Теория личности франкла кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

Работа содержит 1 файл

франкл психология.doc

Сама природа человека, его безграничная пластичность и компенсаторные возможности, необычайно усиливаемые благодаря культуре, позволяют ему обретать смысл практически в любой жизненной ситуации. Поиски смысла не должны прекращаться, даже если при каких-то условиях и обстоятельствах его обрести не удалось. Будут в жизни другие условия и другие обстоятельства, другие возможности обрести смысл жизни.

Человек, который знает, зачем он живет, максимально активен и может выдержать любые трудности. Не имеющий смысла существования не ценит ни свою жизнь, ни чужую и практически уничтожает себя, негативно влияя на других людей и цивилизацию.

Франкл считал, что традиционная психотерапия только проявляет в сознании глубинные явления душевной жизни, и поэтому разработал логотерапию, которая обращает внимание сознания на подлинные духовные сущности и призвана привести к осознанию собственной ответственности, ибо именно она является основой человеческого существования. Необходимо помочь человеку наполнить жизнь смыслом, чтобы он осознавал: кроме него никто это так не сделает, без него не обойтись, у него есть своя миссия, ни одна драма его жизни не проходит впустую, а обладает сверхсмыслом, вся его жизнь имеет свою неповторимую цель.

Многие люди, особенно невротики, откладывают свои дела, как будто они бессмертны. Поскольку это вовсе не так, важно использовать отведенное время по максимуму, и только сам человек несет ответственность за свою жизнь. Не имеет значения, если работа не завершена, важно, какого она качества. Ведущий принцип экзистенциального анализа образно можно представить так: к любой ситуации следует подходить, как будто живешь во второй раз и в прошлой жизни уже сделал ошибку, подобную той, которую сейчас можешь совершить. Представьте себя в такой ситуации и осознайте всю глубину ответственности, которую несете в любой момент своей жизни.

Но, с другой стороны, Франкл предупреждал, что не нужно стремиться стать идеальным: если бы все люди были таковы, каждого можно было бы заменить другим.

Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость, неповторимость каждого и ценность, смысл его жизни, поскольку всякий из нас и по-своему несовершенен, и по-своему хорош, и жизнь наша приобретает свой специфический смысл в обществе, если мы зеркально не копируем других. Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться.

Быть человеком — это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться, из своих промахов извлекать уроки и делать выводы на будущее, улучшая себя, свои мысли, действия, чувства, свою жизнь и даже жизнь окружающих.

Франкл отмечает, что судьба может предстать перед человеком трояким образом:

как естественная предрасположенность или природный дар;

как взаимодействие предрасположенности и ситуации,

которое формирует человеческую позицию, т. е. отношение к чему-либо.

Позицию человека как раз и можно изменить, поэтому люди не рабы судьбы, они проявляют свободу и выбирают свои отношения и действия. Слабовольным, по Франклу, становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решения, кто хочет оставаться таковым. Нельзя оправдываться неправильным воспитанием, как это делают невротики. Последствия его можно и нужно исправлять сознательными усилиями.

3. Теория личности

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

Основной тезис учения о стремлении в фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными.

Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов.

Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Главный тезис учения о смысле жизни — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

С т. з. Франкла смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности.

Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.

Соответственно выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения.

Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории.

В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами.

Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды.

По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Виктор Эмиль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Биографический очерк
Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelsch?ler ?sterreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstm?rderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключённый, психотерапевт
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.

Франкл умер 2 сентября 1997 г. от сердечной недостаточности.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Логотерапия
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Главный тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т.е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

После краткого увлечения в юности психоанализом, Виктор Франкл начинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией. Окончательное ее оформление произошло в экстремальных условиях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франкл был в 1942—1945 гг. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Теории личности в психологии Виктор Франкл / личность

  1. биография
  2. Теория и терапия
  3. Специальные клинические детали
  4. чтения

биография

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Его отец много работал от парламентского стенографиста до министра социальных дел.. Так как я был студентом университета и участвует в социалистических молодежных организациях, Франкл он увлекся психологией.
В 1930 году он получил докторскую степень по медицине и был назначен в комнату, посвященную лечению женщин с попытками самоубийства. Когда нацисты пришли к власти в 1938 году, Франкл занял пост главы неврологического отделения больницы Ротшильдов., единственная еврейская больница в первые годы нацизма.
Но в 1942 году он и его родители были депортированы в концлагерь под Прагой, Терезиенштадт .
Франкл пережил Холокост, даже после пребывания в четырех нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим, с 1942 по 1945 год; так не случилось с его родителями и другими родственниками, которые погибли на этих полях.
Отчасти из-за его страданий во время жизни в концентрационных лагерях и в то время, когда он находился в них, Франкл разработал революционный подход к психотерапии, известный как логотерапия..
«Франк вернулся в Вену в 1945 году и сразу же стал главой отделения неврологии в Венской поликлинической больнице. Он занимал эту должность в течение 25 лет и был профессором неврологии и психиатрии..
Его 32 книги по экзистенциальному анализу и логотерапии были переведены на 26 языков, и он получил 29 почетных докторских степеней в различных университетах мира..
Начиная с 1961 года Франкл занимал 5 должностей учитель в Соединенных Штатах иn Гарвард и Стэнфордский университет, а также другие, такие как Даллас, Питтсбург и Сан-Диего.
Он получил премию Оскара Пфистера Американского психиатрического общества, а также другие отличия от разных европейских стран..
Франкл преподавал в Венском университете до 85 лет на регулярной основе и всегда был великим альпинистом. Также, в возрасте 67 лет он получил лицензию пилота авиации.
Виктор Э. Франкл умер от сердечной недостаточности 3 сентября 1997 года, оставив свою жену Элеонору и дочь доктора Габриэле Франкл-Весели.
(Биография взята из некролога на сайте AP (Вена, Австрия), 3 сентября 1997 г..

Теория и терапия


Специальные клинические детали

чтения

Виктор Франкл написал множество книг, в которых изложил свою теорию. Один из них От лагеря смерти к экзистенциализму фокусируется на своем опыте в концентрационном лагере.

Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Теории личности в психологии: Виктор Франкл, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию личности.

Читайте также: