Теории возникновения дизайна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историческое развитие дизайна связано с поступательным изменением науки и техники и совершенствованием социальных структур. Дизайн, дизайнерское творчество – это часть человеческой культуры, но насколько велика эта часть и когда она появилась, существуют разные точки зрения.

В случае с концепцией дизайна как традиционного вида деятельности одна позиция определяет дизайн как прямое развитие ранее существовавших видов деятельности, направленных на удовлетворение определённых потребностей людей в организации всей предметной среды, но в несколько иных историко-культурологических условиях и считает существование дизайна извечным. Дизайн рассматривается как нехудожественная утилитарная деятельность. Другая позиция считает дизайнерскую деятельность следствием обращения прикладного искусства к промышленной продукции. С такой позиции дизайн – это художественная деятельность и относиться к нему следует в соответствии с критериями художественного творчества.

Ульмская концепция отвергает генетические связи дизайна и искусства, считая их параллельно и независимо друг от друга существующими видами

Сторонники концепции дизайна как нового вида деятельности также разделились на два лагеря. Одниполагают, что новизна дизайна связана и проявляется в массовом промышленном производстве и массовом потреблении, что дизайн полностью обусловлен возникновением массовой индустрии. Другие трактуют сущность дизайна как инструмент преодоления ограничений прежних видов деятельности, обусловленных бурным развитием человеческого знания, за счёт подключения к технической деятельности художественного начала.

2) Началом существования дизайна следует считать время, когда художники получили посты в структурах современной промышленности, а их работа стала заметным фактором, влиявшим на облик массовой промышленной продукции (1907 г., германский концерн АЭГ, промышленник В. Ратенау и художник П. Беренс).

3) Дизайн зарождается в двадцатые годы двадцатого века, когда были созданы специальные учебные заведения нового типа: БАУХАУЗ (Германия), ВХУТЕМАС (Россия), и в жизнь вышли первые дипломированные выпускники этих школ.

4) Дизайн зарождается в тридцатые годы двадцатого века, когда промышленный дизайн непосредственно вошёл в реальную жизнь, производство, торговлю, став действенным рычагом стимулирования рынка, инструментом торговли. Это время первых промышленных дизайнеров в США (дизайнерская практика Н. Геддеса, Г.Дрейфуса, Р. Лоуи, У. Тига).

Дизайн и промышленная революция

поверхность насыщалась орнаментами. Вещи осмысливались эстетически в полном соответствии с зарождающейся семиотикой и функционализмом. Форма – означающее, функция – означаемое.

Идея нового гармоничного века, нового Возрождения стала главной в

Начало сотрудничества художников и представителей промышленности

но-информационные материалы. Средством для решения этой задачи и стала

собственно художественно-проектная деятельность П. Беренса. Среди объектов проектирования на AEG были разнообразные вещи: электрические часы и электрические вентиляторы, электроплиты и электрочайники, электротрансформаторы и осветительные приборы. Во всех этих предметах Беренс, с одной стороны, старался найти образ современных вещей, в которых сочетаются известные функции и новые технические достижения, а с другой, сделать эти изделия соответствующими технологическим требованиям производства. Беренс стремится уйти от чрезмерной технично-

Создание специализированных учебных заведений

Третья точка зрения на момент рождения дизайна предлагает считать

точным сроком период создания специализированных учебных заведений и

время, когда дипломированные специалисты этих школ приступили к реаль-

ной практике. Эта позиция основывается на мнении о том, что всякая профессиональная деятельность может быть признана состоявшейся, когда будет создана система воспроизводства профессии, т.е. специальные учебные заведения. Первыми учебными заведениями, направленными на воспитание специалистов нового профиля, стали БАУХАУЗ (BAUHAUS) в Германии и

Всё было насквозь пронизано романтикой нового мира и утопичными

идеями о возможном совершенствовании человеческого общества, связанны-

ми, в первую очередь, с социальной атмосферой послевоенной Германии. Чрезвычайно важно акцентировать социальный аспект в воспитании учащихся БАУХАУЗА – синтез искусства и техники рассматривался в тесной связи с активной гражданской позицией. Впоследствии программа БАУХАУЗа оказалась во многом противоречивой, ошибочной в отношении возврата к ремеслу, спорной в своей общественной направленности, но всегда оставалась в авангарде дизайнерской культуры. Важнейшей заслугой первых шагов БАУХАУЗа стала его роль возмутителя спокойствия в системе существовавшего образования, катализатора новых идей, взглядов, мнений во взаимоотношениях искусства и ремесла, промышленности и искусства, техники и общества.

Весь период существования БАУХАУЗа состоял из трёх крупных вре-

менных этапов, связанных с личностью руководителя школы:

1) 1919-1928 гг., директор Вальтер Гропиус;

2) 1928–1930 гг., директор Ганнес Майер;

3) 1930–1933 гг., директор Мис ван дер Роэ.

Каждый из этапов имел отличия в поставленных задачах и способах их

достижения, так как роль руководителя в школе имела очень большое значение. Во время работы директором Гропиуса основной акцент в идеологии школы состоял в стремлении к единству всех видов искусства и в гуманитарной направленности обучения. С приходом Майера большее внимание в БАУХАУЗе стало уделяться системному подходу в проектировании на основе комплексного анализа. Социологический научный уклон преобладал над художественным. Время, когда директором был Роэ, стало временем особого внимания к профессиональным вопросам дизайна.

На протяжении всего существования БАУХАУЗа, вне зависимости от

руководителей и от изменения акцентов в преподавании, сохранилась оригинальная структура обучения. Основное внимание уделялось предварительной подготовке учащихся в изучении элементарных составляющих формы, цвета, пространства, а также работе с реальными материалами в специальных мастерских. Местом реализации приобретённых знаний и навыков становилась реальная строительная площадка – экспериментальная мастерская художника. Пропедевтический курс, созданный в стенах БАУХАУЗа, стал основой для дизайнерского образования в большинстве мировых школ дизайна. Методологической основой пропедевтики послужили поиски художников- авангардистов, разрабатывавших идею об аналитическом познании законов композиции, цвета, графики. Такой подход закономерно привел к возникновению нового способа в обучении профессии – через изучение составляющих искусства к их синтезу в проектировании, в отличие от традиционной системы обучения, когда ученик ориентировался на образцы прошлого и подражал мастеру.

ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-Технические Мастерские) в Мо-

скве был основан в 1920 году в результате слияния Первых и Вторых Сво-

бодных художественных мастерских. Выпускники ВХУТЕМАСа должны были активно включиться в процесс создания нового предметного окружения, отвечающего требованиям руководства страны того времени. Приоритетной задачей стало создание массовых образцов для промышленности. В стенах ВХУТЕМАСа были разработаны и внедрены в жизнь новые курсы, новые методики преподавания художественно-конструкторских дисциплин, что связано с работой в мастерских школы ведущих специалистов - энтузиастов новой профессии: А.В. Бабичева, А.В. Веснина, А.М. Лавинского, Н.А. Ладовского, Л.М.Лисицкого, Л.В.Поповой, А.М.Родченко, В.Е.Татлина и др.

Как в случае с БАУХАУЗом, так и в случае с ВХУТЕМАСом важно отметить, что главной заслугой этих школ было формирование профессиональной идеологии дизайна как нового особого вида деятельности. В них впервые сложились специфические методики преподавания дизайна, были разработаны курсы пропедевтических дисциплин. Дипломированные дизайнеры, завершившее своё обучение в стенах БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа, были не просто квалифицированными мастерами, но и людьми с активной гражданской позицией. Однако, несмотря на довольно большое количество выпускников этих учебных заведений, им не удалось заметно воздействовать на ситуацию в реальной промышленности. Это произошло вследствие различных причин политического, экономического и социального характера. Главная роль первых специализированных дизайнерских школ заключалась в формировании модели профессии, выработке профессиональных методов и средств работы дизайнера, определении места дизайнеров в обществе.

Соединение дизайна с массовым производством

в первую очередь предпринимателями-коммерсантами.

для стабилизации и восстановления потребительского рынка. С такой задачей промышленники обратились к дизайну – в нём они увидели потенциальную возможность оживления экономики.

Рассмотрев различные позиции о временном интервале существования дизайна, можно заключить, что у всего есть свои истоки. Его история далеко уходит корнями ко времени появления человечества. Это проявляется в использовании принципов, положенных в основу дизайна, – таких, как: функциональность, эргономичность, польза, удобство в обращении, эстетическая выразительность, экологичность и др. Данные принципы были применимы и в древности при создании человеком простейших предметов обихода, и в наши дни, при проектировании интерьеров, мебели, техники. Факт относительно недавнего появления дизайна не дает оснований для утверждения, что в тот момент он и возник как таковой, – вспомним мысль Аристотеля: первое по природе – позднее по явлению.

История и теория дизайна начинается с определения: дизайн, это художественно-промышленная деятельность человека. Дизайн нельзя путать с искусством в чистом виде, когда человек создает различные артефакты, потому что основа дизайна, это функциональные, рациональные начала, связанные с организацией жизни и деятельности человека.

Целью дизайнерского интерьера, например, является создание комфортного и эргономичного жилища, чтобы жизнь в нем была максимально удобной и безопасной.

Дизайн — это процесс и результат именно художественно-технического проектирования промышленных изделий. Дизайн предусматривает создание объекта или группы объектов наиболее полно соответствующих утилитарным и эстетическим потребностям человека.

Теория дизайна говорит нам о существовании следующих отраслей:

  • Промышленный дизайн
  • Дизайн среды
  • Дизайн процессов
  • Графический дизайн
  • Визуальная идентификация
  • Ландшафтный дизайн
  • Архитектурный дизайн
  • 3d дизайн

Дизайн возник со становлением промышленности. Пока не было развитой промышленности, о дизайне как о таковом говорить не приходилось. Великолепные интерьере создавались и во втором тысячелетии до нашей эры. Но, являясь великолепными объектами искусства и архитектуры, имели ли они отношение к дизайну?

1. История и теория дизайна. Предыстория

Уже начиная с неолита — нового каменного века — люди создавали бытовые предметы в соответствии со своими потребностями и способностями: кувшины, ткани, мебель и др. Эти предметы могли быть и очень простыми, и произведениями искусства. Изготавливали такие предметы ремесленник или кустарь.

Теория дизайна. Керамика эпохи неолита

Керамика эпохи неолита

Сверленые топоры-молоты с каннелюрами. Калмыкия

Сверленые топоры-молоты с каннелюрами. Калмыкия.

Теория дизайна. Бронзовые инструменты эпохи неолита

Бронзовые инструменты эпохи неолита

2. История и теория дизайна. Машинное производство

С конца XVIII-го века начинает развиваться индустриальное машинное производство: мануфактуры. фабрики, заводы. В процесс производства внедряются станки. Уникальные движения ремесленника заменяются повторяющимися движениями машины. Стало возможным проектировать вещь для дальнейшего изготовления промышленным способом. Эта вещь становится серийной. Возникает потребность в человека, который будет продумывать и разрабатывать образец, пользующийся популярностью. Таким человеком становится дизайнер, он должен спроектировать вещь так, чтобы она была удобной, качественной и эстетически привлекательной.

Теория дизайна. Первая швейная машинка Singer

Первая швейная машинка Singer

Теория дизайна.Английские карманные серебряные часы 19-го века

Английские карманные серебряные часы 19-го века.

3. История и теория дизайна. Изобретательский бум

Во время промышленной революции темпы изобретений значительно ускорились, и многими из них, появившихся в 19-ом веке мы пользуемся до сих пор:

  • метроном (1812)
  • спички (1827)
  • фотография (1826, 1837)
  • лифт (1829)
  • велосипед (1839)
  • двигатель внутреннего сгорания (1856)
  • швейная машинка (1858) , джинсы (1876)

Инженер, сам того не подозревая был еще и дизайнером, ведь ему приходилось создавать форму для своего изобретения. Иногда это получалось хорошо, а иногда не очень — как в случае с первым автомобилем, который выглядел как карета без лошади.

История и теория дизайна. Метроном

Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Первое устройство, напоминающее телефон, изобрел Шарль Бурсель

Первое устройство, напоминающее телефон, изобрел Шарль Бурсель

4. История и теория дизайна. Движение искусств и ремесел в Англии

В конце XIX-го века, В Англии, художник и мыслитель Уильям Моррис противопоставил обезличенному машинному производству самобытное творчество ремесленников. Он организовал движение искусств и ремесел, последователи которого состояли из художников, архитекторов, писателей, дизайнеров, ремесленников, объединенных верой в превосходство ручного изготовления перед изделиями фабричного производства.

Яркие представители движения искусств и ремесел:

Помимо эстетической идеологии, участников движения сплачивала еще и социальная идея — они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения. Но ирония заключена в том, что многие изделия общества искусств и ремесел были по карману только богатым промышленникам.

Теория дизайна. У. Моррис. Текстильный дизайн

У. Моррис. Текстильный дизайн

Теория дизайна. У. Моррис. Текстильный дизайн

У. Моррис. Текстильный дизайн.

Теория дизайна. У. Моррис. Текстильный дизайн

У. Моррис. Текстильный дизайн

5. История и теория дизайна. Америка конца XIX-го века

Даже мебель Френк Ллойд Райт создавал самостоятельно, и добивался того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписан в создаваемую им среду.

История дизайна. Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

История дизайна. Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

Ф.Л. Райт. Дом над водопадом.

История дизайна. Ф.Л. Райт. Дом Робби. Стиль Прерий

Ф.Л. Райт. Дом Робби. Стиль Прерий

История дизайна. Ф.Л. Райт. лом Робби. стиль Прерий

Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

История дизайна. Ф.Л. Райт. Древовидные колонны в интерьере

Ф.Л. Райт. Музей Гуггенхайма в Нью Йорке

Американский архитектор Луис Генри Салливан (1856-1924) считал, что глвное в дизайне — функциональность, и именно функция определяет форму. Л. Г. Салливан создал концепцию органической архитектуры и один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91).

Теория дизайна. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Теория дизайна. Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Теория дизайна. Л.Г. Салливан. Национальный фермерский банк

Л.Г. Салливан. Национальный фермерский банк

5. История и теория дизайна. Баухауз

Выпусками школы были специалисты, которые все могут делать самостоятельно, но предназначались для проектирования объектов массового производства.

Обучение в Баухаузе разделялось на 2 периода: техническое и художественное.Техническая подготовка предполагала работу с камнем, деревом, металлом, звуком, стеклом, цветом. тканью. Теоретическая, включала в себя такие вопросы, как восприятие (учение о материалах), представление (проектирование, конструирование, техническое рисование), формообразование (пространство, цвет, композиция), лекции о проблемах искусства и промышленности.

  • Вальтер Гропиус (1883-1969)
  • Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)
  • Василий Кандинский (1866 — 1944)
  • Пауль Клее (1879-1940)

Вальтер Гропиус, руководивший Баухаусом с 1919 по 1928 годы, считал, что каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять свои практические функции, быть удобным, красивым и недорогим.

Теория дизайна.В. Гропиус. Здание Баухауза

В. Гропиус. Здание Баухауза

Теория дизайна. В. Гропиус. Здание завода

Теория дизайна. В. Гропиус. интерьер

В. Гропиус. интерьер

Теория дизайна. В. Гропиус. кресло

В. Гропиус. кресло

В. Гропиус. стулья

В. Гропиус. стулья

Теория дизайна. В. Гропиус. чайник

В. Гропиус. чайник

С 1930-го года руководящую должность Баухауза занял немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Ведущий представитель интернационального стиля, придерживающегося строгих геометрических форм, Мис ван дер Роэ определил облик городской архитектуры в XX -ом веке.

Мис ван дер Роэ. Стеклянный дом

История дизайна. Мис ван дер Роэ. Стеклянный дом

Мис ван дер Роэ. Стеклянный дом

Мис ван дер Роэ. Сигрэм билдинг

Мис ван дер Роэ. Павильон Германии в Барселоне

Мис ван дер Роэ. Павильон Германии в Барселоне

Теория дизайна. мис ван дер роэ. кресло

Мис ван дер Роэ. стул

История и теория дизайна. Мис ван дер Роэ. кресло

Мис ван дер Роэ. Кресло

Вскоре после прихода к власти в Берлине национал-социалистов в 1933-м году, школа Баухауз была закрыта из-за оппозиционно настроенных к ней нацистов.

История и теория дизайна, конечно же не заканчивается на Баухаузе. В этой статье рассказано о зарождении и первых шагах дизайна.




Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529),



развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна:



Литература:
* Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
* Михайлов С.М, Михайлова А. С.. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
* Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2007 г.
* Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — Москва: Архитектура-С, 2006
* Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.
* Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006 г. ISBN 5-9739-0066-5

Этапы истории развития дизайна кратко

История дизайна проходит в своем развитии несколько этапов.

1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии








4. Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).




5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930Fх годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.



6. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.



Читайте также: