Теория возникновения психики а н леонтьева с четким выделением критерия психического кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики.А.Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм(критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм(согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм(согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическимстимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическимстимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения.

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности— собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью(она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом.

Адаптивное значение психики - психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

22.Стадии и уровни развития психики животных. Биологические предпосылки человеческой психики. Сравнение психики животных и человека.

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии:

1. стадию элементарной сенсорной психики;

2. стадию перцептивной психики;

3. стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикойспособны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий

Животные с перцептивной психикойотражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей.

стадия интеллекта – характеризуется ещё более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами

Все сказанное до сих пор об инстинктах животных чрезвычайно важно для понимания биологической предыстории специфически человеческих форм поведения. К ним относятся прежде всего язык и общение животных, а также использование ими орудий.

В заключение перечислим главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека.

1.Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А. Гелъба:"Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек" [цит. по: 68, с. 5].

2.Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться "идеально" представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.

3.Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4.У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры.

Перечислим основные задачи психологии в контексте классического науковедения и следуя в логическом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией:

1. Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробноописать психологические феномены, отметив их разнообразиеи многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория,эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуютобъективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастуюдля установления и подтверждения фактов нужны напряженныеи длительные изыскания.

2. Вследствие знания фактов логически вытекает более сложнаязадача — установление закономерностей или законов обнаруженныхявлений. Это означает переход от описания, даже красочногои исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, кнахождению причинно-следственных отношений. Потому установленныезакономерные феномены могут быть воспроизведены, провереныдругими исследователями.

4. Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и самойсложной) задачей науки является практическое использование,грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь.При этом поднимается большое количество сопутствующих вопросов:социальных, организационных, экономических, методических.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом —психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют,какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях.Поэтому классификация разделов психологии является очень условной,пересекающейся, меняющейся. Итак, перечислим основные разделы современного психологического знания:

• Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде.

• Социальная психология рассматривает массовидные явленияпсихики и само отношение, взаимодействие социального и психического,индивидуального и общественного в психике личности.

• Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ееразвитие от зачатия человека до его смерти.

• Педагогическая психология имеет своим предметом психику(учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса(обучение и воспитание).

• Психология труда (исторически первое название — психотехника)изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельностии включает в себя немало практически самостоятельных разделов.торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

• Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики,использующей объективный язык, языковые системы в качествевнутреннего средства. Разработанные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

• Дифференциальная психология исследует всевозможные различияпсихики людей: индивидуальные, типологические, этнические,в том числе и те, которые как бы задействованы в других,ранее перечисленных разделах.

• Психометрия (в нашей стране — математическая психология)рассматривает вопросы математического моделирования психики,проблемы измерения в психологии, способы количественногоанализа результатов психологических исследований.

• Психофизиология направленно изучает основополагающеесоотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологиивысшей нервной деятельности и психологии.

• Медицинская психология исследует психику в условиях болезни:душевной или телесной.

• Близко к предшествующим располагаются разделы специальнойпсихологии, связанные с изучением и восстановлением психикив условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого,олигофренопсихология.

• История психологии имеет своим предметом не простой ходвремени, не хронологию чьих-то жизней и публикаций, а содержательнуюисторию создания, развития, преемственности или забвенияпредшествующих взглядов, подходов, школ научного психологическогознания.

• Изучением психики животных занимается сравнительная психология,или зоопсихология, многие разработки которой составляютнеобходимый базис для исследования психики человека.

Возникновение психики. Критерии психического отражения.

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезеразработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ниодну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновенияпсихики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникаетлишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействий с ней.

В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов — раздражимости. Раздражимость — это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, чтоорганизму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий — тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи — психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения.

Критерии психического отражения:

- Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

- Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей.

- Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих — человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются объективные устойчивые свойства этой действительности и которые не зависят от отношений к ней субъекта.

Сознательное отражение биологические беспристрастно, поэтому его можно назвать в некотором смысле объективным.

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.

Как коллективный труд сделал возможным и одновременно необходимым возникновение сознания?

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву – получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий.

В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий . У людей появилась необходимость говорить друг с другом: обозначать словом те или иные действия, предметы, отдавать своеобразные приказы партнеру по совместным действиям и т.д.

Слова стали не только обозначать конкретный предмет или действие, но и обобщать собой похожие действия, предметы и явления.
Усложнялся труд, сложнее становился язык.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Решение данной проблемы принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурно-историческую теорию развития психики.

Работал Л. С. Выготский в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка – нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Наконец, он внес существенный вклад в психологию искусства.

Психикой называют системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), делающее возможным активное отражение особенностей окружающего мира, построение картины этого мира и саморегуляцию поведения субъекта на этой основе.

Психика формировалась в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле.

Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом.

Теории в естествознании о возникновении психики.

Нейроприхизм. Существует также такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизма.

А.Н. Леонтьев о психике.

Пример. Наличие чувствительности можно констатировать в эксперименте с одноклеточными, чувствительными у теплу, но не чувствительными к свету, проведенным немецким ученым Ф. Брамштедтом. Ф. Брамштедт стремился выработать временную связь у туфелек между светом как биологически нейтральным (маловалентным) раздражителем и теплом, которое вызывает реакцию избегания. Одноклеточных (инфузории) поместили в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в холодном конце камеры. Однако, если в течение длительного времени освещать нагретый конец камеры и затемнять ненагретый, положение дела меняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчас приобретает для них значение сигнала к повышению температуры. Индивидуальное поведение простейших, резко отличающее их от растений, изменяется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают. Тем не менее, эти опыты критиковались за то, что в них не было учтено изменение химизма воды при подогреве (возможно, что туфельки реагируют не на свет как на абиотический стимул, а на химическое раздражение как на вполне биотический стимул). Другие аналогичные опыты дали отрицательный ответ на вопрос о возможности ассоциативного научения у простейших.

Появление чувствительности, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.У человека существует пять внешних чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность.

Стадии развития психики

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие стадии развития психики животных[1]:

- сенсорная (отражение отдельных свойств биологически-значимых раздражителей); большинство кишечнополостных, низшие черви и губки.

Вместе с тем в отдельных случаях у простейших все-таки можно проследить более или менее выраженную реакцию на биологически нейтральный стимул. Опыты Ф. Брамштедта.

А.Н. Леонтьев связывал появление перцептивной психики с переходом к наземному образу жизни и поэтому считал, что у рыб как низших позвоночных еще нет перцептивной психики. Однако дальнейшие исследования показали, что рыбы обладают элементарной перцептивной психикой.

Исследования К. Э. Фабри и других зоопсихологов показали, что перцептивная психика (пусть и в элементарной форме) присутствует даже у высших беспозвоночных (высшие членистоногие и головоногие моллюски), хотя у них по-прежнему большую роль играет и элементарная сенсорная психика. Одним из доказательств наличия у насекомых перцептивного отражения мира являются факты восприятия ими геометрических форм. Особенно впечатляющими были опыты известного специалиста по поведению животных Н.Тинбергена.

Вокруг входа в норку роющей осы выкладывались в виде круга сосновые шишки — и некоторое время оса прилетала в норку, окруженную шишками. Когда оса, отложив яйца, вылетела из норки, она сделала ориентировочный облет и, видимо, круг был запечатлен ею в соответствующем образе. Пока она отсутствовала, экспериментатор переложил круг из шишек на новое место. Вернувшись, оса искала норку в центре круга на новом месте.

- интеллектуальная (является вершиной психического развития животных и выражается, прежде всего, в умении животного решать наглядно-действенные задачи).

В качестве третьей стадии развития психики А. Н. Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности.

Характеристики деятельности животных на этой стадии:

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки.

Более подробную периодизацию филогенеза психики, представленную Леонтьевым, позднее уточнил К. Э. Фабри.

1. Стадия элементарной сенсорной психики (элементарные формы чувствительности) – стадия включает два уровня: низший (развитая раздражимость - способность изменять физиологическое состояние при внешнем воздействии, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, инфузории-туфельки, большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) и высший (наличие элементарных ощущений, главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы; черви, улитки).

2. Стадия перцептивной психики – стадия перцептивной психики включает в себя 2 уровня:

низший (отражение внешней реальности в форме целостного образа предмета, рыбы), членистоногие (молюски), пчелы, осы, муравьи.

высший (элементарная форма мышления, птицы, млекопитающие)

Известны доказывающие это остроумные опыты с показом обезьяне какого-нибудь привлекательного для нее фрукта (например, банана), который затем опускался в ящик. Подбежав к ящику и обнаружив там вместо банана салат или капусту (менее привлекательный корм), обезьяна еще долго с жалобными криками искала показанный ей ранее банан. Это говорит о том, что животные способны не только воспринимать мир в форме целостных предметов, когда они имеются в наличном восприятии, но и представлять их в отсутствие таковых.

3. Стадия интеллектуальной психики (появление ориетировочно-исследовательской фазы в поведении, способность решать практические задачи) (обезьяны, собаки, дельфины).

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции. Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор).

Н. Н. Мешкова[2] предлагает (в соответствии с идеей К. Э. Фабри и, как выяснилось относительно недавно, в соответствии с положениями ранее не публиковавшихся исследований А.Н.Леонтьева) выделить в развитии интеллекта низший и высший уровни . Соответственно главным критерием интеллекта является отражение не целостных предметов, а ситуаций, т.е. отношений между предметами, которое возникает в ходе соответствующей деятельности (двухфазной, опосредствованной некими — пусть и примитивными — орудиями и т.п.)1.

4. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку.

Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями.

Психика, по мнению А.Н. Леонтьева, имеет большое значение в процессе адаптации животного к среде обитания и выполняет ряд функций:

Функции психики:

1.Отражение окружающей действительности,

2. Сохранение целостности организма,

3. Регуляция поведения

Т.о., главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесение её с потребностями носителя психики.

Для полноценного функционирования психики человека необходимы следующие условия:

1. Полноценная деятельность мозга;

2. Постоянное взаимодействие с окружающим миром (пример, изменение психической деятельности в случае сенсорной депривации, социальной изоляции);

3. Взаимодействие с людьми и объектами культуры.

Итак, психика - системное свойство высокоорганизованной материи (мозга). Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким другим способом. Будучи специфической формой отражения, психика возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим.

Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие нарушения психической деятельности

— страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Физиологические механизмы, лежащие в основе психической деятельности, были исследования и описаны в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

И.М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие.

Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности.

Пример рефлекторности психики. Механизм развития стресса


Стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены); продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь дренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям - атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии). Другая типичная черта стрессовой реакции - образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови.

Пояснения к схеме, представленной выше.


Гипо́физ — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост.

Эпифиз. Если гипофиз можно назвать командным пунктом всей эндокринной системы, то шишковидная железа — дирижер всей этой системы, своеобразные биологические часы.

Таламус — парное образование, составляющее основную массу промежуточного мозга (имеет около 120 различных ядер), получающий импульсы всех видов чувствительности, кроме обонятельных, и передающий их в кору больших полушарий и другие образования центральной нервной системы.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Читайте также: