Теории возникновения дизайна кратко
Обновлено: 05.07.2024
Историческое развитие дизайна связано с поступательным изменением науки и техники и совершенствованием социальных структур. Дизайн, дизайнерское творчество – это часть человеческой культуры, но насколько велика эта часть и когда она появилась, существуют разные точки зрения.
В случае с концепцией дизайна как традиционного вида деятельности одна позиция определяет дизайн как прямое развитие ранее существовавших видов деятельности, направленных на удовлетворение определённых потребностей людей в организации всей предметной среды, но в несколько иных историко-культурологических условиях и считает существование дизайна извечным. Дизайн рассматривается как нехудожественная утилитарная деятельность. Другая позиция считает дизайнерскую деятельность следствием обращения прикладного искусства к промышленной продукции. С такой позиции дизайн – это художественная деятельность и относиться к нему следует в соответствии с критериями художественного творчества.
Ульмская концепция отвергает генетические связи дизайна и искусства, считая их параллельно и независимо друг от друга существующими видами
Сторонники концепции дизайна как нового вида деятельности также разделились на два лагеря. Одниполагают, что новизна дизайна связана и проявляется в массовом промышленном производстве и массовом потреблении, что дизайн полностью обусловлен возникновением массовой индустрии. Другие трактуют сущность дизайна как инструмент преодоления ограничений прежних видов деятельности, обусловленных бурным развитием человеческого знания, за счёт подключения к технической деятельности художественного начала.
2) Началом существования дизайна следует считать время, когда художники получили посты в структурах современной промышленности, а их работа стала заметным фактором, влиявшим на облик массовой промышленной продукции (1907 г., германский концерн АЭГ, промышленник В. Ратенау и художник П. Беренс).
3) Дизайн зарождается в двадцатые годы двадцатого века, когда были созданы специальные учебные заведения нового типа: БАУХАУЗ (Германия), ВХУТЕМАС (Россия), и в жизнь вышли первые дипломированные выпускники этих школ.
4) Дизайн зарождается в тридцатые годы двадцатого века, когда промышленный дизайн непосредственно вошёл в реальную жизнь, производство, торговлю, став действенным рычагом стимулирования рынка, инструментом торговли. Это время первых промышленных дизайнеров в США (дизайнерская практика Н. Геддеса, Г.Дрейфуса, Р. Лоуи, У. Тига).
Дизайн и промышленная революция
поверхность насыщалась орнаментами. Вещи осмысливались эстетически в полном соответствии с зарождающейся семиотикой и функционализмом. Форма – означающее, функция – означаемое.
Идея нового гармоничного века, нового Возрождения стала главной в
Начало сотрудничества художников и представителей промышленности
но-информационные материалы. Средством для решения этой задачи и стала
собственно художественно-проектная деятельность П. Беренса. Среди объектов проектирования на AEG были разнообразные вещи: электрические часы и электрические вентиляторы, электроплиты и электрочайники, электротрансформаторы и осветительные приборы. Во всех этих предметах Беренс, с одной стороны, старался найти образ современных вещей, в которых сочетаются известные функции и новые технические достижения, а с другой, сделать эти изделия соответствующими технологическим требованиям производства. Беренс стремится уйти от чрезмерной технично-
Создание специализированных учебных заведений
Третья точка зрения на момент рождения дизайна предлагает считать
точным сроком период создания специализированных учебных заведений и
время, когда дипломированные специалисты этих школ приступили к реаль-
ной практике. Эта позиция основывается на мнении о том, что всякая профессиональная деятельность может быть признана состоявшейся, когда будет создана система воспроизводства профессии, т.е. специальные учебные заведения. Первыми учебными заведениями, направленными на воспитание специалистов нового профиля, стали БАУХАУЗ (BAUHAUS) в Германии и
Всё было насквозь пронизано романтикой нового мира и утопичными
идеями о возможном совершенствовании человеческого общества, связанны-
ми, в первую очередь, с социальной атмосферой послевоенной Германии. Чрезвычайно важно акцентировать социальный аспект в воспитании учащихся БАУХАУЗА – синтез искусства и техники рассматривался в тесной связи с активной гражданской позицией. Впоследствии программа БАУХАУЗа оказалась во многом противоречивой, ошибочной в отношении возврата к ремеслу, спорной в своей общественной направленности, но всегда оставалась в авангарде дизайнерской культуры. Важнейшей заслугой первых шагов БАУХАУЗа стала его роль возмутителя спокойствия в системе существовавшего образования, катализатора новых идей, взглядов, мнений во взаимоотношениях искусства и ремесла, промышленности и искусства, техники и общества.
Весь период существования БАУХАУЗа состоял из трёх крупных вре-
менных этапов, связанных с личностью руководителя школы:
1) 1919-1928 гг., директор Вальтер Гропиус;
2) 1928–1930 гг., директор Ганнес Майер;
3) 1930–1933 гг., директор Мис ван дер Роэ.
Каждый из этапов имел отличия в поставленных задачах и способах их
достижения, так как роль руководителя в школе имела очень большое значение. Во время работы директором Гропиуса основной акцент в идеологии школы состоял в стремлении к единству всех видов искусства и в гуманитарной направленности обучения. С приходом Майера большее внимание в БАУХАУЗе стало уделяться системному подходу в проектировании на основе комплексного анализа. Социологический научный уклон преобладал над художественным. Время, когда директором был Роэ, стало временем особого внимания к профессиональным вопросам дизайна.
На протяжении всего существования БАУХАУЗа, вне зависимости от
руководителей и от изменения акцентов в преподавании, сохранилась оригинальная структура обучения. Основное внимание уделялось предварительной подготовке учащихся в изучении элементарных составляющих формы, цвета, пространства, а также работе с реальными материалами в специальных мастерских. Местом реализации приобретённых знаний и навыков становилась реальная строительная площадка – экспериментальная мастерская художника. Пропедевтический курс, созданный в стенах БАУХАУЗа, стал основой для дизайнерского образования в большинстве мировых школ дизайна. Методологической основой пропедевтики послужили поиски художников- авангардистов, разрабатывавших идею об аналитическом познании законов композиции, цвета, графики. Такой подход закономерно привел к возникновению нового способа в обучении профессии – через изучение составляющих искусства к их синтезу в проектировании, в отличие от традиционной системы обучения, когда ученик ориентировался на образцы прошлого и подражал мастеру.
ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-Технические Мастерские) в Мо-
скве был основан в 1920 году в результате слияния Первых и Вторых Сво-
бодных художественных мастерских. Выпускники ВХУТЕМАСа должны были активно включиться в процесс создания нового предметного окружения, отвечающего требованиям руководства страны того времени. Приоритетной задачей стало создание массовых образцов для промышленности. В стенах ВХУТЕМАСа были разработаны и внедрены в жизнь новые курсы, новые методики преподавания художественно-конструкторских дисциплин, что связано с работой в мастерских школы ведущих специалистов - энтузиастов новой профессии: А.В. Бабичева, А.В. Веснина, А.М. Лавинского, Н.А. Ладовского, Л.М.Лисицкого, Л.В.Поповой, А.М.Родченко, В.Е.Татлина и др.
Как в случае с БАУХАУЗом, так и в случае с ВХУТЕМАСом важно отметить, что главной заслугой этих школ было формирование профессиональной идеологии дизайна как нового особого вида деятельности. В них впервые сложились специфические методики преподавания дизайна, были разработаны курсы пропедевтических дисциплин. Дипломированные дизайнеры, завершившее своё обучение в стенах БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа, были не просто квалифицированными мастерами, но и людьми с активной гражданской позицией. Однако, несмотря на довольно большое количество выпускников этих учебных заведений, им не удалось заметно воздействовать на ситуацию в реальной промышленности. Это произошло вследствие различных причин политического, экономического и социального характера. Главная роль первых специализированных дизайнерских школ заключалась в формировании модели профессии, выработке профессиональных методов и средств работы дизайнера, определении места дизайнеров в обществе.
Соединение дизайна с массовым производством
в первую очередь предпринимателями-коммерсантами.
для стабилизации и восстановления потребительского рынка. С такой задачей промышленники обратились к дизайну – в нём они увидели потенциальную возможность оживления экономики.
Рассмотрев различные позиции о временном интервале существования дизайна, можно заключить, что у всего есть свои истоки. Его история далеко уходит корнями ко времени появления человечества. Это проявляется в использовании принципов, положенных в основу дизайна, – таких, как: функциональность, эргономичность, польза, удобство в обращении, эстетическая выразительность, экологичность и др. Данные принципы были применимы и в древности при создании человеком простейших предметов обихода, и в наши дни, при проектировании интерьеров, мебели, техники. Факт относительно недавнего появления дизайна не дает оснований для утверждения, что в тот момент он и возник как таковой, – вспомним мысль Аристотеля: первое по природе – позднее по явлению.
История и теория дизайна начинается с определения: дизайн, это художественно-промышленная деятельность человека. Дизайн нельзя путать с искусством в чистом виде, когда человек создает различные артефакты, потому что основа дизайна, это функциональные, рациональные начала, связанные с организацией жизни и деятельности человека.
Целью дизайнерского интерьера, например, является создание комфортного и эргономичного жилища, чтобы жизнь в нем была максимально удобной и безопасной.
Дизайн — это процесс и результат именно художественно-технического проектирования промышленных изделий. Дизайн предусматривает создание объекта или группы объектов наиболее полно соответствующих утилитарным и эстетическим потребностям человека.
Теория дизайна говорит нам о существовании следующих отраслей:
- Промышленный дизайн
- Дизайн среды
- Дизайн процессов
- Графический дизайн
- Визуальная идентификация
- Ландшафтный дизайн
- Архитектурный дизайн
- 3d дизайн
Дизайн возник со становлением промышленности. Пока не было развитой промышленности, о дизайне как о таковом говорить не приходилось. Великолепные интерьере создавались и во втором тысячелетии до нашей эры. Но, являясь великолепными объектами искусства и архитектуры, имели ли они отношение к дизайну?
1. История и теория дизайна. Предыстория
Уже начиная с неолита — нового каменного века — люди создавали бытовые предметы в соответствии со своими потребностями и способностями: кувшины, ткани, мебель и др. Эти предметы могли быть и очень простыми, и произведениями искусства. Изготавливали такие предметы ремесленник или кустарь.
Керамика эпохи неолита
Сверленые топоры-молоты с каннелюрами. Калмыкия.
Бронзовые инструменты эпохи неолита
2. История и теория дизайна. Машинное производство
С конца XVIII-го века начинает развиваться индустриальное машинное производство: мануфактуры. фабрики, заводы. В процесс производства внедряются станки. Уникальные движения ремесленника заменяются повторяющимися движениями машины. Стало возможным проектировать вещь для дальнейшего изготовления промышленным способом. Эта вещь становится серийной. Возникает потребность в человека, который будет продумывать и разрабатывать образец, пользующийся популярностью. Таким человеком становится дизайнер, он должен спроектировать вещь так, чтобы она была удобной, качественной и эстетически привлекательной.
Первая швейная машинка Singer
Английские карманные серебряные часы 19-го века.
3. История и теория дизайна. Изобретательский бум
Во время промышленной революции темпы изобретений значительно ускорились, и многими из них, появившихся в 19-ом веке мы пользуемся до сих пор:
- метроном (1812)
- спички (1827)
- фотография (1826, 1837)
- лифт (1829)
- велосипед (1839)
- двигатель внутреннего сгорания (1856)
- швейная машинка (1858) , джинсы (1876)
Инженер, сам того не подозревая был еще и дизайнером, ведь ему приходилось создавать форму для своего изобретения. Иногда это получалось хорошо, а иногда не очень — как в случае с первым автомобилем, который выглядел как карета без лошади.
Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Первое устройство, напоминающее телефон, изобрел Шарль Бурсель
4. История и теория дизайна. Движение искусств и ремесел в Англии
В конце XIX-го века, В Англии, художник и мыслитель Уильям Моррис противопоставил обезличенному машинному производству самобытное творчество ремесленников. Он организовал движение искусств и ремесел, последователи которого состояли из художников, архитекторов, писателей, дизайнеров, ремесленников, объединенных верой в превосходство ручного изготовления перед изделиями фабричного производства.
Яркие представители движения искусств и ремесел:
Помимо эстетической идеологии, участников движения сплачивала еще и социальная идея — они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения. Но ирония заключена в том, что многие изделия общества искусств и ремесел были по карману только богатым промышленникам.
У. Моррис. Текстильный дизайн
У. Моррис. Текстильный дизайн.
У. Моррис. Текстильный дизайн
5. История и теория дизайна. Америка конца XIX-го века
Даже мебель Френк Ллойд Райт создавал самостоятельно, и добивался того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписан в создаваемую им среду.
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом.
Ф.Л. Райт. Дом Робби. Стиль Прерий
Ф.Л. Райт. Дом над водопадом
Ф.Л. Райт. Музей Гуггенхайма в Нью Йорке
Американский архитектор Луис Генри Салливан (1856-1924) считал, что глвное в дизайне — функциональность, и именно функция определяет форму. Л. Г. Салливан создал концепцию органической архитектуры и один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91).
Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе
Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе
Л.Г. Салливан. Национальный фермерский банк
5. История и теория дизайна. Баухауз
Выпусками школы были специалисты, которые все могут делать самостоятельно, но предназначались для проектирования объектов массового производства.
Обучение в Баухаузе разделялось на 2 периода: техническое и художественное.Техническая подготовка предполагала работу с камнем, деревом, металлом, звуком, стеклом, цветом. тканью. Теоретическая, включала в себя такие вопросы, как восприятие (учение о материалах), представление (проектирование, конструирование, техническое рисование), формообразование (пространство, цвет, композиция), лекции о проблемах искусства и промышленности.
- Вальтер Гропиус (1883-1969)
- Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)
- Василий Кандинский (1866 — 1944)
- Пауль Клее (1879-1940)
Вальтер Гропиус, руководивший Баухаусом с 1919 по 1928 годы, считал, что каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять свои практические функции, быть удобным, красивым и недорогим.
В. Гропиус. Здание Баухауза
В. Гропиус. интерьер
В. Гропиус. кресло
В. Гропиус. стулья
В. Гропиус. чайник
С 1930-го года руководящую должность Баухауза занял немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Ведущий представитель интернационального стиля, придерживающегося строгих геометрических форм, Мис ван дер Роэ определил облик городской архитектуры в XX -ом веке.
Мис ван дер Роэ. Стеклянный дом
Мис ван дер Роэ. Стеклянный дом
Мис ван дер Роэ. Сигрэм билдинг
Мис ван дер Роэ. Павильон Германии в Барселоне
Мис ван дер Роэ. стул
Мис ван дер Роэ. Кресло
Вскоре после прихода к власти в Берлине национал-социалистов в 1933-м году, школа Баухауз была закрыта из-за оппозиционно настроенных к ней нацистов.
История и теория дизайна, конечно же не заканчивается на Баухаузе. В этой статье рассказано о зарождении и первых шагах дизайна.
Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529),
развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна:
Литература:
* Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
* Михайлов С.М, Михайлова А. С.. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
* Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2007 г.
* Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — Москва: Архитектура-С, 2006
* Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.
* Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006 г. ISBN 5-9739-0066-5
История дизайна проходит в своем развитии несколько этапов.
1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии
4. Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930Fх годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
6. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
Читайте также: