Теологическая школа права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Религиозно-мифические представления о божественном происхождении права 5
2. Теологическая теория права в средние века 8
3. Современные представления о теологической концепции происхождения права 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

теолог теория права.doc

реферат на тему:

1. Религиозно-мифические представления о божественном происхождении права

2. Теологическая теория права в средние века

3. Современные представления о теологической концепции происхождения права

Список использованной литературы

Введение

Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.

Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права. Причем делали они это, подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая теория государства и права, патриархальная теория государства, договорная теория государства, теория насилия, марксистская теория государства и права, теория естественного права, историческая школа права и др.

Свое внимание я хотела бы остановить на теологической теории происхождения права.

Теология (от греч. theos  бог и logos  учение, то есть богословие, учение о боге)  совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

1. Религиозно-мифические представления о божественном происхождении права

Существуют различные теории происхождения права. Одной из первых по времени возникновения является теологическая. Ее авторы считали, что право – это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos – средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права – наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы – это нравственные правила жизни, которые исходят от бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии – с правосудием. Именно богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, – божественным судом.

2. Теологическая теория права в средние века

Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы (Thomas) Аквинского (1225-1274), в более позднее время именуемое томизмом.

Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх  помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно, поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права.

Естественный закон отражается в положительном законе (позитивное право). Так, необходимость наказания за убийство основывается на естественном законе, но какое конкретно будет наказание и как оно будет осуществлено – это вопросы позитивного закона.

Положительные законы закрепляют несовершенство реального человека. Именно это предопределяет потребность в божественном законе, который содержится в Библии.

Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь последнее обязано защищать религию.

Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх  помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность. Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Данная теория до сих пор востребована. В некоторой мере объясняется это тем, что законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу.

Теологическая теория

Обществознание

В процессе развития и создания прототипов современного общества человечество задумывалось о том, что стало основой возникновения такой системы. Благодаря мыслителям изучались идеи появления. Наиболее популярной была теологическая теория происхождения государства и права, которая объясняла начало зарождения мира и высших форм объединения людей как волю Бога. Религиозные понятия на первых этапах развития общества занимали ключевую позицию.

Суть теории

Многоаспектность этого явления можно пояснить особыми историческими условиями существования разных государств на Древнем Востоке и Западе. Каждая страна толковала власть по-своему и уделяла религии при этом основное место. Теологическую теорию можно поделить на несколько аспектов:

Платон

  • Древнегреческий. Платон описывал возникновение государства как игру богов, которые с помощью жребия поделились странами мира. Это происходило в эпоху Зевса, территорию Афин получила богиня Афина, а Атлантида досталась Посейдону. Боги наделили свои страны благородными людьми, в головы которых был вложен ум. Было закреплено царское правление и основы государства в виде законов, которые нельзя нарушать и благодаря которым возможны равные условия всех граждан. По мнению мыслителя, обеспечить органическую земную жизнь можно только с помощью принятия божественной концепции.
  • Древнекитайский аспект отличается ролью царя или императора. Небесной силой было создано государство и уложен общекосмический и земной порядок. Организация власти, правила поведения и другие важные элементы в Поднебесной были созданы самими богами, поэтому люди должны полностью и беспрекословно подчиняться этим основам. Вершить волю богов должен император — сын солнца. Он является единственным носителем власти и может передавать свою корону только наследнику. Это стало причиной позднейшего появления династий и сохранения власти в одной семье тысячелетиями.

Разница между древнегреческой и древнекитайской теорией в том, что в первом варианте человек наделялся властью, но мог быть свергнут или наказан богами, а во втором — император оставался единственным правителем всю земную жизнь, ему подчинялись и вершили его волю, так как считалось, что устами императора говорит верховный бог.

Представители и основоположники теологической теории считали, что мир имеет божественное начало и управляется высшей волей небесных сил. Развитие возможностей человека привело к появлению других теорий и вариантов, которые стали основой появления новых государственных систем.

Основные положения

Возникновение института теоретичных идей связывают с Вавилоном и Египтом. Именно там вера в высшую силу, что создала весь мир и управляет людьми, достигла наивысшей точки популярности. Политическая власть осуществлялась с помощью религии, что привело к отдалению человека от природы и послушанию. В период феодального строя теория достигла пика популярности.

Бог предложил людям такую форму существования и законы, благодаря которым они могут мирно уживаться и активно развиваться на одной территории. Роль человека в этой теории минимальна и сводится к приёму уже готовой системы без возможности изменения.

Государство, принимающее теологическую теорию, возможность менять законы или дополнять те нормы, что влияют на жизнь людей, отдавало в руки царя, императора или короля. В следующие века теория потеряла свою силу, а с ней ослаб и авторитет верховного наставника общества. Но в периоды, когда теологическая теория была в основе создания государства, религия и политика было крепко связаны и направлены на одну цель — удержать власть короля или императора и не дать противникам свергнуть управителя. Можно выделить ключевые положения теории:

Теологическая теория происхождения государства и права

  • Власть и государственный порядок вечные, и человек не имеет права менять то, что создал сам Бог. Это основа теории, которую приверженцы такого порядка постоянно описывали в своих трудах.
  • Материалистический мир является только отражением мира духовного, но действует за теми же принципами, ведь был создан Высшей силой.
  • Человек не может вмешиваться в государственную власть, так как ничего не понимает в ней, и должен принимать только то, что делает император.

Власть монарха приравнивается к власти бога и не подлежит никаким обсуждениям. Выступать против обычных норм и порядков, значит — идти против Бога. Сущностью государства были религия и церковь, которые диктовали условия жизни для людей.

Основоположники идеологии

Возникновение теории связывают с Фомой Аквинским и Аврелием Августином. Политологи относят начало популярности теории к началу XIII века. У каждого мыслителя были свои критерии оценки теологического государства и основные положения описания роли монарха для жизни людей. Последних Августин предлагал поделить на две категории, чтобы подчеркнуть значимость одних и невежество остальных:

Теологическая теория кратко

  • Люди, живущие по законам Бога.
  • Люди, которые верят в человеческие законы бытия и не верят в высшую силу. Они не только не могут находиться в нормальном обществе, но и должны быть изолированы. Многие мыслители того времени, пытающиеся получить признание от монарха, называли таких людей изгоями и предлагали изгонять из социума. В древние времена это считалось самым тяжким наказанием.

Человек по сути своей грешен, поэтому не может создать идеальное государство. Это под силу только Высшему Божеству. Фома Аквинский был основателем деления актов и указов государства на три группы:

  • Естественные. Это основное положение, описывающее отражение вечных законов в человеческом разуме.
  • Позитивные. Повышение нравственности путём влияния на человека через наказания и страх. Люди могут быть духовными, только если ощутят на себе силу Божьего наказания.
  • Божественные Акты, расписанные в Библии. Их нельзя написать самому или изменить смысл. Это прямое указание Бога для человека, как последнему жить и вести себя в мире.

Оба автора развивают и объясняют идеи друг друга, хотя и жили в разные века. Кратко в теории происхождения права описываются другие мысли философов и, кроме Фомы и Августина Аврелия, вспоминается об Аристотеле.

Плюсы и минусы

Теологическая теория происхождения государства

  • Научно нет доказательств существования Высшего Божества, которое управляет государством, поэтому невозможно говорить об его влиянии на общество и человека. Бог может являться основой мира, но без доказательств и научных фактов нельзя воспринимать эти заявления как серьёзную теорию. По мнению современных авторитетных исследователей, теологический аспект является выражением верований человека в процессе его развития, но никак не может быть основой для современных государств.
  • Человек придумал историю о своём происхождении и создал теории о появлении государства. Об этом можно говорить, предварительно изучив религии разных стран, где божества имеют одинаковую историю и по-всякому ограничивают человека, ставя его ниже за себя. Подсознательно люди в Высшем Божестве пытались увидеть те необъяснимые силы, которые ощущали ещё их древние предки, вероятно, речь шла о неизученной и странной в своём могуществе природе.
  • Из-за отсутствия научного обоснования нет возможности опровергнуть теорию. Это главный минус, из-за которого теория по сегодняшний день воспринимается как одна из основных. Хотя учёные и указывают на эти минусы, но теоретически религиозный аспект из политологии и социологии исключить не удалось.

Теологическая теория аквинского

Это ключевые недостатки в теории. К плюсам можно отнести единство религии и государства и возможность объединить весь народ на одном духовном уровне. Благодаря теории подкрепляется порядок в обществе, ведь у людей нет возможности подвергать сомнению государственную теорию и божественное начало. Отсутствие революций, насилия и войн также можно отнести к преимуществам, которые являются основными в божественной теории.

Современные государства могут развиваться по разным стратегиям и сочетать в своей основе разные теории. Теологический аспект продолжает влиять на государства и находит своё отражение в современном Ватикане, Иране и Саудовской Аравии.

Независимо от того, что лежит в основе развития государства, какие идеологические аспекты играют роль, населению должно быть комфортно, и его мнение должно учитываться. Современный мир строится по принципу равенства, поэтому каждый человек имеет право высказывать своё мнение, заниматься тем, что считает нужным, и говорить на разные темы, независимо от расы, веры и национальности.


Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права.

Государство и право, согласно данной концепции, представляет собой творение Бога с целью регулирования поведения людей.

Данная теория является наиболее ранней из всех версий происхождения государства и права.

Если мы посмотрим на древнейшие государства – Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею – то увидим там отдельные элементы теологической концепции.

Египетский жрец Манефон, составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность в Египет.

Впрочем, было бы крайне наивно полагать, что в Египте отсутствовали иные концепции.

В § 36 указанного сочинения зафиксирован принцип, которым должен руководствоваться правитель при осуществлении своих властных полномочий:

Крайне примечательно, что этот же принцип сохранялся и в дальнейшем, в эпоху Нового царства, в так называемой Должностной инструкции везиру:

Итак, принцип законности, впервые письменно зафиксированный в конце III тыс., сохранял определенное значение и в течении II тыс. до н.э.

Впервые в истории сформулирована идея, что правитель не должен покушаться на частную собственность своих подданных. Далее идет аргумент в пользу подобного поведения фараона – собственники есть опора власти и монарха.

Наиболее удивительно выглядит для Древнего мира идея ограничения применения смертной казни как санкции за большинство преступлений (§ 48–50):

Как известно, в большинстве современных европейских государствах смертная казнь либо отменена, либо на нее введен мораторий. Но идея отказа от смертной казни на сегодняшний день датируется концом III тыс. до н.э.

Был провозглашён как принцип правления Гераклеопольских фараонов принцип равенства при поступлении на государственную службу:

Сама фараоновская власть объявлена службой для страны и богов; фараон – не деспот, но служитель, ответственный за своих подданных и свою державу:

Таким образом, отдельные идеи о правовом государстве появляются, начиная с III тысячелетия до н.э., в Древнем Египте. Это означает, что далеко не только теологическая теория была известна создателям пирамид.

Несколько иное воплощение теологическая теория получила в Древнем Китае, где не было единой религии. Например, в эпоху династий Цинь и Хань сосуществовали и древняя религия – культ духов природы и предков, и конфуцианство, и даосизм, и буддизм.

С древнейших времен китайцы считали, что человека окружали могущественные духи неба, земли, звезд, гор и вод, которые подчинялись верховному божеству Шан-ди, находившемуся на небесах и управлявшему делами всего мира. Духам надлежало приносить жертвы на алтарях под открытым небом. Наряду с духами почитались и предки; им поклонялись в равной мере и простые крестьяне, и император.

В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. Конфуций (551–479 гг. до н.э.) – основоположник учения – был первым крупным мыслителем в исто- рии Китая.

Эпоха Хань выдвинула ряд замечательных философов, развивавших учение Конфуция. Императоры Старшей династии Хань вознесли конфуцианство на уровень государственной философии.

Дун Чжуншу подчинил учение о силах ян и инь задаче обоснования своей концепции, утверждавшей приоритет Неба по отношению к Земле, и, следовательно, превосходство ян над инь, монарха над своими подданными. Получается, что правитель является светлой силой ян, а народ – темной силой инь. Власть императоров имеет небесное происхождение.

Несмотря на огромное влияние конфуцианства, в его среде существовало несколько версий понимания древних трактатов. –

Учение Конфуция и его последователей играло огромную роль при последующих династиях. При последней династии во многих городах находились храмы Конфуция.

На рубеже VI – V вв. до н.э. зародилось другое великое учение – даосизм. Основателем его, по преданию, стал Лао-цзы.

Школа даосов оказала огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Не без воздействия даосизма родилась китайская алхимия.

Даосы, также как и конфуцианцы, для подтверждения своих идей, обращались к прошлому. В древности люди следовали естественности, но уже при Фу-си исчезает гармония в отношениях между людьми и природой, и друг с другом.

Даосы осуждали тиранию и жестокость правителей. Имея в виду династию Цинь, они утверждали:

Даосское учение не могло получить в эпоху Хань поддержку императоров, так как понимание социальных проблем не отвечало запросам знати и чиновников.

В I в. буддизм проникает в Китай из Индии. К тому времени он был уже четкой религиозной системой с определенными обрядами.

Во II–III вв. осуществляется перевод ряда буддийских текстов. –

В конце I–II вв. буддизм рассматривался официальными властями лишь как терпимая религия.

Однако даже тогда он завоевывает позиции не только в народной среде, но и при императорском дворе. –

Индийский буддизм столкнулся в Китае с многовековой философской традицией, которая оказала на него огромное влияние. Он вобрал в себя многие положения конфуцианства и даосизма, в результате чего впоследствии возникли новые буддийские школы – тяньтай, хуаянь, чань, цзинту.

Таким образом, в китайской религии и философии происходил разносторонний синтез различных концепций и идей.

Среди западноевропейских представителей теологической теории особо следует отметить христианских богословов Августина Блаженного и Фому Аквинского. –

В XVI–XVII вв. теологическая теория использовалась, в том числе, для обоснования неограниченной власти монарха.

В Повести временных лет теологическая концепция представлена сказанием об Андрее Первозванном, посетившим восточноевропейские земли в I в. н.э. –

Нестор данным повествованием хотел подчеркнуть древность христианства в Восточной Европе:

Ключевым событием в истории отечественного государства летописная традиция единодушно признает и крещение Руси Владимиром Равноапостольным:

Крайне любопытно, что Великий путь из Варяг в Греки имел не только торговое, но и культурное значение, что и подчеркнул древний летописец своим легендарным повествованием об Андрее Первозванном. Именно по этому маршруту происходило движение не только торговых караванов, столь красочно описанное Константином Багрянородным, но и новых, христианских идей, обусловивших дальнейшую эволюцию древнерусской цивилизации.

Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день – но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.

Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям ученых начала зарождения мира.

Теологическая теория происхождения государства и права – кратко о представителях, плюсы и минусы

Суть основных положений теории

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя.

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая – проникать в психику человека.

Теологическая теория происхождения государства и права – кратко о представителях, плюсы и минусы

Основоположники идеологии

У теологической теории два основателя:

Время возникновения и распространения – 13 век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор – Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей? Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

Точки зрения и мнения о теологической идее

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.
  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, не подвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

Читайте также: