Теория символического интеракционизма мид и блумер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центральное понятие социологической теории Дж. Мида — межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимодействий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом.

Символический интеракционизм — это взаимодействие индивидов с помощью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих индвидов.

Ч. Кули взаимодействие людей считал производным от их представлений друг о друге. Общество, состоящее из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не социальной реальностью, а как бы совокупностью представлений об этой реальности, т. е. о людях, их связях, предметах реального мира и т. д.

Эти идеи развивал Г. Блумер (1900-?). Он утверждал, что индивид, наделяя окружающих людей и объекты смыслом, таким образом творит мир. Для него мир таков, каким он его себе представляет. Отсюда следует, что социальное действие — это скорее конструирование, чем реакция, отклик на стимулы внешнего мира.

Общество для Г. Блумера не объективная реальная структура, где человеку подобает знать свое место (как у Т. Парсонса, например), а постоянный процесс взаимодействий между конструктивно творящими индивидами. Эти индивиды, взаимодействуя, создают ситуации. От того, как они интерпретируют эти ситуации, и зависят их индивидуальные или коллективные действия (а не от того, что какие-то внешние социальные силы вызывают определенное поведение индивидов).

Как видим, в символическом интерационизме личность не только не теряется, а более того — приобретает самодовлеющие значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на основе символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире, а не от действительного положения вещей.

Среди современных представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3 Символический обмен

3 Символический обмен Символический обмен важен для меня как процесс, стирающий любые привычные нам границы между явлениями, процесс, в пространстве которого все модальности ценности, следовательно, могут функционировать лишь на грани своего рода неразличимости. Термин

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: МИФ О ПЕРВОНАЧАЛЕ

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ В современных общественных формациях нет больше символического обмена как организующей формы. Они, конечно, одержимы символическим — как своей смертью. Именно потому, что оно больше не задает форму общества, оно и знакомо им лишь как

Общая политическая экономия / Символический обмен

Общая политическая экономия / Символический обмен Критика общей политической экономии (или критическая теория стоимости) и теория символического обмена — это одно и то же. Это основание революционной антропологии, (отдельные) начала которой были даны марксистским

5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Исторический и символический подход к анализу сказок

Исторический и символический подход к анализу сказок Известный исследователь волшебной сказки В.Я. Пропп, изучавший исторические корни волшебной сказки, проводит взаимосвязи сказки и социального строя, обряда,

Исторический и символический подход к анализу сказок

Исторический и символический подход к анализу сказок Известный исследователь волшебной сказки В.Я. Пропп, изучавший исторические корни волшебной сказки, проводит взаимосвязи сказки и социального строя, обряда,

Символический язык сновидений

Символический язык сновидений Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полезно провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что

Символический типологизм, или Средневековье внутри нас

Символический типологизм, или Средневековье внутри нас На самом деле замысел книги совсем не прост, что видно с первых строк Введения, напоминающих о том, что углубление в Средневековье означает столкновение с чем-то совершенно иным, непостижимым. Мы утратили

Символический язык сновидений

Символический язык сновидений Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полезно провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986) .

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

-- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства);

-- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

-- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события);

-- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).




Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986) .

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

-- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства);

-- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

-- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события);

-- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.

Всимволический интеракционизм это социологическая теория, которая также связана с социальной психологией и антропологией. Его основная цель - изучение общества на основе общения.

Этот ход мысли оказал большое влияние на изучение СМИ. Символический интеракционизм является частью течений интерпретативной парадигмы, которая стремится изучать социальные взаимодействия с точки зрения каждого из тех, кто в них участвует.

Символический интеракционизм впервые появился в Чикагской школе в 1920-х годах. Его появление было связано главным образом с развитием систем коммуникации, демократии и иммиграции европейского происхождения.

Его основными областями исследований были отношения человека с его сообществом, человеческая экология и важность интерпретации в человеческом общении.

Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру

Блумер суммировал свои идеи о символическом интеракционизме в единственной книге, в которой он говорил о трех основных предпосылках этого течения:

  • Люди ведут себя определенным образом по отношению к другим людям или объектам в зависимости от того, что они им придают. Эти значения полностью субъективны и не обязательно должны соответствовать социальным нормам.
  • Значения, которые наделяются объектами и людьми, возникают в результате взаимодействия каждого из нас с ними. Следовательно, эти значения не являются неотъемлемыми и могут быть изменены.
  • Смыслы конструируются и модифицируются в процессе интерпретации, который имеет место, когда человеку приходится взаимодействовать с тем, что обнаруживается.В этом процессе человек выбирает, трансформирует и упорядочивает значения, которые даются каждой вещи.

Блумер вывел эти идеи на новый уровень, заявив, что общество - это не что иное, как взаимодействие между людьми, которые его составляют. Следовательно, социальная реальность не является чем-то осязаемым, а существует только в человеческом опыте.

Эта идея вызвала у него много критики, поскольку некоторые социологи считают, что подход Блюмера носит чисто теоретический характер и не может быть применен в реальной жизни.

Предпосылки символического интеракционизма по Миду

Джордж Мид, еще один из пионеров теории символического интеракционизма, сосредоточился на том, как люди относятся к объектам вокруг нас и к другим людям. В своих трудах он выделил в основном два типа символических взаимодействий:

Общим для этих форм взаимодействия является то, что они основаны на символах, общих для всех участников процесса коммуникации; в противном случае обмен информацией между ними был бы невозможен.

Игра

Точно так же в процессе игры дети могут больше узнать об окружающих их предметах и ​​их полезности для них. Эти игры становятся все более сложными по мере того, как дети взрослеют и лучше понимают свое окружение.

Язык

Что касается языка, Мид описал его как общение с помощью значимых символов. Используя этот процесс, человек может усвоить отношение других к себе. Таким образом, этот социолог считал язык одной из самых основных опор общества.

По словам Мида, язык - это также основной способ, с помощью которого люди создают собственный образ. Это происходит в процессе символического взаимодействия при общении с другими людьми.

Предпосылки символического интеракционизма по Гоффману

Основополагающие принципы символического интеракционизма по Гоффману следующие:

  • Люди, в отличие от других живых существ, обладают способностью думать.
  • Эта способность думать зависит от социального взаимодействия.
  • Посредством социального взаимодействия люди узнают символы и значения, которые позволяют им использовать свою способность мыслить.
  • Люди способны изменять свои значения на основе их интерпретации каждой ситуации, которая влияет на их образ действий.
  • Люди способны вносить эти изменения, потому что они также способны взаимодействовать друг с другом. Это позволяет им рассматривать различные варианты действий, изучать их преимущества и недостатки и выбирать тот, который, по их мнению, даст им наилучший результат.
  • Набор действий и взаимодействий - это то, что формирует человеческие общества.

В дополнение к этому, Гоффман сделал символический интеракционизм более доступным для большинства населения, объясняя идею символов как роли, которые каждый из нас играет во время наших социальных взаимодействий.

Предпосылки символического интеракционизма по Веберу

Его основная идея по этой теме заключалась в том, что люди действуют, основываясь на своей интерпретации окружающего мира, того, что происходит с ними и с самими собой.

Следовательно, чтобы понять мотивацию человека, необходимо больше узнать о символах, с которыми он оперирует.

Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:

  1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;
  2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;
  3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.

Символическое взаимодействие

По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.

Структура личности по Миду

Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов.

Готовые работы на аналогичную тему

Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости - способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог выделяет два аспекта формирования самости:

Самость в своем развитии проходит две стадии:

  1. стадию игры (play) - игра ребенком ролей, которые не являются его собственными (например роль отца или доктора);
  2. стадию соревнования (game) - участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников.

Интерсубъективность в символическом интеракционизме

В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:

Читайте также: