Терапия реальностью глассера кратко

Обновлено: 07.07.2024

. Знание причины само по себе не исцеляет. Психиатры занимаются с больными до тех пор, пока те не осознают истинной причины каждого совершенного ими поступка, но это нисколько не меняет их поведения в настоящем, поскольку просвещенность в отношении причины не ведет к удовлетворению насущных потребностей 2 .

Кроме того, как утверждает Глассер, аргумент бессознательной мотивации нередко используют в оправдание нежелательного поведения.

В основе терапии реальностью лежат три принципа: реальность, ответственность и нормы поведения. Эти принципы впитываются с молоком матери и звучат по-христиански отчетливо. В общем, чтобы разобраться, является ли система Глассера воистину библейской, нам предстоит исследовать эти принципы и отдельно процесс терапии реальностью.

Реальность

Глассер побуждает своих пациентов вести себя реалистически как в настоящем, так и в будущем. Претворяя эту цель в жизнь, он разводит прямые следствия поведения с отдаленными и подчеркивает, что реалистическое поведение заключается в учете как прямых, так и отдаленных последствий, поскольку некоторое поведение, приносящее немедленное удовлетворение, может обернуться неудовлетворенностью в отдаленном будущем.

Ответственность

Глассер выдвигает интересную идею о взаимосвязи поведения человека с его мыслями и чувствами. Он считает, что люди, переживающие счастье, действуют безответственно, однако более всего 230

УИЛЬЯМ ГЛАССЕР И ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

счастливы люди, действующие ответственно. Таким образом, счастье или его недостаток связаны не с обстоятельствами, а с ответственным поведением. Вот почему психотерапевт в основном должен учить пациентов ответственному поведению.

Хотя в терапии реальностью Глассер опирается на логику и разумные доводы, мышление и эмоции им не педалируются. Психотерапевты по большей части стремятся к перемене мыслей и эмоций своих пациентов; Глассер работает с объективно наблюдаемым поведением. Он утверждает, что ответственное поведение само по себе формирует позитивное мышление и добрые чувства, как безответственное поведение — нездоровые отношения и психические расстройства.

Глассер возлагает на пациентов ответственность за свое поведение — более того, высокая и постоянно возрастающая степень ответственности с них не снимается никогда. Люди очень часто пытаются перенести ответственность за свое поведение на ближних, однако терапия реальностью отучает их от этой привычки. Пациентов побуждают действовать ответственно и отвечать за свои действия. Глассер не тратит времени впустую, расспрашивая пациента, почему тот действовал безответственно; вместо этого он допускает, что клиент способен действовать ответственно и не устает помогать ему в этом деле.

Ответственность предполагает определенную мораль, так что терапия реальностью по необходимости включает и понятие о нормах поведения. Вот что заявляет в связи с этим Глассер:

. Чтобы наша работа имела смысл, нам следует держаться адекватных норм поведения. Поступая неправильно, мы должны научиться поправлять себя, поступая правильно — поощрять. Все правила, стандарты, ценности или нормы поведения интимно связаны с удовлетворением потребности человека в самоуважении (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.) 6 .

Подобная позиция Глассера резко выделяется на фоне многих

психотерапевтических учений, подчеркивающих неблагоприятное воздействие на личность человека моральных норм социума или отказывающихся навязывать своим клиентам эти и другие нормы В рамках фрейдистской системы совесть, которая предъявляет индивиду слишком многое, должна быть модифицирована за счет понижения планки моральных требований, иначе индивид не сможет себя оправдать.

Сводя на нет требования совести, многочисленные психотерапевтические подходы побуждают человека потакать собственным инстинктам и импульсам. Считается, что подходы, основанные на теориях, ограничивающих требования прописной морали, выгодны и необходимы в деле укрепления психоэмоционального и поведенческого здоровья. Они центрируются на чувственных желаниях, а не на внешне наблюдаемом поведении. Глассер со своей стороны делает ставку не на деградирующие нормы поведения, а на высокую и постоянно возрастающую степень ответственности за свое поведение. Терапия реальностью обесценивает чувственные желания индивида, возвышая его социальные потребности.

Терапия реальностью протекает обычно от шести месяцев до года, реже —дольше. Важнейшее в процессе этой терапии —отношения психотерапевта с пациентом. Глассер считает, что личность психотерапевта представляет собой то недостающее звено, которое обеспечивает позитивные перемены. Вот что он пишет в связи с этим:

Отсюда нам известно, что самое важное, в чем нуждается всякий приходящий к психотерапевту, — это человек, которого он любит всем сердцем, и человек, который всем сердцем любит его (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.) 7 .

В терапии реальностью таким человеком для пациента становится психотерапевт.

Глассер считает, что в принципе терапии без сердечного участия быть не может. Психотерапевт обязан стать пациенту не только другом, но и образцом ответственного отношения к жизни. Как друг он должен выказывать пациенту сострадание и заботиться о нем, отказывая ему в излишних притязаниях на симпатию и не оби-232

УИЛЬЯМ ГЛАССЕР И ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

жаясь на его критические высказывания. В идеале такое отношение должно побуждать пациента вести себя ответственно.

На всем протяжении терапии реальностью основная цель психотерапевта не меняется — научить пациента вести себя более ответственно. Таким образом, психотерапевт по необходимости должен стать пациенту учителем и другом. Он должен отвергать безответственное, нереалистичное и отклоняющееся от принятых норм поведение пациента, но в то же время не отвергать его как личность. Более того, психотерапевт должен четко заявлять, что никогда не отвергнет пациента, как бы тот себя ни повел. Психотерапевт не должен принимать только безответственного, нереалистичного и отклоняющегося от принятых норм поведения пациента, и то лишь потому, что желает ему добра.

Принимая человека, но отвергая его негативное поведение, психотерапевт стремится помочь ему научиться оценивать собственное поведение. Он старается помочь пациенту планировать будущие перемены и предлагает варианты такого планирования. В этом случае, утверждает Глассер, в процессе терапии реальностью пациент вырабатывает более реалистические паттерны и его поведение становится более ответственным. Так пациент реализует свои способности и переживает счастье.

Критика терапии реальностью

l(. Зак. I449 233

Глассер, подобно Роджерсу, имеет дело лишь с естественными любовными связями, а не с божественными отношениями любви. Как и Роджерс, Глассер подчеркивает потребность в любви и сердечном участии людей, но также пренебрегает необходимостью удовлетворять величайшую потребность человека в Божьей любви и любви к Богу.

Наряду с потребностью в любви, Глассер отмечает, что люди нуждаются в чувстве самоуважения и уважения со стороны ближних. Хотя эта потребность, говорит Глассер, качественно отлична от первой, тем не менее человек любимый и любящий обычно испытывает чувство самоуважения. На первый взгляд прекрасное общее правило, но и здесь мы видим зияющую пустоту и пренебрежение Библией. Важное слово, означающее, по Глассеру, вторую кардинальную потребность, — это чувство. Человек может чувствовать самоуважение в разных ситуациях, однако чувство самоуважения возникает в результате субъективной самооценки, которая в принципе не может быть реалистичной. Чувствующий самоуважение человек разрабатывает собственную систему спасения мира и кончает тем же, чем Гитлер. Чувство имеет отношение к самости, между тем как Священное Писание касается истины.

Библия ничего не говорит о самоуважении или чувстве собственного достоинства. Вместо этого она побуждает верующих почитать ближних выше себя и отдавать всю хвалу и славу Богу. Христианство касается не самолюбия и самоуважения, а богооб-щения с Творцом вселенной, достойным всякой хвалы и славы. Людей, воистину познавших Бога, не заботит независимое от Бога собственное достоинство.

Апостол Павел исповедовался в том, что некогда почитал себя весьма достойным человеком. Мало того, что Павел принадлежал к избранному народу, он с великим рвением и праведностью со-234

УИЛЬЯМ ГЛАССЕР И ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Система терапии по Глассеру центрируется непосредственно на поведении человека и полностью пренебрегает Библией, исполненной увещеваний и наставлений поступать благоразумно и ответственно, — вместо этого пациенту предлагаются нравственные нормы современного общества. Например, двое влюбленных сожительствуют, не связывая себя узами законного брака. Разумеется, с точки зрения Глассера, они ведут себя ответственно, поскольку удовлетворяют свои потребности, не мешая ближним удовлетворять свои, и вписываются в современные нравы. Однако Библия противостоит таким любовным связям: ответственное христианское поведение согласуется только с Божьим Словом.

Социальные стандарты, человеческие законы и доминирующий моральный кодекс постоянно меняются — Божье Слово вечно. Каков смысл ответственности поведения, ограниченного формальным соответствием современным нравственным нормам, если все это отторгается от перемены сердца, вызываемой сверхъестественным присутствием Бога? Глассера больше заботит внешнее, феноменальное проявление поведения человека, нежели его сердечные помышления, но Бог наблюдает сердце, а не внешнее поведение. Для Глассера, пока ты действуешь согласно установившимся моральным нормам, не имеет значения, во что ты веришь. Библия имеет дело со всей природой человека: как с тем, что творится у него на сердце, так и с тем, как это внешне проявляется.

Исследовав взгляды Глассера на реальность, ответственность и нормы поведения, мы приходим к выводу, что его система насквозь мирская, хотя внешне и напоминает библейскую. Метод терапии реальностью, не соответствующий Библии, состоит в исцелении психоэмоциональных расстройств посредством собственных усилий. Как в других психотерапевтических подходах, в центр мироздания терапия реальностью вместо Бога помещает самость. Эта система использует по-библейски звучащие понятия, к примеру понятие о любви, но ограничивает их мелким эгоцентрическим смыслом. Чтобы избавить человека от психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений, необходимы не принципы

УИЛЬЯМ ГЛАССЕР И ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Глассера, а библейская истина, библейская любовь и библейское поведение.

Христиане дали обмануть себя системе, которая уповает на мирские образы реальности, ответственности и норм поведения. Библия же описывает действительное положение дел, учит достигать высокой и постоянно возрастающей степени ответственности, характерной для подлинной религиозной жизни, отличая при этом добро от зла. Хотя психотерапевтический подход Глассера и выглядит по-библейски, автор выхолостил его, ибо по сути его концепция — антибиблейская, мирская и центрированная на самости.

Согласно принципам терапии реальностью, психотерапевт являет пациенту пример ответственного поведения и образцового достижения поставленной цели. Со своей стороны Библия учит, что образцом ответственного поведения выступает Христос, и наша цель — походить на Него и только на Него. Библия представляет Христа, а не психотерапевта, Христа, а не падшую человеческую натуру, Христа, а не самость. Всякий, попечительствующий о душах на основании Священного Писания, будет постоянно ссылаться и выказывать библейскую любовь, милосердие и добродетель в качестве библейской реальности, ответственности и норм поведения. Всякий, преподающий библейские истины, будет рассматривать Христа и Его подвиг в качестве образца поведения и ни в коем случае не себя и не собственные способности. Все это суть единственно подлинные, достоверные и надежные принципы сохранения психоэмоционального и поведенческого благополучия, поскольку они, эти принципы, исходят от Самого Творца вселенной и человека. Христианам следует решительно порвать с теорией и практикой терапевтических подходов, несущих в себе нечто по виду библейское, и обратиться к Слову — источнику духовного здравия всякого христианина.

ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Многие годы большой популярностью среди христиан пользовался метод трансактного анализа (ТА), исследующий влияние людей друг на друга в рамках межличностного взаимодействия. Ныне популярность этого метода пошла на убыль, хотя некоторые из его основных идей все еще востребованы в рамках эклектической психотерапии нашего времени. Чтобы выявить слабые стороны ТА, мы рассмотрим некоторые из концепций этого метода, в частности его четыре жизненных установки и ряд неподтвердив-шихся теоретических положений.

ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

течение всей жизни. Головной мозг, считаетХаррис, функционирует как высококачественный магнитофон. Именно эту метафору он использует в описании трансактного метода. В своей книге Харрис постоянно ссылается на зафиксированные в памяти человека переживания и крепко связанные с ними чувства, доступные для повторного воспроизведения в любое время в той же яркой форме, что и во время фиксации.

Харрис говорит, что уже в ранние годы ребенок фиксирует в памяти многотомный архив негативных переживаний и длительных безрадостных чувств, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние на развитие его личности, и так вплоть до смерти. С раннего детства негативный опыт ребенка фиксируется весьма устойчиво по мере предъявления родителями твердых требований вкупе с одобрением или неодобрением. Возьмем, например, приучение к горшку. Беспомощного ребенка заставляют сдерживать нужду в произвольном опорожнении кишечника, и тогда он, подчиняясь непреклонным требованиям родителей, приобретает новые привычки. Конфликт между естественными нуждами ребенка и родительскими требованиями зачастую ведет к побочным последствиям в виде негативных переживаний.

Четыре жизненные установки

ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Насколько точны наши воспоминания?

Многие считают, что память напоминает магнитофон, фиксирующий все случаи жизни и хранящий их в полной целости и сохранности. Однако современные исследования памяти не только развеяли этот миф, но и подняли множество вопросов о ходячих заблуждениях относительно процессов запоминания и воспроизведения.

На протяжении многих тысячелетий считалось, что память хранится где-то в голове человека. В цепком уме воспоминания хранятся, как в стальном капкане. Метафоры памяти были всегда метафорами сохранения: память хранится в оттисках на воске, в гравировке на камне, в записях карандашом, в подшитых папках, в фотоальбомах и т. д. За каждой метафорой стоит образ хранилища воспоминаний, где события прошлого откладываются на манер годовых колец в древесине. В нашей книге говорится о перевороте в науке, опровергнувшем подобное представление о памяти. Оказывается, память есть творческий, конструктивный процесс 12 .

Насколько точны детские воспоминания? Неужели живость воспоминаний является критерием адекватности и точности памяти? Вот что говорит швейцарский психолог Жан Пиаже о ярких зрительных образах из его раннего детства:

Я все еще могу представить себе следующую сценку, казавшуюся мне правдоподобной до пятнадцати лет. Я сижу в детской коляске, которую моя няня катит по Елисейским полям, и вдруг какой-то человек набрасывается на меня, чтобы похитить. Ремешок, стянутый вокруг меня, не поддается — няня отважно старается заслонить коляску от злодея. Тот царапает ее, и я все еще могу представить на ее лице, пусть и расплывчато, нанесенные им царапины. Вокруг толпится народ, подходит полицейский в коротком плаще и замахивается на злодея полицейской дубинкой белого цвета — тот пускается наутек. Я все еще помню в мельчайших подробностях всю эту сцену, и даже место этого происшествия возле

Обратите внимание на детали данного воспоминания и сопоставьте с тем, что вслед за тем говорит Пиаже. На самом деле эти яркие образы не имели никакого отношения к объективной реальности. Дело в том, что его няня, когда Пиаже было около пятнадцати лет, призналась:

Она выдумала всю историю от начала до конца, а царапины подделала, но мои родители поверили ей. В детстве я, должно быть, не раз

ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

слышал эту историю и в виде ярких зрительных образов спроецировал ее на прошлое 14 .

Память составляют образы, нечаянно услышанные разговоры, яркие сновидения, внушенный материал, продукты фантазии и воображения, как, впрочем, и реальные события. Однако со временем все это меняется. И даже в момент запоминания мы пытаемся заполнить лакуны при помощи воображения. Вот почему всякий раз, когда мы вспоминаем нечто, наше воспоминание обновляется чувствами, сопровождающими этот процесс, и воображением, заполняющим лакуны памяти.

Память сама по себе весьма податлива и пластична. В процессе воспроизведения событий прошлого она может трансформироваться. Доктор Элизабет Лофтус, известный исследователь памяти, говорит:

Со временем следы памяти при наличии должной мотивации и под влиянием специфических интерферирующих факторов, по всей видимости, могут трансформироваться или изменяться. Данные искажения иногда представляются весьма опасными, поскольку заставляют тебя припомнить то, чего никогда не было 15 .

Память остается несовершенной и в наиболее благоприятных условиях. Провалы в памяти творчески заполняются чем-то правдоподобным, возможным или вероятным. С учетом естественной предрасположенности человека к искажению следов памяти и реальной возможности наведения искусственных воспоминаний с помощью гипноза и других форм внушения христиане должны проявлять сугубую осторожность в отношении любых методов психологического консультирования и психотерапии, трансформирующих актуальное поведение личности посредством контроля над

бессознательной сферой через так называемое воскрешение подавленных воспоминаний.

Харрис утверждает, что люди становятся другими только в том случае, когда осознанно решают вырваться из рабства бессознательных процессов и собственного индивидуального прошлого. Иначе говоря, люди должны не только осознанно порвать с той или иной из числа первых трех жизненных установок, но и принять самостоятельное решение в пользу четвертой жизненной установки, чтобы впечатления, полученные ими в раннем детстве, перестали определять их актуальное поведение. За исключением этого волевого акта все корни в учении Харриса уходят во все тот же древний фрейдистский детерминизм.

ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

ния Фрейда. В поддержку данного положения Харрис цитирует Л. С. Кьюби, заостряя внимание на словах, выделенных им курсивом:

. В ранней стадии жизни, иногда в первые месяцы, а иногда чуть позже, часто создается центральная эмоциональная установка. Доподлинно известно, что к этой сложившейся в раннем возрасте центральной эмоциональной установке человек имеет тенденцию возвращаться до конца своих дней щ .

Харрис и христианство

Грех

Терапия реальностью (ТР) — психотерапевтический метод, разработанный известным американским психиатром Вильямом Глассером в середине 1960-х годов. ТР возникла как протест против популярного психоаналитического метода Фрейда, при котором врач годами копался в детских эротических фантазиях пациента. В ТР основной упор был сделан не на прошлые эмоциональные переживания клиента, а на то, что он реально делает в своей нынешней жизни, чтобы обеспечить эффективные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Ответственность человека за собственную жизнь

Очень часто психологи подробно расспрашивают своих пациентов, пытаясь найти в прошлом какие-то травмирующие обстоятельства, на которые можно было бы свалить его нынешние проблемы. К примеру, мать клиента была с ним недостаточно ласкова в детстве, поэтому, мол, 30-летний мужчина не способен выстраивать личные отношения с женщинами сейчас. Таким образом, вся ответственность за несчастную жизнь перекладывается на маму, папу, бабушку или иного значимого человека.

Люди находят разные способы уклониться от ответственности за свою жизнь, и многие неврозы, психосоматические заболевания и даже психозы являются традиционными попытками подобного рода. Врачи и психологи, практикующие ТР, помогают пациентам найти более эффективные способы взять свою жизнь под контроль, не зацикливаясь на прошлых комплексах и травмах.

Чего я хочу на самом деле?

Единственный шанс клиента улучшить свое состояние — это изменить СВОЕ собственное поведение, и если окружающие его люди поверят ему, они могут изменить свое поведение и дать клиенту то, на что он рассчитывает. Психологу же надо понимать, что под высказанными желаниями всегда лежат истинные потребности человека.

Терапия реальностью

Не стоит стремиться помогать клиенту получить буквально то, о чем он говорит. Необходимо определить, какие реальные потребности не удовлетворены, и работать именно в этом направлении. К примеру, за желанием приобрести большой черный джип может скрываться не стремление к мощному транспортному средству, а банальное желание, чтобы уважали и считались.

Тотальное поведение — что это?

Под тотальным поведением в терапии реальностью понимается синхронность четырех основных элементов целостного функционирования человека: двигательного, мыслительного, эмоционального и физиологического.

Любой человек обладает достаточным прямым контролем над двигательным и мыслительным компонентами и одновременно практически не властен над своими эмоциями и физиологией. Как бы ни претендовали различные медиумы и йоги на полный контроль над своим телом и психикой, все серьезные медико-биологические исследования опровергают такую возможность.

Терапия реальностью предлагает систему контроля эмоционального и физиологического состояния

Что полезного может взять из ТР непрофессионал?

В основе терапии реальностью лежит идея, что всё поведение человека им ВЫБИРАЕТСЯ и что не надо пытаться контролировать других людей, даже если вы пытаетесь делать это с добрыми намерениями. Вы не можете дать другому человеку ни любви, ни уважения, ни внимания. Все, что вы можете ему предложить, — это ИНФОРМАЦИЯ, что вы его любите, уважаете и т. п. А вот что он будет делать с этой информацией — это его выбор. Он сам будет решать, нужно ли ему то, что вы ему предлагаете.

Часто спрашивают: а что если мой ребенок (любимый, родственник) губит свою жизнь алкоголем, наркотиками, азартными играми? Что, я должен (должна) уважать и этот, разрушающий его жизнь, выбор? Да, должны. Кроме того, надо понимать, что этот безумный выбор когда-то был лучшим выбором, которым он смог удовлетворить свои психологические потребности.

Вам ведь, наверно, и в голову не приходило, что дружки-алкоголики прекрасно удовлетворяли потребность вашего мужа в уважении. Вы его пилили за пьянство, а они с пониманием выслушивали и поддерживали. И теперь, может быть, единственная ваша задача — дать близкому человеку максимум информации (вы можете донести эту информацию и своим поведением), что есть и другие способы достичь того же самого, не подвергая свое здоровье опасности.

Что касается профессиональной помощи, то тут большое значение имеет квалификация психолога, который должен уметь найти подходящие идеи и планы для пациента. Примет пациент эту информацию — хорошо. Но бывает, что человек отказывается принимать предложения специалиста, тогда что ж, это — РЕАЛЬНОСТЬ…


Созданная в 1960-е гг. Уильямом Глассером (р. в 1926 г.) терапия реальностью изначально предназначалась для пси-хокоррекционниой работы с молодыми правонарушителями. Основное назначение концепции – обучение пациента ответственному и реалистичному поведению в контексте реальности.

Основные положения концепции. Терапия реальностью У. Глассера (Glaser, Zunin, 1976) исходит из того, что поведение человека обусловлено его собственными решениями, а также учитывает некоторые позиции психодинамического подхода, поскольку автор концепции начинал как психоаналитик. У. Глассер полагает, что человек – самодетерминирующееся существо, обладающее основными психологическими потребностями: принадлежности, достоинства, свободы. Человек, безусловно, субъект собственной жизни, субъект мира, который он создает для самого себя.

Отсюда следует первое положение концепции: личность сама выбирает свою позицию – жертвы или деятеля.

Второе положение концепции: личность сама выбирает желаемый мир и желаемое поведение, осуществляя постоянный контроль над ними.

Третье положение концепции: успешность персонализации и позитивная личностная направленность – условие личностного здоровья.

Остальные положения делают акцент на личной ответственности, снижении значимости прошлого и выраженности реакции переноса (трансфера) в психологическом консультировании и психотерапии (не играть роль отца или матери в работе с подростками).

Цели психотерапевтической помощи. Главное – помочь пациенту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели – достижение личностной независимости, повышение уровня самосознания и разработка плана личностного совершенствования.

Позиция психотерапевта. Позиция психотерапевта или психолога-консультанта определяется как близкая к позиции учителя; кроме того, требуются также вполне определенные профессиональные качества: сенситивность, эмпатичность, способность быть требовательным и служить моделью поведения.

Техники психологического консультирования в рамках терапии реальностью. Представители терапии реальностью используют в качестве основного инструмента последовательную реализацию семи этапов (шагов) совместной с пациентом работы, которые в совокупности обеспечивают достижение психопедагогических целей.

1. Установить отношения с пациентом. Это означает уметь выслушать и проявить эмпатию и искреннюю заботу.

2. Помочь пициенту отойти от проблем прошлого и основное внимание уделить поведению в текущий момент.

3. Поощрять пациента к оцениванию его поведения. Важный момент здесь – помочь выяснить, помогает или мешает пациенту то, что он делает.

4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть прост, ясен, конкретен (что, когда, где, как).

5. Взять обязательство о выполнении плана (конечно, план должен быть реалистичным, т. е. выполнимым).

7. Быть жестким при необходимости, но избегать использования наказаний. И главное, ни в коем случае не отказываться от пациента, от работы с ним.

Предполагается, что эти семь этапов являются способом реализации основных целей психотерапии: развития ответственности, самоконтроля и позитивного поведения.

Концепция предназначена преимущественно для работы с трудными подростками, используется также в работе с заключенными. Однако в последнее время концепция терапии реальностью находит все более широкое применение в первую очередь там, где требуется краткосрочное, но эффективное психотерапевтическое вмешательство. При этом сфера ее приложения весьма широка: от суицидологических центров и военных госпиталей до школ, систем семейного консультирования, подготовки менеджеров и различных центров психологической помощи.

Обращает на себя внимание явно выраженный эклектический характер концепции, в которой сочетаются экзистенциалистские понятия и принципы (ответственность, достоинство), психодинамические (потребность в любви), когнитивистские идеи о структуре и способах субъективного конструирования представлений о мире, а также бихевиоральные средства обусловливания поведения.

Большая роль отводится личной оценке пациентом собственного поведения, которая, в сущности, есть не что иное, как интериоризация внешней социальноприемлемой нормы. Таким образом, данная концепция наиболее применима для систем образования, социальной защиты и даже пенитенциарных учреждений.

Глава 6
Классический психоанализ

Классические труды по технике психоанализа, написанные Фрейдом, Гловером, Шорпом, Гринсоном, равно как и более поздние работы (Thoma, Kachele, 1992), – лишь путеводные нити на трудном пути практического психоаналитика.

Техника психоанализа является сплавом теории и опыта и у каждого врача сугубо индивидуальна.

Как стать психоаналитиком и трудно ли освоить метод психоанализа?

3. Фрейд, например, поначалу относился к этому вопросу оптимистически, полагая, что каждый, желающий заняться психоанализом, может достигнуть успеха, работая прежде всего над собой, изучая проявление собственного бессознательного, особенно сны.

В нашей стране психоанализом с лечебной целью может заниматься только врач, имеющий специальную подготовку.

Следует отметить, что основы психоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 80 лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ, внесено не было.

Известно, что Фрейд начал свою практику с гипноза. Потом использовал его в целях катарсиса. Техника катарсиса проста: он гипнотизировал пациента и внушал ему в состоянии гипноза, чтобы тот рассказал о происхождении каждого из своих симптомов. Пациент отвечал серией воспоминаний, что обычно сопровождалось бурным аффектом. В конце сеанса Фрейд внушал пациенту, чтобы он забыл все свои воспоминания.

Примерно в 1892 г. Фрейд осознал, что возможности погружения пациентов в гипноз небезграничны. Он встал перед выбором: либо отказаться от катарсиса как метода лечения, либо попытаться применять его без сомнамбулической стадии гипноза. Опыт показал, что пациента можно заставить вспомнить многие события из его жизни путем простого внушения. Фрейд приказывал пациенту лечь на кушетку, закрыть глаза и сконцентрироваться. Затем он надавливал на лоб пациента рукой и настойчиво внушал, что воспоминания должны появиться.

В 1896 г. Фрейд полностью отказался от гипноза, а в последующем и от внушения, перейдя к интерпретации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процедура свободных ассоциаций.

Сейчас свободная ассоциация является основным методом получения информации от пациента в ходе психоаналитического лечения, точно так же, как интерпретация этой информации является наиболее важным инструментом аналитика.

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, в том и заключается, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам, которые вызывают вытеснение (репрессию), и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Хотя в последние годы границы психоаналитических исследований расширяются в области психологии, социологии и даже истории, тем не менее теория и техника психоанализа базируются преимущественно на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Поэтому, чтобы понять технику психоанализа, необходимо ориентироваться в психоаналитической теории неврозов.

Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.

Супер-Эго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на стороне Ид. Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность.

Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта, т. е. воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго. Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, обмолвках, ошибочных действиях и пр.

Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-либо мысли и без всякой логики высказывать их врачу. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Вторым важным источником материала для психоанализа являются реакции переноса. Психоаналитики считают, что больной неврозом бессознательно ищет объекты, на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос, в понимании психоаналитиков, – это освобождение от прошлого, точнее, ошибочного понимания настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту разобраться в прошлом и настоящем, принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.

6.2. Техника психоанализа

Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, анализ материала пациента и рабочий альянс.

6.2.1. Продуцирование материала

Основными способами продуцирования материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.

Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется в форме симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный – антипатии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Невроз переноса может быть купирован только аналитическим путем; другие методы лечения лишь изменяют его форму.

Сопротивление. Это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Оно действует через Эго пациента, и, хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления, чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления и сопротивляется его анализу; во втором случае пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему, и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является перевод «Эго-синтоничного сопротивления в сопротивление, чуждое Эго. Как только это достигается, пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Возникшая в 1960-е годы терапия реальностью основное внимание уделяет тем выборам, которые совершают люди и которые могут изменить их жизнь. Она сосредоточивается на двух основных факторах: на окружении, необходимом для проведения консультирования, и на процедурах, приводящих к изменениям (Wubbolding, 1998). Как правило, создание благоприятного, безопасного окружения является необходимым условием желаемого изменения. Безотносительно к этому, терапия реальностью является гибким, благотворным, мощным и действенно-ориентированным подходом консультирования. В целом терапия реальностью подчеркивает значение удовлетворения психологических потребностей, разрешения личностных проблем и является профилактической по своей природе. Создатель теории – Уильям Глассер (Glasser).

Уильям Глассер

Уильям Глассер родился в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году. Он был третьим, самым младшим ребенком в дружной семье. Он описывал свое детство как счастливое и небогатое событиями. Сам Глассер не придавал большого значения событиям прошлого, что отразилось и в его теории. В школе он играл в музыкальном ансамбле, очень увлекался спортом. Окончив в возрасте 19 лет Case Institute of Technology no специальности инженер-химик, он начал работу над дипломом по клинической психологии. Глассер получил магистерскую степень в 1948 году, но его докторская диссертация была отклонена. Затем он поступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году.

Глассер переезжает со своей женой, Наоми Джудит Силвер, в Калифорнию для прохождения в UCLA (The University of California at Los Angeles) психиатрической ординатуры, которую он закончил в 1957 году. Поначалу он надеялся основать частную психиатрическую практику, но вскоре обнаружил, что количество направлений к нему как к специалисту оказалось ничтожным из-за его открытого противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению. Поэтому он принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правонарушителей – школе для девочек в городе Венчура, неподалеку от Лос-Анджелеса.

Читайте также: