Там где кончается наука кратко

Обновлено: 04.07.2024

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Прежде всего наука нацелена на получение нового для человечества знания, открытие того, что еще не известно людям. При этом ей свойственно стремление к объективности, к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Так, известный физик М. Планк (1858—1947 гг.) говорил, что он хочет отыскать такие знания, которые истинны не только для всего человечества, но и для инопланетного разума, если тот вообще существует.

ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними — эмпирические законы. Эти факты и законы образуют эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень научного знания. К нему относятся хорошо известные вам из курса физики законы Шарля (зависимость давления газа от температуры), Гей-Люссака (зависимость объема газа от температуры), Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Эти зависимости были выявлены экспериментально.


Другим уровнем научного знания является теоретическое познание. Оно имеет дело с такими связями и отношениями, которые охватывают очень широкий класс явлений, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, — идеальными объектами (идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и др.). Оперируя такими объектами, теоретическое познание способно достигать высокой степени обобщения, формулировать законы. Среди законов, открытых и обоснованных на теоретическом уровне, — закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т. д. Подобные законы вместе с другими тесно связанными между собой компонентами — типологиями, классификациями и др. служат исходным материалом для построения научной теории. Помимо этой основы, теория, как правило, включает в себя правила логического вывода и доказательства, а также совокупность сформулированных в теории утверждений — основной массив теоретического знания.
(Вспомните известные вам теории в области математического, естественно-научного, исторического знания.)
Познавательное значение теорий очень велико. Они позволяют объяснять изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем. Например, теория Ньютона или, как ее называли, небесная механика, включающая закон всемирного тяготения, три закона движения, создала новую физическую картину мира, дала возможность рассчитывать движение небесных тел, указала направление новым научным поискам. Благодаря вычислениям Э. Галлея на основе законов небесной механики впервые была установлена дата (1758 г.) приближения к Земле кометы, получившей в дальнейшем название кометы Галлея. Расчет ученого подтвердился. Теория Ньютона помогла открыть новые планеты Уран и Нептун.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Эмпирические научные знания добываются, как уже отмечалось, в ходе наблюдений и эксперимента.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Долгое время развитие науки представлялось постепенным сбором сведений и уточнением уже познанного, подобно тому как кирпичик к кирпичику возводится стена. При таком подходе картина мира не изменяется в своих основах, а лишь охватывает все новые сферы действительности, истоки же добываемых наукой знаний всегда можно найти в прошлом. Поэтому очень важно изучать труды предшественников.


В середине нашего столетия американский философ Т. Кун предложил другую концепцию развития науки, согласно которой оно идет не путем плавного наращивания новых знаний, а через периодические и коренные изменения в системе научных знаний, т. е. через научные революции. На этапе так называемого нормального периода развития науки существующие научные теории позволяют успешно решать возникающие проблемы. Но постепенно накапливаются факты, не поддающиеся объяснениям в рамках этих теорий. Начинается этап кризиса, когда выдвигаются смелые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем. В результате формируются новые, часто несовместимые с прежними научные теории, объясняющие всю совокупность накопившихся эмпирических данных. Это означает, что произошла научная революция.
Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся ученых коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И все же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК


Научные представления об устройстве мира, о месте и роли человека в нем (научная картина мира) в той или иной степени проникают в сознание людей; выработанные наукой принципы и подходы к осмыслению действительности становятся ориентирами и в нашей повседневной жизни.
Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления. При этом альтернативные картины мира, в том числе религиозная, и иные способы познания (мистическое озарение и др.) постепенно вытеснялись на периферию общественного сознания.
Однако в последние десятилетия в ряде стран с традиционно устойчивым доверием к науке ситуация стала меняться. Многие исследователи отмечают усиление влияния вненаучных знаний. В этой связи говорят даже о сложившихся двух типах людей. Первый тип ориентирован на науку. Его представителям свойственна активность, внутренняя независимость, открытость новым идеям и опыту, готовность гибко приспосабливаться к изменениям в работе и жизни, практицизм. Они открыты для дискуссий, скептически относятся к авторитетам.
Мышлению другого типа личности, ориентированного на вненаучные картины мира, свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному. Эти люди, как правило, не ищут доказательств полученных результатов и не заинтересованы в их проверке. Приоритет отдается чувственно-конкретной, а не абстрактно-теоретической форме знания. Они полагают, что открытие может сделать каждый, а не только профессиональный исследователь. Для таких людей главная опора — вера, мнения, авторитет. (А к какому типу вы отнесли бы самого себя?)
Но почему же возрастает влияние альтернативных научным взглядов и установок? Объяснения здесь даются разные. Некоторые считают, что в XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку. Есть и такая точка зрения: человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению. Так, первый расцвет просвещения приходится на эпоху классической Греции: именно тогда был совершен переход от мифологического к рациональному мышлению. К концу периода правления Перикла маятник качнулся в обратную сторону: центральное место заняли всевозможные культы, магическое врачевание, астрологические прогнозы. Сторонники такой точки зрения полагают, что современное человечество вступило в завершающую фазу расцвета рационализма, начало которой было положено веком Просвещения.
Но, возможно, правы те, кто считают, что цивилизация уже накопила определенную усталость от бремени выбора и ответственности и что астрологическая предопределенность предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений. (А как считаете вы?)
Представим себе ученого, склонившегося над микроскопом, перед пультом управления ускорителем микрочастиц или терминалом современного телескопа. Изучение живого, микро- и макромира включает в себя скрупулезное наблюдение, выверенные расчеты и эксперименты, построение математических или компьютерных моделей. Изучая общество, ученые тоже наблюдают, сравнивают, подсчитывают, а иногда и экспериментируют (например, подбирая космический экипаж или полярную экспедицию по принципу психологической совместимости). Значит ли это, что для изучения общества используются те же методы, что и для изучения природы? Ученые по-разному отвечали на этот вопрос.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Этот афоризм, приписываемый академику Л.Д. Ландау, отражает отношение физиков-теоретиков к философии. В среде физиков уже давно утвердилось мнение, что физика и физики должны быть вне всякой философии, что философия не помогает, а мешает развитию фундаментальных исследований. Негативное отношение к философии вполне объяснимо. Много путаницы, идеологии и словоблудия внесли и продолжают вносить в физику философы. Однако словесный отказ от всякой философии вовсе не означает, что физик стоит вне философии или же он выше философии. Пренебрежение философией в области фундаментальных исследований (именно о них будет идти речь) можно объяснить наивностью и размытостью мировоззренческих позиций физиков. Обойти философию в фундаментальных исследованиях, игнорировать ее, устранить философию, попытаться подняться над философией – самообман. Философия жестко связана с мировоззрением, которое неустранимо из фундаментальных основ физики и любой науки.

Позитивизм

В отличие от ученых Запада, которые четко осознают свои мировоззренческие позиции, российские физики представляют вульгарную ветвь позитивизма. Они отрицают любую философию, часто не осознавая, что их мировоззрение отражает специфическое философское направление. Этому в значительной степени способствовали и способствуют бытующее в их среде философское невежество, а также этому способствуют позиции российских философов, утративших материалистические позиции. Именно по этой причине мы не будем вдаваться в тонкости современных течений позитивизма.

Некоторые черты позитивизма

Эти черты вытекают из сути позитивизма. К ним можно отнести:

1. Отрицание взаимосвязи физики и философии, и, как следствие, отрицание мировоззренческого характера науки.

2. Поскольку раскрытие причин и сущностей не является задачей науки, последовательный позитивизм отрицает существование объективной истины и объективный характер науки. В конечном счете, позитивизм ведет к субъективизму и прагматизму. Субъективизм навязывает научному сознанию антропоморфные схемы, а также выводы и оценки, чуждые объекту, слепую веру в авторитет своего лидера. Субъективизму необходим монополизм в науке, он порождает приспособленчество и беспринципность [2]. Прагматизм – мировоззренческая позиция функционеров от науки или философии. Если для ученого целью научного поиска является выявление объективной истины, то для функционера истина играет второстепенную роль. Для него наука – способ достижения личных выгод, ученых степеней и званий, административной власти и т.д. В этом смысле даже объективно-идеалистическое мировоззрение оказывается на голову выше позитивизма, поскольку оно признает существование объективной истины и во многом опирается на здравый смысл.

Позитивизм в СССР

Пресловутый принцип партийности в марксистско-ленинской философии и догматические тенденции привели эту философию к состоянию застоя. Тем не менее, позитивистские тенденции в марксистско-ленинской философии проявлялись под флагом марксистско-ленинской философии в некоторых работах даже в сталинский период. Партийная догматическая цензура оказала негативное влияние на науку и философию (генетика, кибернетика). Она отторгала физиков от философии и рождала слой философов-функционеров*.

В 1958 г. состоялось Всесоюзное совещание философов. Оно справедливо и резко осудило практику некомпетентного вмешательства философов в естествознание. Но оно не смогло вскрыть глубинные корни взаимосвязи философии и естествознания. В силу этого Совещание открыло путь философскому позитивизму в СССР, который, как и при Сталине, развивался, прикрываясь знаменем марксистско-ленинской философии.

Не понимая взаимосвязи между мировоззрением (философией) и естествознанием (физикой) большинство философов выбрало наиболее легкий путь – путь философского обоснования физических теорий, путь сокрытия противоречий между теориями и в самих теориях. Философы стали избегать конфликтов с наукой ценой отказа от основополагающих принципов диалектического материализма, ценой искажения этих принципов. Эта лакейская тактика только усилила тенденции вульгарного позитивизма в среде физиков, т.е. порождала и поддерживала негативное отношение физиков к любой философии. По этой причине можно понять тех физиков, которые считают философские исследования (статьи, диссертации, монографии по философским проблемам естествознания) макулатурой.

Анализ теории познания

Как было сказано, главной причиной развития позитивизма явилось незнание и непонимание связи между мировоззрением (философией) и наукой (физикой, например). Это было результатом незавершенности материалистической теории познания. Ни марксистско-ленинская философия, ни какая-либо другая философия до сих пор не решили до конца задачу превращения философии в системное знание. Отсутствие системного подхода привело к тому, что в некоторых странах до сих пор философию рассматривают не как науку, а как искусство.

Анализируя причины неудач марксистско-ленинской философии, нам удалось четко определить структуру и функции философии как науки и методы реализации этих функций, выявить основные точки взаимосвязи физики и философии. Но, пожалуй, самое главное, нам удалось установить, что философия (как мировоззрение) выполняет определенные критериальные функции по отношению к фундаментальным теориям. Только благодаря этой функции можно проводить гносеологический анализ теорий и выявлять гносеологические ошибки в этих теориях. Иными словами, нам удалось представить философию как системное знание [6].

Наше обращение в Институт философии после ельцинского переворота осталось без ответа.

Гносеологические и математические ошибки

Анализ математического формализма в классических теориях показал следующее.

  1. Релятивистский интеграл действия некорректен, поскольку он не имеет экстремумов.
  2. Задача Коши для волнового уравнения не имеет единственного решения. Как следствие, калибровка Лоренца и кулоновская калибровка уравнений Максвелла в общем случае не эквивалентны, т.е. дают различные (не совпадающие) решения для одной и той же задачи.
  3. В выводе преобразования Лоренца содержится логическая ошибка. Ее устранение приводит к новому преобразованию, которое не запрещает мгновенные взаимодействия [7, 8].

Если принять во внимание любой из этих трех пунктов, то изменения, ожидающие классические и релятивистские теории окажутся весьма значительными. Они приведут не только к изменению математического формализма этих теорий, но и к изменению их интерпретации. А это, в свою очередь, радикально отразится на теории тяготения, астрофизике и квантовых теориях.

Мировоззренческая борьба

Физики и философы обычно пишут о кризисе физики в конце XIX – начале XX вв. в прошедшем времени. Однако, несмотря на частные успехи в фундаментальных науках этот кризис продолжается и в настоящее время. Причина в том, что кризис физики обусловлен кризисом мировоззрения. Об этом постоянно забывают. Необходимым условием преодоления кризиса в физике является преодоление мировоззренческого кризиса. Только тогда развитие теорий будет идти по материалистическому пути, опираясь на материалистическое миропонимание.

Эту борьбу мы наблюдаем и сейчас в форме противостояния представителей официальной науки (РАН, Высшая школа) и неофициальной науки. Хотя это противостояние проявляется в спорах по частным проблемам физики (специальная теория относительности, квантовые теории и т.д.), на самом деле это противостояние есть отражение борьбы двух мировоззрений. С одной стороны, это догматизм и вульгарный позитивизм официальной науки, с другой – стихийный (иногда путаный) материализм противников субъективизма в науке.

- Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

- Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

ФОТО Википедия / Flavis - собственная работа, Общественное достояние

Обратим внимание, что среди перечисленных выше лиц все, кроме Ушинского, творили в советскую эпоху. Кто-то совсем немного, как Есенин, а кто-то всю жизнь. Как же выбирали деятелей культуры и просвещения для увековечения?

Понятно, что все они должны были иметь заслуги перед советской властью, тем более что в 1970-м страна отмечала столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина .

Николай Черкасов , сыграв Александра Невского в одноименном фильме Сергея Эйзенштейна, создал канонический образ полководца. Именно профиль Черкасова изображен на ордене Александра Невского, учрежденном в 1942 году. Николай Симонов создал канонический образ основателя Петербурга Петра I в киноленте режиссера Владимира Петрова .

Понятен и выбор Дмитрия Шостаковича , автора Седьмой симфонии, исполненной 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде .

Но чем обусловлен выбор архитекторов Льва Руднева , Ивана Фомина и художника Кустодиева? Ведь есть и другие выдающиеся мастера.

А дело в том, что все они занимались обустройством Марсова поля как памятника жертвам революции. Надо сказать, что полвека назад почему-то забыли про художника Владимира Конашевича . Или улицы для него не хватило. Эту несправедливость исправили несколько лет назад, назвав его именем сквер, примыкающий к улице Ивана Фомина и проспекту Просвещения.

Что же касается Ушинского, который умер в 1870-м, в год, когда в Симбирске только родился Владимир Ульянов , то его включили в список за его прогрессивные взгляды на педагогическую науку, естественно, с поправкой на время и тот факт, что отец Ленина Илья Ульянов очень ценил труды Ушинского. Кроме того, жизнь Ушинского вообще была тесно связана с нашим городом.

В когорте деятелей культуры, имена которых получили улицы северных новостроек, оказался и мексиканский художник Сикейрос, который, по его собственному признанию, занимался политической живописью. Известен он также и как один из участников покушения на Льва Троцкого .

И, наконец, иногда можно услышать: а Хошимин-то тут вообще при чем? Многие до сих пор не знают, как правильно пишется название этой улицы: раздельно или слитно. Отвечаем: слитно, потому что она названа по имени не вьетнамского политического деятеля (и, кстати, поэта!) Хо Ши Мина, а переименованного в его честь города Хошимина , бывшего Сайгона.

Читайте также: