Теория сновидений юнга кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данный сонник (всего здесь 1287 образов) является комбинированным. В основе его - научное толкование снов знаменитого психолога Густавуса Миллера на основе теории архетипов другого выдающегося психолога Карла Юнга - ученика Зигмунда Фрейда. В издании 1993 г., перед предисловием, находится глава "Некоторые мысли и высказывания Карла Густава Юнга о природе и значении сновидений". Но было ли на самом деле влияние К.Юнга на изыскания Г.Миллера - не понятно. Карл Юнг одно время сотрудничал с Зигмундом Фрейдом (иногда не совсе корректно пишут, что он был его учеником). Но потом отошел от него, т.к. не был согласен с его учением (впрочем, и сами ранние и поздние концепции З.Фрейда сильно отличались). Толкование снов Фрейдом сильно отличается от миллеровского. Например, абрикос трактуется как символ женской груди, акула и другие рыбы - как символ пениса. Были ли такие же трактовки у Юнга? Вряд ли.

Для "полноты картины" толкования Миллера на нашем сайте будут дополняться сведениями из народных и других известных сонников. Также заметим, что здесь содержится список снов по сокращенному изданию - и это оправдано. Вряд ли целесообразно включать все 10000 толкований Миллера - например, такие как аббат, абсцентная водка, август (кто-нибудь разве отдает отчет, в каком месяце видится сновидение?) и подобные маловероятные сновидения. Тем не менее, этот сокращенный сонник будет обязательно расширен за счет некоторых толкований из полного (например, уже добавлены: ёмкость, енот).

Алфавитный перечень сновидений также будет дополнен тематическими ссылками (те и другие указаы вверху каждой странцы), что сделает использование этого сонника весьма удобным.

Всего снов в этом сборнике (по буквам): на А - 32, Б - 81, В - 63, Г - 52, Д - 38, Е (Ё) - 6, Ж - 21, З - 43, И - 20, К - 133, Л - 43, М - 81, Н - 43, О - 72, П - 166, Р - 52, С - 119, Т - 55, У - 35, Ф - 19, Х - 23, Ц - 13, Ч - 23, Ш - 21, Щ - 2, Э - 6, Ю - 1, Я - 11. Итого - 1274 толкований.

Далее на этой странице:

  • Густав Мюллер и его сонник
  • Карл Юнг и его трактовка сновидений
  • Древние авторы о сновидениях
  • Теории сновидений
  • Толкователи сновидений в сети
  • Библиография по сонникам

Густав Мюллер и его сонник

Известный психолог Густав Хиндман Миллер (1857 - 1929) издал свой сонник во второй половине XIX века. Сонник Миллера оказался настолько удачным, что до сих пор остается одним из основных источников толкования сновидений по всему миру. Наши бабушки и дедушки ориентировались именно на этот сонник, как основной источник информации о сновидениях.

Густав Миллер создал его на основе многолетнего изучения влияния образов и сюжетов сна на дальнейшую судьбу человека. Он многие годы анализировал зависимость между одинаковыми сновидениями разных людей и дальнейшими событиями в их жизни. На основе этого появилось и приобрело известность толкование снов Миллера. По мнению Миллера, набор предметов и символов, которые мы видим во сне, не случаен. Он представляет собой зашифрованный код, разгадав который, можно предугадать некоторые события, которые ждут спящего в будущем. Проанализировав и систематизировав индивидуальные сочетания предметов, явлений и событий, увиденных во сне разными людьми, Миллер составил единую схему толкования, которая позволяет заглянуть в будущее и объяснить многие вещи, происходящие в реальности.

Сонник Миллера как книга, впервые был опубликован в издательстве "G. W. Dillingham", в городе Нью-Йорк, в 1901 году как "Whats in a Dream; A Scientific and Practical Interpretation of Dreams" и впоследствии был несколько раз переиздан. Теперь эта книга известна как "Сонник Миллера - 10 000 толкований ваших сновидений".

Карл Юнг и его трактовка сновидений

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах - один из ближайших сотрудников Фрейда (1856-1939). С 1911 по 1914 год - первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы - архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности - в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство [в т.ч., в древнейшее, например, евразийское]. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: "Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека - его психика - привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее. . Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сновидения и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы." [?]

Юнг считал, что в жизни человека сны играют весьма значительную роль: во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства, и, во вторых, способствуют развитию психических функций. Юнг также различал объективные и субъективные сновидения: первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца - его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти [банк архетипов], пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Древние авторы о сновидениях

Если боги любят людей, то они обязательно откроют свои замыслы через сон. (Цицерон)

В снах существуют некоторые моменты, способность которых предсказывать будущее сомнению не подлежит. (Аристотель)

В Библии (и в Старом и Новом заветах) представлено много случаев вещих снов. Греческие и римские классики и философы также свидетельствуют о множестве случаев вещих снов.

Гомер приписывал некоторым снам божественный характер. Платон соглашался с идеей, господствующей в то время, что во сне душа получает божественное откровение. Хрисипп написал труд о снах как о божественных предзнаменованиях. Он относился к искусным толкованиям сна как к истинным откровениям; но добавлял, что, подобно другим искусствам, в которых человеку приходится основываться на догадках и искусственно созданных правилах, здесь не избежать ошибок. Целые трактаты о сновидениях написали Феофраст и Стратон - ученики Аристотеля.

Теории сновидений

Ученые до сих пор не могут понять, как возникают сновидения и значат ли они что-нибудь. Сейчас в мире известно несколько теорий сновидений:

Однако главный научный сотрудник лаборатории передачи информации в сенсорных системах Института проблем передачи информации РАН Иван Пигарев полагает, что функционального предназначения сны не несут. Более подробно его теорию разъяснил руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова Александр Калинкин. Он говорит, что эта теория функционального предназначения сна не имеет отношения к образованию сновидений, а объясняет, для чего именно человеку необходим сон.

Известный ответ, что сон нужен для отдыха и восстановления сил — не отвечает на главный вопрос: почему же все это не происходит во время расслабленного бодрствования? Дело в том, что во время бодрствования мы преимущественно получаем информацию от экстрорецепторов — а зрения, слуха, обоняния, осязания – и обрабатываем ее. А во время сна в том же направлении идет информация от интерорецепторов внутренних органов, которая поступает в те же зоны коры головного мозга, которые отвечают за органы чувств и двигательную активность. Согласно этой висцеральной теории Ивана Пигарева, в этот период мозг занят обработкой не сигналов, поступающих из внешних сенсорных каналов , а сигналов, идущих от внутренних органов [интересно!].

Основная задача, которую мозг решает во время сна – это задача поддержания работоспособности организма. Сонливость и усталость – это сигналы о том, что у нас в теле (а точнее, во внутренних органах) накопилось какое-то количество "нерешенных проблем" и для их обработки требуется подключение мощностей "центрального процессора". Иначе говоря, нам необходимо перейти в режим сна и дать возможность мозгу разобраться с накопившимися запросами. Если этого своевременно не сделать, то могут начать возникать различные патологии.

При этом часть информации может проникать во время сна в кору головного мозга из окружающей среды, но вряд ли это может сформировать сновидения. Дело в том, что любая информация, которая была получена человека с момента его развития и даже до его появления на свет, имеет определенный след. Поэтому в сновидении заложено прошлое, настоящее и даже немного будущее. Но самих вещих снов не существует [противоречие с последним утверждением] - просто, например, если нам приснилось неприятное событие, связанное с каким-то местом или человеком, мы будем его избегать.

Толкователи сновидений в сети

    (научно обоснованное толкование снов)
  • Толкование снов на Астрологике: Сонники Миллера, Фрейда, Ванги, Нострадамуса, Лоффа, Хассе, Цветкова, Лонго, Менегетти, Странника, Английский, Исламский, Китайский, Семейный, Современный, Французский, Эзотерический, Эротический.
  • Мир снов на Сонники.ру Сонник Миллера. Сонник Фрейда. Интимный сонник. Сонник Дэвида Лоффа. Сонник мисс Хассэ. Сонник Ванги. Сонник Нострадамуса. Ассирийский сонник.

Библиография по сонникам

  • Густавус Хиндман Миллер. Сонник или толование сновидений. Научное и пратическое изложение того, что происходит во сне. изд-во "СПИКС", анкт-тербург, 1993.

Более расширенный вариант этого сонника (с другой версией предисловия и включением более редких и маловероятных снов - всего 10000 толкований) можно почитать на эзотерическом портале "Дом Солнца").

Также можете заказать эту книгу (под названием "Самый полный сонник Миллера") на Озоне за совсем умеренную цену.

сны по юнгу

Мы подошли к самой сути теории Юнга о сновидениях. Его ключевая гипотеза заключалась в том, что абсолютно все сны являются компенсацией. Роль сновидения состоит в том, что оно изменяет, уравновешивает и корректирует сознание, таким образом восстанавливается психический баланс, что в конечном итоге ведет к целостности. Сон компенсирует те аспекты личности, которыми мы пренебрегаем, и вносит равновесие в любую одностороннюю позицию. Например, застенчивый и незаметный мужчина часто видел сны о великих исторических деятелях, таких как Наполеон и Александр Македонский. Такие яркие встречи с историческими знаменитостями компенсировали его чувство собственной незначительности, которое всегда заставляло его вежливо держаться в тени.

Для чего нужны сны по Юнгу?

Компенсирующая функция сновидений — это психическое средство саморегуляции. Тело стремится поддерживать постоянную температуру, оно потеет, когда температура поднимается, или дрожит, когда температура падает. Так и психика стремится обрести индивидуальность, что становится возможным, только когда все ее компоненты находятся в равновесии и обретают целостность. Компенсация становится проявлением организующей, целенаправленной функции бессознательного, которое ощущает неустойчивость сознательной позиции. Оно находит или создает символы сновидения, которые могут урегулировать и уравновесить ситуацию, и таким образом, следуя указаниям бессознательного, сознание может достичь большей полноты.

Юнг оспаривал утверждение, что сны просто воспроизводят события предыдущего дня. Сны редко повторяют события в точности. Они округляют, добавляют или вычитают что–то. Юнг полагал, что такая трансформация — добавление, вычитание или округление (абсурдность сновидения) — носит компенсирующий характер. Компенсация расширяет фрейдистские представления об осуществлении желаний. Обе концепции признают, что часть содержания сновидений отвергается сознанием. Тем не менее их отличие состоит в том, что юнгианское сновидение стремится к целостности через гармонию и равновесие, а фрейдистское сновидение опускается до удовлетворения детских желаний. Первое предполагает интеллектуальную оценку, которая не нуждается в пересмотре, оно изобретательно и подвижно, а второе — слепой автомат.

С точки зрения Юнга, материал, полученный из бессознательного, может восприниматься даже болезненно, потому что бессознательное показывает спящему неприятные аспекты его жизни, на которые сам человек не хотел бы обращать внимание. Сны выражают то, что эго не знает или не понимает.

Классификация снов по Юнгу

Желая понять сновидение, Юнг всегда считал правильным спросить: какие позиции сознания требуют компенсации? Хотя компенсирующие сновидения и преобладают, существуют и другие сны. Они могут быть проспективными, архетипическими, экстрасенсорными или травматическими.

Прогнозирующие (проспективные) сны

Архетипические (большие) сны

Некоторые сновидения выходят за рамки того, что представляется важным для личности. Такие сны часто используют неожиданные и даже непостижимые символы (абсурдность сновидений), и их отношение к спящему трудно понять. Эти сны часто отличаются живостью образов, которая захватывает внимание. Люди годами хранят память о таких сновидениях и считают их своим богатством. Это архетипические сны. Их отличает уникальность, потрясающая сверхъестественность; эстетически богатая структура; геометрический, схожий с мандалой рисунок, мифологическое и метафизическое мышление; сильнейшее чувство понимания смысла, который они несут в себе.

Архетипические сны приходят из коллективного бессознательного и появляются в символической форме снова и снова в мифах, религиозных мотивах и сновидениях. Часто такие сны создают особый смысловой контекст, поскольку они являются ярчайшим невербальным и потому невыразимым опытом. Даже если сон непонятен, он обогащает опыт человека, потому что он больше похож на самодостаточные и осознанные видения, а не на лоскутное покрывало наших привычных снов, которые участвуют в реорганизации памяти.

Как понять архетипические сны?

Однако необходимо подчеркнуть, что чисто архетипический сон в некотором роде заблуждение. Несмотря на архетипическое содержание, во сне почти всегда присутствует некий личный элемент. Возможно, более правильно рассматривать не архетипические сновидения, а архетипические образы или мотивы, которые составляют сон. Сновидение, в котором есть один или несколько таких элементов, требует развернутого архетипического описания.

Юнг считал сновидение психической реакцией сознания на реальную ситуацию — события, мысли, эмоции, надежды, страхи и конфликты, которые переполняют жизнь каждого человека. Сон, говорил он, всегда содержит бессознательное дополнение или аспект, компенсирующий текущую жизненную ситуацию человека. Сознательная ситуация обычно возникает из опыта столкновения с комплексом или в результате проблемы, о которой сложилось неверное суждение. Ошибочными могут быть решение, позиция по отношению к другому человеку или самооценка.

Важность сознательной ситуации в анализе сновидений проявляется, когда одинаковые образы возникают в сновидениях разных людей. Можно ли интерпретировать такие образы одинаково для всех сновидений? Как Артемидор почти две тысячи лет тому назад, Юнг заявил, что обстоятельства спящего определяют анализ.

Как интерпретировать разные типы снов по Юнгу – метод объективной и субъективной трактовки

Когда контекст сна установлен, необходимо определить уровень, на котором сон станет понятным. Юнг утверждал, что сны можно интерпретировать как на субъективном, так и на объективном уровне. Субъективная интерпретация в этом контексте не имеет привычного оттенка чего–то мнимого, личного или иллюзорного. Вопрос стоит так: фигуры людей и событий предстают во сне такими же, как и в реальной жизни, или они отражают грани личности спящего?

Фигура считается объективной, когда появляется во сне как реальный человек, который находится в реальных отношениях со спящим. Она субъективна, когда ее появление во сне отражает какую–то часть личности самого спящего. Объективный подход используется, если фигура сна — это человек, который важен для спящего, таким человеком предположительно может быть член его семьи или близкий друг. Но если фигура сна не особенно важна для спящего, предпочтительно использовать субъективный подход. Дальние родственники, если человек их давно не видел, исторические персонажи и даже незнакомые фигуры при интерпретации сновидения будут трактоваться субъективно. Эти люди становятся персонификацией какой–то части личности спящего.

Другой критерий для выбора объективной или субъективной интерпретации — это манера, в которой изображается фигура сна. Если некто хорошо знакомый спящему проявляется с фотографической точностью ( таким как есть), фигура сна интерпретируется объективно. Но если сон рисует фигуру неточно, то заведомо ложные черты, скорее всего, принадлежат самому спящему или отражают его поведение в конкретной ситуации.

Субъективная интерпретация сновидений уже не столь противоречива, как тогда, когда Юнг впервые предложил ее в качестве альтернативы объективному подходу, тогда преобладавшему. Фрейдистский анализ трактует содержание сновидения в терминах нашего повседневного опыта, который непосредственно или в виде импульса направлен на других людей или внешние объекты. Многие из современных теоретиков сновидений, включая самих неофрейдистов, стали все больше использовать субъективную интерпретацию. Юнг был первым аналитиком, предложившим особый критерий для определения того, как следует понимать сон — объективно или субъективно.

Трактовка снов по Юнгу с помощью расширения прямых ассоциаций

Для понимания образов сновидения Юнг использовал метод расширения прямых ассоциаций, а не технику свободных ассоциаций, предложенную Фрейдом. В последнем случае, если во сне человек увидел быка, серия последовательных ассоциаций могла выглядеть следующим образом: корова, молоко, бутылка, ребенок, плачет, голодный. Согласно Юнгу, этот метод приводит к тому, что ум свободно блуждает, уводя человека в сторону от изначальных образов сна. Его метод прямой ассоциации не позволяет потоку мыслей отклоняться, снова и снова возвращая его к оригинальному образу.

Этот метод приводит человека к тому, что ассоциируется с самим образом быка — большой, сильный, опасный, племенной бык, — пока ассоциации не достигнут точки, где смысл образа сможет проявиться. Юнг соглашался, что свободные ассоциации могут привести к ценным психологическим открытиям, но эти открытия часто не имеют ничего общего с посланием, которое несет сон. Точно так же можно выбрать в словаре любое случайное слово и использовать его как начальный образ.

Юнг предпочитал расширение образов сновидения, технику, которая выявляет более широкий, а потому более глубокий смысл символов тем, что помещает их в мифологический и сверхличностный контекст. Первый шаг — изучение личных ассоциаций, связанных с образом сна, скажем, с образом быка. На следующем шаге определяется культурный смысл, связанный с этим образом. Образ быка для испанца обычно связан с кровавой схваткой и отличается по смыслу от того же образа в восприятии индуса, который каждый день видит, как быки свободно бродят по улицам. На более глубоком уровне расширения можно попытаться обнаружить архетипы, связанные образом.

В третьей фазе аналитику могут помочь конкретные сказки, мифы или религиозные практики. Для индуса это может быть бык Нанди, который нес на себе бога Шиву, и таким образом определяется религиозный элемент сновидения. Точно так же у древних египтян священный бык Апис почитался как реинкарнация бога Птаха, а в Персии бык был связан с культом Митры. Эти мистические связи помогают спящему обратиться к надличностным категориям его жизни. Далее в нашей книге мы рассмотрим особые архетипические образы, которые являлись Манишу Павле в юности и Кавите Найар перед ее замужеством. Эти поразительные сновидения были для них исключительно важны и стали поворотными моментами их жизни.

В чем разница трактовки разных типов снов по Юнгу и Фрейду?

Фрейд утверждал, что сны отражают прошлые конфликты, от которых человека нужно защищать. Он говорил: откройте мне ваши сны, и я покажу вам причину вашего беспокойства. А Юнг считал, что сны способствуют индивидуации. И потому он говорил так: откройте мне ваши сны, и я покажу, к чему вы стремитесь и что преграждает вам путь. Фрейд видел прошлое каждого из нас — детство. Юнг заглядывал дальше и видел будущее человека — зрелость. Оба утверждали существование и важность бессознательных аспектов разума, и оба считали, что сновидения несут в себе послания из бессознательного.

Фрейд решил проблему снов с помощью противопоставления явного и тайного содержания сна. Для него явный сон — только фасад, ложное или искаженное проявление основных тайных мыслей сновидения. Юнг не соглашался с ним и полагал, что внешний фасад и есть сновидение, и другого не существует. Он считал, что образы сновидения говорят сами за себя.

По Фрейду, сон сам по себе бесполезен, он лишь дает толчок свободным ассоциациям, которые приводят к единственно важному скрытому содержанию. Поэтому неудивительно, что Фрейд считал сновидение абсолютно асоциальным: оно никак не связано с кем–то еще; оно возникает внутри субъекта как компромисс между противоборствующими душевными силами; оно непонятно даже самому человеку, а потому неинтересно для других людей. Для Юнга сновидение может стать частью непрерывного диалога. Он советовал рассматривать сны как серию эпизодов, а не как отдельный эпизод. Так смысл символа может найти подтверждение в следующих снах. Диалог со сновидениями может предвосхитить будущие образы, так как весь процесс разворачивается последовательно, и все, что произойдет, связано с предыдущими образами — протосимволами. Поэтому Юнг полагал, что крайне важно вести дневник сновидений, в то время как Фрейд решительно отговаривал своих пациентов записывать сны.

Теории Юнга и Фрейда о функции сновидений и их методы интерпретации, похоже, отражают их собственный опыт сновидений. Сны Юнга — это связные повествования. Они отражают необыкновенно высокие уровни сознания и наполнены символами, мифологическими и/или сверхъестественными сюжетами и необыкновенно сильными эмоциями. Сны Фрейда — это нестройная череда личных воспоминаний и повседневных проблем. В интерпретациях Юнга сновидение предстает в виде единой метафоры, которая при расширении легко впитывает новый материал. Фрейдистский метод свободных ассоциаций пробуждает личные воспоминания, фрагментарные и разрозненные. Их окутывает зыбкий туман далекого прошлого.

Анализ сновидений Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Согласно гипотезе Фрейда, сны всегда содержат скрытые сексуальные символы. По Юнгу наоборот, даже самые сексуальные сцены сновидения могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с учением Юнга эти обвинения выглядят смешными: человека, который полагал, что в образ бога должно быть привнесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга, очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного, сведение всего к одному началу, будь даже оно столь важно, как сексуальная функция – нереалистично и ограничено.

Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидений. Его метод отличается великолепной разработанностью и многослойностью. В отличие от Фрейда и других исследователей того времени, Юнг, зная о необозримой силе бессознательного, утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (как отражение актуальной ситуации), но и конструктивно-синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своей имеет целью индивидуацию, и только неправильное понимание смысла сновидения может заставить личность регрессировать. В каждом сновидении есть некоторый посыл, который служит расширению сознания и его выходу на принципиально новый уровень.

Это достаточно легко понять, если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть с кошмарами? Кошмар имеет свою позитивную функцию: он выносит на уровень частичного осознания некий кризисный процесс, доселе находящейся в тьме неведения, и даёт сновидцу возможность осознанно работать с конфликтом, доселе полностью закрытым.

Рассмотрим этот тезис на примере. Мне в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие на всю мою жизнь:

Чтобы понять значение и смысл данного сновидения, необходимо разобраться, из чего же состояла жизнь сновидца до того, как ему это приснилось.

На тот момент я переживал достаточно сильную психологическую регрессию в детство, активно поощряемую матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени, когда приснился сон, я всё больше терял себя, наполняясь приятными фантазиями, уводящими от мира.

Вялое и безжизненное состояние компенсирует кошмар, который стал подлинным пробуждением. В сновидении я увидел свою актуальную ситуацию и истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны.

Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем. Здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией, несомненно, будет сам фон кошмара и потеря себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в данном случае была голосом индивидуации.

Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность анализировать свои сновидения по прошествии некоторого времени. То, что кажется непонятным или просто было упущено при первом анализе, через некоторое время может стать очевидным.

Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего (отсюда извечный интерес к сновидению как к внутреннему оракулу). Тем не менее, универсального ключа к ним нет, и анализировать сны, ставя акцент на их провидческую способность, ошибочно – можно запросто получить хороший невроз.

С точки зрения фрейдистской школы, нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и, к примеру, ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется, такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможным вместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для юнговской школы меч и ключ являются символами активного принципа бытия – ЯН, но проявляющиеся совершенно по-разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца, который видит, что убивает ножом женщину, и сновидца, который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными как проявление желания половой связи по меньшей мере ненаучно. В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна, и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии и предположить, что сейчас сновидец находится в фазе новых открытий себя или мира.

Другой стороной циркомамбуляции является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати, метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам, возникшим вследствие любого вида творческого воображения.

Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным и корнями уходит в бессознательное коллективное. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд и т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологии, то по мере обхождения у него неизбежно будут появляться ассоциации, связанные с архетипическим значением сновидения.

Рассмотрим, к примеру, сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции:

Часто бывает так, что по одному сну сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики сновидца. Наблюдая за снами, мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах, действующих в психике, и о природе его конфликта.

Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений, которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение – в зависимости от деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. Допустим, сновидения об участии в военных действиях могут означать активность тени. Чтобы понять суть такого сновидения, необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца, какие именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например, одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву, и, как показало время, это предположение оказалось верно.

Также на мотив тени указывает и тема преследования сновидца враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны тем, что происходящее является более близким к сознанию и более локальным психическим процессом. Бессилие против агрессивного нападающего может говорить и о вытесняемой агрессии и перфекционистских установках сознания, ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают сновидения, где тень предстаёт в образе чего-то очень грязного и омерзительного – читая сны викторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит, что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько в инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк – агрессию, корова – инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяют символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса олицетворяет скорее всего животную хитрость.

Распространенным мотивом в сновидениях является смерть сновидца. В большинстве случаев подобные сны можно интерпретировать как позитивный знак грядущего радикального преобразования, трансформации личности. Даже в картах Таро 13 аркан Смерть крайне редко предстает как смерть физического тела – напротив, речь идёт, как правило, о радикальной трансформации и изменениях в судьбе данного индивида. Незадолго до главного переживания в своей жизни – пробуждения кундалини, мне приснился следующий сон:

Важно, что смерть в этом сне всецело добровольная и служит некоему высшему процессу. Когда речь идёт об искусственной, принудительной смерти, трансформация может быть не так приятна и даже принудительно навязана бессознательным сопротивляющемуся, консервативному сознанию.

Достаточно сложной темой в сновидениях является секс. Мотив секса имеет огромное поле значений и в меньшинстве случаев является прямым указанием нереализованного сексуального желания. Принято считать, что секс в сновидении указывает на объединение, интеграцию с какой-то частью своей души, но опыт говорит, что это не всегда так.

А вот полёты в снах в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, но когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.

Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест: пейзажи детства, квартиры, с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаетесь инфантильны (либо в данной жизненной ситуации регрессировали) и не можете расстаться со своим прошлым.

Мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна, даже самого типичного – в любом обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.

Напоследок я приведу пару примеров из своего опыта, когда сновидения оказываются предсказывающими реальные события. Первый пример был на заре моего анализа у Сергея. Я увидел во сне своего старого знакомого по кличке SS . Уже это показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым – ни в позитивном, ни в негативном смысле. Так вот, мне снилось, что этот самый SS познакомил меня с новой компанией откровенных хулиганов. И во сне, наслаждаясь хаосом в чьём-то доме, я очень боялся, что в компании появится некий Андрей, и все узнают о моём прошлом.

Однако не стоит на основе своих сновидений каждый раз пытаться предсказывать. Прежде всего, сновидение отражает психологический процесс, и если, согласно закону всесвязности, этот процесс будет отыгран вовне, вы сами распорядитесь этим результатом. Сны – это точка опоры, поняв которую, можно перевернуть себя.

Густав Юнг потратил около полувека на то, чтобы познать тайны сновидений, определить их роль в жизни человека и оценить влияние на психику. Он выдвинул собственную теорию происхождения грез, сформулировал смелую идею об архетипах и коллективном бессознательном. Сонник Юнга помогает разобраться в себе путем расшифровки важных посланий от подсознания.

Карл Густав Юнг

Кто такой Юнг

Карл Густав Юнг – это знаменитый швейцарский психолог и психиатр, основатель аналитической психологии, автор концепции психологических типов. Он активно интересовался оккультизмом и пытался дать научное объяснение паранормальным явлениям. Результатом деятельности ученого стали сотни научных статей, книг, диссертаций, в которых он пытался познать и объяснить тайны человеческой души.

Юнг рос в непростых условиях (развод родителей, постоянные депрессии матери, напряженные отношения с отцом) и был весьма необычным ребенком. Он считал, что имеет две личности, одна из которых принадлежит современности, а другая – прошлому. Он был замкнутым и постоянно придумывал какие-то игры и ритуалы, не понятные ни детям, ни взрослым. Именно в детские годы была заложена мыслительная база, которая легла в основу идей архетипов и коллективного бессознательного.

Конфликт с Фрейдом

В начале своего научного пути Юнг тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, вдохновлялся его идеями. Но со временем ученые разошлись во взглядах на бессознательное, что стало поводом для серьезного конфликта и полного разрыва между учеником и наставником.

Фрейд считал бессознательное животной частью души, которую человек постоянно пытается подавить (первобытные инстинкты, низменные желания). Юнг же рассматривал бессознательное как кладезь ценных духовных знаний, как проводник к реальной жизни. То есть его следует не подавлять, а наоборот – исследовать и выпускать наружу.

Отношение к личности

В отличие от большинства психологов Юнг отрицал влияние опыта и окружающей среды на человека. Он считал, что индивид с самого рождения имеет готовый портрет личности, определяющий модель поведения на протяжении всей жизни. Причем он формируется не случайно, а наследуется от предков (вплоть до древнейших времен).

Юнг считал, что этот набор черт бесконечно повторяется в отдельных людях. Это что-то сродни реинкарнации. Только речь идет не о перерождении человека, а о постоянном повторении определенных психологических структур. Это то, что заставляет индивида определённым образом воспринимать те или иные события, реагировать на них.

Отношение к сновидениям

Толкование снов – это важная составляющая аналитической психологии Юнга. Ученый считал, что грезы – это некая параллельная реальность, над которой властвует бессознательное. Человек не просто видит сон, а как бы живет в нем без возможности повлиять на зрительные, звуковые и эмоциональные образы. То есть индивид как бы живет двумя жизнями, в одной из которых он проявляет активность (реальность), а в другой – выступает в качестве пассивного наблюдателя (сон).

Сон

Расшифровка сновидений по Юнгу – это не предсказание будущего. Это попытка докопаться до глубин своей сущности. Ученый считал, что грезы могут отражать сознательные установки или указывать на искаженное восприятие действительности. Иногда грезы свидетельствуют о психических расстройствах или проблемах самореализации. Часто видения отражают неосознанные проблемы или реальные переживания.

Функции сновидений

В психологии Юнга сны рассматриваются как неотъемлемая часть существования личности. Им приписывается пять важных функций:

  1. передача информации от бессознательного к сознанию;
  2. восстановление гармоничной работы сознания, нарушенной внешними факторами;
  3. реакция на актуальные жизненные ситуации, их детальная проработка;
  4. уменьшение психического напряжение, установление эмоционального равновесия;
  5. компенсация недостатка ярких живописных образов в скучной обыденной жизни.

Ранняя теория свободных ассоциаций

На начальных этапах карьеры Юнг считал, что внимания заслуживает лишь центральный образ сна. Те ассоциации, которые приходят в голову индивиду при мысли об этом образе, и являются ключом к толкованию видения. Таким образом, человек познает свои внутренние блоки и зажимы, получает ключ к их устранению.

Но со временем ученый пришел к выводу, что смысловая нагрузка грез гораздо шире, нежели индивидуальные рамки личности. В процессе формирования и расшифровки снов важно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное. Иногда истина кроется не в личных ассоциациях, а в сюжетах и символах, имеющих древние мифологические корни.

Классификация сновидений по Юнгу

Юнг условно разделил сны на три типа. Первые, предметные, он считал несущественным. Это видения о каких-то повседневных событиях и людях из окружения индивида. По сути это просто отражение действительности, не несущее в себе каких-то сигналов и подсказок.

Третий тип – это архетипические сны, которые расшифровываются через систему символов. Здесь вступает в действие так называемое коллективное бессознательное. Начиная с древнейших времен, формировались определенные образы (архетипы), имевшие устойчивые ассоциации. Например, дерево – это жизнь, ребенок – чистота и невинность, тень – что-то дурное. Таких архетипов тысячи и значение их в человеческом сознании остается неизменным из поколения в поколение.

Прогнозирующие сны

Юнг не усматривал никакой мистики в том, что некоторые люди видят во сне будущее. На самом деле каждый человек на подсознательном уровне знает, как будет развиваться его жизнь. Это знание исходит из логики происходящих событий и накопленного опыта. Просто не все хотят и умеют прислушиваться к глубинным сигналам.

Например, ежедневно поднимаясь и спускаясь по старой скрипящей лестнице, человек понимает, что в какой-то момент она сломается, но почему-то игнорирует очевидное. Ежедневно проживая какие-то события и эмоции, индивид также может предвидеть исход. И если он будет игнорировать очевидное, в критический момент подсознание даст ему картинку будущего.

Важно понимать, что прогноз, увиденный во сне, не является окончательным. Подсознание просто показывает, каким будет будущее индивида, если он продолжить мыслить и действовать по старой схеме. Иногда достаточно небольших усилий, чтобы повернуть жизнь в более благоприятное русло.

Читайте также: