Теория поведенческих финансов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поведенческая экономика — это область экономики и близкие к ней области, например, теория поведенческих финансов, которые изучают влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений отдельными лицами и учреждениями, и последствия этого влияния на рыночные переменные (цены, прибыль, размещение ресурсов). Основным объектом изучения поведенческой экономики являются границы рациональности экономических агентов. Поведенческие модели, исследуемые в поведенческой экономике, чаще всего совмещают достижения психологии с неоклассической экономической теорией, охватывая целый ряд концепций, методов и областей исследования. Специалисты по поведенческой экономике интересуются не только происходящими на рынке явлениями, но и процессами коллективного выбора, которые также содержат элементы когнитивных ошибок и эгоизма при принятии решений экономическими агентами.

Содержание

История

Возникновение экономической психологии

Возникновение и развитие экономической психологии в 20 веке благодаря работам Г. Тарда, Дж. Катоны, Л. Гараи позволило модифицировать исходную модель человека: получили признание модели ожидаемой полезности и модели межвременной полезности, на основе которых стало возможно выдвигать доступные для проверки гипотезы о процессе принятия решений в условиях неопределенности и разнесенном во времени выборе. В ходе тестирования гипотез были обнаружены и многократно повторены аномалии выбора, которые в дальнейшем послужили развитию науки. В частности, лауреатом Нобелевской премии М. Алле был обнаружен парадокс, впоследствии названный парадоксом Алле: в исследованиях проблемы принятия решений, впервые обозначенной им в 1953 году, обнаружилось противоречие гипотезе ожидаемой полезности.

Даниэль Канеман

В 60-х годах XX века когнитивная психология начала проникать в тайны работы мозга, воспринимая его как устройство обработки информации в отличие от подхода бихевиористов. Психологи Уорд Эдвардс, Амос Тверски и Даниэль Канеман начали сравнивать их когнитивные модели принятия решений в условиях риска и неопределенности с экономическими моделями рационального поведения. Математическая психология давно интересовалась транзитивностью предпочтений и шкалами и методами измерения полезности (см., например, Д.Люче).

Теория перспектив

Межвременной выбор

Поведенческая экономика также изучает межвременной выбор. Межвременной выбор в значительной степени противоречив, как, например, показывает модель дисконтирования по гиперболе Джорджа Эйнсли (1975). Дэвид Лейбсон, Тед О’Донохью и Мэттью Рабин внесли свой вклад в развитие этой наиболее активно проверяемой гипотезы. Модель гиперболического дисконтированияописывает тенденцию дисконтировать полезность по гиперболически убывающей ставке. Простая модель дисконтирования предполагает, что если 1) полезность (Ut+1) в момент времени t+1 привести к моменту t, и субъект будет использовать ставку дисконтирования r1, и 2) полезность (Ut+2) в момент времени t+2 привести к моменту t+1, то субъект будет использовать ставку дисконтирования r2, то r1=r2. Гипотеза Эйнсли говорит о том, что r — функция вида гиперболы от t: чем ближе момент t к настоящему моменту, тем важнее для нас полезность, тем больше r. По мере отдаления получения полезности во времени стимул её получать практически исчезает, r убывает, и убывает очень быстро. Такое поведение ставки дисконтирования можно объяснить с помощью моделей субаддитивного дисконтирования, которые различают задержку и интервал дисконтирования: если интервал дисконтирования небольшой (выгода ожидается скоро), люди менее терпеливы в ситуации, когда срок наступил, а выплата откладывается. В последние годы исследователи указывают на то, что человек конструирует предпочтения при дисконтировании. Дисконтирование во многом зависит от ожиданий, фреймов, направленности внимания, направленности мыслей, настроения, символов и знаков, уровня глюкозы в крови, а также шкалы, используемой для описания того, что дисконтируется. Известные ученые ставят под сомнение тот факт, что дисконтирование, являясь основным параметром межвременного выбора, в действительности описывает, что именно люди делают, когда их выбор имеет последствия в будущем. Учитывая непостоянство ставки дисконтирования, это предположение может иметь смысл.

Другие области исследования

Методология

Поведенческая экономика в сравнение с экспериментальной экономикой

Важно отметить, что поведенческая экономика отличается от экспериментальной экономики, которая для изучения экономических вопросов использует экспериментальные методы, при этом не все направления экспериментальной экономики связаны с психологией. Несмотря на то, что многие из исследований изучают психологические аспекты принятия решений, эксперименты ставят целью объяснение действия институтов или являются предварительными тестами дизайна рыночных механизмов. В то же время, поведенческая экономика не всегда использует экспериментальные методы, во многом полагаясь на теорию и метод наблюдения.

Ключевые направления исследования

В теории поведенческих финансов и поведенческой экономике основополагающими являются три направления:

    : люди часто принимают решения исходя из практического правила, не обязательно логичного. (см. также статьи Когнитивные искажения и Ограниченная рациональность). : смысловая рамка, используемая человеком для понимания чего-либо, и действия в рамках этого понимания.
  • Рыночная неэффективность: ошибки принятия решений на рынке, проявляющиеся в установке неверной цены, нерациональном принятии решений, аномалиях расчета прибыли. Ричард Талер, в частности, описал особые рыночные аномалии с точки зрения поведенческой экономики.

Для объяснения волотильности рынка ценных бумаг Барберис, Шлифер, Вишни[16] и Дэниель, Хиршлифер и Субраманиам (1998), [17] разработали модели, основанные на экстраполяции и излишней самоуверенности, однако ведутся споры о данных, на которые исследователи основывались. Модели предполагают, что всем агентам присущи ошибки или предубеждения одинакового рода, таким образом, при агрегировании на уровне рынка они не исчезают. Это может быть свидетельством того, что большая доля агентов реагирует на один и тот же сигнал (например, мнение аналитика) или имеют одни и те же предубеждения. В более общем смысле, когнитивные искажения в совокупности могут оказывать серьезное влияние при социальном заражении идеями и эмоциями (вызывающем коллективную эйфорию или страх), что ведет к феномену стадного поведения или огруппленного мышления. Поведенческая экономика и поведенческие финансы основываются в равной мере на социальной психологии больших групп и на индивидуальной психологии. В некоторых поведенческих моделях небольшая девиантная группа способна оказывать существенное влияние на весь рынок в целом (e.g. Fehr and Schmidt, 1999).

Топики

Модели в поведенческой экономике, как правило, исследуют определенные рыночные аномалии и модифицируют стандартные модели неоклассической экономической теории, описывая принимающих решения лиц как использующих эвристику и подверженных влиянию фреймов. В целом, экономисты не выходят за рамки неоклассической экономической теории, хотя стандартное предположение о рациональном поведении зачастую подвергается сомнению.

  • Теория перспектив
  • Боязнь потери
  • Разочарование
  • Предубеждение статуса-кво
  • Ошибка игрока
  • Эгоистичная предвзятость

Фреймы

  • Фрейм
  • Ментальный учет
  • Эффект привязки

Аномалии в экономическом поведении

  • Эффект предпочтений
  • Эффект обладания
  • Неприятие несправедливости
  • Взаимная выгода
  • Межвременное потребление
  • Предпочтение текущего потребления
  • Импульсное инвестирование
  • Жадность и страх
  • Стадное поведение
  • Ловушка утопленных затрат

Аномалии в рыночных ценах и доходах

Критика

Критики теории поведенческой экономики, как правило, подчеркивают рациональность экономических агентов. [18] Они утверждают, что данные о поведении экономических агентов, полученные в результате экспериментального наблюдения, не в полной мере отражают реальные ситуации на рынке, так как возможности получения знаний и конкуренция на рынке гарантируют, по крайней мере, хорошее приближение к рациональному поведению. Также критики отмечают, что когнитивные теории, такие как теория перспектив, являются моделями принятия решений, и не способны отразить в целом экономическое поведение. Эти модели применимы лишь к единичным решениям проблем, предложенных участникам экспериментов и опросов. Сторонники традиционной экономической теории также настроены скептически по отношению к экспериментальным и основанным на опросах методам исследования, широко применяемым поведенческой экономикой. При определении экономических показателей экономисты обычно делают акцент на выявленные, а не заявленные в опросах предпочтения. Экспериментальные методы исследования и опросы подвержены системным ошибкам предвзятости, стратегического поведения и недостатка побудительной сочетаемости. Рэбин (1998) отклоняет все критические замечания, утверждая, что достоверные результаты, способные дать качественное теоретическое понимание процесса, получаются только при проверке в различных ситуациях и местностях. Сторонники поведенческой экономики в ответ на критику переключают свое внимание с лабораторных исследований на изучение экономических процессов в реальных условиях. Некоторые экономисты видят разницу между экспериментальной экономикой и поведенческой экономикой, однако выдающие экономисты — сторонники этих двух направлений используют, как правило, одни и те же техники и подходы при работе над общими проблемами. Так, например, в рамках поведенческой экономики активно изучается нейроэкономика, которая вся, по сути, является экспериментальной и не может использовать полевые методы. Сторонники поведенческой экономики отмечают, что неоклассические модели часто не способны предсказать результаты тех или иных процессов в реальности. Достижения поведенческой экономики могут изменять неоклассические модели. Эти скорректированные модели не только приводят к аналогичным прогнозам традиционных моделей, но и успешно используются в тех ситуациях, когда традиционные модели оказываются бессильны. Но не стоит преувеличивать возможности поведенческой экономики. Пока это лишь группа разрозненных феноменов, выявленных на практике. Стройной базовой теории, обобщающей и выстраивающей единую систему, в которую бы были вписаны все эффекты и когнитивные искажения, пока нет. Что является ещё одним элементом критики со стороны традиционных экономистов.

Теория поведенческих финансов

Топики

Модели

Некоторые финансовые модели, используемые в управлении денежными средствами и оценки имущества, включают в себя параметры поведенческих финансов, например:

  • Модель Талера, описывающая реакцию цены на информацию, включающая три фазы: недостаточная реакиця-адаптация-гиперреакция, которые создают тенденцию в движении цен

Критика

Критики, одним из которых является Юджин Фама, как правило, поддерживают гипотезу эффективного рынка. Они утверждают, что теория поведенческих финансов, скорее представляет собой набор аномалий, чем реальное направление финансов, при этом эти аномалии либо быстро вытесняются с рынка, либо объясняются строением рынка. Однако, индивидуальные когнитивные искажения отличны от общественных искажений; первые могут быть усреднены самим рынком, тогда как последние способны создавать позитивные обратные связи, продвигающие рынок все дальше от справедливой цены равновесия. Подобным образом, чтобы аномалия поведения нарушила рыночную эффективность, инвестор должен быть готов торговать вопреки аномалии, заработав при этом сверхприбыль. Для многих случаев когнитивного искажения это не так. В особых случаях критика проскальзывает в объяснениях загадки доходности акций. Спорным является тот факт, что её причина — барьеры входа (как практические, так и психологические). В частности, развитие электронных площадок открыло фондовую биржу для большего количества участников торговли, что снимает барьеры, но дивиденды по акциям и облигациям не выравниваются.[24] В ответ последователи поведенческих финансов заявляют, что большая часть личных инвестиций управляется через пенсионные фонды, сводя к минимуму влияние этих мнимых барьеров входа. Кроме того, профессиональные инвесторы и управляющие фондов владеют большим количеством облигаций, чем принято считать при данных уровнях доходности ценных бумаг.

Количественные поведенческие финансы

Чтобы понять тенденции в поведении человека, количественные поведенческие финансы используют точные статистические методы исследования. Маркетинговые исследования не содержат данных о том, что усиливающиеся предубеждения оказывают влияние на принятие маркетинговых решений. Среди ведущих исследователей этой области — Гундуз Кагинальп (главный редактор Journal of Behavioral Finance, 2000—2004), а также его соавторы: Нобелевский лауреат (2002) Вернон Смит, Дэвид Портер, Дон Валенович, Владимир Илиев, Ахмет Дюран, а также Рэй Стерм. Все исследования в этой области можно разделить на следующие направления: 1. Эмпирические исследования, демонстрирующие существенные отклонения от классических теорий 2. Создание моделей с использованием поведенческих концепций и неклассических предположений об ограничениях активов 3. Прогнозирование, основанное на этих методах 4. Тестирование моделей на экспериментальных рынках

Поведенческая теория игр

Поведенческая теория игр — направление теории игр, занимающееся адаптацией теоретико-игровых ситуаций к экспериментальному дизайну [Gintis]. Оно изучает, как реальные люди ведут себя в ситуации принятия стратегического решения, когда успех индивида зависит от решений других участников игры. Данное направление исследований концентрирует внимание на трех направлениях — математические теории, объясняющие социальное взаимодействие людей при торгах и установлении доверия между ними; ограничения стратегического поведения и когнитивные возможности учета шагов соперников; модификация стратегий в процессе обучения людей на практике [Colin Camerer]. Области изучения включают стратегические решения о купле-продаже, блеф в азартных играх, забастовки, общественные договоренности и создание коллективных благ, гонка патентов, создание репутации и другие. Наиболее известными учеными, работающими в области поведенческой теории игр, являются Колин Камерер [Colin Camerer] — Калифорнийский институт технологии, Винсент Кроуфорд [Vincent Crawford] — Университет Калифорнии, Герберт Гинтис [Herbert Gintis]- Университет Массачусетса. Поведенческая теория игр получила активно развивается с 1980 г.

Поведенческие финансы, подраздел поведенческой экономики, предполагает, что психологические влияния и предубеждения влияют на финансовое поведение инвесторов и финансовых практиков. Более того, влияния и предубеждения могут быть источником объяснения всех типов рыночных аномалий и, в частности, рыночных аномалий на фондовом рынке, таких как резкий рост или падение курса акций.

Понимание поведенческих финансов

Поведенческие финансы можно анализировать с разных точек зрения. Доходность фондового рынка – это одна из областей финансов, где психологическое поведение часто считается влияющим на рыночные результаты и доходность, но есть также много разных углов наблюдения. Цель классификации поведенческих финансов – помочь понять, почему люди делают определенный финансовый выбор и как этот выбор может повлиять на рынки. В рамках поведенческих финансов предполагается, что финансовые участники не являются полностью рациональными и самоконтролируемыми, а скорее психологически влиятельными с в некоторой степени нормальными и самоконтролируемыми тенденциями.

Одним из ключевых аспектов поведенческих финансовых исследований является влияние предубеждений. Предубеждения могут возникать по разным причинам. Предубеждения обычно можно разделить на пять ключевых понятий. Понимание и классификация различных типов поведенческих предубеждений в финансах может быть очень важным при сужении исследования или анализа отраслевых или отраслевых результатов и результатов.

Ключевые моменты

  • Поведенческие финансы – это область исследования, посвященная тому, как психологическое влияние может повлиять на рыночные результаты.
  • Поведенческие финансы можно анализировать, чтобы понять различные результаты в различных секторах и отраслях.
  • Одним из ключевых аспектов исследований поведенческих финансов является влияние психологических предубеждений.

Концепции поведенческих финансов

Поведенческие финансы обычно включают пять основных концепций:

    : ментальный учет относится к склонности людей выделять деньги на определенные цели.
  • Стадное поведение: Стадное поведение утверждает, что люди склонны имитировать финансовое поведение большинства стада. Скотоводство печально известно на фондовом рынке как причина драматических ралли и распродаж.
  • Эмоциональный разрыв: эмоциональный разрыв относится к принятию решений на основе крайних эмоций или эмоционального напряжения, такого как тревога, гнев, страх или волнение. Часто эмоции являются ключевой причиной, по которой люди не делают рациональный выбор. : привязка означает привязку уровня расходов к определенной ссылке. Примеры могут включать в себя расходы, последовательно основанные на уровне бюджета, или рационализацию расходов на основе различных коммунальных услуг.
  • Самоатрибуция: Самоатрибуция относится к тенденции делать выбор, основанный на уверенности в собственных знаниях. Самоатрибуция обычно проистекает из внутренней уверенности в определенной области. В этой категории люди склонны ставить свои знания выше, чем другие.

Предубеждения, изучаемые в сфере поведенческих финансов

Дальнейшее устранение предубеждений позволило выявить множество индивидуальных предубеждений и тенденций для поведенческого финансового анализа, в том числе:

Смещение диспозиции

Предвзятость в отношении диспозиции означает, что инвесторы продают своих победителей и цепляются за проигравших. Инвесторы думают, что они хотят быстро получить прибыль. Однако, когда инвестиция теряет деньги, они будут удерживать ее, потому что хотят вернуться к прежней или своей начальной цене. Инвесторы склонны быстро признавать свою правоту в отношении инвестиций (когда есть прибыль). Однако инвесторы неохотно признают, что сделали инвестиционную ошибку (когда есть убытки). Недостаток смещения диспозиции состоит в том, что результативность инвестиций часто зависит от цены входа для инвестора. Другими словами, инвесторы оценивают эффективность своих инвестиций на основе своей индивидуальной входной цены, игнорируя фундаментальные факторы или атрибуты инвестиций, которые могли измениться.

Подтверждение смещения

Предвзятость подтверждения – это когда инвесторы склонны принимать информацию, которая подтверждает их уже сложившуюся веру в инвестиции. Если информация появляется, инвесторы с готовностью принимают ее, чтобы подтвердить правильность своего инвестиционного решения, даже если информация неверна.

Экспериментальная предвзятость

Систематическая предвзятость возникает, когда память инвесторов о недавних событиях делает их предвзятыми или заставляет их поверить в то, что событие с гораздо большей вероятностью произойдет снова. Например, финансовый кризис 2008 и 2009 годов заставил многих инвесторов покинуть фондовый рынок. Многие мрачно смотрели на рынки и, вероятно, ожидали новых экономических трудностей в ближайшие годы. Опыт переживания такого негативного события увеличил их предвзятость или вероятность того, что событие может повториться. На самом деле экономика выздоровела, и в последующие годы рынок пришел в норму.

Неприятие потерь

Неприятие потерь возникает, когда инвесторы придают большее значение беспокойству о потерях, чем удовольствию от рыночной прибыли. Другими словами, они с гораздо большей вероятностью попытаются поставить более высокий приоритет избежанию убытков, чем получение прибыли от инвестиций. В результате некоторые инвесторы могут захотеть более высокие выплаты, чтобы компенсировать убытки. Если высокая выплата маловероятна, они могут попытаться вообще избежать убытков, даже если риск инвестиций приемлем с рациональной точки зрения.

Предвзятость к знакомству

Предвзятость – это когда инвесторы склонны вкладывать средства в то, что они знают, например, в местные компании или местные инвестиции. В результате инвесторы не диверсифицированы по множеству секторов и типов инвестиций, что может снизить риск. Инвесторы, как правило, выбирают инвестиции, с которыми у них есть история или знакомые.

Поведенческие финансы на фондовом рынке

Гипотеза эффективного рынка (EMH) утверждает, что в любой момент времени на высоколиквидном рынке цены на акции оцениваются эффективно, чтобы отразить всю доступную информацию. Однако многие исследования задокументировали долгосрочные исторические явления на рынках ценных бумаг, которые противоречат гипотезе эффективного рынка и не могут быть достоверно отражены в моделях, основанных на идеальной рациональности инвестора.

EMH обычно основывается на убеждении, что участники рынка рассматривают цены на акции рационально с учетом всех текущих и будущих внутренних и внешних факторов. Изучая фондовый рынок, поведенческие финансы исходят из того, что рынки не полностью эффективны. Это позволяет наблюдать, как психологические факторы могут влиять на покупку и продажу акций.

Понимание и использование поведенческих предубеждений в финансах применяется к движениям акций и других торговых рынков на ежедневной основе. В широком смысле теории поведенческих финансов также использовались для более четкого объяснения существенных рыночных аномалий, таких как пузыри и глубокие рецессии. Хотя инвесторы и управляющие портфелями не являются частью EMH, они заинтересованы в понимании тенденций поведенческого финансирования. Эти тенденции могут быть использованы для анализа уровней и колебаний рыночных цен для спекуляций, а также для принятия решений.

Поведенческие финансы основаны на поведении и поведенческих предубеждениях инвесторов. Рассмотрим эту концепцию, а также основные поведенческие предубеждения фондового рынка: неприятие убытка, стадное поведение, сверхуверенность, каскады информации и прочие предубеждения, - в рамках изучения инвестиций в фондовый рынок по программе CFA.

Поведенческие финансы (англ. 'behavioral finance') - это изучение поведения инвесторов с целью понять, как люди принимают решения, индивидуально и коллективно.

Поведенческие финансы не предполагают, что люди рассматривают всю доступную информацию при принятии решений и действуют рационально, максимизируя полезность ресурсов в рамках бюджетных ограничений и обновляя свои ожидания в соответствии с формулой Байеса.

В итоге, изученное таким образом поведение может повлиять на то, что происходит на финансовых рынках.

В более широком смысле поведенческие финансы пытаются объяснить, почему люди принимают решения, являются ли эти решения рациональными или иррациональными. В центре внимания основной части анализа в этой области находятся поведенческие предубеждения или когнитивные искажения (англ. 'behavioral biases'), которые влияют на инвестиционные решения.

Поведение людей, в частности, их поведенческие предубеждения, были предложены в качестве возможного объяснения ряда ценовых аномалий.

Большинство моделей ценообразования активов предполагают, что рынки рациональны, и что действительная стоимость ценной бумаги отражает эту рациональность. Но модели эффективности рынка и ценообразование активов не требуют, чтобы каждый человек был рационален, а скорее, чтобы только рынок был рациональным.

Если люди отклоняются от рациональности, то предполагаются, что другие люди замечают это отклонение и реагируют соответственно. Эта реакция движет рынок к эффективности.

Если этого не происходит на практике, то некоторые рыночные аномалии можно объяснить особенностями поведения и поведенческими предубеждениями.

Неприятие убытка.

Большинство финансовых моделей предполагают, что инвесторы подвержены рисками. Неприятие риска (англ. 'risk aversion') означает склонность людей не любить риск и требовать более высокой ожидаемой доходности, чтобы компенсировать свою подверженность дополнительному риску.

Поведенческие финансы допускают, что неудовлетворенность, возникающая в результате убытка, превышает удовлетворение, вызванное получением прибыли того же размера.

Неприятие убытка (англ. 'loss aversion') означает, что люди склонны острее чувствовать неприязнь к убыткам, чем удовлетворение от сопоставимой прибыли.

Это приводит к более сильному стремлению избежать убытков, по сравнению со стремлением получить прибыль.

См. DeBondt and Thaler (1985) и Tversky and Kahneman (1981).

Некоторые исследователи утверждают, что поведенческие теории неприятия убытков могут объяснить наблюдаемую на рынках гиперреакцию. Если неприятие убытка важнее, чем неприятие риска, исследователи должны наблюдать чрезмерную реакцию инвесторов.

Несмотря на то, что неприятие убытка может объяснить аномалию чрезмерной реакции (гиперреакции), есть также доказательства того, что недостаточная реакция так же распространена, как чрезмерная реакция.

Стадное поведение.

Стадное поведение (англ. 'herding behavior') было предложено как возможное объяснение недостаточной реакции и чрезмерной реакции на финансовых рынках.

Стадное поведение возникает, когда инвесторы торгуют на одной и той же стороне рынка теми же ценными бумагами, или когда инвесторы игнорируют свою собственную информацию и / или результаты анализа и действуют так же, как другие инвесторы.

Стадное поведение - это кластерная торговля, которая может или не может быть основана на информации. Такое поведение может привести к недостаточной или чрезмерной реакции на информацию в зависимости от общего направления.

Чрезмерная уверенность.

Чрезмерная уверенность или сверхуверенность (англ. 'overconfidence') - это поведенческое предубеждение, предложенное для объяснения ценовых аномалий. Если инвесторы чрезмерно уверенны, они переоценивают свою способность обрабатывать и интерпретировать информацию о ценных бумагах.

Чрезмерно уверенные инвесторы могут быть не способны обрабатывать информацию соответствующим образом, и если есть достаточное количество таких инвесторов, акции будут неверно оценены.

Другой аспект сверхуверенности заключается в том, что инвесторы, которые чрезмерно уверенны в своей способности выбирать инвестиции и управлять портфелем, как правило, меньше используют диверсификацию, инвестируя в то, что им наиболее знакомо.

Следовательно, такое поведение инвесторов может повлиять на результаты инвестиций (доходность и риск) без последствий для эффективности рынков.

Но большинство исследователей утверждают, что это неверное ценообразование носит временный характер, и цены в конце концов корректируются. Если коррекция цен требует достаточно долгого времени, и неверное ценообразование предсказуемо, то это дает возможность инвесторам заработать избыточную прибыль.

Есть доказательства того, что сверхуверенность приводит к неверному ценообразованию на рынках США, Великобритании, Германии, Франции и Японии. Однако, эта сверхуверенность наблюдается преимущественно в отношении акций компаний с сильным ростом, чьи цены медленно реагируют на новую информацию.

См. Scott, Stumpp, and Xu (2003) и Boujelbene Abbes, Boujelbene, and Bouri (2009).

Каскады информации.

Применение поведенческих теорий к рынкам и ценообразованию сосредоточено на личном обучении инвесторов.

Социальное взаимодействие и его результаты важны для ценообразования и могут объяснить такие явления, как изменения цен без вызывающих их новостей, а также ошибки в оценке.

Предубеждения инвесторов могут привести их к стадному поведению или каскадам информации. Стадное поведение и каскады информации связаны между собой, но это не одинаковые концепции.

Каскад информации (англ. 'information cascade') - это передача информации от участников рынка, которые действуют первыми, и чьи решения влияют на решения других.

Те, кто находятся под влиянием выбора других, могут игнорировать свои предпочтения в пользу подражания выбору других. В частности, информационные каскады могут возникнуть в отношении выпуска финансовой отчетности эмитентов, поскольку финансовую информацию может быть трудно интерпретировать, и она может быть неясной.

Например, объявление прибыли трудно интерпретировать, потому что необходимо понять, как были получены эти цифры, и неясно, как текущая прибыль повлияет на будущую прибыль.

Информационные каскады могут привести к последовательной корреляции доходности акций, что согласуется с аномалиями чрезмерной реакции.

Приводят ли информационные каскады к правильному ценообразованию?

См. Avery and Zemsky (1999).

Информационные каскады, хоть и задокументированы на рынках, не обязательно означают, что инвесторы могут использовать знания о них как прибыльные возможности для торговли.

Рациональны ли информационные каскады?

Если информированные трейдеры действуют первыми, а неинформированные трейдеры подражают информированным трейдерам, это поведение согласуется с рациональностью.

Имитационная торговля неинформированными трейдерами может помочь рынку принять уместную информацию и повысить эффективность рынка. Однако имитационная торговля может привести к чрезмерной реакции на информацию.

Другая альтернатива состоит в том, что неинформированные трейдеры - это большинство участников рынка, и имитаторы подражают не потому, что они согласны с действиями большинства, а потому что они стремятся действовать на основе действий неинформированных трейдеров.

Эмпирические доказательства указывают на то, что каскады информации более характерны для акций с плохим качеством информации о компании. Информационные каскады могут улучшить информацию, доступную инвесторам.

См. Avery and Zemsky (1999) и Bikhchandani, Hirshleifer, and Welch (1992).

Прочие поведенческие предубеждения.

Другие поведенческие предубеждения, которые были предложены для объяснения наблюдаемого поведения инвесторов, включают следующее:

  • репрезентативность (англ. 'representativeness') - инвесторы оценивают новую информацию и вероятность результатов на основе сходства с текущим состоянием или со знакомой классификацией;
  • ментальный учет (англ. 'mental accounting') - инвесторы отслеживают прибыли и убытки от различных инвестиций на отдельных воображаемых счетах и обрабатывают эти счета по-разному;
  • консерватизм (англ. 'conservatism') - инвесторы, как правило, медленно реагируют на новую информацию и продолжают следовать своим предыдущим представлениям или прогнозам; а также
  • узкое мышление (англ. 'narrow framing') - инвесторы узко рассматривают вопросы (в отрыве от прочей информации) и решают вопросы, основываясь на том, как они были рассмотрены.

Для обзора этих поведенческих проблем см. Hirshleifer (2001).

Основная идея поведенческих финансов заключается в том, что инвесторы являются людьми и, следовательно, они несовершенны. Они не демонстрируют полностью рациональное поведение, что может помочь объяснить наблюдаемые ценовые аномалии.

Убеждения инвесторов о стоимости данного актива не могут быть однородными. Но спорный вопрос заключается в том, могут ли эти убеждения помочь объяснить наблюдаемые аномалии рыночного ценообразования.

Другими словами, могут ли инвесторы использовать знания о поведенческих искажениях для прогнозирования того, как изменятся цены на активы, и действовать на основе этих прогнозов, чтобы заработать избыточную прибыль?

Поведенческие финансы и инвесторы.

Поведенческие предубеждения могут повлиять на всех участников рынка, от начинающих инвесторов до самых опытных инвестиционных менеджеров. Понимание поведенческих финансов может помочь участникам рынка признать собственные и чужие поведенческие предубеждения.

В результате, они смогут адекватно реагировать и принимать лучшие решения, индивидуально и коллективно.

Поведенческие финансы и эффективные рынки.

Использование поведенческих финансов для объяснения ценообразования важно для понимания того, как функционируют рынки, и как формируются цены. Тем не менее, поведенческое объяснение рыночных аномалий остается предметом споров.

Аномалии ценообразования обнаруживаются постоянно, и затем предлагаются статистические и поведенческие объяснения этих аномалий.

С одной стороны, если инвесторы должны быть рациональными, чтобы существовали эффективные рынки, то все человеческие недостатки инвесторов предполагают, что рынки не могут быть эффективными.

С другой стороны, если все, что требуется для эффективных рынков, заключается в том, что инвесторы не могут последовательно превосходить рынок на скорректированной на риск основе, то имеющиеся доказательства поддерживают концепцию эффективности рынка.


В данной статье описано неоклассическое учение о поведенческих финансах, в которых важное место отдается реальной картине поведения участников разных рынков, в том числе и фондового. Автор выделил основные допущения теории поведенческих финансов, которые отличают ее от традиционных учений. В статье приведены основные эвристические ошибки трейдеров, а также выделены важные качества для их успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: поведенческие финансы, эксперимент, теория шумовой торговли, психологические и профессиональные качества трейдера, эвристики.

Поведенческие финансы относятся к неоклассической финансовой теории. Они подвергают сомнению мнение о рациональном поведении участников рынка и исследуют отклонения в системе принятия решений. В поведенческих финансах есть несколько допущений. Во-первых, в поведении субъекта экономических отношений присутствуют как рациональные, так и иррациональные решения. [2] Во-вторых, форма и структура информации сильно влияет на принятие решений субъектом. В-третьих, иррациональное поведение оказывает воздействие, как на ценообразование финансовых ресурсов, так и на корпоративное управление. Херш Шифрин — один из основоположников поведенческих финансов выделил три области различий между поведенческими финансами и традиционными знаниями о финансах. В то время как в основе традиционного учения о финансах субъекты финансовых отношений пользуются математическими и статистическими методами и принимают верные решения, в поведенческих финансах субъекты могут пользоваться эвристическими методами обработки знаний и, как следствие, принимать неточные решения. Другое допущение состоит в том, что традиционный взгляд субъекта разграничивает понятия риска и доходности и принимает взвешенное решение независимо от формулировки проблемы. Поведенческие финансы отводят значительную роль тому, как сформулирована проблема, которую предстоит решить. Последнее допущение заключается в разном отношении к равенству фундаментальной и рыночной цен.

Традиционная теория финансов часто идеализирует отношения, возникающие по поводу производства, распределения и обмена благ. Поведенческие финансы основаны на идее о том, что люди — участники такого рода экономических отношений не рациональны в своих решениях и действиях. Поведенческие финансы также призваны объяснить связь между человеческими эмоциями и ценами на различных рынках, в том числе на рынке акций. Под нерациональным поведением здесь понимается вовсе не исключение, а правило. Для доказательства этих суждений было проведено множество экспериментов.

Первый эксперимент предлагал взять гарантированные $50 или бросить монетку и получить $100, либо ничего не получить. [1] Чаще участники эксперимента отдают предпочтение гарантированному выигрышу, несмотря на то, что он в два раза меньше второго варианта. Данный эксперимент также имел другой формат, в котором выигрыш не учитывался, а были лишь варианты избегания потерь: испытуемый мог потерять $50 или бросить монетку и проиграть $100, либо не потерять ничего. В этом варианте эксперимента большинство соглашалось на бросание монетки. Таким образом, на риск человек идет чаще тогда, когда хочет спасти свои деньги и обезопасить себя от убытков, хотя и может потерять сумму, большую, чем он предполагает. Отсюда следует, что люди склонны отдавать предпочтение возможности отыграться, чем получить выигрыш. Этому принципу следуют и инвесторы: они не спешат продавать акции, которые показывают стремительное падение, потому что верят, что это падение скоро сменится ростом.

В теории поведенческих финансов отдается важная роль стадному инстинкту, которому следуют инвесторы. Они часто подражают другим участникам рынка во время смены движения рынка, потому что испытывают страх того, что другие инвесторы обладают скрытой от них информацией. Также замечено, что те, кто опирается в своей работе на мнение аналитиков, полагают, что выигрышные акции, предложенные аналитиками, это не случайность, а результат их труда и знаний. С конца 1990-х много инвесторов верят в то, что неожиданное падение на рынке — это сигнал для покупки дополнительных акций.

Поведенческие финансы помогают предсказать поведение основной части участников рынка, однако, на практике достижениями поведенческих финансов практически не пользуются. К сожалению, на данный момент психология рынка не имеет точных моделей, с помощью которых можно описать будущие тенденции. Важно учитывать то, что с помощью этих теоретических знаний появляется возможность описать и объяснить не совпадение рыночных цен и фактической стоимости ценных бумаг с точки зрения психологии.

Применение теории перспектив на практике дает возможность улучшить прогнозную точность инвестиционной модели. Инвестор принимает решения с учетом собственного отношения к риску. Теорию перспектив с практической точки зрения применяют при оценке средней доходности финансового актива, для совершения операций на фондовом рынке, а также для эффективной торговли финансовым активом в долгосрочной перспективе.

В обыденной жизни люди ограничены во времени и имеющихся ресурсах, по этой причине они не могут всесторонне оценить поступающую информацию и имеющиеся данные. За определенный период времени у человека вырабатываются алгоритмы, которые позволяют быстро реагировать на внешние стимулы. В психологии такие алгоритмы называют эвристиками. Эвристики могут быть очень эффективными, если их использовать для решения ограниченного круга проблем. Однако в случае использования тех же алгоритмов, но уже в других ситуациях, появляются систематические (или эвристические) ошибки. Эвристики формируются людьми естественным путем, поэтому они присутствуют и в финансовой сфере. Благодаря психологическим исследованиям было доказано существование эвристик и систематических ошибок, которые являются их следствием. Ниже приведены некоторые из них:

Доступность — одна из ошибок, которая подразумевает под собой принятие человеком решений на основе собственных знаний. Иными словами, вместо того, чтобы обратиться к другим источникам, человек предпочитает довериться к собственной памяти.

Репрезентативность — это суждение, которое формируется на основе стереотипов. Чаще всего люди основываются на небольшой выборке, которую считают репрезентативной в сравнении со всей картиной. Такие суждения часто приводят к принятию неправильных решений. К примеру, инвесторы могут принять кратковременный рост за начало долгосрочного повышения цен акций определенных компаний с хорошей историей и репутацией. Нередки случаи, которые опровергают сложившиеся стереотипы. Так, например, есть закономерность относительно акций, которые в течение трехлетнего периода приносили наименьшую прибыль. В следующие три года их характеризовала наибольшая прибыльность. В этой трактовке работает и обратная ситуация.

Привязка — ошибка, которая заставляет человека основываться на первоначальном значении, которое чаще всего выбирается случайно.

Консерватизм — ошибка, суть которой заключается в том, что в случае, когда человеку встречается нетипичная для его мышления ситуация, он все равно применяют привычные для него методы решения.

К современным теориям поведенческих финансов, применимым на финансовых рынках относят еще две теории: теория шумовой торговли и теория влияния психологических качеств трейдера на эффективность совершаемых им операций.

Вторая по значимости теория — это теория влияния психологических качеств трейдера на эффективность совершаемых им операций. Американские и канадские ученые провели исследование, на основе которого было установлено, что между положительными (с психологической точки зрения) качествами трейдера и успешностью его карьеры существует определенная корреляционная связь. Таким образом, инвестор должен иметь определенные качества, чтобы быть успешным в своей деятельности на рынке. Выделяют несколько важных положительных профессиональных качеств трейдера. Во-первых, трейдер не должен преследовать цель — иметь контроль над всем рынком. Во-вторых, трейдер должен знать максимальную величину риска, которую он готов принять на себя. В-третьих, профессиональный участник рынка не должен привязываться к уже известным ему финансовым инструментам. В-четвертых, трейдер должен уметь предвидеть несколько вариантов развития событий на рынке и, если это необходимо, отдать предпочтение долгосрочной перспективе, нежели прибыли, которую возможно получить прямо сейчас. В-пятых, для получения хороших результатов от торговли на фондовой бирже необходимо иметь навыки работы с большим количеством различной информации, которая поступает со стремительной скоростью.

Данные теории поведенческих финансов применимы на практике, так как позволяют не только дать объяснение многим поступкам других инвесторов, но и предсказать их и на основе данной картины происходящего разработать финансовые стратегии для успешной деятельности на рынке.

Основные термины (генерируются автоматически): финансы, теория, шумовая торговля, инвестор, решение, рынок, теория перспектив, том, трейдер, долгосрочная перспектива.

Ключевые слова

эксперимент, поведенческие финансы, теория шумовой торговли, психологические и профессиональные качества трейдера, эвристики., эвристики

поведенческие финансы, эксперимент, теория шумовой торговли, психологические и профессиональные качества трейдера, эвристики.

Похожие статьи

Теория перспектив как основополагающий элемент.

Они назвали ее теорией перспектив потому, что она рассказывает о том, как люди принимают решения исходя из своих перспектив. Перспектива — это всегда рулетка, она всегда сопряжена с неопределенностью. Теория перспектив гласит следующее

Проблемы инвестирования на фондовом рынке России

Основные термины (генерируются автоматически): российский рынок, бумага, инвестор, портфельная теория, российский

Построение интегрированного продукта на фондовом рынке РФ. Проблемы и перспективы становления и развития венчурного инвестирования в России.

Тенденции развития мирового финансового рынка

Передача финансовых ресурсов от одних субъектов рынка к другим происходит через финансовые инструменты — формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля

Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы.

Финансовый рынок: структура и функции | Статья в журнале.

На сегодняшний день, финансовые рынки интересны тем, что именно на них мы можем

2) Рынок долгосрочных ценных бумаг — это рынок который подразделяется на

Дерен В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика: учебное пособие.

О применении технического анализа, модифицированного.

Ключевые слова: финансовые активы; рынок ценных бумаг; технический анализ финансового рынка, интернет-торговля на фондовой бирже, микроэкономическая теория обмена.

Интернет-торговля предоставила инвесторам следующие основные возможности

Концептуальные основы портфельного инвестирования

развитие теорий оптимизации принятия решений. Автором современной теории портфеля

После того, как будет выбран конкретный сегмент инвестирования, например рынок акций, то

С позиции инвесторов использование данной теории полезно в процессе выработки и.

Методология формирования инвестиционных среднесрочных.

. оправданным, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Кроме того, нужно учитывать разницу в уровне налогообложения доходов, получаемых частными инвесторами на рынке акций (дивиденды и прирост рыночной стоимости акций) и в виде процентов по.

Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева и перспективы.

Располагая огромными денежными ресурсами, в том числе за счет стекавшихся в США

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.

Влияние мирового финансового кризиса на состояние экономики Дании и перспективы ее дальнейшего развития.

Анализ тенденций и перспектив развития рынка слияний.

В результате теория предлагает множество определений слияний и поглощений организаций.

Далее перейдем к изучению тенденций и перспектив развития мирового рынка слияний и поглощений. Эксперты говорят о том, что в 2016 году произошло увеличение количества.

Читайте также: