Теория рекапитуляции холла кратко

Обновлено: 04.07.2024

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.

Общая черта био– и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.


Как думаешь, есть ли основания для того, чтобы сравнивать развитие ребенка с эволюцией человечества? Можно ли найти сходство? Каким бы ни был твой ответ, многие ученые довольно четко прослеживают параллели. Пример тому – теория рекапитуляции Холла.

Смысл теории рекапитуляции

девушка растягивается

Название теории происходит от латинского слова recapitulatio, что означает сжатое повторение. С точки зрения психологов, придерживающихся теории рекапитуляции, на каждом этапе развития личности можно обнаружить аналогию с историческим развитием всего человечества.

Одним из последователей этой гипотезы был Стенли Холл – американский психолог, живший в конце 19-начале 20 вв. Холл был первым исследователем, который сумел предложить стройную теорию развития человека, опирающуюся на знании истории и культуры.

Этому способствовали наработки, которые до него были сделаны Ч. Дарвином и Э. Геккелем. Последний стал известен, благодаря исследованиям эмбрионов 8 живых организмов, в том числе, человека, их сравнению и демонстрации сходства.

Холл пошел дальше. Опираясь на факт биологического сходства в развитии эмбрионов, он провел исследование становления уже родившегося ребенка. Сравнил его с с тем, как развивалось человечество, как вид, и как училось пользоваться орудиями труда, охотиться.

Исследование заняло порядка 10 лет. За это время Холл проанализировал тысячи рисунков, игр, страхов детей разного возраста, в том числе подростков. В работе использовал анкетирование.

В результате сделал несколько важных вывода:

  • Детское развитие проходит определенные периоды развития. Холл выделил 5 этапов.
  • Каждый период соответствует определенной эпохе человечества.
  • Развитие происходит под влиянием наследственных факторов.
  • Ребенок, который не сумел пройти этап становления, соответствующий его возрасту, как бы застревает на нем. В результате нарушается его развитие, появляются психические отклонения.
  • Для понимания того, как ребенок становится человеком, нужно сконцентрироваться на целенаправленном изучении детства. Холл предложил науку педология.

Возрастная психология. Теория рекапитуляции Стенли Холла.

Возрастная психология. Теория рекапитуляции Стенли Холла.

Теория рекапитуляции Холла, если рассматривать ее с точки зрения сходства развития ребенка и человечества, вызвала множество споров. С ее положениями был не согласен, к примеру, Л. С. Выготский.

Зато идея периодизации и выделения этапов личностного развития оказала огромное влияние на исследователей, которые искали логику становления человека, как личности и индивида. Среди них – З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон.

Этапы развития

С. Холл в своей теории рекапитуляции выделил 5 этапов развития ребенка, начиная с момента рождения до 20 лет.

Первая фаза

Эту фазу можно назвать фазой песочницы. Начинается она с рождения и продолжается до 5 лет.

Название связано с тем, что в этом возрасте дети активно исследуют мир. Они копаются в песке на пляжах, в песочницах, роются в земле. Лопатка и ведерко – постоянный атрибут их прогулок.

Ребенок привязан к родителям, он полностью зависит от них. Они являются для него авторитетом, даже несмотря на эмоциональные всплески кризиса трех лет, попытки обрести самостоятельность.

Исторически первая фаза соответствуют периоду собирательства растений. У человека того времени еще не было полного осознания себя. Люди передвигались и жили группами. Зависели от растений и того, смогут ли поесть и укрыться от непогоды.

В этом возрасте дети испытывают страхи. Они боятся остаться одни, пугаются темноты, незнакомого места. Нет доказательств, что именно этого мог бояться первобытный человек. Однако можно предположить, что это было так, ведь одиночество угрожало ему гибелью.

Вторая фаза

Среди других возрастных особенностей можно выделить:

Вспомни, как школьники начальных классов гоняются друг за другом. Кажется, что школьные коридоры превращаются в сумасшедший дом.

  • Появляется страх чужих, усиливаются переживания одиночества.
  • Ребенок начинает посвящать время рисованию, лепке. Объектом творчества становится природа, люди, животные, киногерои и герои книг. В художествах отражаются батальные сцены. Мальчишки начинают делать луки, рогатки, вырезают из дерева, склеивают модели.

В филогенетическом плане этой фазе соответствует период перехода к активной охоте. Огораживаются территории, определяются правила охоты. Чужаков подвергают гонениям. Большое значение приобретает ритуальная живопись.

Третья фаза

В возрасте от 8 до 12 лет ребенок проживает третью фазу развития. Для этого периода характерна агрессия, но в то же время отмечается потребность в месте, где можно получить защиту.

Дети строят домики, шалаши, отгораживают места в квартире, закрывают свои комнаты, чтобы обеспечить возможность уединения. Современный ребенок заводит свой аккаунт в соцсетях, скрывает его от родителей.

Для многих важным становится возможность ухаживать за домашним животным. Котенок, щенок, даже крыса – дети просят их у родителей на все возможные праздники. Приносят домой найденышей с улицы.

Тем самым раскрывается потребность заботиться о ком-то, стать для него важным, тем, кому подопечный может доверять, и кого можно безусловно любить.

Исторически подобные тенденции обнаруживаются в период развития земледелия. Человек начинает заботиться об урожае, посадках, одомашнивает диких животных.

Четвертая фаза

Подростки 11-15 лет бунтуют, ищут себя. Пережив период протеста, они начинают интересоваться наукой, творчеством. Проявляют себя в театральном искусстве, писательстве. Некоторые начинают заниматься общественной деятельностью.

К этому возрасту у девочек проявляется интерес к семье, домашнему очагу, садоводству. Многие мальчики еще ищут себя, экспериментируют, тянутся к науке.

Если смотреть на человечество, то это время развитого земледелия и религии. Человечество занимается развитием сельского хозяйства, животноводства, ремесленничества. Выделяется карающая и управляющая власть. Появляется церковь.

Пятая фаза

Возрасту 14-20 лет соответствует пятая фаза. Это время подростков и стремящихся к идеалам юношам. Человек начинает воспринимать себя не только с точки зрения личности, члена семьи или ученика. Возникает понимание необходимости выбора профессии и жизненного пути.

Осознается роль денег, материальных благ. Появляется желание работать и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Приходит понимание необходимости заботиться о самом себе, своем здоровье.

В историческом плане это эпоха развитой торговли и промышленности, т.е. современное общество, занятое заработками, исследованиями, производством.


Психология помогает нам понять не только самих себя, но и наших детей. Разгадать, как именно развивается человек, что им движет и в чем заключается суть детского мировоззрения, ученые старались с давних времен. Очень большой вклад в современную науку о детях, педологию, внес известный американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Его труды были созданы в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.

История создания

С начала своей карьеры Стэнли Холл стажировался в психологической лаборатории В. Вунда в качестве ученика. Его основным направлением изучения на тот момент была мышечная чувствительность и ее роль в восприятии пространства. После он начал заниматься детской психологией, а именно практическими проблемами школьников. В конце девятнадцатого века ему удалось организовать первую экспериментальную психологическую лабораторию на территории Америки. Именно там он начал исследовать психическое развитие детей.

основной биогенетический закон для объяснения психического развития

Особое внимание ученого привлекали подростки. На основе своих трудов он организовал выпуск первых журналов, посвященных данным проблемам в психологии. Не менее серьезный вклад Холл привнес в создание первых профессиональных сообществ психологов США. Именно он стал инициатором создания ассоциации психологов, куда он и пригласил Зигмунда Фрейда. Можно смело говорить о том, что Стэнли стал причиной зарождения американского психоанализа.

Известность

Но все эти достижения Холла меркнут по сравнению с его исследованиями психологического развития детей. Конечно, многих интересовала детская психология, но до этого никто не ставил ее как первостепенную и главную задачу в исследованиях. Именно Грэнвилл впервые заговорил о том, как психика человека развивается в процессе адаптации к определенной среде. За основу аналитических данных в основном брали в первую очередь общетеоретические и методологические проблемы развития психики ребенка. А Холл в качестве основного элемента анализа решил взять процесс становления психики конкретного подростка.

Изучение подростков

Для точности своих наблюдений психолог разрабатывал специальные опросники, которые помогали ему изучать различные психологические стороны юношей. Сразу он раздавал вопросы учителям, чтобы те передавали их детям. Они должны были показать, как подрастающее поколение смотрит на мир.

теория рекапитуляции в психологии

Спустя некоторое время решили создать отдельные опросники для родителей и педагогов, чтобы проверить, действительно ли онтогенез и филогенез проходят практически одинаково. Уникальность этих тестов была в том, что помимо проверки знаний, отношения к миру и к другим людям дети должны рассказывать о переживаниях, моральных чувствах, религиозных убеждениях. Также они затрагивали вопросы ранних воспоминаний, опасности и радости ребенка.

Закон Геккеля Мюллера

теория рекапитуляции с холла

Проводя свои исследования, Холл осознал, что лучше всего подходит для объяснения психического развития основной биогенетический закон. Его сформулировал ученик Дарвина – Геккель. Но в нем есть одна важная неточность, Геккель был убежден, что зародыш, пока существует в виде эмбриона, проходит все стадии, что и человечество за все время. По мнению же Холла, этот закон применим не только на ребенка в утробе, но и на развитие его психики уже в детском возрасте. И что построение психики малыша происходит по тем же принципам, что и у взрослого. Именно так и зародилась теория рекапитуляции С. Холла.

Основа теории

По мнению психолога, все этапы развития психики ребенка и их содержание заложено генетически, и именно поэтому человек не может избежать или проигнорировать какую-то часть ее построения. Труды Холла продолжил его ученик, Гетчинсон. Взяв за основу теорию рекапитуляции, он разбил процесс психического развития ребенка на конкретные периоды. В качестве главного критерия он взял способ, каким ребенок добывает себе пропитание.

грэнвилл стэнли холл

Иными словами, Гетчинсон решил, что способ добычи пищи является важным не только для биологического, но и для психического развития человека. Стоит отметить, что реальные факты изменения особенностей получения питания у детей полностью совпадали с теорией Холла. Таким образом, взяв за точку отсчета основной биогенетический закон для объяснения психического развития, он смог выделить пять основных фаз.

Основные фазы развития

Следует отметить, что границы фаз слишком размыты, и конец одного периода не совпадает с началом следующего:

  • Первая фаза проходит от рождения и до пятилетнего возраста. Дети постоянно роют и копают (например, игры с ведрами и лопатками в песочнице).
  • Вторая фаза - от пяти до одиннадцати лет. Тут преобладает охота и захват. Это проявляется в страхе чужих, проявлении агрессии, жестокости. Малыши начинают отстраняться от взрослых и играть втайне от других.
  • Третья фаза - от восьми до двенадцати лет. Ее назвали пастушеской. Она выражается в стремлении иметь свое собственное место. Причем оно должно находиться за пределами дома, где ребенок живет совместно с родителями. Также появляются первые признаки заботы и покровительства, которые дети проецируют на домашних животных. Кроме того, в этот период, особенно у девочек, появляется потребность в нежности и ласке.
  • Четвертая фаза - от одиннадцати до пятнадцати лет – земледельческая. В этот момент у ребенка просыпается интерес к природе, погоде, дети начинают заниматься садоводством и цветоводством. Также у них развивается осмотрительность и наблюдательность.
  • Пятая фаза - от четырнадцати и до двадцатилетнего возраста. Это развитие торговли и промышленности, или ее еще назвали стадией современного индивида. Ее основой является осознание роли денег, точных наук и обмен предметами, бартер.

Основные заключения разделения на фазы

Благодаря теории рекапитуляции и выводов Гетчинсона стало понятно, что начиная с восьми лет у ребенка наступает эра цивилизованного развития. Соответственно, именно этот возраст идеален для начала систематического обучения, в более раннем же возрасте это нецелесообразно в силу развития психики ребенка. Причем именно теория Холла позволила ему сделать вывод, что обучение нужно надстраивать на конкретную стадию психического развития.

Обучение детей

Основная идея теории рекапитуляции заключается в том, что ребенок обязательно должен пройти все стадии психического развития для нормального восприятия мира и здорового восприятия себя. Если же у малыша произойдет фиксация на какой-то стадии, то это станет причиной появления отклонений и аномалий в психике человека в будущем.

закон геккеля мюллера

По мнению психолога, взрослые ни при каких обстоятельствах не должны стеснять детей в проявлении инстинктов, поскольку это помогает ребятам пережить ситуации, заложенные генетически, вынести из них опыт и побороть детские страхи.

Педология

Это комплексная наука о детях, разработанная Холлом, основополагающей идеей которой является интерес к малышам специалистов разного рода. Она позволяла комплексно изучить все проблемы, возникающие при работе с детьми, начиная от вопросов здоровья малыша и заканчивая уровнем образования его родителей. Но со временем потребность так глобально изучать ребенка отпала и на первый план вышел психологический аспект.

онтогенез и филогенез

Теории и выводы, полученные благодаря практическим исследованием педологии, используются до сих пор во всех образовательных учреждениях. Таким образом, теория рекапитуляции в психологии стала основой для изучения и понимания развития детей. Многие ученые двадцатого века из разных областей науки интересовались педологией и даже посвятили ей жизнь. Решая детские проблемы, удалось избежать многих нарушений психики пациентов уже в зрелом возрасте. В целом Холл смог внести большой вклад в развитие современной детской психологии.

Заключение

Теория рекапитуляции смогла открыть завесу развития ребенка и его психики. Доказательство того, что это не только психологический, но и генетический процесс, позволило выяснить, что ребенок просто не способен избежать прохождения всех стадий развития, а любая фиксация или подавление их выражения зарождают психические проблемы на всю жизнь. Так взрослым стало проще понимать, когда приступать к обучению ребенка и в какие моменты нельзя запрещать ему делать те вещи, которые взрослым кажутся странными или ненужными.

основная идея теории рекапитуляции

Иными словами, можно смело говорить, что у Холла получилось объяснить многое в поведении детей. Взрослея, они должны пережить опыт всего человечества, а это, согласитесь, не так-то просто. И любые вмешательства в этот процесс могут оставить непоправимые последствия. Иными словами, Холлу удалось уберечь психику многих детей от бессознательного вреда со стороны взрослых.

Преформизм — это концепция, основанная на том, что особенности психического развития человека, его личностные характеристики формируются ещё при зачатии и обуславливают его поведение в течение всей жизни. Он относится к теориям нативизма, которые рассматривают движущие силы развития детской психики через призму наследственности.

Постепенно психология почти отошла от преформизма как от объяснения особенностей постнатального развития. На место этой концепции пришла позиция эпигенеза. Её приверженцы утверждают, что каждая последующая форма развития становится результатом определённой совокупности факторов. К ним относится предыдущий этап становления и среда, в которой развивается человек.


За что критикуют преформизм?

Исследователи, не разделяющие данную концепцию, аргументируют своё несогласие, выступая против:

  • биологизации — полного отождествлении психического развития с факторами, обусловленными генетической предрасположенностью;
  • игнорирования окружающей среды в развитии;
  • отсутствия учёта обучения и деятельности, которую проявляет ребёнок.

Теория рекапитуляции

Концепцию, которая гласит, что развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле, предложил Г. С. Холл. Выдвигая данное положение, учёный руководствовался теорией эволюции Дарвина и законом Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие отдельной особи) определяется как сжатое и краткое повторение филогенеза (становление вида).

Приверженцы концепции рекапитуляции позаимствовали положения биогенетического закона лишь отчасти. Они стремились рассмотреть через его призму особенности когнитивного, психического, эмоционального развития. По их мнению, стадии формирования психики индивида воспроизводят этапы становления психики далёких человеческих предков и ранних животных.

Теория трёхступенчатого развития К. Бюлера гласит, что психика ребёнка проходит те же стадии развития, что присущи поведению животных: инстинктивный, дрессировочный, интеллектуальный уровни. Эта идея перекликается с теорией созревания, согласно которой каждое новое поведенческое проявление обусловлено развитием конкретных участков центральной нервной системы. Теория же Холла говорит о повторении трёх циклов: филогенетического, антропогенетического и социогенетического.

Критика концепции рекапитуляции

Категорическое несогласие с теорией выразил Л. С. Выготский. Он полагал недопустимым сравнение филогенеза, онтогенеза и социогенеза, считая эти линии развития принципиально разными. Учёный был уверен, что человек, в отличие от животных, идёт по культурно-историческому пути. Он сам создаёт условия своего существования. Психолог негативно относился к наследственности как к определяющему фактору психического развития. Он настаивал на том, что отрицание воспитания и обучения в формировании когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сферы недопустимо.

Подвергал критике теории нативизма и С. Л. Рубинштейн. Он проводил параллели между онтогенезом и социогенезом, сопоставляя культурно-исторический опыт и характер познания мира ребёнком. Так, например, среди общих черт онто- и социогенеза он выделял логику познания от простого к сложному. К различиям относилась генерация и передача культурно-исторического опыта: в социогенезе он формируется, в онтогенезе — присваивается индивидом.

Вопрос развития человека достаточно сложен, так как здесь влияние оказывает комплекс факторов. Однако многое зависит от самого человека: если он хочет быть развитой и сильной личностью, то может устранить даже самые тяжелые факторы, мешающие развитию. В первую очередь в постоянном развитии нуждается мозг, ведь это главный орган, управляющий организмом. Постоянные тренировки мозга обеспечивают поддержание на нужном уровне всех когнитивных функций. Для этого удобно и эффективно использовать тренажеры Викиум.

Читайте также: