Теория самодетерминации деси и райана кратко

Обновлено: 06.07.2024

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Самотерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличии от подкрепленных реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Данное понятие даст возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), то есть позволяет избежать абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории Деси считается, что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно способствует развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.

Несамодетерминированное поведение полностью обусловлено физическими или физиологическими причинами или средой. Несамодетерминированным можно назвать поведение-привычку, негибкое поведение или поведение, контролирующееся эмоциями, которые препятствуют выбору и гибкому использованию информации. Потеря самодетерминации происходит в случаях, когда человек перестает осуществлять намеченные действия, либо не осознает, с какой целью те или иные действия им осуществляются. Авторы выделяют два типа такого поведения, причем оба типа могут быть и адаптированными, и неадаптированными, в зависимости от конкретной ситуации.

Автоматическое поведение оно с трудом поддается перепрограммированию, поскольку определяется неосознаваемыми мотивами, которые изменить трудно.

Автоматизированное поведение определяется мотивами, которые могут быть осознаны, поэтому оно более гибкое и может быть неадаптировным только в течении короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на Самодетерминированное.

Типы поведения, которые содержат награду в себе самых (такие как игра, исследование и т.п.), обьеденяются, понятием компетентностью связанным, в свою очередь, с понятием внутренней мотивации.

Переживание компетентности понимается как один из типов внутренней удовлетворенности, достигаемой человеком, и обеспечивающей развитие. Предполагается, что человека есть внутренняя психологическая потребность в чувстве компетентности при взаимодействии с внешней средой. Эта потребность имеет адаптивную ценность и не связана с биологическими влечениями. Она является основой направленного устойчивого поведения, в котором совершается выбор. Компетентность и самодетерминация (автономия) - первостепенные психологические потребности, лежащие в основе внутренне мотивированной активности.

Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Ее можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений. Мотивация не основывает, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремиться к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой.

Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее является активность сама по себе. Десси считает, что внутреннее мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой.

Одной из составляющих теории самодетерминация является понятие воли. Воля как способность сознательного выбора детерминант поведения с необходимостью включает в себя внутреннюю потребность в компетентности и самодетерминации. Основой воли является внутренняя мотивация, человеческая потребность быть компетентным с самодетерминацией в отношениях со средой. Воля, в свою очередь, разрешает конфликты между потребностями, подчиняя себе последнее.

Автономия в развитии. Для здорового развития ребенку необходим автономный тип взаимодействия со средой, когда значимые взрослые обеспечивают установку на свободный выбор и решение задач без явных границ и ограничений. Это важно для того, чтобы ребенок научился взаимодействовать со средой и контролировать собственные импульсы. Поэтому одним из существенных факторов развития, считают Райан, Деси и Грольник, является свобода. Для осуществления целостного и гармоничного развития необходимо, чтобы человек стремился к большим и малым целям, действовал и рос в условиях борьбы и принимал решения, будут ли с ним происходить изменения или нет. В этом процессе чрезвычайно важны проявления потребностей в компетентности и автономии (самодетерминации). Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека.


  1. Направленность на автономию (взрослые поддерживают собственную инициативу ребенка, дают возможность выбора, самостоятельно решать проблемы и т.п.)
  2. Структура (взрослый выполняет для ребенка роль проводника в среде и обеспечивает необходимое поле, в котором могут осуществляться различные операции.)
  3. Включенность (взрослые уделяют ребенку время, внимание и предоставляет ему возможности делать открытия, разведывать новые места или проявлять себя).

Окружение с самого рождения диктует ребенку правила и нормативы. Важно то, как это происходит и каким образом ребенок усваивает эти правила и ограничения. В процессе социального научения не только приобретается комфортность, но и происходит процесс превращения внешних требований во внутреннюю регуляцию – через процесс интернализации. Интернализация – это переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутреннюю (Райан, Деси, Грольник). Будучи интернализированными, изначально внешние результаты поведения человека могут стать частью его внутреннего мира, и соответствующее поведение больше не будет требовать внешних подкреплений. Но для полной интернализации, или интеграции, необходимо, чтобы человек не только принял в себя процесс регуляции, а еще и сделал его своим собственным.

Чем выше степень автономии, тем сильней связь с эмпатией, тем выше моральные принципы и позитивнее отношения с другими людьми.


  1. Межличностные взаимодействия:

    • награда, связанная с выполнением задачи;
    • позитивная обратная связь;
    • самоуправление;
    • контроль со стороны других;
    • информация;
    • влияние коммуникатора на контекст ситуации.

  2. Индивидуальные различия:

    • половые различия;
    • личностные особенности воспринимающего.

  3. Регуляция с помощью не средовых, а внутриличностных средств (Деси, Райан)

Теория когнитивной оценки содержит в себе четыре основных предположения.

Предположение 1. Внешние события, релевантные инициации и регуляции поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемый локус каузальности этого поведения.

Предположение 2. Внешние события будут влиять на внутреннюю мотивацию личности при выполнении активности, связанной с оптимальным уровнем задач, в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемую компетентность личность на воспринимаемую компетентность личности в контексте самодетерминации.


  1. Информационный – в качестве обратной связи об эффективности выбора, который усиливает внутренне воспринимаемый локус каузальности и, следовательно, повышает внутреннюю мотивацию.
  2. Контролирующий, проявляющийся как оказание различными способами давления на поведение, мысли и чувства, что приводит к контролю над его функционированием. Этот аспект усиливает внешне воспринимаемый локус каузальности, что подрывает внутреннюю мотивацию и обеспечивает подчинение или сопротивление внешним силам.
  3. амотивирующий, который означает, что эффективность не может быть достигнута, и обеспечивает функционирование без мотивации, что связано с усилением воспринимаемой некомпетенции и подрывом внутренней мотивации.

Воспринимаемый локус каузальности определяется авторами как когнитивный конструкт, представляющий степень с которой человек является самодетерминированным при планировании и осуществлении какого-либо поведения. Локус каузальности может быть внешним и внутренним. Внутренне воспринимаемый локус каузальности существует, когда поведение переживается как инициируемое или регулируемое информационными событием, происходящим внутри или вне личности. Внешне воспринимаемый локус каузальности существует когда поведение видится инициируемым или регулируемым контролирующим событием, происходящим внутри или вне личности.

Авторы выделяют три типа мотивационных субсистем:


  • принятие решений (самодетерминацию) в поведении;
  • эффективное управление своими мотивами;
  • внутренние воспринимаемый локус каузальности;
  • чувство самодетерминации в качестве награды;
  • высокую степень воспринимаемой человеком собственной компетентности в высокий уровень самооценки;
  • и самодетермированное (выбранное), и автоматизированное поведение в качестве многочисленных автоматизированных подуровней;
  • главенствующую роль внутренних сигналов при идентификации эмоций. Эмоции определяют поведение вместе с информацией, исходящей от среды и из памяти. Происходит интуитивная и феноменологическая оценка эмоций, которые рассматриваются как источник информации при выборе поведения.

  • склонность реагировать скорее на внешние чем на внутренние стимулы;
  • поведение, при котором награда от него отделена;
  • чувства, скорее сопровождающие активность, чем спонтанно проявляющиеся в ней:
  • внешне воспринимаемый локус каузальности;
  • поведение, контролирующееся наградой, а не собственным выбором человека;
  • более низкий, чем и внутренне мотивированных людей, уровень самооценки;
  • автоматическое и автоматизированное поведение;
  • эмоции больше связаны с внешней ситуацией.

  • восприятие отсутствия взаимосвязи между поведением и результатом или наградой, поэтому вследствие недостижимости результатов активность отсутствует;
  • очень низкий уровень воспринимаемой компетентности;
  • очень низкий уровень самодетерминации;
  • очень низкий уровень самооценки;
  • наличие чувства беспомощности, некомпетентности, неконтролируемости, поскольку человек недооценивает собственную способность к самодетерминации;
  • эмоции блокируются.

Три мотивационные субсистемы или три мотивационных процесса соответствует трем различных типах убеждении о природе причинности. Можно говорить о существовании трех различных личностных каузальных ориентаций.

Внутренняя каузальная ориентация. Люди с такой ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. При наличий внешней награды действие внутренней и внешней мотивационных субсистем смешиваются, и в этом случае внешне мотивированное поведение является выбранным. У внутренне каузальной личности нет самообвинения в случае неудачи. Имеет место гибкое поведение и чувствительность к изменениям среды.

Внешняя каузальная ориентация. Для таких людей характерны стремления к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и постоянно производят различные реакции. Стремясь достичь все новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его внешних показателей. Неудачи в попытках достижения самодетерминации приводят к постоянным стрессам. В результате контроля внешней мотивационной субсистемы происходит самообман человека, что проявляется в формировании экстернального и безлично ориентированного типов. Личность верит только в некоторые, не всегда реалистичные представления о себе и действует соответственно им, а противоречащая этому информация остается в подсознании и блокируется.

Сочетание первых двух стадий является критическим периодом для развития самодетерминации, для которой важны как воля, так и автономия.

Вторые две стадии - критические для развития чувства компетентности.

Изменение ориентации в течении жизни связанно с переживанием их эффективности. Самыми важными для развития ориентации является первые двенадцать лет, поскольку именно в этом возрасте формируется базовая ориентация, которая впоследствии подтверждена лишь незначительным изменением.

К наиболее авторитетным и разработанным теориям субъектной причинности относится также теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана.

Теория самодетерминации – плод научного сотрудничества двух психологов, профессоров факультета психологии Рочестерского университета (США) Эдварда Диси (E.Deci) и Ричарда Райана (R.Ryan), а также их многочисленных учеников и коллег. Э.Диси и Р.Райан вот уже более 30 лет работают в продуктивном диалоге, разрабатывая подход, первоначально возникший из экспериментов по влиянию денежных вознаграждений на внутреннюю мотивацию деятельности [Deci, 1971] и постепенно превратившийся в масштабную макротеорию человеческой мотивации и личности, отвечающую не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывающую, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения.

Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. По мнению авторов, гипотеза о существовании внутренней потребности в самодетерминации "помогает предсказать и объяснить развитие поведения от простой реактивности к интегрированным ценностям; от гетерономии к автономии по отношению к тем видам поведения, которые изначально лишены внутренней мотивации". В последних работах этих авторов на первый план выходит понятие автономии. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Центральными для теории самодетерминации являются:

· идея о трех базовых потребностях, лежащих в основе внутренней мотивации и обеспечивающих психологическое благополучие личности,

· идея о качественном своеобразии различных типов внешней мотивации, регулирующих поведение индивида,

· внимание теории к социальному контексту, учет его роли в проявлении разных форм мотивации и эффективном функционировании индивида.

Представление о трех базовых потребностях лежит в основе всех мини-теорий в рамках данного подхода, причем особое значение придается потребности в автономии; исходя из заботы об удовлетворении базовых потребностей, строятся и практические рекомендации. Мини-теории, постепенно возникая в процессе развития теории как кусочки единой мозаики, достаточно хорошо дополняют друг друга. На сегодняшний день теория самодетерминации состоит из пяти мини-теорий:

· теория базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT)

· теория когнитивной оценки (Cognitive Evaluation Theory, CET),

· теория организмической интеграции (Organismic Integration Theory, OIT),

· теория каузальных ориентаций (Causality Orientations Theory, COT),

· и самая новая, последняя по времени возникновения, – теория содержания целей (Goal Contents Theory, GCT).

Мини-теория, постулирующая существование у человека трех базовых потребностей – в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Согласно теории самодетерминации, удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие, оптимальное функционирование и здоровое развитие личности; напротив, их фрустрация приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.

Потребность в автономии означает потребность в наличии выбора и самодетерминации собственного поведения. Это универсальная потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я. При этом ощущать себя автономным в своем поведении, своей жизни не означает быть независимым от других. Потребность в автономии, очевидно, является центральной в теории самодетерминации.

Под потребностью в компетентности понимается стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей индивида средой.




Потребность в связанности с другими людьми означает желание иметь надежную связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими.

Поскольку эти потребности полагаются врожденными, изначально заданными у всех людей, вопрос ставится обычно не о степени выраженности каждой потребности, а о мере ее фрустрации (или удовлетворенности) со стороны окружения индивида.

Другим важным достижением теории самодетерминации, привлекающим интерес исследователей, является разработка предложенной в 1985 г. теории организмической интеграции , которая обращается к рассмотрению континуума внешней мотивации , с выделением особенностей каждого типа мотивации, его детерминант и механизмов. Пафос теоретиков подхода в этой области заключается в том, что важно не количество, а качество мотивации, именно оно определяет уровень настойчивости, результативность деятельности и психологическое благополучие. При рассмотрении континуума внешней мотивации выделяют четыре типа регуляции – экстернальная, интроецированная, идентифицированная и интегрированная регуляция, каждую отличает собственный тип интернализации и уровень автономии

В рамках третьей мини-теории, теории каузальных ориентаций, рассматривающей индивидуальные различия в поведении через выделение трех типов личностных каузальных ориентаций (автономной, контролируемой и безличной). Эта теория также тесно связана с идеей базовых психологических потребностей.

В соответствии с теорией каузальных ориентаций, развитие выраженной автономной ориентации имеет место в случае постоянного удовлетворения всех трех базовых психологических потребностей. Развитие контролируемой личностной ориентации происходит в случае частичного удовлетворения потребностей в компетентности и связанности при фрустрации потребности в автономии, а развитие безличной ориентации – в случае общей фрустрации всех трех базовых психологических потребностей. Каждый человек имеет все три ориентации, однако их степень выраженности у разных людей различается, что можно использовать в качестве предикторов различных психологических и поведенческих результатов, прежде всего психологического благополучия и типа саморегуляции деятельности.

К наиболее авторитетным и разработанным теориям субъектной причинности относится также теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана.

Теория самодетерминации – плод научного сотрудничества двух психологов, профессоров факультета психологии Рочестерского университета (США) Эдварда Диси (E.Deci) и Ричарда Райана (R.Ryan), а также их многочисленных учеников и коллег. Э.Диси и Р.Райан вот уже более 30 лет работают в продуктивном диалоге, разрабатывая подход, первоначально возникший из экспериментов по влиянию денежных вознаграждений на внутреннюю мотивацию деятельности [Deci, 1971] и постепенно превратившийся в масштабную макротеорию человеческой мотивации и личности, отвечающую не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывающую, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения.

Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. По мнению авторов, гипотеза о существовании внутренней потребности в самодетерминации "помогает предсказать и объяснить развитие поведения от простой реактивности к интегрированным ценностям; от гетерономии к автономии по отношению к тем видам поведения, которые изначально лишены внутренней мотивации". В последних работах этих авторов на первый план выходит понятие автономии. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Центральными для теории самодетерминации являются:

· идея о трех базовых потребностях, лежащих в основе внутренней мотивации и обеспечивающих психологическое благополучие личности,

· идея о качественном своеобразии различных типов внешней мотивации, регулирующих поведение индивида,

· внимание теории к социальному контексту, учет его роли в проявлении разных форм мотивации и эффективном функционировании индивида.

Представление о трех базовых потребностях лежит в основе всех мини-теорий в рамках данного подхода, причем особое значение придается потребности в автономии; исходя из заботы об удовлетворении базовых потребностей, строятся и практические рекомендации. Мини-теории, постепенно возникая в процессе развития теории как кусочки единой мозаики, достаточно хорошо дополняют друг друга. На сегодняшний день теория самодетерминации состоит из пяти мини-теорий:

· теория базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT)

· теория когнитивной оценки (Cognitive Evaluation Theory, CET),

· теория организмической интеграции (Organismic Integration Theory, OIT),

· теория каузальных ориентаций (Causality Orientations Theory, COT),

· и самая новая, последняя по времени возникновения, – теория содержания целей (Goal Contents Theory, GCT).

Мини-теория, постулирующая существование у человека трех базовых потребностей – в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Согласно теории самодетерминации, удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие, оптимальное функционирование и здоровое развитие личности; напротив, их фрустрация приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.

Потребность в автономии означает потребность в наличии выбора и самодетерминации собственного поведения. Это универсальная потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я. При этом ощущать себя автономным в своем поведении, своей жизни не означает быть независимым от других. Потребность в автономии, очевидно, является центральной в теории самодетерминации.

Под потребностью в компетентности понимается стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей индивида средой.

Потребность в связанности с другими людьми означает желание иметь надежную связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими.

Поскольку эти потребности полагаются врожденными, изначально заданными у всех людей, вопрос ставится обычно не о степени выраженности каждой потребности, а о мере ее фрустрации (или удовлетворенности) со стороны окружения индивида.

Другим важным достижением теории самодетерминации, привлекающим интерес исследователей, является разработка предложенной в 1985 г. теории организмической интеграции , которая обращается к рассмотрению континуума внешней мотивации , с выделением особенностей каждого типа мотивации, его детерминант и механизмов. Пафос теоретиков подхода в этой области заключается в том, что важно не количество, а качество мотивации, именно оно определяет уровень настойчивости, результативность деятельности и психологическое благополучие. При рассмотрении континуума внешней мотивации выделяют четыре типа регуляции – экстернальная, интроецированная, идентифицированная и интегрированная регуляция, каждую отличает собственный тип интернализации и уровень автономии

В рамках третьей мини-теории, теории каузальных ориентаций, рассматривающей индивидуальные различия в поведении через выделение трех типов личностных каузальных ориентаций (автономной, контролируемой и безличной). Эта теория также тесно связана с идеей базовых психологических потребностей.

В соответствии с теорией каузальных ориентаций, развитие выраженной автономной ориентации имеет место в случае постоянного удовлетворения всех трех базовых психологических потребностей. Развитие контролируемой личностной ориентации происходит в случае частичного удовлетворения потребностей в компетентности и связанности при фрустрации потребности в автономии, а развитие безличной ориентации – в случае общей фрустрации всех трех базовых психологических потребностей. Каждый человек имеет все три ориентации, однако их степень выраженности у разных людей различается, что можно использовать в качестве предикторов различных психологических и поведенческих результатов, прежде всего психологического благополучия и типа саморегуляции деятельности.

В психологии известно о теории мотивации, которую совместно разработали Эдвард Деси и Ричард Райан. В своей теории они рассматривали источники, которые влияют на внутреннюю мотивацию. В данной статье вы более подробно узнаете о теории автономии и самодетерминации.


Характеристика теории

Согласно теории самодетерминации, есть три базовые потребности:

  • самостоятельно держать под контролем свои деяния и поступки;
  • понимать, как стать эффективным и достичь чего-либо;
  • иметь крепкие связи и отношения с окружающими.

По мнению Э. Деси, самодетерминация оказывает большое влияние на внутреннюю мотивацию индивида, при этом на самодетерминацию очень влияет потребность в отношениях. Менее зависимой является потребность в компетенции.

Р. Райан подтвердил эффективное развитие автономии в том случае, когда в детском возрасте человек понимает, что он по-настоящему близок со взрослыми, являющимися для них очень важными.

Положения теории когнитивной оценки

Данная теория имеет три положения:

  1. Под первым положением подразумевается автономия, являющаяся очень важной для получения внутренней мотивации. Особое влияние на мотивацию оказывают внешние факторы, а также удовлетворение потребности индивида в автономии.
  2. Второе положение — влияние факторов извне и удовлетворение потребности в компетентности.
  3. Динамичное воздействие на мотивацию относится к третьему положению, так как происходящие события могут восприниматься по-разному. Событие может быть контролирующее, амотивирующее или информирующее.

Согласно Деси, всë, с чем сталкивается человек при определенных действиях, может проявляться в разнообразном значении. Именно оно и будет существенно влиять на мотивацию индивида.

К контролирующим событиям можно отнести те, которые заставляют личность вести себя определенным образом, а не так, как ему бы этого хотелось. К информирующим событиям относятся те, которые дают человеку свободу в своих действиях, при этом предоставляют необходимую информацию, относящуюся к деятельности. Амотивирующие события не несут в себе информацию и никак не влияют на удовлетворение потребностей.

Эксперименты

Деси провел определенные эксперименты, которые показали, что денежная награда может восприниматься индивидом как некий контроль. Эта награда не улучшает мотивацию, а снижает ее и приводит к изменениям результатов деятельности в худшую сторону. Деси смог доказать, что необязательно использовать какие-то внешние факторы для подкрепления деятельности. Этому может способствовать самоподкрепление, которое будет исходить от самого субъекта.

Читайте также: