Тарковский особенности творчества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Заходит в бар мужик. Садится за стойку. Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча. Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ. Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут. Погружает палец в стакан и начинает им водить туда-сюда, помешивая воду. Это длится час. После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ. Уходит.
А бармен и говорит:
— Тарковский — гений.

Имя Андрея Тарковского всегда было пропуском в высший свет. Хотя нет, не так. После смерти режиссера его имя быстро стало пропуском в высший свет. Во многом этому помогли западные коллеги — почти каждый современный режиссер называет Тарковского своим вдохновителем. Обычно он стоит там в одном ряду с Куросавой и Феллини (которыми вдохновлялся сам). Учитывая интернет-глобализацию, имя Андрея Арсеньевича быстро стало мемом — количество людей, которые “не смотрел, но восхищаюсь”, быстро выросло до угрожающих масштабов, что повлекло за собой комичный эффект. Несмотря на это, феномен влияния Тарковского часто усаживает за просмотр тысячи людей, большинство из которых потом недоумевают: "Там же ничего не происходит, в чем подвох?" Так что в день рождения великого режиссера мы решили ответить на вопрос: "Я не понимаю Тарковского, в чем он гений?"


Съемки фильма "Сталкер" (1979г.)

Начнем с простого, со всеми любимого классического искусства. Того, где Рубенс, Микеланджело, Тацит, Эль Греко и еще несколько десятков, а то и сотен известных имен. Многие любят называть классику понятной, превращая ее в противоположность современному искусству, которое вроде как непонятное и пафосное. Вот только по сути все наоборот. За красивой картинкой старых полотен обычно скрывается огромное количество отсылок, пасхалок и просто остроумных комментариев художника. Представьте себе, что вы смотрите на “Возвращение блудного сына” Рембрандта. Красиво нарисовано? Конечно. Но вот что? Обычно зрители предпочитают не оценивать что-то кроме визуальной составляющей.

У Тарковского все так же. С точки зрения картинки в его лентах все идеально. Не зря операторская работа Вадима Юсова многими современными профессионалами воспринимается как эталон.

А вот с точки зрения смыслов. все куда веселее. Дадим сначала слово самому режиссеру. После того как фильм “Зеркало” вышел в кинотеатрах, Союз кинематографистов признал его непонятным и немассовым. Сам же Тарковский ответил следующим образом:

"Поскольку кино всё-таки искусство, оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя".


Съемки фильма "Зеркало" (1975г.)

Главным вдохновением для режиссера стали итальянские неореалисты и французские адепты “новой волны”. Оба направления исповедовали максимально настоящую картинку — без спецэффектов, ретуши, плавного и незаметного монтажа. Тарковский пошел дальше. Его картины не только показывают историю зрителю, но и заставляют ее интерпретировать. Учитывая, что постановщик всегда стремился к диалогу со зрителем, причем на очень возвышенные темы — вопросы духовности, высшего блага, человеческого бытия, неудивительно, что временами действие очень-очень замедляется. Андрей Арсеньевич, в отличие от современного Голливуда, не пытался расширить количество зрителей очевидными сюжетами и знакомыми всем аллегориями. Как бы ни было обидно, а Тарковскому было просто неинтересно говорить с обывателем.


Съемки фильма "Солярис" (1971г.)

Именно поэтому постановщика так любят на Западе — люди, всю жизнь изучавшие кино и искусство, видят в нем гуру, который может рассказать им больше, расширить горизонт знаний. Он — это Адам Маккей для интеллектуалов, который вынуждает думать и наблюдать, а не просто смотреть.

Мотив сна, медленная камера, долгие планы: Тарковский будто гипнотизирует зрителя. Узнаем зачем и определим главные черты киноязыка режиссера.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Определим основные черты киноязыка Тарковского. Но для начала посмотрим на фильмы, которые любил режиссер. В 1972 году кинокритик Леонид Козлов попросил Тарковского назвать 10 любимых фильмов.

▪️ Дневник сельского священника (Journal d’un cure de campagne, 1950). Робер Брессон

▪️ Причастие (Nattvardsgasterna, 1962). Ингмар Бергман

▪️ Назарин (Nazarin, 1959). Луис Бунюэль

▪️ Земляничная поляна (Smultronstallet, 1957). Ингмар Бергман

▪️ Огни большого города (City Lights, 1931). Чарли Чаплин

▪️ Сказки туманной луны после дождя (Ugetsu monogatari, 1953). Кендзи Мидзогути

▪️ Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954). Акира Куросава

▪️ Персона (Persona, 1966). Ингмар Бергман

▪️ Мушетт (Mouchette, 1967). Робер Брессон

▪️ Женщина в песках (Suna no onna, 1963). Хироси Тэсигахара

Разберемся, как эти фильмы повлияли на кинематограф Андрея Тарковского.



👼 В этом списке 3 фильма Ингмара Бергмана и 2 фильма Робера Брессона. Это режиссеры, которые имеют дело с духовными и даже божественными сущностями. Католик Брессон в своих фильмах подводит нас к мысли о том, что бог есть. А Бергман отрицает бога из-за тяжелых отношений с верующим отцом. Первые три фильма в списке — о священниках. Тарковский через свои предпочтения в кино раскрывает нам, какие темы его интересуют.

Тарковского называют режиссером-сновидцем. Он огромное внимание уделял сновидениям. Для Тарковского самым важным было превратить жизнь в сон, создать у зрителя ощущение, будто тот видит сновидение. Поэтому в его картинах постепенно начинает преобладать иррациональное. 💭

Логика сна в его фильмах заявляет о себе даже на уровне повествовательной структуры: не всегда мы можем проследить сюжет, мы имеем дело с чем-то, что не поддается объяснению здравым смыслом.

Давайте посмотрим, по каким еще чертам можно узнать Андрея Тарковского 👇

🎬 Долгие планы. То есть от одной монтажной склейки до другой проходит много времени (в отличие, например, от клипового монтажа, где монтажная склейка — каждые 2–3 секунды).

🎥 Медленное движение камеры, плавные проезды. Вспомните, как резко Тарантино наезжает камерой на нужные ему объекты и так же резко отъезжает. Здесь мы имеем дело с противоположным.

🏞 Горизонтальные и вертикальные панорамы. Панорама — это съемка с плавным разворотом камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси.

🎧 Богатство шумов. Также скрупулезно он выстраивает и звуковую партитуру. Она насыщенная, плотная и разнообразная.

👨‍👩‍👦 Тематические особенности фильмов автора. Тарковский часто обращается к теме детства, теме отца и матери, а также теме Бога, духовных поисков.

Вот что сказал о нем режиссер Александр Сокуров 👇

Тарковский добивается чрезвычайной выразительности при минимальных средствах, выражая очень сложные мысли и чувства художника.






У Тарковского снимаются первоклассные актеры. Мы выделим двух — Анатолия Солоницына и Николая Гринько.

Вот как он вспоминал первую встречу с Тарковским👇

🗣«За режиссера я сначала принял оператора Вадима Юсова — он был в той компании самый солидный, серьезный. И потом сильно удивился, когда мне показали настоящего режиссера: молоденький парнишка, скуластый, улыбающийся, взнервленный, немного даже заикающийся, и в очень странной кепочке. Он дал мне прочитать сценарий. Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки.



Андрей Тарковский: творчество без символов

- Андрей Тарковский родился в творческой и счастливой семье начинающих поэтов Арсения Тарковского и Марии Вишняковой, - рассказывает Сергей Сергеевич. - Потом появился второй ребенок – Марина. К сожалению, семейная гармония продолжалась недолго, Арсений Тарковский уходит из семьи. Мария Ивановна остается с двумя детьми, которым посвящает всю свою жизнь. Жертвуя собственным поэтическим творчеством, образованием и карьерой, поступает на службу - корректором в типографию. Приходится терпеть нужду и лишения. Летом Мария Ивановна с детьми собирает полевые цветы и продает букетики на вокзале. Арсений Тарковский, к сожалению, не оказывал оставленной семье материальную помощь. В одном из воспоминаний есть поразительный эпизод. Однажды Мария Ивановна встретилась с Арсением Александровичем в булочной, где покупала для детей хлеб, а бывший муж - пирожные для своей новой жены. Примечательно, что Мария Ивановна никогда не попеняла бывшему мужу на невнимание, а в детях воспитала не просто любовь к отцу, но преклонение к его творчеству. В фильмах Андрея Тарковского не раз будут звучать стихи отца.

Тарковский не стал снимать традиционный биографический фильм, каких было много в отечественном кинематографе. Жизнь Андрея Рублева показана через призму восприятия художником своего времени, через сам поток жизни народа, в котором образ иконописца порой уходил на периферию повествования, оставаясь, казалось бы, единственной ниточкой, связывающей самодостаточные новеллы фильма. И вместе с тем, именно образ Андрея Рублева получал все более объемное наполнение в каждом новом эпизоде, в каждом новом повороте сюжета, в каждой новелле. На глазах у зрителей происходит становление Художника, прошедшего тяжкий путь от наивного юноши до зрелого мужа, мыслителя, творца, сохранившего в своей душе веру и любовь к человеку, осознавшего глубинную связь божественного провидения с человеческими судьбами, утвердившегося в понимании веры как основы реализации жертвенной любви. И в понимании искусства как средства возвышения человеческого духа.

В конце 1986-го года прошлого века Мастера не стало. Но остались фильмы. Остались легенды и мифы, связанные с именем режиссера. В своей книге Сергей Загребин пытается развеять некоторые из них. Андрей Тарковский сумел поставить жесткую стену между обыденной жизнью и творчеством. Он всегда был верен себе, своему внутреннему голосу. Внешние обстоятельства, конечно, довлели над ним, как над человеком. Но не довлели над Художником.


С 19 декабря в повторный прокат вышла отреставрированная версия фильма “Солярис” одного из самых прославленных режиссёров отечественного кино. Чем же так привлекают зрителя во всем мире произведения Андрея Тарковского? Актуальны ли его фильмы сегодня? Разбираемся в новом материале.

Фильмы Андрея Тарковского можно пересматривать много раз, каждый раз открывая и постигая новое. Но прежде чем впервые приступить к просмотру, зрителю непременно нужно ознакомиться с некоторыми фактами из биографии режиссера. Все его фильмы, так или иначе, автобиографичны. О значении детства Андрей Тарковский рассказал в одном из своих интервью в Италии. О том, что человек питается им, чтобы потом всю свою жизнь пользоваться вдохновением.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился в интеллигентной литературной семье. Однако отец ушел из семьи, когда будущему режиссеру было три года, что, несомненно, наложило отпечаток на чувствительного ребенка. В некоторых фильмах зритель может явно проследить отношения отец-сын, где Тарковский ведёт диалог с отцом. Проявляет всё то, что было недосказано и, таким образом, значимо. По словам самого Андрея Тарковского, всем тем, чего он достиг в жизни, он обязан своей матери, которая воспитала в нем творческого человека, привила любовь к искусству.

Несомненно, стоит упомянуть женские образы в кино Тарковского. Воплощения матери режиссёра в частности и женщин в общем – это зачастую неземные существа, обладающие иногда даже мистическими качествами. Служанка Мария из “Жертвоприношения” – ведьма. Главная героиня фильма “Зеркало” левитирует , переводчица Эуджения из “Ностальгии” будто сошла с полотен итальянских живописцев эпохи возрождения. Героиня “Соляриса” – Хари – человеком вовсе не является, но по сути больше Человек, чем прочие герои фильма – как раз таки настоящие люди.

Фильмы Андрея Тарковского – потусторонние миры, облеченные в форму поэзии. И эта поэзия полнится символами. Во всех фильмах присутствует вода – живая материя, связывающая полотно фильма воедино. В фильме “Иваново детство” вода – это проводник главного героя, 12-летнего Ивана из реального мира ужасов войны в довоенный беззаботный мир детства. Вода – это зеркало, в котором отражается другое, мирное время. Также вода выступает зеркалом в фильме “Солярис”. Здесь вода – это огромный разумный Океан далекой планеты. Но он отражает уже души главных героев, проявляет скрытое, освещает самые потаенные уголки человеческих душ.


Пепел – как результат огня. Пепел кружит в воздухе, когда в “Ивановом детстве” разбирают дела казненных. Иван вспоминает, что сажа неделю не оседала на землю, когда немцы жгли книги. Снег, похожий на пепел ложится на остов сгоревшей церкви в “Андрее Рублёве”. Искусство, служащее для того, чтобы возвышать человека над тем, чем он является, превращается в пепел, когда в человеке не остается ничего человеческого. По словам сумасшедшего Доменико из “Ностальгии”: “Человек, в тебе вода, огонь и еще пепел”.

Еще один символ, который встречается зрителю из фильма в фильм – это молоко – символ достатка, добра, добротности. Оно является неизменным атрибутом там, где дом – полная чаша, им щедро делятся, оно льётся через край. Напротив, там, где полюс с положительного меняется на отрицательный, зритель видит опрокинутые, разбитые бутыли с молоком. В “Жертвоприношении” при начале атомной катастрофы бутыль с молоком взрывается, в “Андрее Рублеве” молоко льётся в реку при набеге монголо-татар на Владимир и нападении на артель Андрея Рублева.

Тарковский использовал при создании своих фильмов своеобразные художественно-изобразительные средства, которые служили и определенной символикой. Цветовое решение фильма “Сталкер” любопытно тем, что при изображении так называемой “зоны” – опасного, запретного места, где можно исполнить свое самое сокровенное желание – используется цвет, яркость, краски. В то время как реальный мир лишен всяких красок. Он невыразителен, сер, пуст, мертв. В “Ностальгии” цветное повествование перемежается чёрно-белыми снами главного героя. В “Солярисе” же довольно интересен музыкальный аспект. В сценах, показывающих Землю, музыкой выступают звуки природы: шелест ветра в листве, журчание воды, ржание коня и лай собаки. А в сценах на Солярисе использована хоральная прелюдия фа минор Баха, что создает потустороннюю, космическую атмосферу.

Фильмы Андрея Тарковского представлены в разных жанрах – от исторической и военной драмы и научной фантастики до биографии и автобиографии – но все они, безусловно, являются образцом авторского кино. Неповторимый стиль режиссёра, помимо художественных приемов, имеет в основе своей философский и религиозный подтекст. И вот перед зрителем уже не научная фантастика, а фильм-размышление, фильм-притча. Символы религии присутствуют в каждом фильме. Это мерило того, что происходит в нравственной жизни человека сейчас.

Сорванный колокол и разрушенная церковь в “Ивановом детстве” или отлитый заново Бориской колокол в “Андрее Рублеве”, который возрождает веру главного героя в то, что его творчество нужно человечеству. Искусство также занимает одно из центральных мест в работах Тарковского. Это – то единственное, что способно примирить материальное и духовное в человеке, привести всё к равновесию, гармонии. В каждом фильме мастера зритель может наблюдать произведения всемирно известных творцов: Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи и, конечно, Андрея Рублева.

Требовательность мастера к актерам и съёмочной группе, скрупулезность по отношению к мельчайшим деталям во время съёмок вошли в историю.


Особенно знаменита история с фильмом “Сталкер”, когда Тарковский несколько раз просил братьев Стругацких переписать сценарий, менял операторов и заставлял актеров играть одну и ту же сцену несколько дублей подряд. А после фильма “Андрей Рублев”, где представлены сцены с горящей коровой и лошадьми, падающими с лестниц, режиссера обвинили в жестокости по отношению к животным. Все вышеперечисленное могло бы бросить тень на любого, но не на режиссера, которого уже после дебютного фильма провозгласили гением.

Имя Андрея Тарковского известно во всем мире. Его фильмы откликаются в сердцах многих, становятся близки людям разных вероисповеданий, ведь все они о человеческой душе, что делает их космополитичными. Стремление Тарковского к идеалу, поиски истины, смысла, исследование нравственности делают его фильмы непревзойденными образцами искусства. Главный герой “Ностальгии” Андрей Горчаков утверждал, что искусство непереводимо.

Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
. Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал.
. Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет.
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Величие и могущество придает человеку, главным образом, то, что он владеет словом. Слово несет с собой память о жизни, передает накопленный человечеством опыт, его исторический путь. Все сущее запечатлено в языке,

Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока Течет по жилам — боль моя и благо — Ключей подземных ледяная влага.
Я призван к жизни кровью всех рождений И всех смертей, я жил во времена.
Когда народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена.

Не я словарь по слову составлял,
А он меня творил из красной глины;
Не я пять чувств, как пятерню Фома,
Вложил в зияющую рану мира,
А рана мира облегла меня;
И жизнь жива помимо нашей воли.

Но эти противоречия не нарушают целостности духовного мира поэта. Тарковский всем своим существом чувствует диалектическое единство противоположностей: смерти и бессмертия, блага и боли, света и тьмы. Поэт для него — и творец, и творение, ваятель и глина, коса и косарь. Поэт и поэзия создают друг друга. Так же создают друг друга искусство и жизнь.

А на выезде плачет жена,
Причитая и руки ломая,
Словно черные кони Мамая
Где-то близко, как в те времена,
Мчатся, снежную пыль подымая,
Ветер бьет, и звенят стремена.

Переход к патетике внутренне оправдан: в рассказ о том, как колхозник уходит на фронт, вплетается историческая ассоциация, раскрывающая высокий смысл события — преемственность героизма русского народа.

Композиционная стройность, строгий ритмический рисунок, соподчиненность всех элементов господствуют в стихах Тарковского. Их трудно разъять на метафоры, тропы.

Особенно ярко это сказывается в его переводческой деятельности. Переводы каракалпакского эпоса, туркменских классиков, грузинских, армянских, азербайджанских авторов принесли Тарковскому широкую известность. С одинаково высоким мастерством он воссоздает на русском языке произведения разноязычных художников самых различных времен — и наших современников, и живших тысячу лет назад.

Рассыпается пеплом сгоревшая младость,
И чертоги средь звезд человеку не в радость.
Многим смысл бытия разъясняет могила,
А меня жизнелюбие опустошило.

Тарковского привлекли в аль Маари близкое ему миропонимание, вера в могущество человеческого разума. И несмотря на то, что между поэтами лежит тысячелетие, переводчику удалось донести до нас голос арабского классика.

Талант перевоплощения — великое достоинство художника. Но порой кажется, что этот талант мешает Тарковскому.

Читайте также: