Теория муниципального социализма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Большевики, и впоследствии марксисты СССР критиковали идеологию муниципального социализма, рассматривая её как манипуляцию, направленную на то, чтобы отвлечь рабочих от коренных проблем классовой борьбы. Развивая эту мысль, В. И. Ленин писал:

После Второй мировой войны коммунистические партии Италии, Франции и ряда других стран Западной Европы, придавая большое значение участию коммунистов и всех трудящихся в деятельности муниципалитетов, тем не менее, отвергали концепцию муниципального социализма как оппортунистическую.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Муниципальный социализм" в других словарях:

"МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ" — одно из направлений реформистского социализма. М. с. сосредоточивает внимание на проблемах местного самоуправления, рассматривая ассигнования на школы и больницы, обращение в собственность муниципалитетов гор. транспорта, электростанций,… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛИЗМ — СОЦИАЛИЗМ, социализма, мн. нет, муж. (от лат. socialis общественный). 1. Первая фаза коммунизма, общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства в условиях диктатуры… … Толковый словарь Ушакова

муниципальный — ая, ое. municipal. e adj. 1. Отн. к муниципалитету; связанный с местным самоуправлением. Муниципальное правление. Муниципальный совет. Муниципальный советник. БАС 1. Люди ничего не понимают в муниципальных, ведомственных, корпоративных свободах.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ — МУНИЦИПАЛЬНЫЙ, муниципальная, муниципальное (офиц., юр.). 1. прил. к муниципалитет. Муниципальные учреждения на Западе. Муниципальный социализм (течение реформистского социализма, которое отрицает революционную борьбу и видит в деятельности… … Толковый словарь Ушакова

СОЦИАЛИЗМ — (франц. socialisme, от лат. socialis общественный) первая, или низшая, фаза коммунизма. С. характеризуют след. осн. признаки: власть трудящихся, основанная на союзе рабочего класса с непролетарскими слоями трудящихся, прежде всего с крестьянством … Советская историческая энциклопедия

Социалистические партии — I Общий обзор. Германия. Франция. Бельгия. Голландия. Швейцария. Австрия и Венгрия. Англия. Италия. Испания и Португалия. Дания, Швеция и Норвегия. Болгария, Сербия и Румыния. Америка. Австралия. Япония. Под этим именем разумеются все те… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

Курчинский Михаил Анатольевич — Курчинский, Михаил Анатольевич экономист. Родился в 1876 г. Окончил юридический факультет Санкт Петербургского университета. В 1902 г. за прочитанный им публичный доклад: Положение русского сельского хозяйства и труды местных комитетов , по… … Биографический словарь

"ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" — (Fabian Society) орг ция англ. бурж. интеллигентов, созданная для пропаганды реформистской идеи постепенного преобразования капиталистич. общества в социалистич. посредством реформ. Осн. в янв. 1884 в Лондоне. Среди его основателей были В. Шоу, С … Советская историческая энциклопедия

Рассматривая теоретические основы местного самоуправления, нельзя обойти вниманием некоторые идеи, политические программные установки, связывающие преобразования общества с развитием местного самоуправления. В связи с этим следует назвать теорию так называемого муниципального социализма.

С одной стороны, муниципальный социализм рассматривается как одно из возможных (социал-реформистских) направлений политических преобразований. Суть теории связывается с использованием муниципального самоуправления в целях мирного врастания капитализма в социализм. Основная идея - приобретение пролетариатом решающего влияния в процессах городской общины. И, таким образом, муниципалитеты, руководимые социалистами (представляющими в первую очередь рабочий класс как основную часть городского населения), становились бы основной ячейкой нового социалистического общества.

С другой стороны, идеи муниципального социализма связаны с общедемократическими тенденциями, не потерявшими актуальности и в наши дни, не имеющими ярко выраженной классовой (в целом социальной) окраски. Речь идет, во-первых, о существенной демократизации местного самоуправления посредством широкого представительства в муниципальных органах всех слоев населения; во-вторых, об обеспечении более широкой автономии муниципальных образований

Наличие эффективного местного самоуправления необходимо для нормального функционирования любого демократического государства. При этом надо иметь в виду, что понятие "местное самоуправление" в зарубежных странах включает в себя два вида органов управления: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, и исполнительный орган, руководимый мэром (бургомистром), исполняющий решения представительного органа и осуществляющий оперативное управление и даже некоторые государственные функции.

В настоящее время к этих странах функционируют три модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "смешанная". Различия данных моделей зависят прежде всего от взаимоотношений местных органов между собой и с государственной властью:

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятии отдельных решений.Контроль за деятельностью местных органов управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд. По месту и роли местных органов в политической системе этих стран можно сделать вывод, что они фактически являются составной частью государственного механизма. Термин же "местное управление" служит для обозначения организации и деятельности местных органов и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия от других государственных органов - на их местный (локальный) характер.

В странах континентальной Европы, франкоязычной Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке получила распространение так называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции. Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре. В рамках этой модели представительные органы порой создаются только в административно-территориальных единицах, признанных в качестве территориальных коллективов. На отдельных уровнях представительные органы могут вообще отсутствовать (как, например, в районах и кантонах Франции). Субъектом территориального самоуправления на трех основных уровнях во Франции (коммуны, департаменты, регионы) является население, проживающее на данной территории.

Реформой начала 80-х годов во Франции была ослаблена степень соподчиненности между различными уровнями местных органов. В соответствии с законами от 7 января и 22 июня 1983 года ни один территориальный уровень- не может осуществлять опеку над другим, за исключением ряда строго ограниченных вопросов: региональный уровень поставлен над департаментом и коммунами в социальных вопросах, здравоохранении, сельском оснащении, школьном транспорте. Кроме того, был несколько смягчен административный контроль центра над местными представительными органами.

В развитых странах различия между этими двумя моделями обычно не носят принципиального характера, они -находятся в определенном сближении между собой, в особенности после муниципальных реформ во Франции и Великобритании, проведенных в 80-х годах. Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов , самоуправления этих стран являются местные представительные органы, формирующиеся в результате свободных и состязательных выборов непосредственно населением. В ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская или континентальная модель местного самоуправления выступает лишь в качестве необходимой "декорации." для, авторитарной по своей сути политической системы, в рамках которой волеизлияние граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный и заранее ориентированный характер, местное самоуправление нельзя рассматривать как составную часть демократии.

Местное управление и Австрии, Германии, Японии, и некоторых других странах имеет сходство с обеими моделями, обладая при этом и некоторыми своими специфическими чертами. Это и позволяет выделить его в отдельную - "смешанную" модель местного самоуправления.




В настоящий момент для нас практически наиболее интересен опыт местного самоуправления стран, имеющих федеративную форму государственного устройства, таких, в частности, как США и ФРГ. Представляет также интерес опыт Франции с ее иерархической структурой местного управления и децентрализацией территориального управления. Необходимым, на наш взгляд, является и более пристальное изучение опыта Японии по развитию и совершенствовании) местного самоуправления, так как реформа местного самоуправления там проводилась в условиях тяжелейшего экономического кризиса и являлась одним из элементов "японского экономического чуда"

Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета. Однако - как и в случае с романской системой - правовые схемы колонизаторов плохо прижились в традиционных обществах Азии и Африки. Поэтому говорить всерьез о существовании англосаксонской системы можно лишь по отношению к странам, повторившим британской или американский путь развития: от индустриального общества - к обществу потребления, от традиционного или раздробленного государства - к современному демократическому государству.

Англо-саксонская модель: Великобритания, США, Канада. Данная модель характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы МСУ действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют. Однако есть определенные вопросы, которые органы МСУ обязаны согласовывать с государственными органами и которые могут быть предметом контроля со стороны государства.

Характерные черты этой системы:

- отсутствие на местах полномочных представителей правительства, осуществляющих контроль за законностью действий местных выборных органов;

- самостоятельное решение муниципальными органами в пределах закона вопросов, не входящих в компетенцию центральных государственных органов;

- рассмотрение муниципалитетов как автономных образований, осуществляющих власть, возложенную на них парламентом;

- наряду с представительными органами в странах с такой системой местного управления непосредственно населением избирается и ряд должностных лиц;

- контроль, осуществляемый за деятельностью местных органов, носит косвенных характер - в основном через центральные министерства;

- статус местных органов власти основан на общих принципах, унифицирован, но может варьироваться в зависимости от местных условий;

- выборность местных органов власти - демократичный и освященный традицией способ осуществления единого управления, направляемого из центра;

- все публичное управление направлено на реализацию национального интереса;

- жителей территориальных образований связывает лишь соседство, они не формируют особого сообщества.

В Великобритании сравнительно независимое от центра городское самоуправление сформировалось давно.

В современной Англии власть на местах находится в руках выборных советов различного уровня (графств, городов, районов). Советы формируются в ходе выборов, порядок которых примерно совпадает с парламентскими выборами. Срок их полномочий 4 года; иногда советы не переизбираются полностью, а подлежат постепенной ротации.

Советы избирают своих руководителей - председателя или мэра (в городах, имеющих статус боро или Сити). Они, несмотря на существующую двухпартийную систему, стремятся действовать политически беспристрастно. Партийные разногласия мало сказываются на деятельности местных органов, особенно небольших городов и второстепенных графств.

Вся управленческая деятельность местных органов Англии, Уэльса и Шотландии осуществляется через советников, комиссии и административный аппарат. Члены местных советов (советники) работают в них безвозмездно или по совместительству. Они образуют отраслевые и функциональные комитеты и комиссии, в которых и решаются основные вопросы. Обычно две трети состава комитета (комиссии) - это советники, а одна треть - нанимаемые советом эксперты и местные служащие. Только финансовый комитет состоит полностью из советников, а комитет по делам полиции должен помимо них включать в свой состав и мировых судей. Советы также нанимают служащих, которыми обычно руководит главный администратор.

Руководство отраслями местного управления сосредоточено в руках комиссий, образуемых советом. Все местные советы делегируют комиссиям многие свои полномочия, поскольку советы слишком велики (некоторые насчитывают свыше 100 человек) для того, чтобы работать постоянно, готовить различные решения. Весьма распространены комиссии по вопросам политики и ресурсов, которые осуществляют координационные функции в отношении прочих комиссий.

Большевики, и впоследствии марксисты СССР критиковали идеологию муниципального социализма, рассматривая её как манипуляцию, направленную на то, чтобы отвлечь рабочих от коренных проблем классовой борьбы. Развивая эту мысль, В. И. Ленин писал:

После Второй мировой войны коммунистические партии Италии, Франции и ряда других стран Западной Европы, придавая большое значение участию коммунистов и всех трудящихся в деятельности муниципалитетов, тем не менее, отвергали концепцию муниципального социализма как оппортунистическую.

Читайте также: