Теории и проблемы исследования детской игры кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

2. Социальные и биологические основы игровой деятельности.

3. Педагогическая характеристика игры как деятельности.

4. Этапы развития игровой деятельности.

5. Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

Теоретический материал

Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

История возникновения игры:

Первобытное общество.

Существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания и радости. Игра была связана с разными видами искусства: пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

2. Античность (Платон)

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр.

3. Конец XIX века.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый Ка́рой Грос, называя игры “изначальной школой поведения”. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Позицию К.Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Я́нуш Ко́рчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

К.Д.Ушинскнй склонялся к пониманию необьятных творческих возможностей человека.

Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.Н.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к XIX - первой трети XX вв., и ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни.

Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И мы, педагоги, обязаны уметь играть”.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.В игре совершенствуются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувст. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли.




Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.
Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

Социальные и биологические основы игровой деятельности.

Социальные основы игровой деятельности:

1. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.

2. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.

3. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.

4. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.

Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.

Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.

Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

Д. Б. Эльконин (1960) выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игровой деятельности.

ЛЕКЦИЯ 2.

План:

1. Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

2. Социальные и биологические основы игровой деятельности.

3. Педагогическая характеристика игры как деятельности.

4. Этапы развития игровой деятельности.

5. Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

Теоретический материал

Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

История возникновения игры:

Первобытное общество.

Существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания и радости. Игра была связана с разными видами искусства: пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

2. Античность (Платон)

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр.

3. Конец XIX века.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый Ка́рой Грос, называя игры “изначальной школой поведения”. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Позицию К.Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Я́нуш Ко́рчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

К.Д.Ушинскнй склонялся к пониманию необьятных творческих возможностей человека.

Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.Н.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к XIX - первой трети XX вв., и ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни.

Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И мы, педагоги, обязаны уметь играть”.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.В игре совершенствуются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувст. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли.

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.

Д.Б. Эльконин:

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

· Природа и сущность ролевой игры

· Психическая структура развернутой формы игровой деятельности

· Развитие игры в фило- и онтогенезе

· Значение игры в жизни ребенка

ü отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами

ü это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

ü звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)

ü двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)

ü оружие (лук, стрелы и т.д.)

ü образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)

ü веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

Глава 3: Теории игры

I. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.

2) У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.

3) В жизни каждого существа есть детство.

4) Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.

5) Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

· Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

· В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения

Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж. Селли: особенности ролевой игры

Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

· В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:

ü Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению

· Общество и человек являются антагонистами

Игра, по З. Фрейду может использоваться:

o Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)

o Как терапевтическое средство

К.Левин и С. Слиозберг:

Жизненное пространство личности

Слои различной ирреальные слои

степени реальности (мир фантазий и снов)

Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

· Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет

· Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно

· Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ теорий детской игры

Хапейшвили С.Т.

Игра представляет собой вид деятельности, направленный на усвоение и воссоздание социального опыта, отраженного в способах осуществления различных предметных действий. Существуют разные теории игры, имеющие как достоинства, так и недостатки.

Согласно теории К.Гросса, в игре ребенок готовится к осуществлению взрослой деятельности. Она служит источником развития его способностей. Плюсом данной теории является то, что она связывает игру с дальнейшим развитием, минусом то, что она не объясняет мотивов игры [1]. Мы полагаем, что игра всегда побуждается какими-либо мотивами: мотивом в результате выигрыша укрепить самооценку, мотивом общаться в коллективе, мотивом полезно провести время и т.п.

По мнению К.Бюлера, главным мотивом игры является удовольствие. Достоинство данной теории – подчеркивание важности процесса игры и получение от нее радости. Недостаток то, что здесь делается опора на гедонистическую теорию, согласно которой вся деятельность человека побуждается лишь желанием иметь удовольствие [1]. Однако мотивы человека нельзя свести только к наслаждению, они разнообразны. Это и мотивы получения новых знаний, и мотивы альтруизма, и социальные мотивы

Г.Спенсер утверждал, что к игре побуждает избыток сил. Не находя выхода в других видах деятельности, они выражаются в ней. Здесь недостатком является невозможность объяснения того, почему неизрасходованные силы отражается именно в игре; играть, кроме того, может и уставший человек, для того, чтобы восстановить свои силы [1]. Да, мы считаем, что это и как раз и является недостатком: избыток сил может расходоваться и в исполнении мелодии на музыкальном инструменте, и в создании картины, и в сочинении стихотворения, и в выполнении физических упражнений, а не только в игре.

Последователи теории З.Фрейда утверждают, что в игре реализуются вытесненные желания. Там проявляется неполноценность человека. Здесь минусом является непризнание игры как выражения творческой активности [1]. Это действительно минус: так как игра, прежде всего, активна. В ней реализуется и творчество: дети могут придумывать свои правила, сюжеты, истории.

Согласно теории Л.С.Выготского, в игре ребенок создает воображаемую ситуацию и в ней совершает действия, имея определенную роль. Плюсом этой теории является то, что в игре действительно происходит переход в воображаемые условия, но это не может быть положено в основу понимания игры в целом [1]. Мы также полагаем, что игра направлена не только на создание воображаемой ситуации, но и связана с реальными событиями: например, играя в дочки-матери, ребенок воссоздает собственные взаимоотношения с матерью, играя в войну, мальчики реализуют то, что читали о войне в книгах, смотрели по телевизору и т.п.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в игре отражаются те процессы, которые уже развились, но в реальности еще не действуют. Достоинством данной теории является то, что она представляет собой результат развития, опережающий практические потребности. Минус концепции Д.Н.Узнадзе заключается в следующем: игра – это действие функций, созревших внутри организма [1]. А на самом деле, игра связана и с высшими психическими функциями.

Исходя из всех теорий, мы делаем следующие выводы. Игра – это важный вид деятельности человека, где он проявляет активность, развивает когнитивные и творческие способности, испытывает положительные эмоциональные состояния. Игра связана, как с реальными, так и с воображаемыми событиями, к ней побуждают различные мотивы: мотив получения удовольствия, самоутверждения в социуме, альтруизма и т.п.

Семчук, Л.А. Возрастная психология [Текст] / Л.А Семчук, А.И.Янчий: Гродно, 2006. – 226 с.

Читайте также: