Техника прыжка в высоту кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель физической культуры

Михеев Сергей Николаевич.

1. История развития прыжков

2. Классификация видов прыжков

3. Прыжки в различные возрастные этапы

4. Техника прыжков в высоту

5. Обучение технике прыжков в высоту

1. История развития прыжков

Соревнования по прыжкам в длину входили в программу Олимпийских игр Древней Греции как один из видов пентатлона (пятиборья). В наше время прыжок в длину входит в программу любых легкоатлетических соревнований.

Прыжки в высоту появились в Европе в начале XIX в. Соревнования по прыжкам с шестом впервые были проведены в Англии в середине прошлого века. Родиной тройного прыжка считается Ирландия, где первое соревнование по этому виду легкой атлетики состоялось во второй половине XIX в. Все эти виды прыжков входят в программу современных Олимпийских игр.

2. Классификация видов прыжков

В легкой атлетике есть четыре типа прыжков: в длину, в высоту, тройной прыжок и прыжок с шестом. Первые два прыжка выполняют без промежуточной опоры. В тройном прыжке имеется две промежуточные опоры. В прыжке с шестом спортсмен использует движущуюся опору – шест.

3. Прыжки в различные возрастные этапы

В первых классах школы программа не предусматривает обучение прыжкам как легкоатлетическим упражнениям, но знакомство с отталкиванием, напрыгивание на различные предметы, перепрыгивание через них, игры с элементами прыжков занимают на уроках физической культуры значительное место, положительно влияя на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия. Уже здесь необходимо знакомить детей с простейшими доступными им формами прыжков.

В VII классе учащиеся совершенствуют выполнение прыжков в длину b высоту спортивными способами, изучают разбег, отталкивание.

До 13 – 14 лет различия между мальчиками и девочками при обучении прыжкам в ряде случаев во внимание не принимаются. Однако с этого возраста необходимо учитывать особенности развития девочек, так как они начинают уступать мальчикам в скоростно-силовых качествах.

В старших классах учащиеся совершенствуют спортивные способы прыжков, устанавливают наиболее удобный индивидуальный разбег, полученные прыжковые навыки применяют в усложненных условиях. В ДЮСШ юноши и девушки в этом возрасте в итоге освоения рациональной техники и достижения достаточно высокого уровня скоростно-силовой подготовленности готовятся к выполнению в прыжках нормативов спортивной классификации.

4. Техника прыжков в высоту

Прыжки в высоту – естественный и широко распространенный вид физических упражнений. Он характеризуется кратковременными мощными мышечными усилиями взрывного характера.

hello_html_567beb3a.jpg

Начало разбега имеет несколько вариантов. Наиболее распространенный – спортсмен ставит одну ногу сзади, а вторую спереди, у контрольной отметки. Другой вариант – обе ноги поставлены рядом на одной линии. Наконец, некоторые прыгуны начинают разбег с подхода, т.е. делают несколько ускоряющихся шагов и начинает собственно разбег в тот момент, когда наступают на контрольную линию.

В конце разбега, за 2 – 3 шага до отталкивания, делается вторая контрольная отметка, С нее и начинается подготовка к толчку, или, как принято говорить, ко входу в толчок. Длина последних шагов увеличивается за счет широкого выноса вперед свободной ноги. Нога ставится на грунт с пятки. Самый длинный – это предпоследний шаг, последний несколько короче. Естественно, что длина последних шагов у школьников значительно меньше. Однако и у них нужно добиваться указанного выше соотношения предшествующих толчку шагов.

Последние шаги определяют успешность отталкивания. Третий от толчка шаг – по существу переходный от предварительной к завершающей части разбега. Он выполняется быстрее предыдущих шагов. Нога ставится на грунт с пятки. Наклон туловища уменьшается. Второй шаг с маховой ноги предопределяет успешный вход в толчок. Именно здесь таз как бы подводится под плечи, туловище принимает вертикальное положение, а нога мягко сгибается в колене. ОЦТ тела снижается. Руки через стороны отводятся назад.

После прохождения прыгуном момента вертикали широким беговым движением от бедра вперед посылается почти полностью выпрямленная толчковая нога, которая ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу. После короткого периода сгибания в коленном суставе толчковая нога начинает разгибаться. Отталкиванию способствует разгибание туловища и маховое движение свободной ноги и рук. В момент окончания толчка, за которым последует отрыв спортсмена от грунта, толчковая нога и туловище выпрямлены, руки и маховая нога подняты вверх.

Прыгуны, как правило, применяют одновременный параллельный мах руками, предварительно отведенными назад. Маховое движение рук выполняется локтями вперед и заканчивается на уровне плеч – головы. В начале маха нога движется вверх от бедра. Вслед за этим вверх выносится голень и нога, распрямляемая частично или полностью. При хорошей подвижности в тазобедренном суставе возможно выполнение маха полностью выпрямленной ногой. Однако при современных значительных скоростях разбега даже у лучших прыгунов наблюдается выполнение маха согнутой ногой.

hello_html_m574d799c.jpg

Приземление выполняется на маховую ногу боком к планке. При переходе через планку чрезвычайно важно избежать опускания плеч назад, ибо это приведет к снижению центра тяжести и затруднит перенос ног через планку.

После отталкивания важно не ложиться преждевременно на планку, а полностью использовать образующуюся за счет толчка и маха подъемную силу. Заканчивая толчок, прыгун какое-то время как бы тянется вверх. Вслед за этим он активно посылает к планке правую ногу и плечо, лишь постепенно переходя в горизонтальное положение. Вращению способствует правая рука (если отталкивание выполняется левой ногой), которая движется более активно и с более широкой амплитудой, чем левая.

Отталкивание происходит, когда спортсмен после забегания боком к планке на последних 3 – 5 шагах оказывается расположенным к ней боком. Он поворачивается затем спиной к планке и как бы ложится на нее, прогибаясь в пояснице. При переходе тазом планки тело прыгуна сгибается в тазобедренных суставах, а ноги подтягиваются.

Трудность обучения прыжку этим способом, особенно в условиях общеобразовательной школы, заключается в сложности приземления. Прыгун приземляется на спину, поэтому требуется специальное оборудование – место для приземления должно быть покрыто толстым слоем поролона.

5. Обучение технике прыжков в высоту

Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, учащихся знакомят с основами разбега и отталкивания. Разбег должен изучаться в сочетании с отталкиванием. Однако полезно выполнять разбег и без отталкивания, с увеличением его длины до 7 – 9 шагов. Необходимо обратить внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Нередко школьники начинают разбегаться излишне быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется при замедляющемся беге, что влечет за собой ряд ошибок в отталкивании. Существенной ошибкой в разбеге будет и преждевременное опускание ОЦТ тела, что также затруднит эффективное отталкивания.

Упражнения в разбеге надо сочетать с изучением ритма трех последних шагов. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на грунт с пятки. На первых этапах разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или вспрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом.

Так как прямолинейность разбега – одно из главных условий успешности прыжка, учитель может ставить перед учащимися задачу разбегаться по линии, нарисованной на полу мелом или обозначенной на грунте прыжковой площадки.

Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений: 1) постановка ноги на толчок с пятки на всю стопу; 2) мах свободной ногой, держась рукой за опору; 3) сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой; 4) то же с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вверх; 5) то же с доставанием руками, головой и ногой различных предметов; 6) прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу, и др.

В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.

При выполнении прыжков через планку на пришкольной спортивной площадке нужно позаботиться об увеличении ямы для приземления, чтобы прыжки могли выполнять одновременно несколько человек. Такая длинная яма будет служить хорошим подспорьем и при обучении школьников прыжкам в длину и тройному прыжку.

Уже на первом этапе обучения преподаватель должен привить учащимся навыки рационального приземления. Этому послужат прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, изучение приземления на руки и на ноги с последующим перекатом па плечи и спину.

При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое внимание нужно уделить сочетанию этих элементов. Рационально будет предложить обучаемым следующие задания: сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов, выполнить три последних шага и имитировать отталкивание с энергичным махом свободной ноги и т.д. Дети обычно с трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.

Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировки должно сопровождаться повышением уровня обшей и специальной подготовленности учащихся – основы дли проявления максимальных взрывных усилий, характерных при выполнении прыжков.

При обучении, особенно на его начальных этапах, необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и позволит значительно увеличить тренировочные нагрузки, а с другой – улучшит координационные возможности детей, научит их владеть своим телом в полете, поможет развить прыжковую смелость и ловкость.

Прыжок в высоту с разбега — это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возмож­ностям спортсменов.

Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы:

3) переход через планку,

Дадим краткий анализ техники стилей прыжков в высоту.

Разбег в этом стиле выполняется по прямой линии, под углом к планке 60-70° или под прямым углом. Отталкивание произво­дится в 130-150 см от планки: чем больше угол разбега, тем дальше место отталкивания. Мах выполняется почти прямой но­гой, свободно и широко.

После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимается над планкой, туловище немного поворачивается к толчковой ноге, наклоняясь в сторону разбега: толчковая нога слегка сгибается в коленном суставе.

Продолжая дугообразное движение, толчковая нога опускается вниз, прыгун поворачивается всей грудью к планке, отводя голову и плечи назад. Маховая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. Приземление осуществляется на толчковую ногу грудью или бо­ком к планке.

В этом стиле разбег выполняется под углом к планке в 30-45°. Отталкивание происходит ближней к планке ногой. Мах выполня­ется прямой ногой, которая затем может слегка согнуться в колен­ном суставе. После отталкивания, когда голень маховой ноги под­нимется над планкой, прыгун подтягивает толчковую ногу, сги­бая ее в тазобедренном и коленном суставах, прижимает ее к ма­ховой ноге. Туловище откланяется назад, вдоль планки. Во время взлета прыгун находится грудью к планке, когда его тело подни­мается над планкой, он переходит ее тем боком, что и толчковая нога.

Руки одновременно с махом ноги идут вверх, затем, при переходе через планку, опускаются, помогая развернуть тулови­ще грудью вниз. Прыгун переходит через планку боком с внешней стороны тела. После перехода планки толчковая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе, но сохраняя тупой угол в тазобедренном суставе. Туловище разворачивается грудью, руки опускаются вниз, маховая нога находится на уровне туловища. Приземление происходит на толчковую ногу и по необходимости на руки.

Прыгун переходит через планку грудью и животом. За счет движения маховой ноги и отведения толчковой ноги кна­ружи создается вращательный момент вокруг планки. Взлетев над ней, прыгун опускает маховую руку и плечо за планку, а противо­положное плечо и руку отводит в сторону и назад за спину. Одно­временно с этим отводится колено толчковой ноги, маховая нога несколько опускается за планку. Приземление осуществляется на маховые ногу и руку, или на маховую часть тела прыгуна, или, при сильном вращательном моменте, на спину.

Приземление перечисленными способами прыжков обычно про­исходило в яму с взрыхленным песком, высотой 70 см. Для того чтобы не получить травму, прыгунам необходимо было много вре­мени отводить на изучение техники приземления.

Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к мес­там приземления применяется в школах на физкультурных заня­тиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.




Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом К планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от план­ки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Для опре­деления места отталкивания нужно встать боком к планке, вытя­нуть маховую руку, касаясь кистью планки, — это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в коле­не.

Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в лок­тевых суставах, активно поднимаются вверх —вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивает­ся толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опуска­ется за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону план­ки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи'*и ту­ловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления.

Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгу­на индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств. Разбег в этом стиле характеризу­ется более высокой скоростью и дугообразной формой. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки. Последние 3 — 5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее коли­чество шагов по дуге, и наоборот. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эф­фективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну.

Сложный элемент техники разбега — бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения тра­ектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сек­тора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага умень­шается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобретает не абсолютная скорость разбега, а способность к уве­личению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталки­ванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Ма­ховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечи­вая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены на­зад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены не­много назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкива­нию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега. При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в колен­ных суставах, т. е. более высокая посадка бега. Это связано с про­тиводействием дополнительным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью.

По ее данным, постановка ног в стороны понижает ОЦМ на 2-3 см. Это понижение происходит при высоте треугольника, в пределах 39-45 см. Чем выше квалификация, длина тела прыгу­на и скорость его разбега по дуге, тем больше высота треугольника. Чем больше высота треугольника, тем больше вертикальное пере­мещение ОЦМ в период отталкивания. Увеличение вертикального перемещения ОЦМ при отталкивании, за счет более низкого его положения при постановке толчковой ноги, дает возможность существенно увеличить результат прыжка.

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой глав­ной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптималь­ные условия для рационального преодоления планки.

После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе аморти­зации создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

Полет — это техническое действие, которое направлено на со­здание оптимальных условий для перехода через планку.

Прыжок в высоту с разбега — это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возмож­ностям спортсменов.

Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы:

3) переход через планку,

Дадим краткий анализ техники стилей прыжков в высоту.

Разбег в этом стиле выполняется по прямой линии, под углом к планке 60-70° или под прямым углом. Отталкивание произво­дится в 130-150 см от планки: чем больше угол разбега, тем дальше место отталкивания. Мах выполняется почти прямой но­гой, свободно и широко.

После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимается над планкой, туловище немного поворачивается к толчковой ноге, наклоняясь в сторону разбега: толчковая нога слегка сгибается в коленном суставе.

Продолжая дугообразное движение, толчковая нога опускается вниз, прыгун поворачивается всей грудью к планке, отводя голову и плечи назад. Маховая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. Приземление осуществляется на толчковую ногу грудью или бо­ком к планке.

В этом стиле разбег выполняется под углом к планке в 30-45°. Отталкивание происходит ближней к планке ногой. Мах выполня­ется прямой ногой, которая затем может слегка согнуться в колен­ном суставе. После отталкивания, когда голень маховой ноги под­нимется над планкой, прыгун подтягивает толчковую ногу, сги­бая ее в тазобедренном и коленном суставах, прижимает ее к ма­ховой ноге. Туловище откланяется назад, вдоль планки. Во время взлета прыгун находится грудью к планке, когда его тело подни­мается над планкой, он переходит ее тем боком, что и толчковая нога.

Руки одновременно с махом ноги идут вверх, затем, при переходе через планку, опускаются, помогая развернуть тулови­ще грудью вниз. Прыгун переходит через планку боком с внешней стороны тела. После перехода планки толчковая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе, но сохраняя тупой угол в тазобедренном суставе. Туловище разворачивается грудью, руки опускаются вниз, маховая нога находится на уровне туловища. Приземление происходит на толчковую ногу и по необходимости на руки.

Прыгун переходит через планку грудью и животом. За счет движения маховой ноги и отведения толчковой ноги кна­ружи создается вращательный момент вокруг планки. Взлетев над ней, прыгун опускает маховую руку и плечо за планку, а противо­положное плечо и руку отводит в сторону и назад за спину. Одно­временно с этим отводится колено толчковой ноги, маховая нога несколько опускается за планку. Приземление осуществляется на маховые ногу и руку, или на маховую часть тела прыгуна, или, при сильном вращательном моменте, на спину.

Приземление перечисленными способами прыжков обычно про­исходило в яму с взрыхленным песком, высотой 70 см. Для того чтобы не получить травму, прыгунам необходимо было много вре­мени отводить на изучение техники приземления.

Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к мес­там приземления применяется в школах на физкультурных заня­тиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом К планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от план­ки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Для опре­деления места отталкивания нужно встать боком к планке, вытя­нуть маховую руку, касаясь кистью планки, — это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в коле­не.

Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в лок­тевых суставах, активно поднимаются вверх —вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивает­ся толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опуска­ется за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону план­ки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи'*и ту­ловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления.

Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгу­на индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств. Разбег в этом стиле характеризу­ется более высокой скоростью и дугообразной формой. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки. Последние 3 — 5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее коли­чество шагов по дуге, и наоборот. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эф­фективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну.

Сложный элемент техники разбега — бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения тра­ектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сек­тора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага умень­шается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобретает не абсолютная скорость разбега, а способность к уве­личению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталки­ванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Ма­ховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечи­вая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены на­зад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены не­много назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкива­нию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега. При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в колен­ных суставах, т. е. более высокая посадка бега. Это связано с про­тиводействием дополнительным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью.

По ее данным, постановка ног в стороны понижает ОЦМ на 2-3 см. Это понижение происходит при высоте треугольника, в пределах 39-45 см. Чем выше квалификация, длина тела прыгу­на и скорость его разбега по дуге, тем больше высота треугольника. Чем больше высота треугольника, тем больше вертикальное пере­мещение ОЦМ в период отталкивания. Увеличение вертикального перемещения ОЦМ при отталкивании, за счет более низкого его положения при постановке толчковой ноги, дает возможность существенно увеличить результат прыжка.

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой глав­ной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптималь­ные условия для рационального преодоления планки.

После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе аморти­зации создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

Полет — это техническое действие, которое направлено на со­здание оптимальных условий для перехода через планку.

Разбег состоит из 6-8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 60-80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть руку в сторону, касаясь кистью планки, - это и будет искомое место отталкивания. Толчковая нога, дальняя от планки, ставится на место отталкивания почти прямая. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно выполняют мах вверх-вперед до уровня головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, к планке (рис. 21).


2. Обучение технике прыжка в высоту "Перешагивание"

Разбег целесообразно изучать в сочетании с отталкиванием. При этом необходимо обращать внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Если отталкивание осуществляется при замедляющемся разбеге, то его эффективность значительно снижается и влечет за собой ряд ошибок в последующих фазах прыжка. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на опору с пятки. На первых этапах обучения разбег с выполнением последних шагов заканчивается либо просто отталкиванием без преодоления планки, либо запрыгиванием на невысокие предметы или перепрыгиванием через них. Так как прямолинейность разбега является одним из главных условий успешности прыжка, то для ее сохранения следует применять разметку в виде прямой линии на полу зала или на грунте. Также целесообразно обозначать место для трех последних шагов разбега, что облегчает переход к отталкиванию.

Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений:

  1. постановка ноги с пятки на всю стопу;
  2. мах свободной ногой, держась рукой за опору;
  3. сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой;
  4. то же, с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вперед;
  5. то же, с доставанием руками, головой и ногой различных предметов;
  6. прыжки через планку (резинку) на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу.

Обучение преодолению планки проводят в следующей последовательности.

  1. Научить переносить через препятствие маховую и толчковую ногу. Для этого, стоя боком к низко установленной планке или резинке (30-40 см) поднять вверх маховую ногу, поставить ее за препятствие, поднять и перенести толчковую ногу.
  2. То же, с безопорной фазой и сочетанием маха руками.
  3. То же, но с нескольких шагов подхода.
  4. Научить преодолению планки, отталкиваясь с небольшого разбега (место отталкивания обозначить кругом, нарисованным в 20-30 см от планки).
  5. Научить правильным движениям маховой и толчковой ноги. Кроме круга для отталкивания нарисовать круг для приземления. Выполняя прыжок с небольшого разбега, постараться над планкой выпрямить маховую ногу и опустить ее с поворотом стопы и колена внутрь. Одновременно энергично подтянуть и перенести толчковую ногу.
  6. Научить правильному положению туловища и рук во время прыжка. Добиваться выпрямления туловища и маха руками, согнутыми в локтях, во время отталкивания, а во время полета наклона туловища вперед, опуская одновременно руки вниз.

3. Техника прыка в высоту "Фесбери-флоп"

Преимущество способа заключается в возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании и более эффективной реализации достигнутой высоты взлета при переходе через планку (рис. 22).


Разбег выполняется в начале по прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35-38° по отношению к планке. Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега, дуга в 5 беговых шагов – при более быстром разбеге. Длина разбега обычно составляет 9-11 беговых шагов.

В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой, при этом прыгун выполняет активное одновременное движение обеими руками и согнутой в колене маховой ногой.

Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговым движением сразу на всю стопу (рис. 23).


Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можно выполнять отталкивание (рис. 24).


Переход через планку осуществляется после взлета тела, повернувшись спиной к планке, руки расположены вдоль тела. Спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, заводит голову и плечи за планку (рис.25).


Далее прыгун поднимает таз, опуская голову и плечи за планку. Голову необходимо держать подбородком на себя. Приземление осуществляется на верхнюю часть спины с последующим кувырком назад через голову (рис. 26).


4. Обучение технике прыжка в высоту "Фесбери-флоп"

  1. Имитация маховых движений рук в отталкивании.
  2. Имитация махового движения “свободной” ноги в отталкивании.
  3. Имитация маховых движений “свободной” ноги и рук в отталкивании.
  4. Выпрыгивание вверх, перекатываясь с пятки на носок на каждый шаг.
  5. Выпрыгивание вверх, перекатываясь с пятки носок с акцентом на толчковую ногу.
  6. Бег в структуре разбега по дугообразному разбегу.
  7. Пробегание по разбегу с обозначением отталкивания.
  8. Пробегание по разбегу с обозначением отталкивания, в секторе для прыжков в высоту. После отталкивания – взлет вверх – вперед, вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
  9. Из положения упор присев на матах выполнить 3-5 кувырков назад

10. Имитация перехода через планку из положения лежа на спине на матах. Согнуть ноги, упереться стопами, высоко поднять таз.

11. Прыжки в высоту с места с двух ног из положения стоя спиной к стопке матов. Приземление производится на верхнюю часть спины (рис. 27).


Рис. 27. Прыжки в высоту с места на стопку матов

12. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть в положение, сидя на стопку матов.

13. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку.

14. Целостный прыжок в высоту с разбега.

15. В дальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартных беговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание на последних перед отталкиванием шагах.

Прыжок в высоту с разбега — дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкамтехнических видов. Составляющие прыжка — разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года.

Правила

Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте, если участников менее восьми, то каждому даётся по 6 попыток. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей.

Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3×5 метров.

При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если:

  • В результате прыжка планка не удержалась на стойках;
  • Спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку.
  • Спортсмен оттолкнулся двумя ногами.

Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной [1] . Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.

Перешагивание (ножницы)


Является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту. Он не требует дорогого инвентаря, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на ноги (прежде всего маховую), и может прыгать в яму с песком. При выполнении прыжка разбег осуществляется наискосок к линии планки со стороны маховой ноги, отталкивание производится дальней от планки ногой. Мах выполняется ближней к планке, вначале почти прямой для увеличения махового момента, затем маховая нога несколько сгибается в колене, туловище наклоняется вперед для снижения положения центра масс тела, маховая нога резко опускается за планку, а толчковая в это время движется вверх и переносится через планку повернутой стопой снаружи, туловище несколько наклоняется к планке. Прыгун приземляется на маховую ногу.

Перекат

Перекидной

Последним мировым рекордсменом уже в эпоху следующего стиля (1978) стал Владимир Ященко (СССР), прыгнув на 2,35 м.

Фосбери-флоп


Этот способ был изобретён американским атлетом по имени: Дик (Ричард) Фосбери, когда ему было 16 лет. В1968 году на Летних Олимпийских играх в Мексике Дик Фосбери с помощью нового способа выиграл золотую олимпийскую награду, установив новый олимпийский рекорд (2,24 метра).

В СССР он долгое время был непопулярен в том числе и из-за того, что не хватало поролоновых матов для приземления. Прыгать же способом фосбери-флоп (или фосбюри-флоп) в песок было крайне травмоопасно. Первым спортсменом из СССР, который начал использовать фосбери-флоп, был Кестутис Шапка. Он несколько модифицировал атаку планки выбрасыванием ближней к планке руки вверх. Практически все современные прыгуны в высоту, включая рекордсмена мира Хавьера Сотомайора (2,45), пользуются стилем фосбери-флоп [4]

Читайте также: