Театр при елизавете петровне кратко

Обновлено: 05.07.2024

В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты. Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придворной итальянской труппы выступала Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России.

День 30 августа 1756 года вошёл в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр). В состав труппы вступили ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов. Под структурой Императорских театров стали постепенно как создаваться новые театры, так и объединяться уже существовавшие до того антрепризы.

В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М. М. Херасков. Но труппа не могла быть постоянной — закончившие учёбу студенты одновременно заканчивали и актёрскую деятельность на университетской сцене. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго — до 1762 г. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности.

Театр при Екатерине II

Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Воскресенского новодевичьего (Смольного) монастыря.

В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. «После первого московского театра при Московском университете постоянно действующая антреприза началась в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра, который возглавил полковник Н. С. Титов. Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом [в Лефортове]. С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж. Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р. И. Воронцова на улице Знаменке (так называемый Знаменский театр).

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у гр. Шереметева было четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино). В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Так, в конце XVIII столетия особенно славились труппы гр. Волкенштейна близ Суджи (Курской губернии), Сумарокова в Тарусском уезде Калужской губернии, кн. Юсупова в с. Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др. Из провинциальных городов в Харьковепостоянный театр был основан в 1812 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году.

С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путём скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин).

Первый государственный публичный театр. Расцвет придворного театра. Снижение удельного веса итальянских спектаклей. Введение хора придворных певчих в итальянских операх, потом выделение из них отдельных оперных солистов. Строительство Оперного дома.

Две линии любительства: придворная и партикулярная. Движение к профессиональному театру.

При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.

Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.




Кадетский театр. Еще в эпоху Анны Иоанновны кадеты участвовали в придворных любительских комедиях.

Кадетский театр можно считать связующим звеном между театром придворным и демократическим, долитературным и литературным, любительским и профессиональным он окончательно упрочил мысль о необходимости организации русского профессионального театра.

5. РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА.

Русский классицизм формировался под влиянием европейского, но имел свои особенности: возник в 1740-е, носил ярко выраженный просветительский характер, темы сюжеты и героев для произведений черпал из древнерусской истории, а не из античности, сообщая пьесам патриотизм.

Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека – героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга.

Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.

Возник на Западе в послеренессансный ериод, наиболее полное воплощение получил в искусстве и лит-ре Франции. Мировоззрение классицизма и его эстетика неотделимы от мировоззрения ренессанса. От культуры возрождения классицизм унаследовал гуманистические идеалы, веру в человека, глубокий интерес к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.

Ренессансное стремление к раскрепощению всех сил индивида и неограниченности их развития сменяется преобладанием пафоса разума, рассудка, противопоставлением разума и чувств, долга и влечения, общественного и личного. Это расщепление, свойственное классицистким характерам.

Главный пафос русского классицизма был заключен в утверждении идеи гражданского долга, которому надлежит служить не в силу принуждения, но принимая и исповедуя эту идею как непременный нравственный закон.

Как во Франции 17 в, так и в России 18 в идейный пафос классицизма – утверждение примата долга и рассудка, призыв к подчинению личных интересов законам общества и гос-ва -сближал классицизм с идеологией просвещенного абсолютизма на определенном этапе его исторической жизни.

Главной исторической заслугой классицизма было сближение русского театра с передовой мыслью, с литературой, которая несла просветительские идеи.

Не меньшее значение имело и то, что классицизм давал русскому театру возможность сразу стать на уровень мировой театральной культуры.

Поэтика. Русский классицизм 18 в. С его тираноборческим и гражданственным пафосом, темой героического подвига во имя служения обществу и отечеству подготовил революционный классицизм эпохи декабристов.

Театральная теория классицизма.

Человеческая природа воспринималась классицизмом как нечто неизменное и постоянное, независимое от исторических, национальных и бытовых условий.

Классики давали образы-схемы, образы понятия, составленные из одной искусственно выделенной психологической или социально-бытовой черты, представлявших собой как бы персонифицированную идею скупости, ханжества, неправосудия. Однолинейность характеров в классической драме, односторонность.

Ослабленность внешней, событийной стороны действия. Слово как форма непосредственного выражения мысли или чувства было основным выразительным средством классической трагедии.

Каждому жанру соответствовал определённый круг персонажей. Героями трагедии могли быть исключительно монархи, полководцы, вельможи и др высокопоставленные люди. Стоят выше обыденной жизни, повседневности, от них зависят судьбы народов. Языком трагедии был язык высокой поэзии, исключающий всякий бытовой колорит.

Главным компонентом трагедийного спектакля являлась актерская декламация. Внешне спектакль был мало действенным. В позах и жестах актерам рекомендовалось подражать образцам античной скульптуры. Манера игры актера в трагедии была условной. Для выражения страстей и переживаний актер должен был пользоваться детально разработанной системой условных жестов. Не мог пользоваться бытовыми интонациями и жестами. Движения подчинялись законам ритма и пластики.

В основе теории классической комедии: нравственная концепция, что наряду с естественными страстями, заложенными в самой природе человека, есть страсти не естественные, но рожденные нравами. Страсти второго порядка , толкая человека на неразумные поступки, делают его смешным. С пороками следует бороться оружием смеха – составляет задачу комедии.

Более широкий и более демократический круг персонажей, в основном принадлежавших к так называемому третьему сословию. Постоянные действующие лица – буржуа, чиновники, слуги.

В 18 в. Классическая трагедия во Франции становится рупором политических и философских идей просвещения, гуманистических идей, ставших идеологическим оружием третьего сословия, готовившегося к решительному штурму старого порядка. Просветительская трагедия выступает теперь в защиту естественных прав человека, нарушаемых деспотической властью.

Главной заслугой классицизма явилось создание национальной драматургии, без которой невозможно существование национального театра.

С практикой классического театра русская публика познакомилась на представлениях немецкой труппы Каролины Нейбер (1740), пропагандировавшей принципы классицизма в актерском искусстве и классические трагедии Готшеда. Неск позднее, в 1742 в Спб давала представления французская драматическая труппа Сериньи. Подлинное утверждение классицизма в русском театре связано с именем Сумарокова.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА: ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУМАРОКОВА И ВОЛКОВА

Первый государственный публичный театр. Расцвет придворного театра. Снижение удельного веса итальянских спектаклей. Введение хора придворных певчих в итальянских операх, потом выделение из них отдельных оперных солистов. Строительство Оперного дома.

Две линии любительства: придворная и партикулярная. Движение к профессиональному театру.

При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.

Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.

Кадетский театр. Еще в эпоху Анны Иоанновны кадеты участвовали в придворных любительских комедиях.

Кадетский театр можно считать связующим звеном между театром придворным и демократическим, долитературным и литературным, любительским и профессиональным он окончательно упрочил мысль о необходимости организации русского профессионального театра.

5. РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА.

Русский классицизм формировался под влиянием европейского, но имел свои особенности: возник в 1740-е, носил ярко выраженный просветительский характер, темы сюжеты и героев для произведений черпал из древнерусской истории, а не из античности, сообщая пьесам патриотизм.

Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека – героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга.

Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.

Возник на Западе в послеренессансный ериод, наиболее полное воплощение получил в искусстве и лит-ре Франции. Мировоззрение классицизма и его эстетика неотделимы от мировоззрения ренессанса. От культуры возрождения классицизм унаследовал гуманистические идеалы, веру в человека, глубокий интерес к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.

Ренессансное стремление к раскрепощению всех сил индивида и неограниченности их развития сменяется преобладанием пафоса разума, рассудка, противопоставлением разума и чувств, долга и влечения, общественного и личного. Это расщепление, свойственное классицистким характерам.

Главный пафос русского классицизма был заключен в утверждении идеи гражданского долга, которому надлежит служить не в силу принуждения, но принимая и исповедуя эту идею как непременный нравственный закон.

Как во Франции 17 в, так и в России 18 в идейный пафос классицизма – утверждение примата долга и рассудка, призыв к подчинению личных интересов законам общества и гос-ва -сближал классицизм с идеологией просвещенного абсолютизма на определенном этапе его исторической жизни.

Главной исторической заслугой классицизма было сближение русского театра с передовой мыслью, с литературой, которая несла просветительские идеи.

Не меньшее значение имело и то, что классицизм давал русскому театру возможность сразу стать на уровень мировой театральной культуры.

Поэтика. Русский классицизм 18 в. С его тираноборческим и гражданственным пафосом, темой героического подвига во имя служения обществу и отечеству подготовил революционный классицизм эпохи декабристов.

Театральная теория классицизма.

Человеческая природа воспринималась классицизмом как нечто неизменное и постоянное, независимое от исторических, национальных и бытовых условий.

Классики давали образы-схемы, образы понятия, составленные из одной искусственно выделенной психологической или социально-бытовой черты, представлявших собой как бы персонифицированную идею скупости, ханжества, неправосудия. Однолинейность характеров в классической драме, односторонность.

Ослабленность внешней, событийной стороны действия. Слово как форма непосредственного выражения мысли или чувства было основным выразительным средством классической трагедии.

Каждому жанру соответствовал определённый круг персонажей. Героями трагедии могли быть исключительно монархи, полководцы, вельможи и др высокопоставленные люди. Стоят выше обыденной жизни, повседневности, от них зависят судьбы народов. Языком трагедии был язык высокой поэзии, исключающий всякий бытовой колорит.

Главным компонентом трагедийного спектакля являлась актерская декламация. Внешне спектакль был мало действенным. В позах и жестах актерам рекомендовалось подражать образцам античной скульптуры. Манера игры актера в трагедии была условной. Для выражения страстей и переживаний актер должен был пользоваться детально разработанной системой условных жестов. Не мог пользоваться бытовыми интонациями и жестами. Движения подчинялись законам ритма и пластики.

В основе теории классической комедии: нравственная концепция, что наряду с естественными страстями, заложенными в самой природе человека, есть страсти не естественные, но рожденные нравами. Страсти второго порядка , толкая человека на неразумные поступки, делают его смешным. С пороками следует бороться оружием смеха – составляет задачу комедии.

Более широкий и более демократический круг персонажей, в основном принадлежавших к так называемому третьему сословию. Постоянные действующие лица – буржуа, чиновники, слуги.

В 18 в. Классическая трагедия во Франции становится рупором политических и философских идей просвещения, гуманистических идей, ставших идеологическим оружием третьего сословия, готовившегося к решительному штурму старого порядка. Просветительская трагедия выступает теперь в защиту естественных прав человека, нарушаемых деспотической властью.

Главной заслугой классицизма явилось создание национальной драматургии, без которой невозможно существование национального театра.

С практикой классического театра русская публика познакомилась на представлениях немецкой труппы Каролины Нейбер (1740), пропагандировавшей принципы классицизма в актерском искусстве и классические трагедии Готшеда. Неск позднее, в 1742 в Спб давала представления французская драматическая труппа Сериньи. Подлинное утверждение классицизма в русском театре связано с именем Сумарокова.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА: ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУМАРОКОВА И ВОЛКОВА

Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцового переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра I. Большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь ей удержать власть.

Классицизм, главенствующий в искусстве, предписывал дворянам (благодаря которым дочь Петрова и взошла на трон) следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. Правление Елизаветы многие историки считают предтечей эпохи просвещенного абсолютизма.

История театра при Елизавете

Ею было многое сделано для развития искусства и образования:

  • в 1731 году открыто учебное заведение для дворян – т.н. Шляхетский корпус,
  • в 1744 году подписан указ о расширении сети школ,
  • в 1755 году открыта гимназия в Москве, в 1758 – в Казани.
  • При непосредственном участии М.В. Ломоносова (которому Елизавета оказывала широкую поддержку) в 1751 году основан Московский университет.
  • В 1760 году при поддержке И.И. Шувалова учреждена Академия Художеств.

Наконец, в 1756 году указом “О театральном стате” положено начало создания организации Императорских театров России, включавших в себя несколько трупп.

Шляхетский корпус

Шляхетский корпус был элитным училищем для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. Он занимает там особую нишу.

Первоначально спектакли, которые ставились в театре Шляхетского корпуса, исполнялись на французском языке и были своеобразными упражнениями на овладение премудростями языка. Ставили кадеты корпуса в основном трагедии виднейших европейских драматургов.

В 1747 году преподавателем этого корпуса стал его выпускник А.П. Сумароков. Именно ему выпало стать первым профессиональным русским драматургом.

В 1749 году Сумароков поставил с учениками свою первую трагедию под названием “Хорев”. Это была первая оригинальная постановка на русском языке. После этого русскоязычные спектакли давали довольно часто. Вскоре кадетский театр приобрел значительную известность, и его труппа вышла за пределы корпуса. С 1750 года кадеты Шляхетского корпуса начали исполнять пьесы своего учителя Сумарокова в Оперном доме для императорского двора. Саму Елизавету приводили в восторг эти постановки.

Постепенно репертуар театра расширился. Например, в 1750-1751 году кадеты показали императорскому двору ряд представлений трагедии М.В. Ломоносова “Тамира и Селим”, затем включили в свой репертуар комедии Языкова, Фонвизина, трагедии Хераскова и других драматургов 18 века.

В 1752 году имератрица передала в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.

Таким образом, кадетский театр Шляхетского корпуса стал предтечей профессионального русского театра 18 века.

Создание национального публичного театра

В послепетровскую эпоху возникла необходимость создания русского публичного театра для формирования национального самосознания. Первая подобная попытка при Петре I оказалась малоудачной. На многие десятилетия после смерти первого русского императора руководство придворным театром оказалось в руках иностранцев. Состоялось знакомство придворных зрителей с лучшими классицистическими трагедиями Вольтера и комедиями Корнеля, Расина, Мольера. Этому способствовали немецкая труппа Нейберг и французская труппа Сериньи. Но поскольку нужен был русскоязычный театр, Елизавета подыскивала подходящую кандидатуру на пост будущего руководителя русского публичного театра.

Успех трагедий Сумарокова, поставленных в этом театре, и слияние его профессиональной труппы с частью труппы театра Волкова во многом способствовали тому, чтобы первым администратором и директором Русского публичного театра стал Сумароков.

30 августа 1756 года открывает новую страницу истории театра России. Воистину исторический указ Елизаветы способствовал активизации театральной жизни. Открылся Русский публичный театр под руководством Сумарокова, в Московском университете была организована студенческая труппа во главе с М.М. Херасковым. В 1757 году антрепренер Локателли открыл в Петербурге итальянскую оперу, через два года попробовал открыть театр в Москве, но в 1762 году его театр прекратил свое существование.

Первый публичный театр в России

Положение театра было довольно сложным. Если итальянская опера Фрайя получала ассигнование в размере 25-30 тысяч в год, то русскому театру полагалось всего 5 тысяч. Пошив костюмов, оформление декораций, жалование актерам – на все это требовались деньги, и выделенной суммы, конечно, не хватало. Сумарокову часто приходилось обращаться к помощи фаворитов Елизаветы Петровны: Шувалову, Воронцову и другим. Сумароков не только режиссировал спектакли, но и не чуждался и ручного труда: при необходимости сам расписывал декорации, рисовал и расклеивал афиши, делал мелкий ремонт в здании.

Трудности были связаны и с неудобным месторасположением театра: фактически, он был на окраине Петербурга. Хотя цены на представления были более чем демократичными (ведь театр при Елизавете позиционировался как “публичный”, т.е. зрелище для всех), люди с низким достатком редко посещали его, им требовалось много денег, чтобы туда добраться. Люди же обеспеченного сословия предпочитали более “светские” виды развлечений (например, уже упомянутую оперу).

Сумароков был достаточно неуживчивым человеком, всецело следовавшим высокоморальным принципам. В театре он видел способ воспитания общества. Но дворяне были далеки от придуманного им идеала, поэтому он часто вступал с ними в конфликты, не умел находить компромисса. Из-за своей вспыльчивости и горячности он не раз добивался прямо противоположного результата. Через пять лет после начала руководства (в 1761 году) Сумарокову пришлось покинуть пост директора.

Актрисы первого русского театра

Первоначально и мужские, и женские роли исполняли только мужчины. Но после 1757 года на сцене появились и профессиональные исполнительницы.

Первыми русскими актрисами принято считать:

  • Марию и Ольгу Ананьиных (супруги соответственно Григория Волкова и Шумского)
  • Мусину-Пушкину (супругу Дмитриевского).

Знаменитыми актрисами театра 18 века были Троепольская и Михайлова.

Актеру классицистического театра предписывалось играть не совсем привычным для современного зрителя образом. Перед тем, как произнести фразу, ему предписывалось сначала изобразить ее на лице и только потом проговаривать. Говорить следовало торжественным тоном, достаточно громко и напевно. Актер трагедии обязан был принимать величественные позы, экспрессивно жестикулировать и подчеркнуто изображать обуреваемые им страсти – к этому обязывала патетика жанра.

Театральные формы елизаветинского периода

Главенствующей театральной формой театра 18 века была, несомненно, трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже – религиозным. Особенностью трагедийных постановок было почти полное отсутствие реквизита. Например, в 12 трагедиях Сумарокова используется только 7 предметов, несущих в себе символическое значение: кинжал, перчатка, маска и т.д.

Другой популярной формой была комедия. Классицистическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер.

Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески.

Значение русского театра 18 века времен Елизаветы Петровны

Становление русского национального театра – важный этап в истории русского театра. Закрепление классицистических приемов на национальной почве помогло русским драматургам Сумарокову, Фонвизину, Языкову, Ломоносову, Хераскову создать подлинные шедевры, имеющие непреходящее значение и ныне. Впоследствии преодоление ограниченных приемов классицизма

(соблюдения трех единств – времени, места и действия; четкое разделение героев на положительных и отрицательных; патетика)

послужило катализатором для развития дальнейших театральных форм.

Благодаря усилиям Сумарокова и Хераскова, театральные спектакли смогло увидеть большое количество людей, причем не только дворянского происхождения. Однако во многом половинчатые меры, предпринятые Елизаветой (в первую очередь, недостаточное финансирование), не смогли дать подлинного расцвета театральным подмосткам 18 века.

Но русский театр 18 века расцвел в полную силу только при Екатерине Великой.

Елизавета Петровна

30 августа 1756 года был утвержден государственный публичный постоянно действующий театр – “Русский для представления комедий и трагедий театр”. При Елизавете Петровне наконец театральная жизнь стала насыщенной и превратилась в часть придворного церемониала. Постепенно вырабатывается свод правил и распорядок, в котором учитывались придворный этикет и политические приоритеты. Если при Анне Иоанновне показывали комедии Дель Арте, то период Елизаветы Петровны изменил акценты и вкусы в театре. Из итальянских квартетов остались дуеты буфов, в основном это были дуеты дзанни – слуг. Иногда приезжали исполнители интермедий.

Самая характерная черта этого периода – появление оперы и балета. Оперы приурочивали к важным датам, и после пышной премьеры повторяли на день рождения императрицы а затем показывали только через несколько лет. Сама императрица была героиней опер и балетов, кроме того она участвовала в репетииях.

Новшеством стало участие хора, который составили церковные певчие, которые стали участвовать в операх. Постепенно из хора стали выдвигаться и солисты. В опере “Милосердие Титово” появились балетные сцены. Соответственно стали выделяться первые профессиональные “танцевальщики и танцевальщицы”. Для спектаклей, которые проходили во время коронаций, в Москве был построен “Оперный дом” (проект архитектора Растрелли). С мая 1742 года здесь показывали еше и итальянские интермедии и французские комедии.

Во второй половине мая 1742 года в Москву прибыли французские артисты. В начале января того же года был подписан контракт с руковоителем труппы Дюпло, но в России труппу возглавил актер Сереньи. По контракту они должны были показывать 2 спектакля в неделю. В репертуаре были сливки французской драматургии – Корнель, Мольер, Расин. Актеры играли на французском, а у зрителей были програмки-переводы.

17 сентября 1742 года императрица разрешила немецкому комедианту Зигмунду “содержать комедии не только в Москве, но и в Петербурге и других городах”. Первое здание театральной комедии Зигмунд построил в Риге. В 1774 году “Немецкая комедия” появилась в Москве, в 1775-ом – в Петербурге. Репертуар “Немецкой комедии” составляли небольшие пьесы и импровизационные сценки. Там были дрессированные животные, куклы-марионетки, механические фокусы и т.д. Некоторые постановки Зигмунда были выполнены в традициях немецких представлений – “главных государственных действий” – которые являлись отражением важных событий из жизни коронованных особ. После смерти Зигмунда в 1747 году “Немецкую комедию” возглавил Петр Гилфердинг, который пытался создать “правильный” немецкий театр, то есть чисто драматический театр. Таким образом в России появился постоянно действующий немецкий театр. Его двери были открыты даже для крепостных. Постепенно актеры-любители стали объединяться в полупрофессиональные труппы, а немецкий театр был для них примером для подражания. Однако в середине 50-ых годов интерес к немецкой комедии падает, потому что русский зритель переключается на “отечественную продукцию”. Немецкий театр, однако, просуществовал до 70-ых годов, но к концу своей деятельности работал только для германоязычной диаспоры.

Охотники

сумароков

Национальный профессиональный театр начал формироваться благодаря партиклярным группам – частным независимым труппам. Их называли “труппы охочих комедиантов”, “городские демократические труппы”, или попросто “охотники”. Эти труппы составлялись из людей разных профессий, разного возраста и общественного положения. Это были студенты духовных семинарий и ученики светских заведений, служащие контор, канцелярий, купцы, крепостные разных дворян.

  • ранний – 1720 – 1740гг. – любительский: этому периоду характерны бессистемность, эпизодичность, случайность;
  • зрелый – 1740 – 1749гг. – партикулярные труппы.

В 1749 году самые смелые “охотники” обратились в Московскую палицмейстерскую канцелярию с просьбой дать им разрешение “играть российскую комедию”. К просьбе прилагался реестр пьес. Разрешение они получили, а потом постепенно такое разрешение стали давать всем “охотникам”.

Василий Тредиаковский

Эти “челобитные” подчеркивали то, что данная труппа претендует на официальное существование, что указывало на новую фазу профессионализации “охотников”. Таким образом они получили право официально заявлять о спектаклях, арендовать помещения и брать плату за вход. В 1750 году был самый что ни на есть театральный взрыв. Сразу шесть трупп – и это только в Москве – заявили желание играть российскую комедию. К тому времени в Ярославле уже работала труппа Волкова. В зрелом периоде партикулярные труппы переходят к сезонной работе, и если еще в 1749 году спектакли показывали только на святки, то уже в 1750-ом их устраивают на протяжении почти всего года – кроме постов. В некоторых случаях у трупп охотников появлялись постоянные помещения с гардеробными и декорациями, и даже выставлялись афиши. Это период полупрофессионального театра, но эти труппы подготовили актеров для дальнейшей театральной жизни России.

Важной была деятельность кадетов Шляхетского корпуса. Кадетские театры еще при Анне Иоанновне участвовали в массовых сценах представлений.

В 1730 году труппу кадетов начал набирать Сумароков. Для них он написал свою первую трагедию – “Хореф”.

Михаил Ломоносов

Русский классицизм формировался под воздействием французского, и его основоположником считается именно Сумароков. Первое представление кадетов состоялось 8 февраля 1750 года в присутствии императрицы. Уже 30 мая они сыграли “Хорефа” на сцене “Оперного дома”. За этот спектакль Сумароков получил 2.000 рублей, а кадетам выплатили 4.000. В этом же году императрица приказала Тредиаковскому и Ломоносову сочинить трагедию, что они и сделали – “Тамира и Селим”.

Таким образом в этот период в русском театре было три течения – придворный, “охотники” и конечно же народный театр.



Г.К. Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754 г. (слева) / Портрет Екатерины II с маской. Конец XVIIIв. По оригиналу С.Торелли 1760 г. (справа)

Русские артисты выступали совместно с иностранными труппами. XVIII век отмечен выдающимися личностями, прославившими русский театр. В 1751 году яркой звездой в составе Петербургской придворной итальянской труппы блистала русская актриса Елизавета Белоградская в представлениях, идущих в Зимнем дворце. Именно ее принято считать первой профессиональной певицей России.



Портрет А.Г. Бобринского – юноши в маскарадном костюме. 1770-е гг (слева) / А.П. Лосенко. Портрет Ф.Г. Волкова (справа)

Началом возникновения русского сценического искусства в Москве принято считать открытие театра при Московском университете (1756 г.). Студенческий театр возглавил М.М. Херасков. Труппа не имела постоянного состава, поскольку студенты, окончившие университет, уходили из театра.


Билет в придворный маскарад

Считаю важным рассказать немного о текстиле того времени – тканях из которых шили одежду и, разумеется, театральные костюмы, а также создавали оформление сцены.


Парча. Кон.XVIII – нач.XIX вв. Центральные губернии России (слева) / Каннеле. Конец XVIII в. Москва (справа)


Атлас узорный. Франция. Кон.XVII – нач. XVIII вв. (слева) / Гродетур золотный. 1780-е гг. Москва (справа)


Ткань хлопчатобумажная набивная. Середина XVIII в. Ручная набивка

В правление Екатерины II в Россию приглашаются выдающиеся художники-декораторы. Самым крупным среди них был Филипп де Лассаль. Он работал в России с 1771 по начало 1780-х гг.


Ткань хлопчатобумажная набивная, XVIII в. Ручная набивка (Россия)

Для второго направления декорирования тканей, которое развивалось под непосредственным влиянием русского народного искусства, характерна яркая гамма используемых красок, контрастность тонов, которые вызывают ощущение богатства цвета. Орнаментальные композиции составляются из гвоздик и маков, тюльпанов и роз, причем изображение розы более обобщенное, чем это принято в западноевропейском орнаменте, встречается чаще других. В красочной гамме цветка, как правило, использованы контрастные цвета без главного перехода тонов и полутонов. Контрастность усилена введением черного шелка и золотистой нити. Черная шелковая нить в узоре – одна из характерных особенностей русских шелковых тканей. Ею подчеркивали объемность формы и глубину рисунка.



Итак, мы видим, что XVIII в. отмечен рядом крупных реформ, связанных именно с театральной культурой, бурно развивается текстильное производство, что дает возможность создавать из отечественных тканей прекрасные костюмы, соответствующие требованиям европейской моды. Наряду с развитием государевых (императорских) театров при Екатерине II возникло довольно много дворовых крепостных театров. К концу XVIII века известны театры Румянцева, Волконского, четыре театра графа Шереметьева. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось порядка пятнадцати частных театров, в которых служили 160 актеров и актрис, и 226 музыкантов. Театры возникали по всей России: в Тамбове, Воронеже, Твери, Тульской губернии, Курской губернии и других.

В следующей части речь пойдет о знаменитом крепостном театре графа Н.П. Шереметьева и прекрасных эскизах театральных костюмов художницы Марианны Кирцингер

Глазет (галасет) – род парчи, тканной шелком и серебром, без рисунка

Душегрейка – верхняя одежда, часто безрукавная, часть одежды богатых и знатных женщин, нередко одевалась на сарафан

Епанечка – женская короткая утепленная накидка без рукавов и застежек

Кафтан – верхняя мужская длиннополая одежда, теплая и холодная, повседневная и праздничная из дорогих тканей, пуговицы носили декоративную функцию и не застегивались, чтобы не скрывать камзол

Тафта – тонкая шелковая или хлопчатобумажная глянцевитая ткань полотняного переплетения

Штоф – очень плотная шелковая однотонная или узорчатая ткань различных переплетений

[1] Л.Старикова. Звуки праздника./4 чувства Праздник в Петербурге XVIII века. М., 2003. С. 54-55

[3] Тихонов Ю.А. Мир вещей. М., 2008. С.210

[5] О.Гордеева, Л.Ефимова, М.Кузнецова. Русские узорные ткани. М., 2004. С. 59

Читайте также: