Талант грибоедова в изображении вечного конфликта между веком нынешним кратко

Обновлено: 08.07.2024

Расходятся мнения героев и по поводу образования. Читатель видит, что Чацкий не доволен полным отсутствием у дворянства стремления к интеллектуальному развитию и чтению литературы. Чацкий был образован, а потому открыт переменам в обществе: он презирал крепостное право, полную необразованность приверженцев традиционных ценностей, их посредственность и нежелание стремиться к переменам. А его оппоненты призывали сжечь книги и ограничить просвещение, ведь они считали научный прогресс излишним. Поскольку деньги у них и так были, они не хотели развивать страну и усложнять себе жизнь.

Сторонники Фамусова также отличаются своим преклонением перед всем иностранным и неприязнью к российскому. А Чацкий убеждён, что необходимо ценить, уважать и гордиться истинной российской культурой, а также постоянно ее совершенствовать.

Все эти конфликты приводят к тому, что Чацкого не желают больше принимать в светском обществе. Благодаря клевете Софьи его начинают считать сумасшедшим. Но фамусовское общество с готовностью приняло эти слухи из-за того, что главный герой значительно умнее окружающих. Чацкий по натуре честный человек, а потому он опасен для лицемерного мира Фамусовых.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы. Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо".

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

Рассуждение Век нынешний и век минувший

В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает проблему взаимопониманий двух поколений и как принято говорить афоризмом – век минувшего прошлого и век нынешнего. На заре девятнадцатого века назревает несоответствия и разногласия между старой гвардией и новомыслящей молодёжью. По мнению передового общества Россия как бы застыла в своем развитии и не может двигаться дальше по ряду причин.

Во – первых – это кандалы крепостного права , в которые вцепились мертвой хваткой дворяне-феодалы. Им выгодно иметь почти бесплатный рабский труд на их благо. Во-вторых это взятничество, купля продажа чинов и должностей. В – третьих, престиж передачи военных чинов по наследству. Грибоедов в комедии противоборство между новым и старым светом представил в лице Чацкого и Фамусовского общества.

Она как и ее батюшка вступает в ряды борцов за устоявшиеся старые порядки. Ее все устраивает и ей не хочется, чтобы вокруг кипела новая жизнь, чтобы происходили новшества в политике, образовании.

Чацкий же напротив, горяч, полон энергии и желания принести пользу России, все равно на каком стезе, будь то карьера военного или штатского.

И как раз это явилось началом конфликта с Фамусовским обществом. Для армии века минувшего служба – это источник дохода, но никак не процветания и пользы государства. Они осуждают все новое, радикальное, отрицают образование, начитанность, развитие духовных ценностей, хотя следуя моде заводят у себя в домах иностранных учителей, словно диковинных животных.

И он понимает, что такие как он пока в меньшинстве, но из искры возгорится пламя. Россия обязательно воспрянет ото сна, и что будущее за молодым, энергичным, грамотным и талантливым поколением.

Также читают:

Картинка к сочинению Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Я очень люблю нашу Землю. Мне нравится глобус, сам вид нашей зелёно-голубой планеты. Она просто чудесная. Чувствуется, что на ней столько всяких живых существ

Любовь - это очень сильное чувство. Взаимопритяжение между влюблёнными часто возникает неосознанно, при дальнейшем развитии отношений может возникнуть недопонимание

Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!

Сочинения по произведениям Горького

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

Никогда прежде русский зритель не видал на сцене ничего подобного. Написав комедию “Горе от ума”, Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века.

Направленность русской литературы потеряла свою однозначность: для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение.

Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

Детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной

Балы, обеды, ужины, крестины…

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Женщин, в основном, занимали наряды. Все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель – выйти замуж или выдать дочь за человека влиятельного и богатого.

При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья.

Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

Мужчины в основном заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель – “добраться в генералы”.

Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.

Московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным.

Они – “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”.

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

“Охота странствовать напала на него…” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой.

Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем, Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго.

Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа.

Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.

И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй.

Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и. разорившись, распродал всех поодиночке.

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным.

К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской – “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой – одиночка.

Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину.

Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.

А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод.

Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен.

Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот – социальный.

Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев. Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

Безумным вы меня прославили все хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Развязка конфликта – отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир.

А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А. С. Грибоедов создал комедию на все времена.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учимся писать сочинение . Марченя Ирина Александровна МКОУ «Абрамовская сш.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учимся писать сочинение . Марченя Ирина Александровна МКОУ «Абрамовская сш.

Что такое школьное сочинение по литературе? Это письменное развернутое высказ.

Порядок работы над сочинением Прежде всего обдумайте тему. Помните: каждое сл.

Порядок работы над сочинением Прежде всего обдумайте тему. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует писать в сочинении. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы ее раскрыть? (Как правило, стиль школьного сочинения публицистический, жанр – литературно-критическая статья) Составьте план.

Чацкий и Фамусовское общество. Буду писать о Чацком и Фамусовском обществе.

План. Бессмертная комедия А.С.Грибоедова. Чацкий и Фамусовское общество. (Сам.

2) Фамусовское общество: а) Фамусов – яркий представитель, его непререкаемые.

3) Непримиримость взглядов Чацкого и Фамусова – главный конфликт комедии. 4).

Можно начать так… В 1824 году А.С.Грибоедов - талантливый писатель, искусный.

А может, начать так? Любое литературное произведение рассказывает нам о какой.

Что сказать в заключение? (1. Если начал о горе от ума, то об этом надо и зак.

А как вам такие темы. Порядок работы тот же. Чацкий - победитель или побе.

Читайте также: