Теория экспертной диагностики кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с предложенной им систематизацией предметов и задач диагностических экспертиз могут проводиться многочисленные исследования, список которых мы приведем полностью, как наиболее общий для трасологии.

«Исследования свойств и состояния объекта включают:

- исследования свойств объекта, в том числе его соответствия определенным характеристикам;

- определение фактического состояния объекта, в том числе наличия или отсутствие отклонений от определенной нормы или зафиксированного ранее состояния объекта;

- установление первоначального состояния объекта, в том числе выявление невидимых, слабовидимых текстов, уничтоженных рельефных знаков и т.д.;

- определение причин и условий изменений свойств (состояния) объекта.

Исследование отображений объекта - это:

- определение наличия следа;

- определение возможности судить об объекте по следу для установления его групповых (родовых) признаков и пригодности к отождествлению;

- определение фактического состояния объекта в момент образования

Исследование результатов действия (события) включают:

- определение возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам;

- определение отдельных фрагментов события;

- выявление механизма события в его динамике;

- определение времени или хронологической последовательности действия;

- определение места действия;

- определение условий, при которых происходило событие.

Исследование соотношения фактов (событий, действий) или объектов:

- установление причинной связи между действиями и наступившими последствиями;

- определение причины полученных результатов;

- определение возможности совершения действий при определенных условиях;

Объектами механоскопии в общем случае являются промышленные установки, технологические процессы и различные изделия промышленного производства. Поэтому не все из перечисленных выше диагностических исследований могут быть проведены в рамках механоскопической экспертизы производственно-технологических следов.

По мнению Н.П. Майлис, при проведении механоскопических экспертиз, следует использовать термины и методики исследования из технической диагностики. Кроме того, с учетом теоретических концепций технической диагностики, процесс распознавания следует рассматривать с учетом комплекса закономерностей, характеристик и причинных связей между частями и элементами диагностируемой системы.

Производственно-технологические следы лазерной обработки являются следами отображениями множества воздействующих факторов. Поэтому в них отображается количество и последовательность операций, условия следообразования, внутренние морфологические признаки установки, преобразованные режимами и параметрами обработки. Кроме того, в них отображаются различного рода отклонения от технологических норм ведения процессов. Следы-отображения этих отклонений именуются дефектами или пороками изделий. Согласно ГОСТам и техническим условиям (ТУ) на выпуск определенных изделий многие дефекты вполне допустимы и не влияют на качество продукции.

К появлению дефектов приводит либо процесс обработки изделия (дефекты обработки), либо они связаны с качеством самого материала (дефекты материала). В нашем случае, для проведения механоскопических исследований следов лазерной обработки значения имеют только первые из них.

Согласно ГОСТу 15895-77 изделие является единицей промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Изделие получается путем изменения формы, размеров, свойств поверхности и (или) материала заготовки.

Промышленная продукция выпускается в результате производственного процесса, который представляет собой совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для ее изготовления.

Технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета производства. Существуют также понятия типового технологического процесса (изготовление группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками) и группового технологического процесса (изготовление группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками).

В зависимости от объема выпуска изделий различают следующие типы производства:

- единичное, когда существует малый объем выпуска одинаковых изделий;

- серийное, характеризуемое изготовлением изделий периодически повторяющимися партиями;

- массовое, характеризуемое большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых продолжительное время.

Взяв за основу рассмотренную выше классификацию диагностических исследований, учитывая техническую терминологию и концепции технической диагностики, определим круг диагностических задач и пути их решения в рамках механоскопической экспертизы следов лазерных технологических установок.

Общая методика механоскопической экспертизы производственно-технологических следов основана на определенном алгоритме, определяющем порядок решения диагностических задач. Конкретные же задачи решаются с применением адаптированного для них набора методов, технических средств и порядка их использования.

Среди данных задач можно выделить общие или типовые задачи, которые характерны для всех объектов судебной механоскопической экспертизы и частные диагностические задачи, потребность в решении которых может возникнуть только при исследовании следов лазерных технологических установок. При этом, рассматривая конкретную задачу, сразу же будем формулировать возможные вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение эксперту, и предлагать методические рекомендации для ее решения.

Практически все задачи по исследованию свойств и фактического состояния лазерной технологической установки относятся к общим задачам. Здесь речь идет в основном о выявлении возможных изменений в конструкции, перенастройке режимов работы, которые влияют на продолжительность идентификационного периода. Такие диагностические задачи всегда решаются совместно с идентификационными и, как правило, не имеют самостоятельного значения, но важны для корректного проведения исследования.

Диагностические экспертные исследования будут основываться на общих методических положениях и подходах, принятых в трасологической экспертизе. Они состоят из четырех стадий: подготовительной, аналитической, сравнительной и оценочной.

На подготовительной стадии исследования эксперт знакомится с материалами, представленными для проведения экспертизы. Здесь он должен уяснить следующие обстоятельства:

- какое из предприятий могло являться потенциальным изготовителем исследуемого изделия;

- в какой период времени изготовлено (обработано, маркировано) данное изделие;

- какие нормативные документы могли регламентировать процесс изготовления;

- имеются ли на изделии следы дополнительной обработки после выхода с предприятия-изготовителя;

- не подвергалась ли лазерная технологическая установка перенастройке или ремонту с заменой основных частей.

Для ответа на этот вопрос в первую очередь необходимо установить вид материала изделия: металл, окрашенный металл, пластмасса, древесина, стекло (керамика), резина, бумага, текстиль, кожа и т. д. Затем выявляются характерные признаки в следах воздействия лазерного излучения для каждого материала. Например, прецизионная резка, фрезерование, сверление керамики, предназначенной для изделий электронной промышленности, выполняются только с помощью лазерных установок из-за высокой твердости материала. Следует иметь в виду, что для разделения керамических и кристаллических пластин применяется также несквозная резка - скрайбирование, которое может быть как лазерным, так и механическим. Отличительными признаками лазерного скрай- бирования является наличие оплавленных участков материала вдоль всей границы разделения.

Признаками лазерной обработки текстиля, кожи, древесины и бумаги является наличие оплавленных или обугленных участков вблизи места обработки. При этом интенсивность обугливания (появление потемнений вблизи зоны обработки) зависит от многих факторов, таких как вид материала, содержания в нем красителей, режимов обработки и др.

Маркировка белой бумаги, лакокрасочных покрытий и пластмасс может выполняться методом перфорации, испарением специальной поверхностной защитной пленки либо изменением цвета самого материала за счет его нагрева.

В первом случае маркировка приводит к появлению многочисленных сквозных микроотверстий (перфорация денежных знаков, ценных бумаг, кредитных карт, документов, бланков строгой отчетности и т. п.) за счет испарения материала. Они отличаются высокой степенью однородности по форме, размерам и имеют конический профиль.

Лазерная перфорация используется не только для маркировки, но и при размерной обработке некоторых изделий массового производства, например, фильтров тонкой очистки топлива, фильтров сигарет.

В последнее время появились технологии по защите изделий от фальсификаций и подделок на основе создания на пленке защитных признаков в виде множества случайно расположенных микроотверстий, повторить или скопировать которые невозможно. Из данной пленки изготавливаются марки для защиты изделий, подлинность которых можно проверить визуально.

Лазерная маркировка с изменением цвета поверхности и образованием углублений нашла широкое распространение, так как является наиболее экономически оправданной. Например, такая маркировка используется многими изготовителями пломбировочных устройств.

На металлических поверхностях, лазерная размерная обработка и маркировка приводит к образованию таких характерных признаков, как: затвердевший расплав, кромка, образовавшаяся при испарении, наличие дефектной зоны и капель расплава металла, появление цветов побежалости. Следует иметь в виду, что некоторые из этих признаков характерны и для электроискровой обработки. Однако микрорельеф дна углубления, сформированного лазерным излучением, существенным образом отличается. Это связано с различными механизмами следообразования.

Электроискровая обработка выполняется за счет быстропротекающих процессов дискретного разрушения материала заготовки и электрода микровзрывами возникающими в местах наибольшего сближения поверхностей электродов. Так как в процессе обработки электрод и заготовка непрерывно и неравномерно изнашиваются, это приводит к неоднородности протекания тока между электродами и появлению многочисленных игольчатых выступов на дне формируемого отверстия.

Решению данных вопросов способствуют несколько предпосылок, связанных с эргономикой эксплуатации лазерных установок. Во-первых, в условиях промышленного производства технология предусматривает использование вполне определенных типов лазерных установок, эксплуатация которых экономически оправдана. При этом недопустима эксплуатация установок как с превышением паспортных значений выходной энергии излучения (приводит к уменьшению срока службы), так и с пониженным значением энергии, которое приводит к искажению однородности потока излучения.

Поэтому энергетические режимы работы лазерных установок достаточно точно соответствуют выполняемым операциям. Например, энергия излучения будет существенно различаться для таких операций, как точечная сварка миниатюрных деталей, гравирование, глубокое сверление (глубина отверстия в 5 - 10 раз превышает его диаметр), резка толстых листов стали и т.д. Оценив величину энергии излучения по следам обработки (принимая во внимание вид обработки, вид материала, глубину проплавления и др.) и используя справочные данные, возможно, отнести применявшуюся установку к определенному классу, например, с энергией излучения не менее 10 Дж.

Таким же образом определяется длина волны излучения. Выбор ее значения осуществляется при разработке технологии целенаправленно, так как от длины волны излучения зависят коэффициенты поглощения и отражения для многих обрабатываемых материалов. Учитывая тот факт, что в промышленных лазерных установках применяются активные элементы, излучающие энергию, в основном, в трех диапазонах длин волн (0, 69 мкм - рубин; 1, 06 - гранат или стекло, активированные неодимом; 10,06 мкм - СО2), иногда возможно, методом исключения, определить длину волны излучения. Например, лазеры с длиной волны излучения 1, 06 мкм наиболее часто используется в импульсном режиме для обработки хрупких и тонких материалов: алмаз, драгоценные камни, металлическая фольга, тонкие керамические пластины. Они же наилучшим образом зарекомендовали себя при маркировке изделий с окрашенными поверхностями и изготовленных из пластмасс. Напротив, лазеры на СО2 в импульсном режиме используются редко. Основная сфера их применения это резка толстых листов металла (10 мм и более), древесины, стеклопластиков, ткани, бумаги, неметаллических сплавов, резины и т.д. Кроме того они используются для закаливания металлов, в частности режущих кромок различных профессиональных и бытовых инструментов.

На аналитической стадии диагностического исследования также могут быть решены и другие задачи, например, определены: режим работы установки, метод обработки, способ сканирования и режим излучения.

На современном этапе диагностические исследования приобретают особое значение. Во-первых, их результаты имеют решающее значение для возбуждения уголовного дела. Большинство промышленных изделий, изготовленных с применением лазерной обработки, являются сложными в техническом плане и малоизученными предметами (компакт- диски, пломбировочные устройства, ювелирные изделия). Поэтому уже на этапе предварительного расследования требуется заключение специалиста для выяснения некоторых вопросов, касающихся объективной стороны преступления и его состава. Благодаря одной из новаций Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой следствию предоставляется возможность назначения судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела, теперь такой подход может быть реализован. В нем реализуются возможность создания более выгодных условий для расследования преступлений в сфере фальсификации промышленных изделий. Но к сожалению в настоящее время данная норма права не работает.

Как видно, стержнем диагностических исследований является сравнение по аналогии, которое создает вполне определенную последовательность действий эксперта. Поскольку логическая структура методов решения идентификационных и диагностических задач является единой, а сами эти процессы могут чередоваться, то представляется целесообразным рассмотреть решение конкретных экспертных задач по отождествлению лазерной технологической установки.

До 70-х гг. XX в. криминалистическая и некоторые иные судебные экспертизы в зависимости от решаемых экспертных задач подразделялись на идентификационные и неидентификационные.

По мнению В. А. Снеткова, предметом является установление закономерностей возникновения, распознавания и оценки диагностических признаков материального объекта, связанного с событием преступления, в целях определения природы или состояния этого объекта.

В криминалистических исследованиях диагностика обычно предшествуетидентификации. Например, по следам ног, еще до того как идентифицируют обувь, судят о направлении движения человека, приблизительной скорости движения, факте перетаскивания тяжестей, передвижении в темноте и т.д.

Экспертное диагностирование – наиболее распространенная и методически разработанная часть криминалистической диагностики.

К диагностическим относятся, следующие вопросы:

1) имеются ли на данном предмете следы (человека, инструмента, транспортного средства, животного);

2) каков механизм образования этих следов;

3) к какой группе (роду, виду) относится предмет, оставивший след;

4) пригодны ли данные следы для идентификации по ним следообразующего объекта.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния; установление первоначального состояния объекта; выявление причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению: определение степени информативности следа; установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

II. Сложные (составные) диагностические задачи - это исследование механизмов,событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

1) определение: а) механизма события, процесса, действия;

2) установление: а) механизма события в его динамике;

3) определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каковы состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч.

Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований.

Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влекут за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратныхдиагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными, т.е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача - установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная - реконструирование по обломку "биографии" изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает системасобытий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

первый этап диагностикиэтораспознавание, на этом этапе, на основе анализа признаков и применения методов индукции диагностика позволяет выйти на некую обобщенную категорию (типовую версию), как только заканчивается этап распознавания и если при сопоставлении обнаружено сходство исследуемого объекта с эталоном, наступает

второй этап — различение, т. е. выделение исследуемого объекта из числа ему подобных, отнесение его к определенному роду. дифференциальная диагностика (в основе которой лежит метод сравнения), дедуктивный переход от общего к частному, конкретному

Наконец, на третьем этапе объект определяется именно как объект диагностирования.

Подобно тому, как в процессе идентификации участвуют два вида объектов — идентифицируемый и идентифицирующий, в диагностическом экспертном исследовании участвуют также два вида — диагностируемый и диагно­стирующий.

Но здесь диагностирующие объекты в своем составе не имеют объектов, связанных с расследуемым событием, в отличие от идентификации, где некоторые из идентифицирующих объектов могут быть вещественными доказательствами.

Есть и еще одно отличие между составом идентифицирующих и диагностирующих объектов. В экспертной идентификации не используется такой идентифицирующий объект, как мысленный образ идентифицируемого объекта. Этот объект фигурирует, как известно, лишь при идентификации, осуществляемой при предъявлении для опознанияи других следственных действиях. В экспертном же диагностическом исследовании, (по мнению Аверьяновой), мысленный образ может служить диагностирующим объектом.

Другой вид диагностирующих объектов — образцы. Они также могут быть подразделены на экспериментальные и свободные.

Но по своему происхождению образец при диагностическом исследовании не обязательно должен быть связан с исследуемым объектом. Образцами чаще всего бывают предметы из натурных коллекций, справочные и иные данные и различные объекты естественного или технологического происхождения.

Процесс сравнения при диагностическом экспертном исследовании имеет много общего со сравнением при идентификации. В обоих случаях речь идет о сравнении признаков. Но если при идентификации установление совпадения совокупности общих признаков является лишь начальным ее этапом, то при диагностике этот результат свидетельствует о завершении исследования.

В сущности, целью сравнения диагностируемого объекта с образцом является установление наличия у первого группового или групповых диагностичес-х признаков.

При решении диагностических задач результаты сравнительного исследования позволяют эксперту сделать следующие выводы:

1) о состоянии и свойствах объекта;

2) о механизме и обстоятельствах события, в том числе о времени или хронологической последовательности событий (действий), об условиях, в которых происходило событие;

3) о существовании фактов (событий);

4) о выделении объектов с указанием, какой из объектов обладает определенными свойствами, отвечает каким-то требованиям и т. п.;

5) о принадлежности исследуемого объекта к какому-то классу объектов.

По результатам экспертных диагностических исследований формулируются выводы, которые могут быть как категорическими (безусловными), так и разделительными (условными).

Понятие и содержание учений об экспертном прогнозировании и профилактике.

Он указывал, что гносеологической основой научного прогнозирования служит философская категория причинности,

логической основойэкстраполяция знаний, т. е. перенесение знаний с одной предметной области на другую, еще не исследованную область.

Процесс экстраполяции в целях прогнозирования в законченном виде, по его мнению, состоит из следующих элементов:

— исходные данные для прогнозирования — знание о прошлом или настоящем объекта или процесса, связях с другими объектами или процессами, проявившимися в прошлом или проявляющимися в настоящем;

— основание для прогнозирования, т. е. знание о необходимых или вероятных направлениях развития объектов или процессов в будущем, выступающее в виде теоретической системы знаний о закономерностях такого развития;

— операции по прогнозированию, под которыми следует понимать процесс переноса знаний, являющихся основой прогноза, на исходные для данного процесса данные и получение прогноза, т. е. вероятного вывода в будущем;

— реализация прогноза, т. е. формулирование системы рекомендаций, способствующих и обеспечивающих в зависимости от цели прогнозирования осуществление или неосуществление прогноза.

Прогнозирование научных исследований в судебной экспертизе связано прежде всего с развитием и совершенствованием самой общей теории судебных экспертиз, в частности с изменением и пополнением ее структуры новыми частными теориями и учениями.

развитие теории экспертного прогнозирования в современных условиях весьма целесообразно. Ее положения могут быть эффективно использованы как для разработки и принятия упреждающих по отношению к возможным способам совершения преступлений мер технического или организационного характера, так и для планирования процесса развития экспертных учреждений.

Прогнозирование позволит повысить эффективность и экспертной профилактической деятельности.

С другой стороны, профилактическая деятельность является одним из оснований и следствий прогнозов об изменении ситуации в будущем. Так, например, разработка и конструирование новых сейфовых замков позволяет прогнозировать уменьшение числа преступлений, связанных с кражами из сейфов.

Основанием для формирования теории экспертной профилактики послужила дискуссия о криминалистической профилактике, зародившаяся на страницах криминалистической литературы в начале 60-х гг. XX в. и продолжавшаяся почти 20 лет.

Инициатором разработки теории экспертной профилактики выступил И. А. Алиев.

Экспертная профилактика —

деятельность по выявлению обстоятельств способствовавших совершению преступления (правонарушения) и разработке мер по их устранению.

1) при производстве экспертизы по конкретному уголовному (гражданскому) делу (процессуальная форма экспертной профилактики);

2) на основе обобщений экспертной, следственной и судебной практики, научных исследований (непроцессуальная форма экспертной профилактики).

Экспертная профилактика осуществляется путем:

а) указания на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (правонарушения), в заключении эксперта,

составления уведомления эксперта об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления (правонарушения),

или профилактической рекомендации;

Вполне логично диагностика стала элементом понятийного аппарата и одним из фактических направлений исследования и в криминалистике. Многие познавательные задачи криминалистики, как уже отмечалось, носят именно диагностический характер. В связи с этим в криминалистике начало формироваться не только самостоятельное направление исследования, но и целое учение, называемое криминалистической диагностикой, которое можно определить как научно разработанную систему задач и методов распознавания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями с целью их раскрытия, расследования и предупреждения.

При этом не следует отождествлять диагностическое направление познания в криминалистике с доказыванием по уголовному делу. Оно прежде всего является практической деятельностью, регламентированной законом. Результаты же диагностики, как и других криминалистических исследований, являются лишь разновидностью полученных фактических данных, необходимых для мыслительных процессов доказывания.

Все многообразие диагностических задач криминалистического познания можно свести к выявлению, изучению, объяснению и распознаванию следующего: свойств и состояний, использованных при совершении преступлений материальных объектов и действующих при этом лиц; свойств и условий формирования факторов обстановки события преступления (пространственных, временных, ситуационных); механизма возникновения и протекании отдельных этапов, процессов преступления и их взаимодействия между собой и различного рода объектами. Распознаются при этом такие свойства и состояния лиц по их действиям, которые имеют чисто криминалистическое, а не медицинское, не психиатрическое и психологическое диагностическое значение. В частности, по следам действия субъектов на месте совершения преступления диагностируется пол, возраст, общепрофессиональные умения и знания, преступный опыт, умение обращаться с оружием, взрывчатыми веществами и др.

В криминалистической диагностике, как в одном из направлений криминалистического познания задачи такого рода решаются с помощью целого комплекса методов (сравнения, аналогии, моделирования, экспериментирования и экстраполяции).

Криминалистическая диагностика тесно связана с криминалистической идентификацией. Даже иногда говорят о двух частях единого криминалистического учения. Оба эти направления в познавательном криминалистическом процессе осуществляются с помощью комплекса методов, порой они переплетаются, один предшествует другому и наоборот. В их теоретических основах также много общего, в частности в системе классификации исследуемых объектов. Так, в теории криминалистической диагностики объекты делятся на диагностируемые и диагностирующие, искомые и проверяемые. Диагностируемым является то, что необходимо распознать (свойство, состояние, другие сходные особенности, механизм); диагностирующим – материальный след (признак) события преступления – отображающий вовне распознаваемые черты, особенности и механизм. Искомыми – свойства, состояния и механизм, необходимость распознавания которых ситуативно определена в каждом случае расследования. Проверяемыми – источники информации о распознаваемых объектах, включающие криминалистические версии и показания допрошенных участников расследования. Различаются же диагностика и идентификация по целям своего исследования, отдельным методическим приемам и некоторым другим чертам.




Анализируемое диагностирование практически невозможно без построения, проверки и подтверждения (неподтверждения) версий, объясняющих происхождение, существование, сущность и особенности изучаемых объектов и явлений.

Криминалистическая диагностика может быть следственной, судебной и экспертной.

В следственной диагностике в основном распознаются и объясняются свойства, состояния и другие сходные особенности элементов обстановки совершения преступления (пространственные, временные, вещные) и участвующих в данном событии лиц; элементы механизма преступления в целом и его отдельных этапов; криминальные и криминалистические ситуации.

При судебном диагностировании может быть повторно диагностировано (частично или полностью) все то, что было предметом соответствующего исследования на предварительном следствии.

Экспертное диагностирование – наиболее распространенная и методически разработанная часть криминалистической диагностики. Диагностические задачи практически решаются при производстве любого вида криминалистической экспертизы. При этом свойства и состояния объектов могут распознаваться в следующих случаях:

– при их непосредственном исследовании (является ли объект огнестрельным оружием, пригодно ли оно для производства выстрелов, можно ли открыть сейф с помощью тех или иных средств, каким изменениям подвергался первоначальный текст документа);

– при исследовании признаков их отражения вовне (пригодны ли выявленные следы пальцев рук и обуви для идентификации, в каком состоянии находился пишущий в момент выполнения рукописи, подписи и т.д.);

– при изучении механизма отдельных этапов, фрагментов преступного события, его динамических и других особенностей (с какой стороны осуществлен взлом преграды, какими частями соударялись транспортные средства при столкновении и др.).

Вышеизложенное однако не исчерпывает перечень возможных следственных, судебных и экспертных диагностических задач. Вместе с тем оно свидетельствует о широких возможностях диагностического процесса познания в процессе криминалистической диагностики*.

*Подробнее о диагностике см.: Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 1998.

Вполне логично диагностика стала элементом понятийного аппарата и одним из фактических направлений исследования и в криминалистике. Многие познавательные задачи криминалистики, как уже отмечалось, носят именно диагностический характер. В связи с этим в криминалистике начало формироваться не только самостоятельное направление исследования, но и целое учение, называемое криминалистической диагностикой, которое можно определить как научно разработанную систему задач и методов распознавания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями с целью их раскрытия, расследования и предупреждения.

При этом не следует отождествлять диагностическое направление познания в криминалистике с доказыванием по уголовному делу. Оно прежде всего является практической деятельностью, регламентированной законом. Результаты же диагностики, как и других криминалистических исследований, являются лишь разновидностью полученных фактических данных, необходимых для мыслительных процессов доказывания.

Все многообразие диагностических задач криминалистического познания можно свести к выявлению, изучению, объяснению и распознаванию следующего: свойств и состояний, использованных при совершении преступлений материальных объектов и действующих при этом лиц; свойств и условий формирования факторов обстановки события преступления (пространственных, временных, ситуационных); механизма возникновения и протекании отдельных этапов, процессов преступления и их взаимодействия между собой и различного рода объектами. Распознаются при этом такие свойства и состояния лиц по их действиям, которые имеют чисто криминалистическое, а не медицинское, не психиатрическое и психологическое диагностическое значение. В частности, по следам действия субъектов на месте совершения преступления диагностируется пол, возраст, общепрофессиональные умения и знания, преступный опыт, умение обращаться с оружием, взрывчатыми веществами и др.

В криминалистической диагностике, как в одном из направлений криминалистического познания задачи такого рода решаются с помощью целого комплекса методов (сравнения, аналогии, моделирования, экспериментирования и экстраполяции).

Криминалистическая диагностика тесно связана с криминалистической идентификацией. Даже иногда говорят о двух частях единого криминалистического учения. Оба эти направления в познавательном криминалистическом процессе осуществляются с помощью комплекса методов, порой они переплетаются, один предшествует другому и наоборот. В их теоретических основах также много общего, в частности в системе классификации исследуемых объектов. Так, в теории криминалистической диагностики объекты делятся на диагностируемые и диагностирующие, искомые и проверяемые. Диагностируемым является то, что необходимо распознать (свойство, состояние, другие сходные особенности, механизм); диагностирующим – материальный след (признак) события преступления – отображающий вовне распознаваемые черты, особенности и механизм. Искомыми – свойства, состояния и механизм, необходимость распознавания которых ситуативно определена в каждом случае расследования. Проверяемыми – источники информации о распознаваемых объектах, включающие криминалистические версии и показания допрошенных участников расследования. Различаются же диагностика и идентификация по целям своего исследования, отдельным методическим приемам и некоторым другим чертам.

Анализируемое диагностирование практически невозможно без построения, проверки и подтверждения (неподтверждения) версий, объясняющих происхождение, существование, сущность и особенности изучаемых объектов и явлений.

Криминалистическая диагностика может быть следственной, судебной и экспертной.

В следственной диагностике в основном распознаются и объясняются свойства, состояния и другие сходные особенности элементов обстановки совершения преступления (пространственные, временные, вещные) и участвующих в данном событии лиц; элементы механизма преступления в целом и его отдельных этапов; криминальные и криминалистические ситуации.

При судебном диагностировании может быть повторно диагностировано (частично или полностью) все то, что было предметом соответствующего исследования на предварительном следствии.

Экспертное диагностирование – наиболее распространенная и методически разработанная часть криминалистической диагностики. Диагностические задачи практически решаются при производстве любого вида криминалистической экспертизы. При этом свойства и состояния объектов могут распознаваться в следующих случаях:

– при их непосредственном исследовании (является ли объект огнестрельным оружием, пригодно ли оно для производства выстрелов, можно ли открыть сейф с помощью тех или иных средств, каким изменениям подвергался первоначальный текст документа);

– при исследовании признаков их отражения вовне (пригодны ли выявленные следы пальцев рук и обуви для идентификации, в каком состоянии находился пишущий в момент выполнения рукописи, подписи и т.д.);

– при изучении механизма отдельных этапов, фрагментов преступного события, его динамических и других особенностей (с какой стороны осуществлен взлом преграды, какими частями соударялись транспортные средства при столкновении и др.).

Вышеизложенное однако не исчерпывает перечень возможных следственных, судебных и экспертных диагностических задач. Вместе с тем оно свидетельствует о широких возможностях диагностического процесса познания в процессе криминалистической диагностики*.

*Подробнее о диагностике см.: Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 1998.

В последние годы все большую роль начинает играть криминалистическая диагностика, суть которой заключается в распознавании состояния объекта, познание события, явления или процесса. Криминалистическая диагностика в отличие от идентификации представляет собой распознавание состояния объекта, познание события, явления, процесса. Слово диагностика в переводе с греческого языка означает распознавание, различие, определение. Общая задача криминалистической диагностики состоит в установлении и объяснении свойств объекта, познания причин и механизма действия объектов. Криминалистическая диагностика расширяет арсенал методов познания события преступления. Так, например, по следам ног можно не только идентифицировать человека, но и судить о направлении движения, скорости, физическом состоянии и пр.

Диагностика может быть определена как один из методов научного познания, в основе которого лежат общие положения материалистической диалектики о познаваемости события по его результатам. С познавательной стороны доказывание расценивается как реконструкция, восстановление прошлого события. Криминальная ситуация и преступление как объекты доказывания, обладают ретроспективностью, т.е. связью с прошлым, а также уникальностью, неповторимостью, отражением в материальной, вещной обстановке и мысленных образах.

Криминалистическая идентификация решает задачи установления тождества относительно стабильных объектов. Криминалистическая диагностика разрешает ситуационные задачи о пространственном и причинноследственном взаимодействии объектов.

Задачи криминалистической диагностики:

  1. Установление пространственной структуры обстановки преступного события (где, в какой обстановке произошло преступление, каково, например, точное место столкновения транспортных средств).
  2. Установление механизма отдельных этапов события (например, определение взаимного расположения транспортных средств, определение способа изготовления денежных знаков).
  3. Определение вещной обстановки места происшествия, свойств и состояний объектов, выбор орудия преступления и т.п.
  4. Установление временных характеристик преступного события, когда, сколько времени продолжалось, в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли раньше, а какие позже.
  5. Определение свойств действовавших объектов (сколько было человек, обладал ли субъект профессиональными навыками).
  6. Исследование причинно-следственных связей (какова причина взрыва, что могло явиться причиной самопроизвольного выстрела).
  7. Прогнозирование последствий действий субъектов (какие следы могли остаться на транспорте, который скрылся).
  8. Установление в целом механизма преступного события, ситуативный анализ всего события с учетом всей информации об участниках, предметах и обстановки преступления. Ситуационный анализ и диагностика преступления в пространственно-временной и причинно-следственной плоскостях. Установление соответствия ситуации излагаемой участниками преступления.
  9. Выявление криминогенных факторов и условий, способствующих совершению преступления.

При всем многообразии диагностики, представляется возможным выделить три основных задачи:

  • изучение внутренних свойств и состояний объекта;
  • изучение внешних свойств и состояний, времени и места функционирования;
  • изучение механизма и процессов протекания события.

Иными словами, при решении диагностических задач устанавливается существо процессов, параметры и механизмы процессов. Криминалистическая диагностика основывается на изучении закономерностей механизма типичных ситуаций, характеризующих состояние и свойства отдельных объектов и целых криминальных ситуаций. Повторяемость событий, их схожесть, стабильное отображение позволяют восстанавливать процессы и механизмы, имевшие место в прошлом.

В теории различают диагностируемые и диагностирующие, искомые и проверяемые объекты.

Диагностируемый объект – это устанавливаемое условие, предмет, некая конкретная ситуация, явление, процесс. Диагностируемым является состояние, свойство, механизм происшествия.

Диагностирующий объект – это материальные носители признаков, отображающих свойства, признаки вещной обстановки происшествия. Диагностирующими будут те отображения в материальной обстановке, которые отражают признаки наблюдаемой ситуации: следы обуви стрелявшего, местоположение стреляной гильзы, пулевое повреждение на преграде.

Искомыми объектами являются ситуативные условия, отраженные в вещной обстановке и определяющие динамику события. Проверяемыми объектами являются предположения (версии) следователя, суда, эксперта, объяснения иных участников процесса.

Существенным отличием диагностики от идентификации является то, что при идентификации проверяемый объект существует материально, а при диагностировании проверяемый объект может отсутствовать как субстанция. Посредством реконструкции и моделирования воссоздается ситуация происшедшего, диагностируется событие.

Таким образом, в качестве диагностируемого объекта выступает ситуация, имевшая место в прошлом. В качестве диагностирующих объектов выступают различные виды доказательственной информации, которая может содержаться в протоколах следственных действий, схемах, планах, на фото, кино, и видеоизображениях, в заключениях экспертов. В результате диагностирования устанавливается конкретная ситуация либо несколько возможных ситуаций, условий. Важно конкретизировать и выбрать одну наиболее вероятную ситуацию.

При диагностировании используют различные методы познания ситуации. Однако следует выделить наиболее характерные, специфические для диагностики методы. Основным является сравнение по аналогии. Поскольку при диагностике исходят из ситуативного анализа, использование типичных ситуаций подобного рода, то с помощью аналогии выводят вероятное умозаключение.

Метод моделирования, в первую очередь, мысленного, пронизывает весь процесс диагностирования. Изучая объект, следователь, суд, моделируют процесс, ситуация воссоздает происшедшее во времени и пространстве.

Довольно часто используется эксперимент, целью которого является получение модели в качестве эталона для сравнения или воссоздания условий. Например, проведение экспериментального выстрела для определения направления и дистанции или реконструкция дорожно-транспортного происшествия. Наряду с экспериментом используется метод экстраполяции, в ходе которого признаки и свойства модели переносят на изучаемый объект.

Решение диагностических задач по установлению события преступления по его результату, динамики, условий события, причинной связи и других обстоятельств тесно связано с процессом выдвижения гипотез (версий). Диагностика помогает обосновать и проверить версию. Версия сопоставляется с типичными ситуациями, из сходных ситуаций выбирается наиболее оптимальная версия. Находясь на месте происшествия, следователь анализирует следы, вещную обстановку, выдвигает частные версии о природе и механизме образования следов, на основе закономерностей образования следов в аналогичных ситуациях строит мысленный образ происшедшего, диагностирует конкретную ситуацию совершенного преступления. В последующем проводятся различные экспертизы, версия о событии преступления конкретизируется, соответственно конкретизируется ситуация и ее диагноз.

В последнее время в следственной и экспертной практике используется так называемая ситуационная экспертиза. По своему методологическому содержанию ситуационная экспертиза выполняет диагностические задачи. От традиционных экспертиз она отличается тем, что объектом исследования является событие преступления, отобразившееся не столько в отдельных следах, сколько в “вещной обстановке” места происшествия в целом. Ситуационная экспертиза представляет собой комплексные исследования, в которых участвуют судебные медики, автотехники, баллисты, трасологии, биологи, химики, техники и другие специалисты. Объектом ситуационной экспертизы являются сложные многокомпонентные материальные структуры, целостные системы, частным вариантом которых является пространственная обстановка места происшествия. На разрешение экспертов ставятся вопросы о механизме взаимодействия объектов, механизме образования следов, причинноследственных связях. Довольно часто ситуационная экспертиза вызывается по делам о дорожно-транспортных происшествиях, что связано со спецификой предмета исследования. При этом разрешаются вопросы о взаимном расположении транспорта накануне ДТП, в момент столкновения, о месте нахождения пассажиров и другие вопросы диагностического характера.

Таким образом, основными диагностическими задачами являются:

Исследование свойств и состояния объекта при его непосредственном изучении. Например, является ли объект огнестрельным оружием, может ли произойти выстрел при ударе ружья о пол.

Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению. Например, можно ли по следам ног определить рост лица, оставившего эти следы; в каком положении мог находиться исполнитель данного рукописного письма; обладает ли профессиональными навыками лицо, отпечатавшее данное письмо на пишущей машинке.

Диагностические исследования механизмов, процессов, действий, условий и причинной связи. Например, по следам на дороге определить место столкновения транспортных средств и их взаимное расположение:

  • из каких стадий состоял процесс изготовления денежной купюры;
  • какова причина неисправности замка, не явилась ли она причиной открывания подобранным ключом;
  • в какой мере действия водителя обусловили возникновение аварийной ситуации и др.
  • трасологическую диагностику (механоскопические и транспортно-траслогические исследования);
  • баллистическую диагностику, в ходе которой определяется состояние огнестрельного оружия, обстоятельства его применения;
  • диагностику в габитоскопии (установление возраста человека по изображению, установление расовой или национальной принадлежности, реконструкция по костным останкам);
  • комплексное диагностическое исследование (ситуалогические методики);
  • инструментальная диагностика (использование полиграфов).

Таким образом, криминалистическая диагностика – это самостоятельный вид криминалистического познания, сущность которого является распознавание процессов, протекающих в момент и после совершения преступления. Криминалистическая идентификация и диагностика тесно связаны между собой, могут использоваться одновременно и дополнять друг друга. Являясь частными криминалистическими теориями, криминалистическая идентификация и диагностика занимают важное место в процессе доказывания, особенно на современном этапе, когда преступники тщательно готовятся к совершению и сокрытию преступления, используют неординарные способы совершения преступления.

Презентация: ЧАСТНЫЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕОРИИ

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "ЧАСТНЫЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕОРИИ", состоящую из 29 слайдов. Размер файла 1.48 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

Содержание

Презентация: ЧАСТНЫЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕОРИИ

ЧАСТНЫЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕОРИИ


Слайд 2

Формирование частных экспертных теорий связано с процессом формирования научных основ отдельных классов и родов судебной экспертизы. Хронологически этот процесс связан с 50–80-ми годами XX века, когда были заложены основы частных теорий, прежде всего класса криминалистических экспертиз. Сначала шло формирование теоретических основ наиболее распространенных криминалистических экспертиз: почерковедческой, трасологической, баллистической, судебно-технической экспертизы документов, экспертной портретной идентификации по признакам внешности.. При этом ученые опирались на базовые положения теории криминалистической идентификации, беря из нее то, что позволяло решать экспертные задачи, определяя структуру частных экспертных теорий, формируя методические основы соответствующих экспертиз.


Слайд 3

Процесс формирования частных экспертных теорий отдельных классов и родов экспертиз, сопровождался созданием таких теорий, которые были призваны обслуживать несколько или большинство экспертиз различных родов. Такими частными теориями являются теория экспертной диагностики, теории экспертной идентификации, теория экспертного прогнозирования, теория экспертной профилактики. Частные теории находятся в тесной связи с общей теорией судебной экспертологии и используют ее положения при определении таких существенных их элементов, как понятия предмета, объектов, задач экспертиз, а также структуры методик экспертного исследования.


Слайд 4


Слайд 5

Теория экспертной идентификации


Слайд 6

Теория экспертной идентификации содержит общие принципы, методологические рекомендации и условия выделения из множества материальных объектов конкретного лица или предмета, связанного с исследуемым событием. Идентификация (от лат. identifiko — отождествляю) означает установление тождества объекта по совокупности общих и частных признаков. Идентифицировать объект — значит путем сравнительного исследования по отображениям или фрагментам установить его тождественность самому себе в разные моменты времени и в разных его состояниях .


Слайд 7

Выявление и оценку различий между объектами, принадлежащими к одной или разным группам (родам), в криминалистике и судебной экспертизе принято называть различением, или дифференциацией. Положительный результат идентификации означает установление тождества, а дифференциации — его отсутствие. Дифференциация может выступать и как самостоя-тельная задача.


Слайд 8

Идентифицируемыми объектами, т. е. объектами, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, являются: люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, истцы, ответчики, лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, и др.); различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.); животные, растения; участки местности, помещения и т. п. единому целому.


Слайд 9

В качестве идентифицирующих объектов, т. е. объектов, с помощью которых решается задача идентификации, изучают: следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах; копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков; документы, когда производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц — по почерку, знакопечатающих устройств — по печатному тексту, и др.; участки местности путем их предъявления в натуре, по мысленному образу, фотоснимкам или видеоматериалам; части каких-либо предметов для установления их принадлежности к единому целому.


Слайд 10

Идентификационным является признак, присущий данному объекту, выражающий его свойства, характеризующий объект определенным образом и используемый в целях идентификации. Идентификационные признаки могут отражать форму, размеры и материал объекта, его внешнее и внутреннее строение, состав, структуру и функции, какие-либо присущие объекту свойства. Требования к идентификационному признаку оригинальность; воспроизводимость; выраженность; простота обнаружения; относительная устойчивость.


Слайд 11

Идентификационный комплекс признаков - совокупность индивидуально-определенных, устойчивых, неповторимых (или редко встречающихся) признаков составляет идентификационное поле. Главная задача при его исследовании — достаточно полно выявить признаки и оценить их с по-зиции необходимости и достаточности для решения вопроса о тождестве.


Слайд 12

Виды криминалистической идентификации

по материально-фиксированному отображению; по признакам общего происхождения; по описанию признаков; по мысленному образу (в судебно-экспертной деятельности не используется).


Слайд 13

Стадии идентификационного исследования:

раздельное исследование, т. е. выделение наибольшего количества идентификационных признаков каждого из сравниваемых объектов, изучение его идентификационного поля; сравнительное исследование, т. е. сопоставление выявленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установление совпадающих и различающихся признаков; формулирование вывода о наличии или отсутствии тождества.


Слайд 14

Установление групповой принадлежности, т. е. принадлежности объекта к некоторому множеству (группе) однородных объектов, осуществляемое на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов (например, пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии). Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т. п.


Слайд 15

Установление групповой принадлежности

Группа из двух ножей, выбранных по структуре металла


Слайд 16

Теория экспертной диагностики


Слайд 17

Цели криминалистических диагностических исследований:

определение свойств и состояния объекта, его соответствия (несоответствия) заданным характеристикам; установление факта и причины изменения первоначального состояния объекта или его несоответствия заданным характеристикам (для исследования обстоятельств действия); анализ ситуации: обстоятельств места, времени, механизма взаимодействия субъектов, предметов, причинно-следственных связей, механизма события.


Слайд 18

Классификация — это тоже отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но количественно эта группа не определена и решение этой по сути диагностической задачи не предполагает индивидуальной идентификации. При установлении групповой принадлежности суть идентификационной задачи состоит в сужении, насколько это позволяют сделать выявленные идентификационные признаки, группы объектов, содержащей искомый. Эта группа, как бы она не была велика, всегда конечна. Пределом сужения группы является акт индивидуальной идентификации.


Слайд 19


Слайд 20

Объекты экспертной диагностики

диагностируемые объекты, которые подлежит установлению (состояние и свойства объекта, механизм происшествия, ситуация, например, что произошло раньше взрыв или пожар); диагностирующие объекты, с помощью которых эта природа, состояние устанавливается, т.е. признаки, отражающие в материальном виде и характеризующие состояние и свойства объекта, механизм происшествия (например, криволинейные следы отпечатков протектора указывают на попытку водителя избежать столкновения маневрированием перед торможением.)


Слайд 21

Процесс диагностического экспертного исследования


Слайд 22

Учение об экспертном прогнозировании

Прогнозирование — это предвидение, предсказание развития какого-либо процесса, явления, основанное на изучении определенных данных. Гносеологической основой научного прогнозирования служит философская категория причинности, а логической основой — экстраполяция знаний, т. е. перенесение с одной предметной области на другую, еще не исследованную область.


Слайд 23

Процесс экстраполяции в целях прогнозирования состоит из следующих элементов:

исходные данные для прогнозирования — знание о прошлом или настоящем объекта или процесса, его связь с другими объектами, процессами, проявившимися в прошлом или проявляющимися в настоящем; основание для прогнозирования, т. е. знания о необходимых или вероятных направлениях развития объектов или процессов в будущем; операции по прогнозированию (процесс переноса знаний, являющихся основой прогноза, на исходные для этого процесса данные и получение прогноза, т. е. вероятного вывода в будущем); оценка прогноза с точки зрения как его достоверности, так и содержания, т. е. той ситуации, которая может возникнуть, если прогноз осуществится; реализация прогноза, т. е. формирование системы рекомендаций, способствующих и обеспечивающих в зависимости от цели прогнозирования осуществление или неосуществление прогноза


Слайд 24

Теоретической и методологической основой прогнозирования служат законы диалектики, которая, раскрывая наиболее общие закономерности прошлого и настоящего, позволяет предвидеть будущее в общих, основных чертах. Необходимыми условиями прогнозирования являются анализ и обобщение экспертной практики, которые позволяют предвидеть развитие самых различных направлений судебно-экспертной деятельности. Так, изучение практики участия специалистов в следственных действиях, назначения экспертиз позволяет прогнозировать развитие судебно-экспертных учреждений, появление в их структуре новых направлений экспертной деятельности, возникновение потребности в разработке новых средств и методов исследования вещественных доказательств. Изучение данных о способах совершения преступлений позволяет разрабатывать рекомендации по предотвращению преступлений в отношении объектов подобного типа (взломы замков, новые сигнальные устройства - трасологическая экспертиза; новые программные продукты и дивайсы – компьютерно-техническая экспертиза).


Слайд 25

Методы прогнозирования в судебно-экспертной деятельности: Метод моделирования применяется более широко при изучении конкретных процессов экспертного исследования. Метод экспертных оценок реализуется при прогнозировании развития отраслей судебной экспертизы, возникновения ее новых видов.


Слайд 26

Учение об экспертной профилактике

Предмет : экспертная профилактическая деятельность, организованная по структурно-функциональному принципу; принципы и закономерности функционировании системы экспертной профилактической деятельности; моделирование экспертной профилактической деятельности; функции теории экспертной профилактики; взаимодействие теории экспертной профилактики с общей теорией судебной экспертологии с другими науками.


Слайд 27

Структура частной теории экспертной профилактики предмет теории; объекты экспертной профилактики, ее субъекты и их функции в системе данной деятельности, связи и отношения между ними; методы экспертной профилактики.


Слайд 28

Частные теории родов (видов)судебной экспертизы

Частные теории родов (видов) согласуется с общей теорией судебной экспертизы единством принципов, понятий, методологии. Но для каждого рода (вида) экспертиз общие положения трансформируются в частные методические положения с учетом специфики предмета, объектов и решаемых задач отдельных родов экспертиз. При этом учитывается содержание предметных экспертных знаний, которые основываются на положениях базовых наук, изучающих свойства объектов, их природу, закономерности изменения под влиянием различных факторов. Эти базовые науки востребованы при разработке методики исследования, средств и методов изучения, как самих объектов, так и их отображений.


Слайд 29

Процесс формирования частных теорий новых родов и видов судебных экспертиз

накопление эмпирического материала, отбор и заимствование из базовой науки методов и методик, которые могут быть использованы в производстве судебных экспертиз нового вида (рода) непосредственно. (дифференциация научного знания); конкретизируются, типизируются и систематизируются экспертные задачи, усиливается процесс интеграции научного знания при совершенствовании методов экспертного исследования и разработке экспертных методик; уточнение базовых понятий и создается целостная частная теория рода (вида) экспертиз, где определены предмет, задачи, объекты, методы и методики экспертного исследования, место данного рода (вида) в общей системе судебных экспертиз.

Читайте также: