Т гоббс и дж локк о государстве и естественных правах человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Джон Локк (либерализм и бабло) вслед за Гобсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Локк – один из основателей теории правового государства. По своим взглядам он являлся продолжателем демократической традиции в политико-правовой мысли. Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав. Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Цель государства - сохранение свободы и собственности граждан. В теории Джона Локка есть истоки либерализма.

Либерализм – направление в политической теории, которое обосновывало верховенство прав и свобод человека, неприкосновенность частной собственности и уважительное к ней отношение. При этом высшим благом признается индивидуальная свобода человека.

Учение о естественном состоянии. • Естественное состояние – это состояние свободы и равенства; • Свобода не является источником войны (естественное состояние человека – мир), так как человек – разумное социальное существо; • Естественное состояние предполагает: право распоряжаться собой, право защищать себя, право на • Постепенно в естественном состоянии возникает частная собственность. Причина ее возникновения – это труд.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

В период с XVI-XVII веков основной темой философии была проблема власти и государственного устройства. Как известно, как раз в это время в Англии произошли революции и гражданская война. Самые известные английские философы того времени — Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственности в эпоху возникновения национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в период революции и гражданской войны стояла особенно остро. Развитие моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекло внимание этих философов. Несомненно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, большое влияние оказала гражданская революция XVII в. Учения и идеи этих мыслителей сыграли важную роль в истории философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что учения этих философов имеют историческую связь с эпохой, в которую они были сформулированы, интерес к ним не пропадает и по сей день.

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти ценна как открытое и ясное выражение очень характерной для определенного типа идеологии идеи о фундаментальном достоинстве государства. Его представители считают, что государство обладает этим достоинством, если оно надежно защищает (в принципе, любыми средствами) желаемый ими порядок общественных отношений. Сторонники политического абсолютизма либо игнорируют такие кардинальные вопросы, как становится ли государство самодержавной силой, чуждой противостоящему ему обществу, подотчетно ли оно обществу, построено ли государство и функционирует ли оно на демократических и правовых принципах, либо относятся к ним как к несущественным и отодвинутым на второй план.

Хотя Гоббс полностью подчиняет индивида абсолютной власти государства, он все же позволяет ему сопротивляться воле суверена. Человек имеет право на восстание. Она открывается только тогда, когда суверен приказывает человеку убить или покалечить себя вопреки законам природы или защититься от нападения врагов. Защита своей жизни основана на высшем законе природы — законе самосохранения. Даже государь не должен преступать этот закон. В противном случае он рискует потерять власть.

Рассуждение Джона Локка о естественном праве

Вопрос о правительстве, который всегда волновал европейских мыслителей, начиная с Аристотеля, интересовал и Джона Локка. Однако он не отдавал особого предпочтения ни одной из уже известных или возможных форм правления. Его личные симпатии больше склонялись к ограниченной конституционной монархии, каковой и стала Англия после 1688 года.

Исследуя этот вопрос, Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество и культура, какие законы управляют природой общества, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, и какую роль играет язык в становлении человека как социального существа.

Локк считает, что частная собственность существует изначально и не возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Итак, отправной точкой для Локка является одна из основных посылок философии истории, которая уже была разработана идеологами английской буржуазной революции в середине XVII века.

Дж. Локк и его политико-правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Политические и правовые идеи
Т. Гоббса

Основным явлением, для объяснения которого работала социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, было государство. Несмотря на преобладающее объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

Гоббсианская политическая теория была направлена против схоластических феодально-религиозных представлений о государстве и праве. Идеологически она была связана с обоснованием сильной власти (политического абсолютизма), способной сдержать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В то время, когда крупная буржуазия и новая аристократия приходили к власти и боролись как с феодальными реакционерами, так и с революционной демократией, его теория была спроецирована в первую очередь для оправдания диктатуры буржуазной аристократии Кромвеля. Политическая и правовая доктрина Гоббса предполагала механистический материализм, детерминизм и деизм. Гоббс подчеркивал практическую и творческую направленность политической науки и считал, что понимание законов политической жизни должно служить искоренению кровопролития, насилия и войны, благу всех людей. Политическая и правовая доктрина Гоббса согласуется с теориями естественного права и договорного происхождения политической власти. Он связывал происхождение политической власти и государства с природой, с характеристиками человека как разумного, но в то же время глубоко эгоистичного существа, наделенного такими естественными страстями, как жажда власти, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Гроция, Гоббс считал самым важным качеством человека не стремление к общности, а эгоизм и индивидуализм. Люди в своем естественном состоянии не способны поддерживать мир из-за своих эгоистичных страстей, поскольку они сталкиваются с угрозой взаимного уничтожения.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы эпохи Просвещения, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка:

Государство, утверждал Локк, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

Заключение

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.

Список литературы

Государственное право Гоббс Локк

Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. — М.: Высшая школа. — 2003.

Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма. — 2007.

Кузнецов, В.Н. Европейская философия в XVIII веке / В.Н. Кузнецов. М. : Академический проект. — 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Наряду с Ф. Бэконом и Р. Декартом, Т. Гоббс явился основоположником новой исторической формы материализма – метафизического (механистического) материализма. Он рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, вещи, процессы считал формами её проявления. Материя вечна, а тела и явления – нет. У Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он её анализирует как математик, геометр и механик с количественной стороны. В интерпретации Гоббса материя геометризируется (имеет высоту, ширину, глубину) и представляет как нечто однородное, бесцветное, обладающее механическим движением. В силу определенного уровня развития науки он не смог прийти к пониманию самодвижения материи.

Учение о государстве содержит две части:

1. этика – учение о человеке;

2. политика – учение о гражданине, о государстве.

Гоббс выделяет три формы правления государством:

По его мнению, монархия – лучшая форма правления государством. Власть государства абсолютна, а подчинение государству – это добро. Но если монарх нарушает устои государства, то народ в праве поменять его на другого.

Д. Локк различал три основные вида познания:

- сенситивное (познание единичных вещей с помощью органов чувств, чувственного опыта);

- демонстративное (исследование положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм);

- интуитивное (самоочевидное истины нашего собственного существования).

Локк выделял два вида опыта:

1) опыт внешний – связанный с восприятием внешнего мира, где ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств.

2) опыт внутренний – связанный с рефлексией, т.е. наблюдением души над своими собственными внутренними действиями.

Д. Локк считал, что государство возникает как результат договора людей, все люди равны и свободны от рождения. Никто не должен наносить ущерб свободе, здоровью человека. Государство выполняет два вида власти:

· сохраняет себя (законодательная власть);

· наказывает нарушителей (исполнительная власть).

Дж. Локк разрабатывает идею о разделении власти в государстве. Люди объединяются в государство, т. е. подчиняют свои интересы интересам большинства. Возникает законодательная власть. Что бы законы работали, нужна исполнительная власть. Исполнительная власть должна назначаться законодательной властью.

Философия эпохи Просвещения

Говоря и философии эпохи Просвещения имеют в виду прежде всего учения французских философов XVIII в.: Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Денни Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Гольбаха и др.

Центром эпохи Просвещения является Франция XVIII в. Философию этого периода можно разделить на две части:

1) естественные законы порождены биологической природой человека;

2) общественные законы установленные государством. Свобода – право делать то, что дозволено законом.

Монтескье – один из родоначальников географического детерминизма, он считает, что определяющий фактор исторического развития связан с географической средой. Форма государственного устройства зависит от географической среды.

Формирование совершенного человека связано с воспитанием, считает Руссо и создает целую педагогическую систему. Основой естественной морали должно стать трудовое воспитание личности.

К материалистам эпохи Просвещения относятся: Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций. Они считают, что мир существует реально и он материален. Материи присуще движение. Источник движения находится в самой материи. Материя и движение являются единственной существующей реальностью. Так как вся природа является ни чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Природа выступает как бесконечный ряд причин и следствий. В эту строго детерминистическую систему помещается и человек.

Основные понятия

ДЕИЗМ - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предостав­лен действию собственных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия XVII - XVIII вв.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) - учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в XVII - XVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людей действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, неза­висимо от времени и места и неизменно.

МЕХАНИЦИЗМ - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рас­сматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды ма­териального движения.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - учение о возникно­вении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Развернутую форму теория получила в XVII - XVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

РАЦИОНАЛИЗМ– направление в теории познания, признающее единственным источником знания разум. Родоначальником является Р. Декарт.

СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объ­ективные законы природы и общества, един из гносеологических источни­ков идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, т.е. взгляда на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В край­них случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму.

ЭМПИРИЗМ (опыт) - направление в гносеологии, представители ко­торого считают чувственный опыт единственным источником познания. Сильная его сторона - детальный анализ чувственных знаний. Абсолюти­зация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. Различают ма­териалистические и идеалистические его разновидности.

Биография и среда формирования философии Т. Гоббса, анализ его взглядов на государство и естественные права человека. Краткий очерк жизни и личностного становления Дж. Локка, факторы, повлиявшие на формирование его идей. Сравнение идей Гоббса и Локка.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.01.2013
Размер файла 36,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

С момента выделения человека из животного мира его интересует вопрос о том, какие права он имеет как личность, и какие у него есть права в отношении общества. При образовании разных видов общества человек задается вопросом, кто должен управлять деятельностью всего этого общества и какую правовую форму оно должно представлять. Другими словами, возникает ли из объединения людей государство, и какие права и обязанности при его возникновении появляются между государством и людьми, его образующими. Интересную точку зрения на естественные права человека и государство выражают Томас Гоббс и Джон Локк.

1. Биография и среда формирования философии Т. Гоббса

В 1603 году, при содействии Латимера (учителя Т. Гоббса в Вестпорте) и материальной поддержке своего дяди, Гоббс поступил в один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике, молодой Гоббс не захотел, однако, пополнить собою ряды университетских преподавателей.

Третье путешествие на континент, предпринятое Гоббсом (вместе с его воспитанником) в 1634-1636 годах, имело для него особенно важное значение. Гоббс, находясь в Париже, знакомится с аббатом Мерсенном и входит в его философский кружок, который являлся средоточием передовых научных идей того времени. Мерсени познакомил Гоббса со своими знаменитыми друзьями (Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс, Гассенди). Во Флоренции, Гоббс, встречается с Галилеем и беседует с ним.

Во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов, Гоббс, пробыл более десяти лет (1640-1651).

В 1646 году Гоббс получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского (будущего короля Карла II). Гоббс, принимает это предложение, хотя и без особого энтузиазма.

2. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека

Таковы взгляды Т. Гоббса на извечный вопрос о естественных правах человека и государстве.

3. Биография и среда формирования философии Д. Локка

29 августа 1632 года в маленьком городе Рингтон на западе Англии в семье провинциального адвоката родился будущий великий философ Джон Локк. Он воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции как к господствовавшей в стране англиканской церкви, так и к абсолютной монархии Карла I.

Отец Локка во время гражданской войны был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля. Он владел значительным состоянием, но во время войны лишился большой части своих сбережений, - скорее всего, вследствие щедрости и великодушия, о которых часто упоминал его знаменитый сын. О матери Локка, урожденной Кинг, сведений мало.

В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, страдавшим непонятной болезнью. Поставив точный диагноз, Локк посоветовал лорду сделать операцию и тем самым спас тому жизнь. В знак благодарности лорд Эшли пригласил Локка погостить к себе на лето, а потом предложил ему поселиться в его доме навсегда. Локк принял это предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи. Обязанности домашнего доктора не мешали Локку продолжать занятия философией и естественными науками. Благодаря Энтони Эшли Джон Локк заинтересоваться политикой и теологией. Одновременно продолжал заниматься наукой.

В 1668 году Локка избирают членом Королевского естественнонаучного общества, а в 1669 году - членом Совета этого общества.

В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии. Локк же благодаря покровителю занял высокий пост секретаря правления по делам благотворительности. На этой должности он пробыл до конца 1673 года, то есть до того времени, когда патрон его снова впал в немилость. Служебные взлеты и падения Шефтсбери, как эхо, отражались на судьбе философа.

Локк отправился во Францию, в Монпелье, где пробыл с конца 1675 года до середины 1679-го. Здесь он поправлял здоровье и участвовал в философских дискуссиях с учениками Декарта и Гассенди. Локк окончательно утвердился в мысли, что схоластическая философия отжила свой век.

В 1679 году лорд Шефтсбери снова занял пост президента совета. Приехав в Лондон, он тотчас вызвал из-за границы своего друга. Однако вскоре лорд Шефтсбери в очередной раз впал в немилость короля и эмигрировал в Голландию. Положение Локка в Лондоне после отъезда Шефтсбери стало небезопасным. Философ пытается найти убежище в Оксфорде. Но и здесь он подвергается преследованиям.

В 1683 году вслед за Шефтсбери Локк эмигрирует в Голландию. Вскоре Шефтсбери скончался в Амстердаме. Для Локка начались годы напряженного труда, глубокого изучения идей Декарта и Гассенди, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии.

В конце 1684 года Локк находился в Утрехте; он приезжал в Амстердам только на короткое время с намерением снова уехать в Утрехт, чтобы его случайно не включили в число заговорщиков. В Амстердаме же он узнал, что требуют его выдачи, и ему поневоле пришлось скрываться.

4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека

Таким образом, взгляды Дж. Локка на естественные права человека и государства отличаются прогрессивностью либерализмом.

Заключение

локк гоббс философия право

Что же касается философии абсолютного монархического управления государством, то та же история показала несостоятельность теории Гоббса. На сегодняшний день нет ни одного государства, где бы сохранилась абсолютная монархия. В целом философия права и государства Т. Гоббса носит антилиберальный и антииндивидуалистический характер. В своей трактовке закона (всего позитивного человеческого законодательства) как приказа суверена, Гоббс, противопоставляет закон (гражданский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и обязанности подданных по отношению к суверену и свободу, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным. В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.

Что же касается философской теории государства, то Дж. Локк оказался прогрессивнее Т. Гоббса. Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия. Так же революционным было предложение Локка о разделение властей. Принцип разделения властей стал основой всех правовых государств.

Список использованной литературы

2. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. /Сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов; Пер. с лат. и англ. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.

4. Сочинения: В 3 т. / Пер. с англ. и лат. Т. З / Ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - 668 [1] с: ил., 1 л. портр. - (Филос. наследие).

Читайте также: