Теория культурно исторических типов сорокина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоречий в экономической, социальной сфере, с утратой личной перспективы, со сменой ценностных ориентаций в условиях бурного научно-технического прогресса в XX веке.

До сих пор не выработано единого понятия цивилизация. В самом общем виде под цивилизацией понимают ступень общественного развития, которая характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений.

В зависимости от выделения того или иного признака можно дать различную типологию цивилизаций. Так по технико-технологическому базису различают земледельческую, индустриальную, информационно-компьютерную степени цивилизации. Основными признаками информационной цивилизации являются создание и широкое распространение суперкомпьютеров и микропроцессоров. В таком обществе доминирует приобретение новых знаний, овладение ими в процессе непрерывного образования, а также их технологическое и человеческое применение (в медицине, здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т.п.). В настоящее время на уровень информационной цивилизации вышли наиболее развитые страны мира.

Понятие культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) означает, прежде всего, отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Культура предстает в продуктах материального и духовного труда общества или человека, в системе социальных норм, в духовных ценностях. Историческим типами культуры являются исторически сложившиеся системы культурных ценностей, соответствующие разным уровням цивилизационного и формационного развития общества. Кроме того, различают типы (формы) культуры, соответствующие разным социальным общностям и институтам:

1. общечеловеческая культура.

2. народная, массовая, элитарная культуры;

3. национальная, конфессиональная, профессиональная, возрастная культуры;

4. классовые культуры;

5. западная и восточная культуры, евразийская культура России;

П.А. Сорокин — выдающийся социолог, создал оригинальную типологию культуры. Он ввёл понятие суперсистемкультуры. Сорокин считал, что в каждой самостоятельной культуре существует некое ядро или основа, единая и неизменная: тенденции, идеи, проблемы, которые выражают главную ценность каждой культуры. Специфика этого ядра определяется представлениями о природе реальности, которые могут базироваться 1) на чувствах, 2) на иррациональных (сверхчувственных, религиозных) идеях и 3) на сочетании первых двух. Это и есть у Сорокина главный критерий различения, с помощью которого выделяются три главных типа культуры — три суперсистемы. П.А. Сорокин назвал эти суперсистемы, или типы культуры, чувственной (или сенсативной), идеациональной и идеалистической.

В каждой суперсистеме основными составляющими выступают искусство, истина, мораль и право. Чувственная и идеациональная суперсистемы культуры, указывал Сорокин, являются скорее идеальными конструктами, в реальной жизни никогда не встречаются. В каждой исторически определённой культуре могут быть представлены в различных соотношениях и доминировать чувственные или идеациональные составляющие.

Существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития.

1) Концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы.

Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы Н.Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа.

О. Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией. Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой.

С точки зрения А. Тойнби, объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные, национально-государственные образования, или определенные культурно-исторические типы, которые он называет цивилизациями.

Цивилизации,по А. Тойнби, представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой, а также с примитивными обществами, которые еще не достигли стадии цивилизации.

По сути дела, концепция Тойнби представляет собой учение о предопределении общественного развития. А. Тойнби выделяет шесть основных культурно-исторических типов:

– первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);

– первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя);

– вторичные, дочерние цивилизации (вавилонская от шумерской, хеттская от шумерской, эллинистическая от минойской, сирийская от минойской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шаньской, юкатанская от майя, мексиканская от майя);

– третичные, дочерние цивилизации (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточно-японская);

– застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, османская, спартанская);

– неразвившиеся цивилизации (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).

При объяснении причин становления и развития цивилизаций А. Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания. Основной критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения.

4)Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал П.А. Сорокин. В качестве таких типов он рассматривал социокультурные суперсистемы. В основе организаций этих суперсистем лежит мировоззрение, которое формируется на базе определенного способа познания. П.А. Сорокин видел три типа суперсистем:

– спиритуалистическая, в которой на первом месте стоят сверхчувственная реальность и истина;

– сенсуалистическая, в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность, ощущение;

– идеалистическая, основанная на синтезе интуиции, разума и чувственности.

П.А. Сорокин считал, что в социокультурных процессах можно вычислить ограниченное во времени линейное движение. Основные причины изменения, согласно П.А. Сорокину, находятся внутри суперсистем. В качестве одного из важных источников изменений П.А. Сорокин называет по необходимости неполное состояние интеграции этих суперсистем.

Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина
Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:
- изучить биографию Питирима Сорокина
- рассмотреть основные идеи его концепции культуры
- сформулировать собственное мнение относительно идей П.Сорокина

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968).Концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурны е сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина

Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:

- изучить биографию Питирима Сорокина

- рассмотреть основные идеи его концепции культуры

- сформулировать собственное мнение относительно идей П. Сорокина

1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме.

Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".

После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 года П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в университете Миннесоты.

В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. 11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался.

П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству. [5]

2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПИТИРИМА СОРОКИНА

2.1 П.СОРОКИН О ТРЕХ ТИПАХ КУЛЬТУРЫ

Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями выступают сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Этот тип культуры характерен для европейских обществ с 12 по 16 вв., т.е. эпохи позднего средневековья и Возрождения. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

Выделенные П.А.Сорокиным типы культуры - это одновременно и последовательные этапы культурной динамики. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силу каких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую, чувственную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "более развитым" или "менее развитым" - каждый представляет собой самостоятельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии несколько раз - концепция Сорокина циклична.
Почему происходит смена одного культурного типа другим?
Во-первых, ни один тип культуры не способен создать исчерпывающее описание реального мира и использовать все возможные пути человеческого творчества. Базируясь на каком-то основном принципе, культура как бы отсекает иные возможности. Со временем возможности творческого развития этого принципа неизбежно оказываются исчерпанными, и возникает необходимость перехода к новым ориентирам. Если культура не справляется с этой задачей, она вырождается.
Во-вторых, ни одна культура не является полностью интегрированной. Так, в идеациональной культуре, на ее "периферии" существуют элементы чувственной или идеалистической культуры. Также и господствующая чувственная культура не предполагает полного уничтожения элементов культуры идеациональной. И эти периферийные элементы могут стать почвой для формирования нового типа культуры, когда прежний тип исчерпывает свои творческие возможности. [1,с.145]

2.2 ТЕОРИЯ П.СОРОКИНА

Начало IV в до Р.Х. – 48,

конец IV в до Р.Х. – 36;

Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х. чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.

Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие. [Приложение]

В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Читайте также: