Технологизация это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

С проблемой обновления качества образования тесно связана тенденция технологизации учебного процесса. Новое качество образования должно отражать процессы информатизации науки и производства, современные средства коммуникации, требует и новых способов мышления, его алгоритмизации, а также результативности образовательного процесса. Организация образовательного процесса, обеспечивающего общее образование нового качества, требует творческого подхода, переосмысления отношений между субъектами образования, значительных усилий, а также материально-технических затрат. Технологизация образования как перспективное направление развития школы отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но запросы современного общества и требования государства к уровню подготовки выпускников, способных к профессиональному образованию, к трудовой и общественной деятельности, к успешной социализации.

Технологизации обучения посвящены работы известных педагогов (Н.В. Бордовская, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, и другие). Технологизация образования – это управляемое образование, в котором учитывается мотивация учителей и учащихся, которое начинается с диагностики и заканчивается полученным, запланированным, качественным и повторяющимся результатом[3]. Технология является тем инструментом, с помощью которого учителя могут обучать всех учащихся качественно и эффективно. Задача технологии – организовать обучение таким образом, чтобы использовать в качестве стимула природные качества детей и их психофизические особенности. Эффективность технологии достигается за счёт использования наиболее передовых методов и средств современной дидактики, организации обучения, компьютеризации образовательного процесса[4].

Технологизация педагогического процесса – это тенденция его развития, которая направлена на повышение эффективности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися запланированных результатов обучения.

Таким образом, технологический способ обучения объективен, не зависит от личностных особенностей ни учителя, ни учащихся. Технология обучения как конкретизация технологического способа всегда отражает особенности учащихся, для которых она разрабатывается. Наконец, в процессе реализации технологии обучения выражаются еще и особенности личности учителя.

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. Существует несколько мнений по этому поводу:

1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.

2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя, способам их взаимодействия.

3. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае, чаще всего, методика рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

4. Методика и технология – это одно и тоже.

5. Технология – это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При этом ведущая роль отводится средству обучения, которое без помощи учителя выполняет функцию обучения. Учитель не обучает, а выполняет функции стимулирования, организации и координации деятельности учащихся.

Состав технологии – не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи (законы) сторон педагогического процесса.

Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.

При решении различных задач и проблем логическое мышление не способно удовлетворить потребность преобразования идей, что особенно актуально в условиях технологизации и компьютеризации жизни, когда возникает необходимость более широкого, нестандартного, творческого мышления. До сих пор не разработаны удовлетворительные методы перестраивания идей. Латеральное мышление способствует такому преобразованию идей с помощью интуитивной перестройки. [17]

В основе социальной технологии лежит внедренческая реализаций рекомендаций социоинжене-рии, социальных проектов, непосредственно включенных в систему управления. Технологизация означает рациональную организацию работы, которая характеризуется определенными признаками: а) расчленение процесса на цепочку операций ( этапы, фазы), б) режим работы - сроки и конкретные рубежи в общем достижении конечной цели, в) однозначность выполнения операций ( процедур) - технологическая дисциплина. [18]

Мировой опыт свидетельствует, что по мере технологизации общества потребность в специалистах с высшим техническим образованием и в соответствующих образовательных учреждениях неуклонно возрастает. [19]

Реализация достижений гуманитарных и социальных наук в области технологизации деятельности , формирования и развития социального образовательного пространства и социальной структуры общества, культурологических ( управления, образования, общения), идеологических ( политические, правовые, религиозные) социальных технологий, социального менеджмента. [20]

Характер социальной технологии, ее особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение. [21]

Базовым понятием системы образования становится понятие технологизации как способа оптимальной, с минимальными затратами ресурсов, организации субъект-субъект отношений элементов образовательной системы. Для субъектов, это - установление ограниченных ресурсов времени, жизненных сил, денег, реорганизуемые в практически неисчерпаемые ресурсы профессионализма, образованности, компетентности, системного мышления, экологической и информационной культуры, творческой активности, толерантности, нравственности. Технологизация образования требует разработки продуктивной классификации образовательных технологий. Биосоциальная природа человека делает обоснованным разделение технологий на два класса: технологии экологического образования и технологии социального образования. [22]

Выполнение разнообразных операций информационного цикла должно осуществляться в органическом единстве с процессами, протекающими при функционировании среды, которая накладывает существенный отпечаток на характеристики информационных технологий. В некоторых случаях возникают значительные противоречия между свойствами информационной технологии, в основе которой лежат общие закономерности движения информации, и внутренней логикой функционирования среды, в основе которой лежит природа конкретного информационного процесса. Эти противоречия и снимаются в результате технологизации информационного процесса , но для этого информационная технология должна быть адекватной природе информационного процесса. Поэтому необходимо продолжить и углубить классификацию социальных информационных технологий по признаку среды, в которой они функционируют, и выделить среди них еще более мелкие классификационные совокупности, соответствующие отраслям, подотраслям и еще более конкретным подсистемам социальных систем. [23]

Несмотря на то что понятие технологии уже проникло в педагогику и приносит определенную пользу, сомнения в технологизации воспитания окончательно не развеялись. Возникают непростые вопросы: не означает ли технологизация выхолащивание педагогического творчества, не ведет ли она к формализму, обезличиванию и обездушиванию воспитания, можно ли вообще наладить промышленное производство воспитанных людей, в какой мере это разумно и этично. Приверженцы технологизации выдвигают не менее аргументированные возражения. В их числе такое: известно, что творчество не передается и не наследуется. Что же в таком случае передается от предыдущего учительского поколения к последующему. На наших глазах умирает народная педагогика, прославившаяся особенной эффективностью и питавшая общество на протяжении многих веков здоровыми поколениями. [24]

Социальные технологии изобретены давным-давно. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации : могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности ( Вал. [25]

Несмотря на то что понятие технологии уже проникло в педагогику и приносит определенную пользу, сомнения в технологизации воспитания окончательно не развеялись. Возникают непростые вопросы: не означает ли технологизация выхолащивание педагогического творчества, не ведет ли она к формализму, обезличиванию и обездушиванию воспитания, можно ли вообще наладить промышленное производство воспитанных людей, в какой мере это разумно и этично. Приверженцы технологизации выдвигают не менее аргументированные возражения. В их числе такое: известно, что творчество не передается и не наследуется. Что же в таком случае передается от предыдущего учительского поколения к последующему. На наших глазах умирает народная педагогика, прославившаяся особенной эффективностью и питавшая общество на протяжении многих веков здоровыми поколениями. [26]

В настоящее время эффективность социально-экономического развития любого государства определяется использованием наукоемких и прогрессивных технологий. Современная экономическая система не может оставаться технико-механической, так как наращивание индустриального потенциала имеет свои пределы:

· экономические, связанные со снижением эффективности производства;

· экологические, проявляющиеся в противоречии с окружающей средой;

· гуманитарные, выражающиеся в утрате человеком креативной природы;

· социальные, заключающиеся в росте разобщенности социума.

Новые технологии, формируя ресурсную базу постиндустриального общества, обусловливают процесс технологизации, который реализуя свое узкое, организующее, упорядочивающее начало, обеспечивает устойчивость развития национальной системы в эпоху глобальных трансформационных сдвигов. Технологизация становится эффективным способом снижения рисков за счет предсказуемости, стандартизации, подконтрольности всех процессов все более сложного человеческого общества.

Сущность технологизации

Технология как наука появилась вместе с возникновением промышленности — в конце XVIII века. В основе технологии лежит принцип — разложить всякий процесс производства на составные элементы. Это позволяет многократно повысить эффективность выполнения отдельных производственных операций. Именно технологизация производства служит источником научного и технического прогресса во всех отраслях экономики.

На сегодняшний день технологии проникли и в сферу управления предприятием: технологии менеджмента, бизнес-технологии, технологии организационного развития, планирования, корпоративные технологии и др.

Знания сложного человеческого общества только в виде технологий могут дойти до производства, до изменения природы, до совершенствования общества и самого человека. В данном случае реализуется творческий потенциал технологизации в широком смысле слова, ее инновационность, созидательность, прогрессивность.

В любом случае технологизация является условием сохранения и развития не только экономической, но и всей системы общественной жизни. Она состоит в применении единых правил организации отношений людей, их поведения и деятельности, всего общественного устройства в соответствии с логикой прогресса производительных сил, приводимых в соответствие с потребностями жизнеспособности человечества. Известный философ и методолог П. Щедровицкий считает, что на смену технологизации производственной деятельности приходит технологизация процессов потребления, которая, в свою очередь, замещается технологизацией средств обращения и распределения ресурсов (биосферы, финансов, человеческого капитала), сопровождаемых согласованием и приспособлением всего многообразия культуры, включая нормы морали[1].

Тем не менее, в рамках именно экономической системы технологизация формируется как необратимый, имеющий двойственную характеристику процесс. С одной стороны он обусловливается объективными трансформационными закономерностями, определяющими ненаправленное, спонтанное развитие экономической системы, связанное с ее технологической самоорганизацией. С другой стороны он опосредуется субъективной деятельностью людей и выступает как транзитивное, телеологическое явление, имеющее организационную природу, которая реализуется в определенной технологической политике.

Другими словами, технологизация в своей основе означает единство трансформационного и транзитивного аспектов, как двух сторон процесса хозяйствования. Обе формы, трансформационная и транзитивная – имеют противоречивую взаимосвязь: любое транзитивное преобразование имеет определенную степень свободы, объективности, независимости и наоборот, любой спонтанный процесс корректируется целенаправленными действиями, усилиями и манипуляциями. Если траектория технологически детерминированного развития объективно предопределена спонтанным порядком (трансформационность первична, транзитивность вторична), то в состоянии смены технологических укладов на первое место выходит проблема выбора (транзитивность первична, трансформационность вторична). Данное противоречие проявляется в двух принципиально противоположных подходах к описанию динамики научно-технического прогресса: онтологическом (изобретения и нововведения рассматриваются как результаты саморазвития экономической системы) и телеологическом (появление изобретений и нововведений является результатом общественной, рыночной или государственной потребности)[3].

Возможность компромисса между эволюционной и телеологической составляющими технологизацииобеспечивается пониманием телеологичности не как стремления реализовать идеальный проект, а как поиска лучшего из возможных в конкретных условиях решения.

Уровни технологизации

Двойственная природа технологизации реализуется на цивилизационном, институциональном и коммерческом уровнях развития экономической системы. Каждый из них является необходимой составляющей общего эволюционного процесса, заключая системообразующие технологические изменения в рамки соответствующей технологической парадигмы.

Цивилизационный уровень технологизации определяет характер смены технологических способов производства и технологических укладов. Институциональный уровень связан с транзитивными преобразованиями соответствующих этим изменениям норм и правил, не только экономического, но социального, политического, культурного порядка. Коммерческая технологизация характеризует текущие технологические модификации и тиражирование технологий.

Каждый из уровней, с одной стороны, развивается на основе своих собственных законов (технократических, институциональных, рыночных). С другой стороны, параметры каждого последующего уровня, формируясь в рамках параметров каждого предыдущего, оказывают на него непосредственное воздействие.

Верхний уровень технологизации относится к внутренним законамнаучно-технологического прогресса, к его автономной логике. Она не зависит от внешних факторов, которые в реальном развитии человеческого общества также оказывают влияние на постоянно меняющийся облик техносферы. В этом контексте процесс технологической трансформации можно определить в соответствии с характеристикой эволюции по Ламарку как градацию или мегаэволюцию, связанную с цивилизационными изменениями технологий и последующими модификациями технологической культуры.

Коммерческая технологизация, будучи предопределена соответствующими цивилизационными и институциональными изменениями (правовыми, социальными, нравственными и т.д.), формирует требования к их корректировке.

Современные технологии эволюционно вызревают и, посредством определенных институциональных действий, получают коммерческое признание. Под такие успешные технологии создаются новые (или модифицируются старые) институты. Формируется матрица технологических изменений, иллюстрирующая трансферт процесса технологизации с верхнего (цивилизационного) на нижний (коммерческий) уровень (рис. 1).

Технология

Давайте разберемся, что же конкретно подразумевается? Разберем, что такое технология, какие разновидности существуют.

Технология – это …

Допустим, вы задумали смастерить скворечник или посадить картошку. С чего вы начнете свою деятельность? Правильно, сначала вы составите определенный алгоритм действий (что это?).

Чтобы сделать дом для птиц, вы набросаете схему строения, просчитаете количество нужных стройматериалов, выберете способ крепежа деталей (гвозди, шурупы, клей). А затем в определенном порядке соберете свою поделку.

После того как скворечник готов, вы полезете на дерево и с большим трудом его там прикрепите. И после этого там, может быть, поселятся воробушки.

Скворечник

Если вы собрались садить картошку, то сначала вы подготовите семенной картофель (положите на свет, чтобы появились ростки), вскопаете участок земли, затем закопаете туда картошку. А потом все лето будете то полоть ее, то окучивать, и, главное – не забудете ее по осени выкопать.

На картошке

Итак, вы смастерили скворечник и посадили картошку, применяя определенный алгоритм последовательных действий и используя нужные исходные материалы и необходимые инструменты. Иначе говоря, вы достигли своих целей, применяя разработанные кем-то когда-то технологии.

Вывод: технология – это совокупность определенных методов, процессов, инструментов и материалов, с помощью которой возможно достижение желаемого результата.

Определение

Можно сформулировать определение немного по-другому:

Технология – это процесс переработки исходного продукта (сырья, материала, полуфабриката) посредством применения определенных методов в конечный продукт с заранее известными свойствами и характеристиками.

Цель и результат

Для справки: технолог – это должность сотрудника организации, который следит за соблюдением технологий, используемых в производственном процессе.

Что такое жизненный цикл технологии

Каждая из технологий имеет конечную продолжительность существования. Это значит, что технологии не могут быть статичными, они меняются под воздействием внешних факторов:

  1. появление новых материалов;
  2. изобретение новых источников энергии;
  3. разработка методов и способов обработки сырья, материалов, полуфабрикатов;
  4. изобретение новых инструментов и оборудования.

Например, многие тысячелетия назад появилась технология выпечки хлеба. Казалось бы, что может быть статичней рецептуры и способов его приготовления.

То есть технология изготовления хлеба за тысячелетия поменялась в корне. Осталось незыблемым только одно – использование злаковых культур в качестве основы рецептуры.

Можно сделать вывод, что все технологии имеют определенный жизненный цикл.

То есть за время своего существования проходят несколько стадий:

  1. новейшая технология – новая разработка с высоким потенциалом применения;
  2. передовая – применяется в ограниченном масштабе, имеет хорошую эффективность;
  3. современная – оценена и признана многими потребителями (о потребителях – в следующем разделе статьи), приобретает статус стандартной, спрос на нее становится максимальным;
  4. не новая – появление более новых технологических разработок снижает спрос на данную технологию, ее эффективность ниже передовых или современных технологий;
  5. устаревшая – спрос минимальный, постепенно исчезает совсем.

Указатель

Вывод: технология – объект, конечный по времени.

Кто является потребителем технологий

Потребители технологий – это физические или юридические лица, использующие какую-либо разработку в своих целях.

Потребители классифицируются в зависимости от степени заинтересованности в использовании технологии на каком-либо этапе ее жизненного цикла. Не совсем понятно? Тогда читайте дальше:

Виды технологий

Технологии принято классифицировать либо исходя из их отношения к определенным отраслям производства, либо по используемому сырью (материалов, полуфабрикатов), либо по особенностям обработки.

Технологии, которые основаны на наукоемких разработках и задействуют в производственном процессе вычислительную технику, достижения микроэлектроники, робототехники и т.д., называются высокими технологиями.

Робот

Проанализируем существующие виды технологий в сводной таблице:

  1. получение металлов из сырья (в том числе – обогащение сырья, т.е. удаление пустой породы и повышение концентрации полезного элемента);
  2. обработка металлов методом литья, сварки, пайки;
  3. обработка металлов механическими способами (резанье, сверление, ковка, штамповка и т.д.);
  4. обработка металлов электрофизическими и электрохимическими методами (т.е. изменение формы металла посредством эл.тока + механическое или химическое воздействие)
  1. переработка органического сырья (горючих ископаемых);
  2. синтез полимеров;
  3. получение лекарственных и пр.веществ
  1. переработка минерального сырья;
  2. получение кислот, щелочей

Заключение

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Наши технологии не столь совершенны как это может показаться, ведь мы по прежнему зависим от грязных источников энергии, так и не смогли повысить КПД от источников возобновляемой энергии, а из-за этого страдает экология, увеличивается количество парниковых газов в атмосфере, так что, наши технологии находятся ещё в зачаточном состоянии.

Люди настолько привыкли к наличию технологий, что в непредвиденных ситуациях становятся совершенно беспомощными. Ведь обычно все уже готово, нужно лишь найти методику, и не думать самостоятельно.

Читайте также: