Территориальное устройство германии кратко

Обновлено: 28.04.2024

Авторы: В. Н. Стрелецкий (Общие сведения, Население, Хозяйство), Б. А. Страшун (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа), А. Ф. Лимонов (геологическое строение и полезные ископаемые), И. О. Гавритухин, Л. А. Голофаст (археология), В. М. Володарский (история до 1648), А. Г. Матвеева (1648–1913), О. В. Вишлёв (с 1914), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Л. И. Писарева (Образование. Учреждения науки и культуры), А. Г. Матвеева (Средства массовой информации), П. П. Гайденко (Философия), А. В. Белобратов (Литература), А. М. Муратов (Архитектура и изобразительное искусство), О. Т. Леонтьева, В. П. Демидов (Музыка), И. В. Холмогорова (Театр), Е. Я. Суриц (Танец), В. В. Виноградов (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) /2006/. В. Н. Стрелецкий (Общие сведения, Население, Хозяйство), Б. А. Страшун (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа), А. Ф. Лимонов (геологическое строение и полезные ископаемые), И. О. Гавритухин, Л. А. Голофаст (археология), В. М. Володарский (история до 1648), А. Г. Матвеева (1648–1913; Германия после 2005), О. В. Вишлёв (1914–2005), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Л. И. Писарева (Образование. Учреждения науки и культуры), А. Г. Матвеева (Средства массовой информации), П. П. Гайденко (Философия), А. В. Белобратов (Литература), А. М. Муратов (Архитектура и изобразительное искусство), О. Т. Леонтьева, В. П. Демидов (Музыка), И. В. Холмогорова (Театр), Е. Я. Суриц (Танец), В. В. Виноградов (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) /2016/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: В. Н. Стрелецкий (Общие сведения, Население, Хозяйство), Б. А. Страшун (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа), А. Ф. Лимонов (геологическое строение и полезные ископаемые); >>

ГЕРМА́НИЯ (Deutschland), Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Гер­ма­ния, ФРГ (Bun­desrepublik Deutschland, BRD).

§ Форма административно-территориального устройства Германии

Федерация

Форма государственного устройства Германии - это федеративное государство или федерация. Данное устройство подразумевает объединение в рамках государства нескольких субъектов федерации (земли, республики, провинции, штаты, части), обладающих широкими политическими правами с свободами, но не обладающих государственным суверенитетом. Таким образом, федерация - это наивысший уровень в иерархии государственного устройства страны. На уровне Федерации в Германии существуют следующие органы власти:

  • Правительство, во главе с федеральным канцлером;
  • Бундестаг или парламент;
  • Бундесрат;
  • Президент Германии;
  • Федеральное собрание;
  • Объединенный комитет;
  • Конституционный суд.

Подробнее об органах федерльной власти можно прочитать на отдельной странице нашего сайта.

Федеральные земли Германии

Следующим уровнем в государственном устройстве страны являются земли Германии или федеральные земли - это субъекты Федерации, обладающими широкими полномочиями в своей внутренней политике и территориальном устройстве. Всего в Германии 16 субъектов Федерации. Каждый из них имеет собственные органы управления земли (Парламент земли или Ландтаг и Правительство земли) и административно-территориальное устройство. На отдельной странице нашего сайта вы можете получить подробную информацию о федеральных землях Германии, их столицах, населении, площади и т.д.

§ Уровни и единицы административно-территориального деления Земель Германии

Структура административно-территориального устройства (сокр. АТУ) Земель состоит из нескольких уровней, состав и название которых могут отличаться в разных землях Германии. Далее в списке представлены единицы АТУ от верхнего к нижнему:

  • Административный округ (нем. Regierungsbezirk);
  • Район (нем. Kreis, Landkreis); Внерайонные города;
  • Управление (нем. Amt); Союз общин (нем. Samtgemeinde); Объединение общин (нем. Gemeindeverwaltungsverband)
  • Община или коммуна (нем. Gemeinde)

Далее на рисунке 1 представлена схема административно-территориального деления Германии на уровне федерации и земель.

Рисунок 1: Схема административно-территориального устройства Германии

Административно-территориальное устройство Германии

Рисунок 2: Схема административно-территориального устройства Германии

§ Статистические данные по административно-территориальному делению

Далее в таблице 1 представлены статистические данные о количестве административных округов, районов, общин и объединений общин в каждой земле Германии и в целом по всей стране, взятые из официальных данных федеральной службы по статистике Германии.

Таблица 1. Статистические данные на 2018 год.

Федеральная земля, город Округа Районы Внерайонные города Объединения общин Общины
BYБавария 7 71 25 311 2'056
BWБаден-Вюртемберг 4 35 9 270 1'101
BEБерлин 0 0 1 0 1
BBБранденбург 0 14 4 52 417
HBБремен 0 0 2 0 2
HHГамбург 0 0 1 0 1
HEГессен 3 21 5 0 423
MVМекленбург-Передняя Померания 0 6 2 76 750
NIНижняя Саксония 0 37 8 116 945
RPРейнланд-Пфальц 0 24 12 143 2'304
SLСаар 0 6 0 0 52
SNСаксония 0 10 3 72 421
STСаксония-Анхальт 0 11 3 18 218
NWСеверный Рейн-Вестфалия 5 31 22 0 396
THТюрингия 0 17 6 103 849
SHШлезвиг-Гольштейн 0 11 4 84 1'106
Всего по Германии 19 294 107 1'245 11'042

§ Административные округа

Административные округа в Германии включают в себя несколько районов и внерайонных городов, округа введены в крупных землях. Как видно из приведенной выше таблицы 1, не все федеральные земли имеют административные округа, а всего 4 земли, это: Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия.

Список административных округов по землям Германии

Бавария: Обербайерн, Нидербайерн, Оберпфальц, Оберфранкен, Миттельфранкен, Унтерфранкен, Швабен.

Баден-Вюртемберг: Штутгарт, Карлсруэ, Фрайбург, Тюбинген

Гессен: Дармштадт, Гиссен, Кассель

Северный Рейн-Вестфалия: Дюссельдорф, Кельн, Мюнстер, Детмольд, Арнсберг

§ Земельные районы или районы

Земельные районы Германии включают в себя несколько общин, всего в Германии существует 401 район и внерайонных городов. Каждый район имеет свои органы власти: Крайстаг, депутаты которого выбираются населением данного района, и районные комитеты.

§ Коммуны и объединения коммун

Община или коммуна - это последний уровень административно-территориального устройства Германии. Общиной в может называться город, деревня или какой-либо другой тип населенного пункта. Всего в стране насчитывается 11'042 общин. Общины или коммуны Германии объединены, в зависимости от федеральной земли, в ассоциации, амты или объединения с совместным управлением.

Согласно ст. 20 Основного закона, ФРГ является федеративным государством.

Федерализм зафиксирован в конституции как вечная гарантия и высшая ценность для Германии.

ФРГ включает в свой состав 16 земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург — Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн — Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония —Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия.

У каждой земли есть своя конституция, однопалатный законодательный орган — ландтаг и правительство во главе с министром-губернатором. Интересы земель на федеральном уровне представляет бундесрат (совет земель). В него входят главы правительств и министры из кабинетов земель. В ФРГ бундесрат обладает гораздо большими возможностями по сравнению с Веймарским рейхсратом. При решении споров между землёй и федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду. Федеральное правительство обязано информировать бундесрат обо всех проектах Евросоюза, в которых могут быть затронуты интересы земель, а бундесрат высказывает своё мнение по таким проектам.

В сферу компетенции земель входят вопросы, связанные с политикой в области образования, охраны правопорядка, культуры, местного самоуправления, вопросы экологии. В целом в Германии существует довольно сложная система взаимоотношений центра и субъектов федерации в вопросах законодательства, включающая исключительную, конкурирующую и рамочную законодательную компетенцию. Ст. 71, 72, 73, 74 и 75 Основного закона определяют, какие именно сферы деятельности относятся к исключительной законодательной компетенции (то есть регулируются федеральным правительством), какие — к конкурирующей (то есть земли имеют законодательное право в случае, если вопрос не урегулирован федеральным законом), а какие — к рамочной (то есть центр определяет общие контуры, в которых субъекты могут принимать конкретные законы).

Германская модель федерализма позволяет нескольким землям объединяться для защиты общих интересов. Такая особенность получила в ФРГ название кооперативного федерализма и реализуется через сотрудничество земель с федеральным центром, а также сотрудничество земель между собой на всех уровнях, прежде всего в форме конференций министров земель.

Германская модель федерализма относится к числу наиболее дееспособных федеративных систем в мире. Несмотря на то что в 1990-х годах власть центра несколько увеличилась, в целом германский федерализм продолжает функционировать достаточно эффективно и отношения внутри федерации не превращаются в угрозу для стабильного развития страны.

В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города.



Содержание

Земли

В просторечии часто употребляют термин Федеральная земля, но в юридических документах как Основной закон ФРГ или конституциях земель такой термин не используется, так как германские земли вместе образуют Федеративную Республику Германия и не являются административной единицей Германии.

Административная структура земель


Три города Берлин, Гамбург и Бремен приравнены по своему статусу к земле.

В пяти землях существуют 22 административных округа (нем. Regierungsbezirk ), объединяющие несколько районов.

Федеральные земли (или округа) Германии делятся на районы (нем. Kreis / Landkreis ). Всего насчитывается 429 районов, в том числе 313 сельских районов и 116 городов, приравненных к району (нем. Kreisfreie Städte / Stadtkreise ), то есть городов земельного подчинения. К последним как правило относятся достаточно крупные города.

Районы, в свою очередь, состоят из общин (коммун; нем. Gemeinde ). Община характеризуется наличием общинного управления. Обычно общины (города и посёлки) подчиняются непосредственно району. В Германии насчитывается 12 141 община.

В некоторых землях несколько коммун (общин) объединяются в амты, представляющие собой общее управление (нем. Amt, Ämter ). Деление на амты присутствует только в землях Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург — Передняя Померания, Бранденбург, где всего насчитывается 252 амта. В этих землях различают коммуны (населённые пункты) районного (прямого) подчинения (нем. amtsfreie Gemeinde или нем. kreisangehörige Gemeinde ) и населённые пункты, подчинённые управлению.

История

Первоначально (1949—1952) Федеративная Республика состояла сначала из 11 земель, позднее после объединения в 1952 году Бадена, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна в единую землю Баден-Вюртемберг их число составило 9 и после возвращения Саара в состав ФРГ и до объединения Германии состояла из 10 земель, которые были образованы в оккупационных зонах США, Великобритании и Франции.

Западный Берлин согласно четырёхстороннему соглашению был особым политическим образованием и не являлся землёй ФРГ.

В советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, были также образованы пять земель, которые, однако, в 1952 году были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 года было принято решение восстановить прежние земли на территории ГДР вместо округов, практически в тех же границах, что были до 1952 года.

Читайте также: