8 вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал. [7, 12]

Читайте также: