Теория эмоций симонова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из информационной " теор ии" (на самом деле гипотез ы) П. В. Симонова:
"Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения."
"мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "
"В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин — Ис), …. ],
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
"
"положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности."
Другими словами получется: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения.

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:

8. стыд/ смущение;

Эмоциональные свойства

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий- в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;




3. организация и регуляция - в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);

Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость

Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний [9; С. 133]

I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;

II. удовлетворение и радость;

III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;

IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;

Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:

8. стыд/ смущение;

Эмоциональные свойства

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий- в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;

3. организация и регуляция - в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

Основы теории П. В. Симонова

По мнению П. В. Симонова, посредством эмоций человеческий мозг отражает какую-либо актуальную потребность (ее величину и качество), а также вероятность ее удовлетворения. Оценивает же мозг все это, беря за основу генетический и приобретенный ранее индивидуальный опыт.

Эмоции имеют в жизни индивида огромное значение, т.к. выполняют несколько важных функций:

  • Оценочная (или отражательная) функция. Индивид переживает отношение и оценивает значимость событий или ситуации внутри или вне себя, свои возможности и производимые действия, а также достигаемые результаты своей деятельности.
  • Предвосхищающая (или упреждающая) функция. Индивид переживает ожидание предстоящих событий, начало своих действий, вероятность достижения успеха (будет ли получен результат, достигнута цель или удовлетворена потребность).
  • Мотивирующая (или побуждающая) функция. Индивид переживает необходимость достижения конкретного результата. Генерируется активность, необходимая для этого. Также формируется желание и намерение повторять в дальнейшем действия, которые приводят к положительному опыту, или избегать действий, приводящих к противоположному результату. В некоторых случаях данная функция побуждает человека изменять свое поведение.
  • Мобилизующая функция. Обеспечивает прилив энергии, применение имеющихся в распоряжении индивида возможностей и своего общего потенциала для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ней.
  • Подкрепляющая функция. Подтверждает степень соответствия достигнутой цели испытываемому желанию, намеченному результату. Закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло достичь цели. Обеспечивает принятие для будущего тех методов действий, которые приводят к эмоциональному удовлетворению, и отторжение действий, приведших к негативному опыту. Положительные эмоции являются сильнейшим внутренним условием, при котором вырабатываются рефлексы и образуются условно-рефлекторные связи высшего порядка. Отрицательные эмоции не дают образовываться таким связям и разрушают уже существующие связи.

Чтобы появилась эмоция, направляющая действия, необходимы несколько условий: внезапность, необычность и новизна ситуации или события. Если человек оказывается неподготовленным к встрече с этими условиями, если он не может найти возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность, появится только эмоция, не приводящая ни к каким действиям. А чем ограниченнее собственная система приобретенного опыта человека в удовлетворении потребностей в подобных ситуациях, тем больше эмоций он будет испытывать.

Также Симонов выделял некоторый оптимум мотивации, обусловленной потребностью, за границами которой появляется эмоциональное поведение. Другими словами, эмоциональный отклик возникает только тогда, когда есть достаточно сильная мотивация. В то же время, если мотивация оказывается чрезмерно высокой, нет никакого эмоционального поведения, т.к. есть только эмоциональная реакция.

Но чтобы стало понятнее, каким все же образом эмоции формируют поведение человека, нужно разобраться в теории более подробно. Главным образом, нам необходимо изучить формулу – правило, по которому возникают эмоции.

Суть теории П. В. Симонова

Центральным понятием в потребностно-информационной теории П. В. Симонова является формула, отражающая процесс возникновения эмоции. Выглядит эта формула так:

Э = П * (Ин – Ис), где:

  • Э – эмоция;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • Ин – информация о средствах, времени и ресурсах, теоретически необходимых для удовлетворения потребности;
  • Ис – информация о средствах, времени и ресурсах, которые в данный момент есть у человека в распоряжении;
  • Ин – Ис – оценка возможности удовлетворения потребности с учетом имеющегося опыта (генетического и приобретенного).

При этом очень важно учитывать факторы, влияющие на эмоции. Среди них можно выделить:

  • индивидуальные особенности человека (мотивационная, волевая, эмоциональная сферы);
  • временной фактор (как долго продолжается эмоциональное состояние, т.е. носит оно аффективный характер и проходит очень быстро либо становится настроением, которое может сохраняться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель);
  • качественные характеристики потребности (например, духовная и социальная составляющие, на основе которых появляются те или иные чувства).

Важно указать на то, что есть закономерная зависимость эмоций от испытываемой в данное время потребности и анализа вероятности ее удовлетворения человеком. Основой этой зависимости служит сопоставление возможностей, которые нужны человеку для достижения цели, и возможностей, которые у него уже есть.

Так, если Ис превышает Ин, эмоция будет положительной, а если Ин превышает Ис, эмоция будет отрицательной, причем чем более актуальна потребность человека, тем сильнее будет его эмоция.

Можно также немного упростить вышеназванную формулу, представив ее в таком виде:

Э = П * (ПУ — РУ), где:

  • Э – эмоция;
  • П – потребность;
  • ПУ – прогнозируемые усилия;
  • РУ – реальные усилия.

Отрицательные эмоции возникают, когда объем реальных усилий оказывается больше объема прогнозируемых усилий, и наоборот. Чем сильнее будет мотив (потребность), тем сильнее будет и сама эмоция. Говоря проще, если ваша мотивация высока и на процесс достижения цели вы смотрите слишком оптимистично, ваши эмоции от процесса работы будут отрицательными, ведь ожидания не будут соответствовать реальности.

Как раз это и следует учитывать при планировании любых дел и задач. В противном случае очень легко попасть в ловушку апатии, стресса и прокрастинации – привычки откладывать выполнение важной работы на потом. А развивать формулу П. В. Симонова продолжил советский физиолог Георгий Иванович Косицкий. Он предложил оценивать степень эмоционального напряжения с помощью формулы:

СН = Ц * (ИнВнЭн – ИсВсЭс), где:

  • СН – состояние эмоционального напряжения;
  • Ц – цель;
  • ИнВнЭн – информация, время и энергия, необходимые человеку для достижения цели;
  • ИсВсЭс – информация, время и энергия, которые в данный момент есть у человека.

С помощью этой формулы можно установить одну из четырех стадий эмоционального напряжения, влияющего на поведение человека. Укажем на основные характеристики этих стадий:

  • Первая стадия напряжения – СН0. Положительное эмоциональное состояние, мобилизация сил организма, повышенная активность, обостренное внимание, максимальная работоспособность. На этой стадии отмечается также повышение функциональных возможностей организма.
  • Вторая стадия напряжения – СН2. Максимальное увеличение энергетических ресурсов организма, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление. Подобные состояния представляют собой стеническую отрицательную эмоциональную реакцию, чаще всего выражаемую в форме гнева и ярости.
  • Третья стадия напряжения – СН3. Ее можно охарактеризовать как астеническую отрицательную реакцию, которой свойственны истощение всех ресурсов организма. Выражается данное состояние в форме таких психических состояний как тоска, страх или ужас.
  • Четвертая стадия напряжения – СН4. Эту стадию Косицкий называл стадией невроза. Деятельность всех систем положительного подкрепления ослабляется, а систем отрицательного подкрепления – усиливается. Это приводит к развитию гипотимии – депрессивного состояния, которое может проявляться в страхе, тревоге и апатии, а также нарушении функционирования внутренних органов.

На основе этого можно сделать вывод, что для положительного эмоционального состояния и гипертимии – повышенного настроения – оптимальной является именно первая стадия эмоционального напряжения. Находиться же в ней можно, опять же, используя в своей деятельности формулу П. В. Симонова.

Заключение

Конечно же, мы рассмотрели потребностно-информационную теорию П. В. Симонова лишь поверхностно. Если она вас заинтересовала, следует обратиться к более узким – специализированным источникам, посвященным именно его исследованиям (это же касается и идей Г. И. Косицкого). Вот несколько работ, которые можно взять на заметку:

Однако даже такое неглубокое изучение теории П. В. Симонова позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, эмоции следует рассматривать как механизм внутреннего приспособления человека к его деятельности. Именно поэтому оптимальное для работы эмоциональное состояние мобилизует энергетические ресурсы организма.

Во-вторых, положительные эмоции действуют так, что организм продолжает активно работать даже после удовлетворения актуальной потребности. Позитивные эмоции многократно превосходят негативные, максимизируют ощущение удовольствия и являются бесконечным источником активного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

И в заключение лишь добавим, что П. В. Симонов, указывая на различия между положительными и отрицательными эмоциями, говорил, что поведение человека направлено на минимизацию воздействий, которые вызывают негатив, и максимизацию позитивных эмоциональных состояний. Но интереснее всего то, что эта максимизация практически бесконечна, тогда как минимизация ограничена состоянием покоя. Так что у любого из нас есть безграничные возможности для положительных изменений и работы в позитивных эмоциональных состояниях.

А в качестве дополнения к теории П. В Симонова для понимания причин, влияющих на эффективность любой деятельности человека, рекомендуем почитать о законе Паркинсона и законе Йеркса-Додсона, позволяющих посмотреть на этот вопрос с разных сторон. Желаем вам продуктивности и успехов во всех предприятиях!

Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.

Человек – часть космоса


Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.

Эмоции появились в процессе эволюции

Информационная теория эмоций Симонова

Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.

Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.

Из предложенной Симоновым формулы следует, что:

  • эмоция возникает только при наличии потребности;
  • если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
  • при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.

Познавательная теория эмоций Лазаруса

В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.

Читайте также: