Территориальная структура хозяйства великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: В. М. Сокольский (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. Е. Чиркин (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа: физико-географический очерк), А. Ф. Лимонов (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые), Л. А. Галофаст, Г. А. Зверева, М. П. Айзенштат, А. Ю. Прокопов, Г. С. Остапенко (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Д. В. Соколова (СМИ), Ю. Н. Попов (Философия), Т. Н. Красавченко (Литература), С. Н. Лебедев (Музыка), Е. Я. Суриц (Балет), Е. В. Кочетова, В. А. Погадаев (Театр), А. Н. Дорошевич (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: В. М. Сокольский (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. Е. Чиркин (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа: физико-географический очерк); >>

ВЕЛИКОБРИТА́НИЯ (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland; краткая форма – United Kingdom, UK). Неофициальное название Британия, а также Англия (по названию основной части страны).

Великобритания – высокоразвитая индустриальная страна, входит в первую пятерку наиболее развитых государств мира. По запасам энергоресурсов Великобритания занимает 1-е место в Европе и является крупным производителем нефти и газа.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Формирование экономических районов Великобритании началось со времени промышленного переворота. Раннее возникновение капиталистического способа производства способствовало его распространению по всей стране. Поэтому порайонные различия в уровне развития капитализма в современной Великобритании выражены значительно слабее, нежели в большинстве других промышленно развитых капиталистических государств.

Порайонные различия на ее территории в гораздо большей степени определяются специализацией хозяйства районов, связанной с историческими и природными особенностями, со степенью развития внутрирайонных и внешних экономических связей. Более низким уровнем экономического развития отличаются территории, населенные национальными меньшинствами (Северная Ирландия, Уэльс, Шотландия).

Промышленные районы Великобритании можно сгруппировать по особенностям специализации. Самым мощным промышленным районом с развитым портовым хозяйством является Южная Англия. Здесь размещены мощная агломерация - Большой Лондон, всемирно известные университетские центры Оксфорд и Кембридж, а на побережье - курортные города. Индустриально-аграрной является западная часть этого района с промышленным узлом Бристоль.

В центральной Англии сложились индустриальные районы — Мидленд (Бирмингем), Йоркшир (Лидс) и Ланкашир (Манчестер). Индустриально-аграрный район - Северная Англия (Ньюкасл), Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия - национальные окраины, которые переживают сложную экономическую проблему -проблему занятости.

В Уэльсе на базе каменноугольного бассейна работает металлургическая промышленность, сельское хозяйство специализируется на разведении крупного рогатого скота и овец. Шотландия имеет судостроение, металлургические заводы, текстильную и электротехническую промышленность (Глазго).

Северная Ирландия (Белфаст) - аграрный район Великобритании. На ее территории бытует острая социальная проблема - противостояние католиков и протестантов. Здесь самые низкие показатели экономического развития. В Северной Ирландии наибольшая в стране занятость в сельском хозяйстве и самый высокий уровень безработицы.

Юго-Восточная Англия поныне остает­ся наиболее земледельческой частью страны; ее го­рода и селения в своём внешнем облике носят сле­ды глубокой старины. Удельный вес Юго-Восточной Англии о экономике страны падал по мере роста промышленности на Северо - Западе и на Севере. Исключение составлял Лондон с его пригородами;—разившийся не только как столица страны, но и как центр обшир­ной колониальной империй, крупнейший порт и торгово-финансовый центр.




В Большом Лондоне имеется значительное число предприятий тяжёлой индуст­рии—электротехнической, автомобильной, химиче­ской и др., сосредоточенных в пригородах. Однако основное хозяйственное значение Лондона по прежнему определяется его обширными торговыми и финан­совыми операциями и промышленностью, обслу­живающей нужды города.

Рост промышленности в пригородах Лондона сопровождается сокращением населения и промышленности в самом городе. Сельское хозяйство Юго-Восточной Англии специализиро­вано на поставке для Лондона мяса, молока, ово­щей и фруктов. Исключение составляет район к С. от устья Темзы (графства Норфолк и Суффолк), где видное место занимают пшеница, ячмень, сахар­ная свекла и кормовые культуры.

Юго-Западная Англия включает гористый п-ов Корнуолл — один из важнейших районов молочного животноводства, развивающегося на базе больших сочных пастбищ. В Корнуолле добываются олово и каолин. На берегу Ла-Манша находится г. Плимут — военный и торговый порт и центр судо­строения, образующий одно целое с Девонпортом.. Крупнейший город и порт Юго-Западной Англии Брис­толь — значительный центр авиационной и пищевой промышленности.

Бирмингем — крупнейший центр военной, автомобильной, авиационной, электротехнической промышленности, вагоно- и паровозостроения, производства качественной стали, сплавов и металло­изделий.

Уэльс – гористый полуостров на западе Великобритании, изобилующий пастбищами для овец. В долинах и на побережье развиты молочное животноводство и садоводство. Южный Уэльс – один из важнейших районов угольной промышленности, а также район чёрной и цветной металлургии (в частности производства белой шерсти) и химической промышленности. Крупнейшие центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт и Потр-Толбот.

Северная Англия – наиболее индустриальная часть страны. В ней расположены 3 крупных промышленных района – Ланкаширский, Йоркширский и Северо-восточный и менее крупный Камберленский. Все они сформировались на базе каменноугольных месторождений. Ланкашир, вместе с прилегающими частями графства Чешир и Дербишир, - крупнейший район хлопчатобумажной промышленности.

Здесь имеется также каменноугольная промышленность, ряд важных центров машиностроения и химической промышленности. Среди промышленных городов Ланкашира выделяются Ливерпул с Бёркенхедом – второй после Лондона порт, центр судостроения, цветной металлургии, химии и пищевой промышленности, и Манчестер – центр текстильного и тонкого машиностроения, электротехнического производства и исторический центр хлопчатобумажной промышленности; они соединены морским каналом. Основная часть Ланкашира сплошь состоит из городов; расположенное южнее графство Чешир и остров Англси на западе являются сельскохозяйственными районами, обслуживающими Ланкашир.

Йоркшир – главный район шерстяной промышленности, а также важный район каменноугольной, металлургической и химической промышленности. Шерстяная промышленность сосредоточена на Северо-западном, Западном Райдинге. Центры района Лидс и Брэдфорд, наряду с текстильными фабриками, имеют машиностроительные и другие предприятия.

В Южной Йоркшире простирается район угольной и металлургической промышленности с крупным центром качественной металлургии, машиностроения и военной промышленности – г. Шеффилдом. Выходом Йоркшира к морю служит эстуарий (устье реки, расширяющееся к морю) Хамбер, в который впадают реки Трент и Уз. На берегах Хамбера расположены портовые города: Халл – крупный порт по ввозу пшеницы, шерсти и леса и центр рыболовства, Гримсби – рыболовный порт. За исключением района Хамбера, в восточной части Йоркшира преобладает сельское хозяйство.

На северо-востоке, в Нортамберленде и Дергеме, находится крупный угольный бассейн, который пересекает устья судоходных рек Тайн, Уир и Тис, где расположены угольные порты, центры металлургии и машиностроения. Среди них выделяются: Ньюкасл – центр крупного района судостроения и важный порт по вывозу угля, Мидлсборо - центр металлургии и судостроения. На Северо-западе, в Каберленде – небольшой угольно-металлургический район, примыкающий к порту Барроу – центру военного судостроения и машиностроения.

Шотландия. На Средне шотландской низменности расположен район каменноугольной и металлообрабатывающей промышленности; центр его – Глазго с судостроительными верфями, машиностроительными заводами, химическими и текстильными предприятиями.

В восточной части Средне-Шотландской низменности, наряду с угледобычей, развита лёгкая промышленность. Здесь расположены крупные города – Эдинбург (административный центр Шотландии) и Данди. Северная и Южная Шотландия – отсталые, редконаселённые горные районы, где большие площади заняты под пастбища для овец и охотничьи заповедники. На побережье – рыболовецкие порты, важнейший из них – Абердин. В Южной Шотландии, в бассейне р. Твид развито производство шерстяных тканей.

Северная Ирландия занимает северо-восточную часть острова Ирландия. Здесь распространены посевы пшеницы и льна, развиты молочное животноводство и огородничество. Главный промышленный город и порт Белфаст – центр судостроения и производства льняного полотна.

Великобритания – высокоразвитая индустриальная страна, входит в первую пятерку наиболее развитых государств мира. По запасам энергоресурсов Великобритания занимает 1-е место в Европе и является крупным производителем нефти и газа.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Формирование экономических районов Великобритании началось со времени промышленного переворота. Раннее возникновение капиталистического способа производства способствовало его распространению по всей стране. Поэтому порайонные различия в уровне развития капитализма в современной Великобритании выражены значительно слабее, нежели в большинстве других промышленно развитых капиталистических государств.

Порайонные различия на ее территории в гораздо большей степени определяются специализацией хозяйства районов, связанной с историческими и природными особенностями, со степенью развития внутрирайонных и внешних экономических связей. Более низким уровнем экономического развития отличаются территории, населенные национальными меньшинствами (Северная Ирландия, Уэльс, Шотландия).

Промышленные районы Великобритании можно сгруппировать по особенностям специализации. Самым мощным промышленным районом с развитым портовым хозяйством является Южная Англия. Здесь размещены мощная агломерация - Большой Лондон, всемирно известные университетские центры Оксфорд и Кембридж, а на побережье - курортные города. Индустриально-аграрной является западная часть этого района с промышленным узлом Бристоль.

В центральной Англии сложились индустриальные районы — Мидленд (Бирмингем), Йоркшир (Лидс) и Ланкашир (Манчестер). Индустриально-аграрный район - Северная Англия (Ньюкасл), Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия - национальные окраины, которые переживают сложную экономическую проблему -проблему занятости.

В Уэльсе на базе каменноугольного бассейна работает металлургическая промышленность, сельское хозяйство специализируется на разведении крупного рогатого скота и овец. Шотландия имеет судостроение, металлургические заводы, текстильную и электротехническую промышленность (Глазго).

Северная Ирландия (Белфаст) - аграрный район Великобритании. На ее территории бытует острая социальная проблема - противостояние католиков и протестантов. Здесь самые низкие показатели экономического развития. В Северной Ирландии наибольшая в стране занятость в сельском хозяйстве и самый высокий уровень безработицы.

Юго-Восточная Англия поныне остает­ся наиболее земледельческой частью страны; ее го­рода и селения в своём внешнем облике носят сле­ды глубокой старины. Удельный вес Юго-Восточной Англии о экономике страны падал по мере роста промышленности на Северо - Западе и на Севере. Исключение составлял Лондон с его пригородами;—разившийся не только как столица страны, но и как центр обшир­ной колониальной империй, крупнейший порт и торгово-финансовый центр.

В Большом Лондоне имеется значительное число предприятий тяжёлой индуст­рии—электротехнической, автомобильной, химиче­ской и др., сосредоточенных в пригородах. Однако основное хозяйственное значение Лондона по прежнему определяется его обширными торговыми и финан­совыми операциями и промышленностью, обслу­живающей нужды города.

Рост промышленности в пригородах Лондона сопровождается сокращением населения и промышленности в самом городе. Сельское хозяйство Юго-Восточной Англии специализиро­вано на поставке для Лондона мяса, молока, ово­щей и фруктов. Исключение составляет район к С. от устья Темзы (графства Норфолк и Суффолк), где видное место занимают пшеница, ячмень, сахар­ная свекла и кормовые культуры.

Юго-Западная Англия включает гористый п-ов Корнуолл — один из важнейших районов молочного животноводства, развивающегося на базе больших сочных пастбищ. В Корнуолле добываются олово и каолин. На берегу Ла-Манша находится г. Плимут — военный и торговый порт и центр судо­строения, образующий одно целое с Девонпортом.. Крупнейший город и порт Юго-Западной Англии Брис­толь — значительный центр авиационной и пищевой промышленности.

Бирмингем — крупнейший центр военной, автомобильной, авиационной, электротехнической промышленности, вагоно- и паровозостроения, производства качественной стали, сплавов и металло­изделий.

Уэльс – гористый полуостров на западе Великобритании, изобилующий пастбищами для овец. В долинах и на побережье развиты молочное животноводство и садоводство. Южный Уэльс – один из важнейших районов угольной промышленности, а также район чёрной и цветной металлургии (в частности производства белой шерсти) и химической промышленности. Крупнейшие центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт и Потр-Толбот.

Северная Англия – наиболее индустриальная часть страны. В ней расположены 3 крупных промышленных района – Ланкаширский, Йоркширский и Северо-восточный и менее крупный Камберленский. Все они сформировались на базе каменноугольных месторождений. Ланкашир, вместе с прилегающими частями графства Чешир и Дербишир, - крупнейший район хлопчатобумажной промышленности.

Здесь имеется также каменноугольная промышленность, ряд важных центров машиностроения и химической промышленности. Среди промышленных городов Ланкашира выделяются Ливерпул с Бёркенхедом – второй после Лондона порт, центр судостроения, цветной металлургии, химии и пищевой промышленности, и Манчестер – центр текстильного и тонкого машиностроения, электротехнического производства и исторический центр хлопчатобумажной промышленности; они соединены морским каналом. Основная часть Ланкашира сплошь состоит из городов; расположенное южнее графство Чешир и остров Англси на западе являются сельскохозяйственными районами, обслуживающими Ланкашир.

Йоркшир – главный район шерстяной промышленности, а также важный район каменноугольной, металлургической и химической промышленности. Шерстяная промышленность сосредоточена на Северо-западном, Западном Райдинге. Центры района Лидс и Брэдфорд, наряду с текстильными фабриками, имеют машиностроительные и другие предприятия.

В Южной Йоркшире простирается район угольной и металлургической промышленности с крупным центром качественной металлургии, машиностроения и военной промышленности – г. Шеффилдом. Выходом Йоркшира к морю служит эстуарий (устье реки, расширяющееся к морю) Хамбер, в который впадают реки Трент и Уз. На берегах Хамбера расположены портовые города: Халл – крупный порт по ввозу пшеницы, шерсти и леса и центр рыболовства, Гримсби – рыболовный порт. За исключением района Хамбера, в восточной части Йоркшира преобладает сельское хозяйство.

На северо-востоке, в Нортамберленде и Дергеме, находится крупный угольный бассейн, который пересекает устья судоходных рек Тайн, Уир и Тис, где расположены угольные порты, центры металлургии и машиностроения. Среди них выделяются: Ньюкасл – центр крупного района судостроения и важный порт по вывозу угля, Мидлсборо - центр металлургии и судостроения. На Северо-западе, в Каберленде – небольшой угольно-металлургический район, примыкающий к порту Барроу – центру военного судостроения и машиностроения.

Шотландия. На Средне шотландской низменности расположен район каменноугольной и металлообрабатывающей промышленности; центр его – Глазго с судостроительными верфями, машиностроительными заводами, химическими и текстильными предприятиями.

В восточной части Средне-Шотландской низменности, наряду с угледобычей, развита лёгкая промышленность. Здесь расположены крупные города – Эдинбург (административный центр Шотландии) и Данди. Северная и Южная Шотландия – отсталые, редконаселённые горные районы, где большие площади заняты под пастбища для овец и охотничьи заповедники. На побережье – рыболовецкие порты, важнейший из них – Абердин. В Южной Шотландии, в бассейне р. Твид развито производство шерстяных тканей.

Северная Ирландия занимает северо-восточную часть острова Ирландия. Здесь распространены посевы пшеницы и льна, развиты молочное животноводство и огородничество. Главный промышленный город и порт Белфаст – центр судостроения и производства льняного полотна.

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.


Материал содержит информацию об экономике и экономическом развитии государства. Статья указывает на наиболее значимые статьи экспорта, которые приносят значительную долю прибыли в бюджет страны. Формируется представление о том, что Великобритания находится в числе лидеров среди стран по уровню экономического развития.

Развитие экономики Великобритании

Великобритания — относится к государствам с высоким уровнем экономического развития. За последние два десятилетия в английской экономике были отмечены такие преобразования как:

  • сокращение госсектора;
  • понижение налоговых ставок для физических и юридических лиц;
  • урегулирована экономика с целью снижения государственных расходов.

По уровню запасов энергоресурсов Англия находится на первой позиции в Европе. Это связано с тем, что государство крупнейший производитель нефти и газа.

Добыча газа в Англии

Рис. 1. Добыча газа в Англии.

Важное значение для страны имеет такая статья доходов, как экспорт.

Исторически значимым экономическим процессом до наших дней признается добыча каменного угля. Сегодня объемы постоянно сокращается.

Экономическое развитие Англии таково, что страна находится на седьмой позиции среди стран с развитой экономикой.

которые читают вместе с этой


Важное значение для экономики страны имеет отрасль добывающей промышленности, которая состоит из следующих перспективных направлений:

В туристической отрасли занято 7% трудоспособного населения. Столица страны является крупнейшим туристическим центром мира.

Хозяйство Великобритании

Хозяйство Великобритании высоко интернационализировано. Более 15% ВВП реализуется за пределами страны. Для экономики Англии свойственна внутриотраслевая специализация с обширным развитием детальной и сложной технологической специализации.


Рис. 3. Экономические Районы Великобритании на карте.

По уровню развития в Англии выделяют десяток экономических районов, которые различаются по уровню развития производительных сил и производственной специализации, специфике развития хозяйства, доминированию сложившихся территориально-производственных взаимосвязей.

Великобритания находится на второй позиции после США по числу полученных учеными страны нобелевских премий.

Развитие современного хозяйственного сектора Великобритании тесно связано с высокими технологиями. Англия – одно из государств-лидеров в мировом НТП, а среди европейских держав у островного государства наибольший научно-технический потенциал.

Что мы узнали?

В статье мы познакомились кратко с экономикой Великобритании. Узнали, какие сферы экспорта являются приоритетными для страны. Выяснили, что Англии принадлежат лидирующие позиции в области НТП и наукоемких технологиях.

Читайте также: