Теория насилия происхождения государства и права кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).

Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких позитивных (в теории права — искусственных, насажденных) требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Польский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Связанные понятия

Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом.

Первобытный коммунизм (англ. Primitive communism, нем. Urkommunismus) — способ производства, господствующий на протяжении самой первой и самой продолжительной в истории общественно-экономической формации — первобытнообщинного строя.

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Немецкая идеология — философская работа К. Маркса и Ф. Энгельса. Состоит из двух томов. Написана с ноября 1845 года по август 1846 года, но Маркс и Энгельс не нашли издателя. Впервые полностью опубликована в 1932 году в Москве под редакцией Д. Рязанова.

Упоминания в литературе

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство возникает на основе насилия, которое подразделяется на два вида: внутреннее (Э. Дюринг, К. Каутский) и внешнее (Л. Гумплович). По мнению представителей данной теории, государство представляет собой возникшую путем насилия организацию властвования одного племени над другим, при этом насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

4) теория насилия . В соответствии с данной теорией государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен;

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Теория насилия возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Связанные понятия (продолжение)

Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.

Спор о методах (нем. Methodenstreit) — происходившая в 80-90-х годах XIX века дискуссия между двумя экономическими школами — австрийской и исторической. Спор о методах стал важным этапом в развитии экономической науки.

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы.

Социология революции — раздел социологии социальных изменений, изучающий революционные политические преобразования общества.

Соизмеримость — концепция в философии науки, согласно которой две научные теории соизмеримы, если ученые могут обсуждать их, используя общую терминологию, понимаемую одинаково всеми обсуждающими. Это позволяет проводить прямое сравнение теорий, чтобы определить, какая теория является более обоснованной или более полезной для практических целей. Теории считаются несоизмеримыми, если они используют разные системы понятий, а одни и те же слова употребляются в разном смысле. В таком случае между ними.

Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне правая идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах авторитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный.

Структуралистский марксизм (англ. Structural Marxism) — философское течение в марксизме, основывающееся на идеях и концепциях структурализма.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Философский анархизм — это анархическая школа мысли , которая считает, что у государства нет моральной легитимности, при этом не поддерживает насильственные действия с целью устранить его. Хотя философский анархизм не обязательно предполагает любое действие или стремление к ликвидации государства, философские анархисты не считают, что они обязаны подчиняться государству, или, наоборот, что государство имеет право приказывать. Философский анархизм — это, главным образом, составная часть анархо-индивидуализма.Профессор.

Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.

Постанархи́зм (англ. Post-anarchism) — течение в политической философии, сформировавшееся в 1990-х годах и объединяющее в себе основные положения классической теории анархизма и философии постструктурализма и постмодернизма. Постанархизм не является единой последовательной теорией, а объединяет в себе взгляды и убеждения ряда философов и теоретиков. Постанархизм призван преодолевать идеологические и авторитарные тенденции, которые свойственны классическому анархизму и таким его отдельным течениям.

Диалекти́ческое противоре́чие — философское понятие, применяемое в диалектике Гегеля, Канта и диалектическом материализме.

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (нем. Der achtzehnte Brumaire des Louis Bonaparte) — работа К. Маркса. Написана в декабре 1851 — марте 1852 года.

Теория социального доминирования (ТСД) – теория межгрупповых отношений, которая фокусируется на поддержании и обеспечении стабильности иерархии в социальных группах. Согласно теории, неравенство в группах поддерживается тремя первичными видами внутригруппового поведения: дискриминация, агрегированная индивидуальная дискриминация и поведенческая асимметрия. ТСД предполагает, что широко распространенные культурные идеологии (т.н. легитимационные мифы) обеспечивают моральное и интеллектуалное оправдание.

Неограмшизм (неограмшианство) — это критическая теория, которая изучает каким образом соотношение различных социальных сил (классов), их материальных возможностей, а также продвигаемых ими идей и институтов формирует политическую систему в рамках одного государства и, определяя поведение любого государства на международной арене, формирует систему международных отношений в целом.

Социальный порядок — это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы.

Марксистская концепция культуры — культурная концепция, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса. Также, следует отметить факт того, что К. Маркс в своей концепции развивает теорию Г. Гегеля. Это позволяет рассмотреть марксистскую концепцию.

Безгосударственное общество — общество, не управляемое государством. Анархия является разновидностью такого общества, где, помимо государства, отсутствует любая иерархия, включая этническую, экономическую, религиозную, идеологическую и сексуальную. Однако даже если какое-либо безгосударственное общество не является, строго говоря, анархией, обычно в таких обществах всё равно нет сосредоточения власти, а если такая власть есть, то она ограничена. Имеющий власть в таком обществе обычно не удерживает.

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.

Наёмное, или зарплатное, рабство — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, зачастую подчиняясь условиям работодателя ради того, чтобы выжить.

Отмира́ние госуда́рства — одно из положений классического марксизма, постулировавшее, что при коммунизме происходит постепенное исчезновение государства.

Делиберативная (совещательная) демократия — это модель демократии, при которой принятие политических решений, формулировка политической повестки и рассмотрение спорных вопросов основывается на делиберативном общественном мнении. Под делиберативным общественным мнением понимается мнение, формирующееся в рамках рационального и аргументированного публичного дискурса, направленного на достижение консенсуса.

Антиэтатизм — термин, описывающий системы взглядов, отвергающие государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела. Антиэтатистские воззрения могут полностью отрицать как государство, так и принужительное управление вообще (как, например, анархо-коммунизм и анархо-капитализм), могут стремиться к уменьшению размера и области влияния государства к минимуму (например, минархизм), или могут защищать безгосударственное общество как отдаленную цель (к примеру, автономизм).

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — это концепция необходимости разделения общества на элиту и массу.

В большинстве дискуссий, глобальное гражданское движение является скорее определением общественно-политического процесса, нежели конкретной политической организации или партийной структуры. Этот термин часто употребляется как синоним антиглобалистского движения или движения за глобальную справедливость.

Теория жизненного пространства — одна из основополагающих теорий геополитики, согласно которой государство рассматривается как живой организм, который рождается и развивается, естественным образом стремясь к территориальному расширению.

Марксистский феминизм (англ. Marxist feminism) — направление феминизма, видящее основы гендерного неравенства и угнетения женщины в институтах частной собственности и капитализма. Частная собственность, давшая начало экономическому неравенству, зависимости, политическому и бытовому противостоянию полов, является корнем женского притеснения в текущем социальном контексте.

Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.

Социальная этика, или этика общественной жизни (англ. social ethics) — раздел прикладной этики, изучающий этические отношения — ценности, цели, обязанности человека в обществе.

Тео́рия социа́льных движе́ний, или тео́рия обще́ственных движе́ний (англ. social movements theory) – коммуникативная теория, имеющая целью узнать причины возникновения общественных движений, а также исследовать вклад общества и индивида в события социальной жизни.

Циркуляция элит — концепция, утверждающая, что революции и смены режима происходят, когда новая элита приходит на место старой. Обычные люди, в элиту не входящие, не играют значительной роли и лишь плывут по течению. Сформулирована итальянским социологом Вильфредо Парето.

Упоминания в литературе (продолжение)

Теорию насилия выдвигали Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. деятели XIX в. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

5) теория насилия , согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде представлена в трудах ученых XIX в. Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Теория насилия (Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Государство возникает путем насилия одних членов общества над другими; одного государства над другим и т. д.

Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство. Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновение рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие.

Теория насилия – основные идеи

  • только достижение обществом определенного культурного уровня ведет к возникновению государства путем насилия;
  • насилие может способствовать государственному и правовому строительству только в совокупности с другими цивилизационными факторами;
  • непосредственная политическая сила может стать первоначальным фактором возникновения государства;
  • роль права раньше играла общественная мораль, и само общество служило гарантом исполнения этих негласных правил. Теперь на место моральных норм пришел закон, а на смену общественного порицания – сила, как сдерживающий фактор.

Основоположники теории насилия

Основоположниками данной теории являлись Евгений Дюринг (1833—1921 г.), Карл Каутский (1854—1938 г.) и Людвиг Гумплович (1838 – 1909 г.).

Сторонником концепции внутреннего насилия являлся первый из перечисленных авторов. Дюринг утверждал, что государство возникает при попытке преобладать, проявить насилие одной части общества над другой. Когда общество разделяется на эти группы, то это и есть момент образования государственности. Развитие общества, по мнению философа, обуславливают внутренние формы властных отношений, политические отношения порождают собой отношения экономические.

Карл Каутский придерживался теории внешнего насилия и видел положительные последствия в результате завоевания одних масс людей другими. Он утверждал, что государство является аппаратом управления племени-победителя, установленного над побежденным, угнетенным племенем. Автор отмечал, что подобный тип образования государства может привести к развитию рабства и что предпосылки к его возникновению необходимо игнорировать или отправлять на второй план. Каутский пытался оправдать данную теорию тезисами о том, что после подобного рода завоеваний, благо получают и завоеватели, и завоеванные, поскольку общество, образованное подобным путем далее трансформируется и становится более гармоничным. Завоевание одного народа другим ведет к трем путям развития событий: угнетенный народ либо изгоняется, либо истребляется с территории, на которой он обитал, или же находится на прежней территории, но уже в подчинении у народа-завоевателя. Последний тип развития событий возможно достичь только организовав коллективное принуждение народом-завоевателем. Данную теорию в нацистской Германии приняли в качестве государственной доктрины.

Сторонником теории внешнего насилия также принято считать Людвига Гумпловича. Он считал, что после того, как происходит завоевание одного народа другим, возникает рабство, которое уже в последствии ведет к тому, что образовываются классы и частная собственность. Помимо этого, автор сравнивает людей с животными, сравнивая процессы выживания и соперничества у животных с войнами для сохранения жизни и получения господства у людей.

История развития человеческого общества подтверждает, что данная теория не может быть отвергнута полностью. Сам путь становления включает в себя элементы насилия, внутреннего и внешнего. Данная теория рассматривает все эти понятия, помимо этого, используя значительное количество понятий политологии. Несмотря на это, концепция насилия государства и права имеет некоторые недочеты, не предусматривая способов и форм образования государств, не учитывается то, каким образом будет избрана верховная власть и насколько эффективным получится создание аппарата управления. К непроработанным вопросам также можно отнести то, что данная теория не может объяснить такие исторические факты, когда государство возникало не как результат насилия, но как результат социально-экономического развития, в результате чего, данная концепция часто подвергается критике, несмотря на согласование с данными истории.

Теории зарождения государственности пытаются объяснить смысл изменений, происходящих в обществе, их характер, причины возникновения государства и условия, в которых этот процесс происходит.

Среди множества концепций выделяют несколько, пользующихся особой популярностью среди исследователей:

  • теологическая;
  • классовая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия.

Теория насилия возникла в XIX-XX веках и является относительно новой. Популярность теории обусловлена горячими спорами, которые спровоцировали ее принципы. Ее суть состоит в том, что государства зарождались в процессе захвата территории в ходе военных конфликтов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Насилие было определяющим фактором в возникновении государственности. Оно обычно выражалось в присвоении материальных и производственных благ сильным народом:

  • сбор дани;
  • отъем территорий;
  • присвоение хозяйств.

Нашествие татаро-монгольского ига имело лишь материальные последствия для славянских племен, но не привело к образованию государства. Причиной служит кочевой образ жизни завоевателей.

Сущность теории насилия

Сторонники данной теории считают, что в основе возникновения любого государства лежит акт насилия. Сильное племя порабощало слабое. В результате возникало классовое неравенство. Правящий класс, состоящий из представителей поработителей, имел определенные привилегии. Угнетенное племя образовывало рабочее сословие.

Инструмент управления государством — законы. Первоначально роль права играла общественная мораль, общество же и гарантировало следование ее нормам. Впоследствии место морали занял закон, и сдерживающим фактором стало принуждение.

Насилие оказывало влияние абсолютно на все стороны общественной жизни, на институты государства и права.

Необходимым элементом образования государства считается принуждение господствующими классами угнетенных и возникновение рабства. Впоследствии было два возможных пути развития, из которых образовались такие виды насилия как:

Приверженцы теории внешнего насилия говорят о неравноправии между племенами и народами, в результате которого происходит завоевание слабого племени сильным. Внутреннее же насилие являет собой конфликты, происходящие внутри одного племени.

Принуждение действительно было необходимо для поддержания общественного порядка, для контроля над исполнением законов. Таким образом был создан ряд государств: Римская империя, Германия, Франция, США.

Видные представители теории насилия

Предпосылки к возникновению теории насилия появились еще в XIX веке. А в XX веке она приобрела распространенность среди ученых. Самыми видными представителями теории стали Евгений Дюринг, Франц Оппенгеймер, Людвиг Гумплович и Карл Каутский.

По мнению Е. Дюринга, основоположника теории, возникновение классового неравенства обусловлено присутствием насилия одной части общества над другой. Одна из них заведомо сильнее. Поскольку их равенство не могло бы вызвать возникновение подавления и рабства.

Дюрингом активно разрабатывалась именно теория внутреннего насилия, когда в результате конфликта между общественными группами внутри народа возникает государство. Промежуточным этапом является возникновение частной собственности.

Приверженцами теории внешнего насилия являются Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Согласно данной теории государственность возникает в результате завоевания слабого племени более сильным.

Л. Гумплович развивал концепцию, по которой победившее племя объявляет о своем господстве, и возникает рабство. Оно приводит к образованию классового общества и появлению частной собственности. Кочевая жизнь племен сменяется оседлой, развивается земледелие. Продажа излишков ведет к развитию торговли и экономики в целом. С опорой на экономику развивается аппарат государственной власти.

К. Каутский также определяет насилие как источник государственности. Но его теория состоит в образовании сильного принудительного аппарата за счет сбора дани и организации принудительных работ. Общество делится на классы вследствие подчинения господствующим племенем угнетенного.

Официальная идеология фашистской Германии опирается на теорию внешнего насилия Карла Каутского.

Также он описывает процесс равноправного обмена результатами деятельности как экономические методы, а изъятие результатов чужого труда как политические.

Первоначальные факторы теории насилия

Сама идея образования государства путем насильственных действий зародилась еще в рабовладельческие времена. Хоть и была озвучена и сформирована как теория намного позже.

В истории возникновения государственности с применением принудительной силы можно выделить этапы, характерные для описания этой теории:

  1. Покорение слабого племени более сильным.
  2. Появление и развитие частной собственности.
  3. Возникновение классового деления.
  4. Формирование аппарата государственной власти, способного осуществлять контроль над всеми сферами жизни общества.

Постепенно происходит размытие явных границ между сословиями, переход от законов военного положения к правовым нормам. Все члены общества наделяются равными правами и возможностями и объединяются в единую нацию.

С помощью одного лишь насилия невозможно образование государственности. Этот процесс становится возможным при наличии некоторых социальных и экономических факторов:

  • присутствие общественного сознания, выражающегося в готовности к признанию населением власти захватчика;
  • определенный уровень развития производства, предполагающий возникновение частной собственности;
  • создание экономической основы для содержания аппарата власти.

Преимущества и недостатки теории

И в настоящее время раздел сфер экономического влияния вызывает немало конфликтов, в том числе, военных. Поэтому насилие действительно имело место при образовании некоторых государств.

Как и каждая концепция, теория насилия имеет свои недостатки и достоинства. К плюсам возникновения теории можно отнести:

  1. Подтверждение теории историческими фактами. Примером внутреннего насилия является Гражданская война в Америке между южанами и северянами, которая привела к образованию США.
  2. Возникновение классового общества и образование культурного государства со своими законами тоже является результатом насильственного захвата. Покорение одного племени другим вызывает классовое деление, правовые нормы выдвигаются на первый план, происходит объединение в единый народ и образование одной нации.
  3. Появление частной собственности как результата классового деления общества.
  4. Поддержание установленного порядка с применением методов насилия характерно для любого государства как источника закона.

Теория насилия обладает и существенными минусами:

  1. Ее нельзя применить для объяснения возникновения государственности в каждом государстве.
  2. Роль насилия несколько преувеличена, поскольку для возникновения государства нужен определенный уровень развития экономики, возможности для содержания аппарата власти и управления.
  3. Захват территории может быть вторичным по отношению к образованию государства. В качестве примера рассматривается становление государства германцами на территории римского государства.
  4. Наличие противоречий в использовании насилия как метода возникновения государства. Насильственным способом можно его не только создать, но и разрушить. К тому же, угроза завоевания может служить толчком к объединению угнетаемых племен и созданию ими собственного союза.

Принципы, которыми руководствуются сторонники теории насилия, не обрели всесторонней поддержки исследователей происхождения государства и неоспоримого подтверждения. Данная концепция не является универсальной, поскольку ее существование зависит от воздействия других факторов, кроме насилия.

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:




- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Насильственная теория происхождения государства и права

Несмотря на неблагозвучное название, теория насилия неплохо объясняет происхождение государства и права, хотя при всех своих плюсах она, конечно, не лишена и минусов. Её представители утверждают, что причинами возникновения государственности являются войны и завоевания, а не социально-экономическое развитие социума.

Теории происхождения государства и права

Суть теории

Теория насилия происхождения государства и права

Суть насильственной теории происхождения государства и права

Политическая культура и её типы

Типы и виды политической культуры

Органический мир Северного Ледовитого океана

Органический мир Северного Ледовитого океана

Представители

Теория насилия происхождения государства и права. Представители.

Основные представители теория насилия

  • Австрийский социолог Людвиг Гумплович, говоря о насилии как о причине возникновения государства, приводит в пример исторический опыт, возникновение германских и венгерских государств. По мнению ученого, государство может состоять только из многообразия каких либо национальных/этнических форм.
  • К. Каутский пытается рассмотреть государство, появившееся путем завоевания и подчинения, сквозь призму положительных последствий. Он пишет, что государство – есть аппарат управления, который племя-завоеватель устанавливает над побежденным племенем.
  • Немецкий философ Е. Дюринг, говоря о теории внутреннего насилия, доказывал, что в любом обществе есть господствующие и подвластные группы, и момент разделения на эти группы и есть возникновение государства. Одновременно с ним появляются классы, в качестве единиц деления общества, и возникает институт частной собственности в качестве привилегии господствующих групп.

Плюсы и минусы

Плюсы и достоинства

Теория насилия происхождения государства и права. Плюсы.

Плюсы теории насилия происхождения государства

  • Теория подтверждается историческими фактами. Действительно, возникновение практически любого из государств сопровождалось насильственными процессами.
  • Возникающее в результате завоевания общество отражает собой результат насильственных действий.
  • Непосредственным последствием завоеваний представители насильственной теории называют появление частной собственности.
  • Аппарат власти и принуждения состоит из представителей племени завоевателей. Это подтверждается историческими фактами.
  • Интересы представителей социума могут существенно различаться. Некоторые представители общества предпочитают использовать насильственные методы реализации собственных интересов.
  • Теория оказала существенное влияние на развитие политических наук, поскольку раскрывает потенциал власти как способа господства, а также уделяет внимание таким политическим и социальным институтам, как рабство и частная собственность.

Минусы и недостатки

Теория насилия происхождения государства и права. Минусы.

Минусы теории насилия происхождения государства

Читайте также: